Европейская интеграция. Основные этапы европейской интеграции

Интеграция и сотрудничество на европейском уровне привели к образованию Европейского союза и еврозоны. Процесс расширения Евросоюза продолжается до сих пор.

Истоки европейской интеграции

История европейского континента помнит ряд больших территорий, интегрированных под единым правлением: Римская империя, Франция при Карле Великом, Священная Римская империя и Европа при Наполеоне. В этих случаях, как правило, одна нация была жестоко подчинена другой нацией.

После катастрофы Второй мировой войны идея создания объединенной Европы получила активную поддержку: межнациональное соперничество нуждалось в более эффективном контроле и должно было быть прекращено. Соединенные Штаты тоже выступали за единение Европы, поскольку надеялись, что этот политический шаг восстановит экономику в Западной Европе и, что самое главное, сдержит советское влияние. Так западноевропейские политики, в частности Черчилль, сразу после окончания войны формулировали требование об объединении Европы. Так можно было бы обеспечить защиту от советской угрозы, укрепить экономику в Европе и включить Германию в содружество государств, чтобы предотвратить возможную повторную агрессию с немецкой стороны. Решающей предпосылкой для единения Европы стало примирение Германии и Франции.

Первые шаги интеграции

В 1949 г. был основан Совет Европы с целью поддержать сотрудничество между государствами-участниками и социальную интеграцию. В 1950 г. министр иностранных дел Роберт Шуман предложить создать союз, который контролировал бы добычу угля и производство стали во Франции и Западной Германии. Это план проложил путь к созданию Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое было основано в 1951 г. Францией, Германией, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом. Великобритания опасалась за свой суверенитет и воздержалась от вступления. ЕОУС возглавил Верховный орган государств-участников, став таким образом первым независимым, наднациональным учреждением интегрированной Европы.

После этого первого шага к единению последовали планы по созданию политической и военной федерации в лице Европейского оборонного сообщества (ЕОС) и Европейского политического сообщества (ЕПС). Внутри ЕОС должны были быть выполнены требования США о перевооружении Западной Германии в рамках европейского единства. Когда французское Национальное собрание отклонило ратификацию ЕОС, на первое время от создания политического сообщества пришлось отказаться.

Европейское экономическое сообщество

Подписание Римского договора 25 марта 1957 г., а следовательно, основание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) знаменовало собой очередной важный шаг на пути европейской интеграции. ЕЭС должно было создать общий рынок и способствовать сближению экономической политики государств-участников. Цель Евратома заключалась в совместном мирном использовании атомной энергии. В 1967 г. ЕЭС, Евратом и ЕОУС по Брюссельскому договору («Договору слияния») были объединены в Европейские сообщества. Общими органами были Европейская комиссия, Совет министров и Европейский парламент. В 1979 г. в государствах-участниках состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент.

Расширение

Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург и Италия были членами-учредителями ЕЭС. Великобритания первое время отказывалась вступать, поскольку считала, что участие в Европейском таможенном союзе отрицательно скажется на ее торговле внутри Британского Содружества наций. В 1960-е гг. эти опасения были отброшены, и Великобритания вступила в ЕЭС, поскольку Таможенный союз был для нее более экономически выгодным, чем приносящая малую прибыль торговля в Содружестве наций. Правда, прошение британцев о вступлении натолкнулось на вето французского президента Шарля де Голля. Лишь его отставка в 1973 г. позволила Великобритании, а также Ирландии и Дании стать участниками Экономического союза. В Норвегии намерения правительства присоединиться к союзу были расстроены из-за результатов референдума. Смена авторитерных правительств в Греции, Испании и Португалии в середине 1970-х гг. позволила и этим государствам стать участниками: Греция присоединилась в 1981 г., Испания и Португалия - в 1986 г. На следующем этапе расширения в 1995 г. вступили Австрия, Финляндия и Швеция, в то время как норвежцы снова высказались против членства в ЕС.

После развала СССР и падения коммунистического режима в Восточной Европе ряд государств бывшего Восточного блока подали заявление о вступлении. В декабре 2002 г. ЕС в Копенгагене дал согласие на принятие Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словении, Словацкой и Чешской Республик, Венгрии, Мальты и Кипра. С момента расширения, 1 мая 2004 г., Европейский союз насчитывает 25 государств-участников. Румыния и Болгария приняты в ЕС в 2007 г. С Турцией, чье вступление в ЕС активно обсуждается, намечены следующие переговоры.

