Что такое евразийское экономическое сообщество? Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) -- международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

  • - Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования.
  • - Обеспечение свободы движения капитала.
  • - Формирование общего финансового рынка.
  • - Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС.
  • - Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки.
  • - Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования.
  • - Разработка и реализация межгосударственных целевых программ.
  • - Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.
  • - Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.
  • - Формирование общего энергетического рынка.
  • - Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон.
  • - Предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории.
  • - Сближение и гармонизация национальных законодательств.
  • - Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Евразийское экономическое сообщество было образовано на основе созданного в 1995 году, но так и не заработавшего таможенного союза некоторых стран СНГ. С инициативой преобразования его в новую международную экономическую организацию в мае 2000 года выступил президент России Владимир Путин. 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.

Евразийский банк развития -- международная организация, учреждённая Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств-участников банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путём осуществления инвестиционной деятельности. Банк призван стать консолидирующим элементом финансовой инфраструктуры и катализатором углубления интеграционных процессов на территории государств-участников. Стратегическими целями ЕАБР являются:

содействие устойчивому экономическому развитию,

содействие интеграционным процессам,

развитие инфраструктурной и институциональной основы рыночной экономики,

становление Банка как признанного международного банка развития и интеграции с региональным фокусом на евразийском пространстве.

Антикризисный Фонд ЕврАзЭС создан в 2009 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизской Республикой, Россией и Таджикистаном в целях содействия странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе. Общая сумма Фонда -- 8,513 миллиарда долларов США. Фонд предоставляет финансовые кредиты на поддержку бюджета, платёжного баланса и курса национальной валюты, а также инвестиционные кредиты на финансирование межгосударственных проектов, способствующих интеграционным процессам между странами-участницами. 30 Взаимоотношения государств-членов ЕС с Центральной Азией: этапы становления сотрудничества.

Главные темы для ЕС в Центрально-Азиатском регионе - энергетика (диверсификация поставок в страны ЕС), безопасность и стабильность. Безопасность и стабильность. Политика Евросоюза в области безопасности и стабильности сосредоточится на декларативном препятствовании расширению конфликта в Афганистане в Центрально-Азиатский регион и укреплении сотрудничества в сфере пограничного менеджмента, миграции, борьбы с наркотрафиком и торговлей людьми. В общем, в связи с угрозой стабильности речь идет именно о Таджикистане и Кыргызстане, странах более всего в регионе страдающих от нестабильности, наследства гражданской войны или внутренних беспорядков. ЕС в плане своих приоритетов в области безопасности региона ограничивается подготовкой деклараций и не очень эффективных программ, потому что не имеет возможности самостоятельно реально решать эти вопросы и, в принципе, всю hard security передает под ответственность НАТО, учитывая, что большинство стран - членов ЕС является заодно и членами НАТО.

Инвестиции Евросоюза в развитие Центральной Азии (в рамках development programs) также ограничены из-за маленьких сумм с еще меньшим эффектом, так как, вследствие коррумпированного характера Центрально-Азиатских политических режимов деньги оказываются в совсем других местах, отличных от изначально планируемых структурами ЕС. 2. Энергетика. Самая важная отрасль, в которой ЕС больше всего заинтересован, - это, конечно, энергетика. Особенно желание найти в некоторых странах региона партнеров по поставкам энергоресурсов в обход России в рамках своего понимания энергетической безопасности. В Таджикистане и Кыргызстане, которые остались без важных энергетических ресурсов, ЕС пытается обеспечить помощь по вопросу водных ресурсов, но это связано скорее с безопасностью и стабильностью в регионе, чем в энергетических интересах ЕС, который от этого ничего не получает для своего внутреннего потребления.

Можно сказать, что Казахстан, у которого в Центральной Азии больше всего запасов и добычи нефти, не является для Евросоюза достаточно интересным партнером, потому что Астана слишком тесно связана с Россией (включая, например, членство в Таможенном союзе) и не проявляет усилий по изменению своей позиции в этом направлении. Более того, нефть не является настолько стратегическим энергоресурсом - ее намного легче получить/купить на мировом рынке. Нефть с точки зрения инфраструктуры и транспорта намного более доступна чем газ, кроме того ЕС уже на настоящий момент получает нефть из Казахстана. С другой стороны, с руководством Казахстана можно нормально вести переговоры и договариваться, это относительно развитая страна, открытая и понимающая свои национальные интересы. Но существенно более важным для ЕС энергоресурсом является не нефть, а природный газ.

