Фау 1 чертежи. Ракеты ФАУ — «оружие возмездия

Массой 750-1000 кг. Дальность полёта - 250 км, позже была доведена до 400 км.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Фау-1 Оружие возмездия/ Vergeltungswaffe-1 V-1

    ✪ Суперсооружения третьего рейха. Фау 1.

    ✪ Запуски ракеты Р-1 (ФАУ-2) редкие архивные материалы

    ✪ САМОЕ БЕЗУМНОЕ ОРУЖИЕ ГИТЛЕРА

    ✪ Мать всех ракет - ФАУ 2

    Субтитры

История

Экспериментальная станция «Куммерсдорф -Запад» была расположена между двумя артиллерийскими полигонами Куммерсдорфа, примерно в 3 километрах к югу от Берлина , в редком сосновом лесу провинции Бранденбург. Там работали офицеры и специалисты, было лучшее испытательное оборудование, для которого разработали методику испытаний, имелись стенды для ракет на твёрдом и жидком топливе.

В 1930-е годы на полигоне Куммерсдорф Вернер фон Браун попал в подчинение к капитану Дорнбергеру , вместе с которым он трудился много лет. Дорнбергер ведал до этого разработкой реактивных снарядов на бездымном порохе. Начиная с 1937 года фон Браун приступил к испытаниям больших ракет на полигоне «Пенемюнде » острова Узедом на Балтийском море, который начали строить в 1935 году.

Первое испытание ракеты произошло 21 декабря 1932 года , в работе принимал участие инженер-испытатель и конструктор Вальтер Ридель из фирмы «Хейланд», расположенной в городке Бритц. Инженер Артур Рудольф предложил отделу вооружений полностью автоматизированный двигатель на жидком топливе, с тягой 295 килограммов и временем горения шестьдесят секунд. В августе 1932 года во время неудачного демонстрационного полёта ракета, построенная группой Ракетенфлюгплац, вертикально поднялась на 30 метров, затем резко легла на горизонтальный курс и рухнула в лес. Этот ракетный двигатель был первым из разработанных, созданных и испытанных на полигоне. Он был сделан из меди , сферические ёмкости с кислородом и спиртом располагались наверху, отделённые от камеры сгорания, снабженной системой охлаждения.

Проект ракеты был разработан конструкторами Робертом Луссером (фирма Fieseler) и Фритцем Госслау (фирма Argus Motoren). Проект Fi-103 предложен Техническому управлению Министерства авиации совместно обеими фирмами в июле 1941 года . Во время работ по проектированию, а позже и на испытаниях, возникла необходимость в стабилизации ракеты в полёте, поэтому её оснастили гироскопом и установили стабилизаторы .

Производство ракеты начато в конце 1942 года, на острове Узедом (расположенном в Балтийском море , напротив устья реки Одер). Во время Второй мировой войны на острове был концлагерь , рабочая сила заключенных которого и была использована на предприятиях по производству Фау-1.

Наиболее эффектным достижением разведки Армии крайовой (АК) была разработка исследовательского центра и заводов в Пенемюнде, на которых собирали ракеты «Фау-1» и «Фау-2 ». Первая информация о происходившем там была получена осенью 1942, а в марте 1943 года в Лондон был отправлен подробный рапорт. Это позволило англичанам 17-18 августа 1943 года провести массированную бомбовую атаку , что на несколько месяцев приостановило производство «чудо-оружия ».

Устройство

В пульсирующем воздушно-реактивном двигателе (ПуВРД) используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло . Горючее и воздух подаются периодически.

Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:

  • Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздух (1) и топливо (2), образуется воздушно-топливная смесь.
  • Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания . Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан (3).
  • Горячие продукты сгорания выходят через сопло (4) и создают реактивную тягу.

В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких самолетов-мишеней. В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями .

Всего было изготовлено около 30 000 [ ] аппаратов. К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными . Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны показал, что 7547 Фау-1 были запущены в Англию. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 - артиллерией кораблей Королевского ВМФ.

Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов - снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась .

После того, как союзники, высадившись на континент, захватили или разбомбили большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел стратегически важных пунктов в Бельгии (в первую очередь порт Антверпена , Льеж), несколько снарядов были выпущены по Парижу .

