Философия в средневековье. Основные особенности средневековой философии

Августин Блаженный (Аврелий Августин, Св. Августин) (354 – 430) – один из крупнейших представителей патристики. Им написано очень много работ, но особо следует отметить «Исповедь», открывшую новый жанр в литературе. В ней, наряду с личными переживаниями, обозначены моменты учения о творении, где Августин обосновывает, почему Бог творит из ничто, а не из чего-то уже бывшего и не из себя самого. Примечательно его учение о времени. В произведении «О граде Божьем» разделяет два противоположных вида человеческой общности: «град земной» - государственность, основанная на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и «град Божий» - духовная общность, основанная на любви к Богу, доведенной до презрения к самому себе.

Боэций Северин (480 – 523), представитель ранней схоластики, синтезировавший идеи стоицизма и христианства. Логик, автор логического квадрата. Был казнен по обвинению в государственной измене, святотатстве и колдовстве, в ожидании казни написал в тюрьме свое знаменитое произведение «Утешение философией», где в основном рассмотрена проблема теодицеи. Спор об универсалиях, по сути, начат им же.

Св. Фома Аквинский (1226 – 1274), доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель религиозно-философской системы католицизма – томизм . Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Разработал 5 основных доказательств бытия Бога :

    от движения : в мире все движется, движение одной вещи является причиной движения другой. Чтобы этот ряд не уходил в бесконечность, необходимо наличие неподвижного перводвигателя – Бога;

    от действующей причины : всякая вещь имеет причину своего существования, которой не может быть она сама. Таким образом, все действующие причины обусловлены общей причиной, абсолютно простой – Богом;

    от случайности и необходимости : всякая вещь способна уничтожиться, не быть, поэтому мир случаен. Однако мир есть в каждое мгновение, поэтому должно быть что-то абсолютно необходимое, благодаря чему мир действителен;

    от степеней совершенства : мир состоит из вещей, более или менее совершенных, следовательно, должен быть эталон совершенства – абсолютное совершенство, т.е. Бог;

    от целесообразности : все стремится к некой цели. Поэтому должна быть некоторая сверхцель, управляющая всеми целями – Бог. Несложно увидеть в этих доказательствах сильное влияние Аристотеля.

Уильям Оккам (1285 – 1349), францисканец, номиналист, известен знаменитым методологическим правилом – бритвой : «Не следует умножать сущности без необходимости. То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует объяснять посредством большего» (принцип экономии мышления). В области гносеологии радикально разводил веру и разум.

ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

    Общая характеристика.

    Периодизация и основные философские тенденции.

    Наиболее яркие представители.

Общая характеристика философии Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в основном датируется 15 – 16 вв., хотя эта датировка условна. Раньше других стран Европы Возрождение началось в Италии (а там – во Флоренции). Проторенессанс датируют 13 – 14 вв. (дученто и треченто), тогда как позднюю схоластику – 16 в. Название является самоназванием (было предложено живописцем и архитектором16 в. Джорджо Вазари) и указывает не только на ретроспекцию (возрождение античности), но и на своеобразный культурный взрыв, ощущаемый многими людьми того времени: расцвет искусства, естествознания и инженерного творчества, мощные перемены в обществе (Реформация)…Итак, сначала рассмотрим эти изменения, чтобы понять, что происходило в умах людей.

Как известно, эпоха Возрождения дала миру много великих живописцев, скульпторов и архитекторов (Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.), а также шедевров. Следует отметить заметную разницу между средневековым и ренессансным искусством. Она выражается не только в новизне изобразительных средств и приемов (светотень, линейная перспектива, использование наброска для более точной передачи позы и движений, с этой же целью художники изучали анатомию (Л. да Винчи, например)), но и в изменении сюжета и цели. Для художников Ренессанса важно изобразить не символ, идею (например, идею греха, лик святого), а реальную красоту изображаемого, красоту самой реальности. Особое внимание уделяется изображению красоты человеческого тела (много обнаженной натуры, доминирует портретный жанр). Цель ренессансного искусства – прославление, возвеличение человека.

Возрождение дало миру множество выдающихся открытий в самых разных областях естествознания: анатомии (открытие кровообращения, некоторых органов), астрономии (гелиоцентрическая система Коперника, открытие 4 спутников Юпитера, пятен на Солнце и колец Сатурна Галилеем, законы Кеплера), географии (Великие географические открытия); а также технических изобретений (книгопечатание, чертежи парашютов и вертолета Л. да Винчи, телескоп Галилея, увеличивающий в 30 раз, и т.д.). С эпохи Возрождения начинается формирование этоса исследователя (для науки нет запретных областей, например, патологоанатомия), что является началом НТР 17 в.