Больной точкой отношений ЕС со странами Центральной Азии является природный газ и страна, у которой в наличии самые крупные запасы газа в Центральной Азии, - Туркменистан. С руководством Туркменистана очень сложно вести любые переговоры, но ЕС знает, что именно у этой страны самой большой потенциал в плане поставок энергоресурсов. ЕС все равно не теряет надежду на построение альтернативного газопровода, который именно Туркменистан будет заполнять природным газом. Стороной идет даже любимая политика ЕС в поддержку прав человека и демократии, которая как-то Туркменистана не касается. Или, как говорят критики двойных стандартов западной политики, касается только до той меры, в которой это позволяет туркменская сторона. ЕС в этом плане стоит перед выбором «либо природный газ, либо демократия в Центральной Азии» и пытается найти в Туркменистане позитивные точки, что ему и не удается. В течение пары лет мы наблюдаем, что отношения между Евросоюзом и Центральной Азией стали более интенсивными, но все переговоры и декларации пока не принесли серьезных результатов. Внешняя политика Центрально-Азиатских стран ориентируется на многовекторность, и у ЕС отсутствует четкая стратегия, которая позволила бы эти отношения поставить в рамки какой-либо концепции.

«Надежным партнером для европейских стран может стать лишь мирная, экономически процветающая, демократическая Центральная Азия», - указано в стратегии. Одну из основных угроз безопасности в регионе представляют наркотрафик, а также организованная преступность. Европейцы считают, что если в Центральной Азии будут существовать открытые и безопасные границы, это не только поможет укрепить региональное сотрудничество, но и бороться с этими угрозами.

Что касается финансирования, то в рамках реализации основных направлений стратегии с 2007 по 2013 год Евросоюз выделит странам Центральной Азии 750 миллионов евро. 70 процентов финансирования будет направлено на программы двусторонней помощи («Немецкая волна»).

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС, Сообщество) – это международная организация, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Сообщество формируется в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.
Во-первых, на формирование более емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков.

Во-вторых, на совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран и усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам, в частности связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процессов глобализации в мировой экономике.

В-третьих, на формирование льготных условий для движения внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы.
В-четвертых, на реализацию национальных экономических интересов государств-членов Сообщества.

ЕврАзЭС формируется по политическим и экономическим мотивам из государств, одновременно имеющих значительную, исторически обусловленную общность и большие, реально существующие различия политических и социально-экономических условий.

Интеграция в рамках ЕврАзЭС отвечает экономическим интересам России. Российские предприятия заинтересованы в обеспечении доступа к источникам природных ресурсов на территориях других стран Сообщества (руды хрома, марганца, титана, урана, свинца, многих редкоземельных металлов, а также другие виды сырья, месторождения которых либо отсутствуют в России, либо разработка их нецелесообразна), в сохранении рынков государств ЕврАзЭС для сбыта промышленной продукции, а также в создании условий для восстановления ею утраченных территориально-производственных связей, сохранения и развития специализации отдельных производств, кооперированных поставок, способствующих более полному использованию экономического потенциала, повышению уровня безопасности. Определенную перспективу имеет развитие сотрудничества в области электроэнергетики, топливно-энергетического комплекса, создание совместных предприятий, реализация совместных программ.

Развитию интеграции способствуют потенциально весьма емкий рынок государств-членов ЕврАзЭС, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.

Россия в Сообществе в силу исторически сложившихся обстоятельств играет роль лидера, занимая доминирующее положение. На долю Российской Федерации приходится около 90% валового внутреннего продукта и розничного товарооборота государств ЕврАзЭС, 80% промышленной продукции и продукции сельского хозяйства. Для сохранения лидирующего положения и усиления влияния России в Сообществе необходимо, чтобы для других государств-членов ЕврАзЭС сотрудничество с ней стало привлекательным и востребованным.