Европейский союз

Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) был подписан 7 февраля 1992 г. Центральным пунктом договора была поддержка социального и экономического прогресса в странах-участниках. Внутренние границы должны были быть отменены. Кроме того, объединились Экономический и Валютный союзы, и было введено гражданство союза. В этих рамках ЕС брал на себя руководство Таможенным союзом и ведение Общей аграрной и рыболовной политики. Члены ЕС были призваны координировать в будущем свою политику в разнообразных сферах, от окружающей среды до безопасности уличного движения.

Важная цель ЕС заключается в ведении Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) с заданными стандартами, которых придерживаются участники, хотя свои внешнеполитические решения они вправе принимать самостоятельно. В задачи входит подписание хартии ЕС и соблюдение демократии и прав человека. ЕС стал международной организацией, которая служит участникам для достижения соглашений о торговле и помощи, для осуществления санкций и оружейного эмбарго. Плюс углубленное сотрудничество полиции и юстиции в таких сферах, как наркоторговля, предоставление политического убежища и контролирование границ. Многие внутренние границы ЕС сегодня открыты.

Амстердам и Ницца - Конституция ЕС

Амстердамский договор (1997) явился продолжением и развитием Маастрихтского договора, целью его было подготовить ЕС к будущему расширению и предоставить его гражданам больше возможностей участия. Новые реформы критикуемой за излишнюю сложность бюрократической системы ЕС породили договор в Ницце, который вступил в силу в 2003 г. С расширением союза количество и состав учреждений ЕС были сокращены. Одно время в планы входило заменить уже существующие соглашения и договоры единой Европейской конституцией.

Составленная в 2003 г. конституция требует одобрения всех стран-участников, которые должны быть ратифицированы либо в парламентах, либо в результате всенародного голосования. Во Франции и Нидерландах Европейская конституция была отклонена по результатам референдумов.

Экономический и валютный союз (ЭВС)

Маастрихтский договор предусматривал создание Экономического и валютного союза. Так общая валюта должна была упростить координацию экономической и финансовой политики внутри ЕС, поддержать внутреннюю торговлю и обеспечить людям большую свободу передвижения. 1 января 2002 г. в двенадцати из 15 странах было введено евро в качестве законного платежного средства.

Потенциальные страны евро предоставляли Европейскому центральному банку контролировать свою финансовую политику. Перед введением евро страна должна освидетельствовать стабильность своей экономики, пройдя по критериям конвергенции. Великобритания, Дания и Швеция отказались входить в еврозону. Великобритания и Дания, исполняя волю своих национальных парламентов, сумели договориться о том, чтобы в Маастрихт были включены пункты, освобождающие их от действия положений соглашения.

Но остаётся ещё один важный вопрос, требующий неотложного разъяснения. Если причина роста экономической интеграции и направленность тренда является уже понятной, то остаётся неясным будущее политической интеграции. Многие экономические объедения не ставят своей целью формирование политических институтов. Европейское объединение угля и стали не ставило своей целью политическую интеграцию, и даже современный Европейский союз не ставит эту задачу предельно ясно. Однако она происходит. Экономические объединения постепенно трансформируются в политические. Почему же это происходит?

Традиционно политическая интеграция воспринимается как альтернативный экономической интеграции способ расширения размера рынка Так, например, считали невероятно цитируемые Алесина и Сполеоре;. Броу и Рута пришли к заключению, что оба эти явления могут быть взаимодополняющими. Экономическая интеграция, когда она не сопровождается политической, может вести к меньшему инновационному прогрессу и более медленному росту, так как фирмы отвечают на увеличенную рыночную конкуренцию большим фокусом на деятельность, связанную с извлечением ренты (получение трансфертов от государства). Когда экономическая интеграция сопровождается политической, экономический рост будет сильнее и благополучие выше Brou D., Ruta M. Economic integration, political integration or both? //Journal of the European Economic Association. - 2011. - Т. 9. - №. 6. - С. 1143-1167.. Базовая логика основывается на том, то параллельная интеграция делает оба рынка, и политический и экономический, более конкурентными не изменяя при этом оригинальные стимулы, вынуждая фирмы тем самым прибегать к модернизации и развитию новаций. Представим отдельно экономическую интеграцию. Возросшая конкуренция делает инновации более вероятными, но уменьшение числа региональных фирм из-за возросшей стоимости инноваций также уменьшит конкуренцию на политическом рынке, делая извлечение ренты более привлекательной активностью, уменьшая вероятность инновационного прогресса. Если же процесс интеграций будет параллельным, то последующий эффект от экономической интеграции на политический рынок будет аннулирован. Инновации становятся более привлекательной активностью, экономический рост и благополучие возрастают. сепаратизм война протекционизм интеграция

