Горловое пение: самоучитель. Горловое пение — музыка вибраций души

Горловое пение – это древнее искусство постижения гармонии Человека и Природы. Волшебные вибрации гармоничных звуков, которые разливаются в пространстве, открывают врата постижения и расширения границ человеческого восприятия. Рожденное изнутри, пение «без слов» настраивает на чистое переживание окружающего мира, даря проход к безграничному источнику энергии. Горловое пение в своей первичной форме сохранилось лишь у некоторых народов Саяно-Алтайского региона — тувинцев, алтайцев, монгол, а также у проживающих в европейской части России башкир. Уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Звук подобно полноводной реке изливается из Вашего внутреннего источника, распространяясь во всех направлениях одновременно и наполняя вашу Вселенную энергией. На сегодняшний день горловое пение всё больше воспринимается как метод саморазвития и оздоровления через работу с голосом, телом и сознанием.

Корни этого древнего искусства уходят далеко вглубь тысячелетий, когда люди жили в гармонии с природой. Подражая звукам природных стихий, животным человек открывал новые просторы, расширял границы своего восприятия, изобретая новые стили горлового пения. Наиболее сильно – это было проявлено в тех этносах, где существовал шаманский культ. Шаман, будучи посредником между людьми и Духами природы пел песню, стучал в бубен, играл на варгане (хомусе), проводил ритуалы, которые были направлены на исцеление людей, на защиту от стихийных нашествий, таких как засухи, наводнения, ураганы, восстанавливал связи между Человеком и его Родом, предками и т.д. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
О древних истоках искусства горлового пения свидетельствуют легенды и мифы тувинцев. В основе космогонических представлений тюрко-монгольских народов лежит трёхуровневая пространственно-временная модель — Верхний, Средний и Нижний миры Вселенной. А также Тенгри – мир Создателя, Творца этих трёх миров и всего сущего и проявленного во Вселенной. Человеческое тело – это микрокосм, в котором отражается Макрокосм Вселенной. Согласно представлениям шаманской традиции Верхний, Средний и Нижний миры связаны с трёмя энергетическими центрами. Эти центры располагаются на вертикальном стержне, который при пении расширяется до диаметров трубы 5-10 см. Откуда и рождаются эти волшебные вибрации горлового пения. Мир Тенгри (Творца, Первопричины) — находится за пределами тела. Символично он ощущается, как идеальная энергетическая сфера над головой человека. Во время пения человек способен гармонизировать все три мира, осознать внутреннюю целостность бытия и, как результат пережить единство с истоком – Тенгри.
Таким образом, сольное горловое пение и инструментальная музыка, основанная на обертоновом многоголосии, и является звуковым воплощением этих традиционных представлений. Сочетание певческого и инструментального начал в одновременном звучании двух- трёх голосов лежит в основе звукового идеала тюрков и монголов. Существует три основных стиля горлового пения: Каргыраа, Хоомей и Сыгыт, а также множество подстилей – Борбанадыр, Эзенглиер и т.д.
Стиль Каргыраа звучит в самом низком регистре. Согласно легенде, в незапамятные времена стиль Каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Сравним также «крок» — подражание звуку, издаваемому вороном, или рычанию тигра, медведя. Каргыраа бывает двух наиболее известных разновидностей – степное и горное. Степное Каргыраа характерно ощущением широкого безграничного пространства, а горное глубиной звучания и огромной внутренней силой.

Стиль Хоомей рассматривается как базовый стиль горлового пения, и обучение, как правило, начинается с этого стиля из-за удобства звукоизвлечения в среднем регистре. Регистровая основа хоомей позволяет проявлять исполнителям свою творческую фантазию в бесконечном множестве его технических разновидностей.
Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу. В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».
Сыгыт, является вершиной мастерства в горловом пении. При исполнении песен в стиле Сыгыт пентатоническая мелодия чередуется с обертоновым горловым пением. Тувинский стиль Сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова «сыгытчы» — причитающий или стонущий. На фоне опорного звука исполняется прерывистая звонкая, свистящая в самом высоком регистре трель, напоминающая игру флейты или пение птиц. «Как горный лёд звенит сыгыт, в ответ поёт струна» — так образно охарактеризован стиль сыгыт в поэтических строках.

