Интересное изучение алфавита. Первый урок азбуки

Как научить ребенка алфавиту, как можно раньше? Как заинтересовать ребенка обучением? Какие методические пособия лучше: буквари, азбука, карточки с буквами, игры? Что делать если ребенок не хочет учить буквы? И многие другие вопросы по обучению ребенка буквам русского алфавита рассказал преподаватель детского развивающего центра.

Родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребенка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошел гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологией и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления.

Когда лучше приступать к изучению алфавита

Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте 1-2 лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.

Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.

Важно также понимать, что нет четких возрастных границ, в рамках которых ребенок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдет «на ура» уже в возрасте 2 лет, другим и в 3 года запоминание алфавита будет даваться с трудом.

Можно начинать учить буквы если ребенок:

  • легко концентрируется во время развивающих занятий;
  • обладает хорошей зрительной памятью;
  • любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно.

Начинайте учить буквы с ребенком, для начала – исключительно в игровой форме.

Пособия в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

  • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
  • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
  • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

Методики

Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

Методика запоминания букв по образам

Суть методики: Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

Пример: «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» - дом, «Р» - рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

Минусы: Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

Совет: Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

Суть методики: Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

Пример: Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» - открыты.

Недостатки: Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

Плюсы: Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребенка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребенка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Нужно обучить ребенка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а ее произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К». Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребенку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.

Изучаем буквы с удовольствием

Занятия по обучению маленьких детей чему-либо должны проходить с удовольствием, в обстановке дружелюбной и спокойной. Старайтесь разнообразить изучение алфавита чтением стихотворных азбук, отгадыванием загадок, заучиванием стишков и скороговорок.

Не спешите с обучением малыша письму, для начала необходимо, чтобы он успешно запомнил все буквы, мог называть их быстро и без затруднений, и лишь после это можно начинать учить ребенка писать буквы. Для полноценного и эффективного обучения письму понадобятся специальные пособия – прописи с буквами.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультфильм — «Лунтик учит буквы»:

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?

Дети лучше обучаются в игровой форме

К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита , когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности. В первом случае еще рано, во втором - уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв - это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию. Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать .


Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.


Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.


Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

Правила обучения


Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.

Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!

Несмотря на развитие новых технологий, видео и онлайн обучения, без умения хорошо читать современному человеку невозможно достичь успеха ни в одном деле. Поэтому заботливые родители так стремятся научить своих малышей читать и писать, а начинать это надо с изучения русского алфавита. Но что если ребенок не хочет учить буквы? Тогда учим буквы для детей 5-6 лет, играя с азбукой.

По поводу того, с какого возраста нужно начинать с детьми учить алфавит, существуют совершенно разные мнения, каждое из которых сопровождается убедительной аргументацией. Сторонники раннего развития призывают начинать как можно раньше – как минимум с года. Другие специалисты убедительно доказывают, что столь раннее знакомство с азбукой бессмысленно: мозг крохи ещё не созрел и читать в 2, 3 года он вряд ли будет.

Даже зная буквы, соотнося их со звуками, складывать их в слоги в 2-3 года дети ещё не готовы. Поэтому, не впадая в крайности, педагоги советуют начинать знакомить детей с алфавитом в 3 года. Делать это вначале просто обращая на них внимание и называя звуки, которые им соответствуют. Обучать, играя, не требуя от ребенка заучивания.

Начинать учить алфавит и цифры можно с 4 лет, чтобы не спеша, спокойно освоить его и к школе научиться немного читать и писать.

Как легко и быстро выучить с ребенком буквы?

С какого бы возраста с дошкольником вы не решили учить азбуку, главное при этом не только научить, но и не внушить ему отвращения к самому процессу учения. Поэтому занятия должны быть короткими и проходить в форме игры. Сегодня в помощь родителям, обучающих детей 3-5 лет русскому алфавиту, существуют песни, развивающие игры, мультфильмы, видео, которые можно смотреть онлайн. Всё это помогает весело и легко научить ребенка азбуке и цифрам. Делать это нужно правильно.