К подобным выводам подходит в своих работах и Дани Родрик, исследуя другие основания проблемы. Расхождение между охватом рынка и масштабом существующих нерыночных институтов имеет неблагоприятные последствия для экономики, выраженных в незавершённом интегративном процессе, ограничивающим, в свою очередь, прибыль, извлекаемую из свободной торговли и инвестиционной политики Rodrik D. How far will international economic integration go? //The Journal of Economic Perspectives. - 2000. - Т. 14. - №. 1. - С. 177-186..

Эмпирическая действительность тоже демонстрирует интересные примеры, как это работает, если сравнить успешные и менее успешные экономические интегративные проекты на просторах Европы. После создания Европейского сообщества, позднее преобразованного в Европейский союз, государства, которые предпочитали исключительно экономическую интеграцию без какой-либо степени политической интеграции, сформировали три отдельные экономические зоны, самой значительной из которых была ранее упомянутая Европейская ассоциация свободной торговли. Большинство членов ЕАСТ, среди которых были Великобритания, Австрий, Швеция, Португалия, Дания, Финляндия, позднее вступили в ЕС В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн, а сам ЕАСТ имеет соглашение о Едином экономическом пространстве (свободное движение людей, товаров, услуг, капитала) с ЕС.. После же развала социалистического блока в восточной Европе новые члены европейского рынка отказались от идеи создания собственного чисто экономического интегративного объединения в пользу политической интеграции Европейского союза. В 1991 году было заключено трёхстороннее Вышеградское соглашение между Польшей, Чехословакией и Венгрией констатировавшее совместное стремление этих стран к интеграции в европейские структуры. Реальное же воплощение данное стремление получило в виде создания Центрально-европейской ассоциации свободной торговли (ЦЕАСТ) на время до принятия в Европейский союз. На настоящий момент в составе ЦЕАСТ остаются Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдавия, Черногория, Сербия и УНМИК (Миссия ООН в Косово), но развитие организации обусловлено преимущественно стремлениями будущей интеграции в ЕС В каком-то смысле ЦЕАСТ можно представить как временное образование, дающее выгоды от свободной торговли со странами ещё не являющимися членами ЕС..

Таким образом, выходит, что государства, участвующие в рамках интегративных объединений, будучи рациональными акторами, сами заинтересованы в постепенном росте не только экономической интеграции, но и политической. Конечно же, можно говорить о том, какие существуют риски, и кризис Еврозоны тому свидетельство, но это скорее вопрос не об объективной пользе, а грамотности эффективного исполнения и организации Так некоторые исследователи, анализируя кризис Еврозоны, сходятся во мнении, что причина заключается не в самой пагубности существования такого объединения, а ввиду слишком сильной экономической разности участников, среди которых есть паровозы в лице Франции и Германии, и отстающие, в лице Греции, Испании, Италии. То есть, допуская идеальность условий, объективная польза подобного объединения неоспорима..

Исходя из процессов и выводов, описанных выше, можно также утверждать, что политические бенефиции от интеграции выгодны не только странам, но и регионам этих стран, которые потенциально могли их получить, в случае если бы стали независимыми игроками на международной арене. Они могут выражаться как в определённых экономических бенефициях, описанных Броу и Рутом, так и в политических: способность участвовать в процессе принятия решений, способность более сильно позиционировать себя в международных отношениях.

Американский экономист венгерского происхождения Бела Балаша ввёл в 1961 году в экономическую теорию классификацию стадий экономической интеграции Balassa B. The Theory of Economic Integration (Routledge Revivals). - Routledge, 2013.. Изначально в неё входили зона свободной торговли, таможенные союзы, общий рынок, экономический союз и абсолютная экономическая интеграция. Пройдя достаточно длительный период проверки, она подверглась ряду изменений, в частности из-за недооценки степени требуемой позитивной интеграции на практике и переоценки необходимой централизации для экономических и монетарных союзов. На настоящий момент классификация состоит уже из семи стадий:

  • · преференциальная торговая зона;
  • · зона свободной торговли;
  • · таможенный союз;
  • · общий рынок;
  • · экономический союз;
  • · экономический и монетарный союз;
  • · завершённая экономическая интеграция (своеобразное федеративное или конфедеративное объединение);

Можно спорить о степени необходимой централизации и масштабе необходимых институтов для поддержания эффективной работы интегративного объединения, остаётся несомненным одно - создание нерыночных политических институтов, так или иначе необходимо. Вопрос формы и степени в данном случае вторичен.

Рассматривая же конкретные примеры, можно заметить, что если на первых двух стадиях, преференциальной торговой зоны и зоны свободной торговли работа интегративного объединения обеспечивается за счёт двусторонних правительственных комиссий, то на стадии таможенного союза возникает первая серьёзная политическая структура, которая получает определённые ранее суверенные полномочия по формированию и регулированию внешних торговых тарифов, правил и установлений таможенного контроля, гармонизации национальных законодательств.

Так установление таможенного союза было принципиальной задачей Европейского экономического сообщества (ЕЭС) созданного Римским договором в 1957 году. Хотя полномочия по исполнению положений договора возлагались на национальные государства, контроль за их исполнением и определение общей политики возлагались уже на созданные для этого структуры в лице Совета (представляющего правительства), Парламента (представляющего граждан), Комиссии (представляющей общеевропейские интересы), а также судебную ветвь в лице Европейского суда (European Court of Justice). По мере же расширения экономических интегративных процессов, необходимость в эффективных институтах возрастает, транзит власти в пользу субнациональных институтов ускоряется. В задумке же Белы Белаши последней стадией является установление конечной экономической интеграции, кою он предлагает называть либо конфедерацией, либо федерацией. И действительно, законченная гармонизация законодательства, общий рынок, общая внешняя граница, общая монетарная политика, общая тарифная политика позволяют говорить о том, что подобная образование в сути своей уже является мягкой федерацией.

Помимо объективной необходимости политической интеграции в случае уже развивающейся экономической интеграции выделенной предыдущими авторами, Илиевский приходит к выводу о том, что подчас может иметь место так называемый эффект избытка (spillover effect), если рассуждать в логике неофункционалистской теории Ilievski N. L. THE CONCEPT OF POLITICAL INTEGRATION: THE PERSPECTIVES OF NEOFUNCTIONALIST THEORY //Journal of Liberty and Inte The Institute for Research Journal of Liberty and International reviewed journal distributed und which permits unrestricted use, distributio. - 2015. - С. 38.. И политическая интеграция и экономическая, несмотря на независимость своего первичного существования, в результате эффекта избытка могут в своей последней стадии стать одним единым процессом, что подтверждается классификацией, предложенной выше. Подобный двойственный процесс будет стремиться к полной интеграции или созданию политического союза.

Особенно интересными становятся выводы политэкономической модели, представленной Касселой и Файнштайном. Развивая оригинальную модель Алесины и Сполеоре, исследователи заключают, что когда рынок сильно расширяется и в нём сталкиваются различные подходы к организации власти, распределению полномочий, налоговой политике и многому другому, индивиды могут осознать, что их представления о политике и институтах более подобных представлениям большинства в других политических юрисдикциях, за линией национальной границы. Следовательно экономическая интеграция неминуемо сопровождается фрагментацией существующих политических образований, кои, как замечалось ранее, сформировались весьма случайно и негомогенно. Но также этот процесс ведёт к желанию сформировать новую юрисдикцию, а значит, к переделу существующих границ. В оригинальной же модели Алесины экономическая и политическая интеграция являются субститутами, именно поэтому в его логике экономическая интеграция ведёт к политической дизинтеграции. Частично это так, если мы ограничиваемся в периоде действия экономической интеграции Casella A., Feinstein J. S. Public goods in trade on the formation of markets and jurisdictions //International Economic Review. - 2002. - Т. 43. - С. 437-462..

Допустим же, что система фрагментировалась и сформировались совершенно новые политические единицы, отвечающие принципу максимальной близости преференций к центру принятия решений, что гарантирует их максимальную эффективность. В понятиях Алесины сформировалось стабильное количество государств. И существуют эти государства в мире абсолютной экономической открытости и взаимосвязи с высоким уровнем экономической интеграции, что означает свободное перемещение труда и капитала. Что это значит для новых гомогенных государств? Болтон и Роланд строят модель, в которой фактор максимальной мобильности провоцирует выравнивание парораспределительных политик в этих государствах, тем самым уменьшая экономические мотивы сепаратизма. Они приводят следующий пример. При условии наличия абсолютного фактора мобильности, равновесием будет ситуация, когда во всех странах будет одинаковая экономическая (фискальная и монетарная) политика. Если страна отклонится от равновесия, к примеру, повысив ставку подоходного налога, работники могут просто мигрировать в другую страну с минимальными издержками приобретя абсолютную выгоду в долгосрочном периоде. В условиях торжества равновесных политик политическая субъектность будет почти незначимой. Таким образом, глобальная экономическая интеграция убирает лишние препятствия на пути формирования новых политических объединений, если это будет иметь определённый положительный платёж для государств Bolton P., Roland G., Spolaore E. Economic theories of the break-up and integration of nations //European Economic Review. - 1996. - Т. 40. - №. 3. - С. 697-705..

