Что случилось с сестрой вележевой. Лидия вележева - биография, фото, личная жизнь, дети актрисы

«С накоплением опыта — и житейского, и профессионального, убеждаюсь, что моя профессия нашла меня давно, просто я этого не осознавала до некоторого времени. Так сложилась моя судьба, что в 38 лет моей жизни, мама поставила меня перед фактом, что она меня удочерила. В четыре года ребенку простительно не помнить своего прошлого, но память иногда открывает странные картины — бесконечные больничные коридоры. Здоровье моё в четыре года было уже на грани жизни и смерти – букет тяжёлых заболеваний, дистрофия. С больницей у меня ассоциации с детства – тоска и одиночество. Мои сегодняшние мама и бабушка буквально вернули меня с того света. Я росла, здоровье крепло. Как пациентка, я в больницу не обращалась лет до восемнадцати. Окончила школу, одноклассники говорили о будущих профессиях, а я даже не знала, куда поступать.

Но так случилось, что после десятого класса я решила подработать летом и устроилась санитаркой в гемодиализный зал. Проработала целый год. Сейчас вспоминаю свою энергию и бесстрашие – ничего не пугало, а время было непростое. Работы не боялась. Часто медсестры говорили: «Да тебе на медсестру учиться надо, ты поступай в медицинское училище». Так я и сделала – поступила в училище и поняла с первых лекций, что это моё.

Судьба привела меня в отделение нейрохирургии Окружной клинической больницы Ханты-Мансийска. Я уже знала подробности своего удочерения. Родственники мне рассказали историю моей биологической матери — она пила всю жизнь и в сорок лет попала под машину – сложнейшая черепно–мозговая травма, долгое восстановление. Она прожила ещё десять лет после аварии. Если бы не алкоголь, может её жизнь была бы дольше.

Часто в отделении у нас люди с аналогичными диагнозами, бывают люди без определенного места жительства. Выхаживаем их, всем отделением ищем родственников, сами приносим вещи, чтобы отправить их домой. К сожалению, редко удаётся отследить их дальнейшую судьбу. Но был в моей жизни пациент, который повторно поступил в наше отделение, и я, понимая, что его ещё можно спасти, решила помочь ему добраться домой. Сам мужчина считал, что раз документы у него утеряны, моя идея немыслима и бесперспективна. Пациент был из Белоруссии. После операции его выписали, было лето, и мы с мужем поселили его на даче у знакомых на то время, пока делали ему документы. Чередой знакомств и различных звонков на всё ушло почти месяц. И, наконец, посадили этого мужчину на поезд и отправили домой.…. Каковы были мои удивление и радость, когда я под Новый год получила письмо из Белоруссии от пациента. Он и его жена благодарили за помощь и желали здоровья!

Сейчас, вспоминая такие истории из своей жизни, думаешь, что главное — это не опускать руки, не сдаваться и верить в успех. Но от людей, которые рядом с тобой в безвыходной ситуации, тоже многое зависит. И моя роль в жизни таких пациентов — это участие не только в физическом выздоровлении, но и дать вспомнить, что ты ещё человек. И всегда перед глазами судьба моих непутёвых родителей. Я думаю, если жизнь оставила меня на этом свете, значит, я нужна здесь. Я медицинская сестра – сестра милосердия – так когда-то нас назвали, а со временем это словосочетание ушло, затёрлось.

Стараюсь придерживаться принципа – относись к людям так, как хотелось бы, чтоб к тебе отнеслись в предлагаемых обстоятельствах. Когда слышишь в свой адрес слова благодарности, видишь искренние добрые взгляды пациентов, понимаешь — значит, я живу не зря. Это и есть самая большая награда и результат твоей деятельности. Медсестра — это профессия, которой я горжусь, потому что знаю, что я нужна людям. Очень хотелось, чтобы вокруг больше было людей неравнодушных, и самой не черстветь душой. И в этом мне помогает моя работа, ежедневное общение с людьми».

Пресс-служба ОКБ

К мемуарам Маргариты Зарудной-Фриман привели разговоры в сообществе "Музей детской книги" о поэте Юрии Владимирове, близком к обэриутам. Сожаление о том, что не сохранилось ни одной фотографии рано умершего Владимирова, заставило искать информацию о его ближайшем окружении. Выяснилось, что он был сыном Лидии Брюлловой - внучатой племянницы Карла Брюллова и близкой подруги Черубины де Габриак. А Маргарита Зарудная-Фриман - двоюродная сестра Юрия Владимирова.