  • Не стремитесь выучить с ребенком сразу весь русский алфавит. Начинать советуют с гласных и учить две буквы на протяжении недели. Когда дети их выучили, переходите к следующим.
  • Знакомя детей с согласными, нужно говорить звуки правильно, не так, как называются буквы, а так, как мы их произносим: Б, а не БЭ, В, а не ВЭ. Иначе малышу 4-5 лет очень трудно будет потом складывать их в слоги.
  • Уча с детьми 4-5 лет азбуку, обязательно связывайте буквы со словами, чтобы малыш услышал их в слове, понял, что они значат. Например, знакомим с У и четко говорим «У-литка», «У-хо» и т.п.
  • Лучше всего обучение и запоминание происходит через собственные действия ребенка, поэтому пусть он лепит, раскрашивает, вырезает алфавит и цифры.
  • При обучении используйте метод ассоциации, когда каждая буква связывается с каким-то образом – звуковым или картинкой.
  • Когда ребенок выучит даже несколько букв, из которых можно сложить слово, начинайте это делать.
  • Не забывайте хвалить малыша.

Развивающие мультфильмы для детей. Учим буквы Азбука в стихах Алфавит от А до я

Раскраски

Один из самых простых способов связать в памяти букву с личным действием малыша, это распечатать раскраски с азбукой и дать их ему. Можно сделать это бесплатно, найдя раскраски на соответствующих сайтах и скачав их.

Художники подбирают картинки, которые закрепят ассоциацию с этой буквой и помогут тем самым лучше её визуально запомнить. Когда ребенок будет обводить и закрашивать букву, он одновременно готовиться писать её. Такие обучающие раскраски можно распечатать, а можно найти раскраски онлайн.

Флеш игры

Обучение лучше проводить в реальной жизни, но сегодня много развивающих игр, мультфильмов, видео можно найти и использовать онлайн. Это не стоит делать основным способом обучения, хотя развивающие мультфильмы и видео, флеш-игры очень нравятся малышам. Они могут быть хорошим дополнением к вашим обычным обучающим занятиям – лепке, играм с кубиками, раскраскам, чтению стихов и разучиванию песен.

Флеш-игры, обучающие детей алфавиту, есть нескольких типов.

  1. Поиск предметов на нужную букву.
  2. Поместить её на нужное место.
  3. Найти букву.
  4. Найти пару букве и др.

Когда дошкольник играет онлайн, родители должны быть рядом и помогать ему. А также следить, чтобы малыш не играл слишком долго.

Очень вкусные буквы

Хорошо, если азбука будут связываться с чем-то приятным и веселым, а не скучным и трудным. Один из способов добиться этого – сделать буквы съедобными. Способов для этого множество:

  • Испечь «алфавитное» печенье;
  • Вырезать из яблок, бананов детальки (палочки, кружочки, половинки круга) и складывать из них алфавит вместе с ребенком;
  • Вареньем, сгущёнкой рисовать азбуку на блинах или оладушках.

Настольные игры с буквами

Сегодня можно приобрести разные настольные игры с азбукой, начиная с кубиков и заканчивая лото, пазлами или домино. Приобретая такие игры, выбирайте с простыми ясными картинками и четким написанием букв. Чем проще, тем легче ребенку их запомнить.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

(УМК «Планета знаний»)

Тема урока «Необычные азбуки»

Цель: знакомство обучающихся с истоками славянского алфавита, русскими азбуками разной тематики.

Задачи:

    способствовать развитию речевых умений;

    закрепить навык сознательного выразительного слогового чтения;

    проверить умения выделять и различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, определять и обозначать в звуковых схемах звуковые значения букв;

    продолжить развитие творческой активности детей средствами проектной деятельности;

    воспитывать бережное отношение к миру живой природы, ценностное представление о языке как великом наследии.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание способности к познанию;

4) эстетическое воспитание.

Ход урока

1. Организация начала урока

а) Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера...

Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

Давайте послушаем себя. Какое настроение у вас сейчас? Отметьте свое настроение в карточке, которая лежит у вас на столе.

Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха и удачи!

2 . Формулирование темы и цели урока

Работа с доской. Выделите 1 звук каждого слова (Азбука)

Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, отображённых на экране, сформулируйте задачи урока:

Познакомимся с… разными азбуками.(слайд)

2 . Артикуляционная гимнастика

Работа со скороговоркой:

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре-барбариску. (Читаем про себя, шепотом, друг другу на ушко, быстро читаем выборочно)

3.Введение в тему урока

Наверно, каждому из вас интересно узнать, как появился русский алфавит.

Кириллица (слайд) - алфавит, который используется в славянских странах, в том числе и в России, - была создана славянскими учеными монахами Мефодием и Кириллом (слайд) (в честь которого и называется) примерно в IX веке нашей эры. В основе кириллицы лежит древнегреческий алфавит. В знак бесконечной благодарности святым Кириллу и Мефодию в России ежегодно 24 мая проходит День славянской письменности и культуры, возведены памятники во многих городах: Москве, Великом Новгороде, Самаре, Коломне, Саратове и т.д.(слайд)

4 . Работа по теме урока

Благодаря Кириллице сегодня мы с вами владеем грамотой: можем писать, читать тексты.

    Работа с букварем (слайд)

    Беседа

Откройте буквари на странице 101. Прочитайте заголовок.

Как вы понимаете значение слова «азбука»? Что это такое? Где мы можем найти эту информацию?

- В толковом словаре Ожегова дается следующее определение азбуки - Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, буквенный алфавит.

Я хочу познакомить вас с Книгой азбук. В ней собраны самые разные азбуки: Азбука профессий, Азбука имен, Азбука Лесной академии, Весёлая азбука, Азбука Бабы-Яги и другие интересные и познавательные азбуки. А ещё существуют Вкусная, Морская, Цирковая азбуки, Азбука-смешинка, Азбука Буратино, игрушек, для девочек и мальчиков, Азбука заботливых родителей, Азбука дяди Толи и другие…

Конечно, со всеми перечисленными азбуками мы не сможем познакомиться на уроке, зато теперь вам будет интересно самостоятельно прочитать эти необычные азбуки.

Нас уже заждался букварь. Вернемся к страничке букваря.

Вы видите, что тексты на нашей странице расположены «лесенкой». Каждая ступенька - отрывок из очередной азбуки какого-либо поэта.

    Чтение

Прочитайте название первой азбуки, с которой нам предстоит познакомиться.(слайд)

Почему эта азбука так названа? Чему будут посвящены стихотворения?

Посмотрите на первую иллюстрацию.

Кто это? (Бегемот)

Какая буква стоит в начале этого слова?

Прочитаем стихотворение про бегемота.

Многие из вас с раннего детства знакомы со стихотворениями из азбуки С.Я. Маршака. Сейчас мы с удовольствием послушаем ребят.

    Чтение отрывков из азбуки «Про все на свете» С. Маршака наизусть

    Аист с нами прожил лето,

    А зимой гостил он где-то.

    (Тишкина В)

    Ель на ёжика похожа:

    Еж в иголках, ёлка – тоже.

    (Борисова Я)

    Жук упал и встать не может.

    Ждет он, кто ему поможет.

    (Герасимова М)

    Кот ловил мышей и крыс.

    Кролик лист капустный грыз.

    (Прохорова В)

    Мёд в лесу медведь нашёл,-

    Мало мёду – много пчёл.

    (Киселева Е)

    Ослик был сегодня зол:

    Он узнал, что он осёл.

    (Сулейманова А)

    Панцирь носит черепаха,

    Прячет голову от страха.

    (Мытарева К)

    Спит спокойно старый слон –

    Стоя спать умеет он.

    (Шипунова У)

    Ягод нет кислее клюквы.

    Я на память знаю буквы!

    (Гордеева А)

    - Самые наблюдательные заметили особенность азбуки «Про всё на свете». В чем? (В каждом стихотворении две строки, каждая начинается с изучаемой буквы)

    4) Знакомство с «Азбукой имен» Владимира Орлова

    - Путь к следующей азбуке сложен. Нужно отгадать непростую загадку:

    Тебе дано,
    А люди им пользуются.

    (Имя) (слайд)

    С азбукой имен нас познакомят Сметанин Даниил, Вильк Никита, Кушманцев Даниил, Мухамедов Руслан.

    1. Чтение стихотворений из азбуки наизусть

    Кушманцев Д

    Люда, Людмила

    Корову кормила

    Сладкой – пресладкой

    Своей шоколадкой.

    Но с коровою Что-то неладное –

    Не даёт молоко

    Шоколадное.

    Мухамедов Руслан

    Вышел Лёня из ворот –

    Всё на нём наоборот:

    Шиворот навыворот,

    Выворот нашиворот,

    Лёня просто молодец:

    Сам оделся наконец!

    Сметанин Даниил

    Ветерок весенний кружит,

    Словно что-то потерял.

    Только что он в тёплых лужах

    Вместе с Вовкою плясал.

    А теперь уже без Вовки

    В этот теплый день весны

    Вместе с ветром на верёвке

    Пляшут Вовкины штаны.

    Вильк Никита Удивляется Илюшка:

    Я не знаю, что со мной?

    Я вчера помог старушке

    Чемодан нести домой. –

    Смотрит в зеркало Илья:

    Это я или не я?

    Ребята, почему Илья удивлен?

    А вы часто совершаете добрые поступки?

    2.Игра «Большая – маленькая буква» - «Согласный-гласный»

    Скажите, как мы пишем все имена?

    Только ли имена пишутся с большой буквы?

    Поиграем в игру «Большая – маленькая буква»

    Слон, мышка, Рита, кукла, Иванов, жираф, мама, Галина,

    Майна, Москва.

    5) Знакомство с Азбукой Бабы-Яги Андрея Усачева

    Итак, мы знакомимся с Азбукой Бабы-Яги. (слайд)

    Какой злой герой русских народных сказок начинается с буквы «К»?

    (слайд)

    Задание от Кощея Бессмертного – игра «Угадай сказку»

    Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку», и вы узнаете названия сказок, про которые сочинил стихи Андрей Усачёв в Азбуке Бабы-Яги.

    Я называю три ключевых слова из сказки, а вы отгадываете её название.

    1) Пирожки и горшочек масла. («Красная Шапочка».) (слайд)

    2) Пирожки, короб, медведь. («Маша и Медведь».) (слайд)

    3) Печка, прорубь, вёдра. («По щучьему велению».) (слайд)

    4) Яблоня, печка, речка. («Гуси-лебеди».) (слайд)

    5) Чашка, стул, кровать. («Три медведя».) (слайд)

    6) Звуковой анализ слов (работа с раздаточным материалом) – дифференцированная работа

    - Баба-Яга просто так никого от себя не отпускает. Она приготовила для вас интересное задание, с которым, я уверена, вы легко справитесь.

    У каждого из вас на рабочем столе лежит лист бумаги. Переверните его, внимательно рассмотрите.

    Как вы думаете, в чем смысл выполнения задания Бабы-Яги? Что нужно сделать?

    Правильно. Нужно закрасить каждый квадрат определенным цветом так, чтобы получилась правильная звуковая схема слова – названия картинки.

    Физкультминутка

    Арзу проводит

    7) Работа с букварем

    1. Читальный зал №4

    Вы знаете, что в лесу обитают разные животные.

    Думаю, каждому из вас интересно узнать, о чем говорят звери.

    Давайте подслушаем разговор мышонка и лисы.

    Вам предстоит выполнить работу в паре.

    Если мы видим тире в начале предложений, значит перед нами…(диалог/полилог)

    Таким образом, 1 ученик читает за лису, а его сосед по парте - за мышонка.

    Ролевое чтение (самостоятельно, затем – у доски)

    Кто из героев вам больше понравился? Почему?

    2. Чтение (стр. 101)

    - А теперь вернемся к странице букваря, с которой мы начинали урок.

    Прочитайте название азбук, написанных крупным шрифтом, с которыми мы ещё не успели познакомиться.

    Как вы думаете, о чем эти азбуки (или о ком)?

    Давайте убедимся в этом.

    Почему животных называют «братьями нашими меньшими»?

    К сожалению, не всегда взрослые и дети заботливо относятся к своим питомцам.

    Давайте посмотрим мультфильм про котенка и его хозяина.

    8) Просмотр мультфильма «Консервная банка» (слайд)

    - Чему радуется мальчик?

    Смотрим продолжение.

    Понравился ли вам финал мультфильма? Почему?

    10) Представление ученических проектов по теме «Необычные азбуки» (слайд)

    11)Подведение итогов урока

  1. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока

    Самоанализ работы на уроке

    - Работа в листках настроения

    - Дополнить предложение: «…»

    За что вы можете себя похвалить?

    Я хочу похвалить вас всех за активность, старание и творчество.

    Чему был посвящен наш урок? Вспомните мультфильм, сценки. (Не только азбукам, но и доброте, тем простым истинам, которым вас учат с раннего детства: любить и почитать родителей, оказывать помощь нуждающимся, заботливо относиться ко всему живому на земле…)

    Пусть в вашей жизни не будет места плохим поступкам. Давайте делать только добрые дела!

    Спасибо всем за урок. Урок окончен.

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .