К какому типу региональных группировок относится меркосур. Меркосур, история создания и основные достижения

Асунсьйонський договор был подписан с целью создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договором предусматривается:

Свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, которого нужно достичь через ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных ограничений;

Установление общего внешнего тарифа и ведения совместной внешнеторговой политики в отношении третьих стран или их групп и координация позиций на региональных и международных экономических конференциях;

Координация макроэкономической, фискальной, монетарной и секторальной политики в области международной торговли, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и коммуникаций и в любых других областях для обеспечения свободной конкуренции между сторонами договора;

Гармонизация законодательства в этих сферах для укрепления интеграционных процессов .

В течение переходного периода, который длился до 31 декабря 1994 года, для содействия формированию общего рынка стороны договора установили критерии происхождения товаров и механизм разрешения споров.

В течение переходного периода договаривающиеся стороны пользовались такими инструментами для создания общего рынка:

Программой либерализации торговли. Согласно ей предполагалось автоматическое постепенное уменьшение тарифов до 0 и полная ликвидация нетарифных ограничений;

Координацией макроэкономической политики, которая должна проводиться постепенно и в соответствии с программой либерализации экономики;

Установлением общего внешнего тарифа с целью поддержки конкуренции;

Подписанием секторальных соглашений .

По реализации этих целей, то, форсируя событий, страны все еще пытаются найти оптимальные подходы, не захватывать интересов каждого из. За 3 года удалось ликвидировать таможенные тарифы на 90% товаров, перемещаемых внутри союза. Внешние тарифы стран-членов МЕРКОСУР уже согласованы на 85% продукции, а остальные 15% должны быть установлены до 2006 года.

Следует отметить, что важнейшей целью МЕРКОСУР выдвигает триаду: обеспечение автономного развития, сохранения национального суверенитета и национальной культурной идентичности латиноамериканских стран. При этом уже не секрет, что основным препятствием являются Соединенные Штаты Америки. Но об этом - чуть позже.

Политикой МЕРКОСУР на начальном этапе была разработка простой институциональной системы организации, которая должна была постепенно увеличиваться с углублением интеграции. В противоположность большим организационным структурам других интеграционных группировок, таким как ALADI или Андский пакт, идеей МЕРКОСУР было постепенное увеличение количества учреждений. Основной орган МЕРКОСУР - Совет общего рынка (Common Market Council), который проводит встречи на высшем уровне. Исполнительным органом является Группа общего рынка (Common Market Group). МЕРКОСУР также административный орган - Секретариат. Кроме этого, в структуру входят 2 консультативные коллегиальные органы: Парламентская комиссия (представители национальных парламентов) и Экономический и социальный консультативный форум.

Совет общего рынка

Это высший орган МЕРКОСУР, который отвечает за политическое руководство организацией и принятия решений. В сферу компетенции Совета входит надзор за выполнением программы либерализации экономики в каждой из стран-членов для установления общего рынка. Решение в нем принимаются на основе консенсуса. Встречи проводятся раз в 6 месяцев, хотя Совет может созываться и в чрезвычайных случаях. Встречи происходят на уровне министров экономики и министров иностранных дел, но в них могут принимать участие и министры других отраслей, если обсуждение вопросов, касающихся этих отраслей, является запланированным. На этих встречах могут присутствовать и президенты стран-членов (их присутствие обязательно хотя бы раз в год), если речь идет об очень важные проблемы. Ротация руководства Совета происходит в алфавитном порядке каждые 6 месяцев .

Исполнительным органом МЕРКОСУР является Группа общего рынка. Этот орган является ответственным за реализацию решений, принятых Советом, и рассмотрение рекомендаций, представленных рабочими группами. В обязанности группы относятся:

Контроль за выполнением договорных обязательств;

Проведение необходимых мероприятий для выполнения решений, принятых Советом;

Внесение предложений по эффективной реализации программы либерализации экономики, координации макроэкономической политики и сотрудничества с третьими странами;

Разработка программ для обеспечения постепенного формирования общего рынка .