Ее мать Елена и Лидия Брюллова - дочери художника Павла Брюллова. Книга открывалась в надежде обнаружить семейные фотографии, и надежды оправдались. Если фотографию Владимирова так и не удалось найти, то сестер Брюлловых мы теперь можем увидеть:

Елена (1883-1921) Лидия (1886-1954?)


Павел Александрович Брюллов (1840-1914) был чрезвычайно разносторонним человеком - художником, архитектором, музыкантом и математиком.

Но его семейная жизнь складывалась непросто: рано умерла после родов первая жена, вторая жена (мать Елены Брюлловой) скончалась от туберкулеза, третья (мать Лидии) тоже умерла после рождения второй дочери. Дети росли без материнской любви и были очень дружны.

Елена Брюллова с юности была наделена общественным темпераментом: училась на Бестужевских курсах, принимала участие в студенческих митингах и даже вступила в социал-демократическую партию, сменив ее вскоре на партию эсеров, почему и находилась под наблюдением полиции. Правда, выйдя замуж за Ивана Зарудного, вынуждена была смирить свой "революционный пыл" и в 1911 году партию покинула. Но своим убеждениям не изменяла.
Ее муж происходил из семьи известных юристов, его брат Александр был одним из защитников П.Шмидта (позже - министром юстиции Временного правительства), сам же Иван в молодости учился в Морском училище вместе в А.Колчаком, затем служил инженером. И вместе с большой семьей, в которой родилось шестеро детей, скитался в поисках работы по просторам России.
Маргарита была старшей дочерью Зарудных, и воспоминания начинаются от лица совсем маленькой девочки. Жизнь даровала ей всего несколько лет счастливого детства.

На первых страницах вдруг мелькнула фамилия, близкая к семье Брюлловых - Елизавета Дмитриева. Сначала показалось, что это однофамилица поэтессы (Черубины де Габриак). Но несколько совпадений позволяют предполагать, что речь идет о ее матери.


Вот строки из воспоминаний Маргариты Зарудной:

"У моей мамы была любимая подруга Тоня, которая умерла незадолго до ее свадьбы. Бабушка, Тонина мама, после ее кончины относилась к нашей маме как к родной дочери. Акушерка по профессии, она старалась быть с мамой при рождении всех детей. Наши родные бабушки обе умерли еще до нашего рождения. Заменой для нас стала Бабушка, поэтому мы ее так и звали".

Мать Черубины де Габриак в самом деле была акушеркой. Правда, не знаю ее имени. А сестру поэтессы звали Антониной, она рано умерла.
Получается, две сестры Брюлловых - Елена и Лидия, старшая и младшая, дружили с двумя сестрами Дмитриевыми - тоже старшей и младшей. И если рассказы Елизаветы Дмитриевой (дочери) о своей семье полны мрачных и странных подробностей, то в воспоминаниях Маргариты Зарудной Бабушка описана совсем иначе. Именно она готовила девочку к первой исповеди и взяла ее с собою на Страстную неделю в женский монастырь, что осталось глубоким впечатлением на всю жизнь.
Всего через несколько лет семью Зарудных ждали тяжелейшие испытания, но это тема для следующего поста.

Запомнилась российским зрителям образом Настасьи Филипповны в сериале Владимира Бортко «Идиот» с Евгением Мироновым, а также главными ролями в сериалах «Воровка» и «Берёзка». В гостях программы Бориса Корчевникова «Судьба человека» 51-летняя актриса рассказала о своей жизни.

Уже 30 лет Лидия счастлива в браке с актером и продюсером Алексеем Гуськовым . У пары двое сыновей и двухлетняя внучка Стеша.

«Я впервые увидела его, и время словно остановилось. Мне будто сказали, что это мой будущий муж. Я знала, что мы будем вместе. Конечно, я к нему присматривалась, но у нас так быстро все развивалось, он так красиво ухаживал. Была безумная любовь», — с улыбкой и нежностью вспомнила актриса знакомство с Алексеем Гуськовым.