Серьезные перемены происходят и в обществе. Начинает складываться и набирать силу сословие буржуазии («из грязи в князи»), не вписывающееся в идеологию средневекового общества (в идею «подобающего места»). Буржуа увеличивают социальную мобильность, утверждая идеал self-made man. Соответственно, новому сословию требуется новая общественная идеология, обосновывающая право зарабатывать деньги и иметь при этом высокий социальный статус (начинается ПНК). Этой идеологией становится протестантизм (Реформация 16 – 17 вв., секуляризация): «Вера без дел мертва». Итак, можно выделить наиболее существенные черты эпохи, стоящие за этими изменениями:

    Антропоцентризм : идея человека как стержневая для культуры и мышления Ренессанса. Это означает, что человек заимствует атрибуты Бога (абсолютен, всемогущ, творец и т. д.), а также, что немаловажно, впервые выделяется из природы (перестает быть ее частью), что является предпосылкой НТР (человек может и должен изменять природу). Можно сформулировать и так: человек все может и ему все позволено.

    Гуманизм – утверждение самоценности человеческой индивидуальности, выдвижение на первый план нового типа личности, реализующей в своей деятельности ренессансный идеал всемогущего человека-творца (титаны Возрождения).

    Возрождение идей античности в искусстве и науке (интерес к классическому наследию греков и римлян, стремление вернуться к дохристианским идеалам).

    Приоритет светского над духовным (секуляризация ). Появляются первые атеисты.

    Антидогматизм, критика схоластики, стремление развенчать мнимые авторитеты (в этом смысле показательна Реформация). Следует, однако, отметить, что освобождения от схоластики не произошло, сама критика велась с догматических позиций (дискуссия не о явлениях действительности, а о воззрениях, догмах).

    Сенсорная направленность: приоритет чувственных ценностей над сверхчувственными, а также приоритет эстетического над этическим. Это выражается и в искусстве (изображение тела человека, большое количество эротической литературы и т.д.), и в мышлении, и в этике (жить и блистать надо в этой жизни, а не в вечной). Это, наряду с прочим, роднит нашу культуру с ренессансной.

    Прометеизм, покорительское отношение к природе, исследование природы с целью извлечения пользы для человека. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, следовательно, человеку нечего ждать милостей от природы, его историческая миссия – взять их у нее.

    Пантеизм (греч. «пан» - все, «теос» - бог) – отождествление Бога и природы. Это и обожествление мира, и деперсонализация Бога.

1. Общая характеристика и основные идеи философии Средневековья

Средневековая философия развивалась в период со 2 по 15 вв. Христианская религия и церковь в это время контролировали все сферы общественной жизни. Философия превратилась в служанку религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог – это духовная первооснова мира, не только творец, но и гарант его существования. Если бы Бог исчез, мир в тот же миг превратился бы в хаос.

Антропоцентризм – учение о человеке как «венце творения», созданном по образу и подобию Божию и помещенном в центр мира. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке её к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться. Причём, без помощи Бога человек справиться со своими греховными наклонностями не может.

Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, твердо веря в божественную мудрость и справедливость. Несчастья нужно воспринимать либо как заслуженное наказание, либо как испытание, либо как научение. Самоубийство категорически осуждалось, так как означало утрату веры в божественную мудрость и справедливость, по сути – утрату веры в Бога.

Эсхатология учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет второе пришествие Христа, конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого небольшое количество праведников телесно воскреснет и на земле начнётся райская жизнь.

Откровение – учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путём . Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума.

Таким образом, главный объект познания для средневековых философов – Бог . Без Бога объяснить происхождение и устройство мира, появление и смысл жизни человека, ход событий, судьбы людей, будущее общества, источник наших знаний невозможно. Религиозная система взглядов, в центре которой – Бог, получила название теоцентризм (от греч. «теос», «Зевс» - бог)


2. Основные этапы развития и представители средневековой философии

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика .

На этапе патристики (от лат. patres - отцы) происходила разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви») основ христианского вероучения и религиозной философии . Крупнейшим представителем патристики былАвгустин Блаженный (354-430), в учении которого уже содержались все основные идеи средневековой философии.