Группу формируют представители министерств иностранных дел, экономики, торговли и Центрального Банка - 4 человека из каждой страны и по 4 их заместители. На уровне представителей встречи происходят каждые 3 месяца, а на уровне координаторов - 1 раз в месяц. Решение в Группе общего рынка принимаются на основе консенсуса .

Сначала Асунсьйонський договор устанавливал (с марта 1991 года по декабрь 1994) строгий план снижения тарифов для стран-членов. В течение этого переходного периода изучением отдельных отраслей экономики занимались 11 рабочих групп. После встречи в Оуро-Прето в 1994 году эти группы были трансформированы. С этого времени они изучают следующие проблемы: коммуникации, горную промышленность, технологии, финансы, транспорт и инфраструктуру, окружающую среду, промышленность, сельское хозяйство, энергетику, трудовые отношения, занятость и социальное обеспечение. В июле 1999 года были созданы еще 2 рабочие группы: Комитет по координации макроэкономики и Комитет по координации торговли. В этих группах работают представители бизнеса, ученые, представители профсоюзов, эксперты из международных правительственных и неправительственных организаций.

Комиссия по торговле МЕРКОСУР является относительно новым органом, созданным Протоколом в Оуро-Прето. Задача Комиссии - контроль за торговыми отношениями между странами-членами, слежение за соблюдением правил ведения торговой политики как между странами-членами, так и в отношении третьих стран, определенных Советом МЕРКОСУР. Она уполномочена создавать комитеты (на данный момент 10), которые постепенно перебирать задачи, возложенные на рабочие группы. Комитеты принимают решение в виде рекомендаций. Также она обладает правом решать споры. Тот факт, что на Комиссию по торговле возложены следующие важные обязанности, свидетельствует о большой важности внешних и внутренних торговых отношений, особенно установление общего внешнего тарифа в течение начального этапа деятельности МЕРКОСУР. Комиссия подчиняется непосредственно Группе общего рынка .

Согласно расширение сфер сотрудничества в рамках МЕРКОСУР появляются новые экономические, политические и социальные органы. Среди них Координационный комитет национальных профсоюзов МЕРКОСУР, Комиссия по предпринимательству, парламентские комиссии.

В течение первого этапа работы организации был создан Совет по промышленности МЕРКОСУР. ее членами были Промышленный союз

Аргентины, Национальный союз промышленников Бразилии, Промышленный союз Парагвая и Промышленная палата Уругвая. Целью Совета было ведение диалога между представителями сферы бизнеса по конкуренции. После встречи в Оуро-Прето создан Экономический и социальный консультативный форум, заменил Совет по промышленности. Форум контролирует механизмы регулирования торговой политики между странами-членами и в отношении третьих стран.

В организационной структуре МЕРКОСУР нет судебного органа как такового. При возникновении споров относительно трактовки Асунсьйонського договора или выполнения обязательств предусмотрено созыва судебного органа ad-hoc. Его решения являются обязательными для выполнения странами-членами. В 1992 году Бразильским протоколом было введено механизм решения торговых споров, но он до сих пор не действует. На практике эти проблемы решает Комиссия по торговле.

Административный секретариат (со штабом в Монтевидео) начал работу 1 января 1997 года. Его председатель избирается Советом общего рынка на 2 года. В компетенции Секретариата входит ведение архива организации и представления ежегодных отчетов Группе общего рынка .

В Латинской Америке наиболее динамичной является МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Происходит поворот к новой парадигме развития — неолиберализму, квинтэссенция которого изложена в так называемом Вашингтонском консенсусе. МЕРКОСУР формируется на гребне успехов рыночных преобразований первой волны.

Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как:
  • отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока;
  • введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
  • координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала.

Оговариваются совместные шаги по борьбе с наркобизнесом, а также сотрудничество в области науки, образования и культуры.