Правильное гармоничное пение этими стилями позволяет человеку обрести состояние внутреннего спокойствия, уверенности в себе, ощущение и восприятие потоков энергий, которые пронизывают внутреннее и внешнее пространство. Умение пребывать в потоках энергии не нарушая их естественных течений гармонизирует и исцеляет.

В технике горлового пения основное внимание следует направить внутрь тела. Осознав своё естественное состояние между небом и землёй, почувствовав связь между ними в теле, в виде стержня проходящего от точки макушки к точке промежности, определив границы, связи внутренних и внешних объёмов, воспринимая сферу идеальных образов над головой, как запредельное состояние человека, в слиянии с Абсолютом, Творцом, Тенгри – пребываем в этом состоянии некоторое время. Затем естественно с плавным вдохом и выдохом воспринимается место, где рождается звук, и затем человек соединяя внутреннее и внешнее, пропевает этот звук наружу – во все просторы доступной ему Вселенной.
Это специфическое пение, в котором задействованы, так называемые – «ложные» связки. Так как в повседневной жизни мы не пользуемся этой частью нашего тела, то на первых этапах необходима, часто продолжительная практика, чтобы привести их в рабочее состояние. Очень многие на этом этапе допускают ошибки, применяя чрезмерное внешнее усилие, забывая про то, что горловое пение – это прежде всего пение изнутри. То есть внутреннее состояние человека, насколько он расслаблен, спокоен, устойчив, является основой для извлечения звука. Человек создаёт звук колебаниями не только связками, но и сокращениями горла и диафрагмы, прежде всего умея управлять своим вниманием он может направить звук, например в носовые (гайморовые) пазухи в случае пения сыгытом. Так и звучит мелодия в основной частоте и обертонах.

Хорошей подготовкой или дополнением к горловому пению служит обертональное пение. Обертоны – это такие призвуки, подобные многоголосию, которые появляются на фоне пения «из трубы» гласных звуков или мантр. Обертональное пение - одна из самых совершенных форм целительства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые человеком звуки составляют стройный аккорд со звучанием его тела. Стоит ему овладеть хотя бы азами этого искусства, как его слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. открываются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.
Групповое занятие хорошо начинать со звука «Ом». Пение этой древней мантры позволит сразу же создать в круге сидящих людей резонанс. В процессе пения естественным путем возникнут гармоники, поскольку звук «Ом» содержит в себе большинство существующих гласных. Это экзотерический, то есть внешний эффект, внутренне же или эзотерически, мантра «Ом» открывает пространство звука Вселенной и звучит во благо всех живых существ. Далее в подготовительной части пропеваются различные гласные и человек чувствует, как каждый звук несёт в себе определённую вибрацию вызывая определённое состояние восприятия. Так например, звук «А» наполняет вас изнутри и способствует расширению границ восприятия пространства во все стороны одновременно, что резонирует с переживанием Вселенной. А звук «И» — очищает пространство и внутренне напоминает о естественном вертикальном направлении для Человека, его устремлённости к Небу не теряя основы, устойчивости на Земле.