Оценка проекта

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками .

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90000 8025
Вес бомб, тонн 61149 14600
Израсходовано топлива, тонн 71700 4681
Потеряно самолетов 3075 0
Потеряно экипажа 7690 0
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1150000 1127000
Потери населения 92566 22892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для Англии
Усилия самолетов сопровождения
Вылетов 86800 44770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

В целом, по соотношению «стоимость/эффективность», Фау-1 была достаточно эффективным оружием (в отличие от существенно более дорогой Фау-2). Она была дешевой и простой, могла производиться и запускаться массово, не требовала обученных пилотов и в целом, даже с учётом значительных потерь самолётов-снарядов от противодействия англичан, наносимый ракетами ущерб был больше затрат на производство, собственно, ракет. Полностью собранная Фау-1 стоила всего 3,5 тысяч рейхсмарок - менее 1 % от стоимости пилотируемого бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой [ ] .

Следует также учитывать, что противодействие ракетным обстрелам потребовало от англичан значительных усилий, задействования множества зенитных орудий, истребителей, прожекторов, РЛС и персонала и в итоге значительно превосходили по стоимости сами задействованные ракеты, даже без учёта наносимого последними ущерба [

В ночь на 13 июня 1944 года самолет, шумевший подобно мотоциклу, упал в черте Лондона и взорвался. Останков пилота не нашли. Так заявило о себе новое средство воздушного нападения - большой дальности. В то время предпочитали определение «самолет-снаряд».
Проекты управляемых крылатых ракет большой дальности предлагались уже в годы Первой мировой войны. В межвоенный период опытно-конструкторские работы над жидкостными крылатыми ракетами велись в разных странах, включая СССР и Германию. То, что первым применить новое боевое средство удалось Третьему рейху, можно объяснить средствами, вложенными в проект, а также высоким уровнем развития германской промышленности.
Германское министерство авиации интересовалось самолетами-снарядами уже в 1939 году. Их разработка стала своего рода ответом люфтваффе на «армейский» проект баллистической ракеты А-4. В июле 1941-го фирмы «Аргус» и «Физилер» предложили проект ракеты с дальностью полета до 250 км, основываясь на идеях беспилотного самолета Ф. Госслау и простого воздушно-реактивного двигателя «с пульсирующим горением» П. Шмидта на дешевом топливе. Оккупация северной Франции давала возможность обстреливать такими снарядами Лондон и другие города Англии.

Фау 1 макет V-1 в Парижском музее армии

В июне 1942 года руководитель боевого снабжения люфтваффе поддержал проект, разработку которого развернули «Аргус», «Физилер» и «Вальтер» в сотрудничестве с испытательным центром «Пенемюнде-запад». Разработку самолета-снаряда возглавил Р. Луссер. 24 декабря 1942 года в Пенемюнде (о. Узедом) прошел первый удачный пуск. Изделие получило обозначение «Физилер» Fi-ЮЗ, в целях секретности его именовали «воздушной мишенью» FZG 76. Часть, сформированная для эксплуатации нового оружия, получила название «155-й зенитный полк». Более известно оружие стало под неофициальным названием V-1. «V» (немецкая «фау») означала Vergeltungswaffe, «оружие возмездия» - объявлялось, что оно предназначено для «ударов возмездия» за разрушение авиацией союзников Любека и Гамбурга.

В связи с бомбардировками производство V-1 пришлось переместить под землю

Производство Фау 1 крылатой ракеты , начатое в августе - сентябре 1943 года на заводах «Физелер» и «Фольксваген», шло с большим отставанием от программы. Выйти на запланированные 3 тысячи штук в месяц удалось только в июне 1944 года. С июля 1944-го производство развернули на подземном заводе в Нордхаузен, где массово использовался труд военно-пленных. Производство комплектующих распределили по полусотне заводов. В сентябре 1944 года выпуск достиг максимума - 3419 штук. Всего из запланированных 60 тысяч V-1 было выпущено чуть менее 25 тысяч.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА ФАУ 1 В РАЗРЕЗЕ

Устройство ф ау 1 крылатой ракеты FI-103.
V 1 имела самолетную схему с прямым среднерасположенным крылом и хвостовым оперением. В носовой части фюзеляжа размещались гирокомпас, боевая часть, в средней - топливные баки емкостью 600 л, за ними два сферических баллона со сжатым воздухом, хвостовую часть занимали приборы управления. Установленный над фюзеляжем пульсирующий воздушно-реактивный двигатель «Аргус» As 014 работал на низкооктановом бензине. Его прерывистая работа (47 циклов в секунду) сопровождалась высоким уровнем шума - англичане даже прозвали крылатую ракету фау 1 (V-1) «жужащей бомбой» («базз бомб»).

Фау 1 стартовая позиция на начало запусков ракет готово было только 2/3 от запланированного

Запуск двигателя требовал давления встречного потока воздуха, поэтому фау запускалась с катапульты или с самолета. Первоначальный вариант стационарной катапульты с парогазо-генератором и разгоняемым поршнем оказался слишком громоздким, легко обнаруживался авиаразведкой, ограничивал направления пусков. Поэтому перешли к сборной катапульте и запуску с помощью ракетного ускорителя. Пневмоэлектрическая автономная система управления включала магнитный корректор, гироагрегат с 3-степенным гироскопом, высотный корректор с барометрическим высотомером, приводы рулей управления и высоты, счислитель пути со счетчиком дальности.

Американские солдаты осматривают невзорвавшуюся V-1. боевая часть отстыкована. Франция, 1944 год

Система была остроумна, но далека от уровня, уже достигнутого в то время, что можно объяснить сроками разработки и расчетом на удешевление производства. Полет обычно совершался на высотах 100-1000 м. Выдерживание курса и высоты полета обеспечивала магнитно-инерциальная система, момент перехода в пикирование - счислитель пути, приводимый от аэролага в носовой части. Перед пуском счетчик устанавливался на нужную дальность. После достижения счетчиком заданного значения срабатывали пиропатроны, приводившие в действие интерцепторы руля высоты, прерывалась подача топлива, ракета переходила в пикирование. Из-за большого рассеивания V-1, как и V-2, могли предназначаться только для массированных ударов по городам. Спешная постановка на производство сказывалась на качестве - из первых серийных V-1 неисправной оказывалась каждая пятая.
Тактико-технические данные FI-103 (V-1)

пилотируемый вариант фау 1

  • Размеры, мм: длина: 7750
  • максимальный диаметр корпуса: 840 размах крыла: 5300-5700
  • Масса, кг: стартовая ракеты: 2160 боевой части: 830
  • Двигатель: пульсирующий воздушно-реактивный, «Аргус» As 014 с тягой 296 кгс (при максимальной скорости)
  • Скорость полета, км/ч: максимум 656
  • Дальность полета, км: до 240

Применение фау 1
К апрелю 1944 года 155-й зенитный полк был развернут во Франции у побережья Ла-Манша. К боевому применению были готовы 12 000 V-1. Но из 88 запланированных стартовых позиций готовы были только 55. И в ночь на 13 июня запустили только десять ракет, из которых Англии достигли четыре.
Первый массовый налет V-1 состоялся в ночь с 15 на 16 июня, когда 244 фау 1 выпустили по Лондону и 53 по Портсмуту и Саутгемптону. Из запущенных 45 рухнули в море. Всего с 13 июня по 1 сентября было выпущено 9017 крылатых ракет фау 1 .

В Лондоне ими было разрушено 25 511 домов, потери убитыми и раненными составили 21 393 человека (кроме того, в ходе производства на заводе в Нордхаузен каждая построенная стоила жизни в среднем 20 заключенным). 8 сентября того же года начались запуски по Лондону баллистических ракет А-4 (V-2).

Фау 1 в тандеме с самолетом Хеншель Не 111

Лишившись баз для наземных пусковых установок, немцы перешли к пускам крылатых ракет с бомбардировщиков Хеншель Не 111 Н-22. Пуск с самолета к тому же позволял выбирать направление обстрела и успешнее преодолевать британскую ПВО.