На этапе схоластики (от лат. schola - школа) происходила разработка логического обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Накал веры стал ослабевать, и людям потребовались доказательства того, во что раньше просто верили. Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский (1225-1274), известный своими пятью доказательствами существования Бога. Он свёл воедино разнообразные религиозно-философские идеи и разработал целостное учение, которое было признано и утверждено католической церковью. Фома Аквинский обосновал «теорию двух истин », примиряющую веру и разум . Согласно ей,вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же – инструмент познания земного, естественного мира. Вместе вера и разум дают целостное представление о мире, но приоритет принадлежит вере.

Слово «схоластика » с давних пор приобрело отрицательный оттенок: схоластикой стали называть бесполезные рассуждения и споры на оторванные от жизни, надуманные, умозрительные проблемы. Основанием для этого стали проводившиеся в средневековых университетах многочасовые диспуты по таким вопросам как, например: 1) имеют ли ангелы пол? 2) сколько ангелов или чертей могут уместиться на конце иглы? 3) обладают ли ангелы собственной волей или только исполняют волю Бога? 4) может ли всемогущий Бог создать такой камень, который он сам не смог бы поднять? и т.п. Хотя схоластика не давала знаний о естественном мире, назвать её абсолютно бесполезной нельзя, так как она способствовала развитию абстрактного мышления, умения различать тончайшие оттенки понятий, разрабатывать логическую аргументацию идей.

Тема 5.Философия эпохи Возрождения

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Философия средневековья VI-XIV в.

Философия Средневековья (6-14 в.)


Общая характеристика эпохи Средневековья

Общая характеристика философии Средневековья

Спор между реалистами и номиналистами

Учения основных представителей Философии Средневековья

1. Общая характеристика эпохи Средневековья


Для эпохи Средневековья характерен феодальный социально-политический строй. Основные слои населения: крестьяне-колонны, ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном обществе большую роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры.


Общая характеристика философии Средневековья

В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.

Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.

Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:

1) Идею «человека как центра всего»;

2) Идею линейности истории;

3) Представление о Боге как Личности и Творце.

Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.

Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии Средневековья являются:

теоцентризм – центром мира является Бог

монотеизм – единобожие

теодицея – оправдание бога-творца в наличие зла на земле.

супранатурализм – все в мире имеет сверхъестественную природу

сотериологизм – ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души

ревеляционизм – принцип богооткровенности

креационизм – сотворение мира Богом из ничего

антропоцентризм – человек есть центр Вселенной, венец творения Бога

провиденциализм – божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека

эсхатология – учение о конце мира.

символизм – нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства

экзегез – толкование религиозных текстов

герменевтика – толкование любых текстов.


Периодизация Средневековой философии


Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.


Патристика (II-VI век н.э.)


Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

2) Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

3) Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.


Схоластика(VII-XIV)


Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Рассматриваемый спор между номиналистами и реалистами можно представить в понятиях сущность и существование. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.

Спор номиналистов и реалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие. Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.


Учения основных представителей Философии Средневековья


Августин Блаженный (Св. Августин) (354 – 430).

Произведения. «Против академиков» - полемический трактат, направленный против скептицизма; «О блаженной жизни» - книга о зависимости счастья от степени познания Бога; «Монологи» - работа о методе познания сверхъестественной истины. Уже после посвящения, на пути из Милана в Африку, он написал трактат «О величине души» - об отношении души к телу. Большинство произведений Августина написаны уже в Африке. Наиболее крупными являются: «Исповедь», написанная в 400 г., представившая взгляды Августина в личностной, полудневниковой полумолитвенной форме; трактат «О Троице» (400-410 гг.), представлявший собой систематическое изложение теологических взглядов; «О граде Божием» (413-426 гг.) - основная работа Августина, которая содержит его историософские взгляды, и, наконец, «Исправления» - произведение, быстро написанное незадолго до смерти, в котором Августин собрал свои основные идеи и откорректировал их в церковном духе.

Взгляды . Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично – Бог есть исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная. Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину время – есть какое-то протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от бога. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него бог. Человек доступно познание мира только с помощью органов чувств. При этом он 1) выделяет изучаемую вещь из всего множества вещей, 2) познает все ее стороны и свойства, 3) определяет ее полезность на основе своих ощущений. Человек живет в Земном царстве, похожем на разбойничий стан, который держится лишь войной, завоеванием и насилием. Люди должны стремиться к Небесному царству посредством праведной жизни. Земная церковь есть посредник между этими двумя царствами.

Фома Аквинский (1225-1274).

Произведения. Самые знаменитые произведения - «Сумма теологий», «Сумма против язычников».

Взгляды . Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, утверждал, что всякое бытие может быть лишь бытием единичных, отдельных вещей. Основные понятия Фомы – понятия действительности и возможности. Каждая вещь есть сочетание «формы» и «материи». При этом «материя» - это возможность принять форму, а «форма» - «действительность» по отношению к материи, уже принявшей форму. Материя не может существовать отдельно от формы, но форма может существовать отдельно от материи. То есть ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы – Бога, а сам Бог есть чисто идеальное существо. Во всех созданных богом вещах сущность отличается от существования. Существование выше сущности.

Приводит доказательства существования Бога.

1. Все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель – тот, кого зовут Бог.

2. Все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Превопричиной является Бог.

3. Все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог - первонеобходимость.

4. В мире имеются все ступени совершенства. Бог – первосовершенство.

5. Все в мире ведет себя целенаправленно. Бог – первоцель и для всего и перворуководитель.

Воля человека только стремится к познанию. Ум человека уже обладает познанием. Свобода выбора человека основана на суждении ума. Цель деятельности человека – познание. Достижение счастья есть результат деятельности ума.

Целью существования человеческого общества является содействие индивидами целей морали. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, на земле – папа римский.

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109 гг.).

Произведения. «Монолог» и «Прибавление к рассуждению» трактуют об основных проблемах теологии, о существовании и природе Бога. «Диалог о грамматике» и «Об истине» - небольшие работы логического содержания. Это работы первого периода, когда Ансельм был аббатом. Во второй период, будучи епископом, он писал только специальные теологические и религиозные работы, среди которых трактат об искуплении, известный под названием «Почему Бог является человеком».

Взгляды. Вера и разум: «христианин должен через веру прийти к пониманию, а не через понимание к вере».

Рациональность Бога и мира. Старался доказать, что Бог не только существует, но и обладает какими-то характеристиками, что мир сотворен из ничего, что душа бессмертна и свободна, он даже пытался обосновать «таинства» веры, Троицу, воплощение и искупление. Основанием, которое ему давало возможность для такого понимания истин веры, была идея о рациональности Бога и мира.

Доказательства существования Бога.

1. Если существуют вещи, которые - по отношению к какой-либо вещи - обладают относительно сравнимой характеристикой, то должна существовать и эта другая вещь. Имеются относительные блага, которые более или менее благие, обосновывающие существование того, что является абсолютно благим. А абсолютное благо - это Бог. Аналогично этому, каждая относительная величина свидетельствует о том, что является абсолютно большим, или о Боге. Любое относительное бытие обосновывает собой абсолют, или существование Бога.

2. В действительном, реальном мире имеются основания для предположения, что существует Бог. Если мы постигнем понятие наиболее совершенной сущности, то оно будет существовать в нашем мышлении. Но существует ли оно только в нашем мышлении или оно есть в реальности? Если наиболее совершенная сущность существует в реальности, то она обладает той характеристикой, которой она была бы лишена как наиболее совершенная сущность, существующая в нашем мышлении, именно - особенностью реального существования, поскольку она более совершенна, чем все остальное, обладающее этой особенностью. Поэтому наиболее совершенная сущность, если бы она существовала только в мышлении, не была бы наиболее совершенной, ибо она была бы чем-то противоречивым. Следовательно, наиболее совершенная сущность не может существовать только в мышлении, а должна существовать и в действительности, - это следует из понятия Бога.

Значение Ансельма. Ансельм сформулировал метод средневековой философии в соответствии с принципом «веры, ищущей разумения»; начал строить средневековую метафизику. Эта метафизика была такой же теоцентричной, как и у Эриугены, однако от нее совершенно отличной. Бог в ней не был идентичным с миром, но являлся его троякой причиной, образцом, создателем и целью. Эта метафизика была дуалистической, но не в духе Плотина, а в духе Августина.

Пьер Абеляр (1075 - 1142 гг.).