Также прекрасным элементом для работы со звуком является пение мантр. Мантры – это гармоничные сочетания слов или слоги несущие в себе определённый смысл. Так, например, пропевая Мантру «Ом» в виде четырёх букв А-О-У-М – можно почувствовать, как все внутренние и внешние структуры наполняются энергией и вы переживаете чистое объёмное восприятие реальности Жизни. Или пропевая семенные слоги различных энергетических центров (чакр) в теле гармонизируется перетекание энергии, что приводит к состоянию гармонии Внутреннего и Внешнего пространства. Вы раскрываете голос, умение управлять своим состоянием. Например, часто попадая в стрессовые ситуации человек начинает говорить на повышенных тонах, эмоционирует, теряет свою внутреннею основу, уверенность. Практика горлового и обертонального пения позволяет научиться регулировать такие моменты вашей Жизни, становиться более осознанным и наконец, посредством звука прийти в состояние единого потока восприятия реальности.
В основе всех известных видов звукотерапии лежит принцип резонанса. «Резонансной частотой» называется частота колебаний, присущая объекту от природы. Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, определив верную, «здоровую» частоту органа и направив на него волну этой частоты. Или просто переживая естественное состояния слияния с энергией звука – пространство тела начинает приходить в состояние гармонии и целостности. Восстановление природной частоты в организме означает исцеление. Исцеление – обозначает «из Целого», что и передаёт основной смысл горлового и обертонального пения – пережить единство бытия и наполнять этим ощущением внутреннее и внешнее пространство жизни.
Когда вы поете, вы начинаете замечать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку горловое и обертональное пение требует определённой концентрации внимания, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами распахнулись двери в новые неизведанные доселе просторы осознания.
Основой для практики горлового пения, является медитативное состояние. Когда певец отслеживает своё внутреннее пространство, в единстве с внешним. Это естественное состояние человека находящегося между Небом и Землёй и пребывающего в гармонии с Природой. У человека возникает переживание взаимосвязей ощущений тела, чувств и сознания, расширяются границы восприятия. Каждый звук несёт в себе определённый спектр вибраций. Вступая в резонанс с этими вибрациями — человек попадает в различные состояния изменённого состояния осознания. Где он начинает открывать новые просторы, объёмы потенциальной творческой энергии. Эти вибрации могут быть им направлены на исцеление, обретения хорошего здоровья, на то чтобы гармонизировать свою эмоциональную сферу, структурировать своё сознание.

Из всех источников звука, какие только существуют на Земле, человеческий голос, по мнению многих, наделен наибольшей целительной силой. Ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высоты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты звучания человеческого голоса. Диапазон, доступный человеческой гортани, простирается от горлового пения тувинских шаманов или тибетских монахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструменты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, которые в природе не встречаются.
Венцом практики, может считаться пение – Алгыш, когда каждый из сидящих в круге людей, переживает состояние Единства с пространством Жизни, в котором он может проявиться как индивидуальность, переполненная потенциальной энергией творчества, и посредством звука способная преображать всё вокруг в состояние гармонии и совершенства. Это практика основана, на принципе единства Человека и Природы. Люди сидящие в круге способны пережить архетипическое состояние «у костра» под звёздным небом в окружении природных стихий, звуков птиц, животных, шума ветра, где всё происходит само собой естественным образом. А человек лишь поёт Песню Духа, восхваляя Природу! В этот момент вы являетесь лишь проводником для реализации Духа в бесконечном многообразии его проявлений! Это подобно журчанию чистой прозрачной воды, которая ниспадая с отвесных склонов высоких гор, бежит в узких ущельях, и наконец приходит в долины, образуя различные заводи, озера причудливых по красоте форм, даруя живительную влагу всему живому, или ветру, который задувает в расщелины скал, теребит листву деревьев, срывая пыльцу с цветков – переносит её на огромные расстояния! Так и песня рождаясь в серединке вашего бытия разливается волшебными вибрациями в бескрайних просторах Вселенной! Горловое пение – это естественный, древний путь постижения себя, как целостного Человека, живущего в гармонии и союзе с Природой, в состоянии чистого восприятия потока Жизни!

Уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

«Горловое пение подражает звукам животных,

и создаваемые звуки созвучны вселенским.

Для меня эти звуки - как ритмы единого целого», говорит Николай Ооржак.

Николай Ооржак - потомственный тувинский шаман (как известно, Тыва считается родиной сибирских шаманов), в совершенстве владеет всеми стилями горлового пения (хоомей - по-тувински): хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр.

Он считает, что эта музыка помогает шаману восстановить целостность человека:

«Хоомей в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука».

В апреле 1993 года Николай Ооржак приглашен Монгуш Бораховичем Кенин-Лопсан (профессор, доктор исторических наук, виднейший исследователь шаманизма), участвовать в шаманском обществе «Дунгур». Главная задача этого общества - духовно-просветительское исцеление через сознание. Профессор Кенин-Лопсан, "отец тывинских шаманов", присвоил Николаю титул Кара Дээлер Уктуг Хам - Великий Шаман от Темных Небес.

Хоть записи и не могут передать всю мощь вибраций горлового пения, но даже в них чувствуется преобразующая сила гортанного звука. Звук отзывается непосредственно в теле и в мыслях.

Помимо тувинской, сохранилась алтайская традиция горлового пения - кай, на котором исполнялся также героический народный эпос. Известный продолжатель традиции алтайского кая - Ногон Шумаров .

Он шаманизм не практикует, но как и Ооржак, занимался театром и выступает с концертами. Его вариант пения - концертный, хотя Ногон Шумаров признает и мощную целительскую силу этого пения:

«Лечить можно, потому что от гортанного пения идет огромнейшая вибрация, ведь человек одновременно издает три-четыре звука. Наше гортанное пение охватывает три мира: нижний мир - бурдон, средний мир и верхний - свист. Начинаешь в нижнем, каркыра, потом добавляешь верхний звук, пошел свист, потом добавляется средний звук - вот трезвучие!»

Стили горлового пения

Основнымисчитаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр , кроме того, существует несколько разновидностей - думчуктар (пение в нос), хоректээр (петь грудью и открытой гортанью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыраа), имеющий значение:

1. хрипеть, издавать хриплые звуки,

2. бурлить (при кипении, например, каши)

Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение термина «хоомей » трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста.

В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе.

Стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр -свистеть. Есть существительное сыгыт (свист). Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании. Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги -стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы. В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие. Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний -охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц., кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

Исполнители, овладевшие техникой гортанного пения (его еще называют горловым) способны извлекать совершенно уникальные звуки. Такое пение стоит услышать в реальности хотя бы один раз в жизни. Однако научиться ему совсем непросто. В статье вы сможете подробнее узнать о горловом пении и его разновидностях.

Суть горлового пения

Эта техника пения основана на подражании самым разным звукам природы - от журчания ручья до рычания медведя. Поэтому существует так много стилей (скорее, даже направлений) гортанного пения, каждый из которых имеет свои особенности, мелодику и ритм. Певец при этом исполняет сразу две ноты, благодаря чему горловое пение - это одновременно и соло, и своеобразный дуэт.

Этот вид пения явно возник задолго до нашей эры, но письменная фиксация информации о нем появляется лишь в XIX в. С этого времени гортанное пение становилось все более интересным для европейцев из-за необычности способа исполнения и специфической красоты этого пения без слов. Нередко оно сопровождалось игрой на комусах или струнных инструментах.

В определенном смысле, горловое пение - это не только сама техника исполнения, но и эффективный инструмент медитации. Певец переполнен звуком, объединяющим его с природой. Таким образом, он получает возможность приобщиться к ее языку.

Техника гортанного пения характерна для народов, проживающих в районе Алтая, - тувинцев и алтайцев, жителей Монголии, а также в некоторой степени для башкир, обитающих в европейской части нашей страны.

Стили пения

Существует пять основных стилей современного гортанного пения. Перечислим их, а также несколько их разновидностей.

Во-первых, это каргыраа - стиль, используемый тувинцами. По легенде, он возник как подражание голосу верблюдице, точнее - звукам, которые она издает, когда умирает ее верблюжонок. Певец обычно извлекает из себя такой звук, слегка приоткрывая рот.

История о возникновении другого жанра - хоомей - весьма лирична. Она рассказывает о сироте, который жил три года один-одинешенек недалеко от скалы. Она отражала звуки, и те эхом разносились по долине, и отражались от скал на противоположном ее краю. Когда в долине дул ветер, образовывался интересный певучий звук, и юноша стал пытаться копировать его. Пение доносилось до жителей долины, и те дали ему имя - «хоомей». Звуки, которые издает певец, очень мощные, напевные и мелодичные. Они могут, кроме того, дополняться текстом.