С 16 сентября 1944 по 14 января 1945 года с самолетов было запущено около 1600 V-1. Осенью 1944-го V-1 запускали с наземных установок по Брюсселю (до марта 1945 года была запущена 151 V 1), Льежу (3141) и Антверпену (8896). В начале 1945 года появились ракеты с увеличенной до 370-400 км дальностью полета. Но из 275 штук, запущенных по Лондону с наземных установок в Голландии 3-29 марта 1945 года, цели достигли только 34.

Первый массовый налет V-1 состоялся в ночь с 15 на 16 июня 1944 года, когда 244 ракеты выпустили по Лондону

Из выпущенных по Лондону до 29 марта 1945 года 10 492 V-1 только 2419 упали на город и 1115 - в Южной Англии. Силами английской ПВО уничтожено около 2000 V-1. Став оружием не «возмездия», а террора, достичь заявленной цели - вывести Великобританию из войны - они не смогли. Делались попытки сделать крылатую ракету фау 1 пилотируемой. В отличии от японских летчиков комикадзе, пилот фау после наведения на цель должен был покинуть самолет, и приземлится на парашюте. Однако на практике катапультирование было затруднительным, шансы выжить у пилота оценивались как 1 к ста.
«Фау» наглядно продемонстрировали возможности, заложенные в управляемом реактивном оружии.
Германские разработки послужили базой для развертывания собственных работ в странах-победительницах: советские крылатые ракеты 10Х, 14Х, 16Х, американские «Луун» KUW-1, JB-2 и LTV-N-2 были, по сути, продолжением V-1.

Единиц произведено ~25000 Стоимость единицы 10 тыс. рейхсмарок (3,5 тыс. - в конце войны) Годы эксплуатации 1944 - 1945 Основные эксплуатанты Вермахт Основные технические характеристики:
* Максимальная дальность: до 280 км
* Скорость полёта: 656-800 км/ч (от текущей массы)
* Боевая часть: фугасная, 700-1000 кг
Изображения на Викискладе

«Фау-1», V-1 (A-2 , Fi-103 , «Физелер-103» , FZG 76 ) - самолёт -снаряд (крылатая ракета), состоявшая на вооружении армии Германии в конце Второй мировой войны . Это название происходит от нем. Vergeltungswaffe-1 («оружие возмездия-1»).

В пульсирующем воздушно-реактивном двигателе (ПуВРД) используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло . Горючее и воздух подаются периодически.

Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:

  • Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздух (1) и топливо (2), образуется воздушно-топливная смесь.
  • Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания . Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан (3).
  • Горячие продукты сгорания выходят через сопло (4) и создают реактивную тягу.

В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких самолетов-мишеней. В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями .

Система управления

Система управления снарядом представляет собой автопилот , удерживающий снаряд на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полёта.

Всего было изготовлено около 30 000 аппаратов. К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными . Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны показал, что 7547 Фау-1 были запущены в Англию. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 - артиллерией кораблей Королевского ВМФ.

Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов - снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнем) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

После того как союзники высадившись на континент, захватили или разбомбили большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел стратегически важных пунктов в Нидерландах (в первую очередь порт Антверпена , Льеж), несколько снарядов были выпущены по Парижу .

Оценка проекта

Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90 000 8025
Вес бомб, тонн 61 149 14 600
Израсходовано топлива, тонн 71 700 4681
Потеряно самолетов 3075 0
Потеряно экипажа 7690 0
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1 150 000 1 127 000
Потери населения 92 566 22 892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для Англии
Усилия самолетов сопровождения
Вылетов 86 800 44 770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

После войны

В качестве трофеев Советскому Союзу достались несколько ракет «Фау-1» при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше. Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты «Фау-1» - 10Х (позже получившая название «Изделие 10»). Руководил разработкой Владимир Николаевич Челомей . Первые испытания начались в марте 1945 года на испытательном полигоне в районе Ташкента . В отличие от Фау-1, советские ракеты 10Х предназначались для запуска не только с наземных позиций, но также с самолетов и установок корабельного базирования. Лётные испытания закончили в 1946 году , однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5×5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, поскольку значительно превосходило прототип). Также ракета 10Х имела малую дальность и скорость полёта меньшую, чем у поршневого истребителя. В послевоенное время В. Н. Челомеем было разработано ещё несколько ракет на основе 10Х (14Х и 16Х), но в начале 1950-х разработки были прекращены, а разрабатывавшее их КБ закрыто.

На основе пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) Argus, применяемого в ракетах «Фау-1», Германия готовила [когда? ] самолёты EF-126, разрабатываемые фирмой Junkers. Советский Союз позволил инженерам завода построить первый прототип [прояснить ] , и в мае 1946-го самолёт EF-126 совершил свой первый полёт без двигателя на буксире за Ju.88G6 . Однако в ходе испытательного полёта 21-го мая произошла катастрофа, в результате которой погиб лётчик-испытатель и был полностью разрушен единственный прототип. Позже было построено [кем? ] ещё несколько машин, но в начале 1948 года все работы по EF-126 были прекращены.

США еще в 1944 году воспроизвели методом обратной разработки ракету Фау-1 из обломков снарядов, упавших на территории Великобритании. Оценив дизайн германской ракеты как весьма удачный для массового производства, американская армия организовала массовый выпуск американской копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon . В отличие от немцев, американцы установили на ракету радиокомандную систему наведения, что позволило существенно увеличить точность . Кроме того, американцы отказались от громоздкой катапульты, используя для запуска стартовые ракетные ускорители. Планировалось произвести несколько десятков тысяч ракет для применения с самолетов по Японии, но война кончилась раньше, чем ракеты успели поступить на вооружение.

После войны, ракетой заинтересовался американский ВМФ, успешно проведший серию испытаний по запуску ракеты с субмарин. Тем не менее, ракета быстро устаревала, и в 1949 году программа была отменена.

См. также

Примечания

Литература

  • Кузнецов К. Реактивное оружие Второй Мировой. - М .: Яуза, Эксмо, 2010. - 480 с. - (Артиллерия - бог войны). - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-44343-7
  • Горожанин С., Муратов М. Физелер «Рейхенберг» (рус.) // Крылья Родины . - М ., 1994. - № 3. - С. 47. - ISSN 0130-2701 .
  • Dr. Carlo Kopp Early cruise missile operations (англ.) // Defence Today . - 2008. - № 1. - С. 50-52. - ISSN 1447-0446 .

Ссылки

  • «Путь в космос начинался с войны» - «Оружие возмездия» - Как это было?
  • «Оружие возмездия Гитлера» (англ.)
  • Vergeltungswaffe V-Weapons - From Daniel Green’s World War II Air Power website; contains descriptions and film sequences (AVI format)
  • The V-Weapons - From Marshall Stelzriede’s Wartime Story website; with June 1944 UK/US news reports on V-1 attacks
  • - From the Luftwaffe Resource Center website, hosted by The Warbirds Resource Group; with 42 photos
  • The Lambeth Archives includes description and sound of V1 and provides the means of finding where bombs fell on particular districts.

ФАУ-1

Краткие тактико-технические
характеристики ФАУ-1
Фау-1 Fieseler-103
тип крылатая ракета
Экипаж нет
Размеры
Длина, м: 7,90
Размах крыльев, м 5,37
Высота, м 1,42
Масса
Снаряжённая масса, кг 2150
Силовая установка
Тип двигателя 1x Argus As 014
пульсирующий прямоточный
Тяга, кН 2,9
Полетные характеристики
Максимальная скорость полёта: км/ч 656
240
Практический потолок, м 3050
Боевая часть
Вес боевой части, кг 830

Фюзеляж построен в основном из сварной листовой стали

Фау-1 (V-1 , Fi-103 , FZG 76 , A-2 , Физелер-103 ) - самолет -снаряд (крылатая ракета), состоявшая на вооружении армии Германии в конце Второй мировой войны . Ракета Фау-1 была первым применявшимся в реальных боевых действиях беспилотным летательным аппаратом . Её название происходит от нем. Vergeltungswaffe (оружие возмездия). Проект ракеты разработан конструкторами Робертом Луссером, фирма Fieseler, и Фритцем Госслау, фирма Argus Motoren. Проект Fi-103 предложен Техническому управлению Министерства авиации совместно обеими фирмами в июле 1941 года. Производство ракеты начато в конце 1942 года.

