Евразия. Физико-географическая характеристика гидрологической сети евразии

Конспект урока

ФИО учителя: Комиссаренко Элина Викторовна

Предмет : география

Класс: 7

Тема урока : «Внутренние воды Евразии. Реки»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма проведения: урок – путешествие.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Цель: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить учащихся с крупнейшими реками материка.

Задачи:

Обучающие

1. Выявить особенности размещения рек по территории материка;

2. Систематизировать знания, касающиеся географической номенклатуры водных объектов Евразии.

Развивающие

1. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации;

3. Развивать картографические и творческие навыки учащихся.

Воспитательные

1. Воспитать умение работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом;

2. Создать условия для положительной мотивации при изучении географии;

3. Способствовать воспитанию бережного отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся приобретут самостоятельные навыки составления комплексной характеристики рек Евразии;

Смогут давать описание рек по физической карте материка;

Научаться называть и показывать реки Евразии на карте.

Личностные

Осознание ценности водных объектов материка;

Понимание важности, сохранять и рационально использовать водные ресурсы.

Метапредметные

Учащиеся смогут анализировать и обобщать полученный материал;

Выдвигать версии решения поставленных задач;

Сравнивать и обобщать новые понятия;

Выбирать необходимую информацию из разных источников.

Основные понятия: внутренние воды; река; устье; исток; питание рек.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Оборудование: учебник Коринская В.А. География материков и океанов. 7кл.- М.:Дрофа, 2013; атлас 7 кл; контурные карты Евразии; физическая карта Евразии; раздаточный материал; мультимедийный проектор.

Структура урока.

1. Организационный этап – 2 мин.

2. Мотивация – 3 мин.

3. Актуализация знаний – 5 мин.

4. Целеполагание – 2 мин.

5. Усвоение новых знаний – 20 мин.

6. Закрепление изученного материала – 4 мин.

7. Рефлексивно-оценочный этап – 4 мин.

Ход урока.

1. Организационный этап

Весь класс предварительно разделен на четыре команды. Результаты по каждому выполненному заданию отражаются на доске.

Учитель: ребята, сегодня у нас урок пройдет в виде путешествия. Каждая группа – это отдельная команда исследовательского судна. Сейчас вам предстоит выбрать капитана корабля (выбирают капитана).

У каждой группы на столе лежат памятки «Правила работы в группе», «Критерии оценивания внутри группы», с которыми вам необходимо ознакомиться (см. Приложение 1) Учитель: Мы совершим незабываемое плавание с препятствиями, и в конце урока лучший экипаж будет награжден самыми высокими баллами, но кроме этого, каждой команде в конце урока предстоит выбрать лучшего исследователя в своей группе с помощью критериев, он тоже получит награду. Как и все исследователи у каждого из вас есть бортовой журнал (тетрадь), в котором будете делать записи и отмечать на контурной карте места нашего пребывания.

2. Мотивация.

Учитель:

«Как удивительна планета, на той, где вместе мы живем.

Озера, реки – чуда света, по ним немного проплывем.

И унесется в эту даль наш дружный славный теплоход.

Терять здесь времени не жаль,

Ну что, начнем, друзья, вперед!

А может знает кто, ребята, какой имеем океан?

Евразия ведь так богата – вот гляньте Тихий тут и там!

А наши реки – Амур, Лена, длиною поражают нас.

Их много, будто теорема, и говорим мы без прикрас.

Наш интереснейший урок набирает лишь начало,

Ну что, готовьте знаний флот к географическому сплаву!»

(Филатова Д. М.)

Учитель: Ребята, скажите, какая тема зашифрована в этом стихотворении?

Учащиеся: «Внутренние воды Евразии. Реки» (записывают в тетрадь)

3. Актуализация знаний.

Учитель: какие темы мы изучали на предыдущих двух уроках? (климат, рельеф)

Вспомните, от чего зависит климат любой территории? (от широты места, воздушных масс, подстилающей поверхности)

В чем заключается главная особенность климата Евразии? (лежит во всех климатических поясах)

Какие выделяют главные особенности рельефа материка? (60% занято равнинами, горные территории расположены на востоке и юго-востоке)

Если соотнести, все вышесказанное с темой сегодняшнего урока, можно дать ответ на следующий вопрос: Какие два главных фактора влияют на реки материка?

Учащиеся: Климат и рельеф, от климата зависит питание и режим реки, от рельефа характер течения.

4. Целеполагание

Учитель: Ребята, исходя из темы урока, какой же будет главная цель нашего путешествия? (Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками)

Учитель: А еще нам предстоит выяснить, какую роль играют реки в жизни людей?

5. Усвоение новых знаний

План урока (изображен на доске)

1. Соотнести реки Евразии, по бассейну океанов

2. Оформить контурную карту

3. Совершить сплав и составить комплексную характеристику реки.

Учитель: Какие типы внутренних вод вы знаете? (реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота)

На первом уроке, при изучении географического положения Евразии мы вспоминали, какими океанами омывается материк. (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый)

Число команд соответствует числу океанов. Все 4 экипажа отправляются в плавание по разным океанам.

Первое задание - головоломка

Учитель: Экипажи, вам необходимо расшифровать реки, относящиеся к бассейну нужного океана, разгадав головоломку. Названия рек выписать в бортовой журнал, нанести на контурную карту и показать на физической карте Евразии их расположение. Если задание выполнено верно, группа получает 5 баллов. Команда, которая первая выполнит задание, получает дополнительный балл (см. Приложение 2).

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова (вращение головой)

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Второе задание – описание реки по плану.

Учитель: Перед выполнением второго задания, необходимо вспомнить план описания реки, по которой вы будете сплавляться (ответ учащихся)

Вам помогут атласы и учебники. После составления характеристики реки, группы отчитываются о проделанной работе у физической карты материка. За каждый верно выполненный пункт плана, команда получает 1 балл.

План описания реки:

1.Название.

2. В какой части материка протекает.

3. Исток/устье реки.

4. Зависимость характера течения реки от рельефа.

5. Питание.

6. Хозяйственное использование.

Учитель: Экипаж, путешествующий по Атлантическому океану, сплавляется по реке Дунай, команда Тихого океана по Янцзы, экипаж Северного Ледовитого океан - по Лене и путешествующий по Индийскому отправляется по реке Ганг.

Ребята, мы с вами осуществили сплав по рекам, относящимся к бассейнам 4-х океанов. А про какой бассейн мы с вами забыли упомянуть? (Бассейн внутреннего стока) Какая крупнейшая река относится к этому типу, протекающая по территории нашей страны? (Волга)

Река Волга - самая крупная и многоводная река Русской равнины, и самая большая река Европы.

“Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!” – так писал о великой русской реке Александр Дюма. Волга воспета во многих произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников.

А почему мы относим эту реку к бассейну внутреннего стока? (впадает в Каспийское море)

6. Закрепление изученного материала

Учитель: Ребята, мы проделали нелегкий путь, осуществили плавание сразу к четырем океанам Земного шара.

И в конце путешествия у нас остались зашифрованы названия рек, которые нужно разгадать (ответы от каждой команды принимаются по поднятой руке).

Первый слог мой, это нота,

Буква – это слог второй

Ну а целое, широко разлилось

большой рекой. (Дон)

Дятел выбивает дробь

на сосне у речки...(Обь)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной,

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной! (Волга)

По берегу бежала мышь:

«Я быстрее, чем...!» (Иртыш)

Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

стану спутником Земли. (Лена)

7. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: В начале урока мы поставили цель, какую? (Изучить особенности внутренних вод Евразии и познакомиться с крупнейшими реками) Достигли мы ее? (Да)

С какими реками вы сегодня познакомились? Водами, каких океанов омывается Евразия? (ответы учащихся)

Но у нас еще остался без ответа вопрос: какую роль играют реки в жизни людей? (ответы учащихся)

Ребята, обратимся к плану нашего урока, выполнили мы его? (ответ)

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, продолжив предложения на слайде (выполняется устно):

Мне больше всего удалось…

Для меня было открытием то, что…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Больше всего мне понравилось…

Учитель: В начале урока, вы получили карточки с «Критериями оценивания внутри группы». Сейчас вам предстоит выбрать одного члена вашего экипажа, который на протяжении всего плавания активно проявлял себя.

(Учитель подсчитывает результаты на доске. Выявляет победителей, комментирует работу на уроке. Выставляет оценки лучшим ученикам, по мнению группы, и экипажу, занявшему первое место)

Учитель: Ребята перед вами «светофор настроения». У каждого из вас есть три сигнальные карточки, которые необходимо приклеить на светофор: зеленая – все было интересным на уроке; желтая - понравилось, но не все; красная – на уроке было скучно.

Спасибо за урок, до свидания!

Приложение 1.

« Правила работы в группе»

    Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

    Слушайте, каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

    Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана

    Капитаном выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

«Критерии оценивания»

    Знание изучаемой темы

    Активность в обсуждении

    Умение высказывать свое мнение или представлять результаты работы группы

    Доказательность и полнота ответа, грамотная речь отвечающего

    Культура общения

Приложение 2.

Атлантический океан Северный Ледовитый океан


Тихий океан Индийский океан

о

Ответы:

Атлантический океан: Рейн, Дунай, Дуэро, Нева, Висла.

Тихий океан: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Амур, Анадырь.

Северный Ледовитый: Обь, Енисей, Лена, Колыма, Печора.

Индийский океан: Инд, Ганг, Тигр, Ефрат, Иравади.

В Евразии находятся 12 крупнейших рек. Их выделяют по длине и площади бассейна. Самая длинная река на территории Евразии - Янцзы, ее длина составляет 6300 км [Приложение 3]. Евразия самый крупный материк в мире, ее берега омывают все четыре океана. Именно поэтому реки Евразии принадлежат к бассейнам четырех океанов: Индийскому, Тихому, Северному Ледовитому и Атлантическому. Река Янцзы принадлежит бассейну Тихого океана. Наряду с ней к этому бассейну относятся реки Амур, Хуанхэ и Меконг.

Такие реки как Иравади, Тигр, Евфрат, Солуин, Инд, Ганг и Брахмапутра впадают в Индийский океан. Река Ганг соединяется в нижнем течении с Брахмапутрой. Ганг протекает по территории с муссонным климатом, поэтому он так полноводен. Ганг считается самой полноводной рекой Евразии. По своей полноводности он уступает только рекам Конго и Амазонке. Крупнейшие реки северной части материка это Лена, Колыма, Обь и Енисей. Эти водные ресурсы принадлежат территории России. В России самой полноводной рекой считается Енисей. Все эти реки, текущие по слою многолетней мерзлоты впадают в Северный Ледовитый океан. Также к бассейну этого океана относятся такие реки как Индигирка, Яна и Печора.

К бассейну Атлантического океана относятся реки Дунай, Днепр, Рейн, Сена, Луара, Висла и др. Самая длинная река Европейской части - Волга. Она впадает в Каспийское море и относится к рекам внутреннего стока. Примерами рек внутреннего стока также могут служить Урал, Или, Тарима, Амударья, Сырдарья и другие реки, впадающие в бессточные озера или образующие слепые дельты. На территории Евразии находится самая большая в мире область внутреннего стока, на долю этой территории приходится 30% общей площади материка.Резкий контраст климатических условий, неравномерное количество выпадения осадков, различия в рельефе определяют неравномерное распределение внутренних вод по территории материка .

Рисунок 7 - Бассейны рек Евразии

В Евразии есть все типы рек по источникам питания и режиму стока. В разных частях материка реки питаются дождевыми и грунтовыми, талыми снеговыми и ледниковыми водами. Реки Северного Ледовитого океана питаются преимущественно талыми снеговыми водами и в меньшей степени за счет летних дождей. В зимнее время реки замерзают на длительный период. Питание происходит за счет таяния ледников и снега в горах. Примерами рек с данным типом питания являются Дунай, Кубань, Белая и Терек.

Реки, полноводные в летний период времени в сезон дождей, относятся к дождевому типу питания (Ганг, Брахмапутра).Например, река Ганг питается за счет влаги, которую приносят юго-западные муссоны и тропические циклоны. В среднем выпадение количества осадков колеблется от 760 мм/год на западе до 2300 мм/год в восточной части. В дельте реки часто наблюдаются сильные циклонные ливни, как во время сезона муссонов, так и после него.

Смешанный тип питания (снеговой/дождевой) свойствен рекам Волга, Обь, Северная Двина и Лена. Смешанный тип не ограничивается только снеговым и дождевым питанием, например питание реки Волга происходит за счет снегового, грунтового и дождевого типа. В частности около 60% осуществляется снеговым питанием. Водный режим характеризуется весенним половодьеми осенними дождевыми паводками. Характерна летняя и зимняя межень и в это время наблюдается малая водность реки.

Ледниковый тип питания чаще всего свойствен рекам, находящимся близ горных районов, например, таких как: Тянь-Шань, Памир, Гималаи и т.д. Река Инд находится в Южной Азии и берет свое начало в Китае в горах Гималаи. На данном горном участке в основном река питается за счет таяния снега и ледников. Ледниковым типом питания также обладает река Кубань, которая расположилась на территории Северного Кавказа (Россия). Она берет свое начало с северо-западного и юго-западного плеча Эльбруса. Река питается преимущественно за счет снегового питания и таяния высокогорных снегов и ледников.

К рекам с грунтовым типом питания относятся реки Средней Азии и реки пустынных областей. Например, засушливая область в низовьях Дона. А также реки Сырдарья и Амударья.

Для территории Евразии существует простое разделение режимов рек по территориальному признаку. Всего существует 14 типов режима рек:

· Режим норвежского типа-равномерное годовое питание: зимой за счет дождей, летом за счет небольших дождей и тающих в горах снегов. Зимой реки не замерзают;

· Режим шведского типа-весенний разлив рек, в результате таяния снегов, летом межень, зимой реки замерзают на 6 месяцев и более;

· Режим финского типа- Реки представляют собой протоки между многочисленными озерами. Система озер служит естественным регулятором стока. Нет разлива во время весеннего стока, реки полноводны весь год. Зимой надолго замерзают;

· Режим атлантического (западно-европейского) типа-реки полноводны и питаются дождями весь год, особенно зимой в связи с сильными дождями и пониженным испарением. Не замерзают;

· Реки среднегорий Центральной Европы-Весенний разлив связан с таянием снега на среднегорьях. Межень наступает за счет того, что испарение уменьшает сток. Питание дождевое. Осенний паводок: усиливаются дожди, слабеет испарение. Зимой начинается накопление снега в горах, сток снова уменьшается, вторая межень. Реки не замерзают. К ним относят большинство верховьев рек, берущих начало со среднегорий, а также притоки крупных рек (Дуная, Рейна);

· Режимы германо-польского типа-Весной таяние снегов вызывает половодье. Летом характерна межень. Зимой эти реки могут замерзать: Эльба только в очень холодные зимы, Висла, наоборот, не замерзает только в очень теплые зимы;

· Реки дунайских равнин- сильно мелеют, зимой не замерзают;

· Реки альпийского режима- берут начало в высокогорьях, питание ледниковое. Максимум питания они получают, когда сильнее всего тают ледники в горах. Для них характерен разлив в самое жаркое время года. Примерами таких рек могут быть, стекающие реки с Альп, Пиренеев, Памира, Тянь-Шаня, Гималаев и Тибета. Зимой не замерзают благодаря бурному течению;

· Реки средиземноморского режима-Сток зимне-весенний: зимой за счет дождей, весной за счет горных снегов;

· Реки муссонного режима индийского типа- Год четко делится на сухой и влажный сезоны. Летом характерен разлив, зимой сток сокращается в несколько раз, реки превращаются в жалкие ручьи: Кришна, Нарбада;

· Реки муссонного режима китайского типа- Летний разлив рек, связан с сильными муссонными дождями. Зимой осадки выпадают за счет циклонической деятельности, испарение зимой снижается.

· Реки муссонного режима амурского типа- Разлив летний за счет муссонных дождей. Зимой характерно резкое падение уровня и длительное замерзание. В условиях сильных морозов мелкие реки промерзают до дна;

· Реки экваториального режима- Сток равномерный весь год;

· Вади - реки эпизодического стока- Вода может отсутствовать годами, появляется всего на несколько дней после сильных ливней. Такие реки берут начало в горах Красноморского побережья, стекают на восток Аравии.

Режим рек зависит от особенностей климатических условий. На западе, в области морского климата, реки не замерзают. Они полноводны круглый год, особенно зимой, когда уменьшается испарение (реки Темза, Сена, другие). Восточнее, там, где реки зимой ненадолго замерзают, и устанавливается снежный покров, половодье на реках весеннее (реки Висла, Одер, Эльба).

Разработка урока географии 7 класс

«По рекам Евразии»

Учитель: Шабакаева Т.А.

Цель урока: используя различные виды источников информации дать характеристику рек Евразии по плану.

Задачи: продолжить формирование умения составлять характеристику реки по плану, формировать навыки самостоятельной работы, навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать, выделять главное, формулировать вопросы, вести записи за выступающим, сотрудничать в группе.

Оборудование: физическая карта Евразии, справочные таблицы, школьный атлас, климатические диаграммы, командировочные листы (таблица), дополнительная информация о реках, презентация.

Тип урока: практическая работа в группах (3 группы тур-агентов, 1 группа туристов)

Ход урока:

Сегодня на уроке я буду не учителем, а директором туристического агентства «7 Б-тур», а вы – туристическими агентами. Наше агентство задумывает предложить новые туристические маршруты мурманчанам и в связи с этим я предлагаю вам, как людям сведущим в географии, совершить командировки на разные реки Евразии. У вас сложная задача: составить характеристику реки, определить её особенности и предложить туристические идеи нашим потенциальным клиентам, которые сегодня тоже присутствуют здесь.

Отчётом по командировке будут ваши командировочные листы (приложение) , они у каждого есть на столах и, конечно, интересный рассказ о вашем путешествии. Помните, что своим отчётом вам необходимо привлечь как можно больше желающих посетить эти реки. В работе вы можете использовать карты атласа, климатические диаграммы, дополнительную информацию (приложение) .

Задание нашим будущим клиентам: изучить информацию по рекам, определить моменты, которые вас заинтересовали или остались не понятны. Вопросы вы можете задать непосредственно нашим агентам.

Итак, 1 группа отправляется в Европу на реку Сена; 2 группа – на Дальний Восток, изучать реку Амур; 3 группа – определять особенности реки Ангара. Время на работу – 7 минут.

Отчёты групп. Итак, 1 группа вернулась из Европы, мы готовы выслушать ваш отчёт. Прошу остальных агентов заполнять свои командировочные листы под рассказ коллег.

Характеристика

Сена

1.Длина реки

776 км

2. Исток реки

плато Лангр, высота 471м

3. Устье, бассейн реки

пролив Ла-Манш, Атлантический океан

4. Характер течения реки

Северо-Французская низменность, равнинная

умеренный климат. пояс, морской тип климата

6. Питание реки

дождевое

7. Режим реки

половодье – ноябрь-март, паводки; межень - лето

транспортная магистраль, познавательный туризм

Вопросы туристов. Например: В какое время года лучше совершить путешествие на реку? Какие достопримечательности можно увидеть?

Одновременно с вами на реке работала группа фотографов. Вот какую реку увидели они. (

Отчёт второй группы. Река Амур. (уч-ся у доски показывает на карте месторасположение реки, рассказывает про особенности режима, питания реки, виды туризма).

Характеристика

1.Длина реки

2. Исток реки

слияние рек Шилка и Аргунь

3. Устье, бассейн реки

Пролив Татарский, Тихий океан

4. Характер течения реки

в широкой долине между хребтами, равнинная

5. Климатический пояс, тип климата

умеренный климат. пояс, муссонный тип климата

6. Питание реки

дождевое

7. Режим реки

половодье – лето-осень, паводки; межень – зима

8. Хозяйственное использование реки

транспортная магистраль, судоходство, рыболовство, экологический туризм

Вот какой Амур увидела наша съёмочная группа. (слайды презентации, видео сюжет)

Вопросы туристов.

Отчёт третьей группы. Река Ангара. (уч-ся у доски показывает на карте месторасположение реки, рассказывает про особенности режима, питания реки, виды туризма).

Характеристика

Ангара

1.Длина реки

1779 км

2. Исток реки

озеро Байкал, высота – 456 м

3. Устье, бассейн реки

река Енисей, высота 76 м

4. Характер течения реки

хребты, горная в верхнем течении

5. Климатический пояс, тип климата

умеренный климат. пояс, резкоконтинентальный тип климата

6. Питание реки

дождевое, снеговое

7. Режим реки

половодье – весна-лето; межень – зима

8. Хозяйственное использование реки

водохранилища, ГЭС, рыболовство, спортивный, экологический туризм

Вот что увидели наши фотографы. (слайды презентации, видео сюжет).

Вопросы туристов.

Отличная работа, ребята. Я думаю, что мы заинтересовали наших клиентов. Товарищи туристы, на какие реки хотели бы отправиться вы и почему? (отвечают и поясняют туристы).

Ребята, вы, конечно, заметили, что все исследуемые реки находятся в одном климатическом поясе, но по вашим рассказам, они сильно отличаются друг от друга. В чём же причина? (Две причины: рельеф (характер течения) и особенности климата(влияет на режим реки).

Что же необходимо учитывать при составлении туристического маршрута? (слайд презентации): 1. Рельеф 2. Климат.

Отметим это в своих туристических листах (вывод на слайде презентации).

Прошу вас туристические листы подписать и сдать мне их для анализа информации.

Для домашнего задания я предлагаю вам творческую работу: придумать визитную карточку для исследуемой реки в виде рисунка.

Спасибо всем за работу.

Евразии Ганг. В нижнем течении с Гангом соединяется река Брахмапутра. По полноводности Ганг уступает только Конго и Амазонке. Ганг протекает по территории с муссонным климатом , поэтому он столь полноводен. Река Инд течёт по более сухой территории, и поэтому она не такая полноводная. Реки Инд, Ганг, Брахмапутра, Иравади, Солуин, Тигр, Евфрат впадают в Индийский океан .

На севере материка много полноводных рек. Крупнейшие реки этой области Обь, Енисей, Лена, Колыма. Это уже водные ресурсы России. При впадении в океан Обь образует Обскую губу. Лена самая длинная река России, а Енисей самая полноводная.

Все эти реки, а также Индигирка, Яна, Печора и другие, впадают в Северный Ледовитый океан . Реки, текущие по слою вечной мерзлоты, широко разливаются, образуя множество болот , так как вода не просачивается в почву.

В Атлантический океан впадают Дунай, Днепр, Дон, Эльба, Одер (Одра), Рейн, Сена, Луара, Висла. Самая длинная река, впадающая в Атлантический океан, — Дунай. Особое место среди этих рек занимает Нева. Нева вытекает из Ладожского озера, о котором речь пойдёт ниже; она имеет длину 74 километра, причём 60 из них Нева течёт по Санкт-Петербургу. Нева полноводная река, так как она единственный сток Ладожского озера.

Самая длинная река Европы Волга. Благодаря системе водохранилищ она судоходна всё лето. Волга имеет большую дельту. Волга река внутреннего стока, она впадает в Каспийское море.

К рекам внутреннего стока относят также Урал, Эмбу, Сырдарью, Амударью. Интересна история названия Урала. До конца XVIII века он назывался Яик, но затем был переименован.

По реке Эмба проходит граница Европы и Азии . Сырдарья и Амударья впадают в Аральское море, но в последнее время их воды используются для орошения, и Аральское море пересыхает.

(Visited 764 times, 1 visits today)