Произведения. Свою писательскую деятельность он начал в 1118 г. произведением «О единстве и божественной троичности», которое было осуждено в 1121 г., а также первым вариантом «Диалектики». Из «Теологии», основной теологической работы, осужденной в 1141 г., сохранился лишь единственный фрагмент, известный под названием «Введение в теологию». По-видимому, это была новая редакция ранней «Христианской теологии» в пяти книгах, которая сохранилась полностью. Работа «Познай самого себя» содержала этику, а «История моих бедствий» - автобиографию Абеляра (это единственная автобиография ученого, которая сохранилась со средних веков). Обе последние работы написаны в период между 1133 и 1136 гг. «Да и нет» - сборник замечаний по теологическим проблемам - представляет собой классический пример применения схоластического метода рассуждений. «Словарь по Порфирию» и найденный по прошествии многих веков «Словарь большого Порфирия» были частями его погибшей «Диалектики».

Взгляды. Положение в истории философии. Диалектика позволяет понять истины веры, поскольку разум проникает и освещает даже таинство. Как прекрасный диалектик Абеляр очень большое значение придавал методологическим проблемам для обоснования теологического метода.

Взгляд на универсалии. Общим в терминологии того времени является не только физический знак, или десигнат, а значение знака. Универсалии, собственно говоря, нужны для того, чтобы быть объектом выражения; им непосредственно не соответствует ни один объект, но опосредованно соответствуют те, которые являются субъектом высказывания, а они служат предикатом. Различение понятий, выступающих как субъект и как предикат, явилось новым мотивом, который был введен Абеляром в дискуссию об универсалиях.

Общие понятия являются не врожденными, а благоприобретенными; они являются той основой, на которую опирается ряд логических операций разума. Процесс познания всегда начинается с ощущения, но образы вещи, которые даются чувствами и воображением, являются только материалом для понятийного познания. Разум путем абстракции выделяет из них особые элементы и создает общие представления.

Иоанн Дуне Скот (ок. 1265 – 1308).

Произведения. «Оксфордское сочинение», «Парижское сочинение».

Взгляды. Преобладание веры над разумом. Фома доказывал, какими особенностями обладает Бог, а Скот эти доказательства считал недостаточными. То, что Бог является разумом и волей, что для него характерны вечность, бесконечность, всесилие, вездесущность, правдивость, справедливость, милосердие, Провидение,- во все это необходимо верить, но доказать этого нельзя. Нельзя также доказать бессмертие души, сотворение души Богом, продемонстрировать участие Бога в деятельности сотворенного. Скот не сомневался в этих истинах, но считал их истинами откровения и веры, а не разума и науки.

Преимущество интуиции перед абстракцией. Первичными, наряду с актами внешнего восприятия, он считал акты разума, обращенного к самому себе и ориентированного на внутреннее переживание в равной мере. Интуиция дает индивидуальное и экзистенциальное познание, но оно носит случайный характер, поскольку существование не относится к сущности конечных вещей. Абстрактное знание, напротив, отвлекаясь от наличных вещей и их индивидуальных характеристик, познает вместо этого их всеобщие и существенные особенности.

Преобладание единичного над общим. Для него единичность была не вторичной, а первичной чертой бытия.

Преобладание воли над мыслью. Фома утверждал, что разум управляет волей, Скот этому противоречил. Действия воли никто не может предопределить, так как она по своей природе свободна, являясь самодвижущейся. Разум не может управлять волей, воля же, наоборот, способна управлять разумом. Она управляет разумом до того, как он начинает действовать, прежде всего, в познание воля вводит момент активности и свободы.

Уильям Оккам (ок. 1300-1349).

Будучи активным политиком-публицистом, Оккам решительно боролся против господства церкви над государством, за строгое разграничение сфер их юрисдикции. Он фактически прокладывал дорогу Реформации. Согласно Оккаму, универсалии не могут существовать вне сознания; в таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей. Большую роль сыграла развитая им критика схоластического реализма, которая получила название «бритвы Оккама», или «принципа бережливости», выраженного в словах: «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости», или «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». Оккам утверждал, что предмет всякого познания - только единичное, индивидуальное, различая при этом познания интуитивное и абстрактное. Он внес существенный вклад в разработку логики.

Похожие рефераты:

Введение в средневековую философию. Основными учениями в христианстве Средних веков считались патристика и схоластика. Патристика. Схоластика. Реалисты и номиналисты. Проблемы души и тела. Достижения мыслителей Средневековья.

Патристика- христианское богословие, 2–8 вв. Этапы развития средневековой философии.

Понятие и основные особенности патристики. Периодизация схоластической философии. Принцип теоцентризма средневековых философов. Символизм и герменевтика, приемы толкования религиозных текстов. Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами.

Мировоззрение средневековой философии: зависимость от религии, теоцентризм. Разработка христианской культуры в учениях: идея творения и идея откровения; социально-политическая доктрина Августина; роль разума в теориях Аквинского, Авиценны, Аверроэса.

Средневековье - это почти тысячелетний период времени в истории Европы. Берёт своё начало он с распада в пятом веке нашей эры Римской империи, захватывает феодализм и заканчивается в начале пятнадцатого, когда наступает эпоха Возрождения.

Основные черты философии средних веков

Особенности средневековой философии кратко представляют христианскую веру как инструмент для объединения всех людей, независимо от их материального положения, национальности, профессии, пола.

Средневековые философы добились того, что каждый человек, принявший крещение, получил возможность обрести в будущей жизни те блага, которых был лишён в этой. Вера в как главной составляющей сущности каждого человека уравнивает между собой всех: царя и нищего, мытаря и ремесленника, больного и здорового, мужчину и женщину. Если представить этапы эволюции средневековой философии кратко, то это установление догм христианства и внедрение христианского мировоззрения в в соответствии с требованиями феодализма как основной формы государственного устройства большинства стран того времени.

Проблемы христианской философии

Основные проблемы средневековой философии кратко изложить довольно сложно. Если попробовать представить их в нескольких словах, то это установление всемирного господства христианской церкви, обоснование её вероучения с научной точки зрения, с позиций, понятных и приемлемых для людей всех категорий. Одной из главнейших коллизий средневековой философии была тема универсалий. Дихотомия духа и материи выражалась в полемике номиналистов и реалистов. По концепции Фомы Аквинского универсалии проявлялись в трояком виде. Первый - доматерильный, то есть неосязаемый, в виде первоначального замысла Создателя. Второй - материальный или вещественный, то есть физический облик. Третий - послевещный, иначе говоря, запечатлённый в памяти, разуме человека. Фоме Аквинскому противоречил номиналист Росцелин.

Его точка зрения крайнего рационализма сводилась к тому, что мир возможно познавать лишь с позиции примата материи, ибо суть универсалий только в их названиях. Изучения достойно только то, что является индивидуальным. Оно есть не одно только колебание голоса. Католическая церковь осудила теорию Росцелина как несовместимую с догматами христианства. Папским престолом был утверждён вариант мироустройства по Фоме Аквинскому. Его умеренный реализм был в конечном итоге принят католической церковью как наиболее рациональный и логически достаточно легко поддающийся обоснованию.

Богоискательство - основная задача средневековых философов

Средневековая философия кратко может быть обозначена как богоискательство и подтверждение существования бога. Атомизм древнегреческих философов был отринут, так же как и единосущность бога по Аристотелю, а вот платонизм, напротив, был взят за основу в аспекте триединства божественной сущности.

Кратко описан в катехизисе. Христианство начинало занимать главенствующее положение в политической жизни государств средневековой Европы. Суровая эпоха инквизиции проблемы средневековой философии кратко и полно использовала как движущую силу для внедрения христианского образа мысли в бытовые отношения, складывавшиеся в земледельческих общинах, между торговцами горожанами и среди рыцарского сословия.

Три этапа средневековой философии

Выделяются следующие этапы средневековой философии, кратко суть их в следующем. Обобщённая характеристика первого - установление триединства приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви. Второй этап средневековой философии поставил перед собой задачу установления господства христианской церкви. Третий этап средневековая философия кратко определила как период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов. Разделение этих этапов по времени и личностям самих философов возможно только очень условно, так как разные источники предоставляют на этот счёт несогласованную информацию. апологетика очень тесно взаимосвязаны и переплетены между собой.

Однако апологетика всё же считается временем зарождения средневекового взгляда философской науки на бытие и сознание человека и занимает отрезок времени примерно со второго по пятый век. Патристика условно начинается в третьем веке и в активном доминирующем положении находится вплоть до восьмого века, а схоластика наиболее ярко представлена в промежутке от одиннадцатого по четырнадцатый века.

Апологетика

Первый этап определялся как апологетический. Его главными адептами были Квинт Септимий Флорент Тертуллиан и Климент Александрийский. Апологетические особенности средневековой философии кратко можно охарактеризовать как борьбу с языческими представлениями о мироустройстве. Вера должна быть выше разума. Что в христианстве невозможно проверить, то следует принять как истину от Бога, не высказывая сомнений или несогласия. Вера в Бога не должна быть рациональной, но она должна быть несокрушима.

Патристика

Второй этап является по определению патристическим, так как в это время уже нет необходимости доказывать существование Бога. Теперь философы требуют принимать всё приходящее от Него как благословение, как чудесный и полезный дар. Средневековая философия кратко и доходчиво доносит Благую Весть до язычников через организацию крестовых походов. Кто не с христианской церковью, тот против неё, огнём и мечом выжигалось инакомыслие. Аврелий в своей «Исповеди» неверие в Бога и греховные желания человека определяет как основные проблемы средневековой философии. Он утверждает, что всё хорошее в мире от Бога, а плохое - от злой воли человека. Мир создан из ничего, поэтому всё в нём изначально задумано как добро и польза. Человек имеет собственную волю и может управлять своими желаниями. Человеческая душа бессмертна и сохраняет память, даже покинув свою земную обитель - физическое тело человека.

По патристике, основные черты средневековой философии кратко - это неустанные усилия по распространению христианства по всему свету, как единственно верной информации о мире и человеке. Именно в этот период философами было установлено и доказано воплощение Господа, Его воскрешение и вознесение. Также был установлен догмат о втором пришествии Спасителя, Страшном суде, о всеобщем воскресении и новой жизни в следующей ипостаси. Очень важным, с точки зрения существования в вечности Христовой церкви и священнической преемственности внутри неё, было принятие догмата о единстве и соборности Церкви.

Схоластика

Третий этап - это схоластическая средневековая философия. Краткая характеристика данного периода может быть обозначена как придание формы церковно-христианским догматам, установленным в предыдущий период. Возникают учебные заведения, философия переходит в теологию. Теоцентризм средневековой философии, кратко выражаясь, проявляется как создание школ и университетов с богословской направленностью. Естественные и гуманитарные науки преподаются с точки зрения христианского вероучения. Философия становится на службу богословия.

Философские поиски и христианские мыслители

Средневековая философия, краткая характеристика её этапов доходчиво объясняются в учебниках по истории философии. Там же можно найти упоминание о трудах таких выдающихся мыслителей первого этапа, как представители апологетики Татиан и Ориген. Татиан собрал четыре Евангелия от Марка, Луки, Матфея и Иоанна в одно. Они впоследствии стали именоваться Новым Заветом. Ориген создал отрасль филологии, основанную на библейских сказаниях. Ему же принадлежит введение понятия Богочеловека в отношении Иисуса Христа. Из числа философов, оставивших наиболее значительный след в этой науке, безусловно, нельзя не упомянуть о патристике Боэции Аниции Манлии Торквате Северине. Он оставил после себя замечательный труд «Утешение философией». Средневековая философия кратко была им обобщена и упрощена для преподавания в учебных заведениях. Универсалии - детище Боэция. С его почина семь основных направлений знаний были разделены на два вида дисциплин. Первое - это гуманитарные дисциплины.

В трёхпутье вошли риторика, грамматика и диалектика. Второе - естествознание. В это четырёхпутье вошли геометрия, арифметика, музыка и астрономия. Он же перевёл и разъяснил основные работы Аристотеля, Евклида и Никомаха. Схоластика в философском учении всегда связывается с именем монаха ордена доминиканцев Фомы Аквинского, который систематизировал постулаты ортодоксальной церкви, привёл пять несокрушимых доказательств бытия Бога. Он объединил и логически связал философские выкладки Аристотеля с учением христиан, показал, что естественное человеческое бытие, разум и логика при развитии непременно выходят на более высокий уровень сознания, а именно веру в существование и деятельное участие вездесущего, всемогущего и неосязаемого триединого Бога. Он открыл и доказал всегда совершающуюся последовательность, когда разум завершается верой, природа - благодатью, а философия - откровением.

Философы - святые католической церкви

Многие средневековые философы были причислены католической церковью к лику святых. Это Ириней Лионский, Блаженный Августин, Климент Александрийский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Григорий Нисский, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин, и другие.

Средневековая философия относится к эпохе феодализма. средневековая философия – служанка теологии. Основная ее функция – доказательство существования Бога, толкование Священного Писания, изложение догматов Церкви.

Попутно развивалась логика, разрабатывалось понятие личности (различие сущности и ипостаси) и вились споры о приоритете общего или единичного.

В своем развитии средневековая философия прошла три этапа и соответственно направления:

1. Апологетика. Осуществлялось обоснование возможностей построения у людей целостного мировоззрения, основанного на тексте Святого Писания. Главные представители средневековой философии этого этапа: святые Ориген и Тертуллиан.

2. Патристика. Период обновления христианской догматики, установления общественного порядка и определения роли церкви для общества. Средневековая философия на этом этапе представлена Августином Аврелием и Иоанном Златоустом. Отцы христианской церкви считают Библию абсолютной истиной и утверждают, что Бог находится вне области умопостигаемого и чувственного воспринимаемого, а значит, его невозможно определить словами. Единственный способ познания – вера. Все беды и зло, неправильный выбор самих людей.

3. Схоластика. Истолкование и обоснование главных религиозных догматов. В этом время средневековую философию представляли Фома Аквинский и Ансельм Кентерберийский. Они считали, что абсолютно все знания о нашем мире можно найти в Библии и работах Аристотеля. Их необходимо извлекать откуда путем истолкования.

Основополагающие принципы

1. Полное поклонение Богу и беспрекословное исполнение воли церкви – вот главная общая характеристика средневековой философии.

2. Бог сотворил мир из ничего за семь дней. Поэтому, всем что имеют, люди обязаны ему. История толкуется как осуществление божественного плана. Всевышний направляет человечество к пришествию царствия Божьего на земле.

3. Библия – самая древняя и истинная книга, божье слово. Его Завет – объект веры, единственная оценочная мера для любых теорий и философии.

5. Искусство толкования нового и старого Завета. Библия – единственный критерий истинности. Она является полным сводом законов бытия. Писание – начало и конец любых философских теорий. Оно – основа для размышлений: анализируются слова и значения, общее содержание, идеи.

6. Учительство и назидательность: общая установка на воспитание, образование и продвижение к спасению, то есть, к Богу. Форма – трактаты, диалоги учителей и внемлющих учеников. Главные качества: энциклопедичность, высокий уровень знания Писания и владения в совершенстве основами формальной логики Аристотеля.

7. Оптимизм – как общий дух. Бог непостижим, однако его указания можно понять через веру. Возможность собственного спасения, воскресения и вечной жизни, конечного торжества (в космических масштабах) христианской истины. Симбиоз святого и мирского. Христианская философия пользуется следующими формами познания: озарение, интуитивное знание, интеллект, и Божественное откровение.

Проблема веры и разума

Средневековая философия зарождается на основе античного наследия в связи с распространением христианской веры (I – II вв.) по всему Средиземноморью. В узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, относящиеся к тому времени, когда в духовной жизни народов Западной Европы всецело утверждается власть христианской Церкви. Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических учениях. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию трех основных позиций в оценке статуса и роли философии. Во-первых, утверждалась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречивым человеческим разумом и характерным был тезис: «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан).

Во-вторых, в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного Писания и поставив на защиту религии. Тезис: «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) ставила философию в положение «служанки богословия». В-третьих, была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно тезису: «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр), она призвана обосновывать религиозные законы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анализу. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию. Таким образом, роль философии, в конечном счете, сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к объяснению священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии.

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления -номинализм и реализм.

Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие - универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши).

Крайние реалисты полагали, что универсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные думали, что они реальны, но пребывают в единичных вещах.

Наиболее жизнеспособным и удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. Последний утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах - как их сущности; 3) после вещей - как понятия о них в человеческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, т. е. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У номиналистов наоборот.

Крайний реализм в своей сути восходит к учению Платона о независимом существовании идей в идеальном мире. Умеренные реалисты близки к точке зрения Аристотеля, у которого общее (т. е. форма) тесно связано с единичным - отдельными вещами.

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. потеп - имена) - направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" - определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Номиналисты («имя», «название») предполагали, что универсалии существуют только в сознании человека как понятия о вещах или их наименования. По мнению Оккама, даже Бог сначала творит вещи актом своей воли, а уже потом в его разуме возникают идеи как представления или понятия об этих вещах. В реальности кроме единичных вещей ничего не существует. В чистом виде эта точка зрения восходит к кипику Аптисфепу и стоикам, которые, споря с Платоном, утверждали, что идеи пребывают только в человеческом разуме. Номиналистами были: Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

Концептуализм занимал промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. Его можно считать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Дуне Скот) думали, что универсалии объективно в онтологическом смысле не существуют, они пребывают в человеческом разуме, но вместе с тем им соответствует нечто общее, существующее в самих вещах.