Фау-1 была оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) и несла боевую часть массой 750-1000 кг. Дальность полёта - 250 км, позже была доведена до 400 км.

Краткие тактико-технические характеристики (ТТХ) ФАУ-1 (V-1 Fi-103)

  • Длина, м : 7,74
  • Размах крыльев, м : 5,30
  • Высота, м : 1,42
  • Снаряжённая масса, кг : 2 160
  • Двигатель : 1 пульсирующий воздушно-реактивный Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
  • Максимальная скорость полёта : 656 км/ч (ок 0,53); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива)- до 800 км/ч (ок. 0,65).
  • Максимальная дальность полёта, км : 286
  • Практический потолок, м : 2700- 3 050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
  • Вес боевой части, кг : 847, снаряжение Аммотол
  • Расход топлива составлял 2,35 литра на километр. Емкость бака около 570 литров бензина (80-октановый).
  • Круговое вероятное отклонение (расчетное), км : 0,9
  • Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок : 60 тыс. В конце войны - 3,5 тыс. при использовании рабского труда заключенных.

Устройство

Фюзеляж

Фюзеляж Фау-1 представлял собой веретенообразное тело вращения длиной 6,58 метра и максимальным диаметром 0,823 метра. Фюзеляж выполнен в основном из тонколистовой стали, соединение листов сваркой, крылья выполнены аналогичным образом, либо из фанеры . Фау-1 был спроектирован по обычной аэродинамической схеме. Фау-1 имел крылья постоянной хорды 1 метр, 5,4 метра размахом и с профилем толщиной около 14 %. Над фюзеляжем Фау-1 имел ПуВРД длиной около 3,25 метра.

Двигатель

Схема работы ПуВРД

В пульсирующем воздушно-реактивном двигателе (ПуВРД) используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло . Горючее и воздух подаются периодически.

Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:

  • Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздух (1) и топливо (2), образуется воздушно-топливная смесь.
  • Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания . Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан (3).
  • Горячие продукты сгорания выходят через сопло (4) и создают реактивную тягу.

В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких самолетов-мишеней. В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями .

Система управления

Система управления снарядом представляет собой автопилот , удерживающий снаряд на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полета.
Стабилизация по курсу и тангажу осуществляется на базе показаний 3-х степенного (главного) гироскопа , которые суммируются по тангажу с показаниями барометрического датчика высоты, а по курсу и тангажу со значениями соответствующих угловых скоростей, измеряемых двумя 2-х-степенными гироскопами (для демпфирования колебаний снаряда вокруг собственного центра масс). Наведение на цель выполняется перед стартом по магнитному компасу, который входит в состав системы управления. В полете курс корректируется по этому прибору: если курс снаряда отклоняется от заданного по компасу, электромагнитный механизм коррекции воздействует на рамку тангажа главного гироскопа, что заставляет его прецессировать по курсу в направлении уменьшения рассогласования с курсом по компасу, а система стабилизации уже приводит и сам снаряд к этому курсу.
Управление по крену вообще отсутствует - благодаря своей аэродинамике снаряд достаточно устойчив вокруг продольной оси.
Логическая часть системы реализована средствами пневматики - функционирует на сжатом воздухе. Угловые показания гироскопов с помощью поворотных сопел со сжатым воздухом преобразуются в форму воздушного давления в выходных патрубках преобразователя, в этой форме показания суммируются по соответствующим каналам управления (с соответственно подобранными коэффициентами) и приводят в действие золотники пневматических машинок рулей курса и высоты. Гироскопы раскручиваются также сжатым воздухом, который подаётся на турбинки, составляющие часть их роторов. Для функционирования системы управления на снаряде имеется шаровой баллон со сжатым воздухом под давлением 150 атм.
Управление дальностью полета осуществляется с помощью механического счетчика , на котором перед стартом устанавливается величина, соответствующая требуемой дальности, а лопастной анемометр , размещенный на носу снаряда и вращаемый набегающим потоком воздуха, скручивает счетчик до нуля по достижении требуемой дальности (с точностью ± 6 км). При этом разблокируются ударные взрыватели боевой части и выдается команда на пикироваие («отсекается» подача воздуха в машинку руля высоты).