View this post on Instagram

Лидия Вележева и Алексей Гуськов

Непреходящей болью для Лидии стала потеря сестры-близняшки, с которой они были очень близки. Ирина родилась на пять минут раньше, однако лидерство оставалось за младшей: «Я была безумно активна, любопытна, ничего не боялась… Она же была скромной, тихой, незаметной, но безумно красивой», — рассказала Лидия. В школьные годы обе сестры учились в киевском интернате, где была актерская мастерская.

Решительная Лидия в 13 лет сама отнесла анкету на киностудию имени Довженко для картотеки детей-актеров. Через год ей предложили главную роль в детском фильме «Ожидание».

Карьера Лидии складывалась успешно. Актриса была востребована даже в девяностые годы, когда кино находилось в упадке. Гораздо труднее складывалась судьба Ирины. Старшая сестра Лидии в 16 лет неудачно вышла замуж и вскоре начала злоупотреблять спиртным. «Она ни в какой институт не поступила, она говорила: «Лид, я не сдам. Я не могу ничего с собой поделать», — с горечью вспоминает Вележева.

View this post on Instagram

Актриса вспоминает, что близкие старались поддержать Ирину: «Мама ей всегда помогала, все приданное осталось у Иры. Дальнейшая судьба сложилась у нее печально, она стала увлекаться алкоголем. Нет, она не была, конечно, алкоголичкой, но у нее как-то у нее пропал интерес к жизни. Я много раз с ней разговаривала, она даже пряталась от меня. Я все анализировала, всегда была защитником, заступником для нее».

Лидия отметила, что сестра сначала радовалась ее успехам, но потом они начали отдаляться. Восемь лет назад Ирина скоропостижно скончалась: «В 43 года ее не стало — тот день я запомнила. Мне позвонил отчим и сообщил, что Иры больше нет.

Я не сразу поняла, о чем он говорил. Отчим плакал, просил меня помочь и как можно скорее приехать. Когда Ира умерла, у нее не было паспорта — потеряла, поэтому ее забрали как бомжа. Я приехала в Киев и не знала, в каком морге ее искать. Самое страшное — это сказать маме, что Иры нет, а завтра похороны», — в слезах рассказала Лидия.

View this post on Instagram

"Он будет моим мужем", - поняла , когда еще студенткой увидела известного актера . Сегодня их считают одной из самых крепких пар нашего кино. Вместе они уже более 30 лет, воспитали двоих сыновей, а недавно стали бабушкой и дедушкой. Жизнь Лидии - это не только звездные роли, успех и красные ковровые дорожки, на которых она блистает вместе со своим мужем. Это и предательство самых родных людей, и потеря близких. Глядя на актрису сегодня, невозможно представить, какие испытания выпали на ее судьбу.

Широкая известность пришла к Лидии Вележевой после роли в сериале " и фильма , где она сыграла Настасью Филипповну. А недавно она вжилась в образ суровой, но справедливой основательницы ансамбля "Березка" в , прототипом которой стала великая Надежда Надеждина. Во время съемок Лидия узнала, что с Надеждиной переплелась и ее собственная судьба. Оказалось, что педагог по актерскому мастерству Людмила Ставская, у которой Вележева училась в Щукинском училище, была племянницей Надеждиной. "Я люблю играть личностей, и поэтому когда мне предложили роль в "Березке", я очень обрадовалась. Через моего педагога Людмилу Ставскую, которая была племянницей Надеждиной, я смогла прочувствовать и понять героиню, которую мне предстояло сыграть", - рассказала Вележева.

Актрисой Вележева хотела быть с самого детства. В интернате, куда мама отдала Лидию с сестрой Ириной на обучение, девочка пела, читала стихи и танцевала. Свою первую роль в фильме "Ожидание" Лидия получила уже в 13 лет - после того, как сама отнесла свою фотографию на киностудию имени Довженко.

Актриса призналась, что судьба часто сводила ее с людьми, которым предстояло сыграть важную роль в ее жизни. На съемках "Ожидания" к маме Лидии подошел актер Юрий Катин-Ярцев, который сказал, что Лидии надо поступать в Щукинское училище. Кроме того, в фильме партнершей Вележевой была актриса Лариса Пашкова. Когда девушка приехала в Москву поступать в Щукинское училище, Пашкова была в приемной комиссии. И именно она посоветовала Лидии зайти к руководителю курса - актрисе Алле Казанской, которая сразу допустила ее к финальным испытаниям.