В 1994 г. на встрече в Бразилии была создана организационная структура МЕРКОСУР, включающая Совет Общего рынка (высший орган, функционирующий на уровне министров иностранных дел и министров экономики), Группу Общего рынка (исполнительный орган), Комиссию по торговле (вспомогательный орган, руководящий проблемными группами и комитетами), Парламентскую комиссию, Социально-экономический консультативный орган и Секретариат (г. Монтевидео). Решения принимаются на основе консенсуса всех членов.

В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят (с некоторыми изъятиями) Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). Нарастает взаимное трансграничное перемещение капитала, особенно в форме прямых инвестиций.

МЕРКОСУР становится не только центром латиноамериканской интеграции. В 1995 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с ЕС (г. Мадрид). Основная цель — постепенное создание межконтинентальной зоны свободной торговли, выработка общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, унификация норм качества и сертификатов о происхождении товаров и др.

Интеграция в рамках МЕРКОСУР породила не только успехи, но и новые испытания для стран-участниц . Либерализация экономик имела оборотную сторону: высокие социальные издержки реформ и рост внешних рисков («ловушки глобализации»). Уже в середине 1990-х гг. страны МЕРКОСУР входят в полосу финансово-экономических потрясений, имеющих характер цепной реакции. Финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии негативно отразился на экономике Бразилии — крупнейшей страны группировки, а затем и на всех странах МЕРКОСУР. Падение спроса приводит к квотированию импорта и антидемпинговым разбирательствам. Постепенно кризис был преодолен.

5 июля 2006 г. Венесуэла стала членом МЕРКОСУР. В своей речи президент Уго Чавес заявил, что вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР — это реализация заветов отца нации, освободителя Симона Боливара, краеугольный камень в деле достижения новой независимости народов Америки. Президент Венесуэлы подчеркнул также, что в одиночку ни одна из наших стран не смогла бы продвинуть вперед этот подлинный интеграционный проект развития.

Более семи лет потребовалось на то, чтобы Протокол о присоединении Венесуэлы к южноамериканскому торгово-экономическому блоку стал реальностью, и в этом огромная заслуга самого Чавеса, который сломал прежнюю традицию венесуэльских лидеров послушно следовать в кильватере Соединенных Штатов, часто в ущерб отношениям со странами региона и особенно с Бразилией, которая, не без подсказки геополитиков и консультантов из США, рассматривалась в качестве естественного оппонента Венесуэлы. Согласно графику, за четыре года Венесуэла должна принять общую внешнюю таможенную политику МЕРКОСУР и выработать соответствующий тариф. С 2010 по 2013 г. страны постепенно откроют друг другу рынки и создадут зону свободной торговли. Со вступлением Венесуэлы ВВП МЕРКОСУР составит около 1 трлн. долл., или 76% всего ВВП Южной Америки.

В 1990 г. США, в лице президента Дж. Буша (старшего), выдвинули идею формирования единой континентальной зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли» — «Инициативу для Америк». В 1994 г. в Майами на встрече глав государств и правительств Западного полушария
Б. Клинтон подтверждает готовность США создать панамериканскую ЗСТ уже к 2005 г. Бурные дебаты показали большие разногласия между Севером и Югом в понимании условий и методов интеграции. США предлагали латиноамериканским странам присоединяться к НАФТА на условиях, принятых в этой группе. Имеются в виду не только отмена тарифных и нетарифных преград, но и ограничение субсидий, либерализация движения капитала, гарантии защиты прав интеллектуальной собственности, унификация законодательств и процедур урегулирования споров. Бразилия предложила свою концепцию, основанную на принципе свободного регионализма: постепенная, по мере роста экономик, интеграция стран Юга вокруг МЕРКОСУР и лишь затем консолидированное объединение с . Такой вариант в большей мере гарантирует соблюдение принципа паритета (равенства) интересов при объединении столь разных экономик. Кроме того, страны Южной Америки настаивают на отмене субсидирования аграрной продукции со стороны США.

МЕРКОСУР МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (Mercosur, сокращение от исп. Mercado Comun del Sur, что переводят как Южноамериканский общий рынок), межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Первым шагом к созданию объединенного рынка на континенте послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986. Через четыре года к ним присоединились Парагвай и Уругвай.
Главный орган управления Меркосур - Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат с головным офисом в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики
Основной принцип деятельности органов Меркосур - консенсус (см. КОНСЕНСУС) . Идея создания наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки. Создание Меркосур привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991-1997 она выросла примерно в шесть раз, хотя товарооборот с развитыми странами почти не менялся. В зоне свободной торговли первых четырех стран-участников были ликвидированы таможенные пошлины на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро-Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешел на более высокий уровень интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников был введен единый таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МЕРКОСУР" в других словарях:

    МЕРКОСУР - (Mercado Comu n del Cono Sur MERCOSUR) субрегиональный торгово экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены Боливия и Чили. Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса»… … Юридическая энциклопедия

    Экономическая организация Рынок Южного конуса Mercado Comu’n del Cono Sur1. Учреждена 1 января 1995. Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами Чили и Боливия. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    Меркосур - объединённый рынок стран южного конуса исп.: Mercosur, Mercado Comun del Cono Sur http://www.mercosur.org/​ исп … Словарь сокращений и аббревиатур

    Флаг Меркосур … Википедия

    Флаг Меркосур МЕРКОСУР общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных… … Википедия

    МЕРКОСУР - наиболее динамичное объединение среди интеграционных группировок в Латинской Америке. В 1991 1995 гг. объем взаимной торговли между странами участницами вырос почти в 4 раза и составил 15 млрд. долл. Доля внутризональной торговли в суммарном… …

    МЕРКОСУР - MERCOSUR (MERCADO COMUN DEL SUR) Региональный таможенный союз, созданный в 1995 г. с целью развития свободной торговли между странами членами. В союз входят Бразилия, Уругвай, Аргентина и Парагвай. Ассоциированными членами являются Боливия, Чили … Словарь-справочник по экономике

    МЕРКОСУР - интеграционное объединение в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая … Экономика: глоссарий

    Меркосур - (Mercosur)Mercosur, латиноамериканская организация, основанная Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в марте 1991г. с целью создания Общего рынка в регионе … Страны мира. Словарь

    МЕРКОСУР, Группировка стран южно - общий рынок субрегиональный торгово экономический союз в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАЙ). Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Охватывает территорию 12 млн. кв. км с населением 200 млн. человек. Штабквартира… … Внешнеэкономический толковый словарь

Книги

  • Интеграционые процессы в западном полушарии , Галина Костюнина. В предлагаемой монографии рассмотрены интеграционные процессы в Северной Америке в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), в том числе вопросыторговой и инвестиционной…
МЕРКОСУР (MercadoComún del Sur MERCOSUR ) субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина , Бразилия, Парагвай и Уругвай.Ассоциированные члены Боливия и Чили.
Название переводится с испанского как Рынок Южного конуса. Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентной способности экономики субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центрально американского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 Латиноамериканская ассоциация интеграции,LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина , Бразилия,Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия).

Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили).
Но и большая, и малая Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли. Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латиноамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на Южноамериканской региональной основе.
В 1986 Аргентина и Бразилия две крупнейшие экономические державы Латинской Америки выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной Уругвай и Парагвай вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз.
В 1995 этот договор вступил в силу - на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран,охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР. Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 - Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Успехи и перспективы развития.