Таким образом, можно говорить о том, что крупный интеграционный проект на подобии Европейского союза создаёт уникальные условия для изменения существующего статуса-кво национальных суверенитетов и существующих границ. О скоротечности и успешности данного процесса говорить сложно, так как во многом он может быть крайне хаотичным и непредсказуемым. Мы не можем с уверенностью сказать до какой степени может развиться процесс фрагментации, ограничится ли он исключительно самыми известными примерами сепаратистских устремлений (Шотландия, Каталония, Страна басков, Венеция, Бавария, Валония и др.) или же может достигнуть масштаба неэтнического характера сепаратизма, когда о желании приобретения своей политической субъектности заявят отдельные города на подобии вольных городов Германии. Ясным же остаётся одно - будущее единой Европы не представляется возможным без определённых структурных изменений. Если национальные государства понимают природу подобной угрозы, то стремление сохранить своё политическое единство может накладывать ограничения на степень интеграции, тем самым вредя собственной же экономической пользе от незавершённости процесса. С сепаратизмом можно бороться, но его нельзя подавить. Он либо есть, либо его нет, и если он уже имеется, то мере развития благоприятных условий он будет только усилять свои позиции. И на определённом этапе национальным государствам придётся делать мучительный выбор между экономическим благополучием и политическим единством.

Тонко Анжела Васильевна

аспирант кафедры социальной и политической философии Московского гуманитарного университета,

менеджер по работе с клиентами ЗАО «ББДО».

Интеграционные процессы в конце XX века обрели стремительный темп. Основные тенденции их развития определили нарастающая интернационализация производства и рынка, небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, а также неоднозначные реалии социально-культурного развития. Наиболее динамично и эффективно процессы интеграции развивалась в Европе. Интеграционная модель Европейского Союза оказалась наиболее успешной среди существующих в мире интеграционных образований. Бывший Председатель Европейской комиссии Жак Делор, относящийся к числу еврооптимистов, выдвинул в свое время знаменитую формулу развития европейских процессов – «ускорение истории». Согласно ей, члены Европейского Союза «не могут контролировать историю, но они теперь вновь в состоянии влиять на нее» .

Построение общей системной модели Европейского Союза наиболее эффективно с точки зрения системного подхода. Данная методология позволяет определить степень организации и механизмы функционирования сложных объектов. «Опыт современного познания показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система» . Эффективность данного научного метода связана «с относительно законченным процессом его формирования» . Э.С. Маркарян назвал системный подход «одной из фундаментальных стратегий научного исследования, исторически вызванной необходимостью изучения сложноорганизованных систем адекватными познавательным средствами» .

В основе Европейского Союза лежит добровольный отказ стран-членов от компетенции в определенных областях. Необходимость такой системы объективно вытекает из целей и задач сообщества. Достаточно четко основные прагматические цели европейского объединения определила Т. М. Фадеева . Автор выделяет четыре, на наш взгляд наиболее важные. Во-первых, – гарантия мира в Европе. Во-вторых, этапы создания европейского сообщества с самого начала предусматривали включение в них Германии. Интеграция Германии в Европейские сообщество особенно благоприятствовала ее возрождению как демократического сообщества, способного к политическому действию. В-третьих, провозглашению ЕС способствовало также прагматическое стремление к созданию Европы, способной на совместные действия на международной арене после бесповоротной утраты ее народами позиции мировых держав. В-четвертых, Европейское Сообщество представляет собой рынок континентального масштаба, который принес европейцам неоспоримые выгоды.

В логическом аппарате системного подхода роль существенного звена выполняет понятие «структура». Оно соотносится, прежде всего, с понятиями «элемент» и «связи», иногда просто понимается как связь между элементами. В качестве основных элементов общей системы Европейского Союза могут выступать интеграционные стратегии, направленные на развитие сотрудничества государст-членов в экономической, политической, военной и гуманитарных сферах.

Интеграционные стратегии ЕС находятся в постоянном развитии Во-первых, необходимо отметить неуклонное расширение сферы компетенции Европейского Союза. Договор о ЕЭС наделил Сообщество полномочиями преимущественно в сфере экономической политики, необходимыми для создания таможенного союза. Единый Европейский Акт распространил компетенцию Сообщества на вопросы социальной политики, энергетики, охраны окружающей среды, научного и технического развития. С принятием Маастрихтского договора интеграционные процессы распространились на такие чувствительные сферы как внутренняя и внешняя политика. Это является свидетельством того, что невозможно интегрировать одну сферу, оставив смежную в компетенции государств. Ю.А.Борко, проанализировав взаимосвязи между экономической интеграцией и социальным развитием, сделал вывод о том, что «в какой бы области экономической политики не начинался процесс гармонизации, это затрагивает те или иные социальные вопросы, также требующие регулирования в масштабах ЕС» . В неофункционалистской теории интеграции процесс распространения интеграции от исходной точки по смежным сферам и отраслям получил название «спилловер».

Во-вторых, наряду с расширяющейся компетенцией идет также и процесс углубления интеграционного процесса. Классическим примером этого являются пройденные Европейским Союзом четыре стадии экономической интеграции: зона свободной торговли – таможенный союз – единый внутренний рынок – валютный союз.

Широкая компетенция Европейского Союза базируется на его самостоятельности в проведении бюджетной политики и на большом объеме находящихся в его распоряжении средств. Первоначально бюджет ЕС целиком состоял из взносов государств-членов, а распределение ресурсов находилось в исключительной компетенции Совета. Первая попытка обеспечить финансовую самостоятельность Европейского Союза произошла еще в 1965 г., но окончилась неудачей. Однако дальнейшее развитие интеграции привело к реформированию финансовой системы ЕС. В 1970 г. была принята резолюция о собственных ресурсах, а соглашение 1975 г. дало Европарламенту ряд полномочий в бюджетной сфере, и последующие решения следовали именно в этом русле.

В настоящее время финансовая независимость Евросоюза базируется на двух принципиальных положениях. Прежде всего, после финансовой реформы 2001-2003 гг. весь бюджет финансируется из собственных доходов. Это фиксированные отчисления, исчисляемые в зависимости от ВВП государств членов (67%), фиксированные отчисления от НДС (16%), налоги и таможенные пошлины (16%) и ряд других сборов . Помимо реальной самостоятельности Евросоюза в вопросах бюджетной политики необходимо отметить и значительный объем самого бюджета. Если в 1960-е гг. он не превышал 100-300 млн. Евро, то затем стал постепенно, но неуклонно расти и в 2008 г. составил порядка 139 млрд. евро .

Среди указанных выше составляющих деятельности ЕС можно выделить элемент, определяющий и формирующий основу существования системы и ее дальнейшего развития. Маастрихтский договор признал за Европейским Союзом статус в основном экономического сообщества. Экономическое сотрудничество было целью евросообществ с момента их образования. За 50 лет реализованы грандиозные планы, которые позволяют заявить, что «Европейский Союз больше не является абстрактным понятием» . Это и отмена таможенных барьеров, и создание общего, а позднее единого рынка, и валютно-экономический союз и сами механизмы экономического сотрудничества на уровне государств и предприятий.

Именно в экономической сфере государствам удался их главный прорыв, а результаты их совместных усилий здесь проявляются наиболее отчетливо. Таким образом, сотрудничество именно в экономической сфере на протяжении больше части истории ЕС являлось системообразующим элементом, который обеспечивает развитие лояльности для формирования солидарности во все новых областях совместной деятельности. Именно в экономической сфере доля полномочий, передаваемых странами-участницами Европейскому Союзу наиболее высока.

По сравнению с успехами Экономического и валютного союза, содержание и формы политической интеграции явно отстают в своем развитии. Полномочия интеграционных институтов носят ярко выраженный экономический характер и ограничены в политической сфере. Однако в перспективе объединение государств именно в политической сфере должно составить основу европейского единства. Региональная экономическая интеграция не может эффективно развиваться без соответствующей политической системы регулирования. Л.И.Глухарев отмечает, что «крупномасштабные акции на постоянно расширяющемся пространстве Европейского сообщества нельзя реализовать без политических механизмов и согласованной политической стратегии» .

Разорванный во времени и пространстве, процесс политической интеграции идет неравномерно, скачкообразно, отстает от интеграции экономической. Он идет от секторальной интеграции (ЕОУС) и формирования «однородного хозяйственного пространства» (ЕЭС) к сообществу как экономически структурированной системе и в перспективе к политическому союзу. Активные импульсы связаны с поворотными моментами европейской истории, например «Великой рецессией» 70-х годов ХХ века, с крушением биполярной системы, развалом социалистического лагеря. Расширение Евросоюза на Восток есть не только передел хозяйственного пространства бывшего социалистического лагеря, но и формирование будущего политического пространства на основе собственных цивилизационных ценностей. Выход на приоритетные позиции политического компонента развития Евросоюза диктуется и внутренними проблемами. Таким образом, дальнейшее развитие Европейского Союза напрямую зависит от того насколько успешно будет проходить процесс углубления политической интеграции.

Но проект политического объединения Европы наталкивается на существование наций, как средоточия политической власти, несмотря на существование наднациональных институтов. Основными акторами, влияющими на развитие интеграционного процесса, по-прежнему остаются национальные правительства. Ключевую роль продолжает играть франко-германская ось, выступающая мотором интеграции, - именно от нее исходит большинство наиболее важных инициатив и именно поддержка этих стран является необходимым условием эффективного функционирования ЕС в отдельных сферах политики. Ряд авторов, в том числе и Н.А.Кавешников также отмечает становление внутри ЕС других стабильных группировок: это, помимо давно оформившейся группы стран Бенилюкс, страны Балтии, северные страны (Дания, Швеция, Финляндия) и Вышеградская четверка В их рамках нормальной практикой стали периодические консультации, принятие совместных меморандумов и планов действий, формулирование общих позиций, которые позднее отстаиваются на заседаниях Европейского совета и Совета министров.

Государства-члены, по-прежнему, сохраняют свою монополию на принятие стратегических решений и изменение Договоров. Однако при принятии решений средней важности наднациональные институты Европейского Союза уже не действуют под полным контролем государств. С Маастрихтского договора началась череда значимых институциональных преобразований, которые качественным образом интенсифицировали интеграционные процессы. Таким образом, институты Европейского Союза являются неотъемлемой частью системы многоуровнего управления и могут также выступать мотором интеграционного процесса, используя для этого предусмотренные процедуры принятия решений и находящуюся в их распоряжении информацию.

Системный подход при анализе европейского объединения требует более детального рассмотрения национальных и наднациональных составляющих системы ЕС, которые определяют порядок внутренних связей и зависимостей между элементами общей системы Европейского Союза.

Наднациональность присуща политической системе ЕС. Определение наднациональности достаточно точно дал в своей книге Л. Крам, Д. Динан и Н.Нугент: «наднациональность предполагает существование политической власти над или помимо уровня национального государства, наличие некоторой степени ее автономии от национальных правительств. Таким образом, страны-члены Европейского Союза, создавая наднациональный орган, делегировали ему полномочия в решении ряда задач. Это неизбежно создает некоторые ограничения суверенитета или власти стран-членов, поскольку ими более не осуществляется полный контроль над результатами деятельности наднациональных институтов» .

Принципы наднациональности стали складываться с начала 60-х годов. С 1962 года важнейшей частью мероприятий в рамках ЕЭС стала единая сельскохозяйственная политика. Начиная с 1964 года решения, принимаемые Судом ЕС, стали обязательными для стран-участниц . С 1 июля 1968 года стало действовать соглашение о Таможенном союзе в ЕЭС, которое позволило перейти к единому регулированию.

Путем принятия Единого Европейского Акта члены Сообщества дали согласие на компромиссную формулу сотрудничества: в экономической сфере – преимущественно наднационального, а в политической – последовательно межправительственного . Однако наднациональность в сфере внешней политики и безопасности, как известно, гораздо серьезнее, чем при экономическом объединении затрагивает области национального суверенитета страны. После Маастрихтского договора вопросы соотношения национального и наднационального компонентов в европейском объединении заняли важное место в сознании ее граждан. Ныне проблема соотношения национальной и европейской идентичности становится актуальной и весьма болезненной.

Политолог Стефано Фелла отмечает, что «путь, пройденный в направлении углубления интеграции, не уменьшил ни способности государств-членов сохранять контроль над этим процессом, ни их желания защитить свои полномочияю» . Сохраняющееся стремление защитить национальный суверенитет определяет их позиции по отношению к любым вызовам и угрозам таким традиционным бастионам национального государства, как политика в социальной сфере, сфере безопасности и в международных отношениях.

Таким образом, Европейский Союз представляет собой уникальную многоуровневую систему, общая структура которого выстраивается в соответствии с реализуемыми интеграционными стратегиями ЕС. Интеграционные стратегии находятся в непрерывном развитии и обеспечивают динамику системы. Они базируются на принципе фазности и постепенном распространении компетенций на все новые формы сотрудничества. Кроме того, постепенно идет смещение от экономической к политической интеграционной основе. В данном контексте гуманитарное направление представляет собой не только отдельное направление интеграционных стратегий, но также выступает и как необходима предпосылка для развития полноценного интеграционного объединения.

Структурным основанием европейской интеграционной системы является принцип сочетания межправительственного подхода с формированием наднациональных органов управления. Так первая опора ЕС базируется на принципах наднациональности и передачи части национального суверенитета государств-членов институтам ЕС. В рамках второй и третьей опор государства сохраняют свои исключительные полномочия. Это иллюстрирует явную двойственность, когда решение вопросов по трем основным направлениям вырабатываются сепаратно, в соответствии с особыми и при том качественно разнородными процедурами. Представляется, что в таком виде Европейский Союз не может достаточно эффективно функционировать с точки зрения общей системы.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Системность, познание и управление. М., 1981.

2. Борко Ю.А. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты.// Мировая экономика и международные отношения. №9, 2000.

3. Европа перемен/ Под редакцией Л.И. Глухарева. М.2006.

4. Журкин В.В., Максимычев И.Ф., Машлыкин В.Г., Шишков Ю,В. Европа в многополярном мире. Ин-т Европы. М. 2000.

5. Кавешников Н.А. Институциональное развитие Европейского Союза // Общество, политика, наука: новые перспективы. М. 2000.

6. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности//Вопросы философии. 1972. №10.

7. Сагатовский Н.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1979.

8. Фадеева Т.М. Модель Европейского Союза и проблемы современного федерализма. М. 2005.

9. Wright R., Open and Frank Dialogue. On the Russia ’s role and place in the new structure of European Commission in Russia/Europe №2. 2002.

10. Cram L., Dinan D., Nugent N. Reconciling Theory and Practice/ Developments in the European Union. L. 1999.

Понятие европейской интеграции

Определение 1

Европейская интеграция - это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведёт к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance).Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.

История

Замечание 1

Одним из первых, кто задумался о союзе европейских наций, был Рихард Николаус Куденхове-Калерги, который написал манифест «Пан-Европа» в $1923$ году. Его идеи повлияли на Аристида Бриана, который произнёс речь в защиту Европейского Союза в Лиге Наций $8$ сентября $1929$ года, и кто в $1930$ году написал меморандум об организации Европейского федерального союза.

В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи $19$ сентября $1946$ года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.

Впоследствии были образованы такие организации как Западноевропейский союз $(1948)$, НАТО $(1949)$ и Совет Европы $(1949)$.

$9$ мая $1950$ года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.

$27$ мая $1952$ года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). $10$ сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.

Но в $1954$ году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.

Таким образом, в начале $1950$-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.

$25$ марта $1957$ года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу $1$ января $1958$ года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.

8 апреля $1965$ года подписан Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и Комиссию европейских сообществ, что объединило ЕОУС, Евратом и ЕЭС в единую организационную структуру. Этот договор вступил в силу $1$ июля $1967$ года. Согласно договору началось постепенное снижение таможенных пошлин, а в $1968$ году внутренняя торговля в сообществе стала беспошлинной. Ещё через два года торговая политика перешла в компетенцию ЕЭС, что завершило образование таможенного союза в регионе. В общем, в $1950-1960$-х годах европейская интеграция набирала силу.

В $1973$ году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысилось более чем на $30\%$. А во второй половине $1970$-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в $1981$ году, а Испания и Португалия присоединились в $1986$ году.

В феврале $1986$ года члены ЕС подписывают Единый европейский акт, чьей задачей было создание к $1992$ году единого внутреннего рынка. А договор о Европейском Союзе подписали $7$ февраля $1993$ года. Этот договор расширил полномочия органов ЕС.

Участие европейских стран в европейской интеграции

В этой таблице присутствуют все страны Европы, кроме России, Белоруссии, Азербайджана и Армении, которые в данный момент не являются членами или официальными кандидатами нижеперечисленных европейских организаций.

Рисунок 1.

Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:

  1. масштабность расширения;
  2. низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  3. усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  4. приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной Европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы. Центральный вопрос расширения - резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счёт прироста ВВП ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

Замечание 2

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре $2007$ г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолён: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран - участниц. Союз сделал ещё один шаг к созданию Соединённых Штатов Европы.

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?