Запуск ФАУ-1

Катапульта для запуска V-1

Катапульта для запуска V-1

Оценка проекта

Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

Было изготовлено около 30,000 аппаратов. К 29 Марта 1945 года около 10000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6,184 человек убитыми и 17,981 ранеными .
После того, как союзники, высадившись на континент, захватили или разбомбили большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел стратегически важных пунктов в Нидерландах, в первую очередь, порта Антверпен.

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения.

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90,000 8,025
Вес бомб, тонн 61,149 14,600
Израсходовано топлива, тонн 71,700 4,681
Потеряно самолетов 3,075 0
Потеряно экипажа 7690 0
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1,150,000 1,127,000
Потери населения 92,566 22,892
Отношение потерь к расходу бомб 1.6 4.2
3. Стоимость для Англии
Усилия самолетов сопровождения
Вылетов 86,800 44,770
Потеряно самолетов 1,260 351
Потеряно человек 2,233 805

Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

После войны

В качестве трофеев Советскому Союзу достались несколько ракет Фау-1 при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше. Советскими инженерами в итоге была создана точная копия ракеты Фау-1 - 10х (позже получившая название «Изделие 10 »). Руководил разработкой Владимир Николаевич Челомей . Первые испытания начались в марте 1945 года на испытательном полигоне в районе Ташкента . В отличие от Фау-1, советские ракеты 10х предназначались для запуска не только с наземных позиций, но также с самолетов и установок корабельного базирования. Летные испытания закончили в 1946 году , однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5 х 5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, поскольку значительно превосходило прототип). Также ракета 10х имела малую дальность и скорость полёта меньшую, чем у поршневого истребителя. В послевоенное время В. Н. Челомеем было разработано ещё несколько ракет на основе 10х (14х и 16х), но в начале 50-х разработки были прекращены.

На основе пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) Argus, применяемого в ракетах Фау-1, Германия готовила самолёты EF-126, разрабатываемые фирмой Junkers. Советский Союз позволил инженерам завода построить первый прототип, и в мае 1946-го самолёт EF-126 совершил свой первый полёт без двигателя на буксире за Ju.88G6 . Однако, в ходе испытательного полёта 21-го мая произошла катастрофа, в результате которой погиб пилот-испытатель, и был полностью разрушен единственный прототип. Позже было построено ещё несколько машин, но в начале 1948 года все работы по EF-126 были прекращены.

Примечания

См. также

  • Армия Крайова - Наиболее эффектным достижением разведки АК была разработка исследовательского центра и заводов в Пенемюнде, на которых собирали ракеты Фау-1 и Фау-2 . Первая информация о происходившем там была получена осенью 1942 г, а в марте 1943 г был отправлен в Лондон подробный рапорт. Это позволило англичанам провести массированную бомбовую атаку (17/18 августа 1943 г.), что на много месяцев приостановило планы создания «чудо-оружия».
  • Аммотол - взрывчатое вещество представляющее собой смесь тротила и аммиачной селитры в различных пропорциях от 20/80 до 50/50. Им были снаряжены боевые части ракет Фау-1 и Фау-2.
  • Узедом - остров в Балтийском море , напротив устья реки Одер . Во время Второй мировой войны на острове был концлагерь «Узедом», развёрнуто производство ракет Фау-1.