Рынок Южного конуса оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991 - 1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров,согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).
Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран.
За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний.
В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено Рамочное межрегиональное соглашение, ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок 2005 или даже 2010.
МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

http://www.bestreferat.ru/

За долгие годы развития интеграционных процессов в Латинской Америке были подъемы и спады. Особенно глубокие потрясения отмечались в начале 1980-х гг., в период острого мирового финансово-экономического кризиса. Казалось, что в это время индивидуального странового выживания уже не осталось места для объединенных проектов. Однако вопреки этим предположениям в конце «потерянного десятилетия» концепция интеграции получила новый импульс. Одно из подтверждений этому - создание объединения стран Южного конуса - МЕРКОСУР.

Особенности создания и основные направления деятельности МЕРКОСУР

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР (исп. Mercado Соты’п delCono Sur- MERCOSUR ") - образован на основе Асунсьонского договора о создании от 26 марта 1991 г. 2 В него входят полноправными участниками Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 г.) (рис. 15.1). В 1996 г. подписаны соглашения о присоединении Чили и Боливии к МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов. МЕРКОСУР превратился в сильный полюс притяжения для других государств региона. В 2003 г. достигнута договоренность о присоединении к МЕРКОСУР в качестве ассоциированного члена Перу, в 2004 г. - Эквадора (см. рис. 15.1). Ассоциированными членами МЕРКОСУР также являются Колумбия и Эквадор.

МЕРКОСУР - второй после ЕС Таможенный союз в мире по размеру и экономическому потенциалу и крупнейшая интеграционная группировка в Южной Америке с населением 283,7 млн человек (45% населения континента) и территорией 13 708 тыс. кв. км. В 2007 г. объем ВВП МЕРКОСУР в текущих ценах достиг 305 692.7 млн долл, (более 75% совокупного ВВП латиноамериканского континента), а величина ВВП на душу населения в текущих ценах - 5 490 долл. 3

В 2008 г. внутриблоковая торговля стран МЕРКОСУР составляла 451 млрд долл., причем в 1995 г. ее величина равнялась 28,4 млрд долл., т.е. за 10 лет она увеличилась более чем в 16 раз.

Первым шагом к созданию объединенного рынка послужило соглашение о формировании зоны свободной торговли в течение Шлет, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание интеграционного объединения (таможенного союза и общего рынка), способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона. МЕРКОСУР изначально нацелен на создание зоны свободной торговли, затем - унификацию таможенного законодательства, наконец, формирование общего рынка.

Асунсьонским договором предусматривались отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Механизм интеграции в рамках МЕРКОСУР включает три элемента:

Свободное перемещение товаров, услуг, факторов производства между странами посредством отмены тарифных барьеров и нетарифных ограничений в установленные сроки (табл. 15.1). В то же время созданы списки исключений из общего тарифа, которые подразумевали снижение таможенных пошлин до 14% к 2001 г. в отношении средств производства и 16% к 2006 г. в отношении остальных товаров;

Таблица 15.1

Программа прогрессивного снижения таможенных пошлин

в рамках МЕРКОСУР

% снижения

% снижения

Источник: Stevens W.J. Trienta у cinco anos del Mercado commun centrofmericano. - Costa Rica, 1996.

Члены МЕРКОСУР Щ - ассоциированные члены МЕРКОСУР

Рис. 15.1.

  • установление общего внешнеторгового тарифа, формирование общей торговой политики в отношении третьих стран, координация позиций в ходе региональных и международных торговых и экономических форумов. Созданы списки исключений;
  • координацию макроэкономической и отраслевой политики МЕРКОСУР, касающейся внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогообложения, финансовой системы, инвестиций, транспорта, коммуникаций, трудового и фискального законодательства, и установление свободной конкуренции внутри объединения. Соглашения по отраслям с целью оптимизации использования факторов производства.

В отношении с третьими странами страны-участницы МЕРКО-СУР должны обеспечить «справедливые условия торговли», т.е. они обязуются применять национальное законодательство, запрещающее импорт товаров, цены которых формируются под влиянием субсидий, другой незаконной практики.

Страны имеют право устанавливать торговые свободные экономические зоны, промышленные особые зоны, специальные таможенные и другие свободные экономические зоны. Их цель - предоставление условий, отличных от условий остальной таможенной территории. В то же время в рамках МЕРКОСУР запрещается странам-членам иметь зоны свободной торговли с государствами - нечленами блока; также им запрещено входить в Андское сообщество.

В 1994 г. в развитие Асунсьонского договора заключено дополнительное соглашение Оуру-Прету, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз в срок до 2000 г., когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривал до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния).

Протокол Оуру-Прету придал МЕРКОСУР юридический статус, что позволяет заключать соглашения о торговле с отдельными странами или группами стран, а также международными организациями.

В 1995 г. этот договор вступил в силу и МЕРКОСУР перешел на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Взаимная торговля стран МЕРКОСУР в большинстве секторов была либерализована в 1991 - 1994 гг., и с 1995 г. установлен общий таможенный тариф в отношении третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%) 1 . При этом учитываются особенности экономики, уровня развития отдельных отраслей в странах-партнерах.

В начале нового тысячелетия МЕРКОСУР лишился былого динамизма, а интеграция в экономической сфере несколько замедлилась. Зональный товарооборот, увеличивавшийся на протяжении 1993-1997 гг., в последующие годы существенно сократился в силу кризисных явлений в экономиках основных его участников и в определенной мере в результате негативных последствий неолиберальных экономических преобразований. Однако начиная с 2003 г. наметились новые предпосылки экономического сближения, одним из

Cm.: Sanguinetti P., Traistaru /., Martincus Ch.V. Economic Integration and Location of Manufacturing Activities: Evidence from MERCOSUR. Zentrum fbr Europnische Integrationsforschung. - Working Paper B11. 2004.

главных мотивов которого стала непростая ситуация в сфере финансов стран-членов МЕРКОСУР. В 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Бразилия дважды, в 1998 и 2002 гг., испытала натиск финансового кризиса, что привело к снижению темпов роста и поставило страну на грань депрессии, притом что ее долговые обязательства также остаются весьма тяжелыми.

Организационная структура МЕРКОСУР. Главный орган управления МЕРКОСУР - это Совет общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции (рис. 15.2).

Группа общего рынка - главный исполнительный орган, функционирующий постоянно, - имеет административный секретариат


Рис. 15.2.

со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли и таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Административный секретариат (расположен в Монтевидео) выполняет функцию архива официальной документации, осуществляет публикацию, распространение и перевод официальных материалов МЕРКОСУР, информирует о принятых каждой страной мерах по введению во внутреннее законодательство принятых органами МЕРКОСУР решений.

Решения принимаются всеми органами на основе консенсуса при обязательном присутствии всех членов. В 2003 г. создан Комитет постоянных представителей (КПП), призванный оказывать содействие Совету общего рынка в реализации решений, принимаемых в рамках МЕРКОСУР.

В 1996 г. в МЕРКОСУР создан механизм политических консультаций и взаимодействия. Наиболее важные политические документы - Ушуайский протокол о приверженности демократии в МЕРКОСУР (1998 г., содержит обязательства проводить консультации и осуществлять меры политического воздействия в случае возникновения угрозы демократическому строю на территории МЕРКОСУР) и Договор о совместных действиях по обеспечению безопасности стран МЕРКОСКР (1998).

Действует Постоянная рабочая группа МЕРКОСУР по борьбе с терроризмом (с 1999). Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР затрагивают и гуманитарные аспекты. Упрощены формальности при пересечении границ физическими лицами, а с 2006 г. южноамериканские страны ввели безвизовый режим поездок для своих граждан. Соответствующее соглашение подписано министрами иностранных дел Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гайаны, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы в Сантьяго де Чили.

На очередном саммите МЕРКОСУР (Бразилия, декабрь 2004 г.) закреплена позитивная динамика консолидации объединения и подтверждено намерение углублять интеграцию.

  • См.: http://www.mercosur.int - Официальный сайт МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995 г. См.: http://www.mercosur.int