Стиль борбаннадыр схож с хоомеем, но отличается прерывистостью мелодии. Исполнитель при этом оставляет губы практически сомкнутыми. Это одна из наиболее характерных манер исполнения тувинского гортанного пения.

Схожи между собой стили эзенгилээр и сыгыыт. Оба они соединяют тихую мелодию с резким посвистыванием и издаванием звуков на ее фоне. Отличаются стили лишь по специфике мелодии: в эзенгилээр ритм схож с ритмом галопа лошади. Пьесы, в которых он используется, обычно предполагают и изображение всадника на лошади.

Среди алтайских народов был распространен стиль кай. Такое пение - от рычащее-вибрирующего до свистящего - сопровождало, в первую очередь, продолжительные эпические сказания.

Кроме того, есть много ответвлений от основных направлений: степное и пещерное каргыраа, хоректээр - пение грудью, и многие другие.

Пение шаманов

Гортанное пение шаманов несколько отличается от других техник исполнения, поскольку они в своих ритуалах не следовали конкретным жанрам. Судя по всему, они издавали звуки, соответствующие ситуации. Например, если с помощью пения шаман намеревался излечить человека, то он подбирал ту частоту вибраций, которая наиболее соответствовала вибрации здорового органа. Для шамана горловое пение - в первую очередь, инструмент для того, чтобы мысленно перейти в верхний мир.

Пение буддистских монахов

В тибетском буддизме есть ряд учебных заведений, которые специально готовят исполнителей гортанного пения, например, монастырь Гьямо. Такая практика относится только к буддистской школе Гелуг. Основной стиль называется «гюке».

Суть гортанного пения тибетских монахов заключается в том, что каждый из них выводит свою «ноту». Эти ноты сливаются в единый хор, что создает мощное неповторимое впечатление на слушателей. Певцы распространяют вокруг себя вибрации, которые ощущаются почти физически. Используется такое пение, конечно же, для исполнения ритуальных текстов.

Техника пения

Обычно начинающим рекомендуют обучаться гортанному пению с базовой техники хоомей. Она универсальна, подходит как для мужчин, так и для женщин. Однако существует мнение, что в организме женщины, начавшей заниматься горловым пением слишком интенсивно, может произойти эндокринный сбой.

Можно тренироваться на пении гласных, исполняя их долго и протяжно. Основная сложность: научиться пропевать их с расслабленной нижней челюстью, но так, чтобы горло при этом не было передавлено, а звук не был «зажатым».

Что делает горловое пение с человеком

При этом у певца, который регулярно практикуется в искусстве горлового пения, грудная клетка становится широкой и мощной, поскольку он должен вобрать в нее столько воздуха, сколько возможно, чтобы получить сильный продолжительный звук. Кроме того, в повседневности голос человека становится сильным и звучным, а горло - максимально расслабленным. Судя по всему, это помогает избавиться от различных неприятных заболеваний вроде ларингита и ангины. А учитывая, что пение - это еще и инструмент общего расслабления, оно улучшает и стабилизирует психическое состояние человека - не только певца, но и слушателей.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем о таком чуде, как горловое пение бурят. Оно уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Давайте же рассмотрим, как оно возникло, особенности исполнения и обучения ему.

Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли.

Небо ночное, бездонное, ясное, свежее.
Слух мой настроен на мелодии звезд.
Сигналы планет, словно зовы изюбрей,
Волнуют самые тонкие струнки души.
Под горловые напевы космических тел
Летит моя Земля, оперением синим горя.

Так описывает летний вечер бурятская поэтесса и переводчик Дарибазарова Цырен-Ханда Ринчиновна в стихотворении «Картинки лета». Как мы видим, и здесь упоминаются «горловые напевы», потому что они являются неотъемлемой частью жизни бурятов.