В рамках ЕврАзЭС получены позитивные результаты в области взаимного сотрудничества в торгово-экономической сфере, либерализации взаимной торговли. В торговле между странами Сообщества практически устранены имевшиеся ограничения и действует режим свободной торговли без изъятий. Проводится работа по формированию единой таможенной территории, гармонизации и унификации национальных внешнеэкономических законодательств государств-членов ЕврАзЭС, формированию Общего таможенного тарифа.

Для активизации интеграционных процессов главами государств Сообщества в феврале 2004 г. утверждены Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы и Мероприятия по их реализации.

Согласно принятым решениям сотрудничество в Сообществе будет развиваться по следующим основным направлениям.
1. Формирование таможенного союза является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.

2. Проведение согласованной экономической политики предполагает обеспечение согласованных действий по проведению экономических реформ и макроэкономической политики государств-членов ЕврАзЭС, разработку механизма компенсации в случаях, когда принятое решение наносит существенный экономический ущерб одной или нескольким Сторонам, согласование основных направлений налоговой и бюджетной политики, формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий, обеспечение национального режима доступа и уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий для хозяйствующих субъектов государств-членов ЕврАзЭС, проведение согласованной инновационной политики, инвестиционной деятельности, согласованной политики в области приватизации.

3. Взаимодействие в реальном секторе экономики должно стать основой интеграционного развития Сообщества. Необходимо перейти от общих и организационных вопросов к решению конкретных задач: разработке и реализации совместных инвестиционных проектов и программ в приоритетных отраслях экономики; всемерному содействию предпринимательским структурам в установлении и укреплении производственных взаимосвязей, развитию производственной кооперации и внутрирегиональной специализации; использовать потенциал Ассоциации “Деловой Совет ЕврАзЭС” для углубления взаимодействия Сторон в реальном секторе экономики; выработать скоординированную политику в области государственных закупок.

4. Формирование и совместное развитие энергетического рынка.
Предстоит продолжить целенаправленные действия по совместному развитию энергетического рынка и созданию единой энергосистемы Сообщества, в том числе путем обеспечения равного свободного доступа к магистральным электрическим сетям энергосистем государств-членов ЕврАзЭС и равного уровня тарифов на услуги по передаче (транзиту) электрической энергии по электрическим сетям, разработать программы развития сотрудничества в электроэнергетическом, угольном, нефтяном и газовом секторах, включая вопросы транспортировки энергоресурсов.

5. Формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС.

Предстоит разработать и реализовать Программу формирования Единого транспортного пространства государств-членов ЕврАзЭС; принять участие в развитии сети международных транспортных коридоров, проходящих по территориям стран-членов ЕврАзЭС, разработать общие принципы формирования и применения железнодорожных тарифов на перевозки грузов между государствами-членами ЕврАзЭС, обеспечить беспрепятственный транзит грузов и транспортных средств государств-членов Сообщества на его территории, за исключением грузов, перевозка которых осуществляется в соответствии с отдельными соглашениями, на основе введения безразрешительной системы и устранения всех барьеров и ограничений, противоречащих международной практике внешнеторговых отношений и принципам добросовестной конкуренции, создать условия для проведения единой политики и порядка в отношении транзита товаров из третьих стран/в третьи страны через таможенные территории государств-членов ЕврАзЭС.

6. Взаимодействие в агропромышленном секторе. Для эффективного использования продовольственного потенциала государств-членов ЕврАзЭС необходимо проводить согласованную аграрную политику, в том числе в области субсидирования сельскохозяйственной продукции; разработать проекты и программы взаимодействия в отдельных сегментах агропромышленного сектора.

7. Формирование общего рынка услуг предполагает создание условий для полной либерализации взаимной торговли услугами, проведение согласованной политики торговли услугами в отношении третьих стран, оформление изъятий из режима наибольшего благоприятствования в пользу государств-членов ЕврАзЭС в договорно-правовых отношениях с третьими странами и таможенными союзами.

8. Формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции. Предстоит осуществить работу в следующих направлениях: обеспечение свободы движения капитала; формирование общего финансового рынка; согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС.

9. Сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики. Для этих целей предстоит приступить к формированию согласованной социальной политики; обеспечить информационный обмен по социальным вопросам; обеспечить свободное перемещение граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер контроля за миграцией населения; разработать принципы регулирования трудовой миграции и повышения трудовой мобильности населения государств - членов Сообщества; сформировать общее образовательное пространство.
В августе 2006 г. в Сочи состоялась неформальная встреча глав государств-членов ЕврАзЭС, на которой было принято решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС с дальнейшим присоединением остальных государств-членов ЕврАзЭС (Таджикистан, Киргизия и Узбекистан) по мере их готовности.

Сформирована сводная рабочая группа, курирующая стратегические направления разработки документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза, которая согласовала:

основные элементы таможенного союза, в рамках которых проводится разработка проектов документов;
перечень документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза;

вопросы, обязательные для отражения в проектах документов, формирующих правовую базу таможенного союза.
Созданы экспертные рабочие группы, назначены их руководители. В соответствии с графиком проведения переговоров экспертных рабочих групп ведется подготовка проектов документов. По состоянию на 28 марта 2007 г. подготовлены 25 проектов документов, из которых 14 проектов согласованы на экспертном уровне и могут быть направлены для проведения внутригосударственных процедур по их одобрению и подписанию, по 2 проектам продолжается согласование, по 8 проектам принципиальные разногласия сторон требуют решения на более высоком уровне, 1 проект предлагается исключить.
По итогам проведенной работы сводной рабочей группой подготовлен проект доклада главам государств-членов ЕврАзЭС о результатах согласования пакета документов, необходимых для формирования правовой базы таможенного союза.

Информация об органах управления ЕврАзЭС
Межгосударственный Совет (высший орган ЕврАзЭС) – двухуровневый орган, в него входят президенты и главы правительств государств-членов ЕврАзЭС. Межгоссовет разрабатывает стратегию сотрудничества, определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения, утверждает положения об органах управления интеграцией и порядок их финансирования.
Положение о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества утверждено Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 3. В соответствии с Правилами процедуры Межгоссовета (утверждены Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 4) главы государств – члены Межгоссовета собираются на свои заседания один раз в год, главы правительств – дважды в год. Возглавляет совет Председатель, избираемый из числа глав государств-членов сроком на один год. Заместителем Председателя является глава правительства того же государства.
В настоящее время Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС является Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, а его заместителем – Председатель Правительства Российской Федерации Фрадков Михаил Ефимович.

К настоящему времени состоялись 17 плановых и 2 внеочередных заседания Межгоссовета ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет – членами являются заместители глав правительств (премьер-министров) государств-членов ЕврАзЭС – постоянно действующий орган ЕврАзЭС. Рассматривает ход выполнения решений, принятых в рамках Сообщества, обеспечивает взаимодействие органов Сообщества, готовит предложения по формированию бюджета ЕврАзЭС и осуществляет контроль его исполнения.

Председатель Интеграционного Комитета ЕврАзЭС назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС. Председателем Интеграционного Комитета ЕврАзЭС является заместитель главы правительства государства, глава которого является Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС. В настоящее время Председателем Интеграционного Комитета ЕврАзЭС является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Евгеньевич Нарышкин.

Положение об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества утверждено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31.05.2001 № 6.

В соответствии с Правилами процедуры Интеграционного Комитета ЕврАзЭС (решение Интеграционного Комитета от 27.07.2001 №2) заседания проходят раз в квартал. За период существования Сообщества проведено 33 заседания Интеграционного Комитета.

В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-членов ЕврАзЭС. Комиссия Постоянных представителей начала функционировать с августа 2002 г. Проведено 44 заседания Комиссии постпредов.

Председателем Комиссии Постпредов при ЕврАзЭС является Постоянный представитель того государства, глава которого является Председателем Межгоссовета ЕврАзЭС. В настоящее время Председателем Комиссии Постпредов при ЕврАзЭС является Постоянный представитель Российской Федерации при ЕврАзЭС Михайлов Евгений Николаевич.

Организацию работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и Интеграционного Комитета осуществляет Секретариат Интеграционного Комитета, возглавляемый Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года. В настоящее время Генеральным секретарем ЕврАзЭС является Григорий Алексеевич Рапота.

Межпарламентская Ассамблея – орган парламентского сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества. Помимо разработки типовых (модельных) проектов законодательных актов, направленных на гармонизацию национального законодательства государств-членов Сообщества, и приведение его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, работа Межпарламентской Ассамблеи направлена на формирование правовой базы Сообщества – Основ законодательства ЕврАзЭС.

Положение о Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС утверждено Решениями Интеграционного Комитета от 27.07.2001 № 10, с дополнениями от 26.04.2002 № 100 и Решением Межгоссовета Сообщества от 13.05.2002 № 52.

Суд Сообщества предназначен для обеспечения единообразного применения государствами-членами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и принимаемых органами Сообщества решений, а также рассмотрения споров экономического характера, возникающих между государствами-членами в ходе реализации решений органов ЕврАзЭС.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 апреля 2003 г. № 122 утвержден Статут суда Евразийского экономического сообщества.

В настоящее время функции Суда ЕврАзЭС временно, до формирования Суда ЕврАзЭС, выполняет Экономический Суд Содружества Независимых Государств.

Прием в члены Евразийского экономического сообщества в соответствии со статьей 9 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из данного Договора и других, действующих в рамках Сообщества.

Вступление новых государств регулируется «Положением о порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества», утвержденным Решением Межгоссовета 13.05.2002 № 45.

В соответствии со статьей 10 Договора любому государству или международной межгосударственной организации может предоставляться статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Предоставление такого статуса регулируется «Положением о статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе», утвержденным Решением Межгоссовета Сообщества 13.05.2002 № 46. В настоящее время статус наблюдателя при ЕврАзЭС решениями Межгоссовета от 13.05.2002 № 47 и № 48 предоставлен Республике Молдова и Украине, а решением Межгоссовета от 27.04.2003 № 110 – Республике Армения.

В соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества местом нахождения Интеграционного Комитета ЕврАзЭС являются г. Москва и г. Алма-Ата (статья 12).
В соответствии со статьей 13 Договора Решения Межгоссовета принимаются консенсусом. Все решения в рабочих органах ЕврАзЭС принимаются двумя третями голосов. Количество голосов прямо пропорционально финансовому участию государств-членов в бюджете Сообщества:

Республика Беларусь – 15 голосов;
Республика Казахстан – 15 голосов;
Киргизская Республика – 7,5 голосов;
Российская Федерация – 40 голосов;
Республика Таджикистан – 7,5 голосов;
Республика Узбекистан – 15 голосов.
Финансирование деятельности органов ЕврАзЭС (статья 15) осуществляется за счет бюджета Сообщества, который формируется в соответствии с «Положением о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического сообщества», утвержденным Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 16.

В соответствии с названным Положением доходная часть бюджета Сообщества формируется за счет долевых взносов государств-членов, предусмотренных в их национальных бюджетах, согласно обязательствам, зафиксированным в Договоре об учреждении ЕврАзЭС.

Расходная часть бюджета направляется на содержание органов ЕврАзЭС (функционирование Интеграционного Комитета и Межпарламентской Ассамблеи Сообщества), международную деятельность и проведение совместных мероприятий Сторон в рамках Сообщества (расходы на проведение заседаний Межгоссовета, Интеграционного Комитета и Комиссии постпредов).

Привилегии и иммунитеты Сообщества и его должностных лиц, предусмотренные статьей 16 Договора, регулируются положениями «Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества» от 13.05.2001 года.

По материалам сайта МЭРиТ

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

История создания ЕврАзЭС

Евроазиатское экономическое сообщество (ранее страны-участники Таможенного союза) было образовано 10 октября 2000 года, как экономическое и политическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономик государств-участников, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном законодательстве.

Однако формирование государствами "пятерки" Таможенного союза и Единого экономического простанства началось еще раньше, в соответствии с соглашениями о Таможенном союзе 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года. Членами Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Для перспективного развития ЕврАзЭС и создания единого экономического пространства необходимо ускорение процесса гармонизации налоговых законодательств стран-участников этого сообщества. Для этих целей рассмотрим действующий механизм налогообложения этих стран.

Все члены Евроазиатского экономического сообщества являются участниками Содружества независимых государств и существуют тесные связи между этими двумя организациями.

Цели сообщества и его структура

ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

В число основных задач Сообщества входит:

  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и
  • единой системы мер нетарифного регулирования;
  • обеспечение свободы движения капитала;
  • формирование общего финансового рынка;
  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • формирование общего энергетического рынка;
  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
  • предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
  • сближение и гармонизация национальных законодательств;
  • обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

По мнению вице-премьера Виктора Христенко, Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия должны принимать более ответственные решения в области экономического сотрудничества, для чего необходимо создать структуру наподобие Европейского Союза. Высшим органом Евроазиатского экономического сообщества станет Межгосударственный совет, состоящий из глав государств и правительств стран-участниц. Проект документа о создании Евроазиатского экономического сообщества будет предварительно обсуждаться на заседании Света глав правительств Таможенного союза 6 октября.

До конца 2006 года Узбекистан подпишет 65 из 80 договоров, действующих внутри Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), заявил накануне журналистам Латиф Гулямов, заместитель председателя комитета по международным делам и межпарламентским связям Олий Маджлиса (нижней палаты республиканского парламента). Кроме того, официальный Ташкент согласует с нормами ЕвразЭС 57 внутренних документов.

По словам Л.Гулямова, Узбекистан получает ряд преимуществ с вступлением в ЕвразЭС. Это безвизовый режим для поездки своих граждан, признание узбекских дипломов о высшем образовании во всех странах сообщества, и, самое главное, координированность контактов республики с ВТО, ОБСЕ, другими международными организациями. Узбекистан стал членом ЕврАзЭС 25 января 2006г.

Структура ЕврАзЭС

Высшим органом управления ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств. Этот орган рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств - членов Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию задач ЕврАзЭС.

Исполнительный орган Евразийского экономического сообщества - Интеграционный комитет, основными функциями которого являются обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением. В состав Интеграционного комитета входят заместители глав правительств.

В соответствии с подписанным в Минске в 2004 году Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ Экономический суд СНГ временно до формирования Суда ЕврАзЭС, по заявлению заинтересованных государств ЕврАзЭС в лице их правительств будет разрешать споры экономического характера.

Налогообложение в странах ЕврАзЭС

Налог на прибыль. В качестве плательщиков налога на прибыль выступают предприятия и организации-юридические лица. Во всех рассматриваемых странах, кроме Кыргызстана, плательщиками данного налога являются иностранные юридические лица, то есть предприятия-нерезиденты. В Кыргызстане в качестве плательщиков налога выступают только юридические лица-резиденты. Кроме уже упомянутых различий, в России, Таджикистане и Казахстане налог на прибыль уплачивается при соблюдении определенных условий также филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций. В Республике Беларусь юридические лица могут делегировать исчисление и уплату налога на прибыль своим филиалам, имеющим отдельный баланс и расчетный счет.

Кроме того, в Республике Беларусь налог на прибыль платят участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение расчетов с бюджетом по совместной деятельности или которые получают выручку до ее распределения.

Основная ставка, по которой налог на прибыль взимается в Беларуси, - 25 % от налогооблагаемой базы. Вместо основной ставки при налогообложении прибыли отдельных категорий налогоплательщиков применяются следующие ставки:

  • 15 % - по предприятиям (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 МРОТ, со среднегодовой численностью работающих в промышленности - до 200 человек, в науке - до 100 человек, в строительстве и других производственных сферах - до 50 человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
  • 10 % - предприятия АПК по прибыли, полученной от производственно-технического обслуживания АПК;
  • 7 % - предприятия АПК по прибыли, полученной от строительства и ремонта производственных объектов АПК.

Кроме перечисленных ставок, местные Советы устанавливают фиксированные суммы налога на прибыль для мелкорозничной торговли в зависимости от товарооборота, ассортимента товаров и вида торговой точки.

В России действует дифференцированная система ставок, основная особенность которых определяется государственно-правовым устройством Российской Федерации. Ставка налога на прибыль состоит из двух частей. Первая, в размере 2 %, определяет размер налога, поступающего в федеральный бюджет. Вторая часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %, если иное прямо не предусмотрено в законе. (в ред. ФЗ от 30.11.2011 N 365-ФЗ).

Налог на имущество. Налог на имущество юридических лиц взимается на территории России, Беларуси, Казахстана и Таджикистана. Налогообложение имущества имеет в этих странах много общих черт, однако существуют отдельные позиции, определяющие его специфику. К числу общих черт относится такой элемент налога, как плательщики. Во всех этих странах к числу плательщиков относятся юридические лица, в том числе и иностранные, имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчетный счет и составляющие отдельный баланс. Для этих стран характерен также невысокий уровень ставки, колеблющийся в пределах от 0,5 до 2 % от налогооблагаемой базы. Основным отличием в определении ставки налога является то, что в Беларуси и Таджикистане размер ставки является фиксированным, а в России определен максимальный уровень, в рамках которого субъектам Федерации дано право устанавливать конкретный размер ставки налога.

Земельный налог . На сегодняшний день в странах ЕврАзЭС действует двухуровневая система налогов и сборов, за исключением Российской Федерации (трехуровневая). Так, в Республике Беларусь насчитываются 12 общегосударственных и 4 местных налога, в Республике Казахстан соответственно - 5 и 12, в Кыргызской Республике - 6 и 16, в Республике Таджикистан - 14 и 3, в Российской Федерации - 17 общегосударственных, 5 региональных и 22 местных налога.

С 2012 году торговать в СНГ можно будет без ограничений

Страны Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) решили создать зону свободной торговли со всеми государствами СНГ. До 2012 г. будут ликвидированы барьеры в торговле алкоголем, сахаром и сигаретами. Отечественные производители в основном спокойны: в случае резкого увеличения импорта российское законодательство позволяет им требовать введения новых ограничений.

Сегодня на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС будет оглашен график отмены таких изъятий. Как следует из материалов к совету, которые имеются в распоряжении "Ведомостей", до 1 июля 2006 г. будут ликвидированы барьеры для ввоза водки и табачных изделий, годом позднее – сахара, а до 1 января 2012 г. – спирта. В июле такой же график отмены ограничений Россия согласовала с Украиной. "Теперь мы делаем реальный вклад в свободную торговлю с остальными участниками СНГ", – говорит генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота. По его словам, зафиксированные в графике сроки – предельные: если внутренние рынки участников союза будут готовы к конкуренции, пошлины обнулят и раньше.

ЕврАзЭС будет вводить единую валюту

По итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС, завершившегося 19 мая в Минске, подписаны 3 документа: Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС; Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей со внесением на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС и документ «Об общих принципах формирования и применения железнодорожных тарифов на перевозки грузов между станциями железных дорог государств-членов ЕврАзЭС и порядке установления понижающих коэффициентов и сквозных тарифных ставок на перевозки грузов между станциями железных дорог государств-членов ЕврАзЭС».

По словам экспертов, Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕврАзЭС значительно упростит процедуру перемещения продукции, производимой в Сообществе.

В ходе заседания внимание было уделено созданию Таможенного союза, окончательный срок создания которого намечен на конец 2006 года.

Введение единой валюты – это этап, который свидетельствует о высоком уровне интеграции. Об этом сказал Премьер-Министр РК Даниал Ахметов, отвечая на вопросы журналистов. По его словам, прежде чем прийти к этому этапу, необходимо создать Таможенный союз и Единое экономическое пространство. «У нас должно быть четкое понимание того, что создание единой валюты – это делегирование своих национальных прав, и к этому каждое Правительство должно быть готово», - подчеркнул Д.Ахметов. Что касается сроков введения единой валюты, то, по мнению главы Правительства Казахстана, все зависит от того, как успешно будут сделаны два шага – Таможенный союз и ЕЭП. «Я думаю, мы к этому придем», - добавил Премьер РК.

Кыргызстан считает необходимым принять в рамках ЕврАзЭС единый документ, регламентирующий порядок пребывания трудовых мигрантов на территории стран Сообщества, - такое мнение в Минске в ходе заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС высказал член интеграционного комитета ЕврАзЭС Полномочный представитель Президента КР по вопросам интеграционного сотрудничества в рамках СНГ и ЕврАзЭС Алмамбет Матубраимов, передает Казинформ.