Ссылки

  • «Путь в космос начинался с войны» - «Оружие возмездия» - Как это было?
  • Vergeltungswaffe V-Weapons - From Daniel Green’s World War II Air Power website; contains descriptions and film sequences (AVI format)
  • The V-Weapons - From Marshall Stelzriede’s Wartime Story website; with June 1944 UK/US news reports on V-1 attacks
  • - From the Luftwaffe Resource Center website, hosted by The Warbirds Resource Group; with 42 photos
  • The Lambeth Archives includes description and sound of V1 and provides the means of finding where bombs fell on particular districts.
  • Le Fieseler FI103 V1 (фр.)
  • V1 arme du desespoir «Оружие отчаяния» (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Немецкая сторона во время Второй мировой войны использовала на западном фронте баллистические ракеты V-2 (A4) и крылатые ракеты V-1 (Fi-103). Принципиально новое оружие, несмотря на ряд недостатков, было эффективно с военной точки зрения. Более того, опыт его применения в боевых условиях в течение длительного времени однозначно определил его мощь и ведущее место в системе вооруженных сил стран мира. Не случай но, что в течение трех-четырех лет после победного 1945 г. ведущие страны мира - США, СССР и Великобритания - имели на вооружении этот вид ракет. Ракеты V-2 и V-1 предназначены для решения своих задач. Наличие двух классов оружия увеличивает эффективность и расширяет круг их боевого применения.

Ущерб, нанесенный ракетами во время Второй мировой войны, был велик - погибали мирные люди, разрушались промышленные и гражданские объекты. В силу ряда обстоятельств этот вид оружия не был применен на советско-германском фронте. Выбор целей для воздушных нападений немецкой стороной не составил бы трудностей - Мурманск, Ленинград, Черноморский регион. Работы над созданием крылатой ракеты начались в Германии в 1930-1940-х гг. Летные испытания впервые были проведены 24 декабря 1942 г. Первым мотором, установленным на Fi-103, был Argus 109-014. Крылатая ракета представляла собой беспилотный летательный аппарат со всеми свойственными для самолета признаками: фюзеляж, крыло, горизонтальное и вертикальное оперение с рулями высоты и направления. Естественно, что полеты Fi-103 не зависели от метеорологических условий, и, таким образом, воздушные удары могли наноситься в любое время. Конструкция фюзеляжа состояла из шести секций. В качестве материала, помимо дюралюмина, использовалась фанера.

Элементом новизны в конструкции крылатой ракеты был автопилот. Программа полета, составляемая на земле, после запуска ракеты уже не могла быть изменена. Точность попадания ракеты в цель была невелика, отклонение составляло до 15 м. Ракеты падали на населенные пункты, уничтожая жилые кварталы, как при массированных бомбежках союзной авиацией городов Германии (Дрездена, Гамбурга...). Ставить вопрос о том, было ли эффективно новое оружие, много или мало погибло людей, почему было разрушено мало объектов на территории Великобритании и так далее, безнравственно и бессмысленно. Ракеты при своем «несовершенстве» (идеологическое определение) приносили на территорию противника много бед. На Лондон упало 2419 Fi-103, на Антверпен - 8696, на Люттих - 3141 и т. д.

Запуск крылатой ракеты производился либо с помощью катапульты, либо с самолета-носителя. Использовались бомбардировщики Ar-234, Не-111.

В Германии всего было произведено 250 000 экземпляров ракет Fi-103.

В результате ракетных ударов от Fi-103 погибли более 5800 человек, свыше 18 тыс. человек ранены. Было разрушено 123 000 зданий. В борьбе с крылатыми ракетами английские противовоздушные силы добились немалых успехов: 1878 ракет было уничтожено зенитным огнем, 1847 - огнем истребителей, 232 погибли от столкновений с аэростатами воздушного заграждения.

В Советский Союз попало много образцов ракет Fi-103 и комплектующих. Но еще до окончания войны проводились работы по созданию крылатой ракеты на основании немецких документов, полученных разведывательными путями. Была создана КР-10ХН - ракета, запускаемая с самолета Ту-2. Рассматривались варианты использования для этой цели самолета Пе-8 с двумя ракетами. Практического применения отечественные ракеты не получили.

Характеристики Фау-1:

    Краткие ТТХ

    Длина, м: 7,75

    Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)

    Диаметр фюзеляжа, м: 0,85

    Высота, м: 1,42 (1,55)

    Снаряжённая масса, кг: 2160

    Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)

    Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива)- до 800 км/ч (ок. 0,65М).

    Максимальная дальность полёта, км: 286

    Практический потолок, м: 2700-3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)

    Масса боевой части, кг: 700-1000, снаряжение Аммотол

    Расход топлива, л/км: 2,35

    Круговое вероятное отклонение (расчётное), км: 0,9