Возникновение

Эти напевы возникли вместе с появлением человечества. Давным-давно они появились как способ повседневного общения и выражались в сочетании протяжных гласных звуков со щелчками при помощи языка и горла, хрипом и насвистыванием.

Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость. Но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов.

Шаманы передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни. Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения.

Излечение горловым пением

Звуки, издаваемые шаманами, способствуют погружению людей в состояние изменённого сознания. Когда причина заболевания или проблема, волнующая человека, найдена, шаман направленно воздействует на неё обертонами своего голоса.

Как это происходит? Всё в природе излучает определённую вибрацию. Вибрации здоровых и больных органов различны. Если шаман направит на больное место вибрацию «здоровой» частоты, то орган излечивается. Обертоны значительно усиливают такое лечение.


Дополнительно пациент подвергается информационному воздействию. В звуки голоса и удары бубна или звучание другого музыкального инструмента шаман вкладывает своё намерение излечить.

Техника исполнения

Бурдон — когда его связки смыкаются или вибрируют;

Обертон — когда вибрируют резонаторы головы;

И унтертон — извлекаемый посредством вибрации мягких тканей его гортани.

Проще всего научиться исполнению в стиле хоомей. Для него характерно смешение бурдона (очень низкого басового звучания, высота которого, как правило, не меняется) и обертона (свиста, которым выводится мелодия).

Высота свиста изменяется при помощи силы выдыхаемого воздушного потока. Этому также помогает движение языка и увеличение или уменьшение объема ротовой полости. Чем больше воздуха может вдохнуть человек, тем продолжительнее будет его пение.


Важную роль в гортанном пении играет пресс. Когда делается глубокий вдох, воздух волной проходит от живота до плеч, диафрагма поднимается, и в груди создаётся избыточное давление.

Виды хоомея

Словом «хоомей» обозначают горловое (его ещё называют гортанным) пение в общем. Но неискушённому читателю легко запутаться, потому что точно так же называется и один из певческих стилей.

Существует пять разновидностей такого вокального исполнения:

  • хоомей – пение грудью;
  • сыгытп – стонущий свист;
  • борбаннадыр – ритмичный стиль, имитирующий катание круглого предмета;
  • эзенгилээр – имитация бряцания конской упряжи при езде;
  • каргыраа – подражание плачу верблюдицы по погибающему детёнышу.

Как научиться горловому пению

Постичь азы такого пения не удастся по инструкции или читая информацию в интернете. Необходимо руководство учителя, который будет контролировать со стороны процесс звукоизвлечения. В крайнем случае, можно учиться по видео, если нет возможности перенять эту технику вживую.


При этом нужно стремиться посылать звук какому-нибудь объекту, расположенному на расстоянии: зданию, дереву, чтобы голос сконцентрировался в одной точке.

Чтобы петь хоомей, нижняя челюсть должна быть расслаблена. Но вот под каким углом её открыть – удастся определить только при помощи практики.

В этом и заключается мастерство исполнения и получения качества звука на выходе: если опустить челюсть низко, горло перекроется, а если меньше, чем нужно, звук выйдет зажатым.

При пении нужно следить также за положением корня языка. С непривычки могут зудеть губы или нос, со временем это пройдёт.

Запреты и правила

Хотя далёкие времена гортанно пели женщины, этому имеются подтверждения в преданиях, в современной жизни – это практически исключительно мужское дело.

Женское пение теперь не одобряют. Причина проста: из-за избыточного напряжения у женщин может пропасть молоко. Существует поверье, что и гормональный фон может измениться.

Говорят, что певица Пелагея обратилась к сибирским шаманам, чтобы научиться гортанному исполнению. Ей сказали не приезжать до тех пор, пока она не станет матерью.

Другие запреты касались и мужчин. Например, народным певцам, исполняющим героический эпос, нельзя было прерываться и не закончить песню.

Предания гласили, что волшебные силы одарят отличной охотой за превосходно исполненный эпос. Иначе они могли и жестоко наказать.

Гортанное пение в наши дни

Мастерство гортанного пения в Бурятии до последнего десятилетия XX века считалось утраченным. Более развитым оно признано в Туве, в Алтайском крае, в Монголии.

Только в 90-х годах прошлого века стали предприниматься попытки восстановить музыкальные традиции предков. Одарённые представители бурятского народа делают всё, чтобы это искусство жило и развивалось.

Одним из них является Виктор Жалсанов. С раннего детства он занимался изучением бурятских обрядов и песен, исполняемых при их проведении, народных сказаний, героического эпоса.


Многие мастера передавали Виктору своё умение горлового пения, а буряты и монголы научили его играть на:

  • морин-хуре,
  • сух-хуре,
  • хун-хуре,
  • варгане,
  • сууре.

Ещё один талантливый исполнитель бурятских эпосов – это Александр Архинчеев, который является руководителем группы «Шоно» и её вокалистом.

Группа дебютировала в 2014 году на празднике Сагаалган. Члены коллектива пока в поиске, они ещё не определились, как называется стиль, в котором они работают.

Своей главной целью они ставят сохранение аутентичности народной музыки и исполняют её в обработке, включая элементы блюза, рока и фанка.

Они считают, что этно-фьюжн уместен в современной жизни, так как не все молодые люди готовы слушать народную музыку. Главное, по словам молодых музыкантов, знать меру и не исказить её первоначальное звучание.


Коллектив принимал участие в международном музыкальном фестивале «Голос кочевников».

Республиканский центр народного творчества Бурятии уделяет немало внимания развитию уникальной культуры гортанного пения. Раз в несколько лет при нём открывается школа, в которую приглашают известных мастеров такого вида вокала из стран-лидеров в этом вопросе.

Обучение проводится с использованием специальной системы дыхательных упражнений. В месяц обучаются до двадцати желающих.

В конце курса проводится отчётный концерт. На этом празднике местные жители могут прикоснуться к сакральным традициям своего народа и слушать этническую музыку.

Лучших выпускников приглашают продолжить обучение в Туве или Монголии.

Заключение

Горловому пению можно научиться в любом возрасте.

Считается, что этому уникальному явлению азиатской культуры способен обучиться каждый, кто владеет человеческой речью.

Друзья, спасибо за внимание!

В этом небольшом видео вы сможете послушать горловое пение:

Данный видео-курс поможет всем желающим освоить технику горлового пения. Эта необычная техника пения характерна для традиционной, а особенно культовой музыки народов Севера, Монголии и Тибета.

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Голос из прошлого

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале. Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения. В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда. Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов. Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала. Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

  1. Существует мнение, что стиль кыркыра возник как подражание звуку голоса верблюдицы. Похожие на этот вид пения звуки, верблюдица-мать издает, когда умирает ее ребенок. Такие звуки издаются певцом при помощи полуоткрытого рта и напряженных голосовых связок.
  2. Стиль кюмей имеет свою интересную легенду. Считается, что когда-то давно в горах жил одинокий юноша. Он был сиротой и жил совсем один у подножия скалы, которая отзывалась на любой звук многоголосным эхом. Однажды юноша сидел и подражал этим звукам. Ветер донес это пение до людей, и они назвали его кюмей (или хоомей). Это плавный и мелодичный стиль.
  3. Пение сыхыт всегда осуществляется без слов. Оно отличается тем, что на фоне низкого основного звука, издает резкий, пронзительный свист (обертон).
  4. Традиционно эзенгилээр исполнялся на лошади и сопровождался динамической пульсацией и периодическими толчками. Если же этот стиль горлового пения исполняется не на лошади, певец искусственно создает вибрацию воздуха, подражая галопу лошади.
  5. В последнем основном стиле горлового пения, бербендере, звук очень мягкий и низкий. Он более певучий и тихий, приятен на слух и похож на звучание кларнета.

Важно помнить, что горловое пение – не только музыкальный стиль, но и инструмент медитации. Горловое пение помогает единению с природой, поискам себя и релаксации. Многие после прослушивания горлового пения начинают чувствовать внутри себя мощный поток энергии, вдохновение и умиротворение.