Со своим будущим мужем Алексеем Гуськовым Лидия познакомилась на репетиции спектакля. Это была любовь с первого взгляда, Вележева сразу почувствовала, что Алексей будет ее мужем. На тот момент Гуськов только развелся с женой, у него была маленькая дочка. Лидия признается, что с Алексеем они до сих пор понимают друг друга с полуслова. "Мне с ним и играть легко. Этот человек никогда не тянет одеяло на себя, в нем нет звездности", - признается Лидия.

Настоящим ударом для Лидии стала смерть ее сестры-близнеца Ирины. Судьба ее сложилась печально. Она стала увлекаться алкоголем, у нее пропал интерес к жизни. Когда Лидия приезжала в Киев, Ирина не хотела с ней встречаться. "Она не нашла себя в профессии. Я думаю, она и в жизни себя искала и не нашла", - говорит актриса. Ирина умерла в возрасте 43 лет. Вележева признается, что до сих пор задает себе вопрос, могла ли она спасти свою сестру.

Сегодня Лидия Вележева счастлива. У нее подрастает внучка Стеша. Актриса признается, что это имя она услышала во сне и предложила сыну с невесткой так назвать девочку. "Когда ребенок родился, невестка прислала мне сообщение: "Лидия Леонидовна, это Стеша", - рассказала Вележева.

Что актриса так и не смогла простить своему отцу? Какую роль сыграл в ее судьбе заместитель министра образования СССР? И в чем секрет крепкого брака Лидии Вележевой и Алексея Гуськова? Ответы - в программе .

Многие режиссеры видят ее роковой красавицей, хотя сама актриса признается, что ее экранный образ не имеет ничего общего с ее личностью.

Первые съемки

Вележева – уроженка Киева. Она родилась 2 октября 1966 года, через несколько минут после своей старшей сестры Ирины. Лидия утверждает, что свою фамилию она получила от далеких балканских предков, а ее прадедушка был цыганским бароном. Родители девочек развелись вскоре после их рождения, и все заботы о детях легли на мать. Чтобы сестры не оставались без присмотра, их определили в интернат. Очень часто такое детство оставляет довольно тяжелые воспоминания, но Ире и Лиде повезло. У них были прекрасные воспитатели, и кроме учебы, дети могли посещать разнообразные секции и кружки.

Лида занималась танцами, потом гандболом, каталась на фигурных коньках. Она научилась справляться с работой на кухне и давать отпор обидчикам, защищая не только свою сестру, но и младших учеников. Когда через несколько лет мать девочек вышла замуж за отставного полковника и хотела забрать дочек домой, они не захотели расставаться с интернатом. К этому времени Лида стала принимать участие во всех концертах, очень выразительно читала стихи и твердо решила стать артисткой.

В тринадцать лет она отнесла свою фотографию на киевскую киностудию им. Довженко и попросила внести ее в детскую картотеку. Секретарь, записавшая ее данные, попросила девочку задержаться. Лида была тут же утверждена на главную детскую роль Варьки-Скорпены в фильме «Ожидание», в котором были заняты такие известные актеры, как Валентина Талызина, Валерий Носик, Юрий Катин-Ярцев. Последний заверил Лидию, что она очень талантлива и ей нужно учиться в Москве, а также порекомендовал обратиться к нему, когда она приедет на вступительные экзамены.

Прошло четыре года, Лидия окончила школу и отправилась в Москву. Напоминать о себе Катину-Ярцеву она постеснялась и сдавала приемные экзамены в Щукинское училище на общих основаниях. И только поступив на курс Аллы Казанской, Лидия на занятиях встретилась с известным артистом, который сразу же ее узнал. В 1988 году, получив диплом, актриса поступила в театр им. Вахтангова. Запоминающиеся роли сыграла в фильмах «Государственная граница», «Очарованный странник», «Умирать не страшно», «Риск без контракта», сериалах «Простые истины», «Идеальная пара. Таможня берет добро», «Воровка», «Следствие ведут знатоки», «Идиот» и многих других.

«Человеку хоть в чем-то, но везет!»

Муж Вележевой – актер Алексей Гуськов. Познакомились они в театре «Детектив», куда артистов пригласил Василий Ливанов играть в антрепризе. Назначили репетицию. Лидия пришла пораньше и стала ждать партнера. Вдруг видит торопливо идущего Гуськова. Он проходит мимо, вдруг останавливается и говорит: «Девушка, у вас есть спички?» «Я взглянула на него и поняла: это моя Судьба, это человек, с которым я буду жить, – вспоминает Вележева. – Потом всю репетицию я от него глаз оторвать не могла. Не знаю, что это было. Предчувствие, наверное. Когда я увидела Лешу в первый раз, то сказала себе, что этот человек станет моим мужем. Свадьба была скромная, не очень хотели пышной, да и денег особых у нас тогда не было. Кольца делали на заказ, серебряные. Нам почему-то именно такие нравились».

У пары двое сыновей, старший, Владимир, окончил Щукинское театральное училище, курс Галины Сазоновой, и уже работает в театре имени Маяковского. Младший, Митя, учится на продюсерском факультете во ВГИКе. «Ребята довольны выбранными профессиями, с большим интересом учатся и работают», – говорит Вележева. Кстати, ни она, ни ее муж не отговаривали сына идти в актерскую профессию: «Я глубоко убеждена в том, что ребенок должен сам выбрать себе стезю. Мы же, родители, можем только в чем-то помочь и направить. Сколько я знаю историй, когда ребенок, желая угодить родителям, идет учиться в нелюбимый институт! Потом прогуливает занятия, не интересуется учебой – в то время как родители платят за его образование большие деньги. У ребенка, как и взрослого человека, есть интуиция. Если он чувствует, например, что театр – это его призвание, не стоит его отговаривать поступать в театральное училище. Скорее всего, его выбор и есть единственно правильный. И тем более не стоит за счет детей реализовывать свои собственные амбиции».

Вележева никогда не смешивает работу и личное: «Я живу и не думаю о том, успешна я или не успешна? Есть у меня успех, нет у меня успеха? Сегодня он есть, завтра его нет. Если говорить об успешном сериале, в котором я снялась, муж правильно мне сказал: “Забудь и иди вперёд. Не смакуй, не сиди. Снялась – и хорошо, иди дальше”. Некоторые ведь как делают? Снялись где-то и сидят: “Я то, я это!” Это так смешно выглядит. То, что судьба подарила и дарит мне замечательные работы – и режиссёров, и материал – вот это вот есть, наверно, какое-то счастье. А вот успех – нет во мне такого: успешная я или нет? Нормальная я. Мне хорошо, мне нравится то, что я делаю. И надеюсь, что я на этом не останавливаюсь и будут ещё работы приходить. Это просто подарок судьбы».

О личном она не говорит еще и потому, что вокруг всегда было много зависти: «Не всем повезло, не у всех сложилась личная жизнь. И, предположим, я расскажу, как у меня все хорошо в личной жизни, а мои слова будет читать женщина, которую предали, или которая в это самое время переживает развод. Да, я счастлива в браке. Но кто-то может быть счастлив в чем-то другом. Не бывает так, чтобы не везло тотально во всем. Человеку хоть в чем-то, но обязательно везет! Я хочу всем женщинам посоветовать: научитесь верить в себя и прощать своих врагов! Прямо сейчас идите и попросите прощения у тех, кто вас обидел. После этого изменитесь вы, и изменится мир вокруг вас. Возможно, это какая-то мистическая сторона нашей жизни».

«Дала согласие на работу – в память об отце»

Мистика всегда была интересна Лидии. В какой-то момент актрису даже пригласили стать ведущей проекта «Дело Х. Следствие продолжается», где рассказывалось о таинственных, волнующих и необъяснимых событиях. В программе рассматривали как точки зрения тех, кто верит в сугубо научный подход, так и тех, кто уверен в том, что все эти истории - следствие вмешательства сверхъестественных сил. Лидия же старалась в рамках программы дать высказать представителям разных сторон свою позицию, и найти точки соприкосновения между очень разными взглядами.

«На проект меня пригласил телепродюсер Александр Митрошенков – человек, которого я знаю много лет и которому безгранично доверяю, – говорит актриса. – Меня и раньше часто приглашали на телевидение, но каждый раз я отказывала – то тема программы мне не близка, то просто не было времени на съемки. Но с “Делом Х”, как говорится, звезды совпали. Я приехала на пробы – и меня сразу приятно удивил высокий профессиональный уровень команды, которая работала над передачей. Но поспешных выводов для себя делать не стала. “Как будет, так и будет”, – решила я для себя, и благополучно про «Дело Х» забыла. А через несколько дней у меня умирает отец. И мне уже стало ни до чего! По крови он был мне не родным – был отчимом, а по сути роднее для меня человека не было! Я называла его папой, и духовно с ним мы были очень близки. Я его похоронила, а через несколько дней мне звонят с программы и говорят, что меня утвердили ведущей. Это было очень неожиданно, и в этот раз уже без раздумий дала согласие на работу – в память об отце».

Тот при жизни всегда интересовался загадочными явлениями. «Каждый раз, когда я приезжала на гастроли в Киев и останавливалась у него, за чашкой чая мы часто говорили о том, как много в жизни неизведанного и неизученного, – вспоминает Лидия. – Папа часами мог рассказывать о каких-то невероятных явлениях, которые происходят в жизни, и никто не может дать им научные объяснения. Однажды он даже сказал: “Лида, не понимаю, почему на телевидении еще нет передачи, которая объясняла бы загадочные и непознанные явления на земле? Нужно, чтобы такая программа во что бы то ни стало появилась!”. Кто-то может мне не поверить, но это правда: после выхода первого выпуска “Дело Х” мне приснился отец. И он сказал: “Ты, Лида, молодец! Спасибо!” Я восприняла этот сон как знак свыше – что я приняла правильное решение, согласившись вести эту программу».

Правда, после нее у Вележевой было больше вопросов, чем ответов. Например, она спрашивала у приглашенных экспертов, что значат сны-предупреждения, которые, по рассказам очевидцев, иногда снятся человеку перед его смертью: «Ученые, как правило, ссылаются на подсознание человека. Все так. Но загадка лично для меня осталась неразгаданной. Вместе с тем многие ученые и эксперты, которые приходили к нам на программу убежденными скептиками, в результате поменяли свою точку зрения на природу некоторых вещей».

«Меня обвинили в колдовстве»

В жизни самой Лидии тоже были мистические истории. «Мне сложно представить человека, в жизни которого так или иначе не присутствовала бы мистика, – говорит актриса. – Однажды на съемочной площадке одного фильма со мной произошел такой случай. В разгар работы неожиданно ломается основная видеокамера. Оператор сообщает неутешительную новость: починка аппаратуры займет не меньше суток. Съемки фильма были под Питером – нужно было поехать в город, найти запчасти, хорошего мастера. Все мы очень расстроились – остановить съемки даже на один день означало выбиться из всех мыслимых и немыслимых сроков. Нужно было срочно что-то придумать. И вдруг ноги сами понесли меня прямиком к видеокамере. Я подошла и стала с ней разговаривать. “Понимаешь, – говорю я ей, – мы должны снять этот фильм. Для нас это очень важно”. Невероятно, но факт: спустя десять минут камера заработала. Сама, без ремонта! Меня же – в шутку, разумеется – обвинили в колдовстве».

В новой картине Лидии опять пришлось сталкиваться с мистикой. Актриса сыграла в сериале «Луна», это детектив и триллер одновременно. Героиня Вележевой – прокурор Екатерина Панина, ей предстоит расследовать чрезвычайно странные убийства. Вместе с дочерью она приезжает в маленький провинциальный городок, чтобы наладить отношения в семье. Однако в первую же ночь, которая как раз совпадает с полнолунием, отец семейства, следователь Николай, пропадает, а следующий день его тело находят в лесу. Местные жители уверены, что во всём виноваты оборотни, однако жена погибшего не верит в мистику и начинает собственное расследование.

«Исчезновения людей, их убийства почему-то происходят в полнолуние, поэтому у моей героини волей-неволей возникает мысль об оборотнях, – рассказала актриса. – Екатерина находит архивные документы, из которых узнает, что этот город “славится” вампирами еще со времен средневековья. Но это все было в сценарии. А вот как объяснить то, что наш первый и последний съемочный день выпали на полнолуние? Случайность? Кто знает!»

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам