Брат алексея баталова раскрыл подробности личной жизни актера. Михаил Ардов: фото, биография, личная жизнь и творчество писателя Михаил ардов биография

Михаил Ардов - современный русский мемуарист, публицист и писатель. Он является клириком так называемого Суздальского раскола - неканонической православной автономной церкви. Однако до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Московской и Ярославской епархиях.

Биография

Михаил Ардов (фото выше) родился в семье актрисы Нины Ольшевской и писателя Виктора Ардова. В 1960 году он оканчивает Московский государственный университет (факультет журналистики), работает профессиональным литератором. Через четыре года принимает крещение и в 1967 году становится иподиаконом в Скорбащенском храме, расположенном на Ордынке. В 1980 году в Ярославле происходит его рукоположение в диакона, а на Пасху в том же году он рукоположен в священники.

Летом 1993 года выходит из Московского патриархата и становится клириком Суздальского раскола. Михаил Ардов в сентябре 2006 года в одной из программ на канале АТВ ("Авторское телевидение") вызвал критику в адрес Русской православной автономной церкви (Суздальского раскола). Это освещалось в нескольких газетах и информационных порталах.

Жизненная позиция

В начале девяностых газета "Известия" опубликовала статью, автором которой был Михаил Ардов. В ней он отрицательно отзывался о начале строительства московского храма Христа Спасителя, Ардов даже дал обет никогда не ходить в этот храм. Позже писатель и публицист не раз шутил об этом, придумав ему название "храм Лужка-строителя" (примечание: строительство начал Юрий Лужков, бывший в те годы мэром столицы). Также в интернете долго ходила его шутка о том, что на этом месте сначала построил храм архитектор Тон, а второй храм - архитектор Моветон.

В 2012 году Ардов заявил о том, что не признает Олимпийские игры и любые другие спортивные соревнования, а также считает, что занятия физкультурой и спортом для христиан недопустимы. Он говорит, что даже невинные соревнования, например конноспортивные, по факту являются зрелищами, а настоящий христианин не должен быть ни болельщиком, ни фанатом. Неоднократно он негативно отзывался о многих деятелях культуры, живописцах и поэтах.

Ардов и Ахматова

Великая поэтесса была близким человеком для Михаила Ардова и его брата. Он рассказывает, что Анна Андреевна воспитывала их, объясняла тонкости русского языка, например, чем отличаются глаголы "надеть" и "одеть". Ахматова жила в доме на Ордынке. В пятидесятых годах к ней в гости часто заходил Пастернак, он читал для нее и для всех присутствующих "Фауста" в своем переводе и первые главы романа "Доктор Живаго", который так и остался у поэта единственным. В гости к ним изредка заходил Солженицын, а Бродский был другом их семьи.

Таким образом, с самого детства он находился не просто в творческой атмосфере, эта атмосфера была высокоуровневой. Будущему писателю было на кого равняться. Ардов признается, что, скорее всего, именно поэтому он никогда не писал хороших стихов: когда в соседней комнате за стеной живет Анна Ахматова, а к ней заходит Пастернак, серьезные вещи не идут.

Творчество

Под авторством Михаила Ардова вышло более десятка книг. "Легендарная Ордынка" вышла в 1997 году (издательство "Инапрес"). Это сборник воспоминаний о жизни в их московском доме, куда приходили многие деятели культуры. Трагическийе исторический период преподносится здесь Ардовым в неожиданном и ироничном ракурсе. В книгу вошли повести "Легендарная Ордынка" Ардова, а также повесть Алексея Баталова "Рядом с Ахматовой".

Еще одна книга, повествующая о том же времени, называется "Вокруг Ордынки: мемуары, повести". Автор снова в трагической и безысходной атмосфере сложного времени находит оптимистические ноты, подчеркивает смешное, показывает известных людей без музейного лоска и глянца, рассказывает о них как об остроумных и несгибаемых личностях. В книге рассказывается об Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке, Дмитрии Шостаковиче, Михаиле Зощенко, Фаине Раневской, Корнее Чуковском, Александре Солженицыне, Лидии Руслановой и других. Все они оживают благодаря острой и живой памяти автора.

Ардов пишет в разных жанрах, однако более всего востребованы его мемуары. Общаясь с великими деятелями серебряного века, он получил прекрасное дополнительное образование, они привили ему чувство вкуса к искусству, а полученный в наследство от отца талант писателя помог облечь воспоминания в литературную форму.

Издание

Книги Михаила Ардова пользуется популярностью среди любителей мемуаров. Первой вышедшей книгой стала "Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни" в 1995 году. Затем несколько лет подряд печатались его мемуары о жизни на Ордынке. "Легендарная Ордынка" в соавторстве с родственниками, Алексеем Баталовым и Борисом Ардовым, "Возвращение на Ордынку".

Михаил Ардов в 2004 году издал книгу о Шостаковиче, написанную на основе воспоминаний дочери Галины, сына Максима и самого Михаила Ардова. Годом позже выходит "Матушка Надежда и прочие невыдуманные рассказы", а в 2005 году "Монография о графомане". В 2006 году свет увидела книга "Все к лучшему...", а в 2008 "Со своей колокольни".

Часто в поисковых запросах можно увидеть одну из книг, авторой которой является Михаил Ардов. "Записки из подземелья" - так ошибочно называют одну из его последних книг, правильное же название "Записки кладбищенского попа".

Семья

Михаил Ардов родился в творческой семье. Мать и отец - талантливые актриса и писатель. Его старший брат по матери - Алексей Баталов, также известный актер. Они были по-настоящему близки, и когда брат умер, Михаил узнал об этом одним из первых. Алексей находился в санатории, на реабилитации, восстанавливаясь после перелома шейки бедра. Младший брат видел, что силы народного артиста тают на глазах. По его словам, Алексей Баталов и сам понимал, что осталось недолго, видел и себя, и свое состояние, хотя всегда оживлялся во время беседы. Умер актер спокойно, во сне.

Семья Ардовых (настоящая фамилия отца - Зигберман) до 1938 года жила в Лаврушинском переулке, после чего переехала в их знаменитый дом на Большой Ордынке, а в шестидесятых годах вновь переехала, на этот раз в Голиковский переулок. Виктор Ардов был талантливым человеком, но не смог реализоваться в советское время. Какое-то время его вообще не печатали, только иногда выходили сборники юмористических рассказов, но это, по словам Михаила, капля в море. В то время наказывали всех сатириков, и Виктора не публиковали даже в журнале "Крокодил", одним из основателей которого он являлся и некоторый период исполнял обязанности главного редактора.

Виктор Ардов целиком почувствовал на себе гнет советской цензуры. Он написал несколько сценариев к фильмам, в Театре сатиры ставили его пьесы. Однако все эти небольшие радости происходили поверх семейных трагедий. Арестовали родителей Ольшанской именно в это время, они не вынесли тягот арестантской жизни. Деда с отцовской стороны расстреляли еще в двадцатые годы.

Влияние отца

В средствах массовой информации в то время тоже выходили статьи только угодные правительству, именно поэтому Михаил Ардов, биография и личная жизнь которого всегда были очень насыщенны, никогда не работал в журналистике. Когда он попал на журналистский факультет, то практически сразу перешел на редакционно-издательское отделение, именно из желания быть подальше от радио и газет. После окончания МГУ на полтора года местом его работы стал отдел сатиры и юмора на всесоюзном радио.

Фамилия отца ему в определенные моменты помогала, но бывали и случаи, когда мешала, так как Виктора многие не любили. Михаил Ардов признается, что считает актерскую работу позором, хотя его мать и старший брат работают в этой профессии. Такое мировоззрение, впрочем, не мешало ему сохранять с Алексеем Баталовым прекрасные отношения. В одной из книг он часто его цитировал и вставлял моменты из его биографии.

Христианство

Крещение Михаил Ардов принял в довольно позднем возрасте и говорит, что отчасти это произошло под влиянием Ахматовой и всей русской литературы в целом. Довольно быстро он понял, что в то время вокруг было очень мало хороших священников, и он смог бы пополнить их стан. Он признается, что даже жить стало проще, так как на священнослужителей не распространялись многие светские жизненные законы, они не ходили на собрания партий, к ним относились как к сумасшедшим или как к жуликам. Однако это Ардов переносил легко.

В девяностых годах он вместе с единомышленниками считал, что если коммунизм падет, то все священнослужители должны покаяться за "свое поведение", за потакание власти, но ничего не произошло. Ардов вместе с группой людей принял решение перейти в лоно русской зарубежной церкви, но, по его словам, скоро и она практически растворилась под пристальным надзором КГБ.

Религия и творчество

С тех пор, как Михаил Ардов принял сан, он не пишет художественных произведений, только публицистику и мемуары. Он сравнивает себя с Толстым, который перестал писать романы, когда его перестали интересовать истории любви. Ардов говорит, что однажды во время долгого перелета в Америку взял с собой том "Анны Карениной", но прочесть не смог из-за отсутствия интереса, хотя книга действительно гениальна. А вот читать мемуары он любит.

Религиозную составляющую в книгах он считает лишней, поэтому на ней акцента в его творчестве нет, возможно именно поэтому книги священнослужителя и пользуются такой популярностью. Все свои идеи он рассматривает с бытовой стороны, а не через призму религии.


Бесплатная газета Метро, выпускаемая шведским медиахолдингом, в Санкт-Петербурге дурит своих читателей. В ней появилась колонка протоиреея Михаила Ардова. На груди у Михаила висит огромный крест, однако вы ошибётесь, если причислите колумниста к Русской Православной Церкви. Метро умалчивает о том, что он протоиерей не РПЦ, а РПАЦ - это Российская православная автономная церковь, неканоническая. Однако Ардов считает неканонической структурой именно РПЦ.

Оригинал взят у kimura в Протоиереи десоветизации

В последнее время буквально в геометрической прогрессии стали ускоряться процессы десоветизации. Эти процессы выливаются в очернительные информационные компании, переименования улиц и др. объектов.
Одним из мощных направлений является переосмысления деятельности генерала Власова.

Кирил Александров защищает докторскую диссертацию на теме явления коллабарационизма http://arctus.livejournal.com/106374.html .
А Вести.фм уже в мягкой форме обеляет Власова в своих якобы научных передачах http://friend.livejournal.com/2274320.html?view=74182672#t74182672 .

Также есть конкретные попытки за включение в эту борьбу православного сообщества на стороне десоветизаторов. Наш народ обладает внутренней мудростью и в общем-то понимает, что те кто якобы пришли по советскую «душу» на самом деле облизывается в стиле гитлеровского решения русского вопроса.

Давайте тезисно его разберем. Итак, вначале Ардов выражает свое восхищение по поводу творчества М.А. Булгакова. Протоиерей отмечает «Дьяволиаду», это произведение в метафорической форме можно трактовать, как отождествление дьявольщины и раннего Советского союза. Недаром Ардов проводит параллель с Кафкой и его кафкианской бюрократией.

Далее автор переходит к самому знаменитому роману писателя «Мастер и Маргарита». Сразу делает оговорку о неприятия богохульства в диалоге Иешуа Га-Ноцри с Понтием Пилатом. И переходит к разъяснению остальной части романа. Суть трактовки романа Ардовым сводится к отождествлению нечистой силы с советской властью. И только угроза репрессий помешало Булгакову напрямую сделать источником дьявольщины Лубянку или Кремль пишет автор. Задаешься вопросом, вот откуда протоиерей обладает информацией о мотивах Булгакова, тем более таких сокровенных.

Затем Ардов сводит мотив деятельности литературных «чертей» в произведении к обиде Булгакова на окружающую бюрократию, читай советскую бюрократию. И это предполагаемое формирование мотивов писателем наводит протоиерея на мысль о том, что Булгаков надеялся на то, что роман будет опубликован. Любой писатель надеется на опубликование своих произведений, это мысль публициста оригинальной не является.

Тут ведь интересно, каким образом выходил роман, какую роль сыграла в его выходе в свет жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, и кто была она сама. Более глубокое рассмотрение темы выхода произведения в свет, увлекло бы от темы поста. Интересно то, что конкретно имел в виду Ардов, когда называл свою заметку «Заведомо разрешенный шедевр», кем он был разрешен? Ответа Ардов не дает. Скажу лишь одно, что роман впервые опубликован в 1969 году в издательстве «Посев» Франкфурт-на-Майне. Издательство организовано Народно-трудовым союзом (НТС) в 1945 году в американской зоне оккупации Германии. При этом роман одновременно и антиправославный, и антикоммунистический, то есть, предельно антирусский.

Протоиерей Ардов интерпретирует роман, в духе не приемлю богохульства, но за часть отождествления нечистой силы с Советской системой, называет роман шедевром. Как одновременно в голове верующего человека может уживаться богохульство и шедевр, это вопрос открытый.

В одном из следующих номеров газеты вышел текст Ардова «Изолгавшееся перо», по поводу советской писательницы Мариэтты Шагинян. В тексте Ардов выражает свою негативную позицию в сторону писательницы, и это позиция обусловлена тем, что писательница была предана «делу Ленина-Сталина».

Центральной темой беседы был Сталин и репрессии, в беседе Шагинян защищала Сталина. Ардов «устами» своей знакомой сообщает откровенную ложь о 22 миллионах убитых. Эту ложь о миллионах убитых читают миллионы граждан, которые добираются на работу на метро. Причем эту ложь сообщает человек с православным саном, и люди могут воспринимать это, как официальную позицию Русской православной церкви (РПЦ).

Кто же такой протоирей Михаил Ардов? Родился в 1937 году в Москве. Отец Виктор Ефимович Зигберман, на литературном поприще взял псевдоним Ардов. Предками Зигберманов-Ардовых были с одной стороны сефардские евреи (общность, сформировавшаяся в Испании), а с другой немецкие. Поэтому сначала псевдоним был Сефардов, впоследствии три первых буквы растворились . Мать Нина Ольшевская, театральная советская актриса. Кстати знаменитый советский актер Алексей Баталов является родным братом по матери обсуждаемого Михаила Ардова.
В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Принял крещение в 1964 году, в 1967 иподиакон в Скоробященском храме на Ордынке. В 1980 году удостоился сана священника. В 1993 году вышел из РПЦ и вошел в РПЦЗ, стал клириком Суздальской епархии, которую возглавлял Валентин Русанцов. В 1995 году вместе Русанцовым вышел из РПЦЗ. Они создали Российскую православную свободную церковь, которая в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь. Данная церковь не является канонической.

Сам Ардов говорит о причинах своего воцерковления в эфире радио Свобода следующее:


http://www.svoboda.org/content/transcript/26842631.html

Для несведущих внутренняя эмиграция — это уклонение от участия в политической и общественной жизни государства как следствие внутреннего несогласия с господствующей идеологией; нежелание следовать задаваемым данным правилом; духовное отчуждение от государства; альтернатива реальной эмиграции. То есть побудителем к уходу в православия была не вера, а радикальное неприятие советской системы, что сподвигло убежать в иной мир.

Там же он выражает отношение к Сталину:

Ардов связывает безобразность современности с деятельностью Сталина, и в событиях на Украине виноват Сталин, во всем виноват Сталин, дотянулся проклятый. Коммунисты развалили Российскую империю, Ардов наверное запамятовал, что империя просуществовала до февральской революции 1917 года, и была переименована в республику. Мы видим, что Ардов не приемлет не только советское, но и русское. «Русского мира» для него нет, интересная постановка вопроса. А как же Пушкин: "Там русский дух , там Русью пахнет "! Просто протоиерей Ардов, поболее великого русского поэта о русскости знает. Нет для публициста и кризиса религиозной идентификации, который был обусловлен проектом «Модерн», именно это кризис вкупе с недееспособностью элиты привел к февралю. Замечу к февралю, а не к октябрю. Не было бы его, жили бы до сих пор в Российской империи. И «русский мир» Зигберман, мое личное мнение, непринимает за то, что он выбрал коммунизм.

Но продолжим цитирование:

Анализируя приведенную реплику, можно предположить, что уход из РПЦ обусловлен также отношением к Сталину. Именно Иосиф Виссарионович в 1943 году воссоздал институт патриаршества. Всвязи с этим Ардов заявляет, что РПЦ неканоническая структура. Тут сразу встает вопрос, а какая структура каноническая, при такой постановке вопроса можно не только до Петра I дойти. Далее Ардов-Зигберман сообщает интересную информацию по поводу взаимоотношений КГБ и партии в становлении Русской православной церкви. Дальнейшее раскрытие этой темы увела бы нас далеко за тематику поста. Тем не менее видно, что о конфликте «брахманов» и «кшатриев» в советской реальности протоиерей знает не понаслышке.

Итак, со страниц одной из самых массовых газет публицист, как бы выступающий от всего православного сообщества (никто не полезет разбираться, кто такой протоиерей Михаил Ардов), изливает русофобский яд на общество. И я бы на месте иерархов РПЦ задумался над этой коллизией, так как этот яд и по их душу.

Моё первое сознательное воспоминание о нём относится ко времени войны. Мы (а нас было трое братьев) вместе с матерью были в эвакуации в городе Бугульме. А в сорок втором или сорок третьем году туда приехал наш отец, он служил в одной из армейских газет.

И вот мне вспоминается такая сценка. Мы - отец, Алексей и я - стоим во дворе домика, где мы обитали. Отец в форме майора, он держит в руке пистолет и стреляет в сторону поленницы. А мы с Алексеем после каждого выстрела подбегаем к дровам и ищем следы пуль…

Следующее воспоминание относится к лету сорок пятого года. Наша семья тогда снимала дачу в подмосковной Валентиновке. А в одном из ближайших домов жил Александр Вертинский с женой и дочерями, и он иногда пел для своих соседей. И вот Алексей, которому шёл семнадцатый год, искусно подражал пению Вертинского.

Мой отец в те годы был несколько озабочен будущей судьбой своего пасынка. Наблюдая, как он жаждет стать артистом, Виктор Ардов опасался, что он станет типичным представителем актёрского племени. Но опасения не оправдались, Баталов никогда не принадлежал к театральной богеме.

Отчим называл юного Алексея "народный артист нашей квартиры". А в 1969 году, в тот день, когда ему присвоили звание народного, Ардов произнёс:

Вот тебе и "народный нашей квартиры"…

Алексей был необычайно одарённым человеком. Он прекрасно рисовал и писал масляными красками. Созданный им большой портрет Ахматовой был украшением нашей квартиры. Он сочинял стихи, и Ахматова это одобряла. Помню, она цитировала его строки: "Море вечно бодает скалы//Белым лбом голубой волны…"

Можно сказать, что его профессиональная карьера была вполне успешной, он был востребован, прославляем и награждаем. Но в такой стране, как наша, всё могло быть иначе.

В послесловии к одной из моих книг Баталов писал: "Современному читателю наша жизнь на Большой Ордынке может показаться вполне беззаботной. Но это лишь на поверхностный взгляд.

В книге Романа Тименчика "Анна Ахматова в 1960-е годы" опубликована служебная записка министра государственной безопасности В. С. Абакумова, называется этот текст "О необходимости ареста поэтессы Ахматовой" (направлено Сталину 14 июля 1950 года).

Там речь идёт о том, что она "проводила вражескую работу против Советского государства", "группировала вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала антисоветские сборища"… А последняя фраза такова: "МГБ (Министерство государственной безопасности. - Прим. ред.) СССР считает необходимым АХМАТОВУ арестовать. Прошу Вашего разрешения".

Представим себе на минуту, что Сталин согласился с мнением своего министра. В ГУЛАГ отправилась бы не только Ахматова, но и моя мать, и мой отчим… Летом пятидесятого года я окончил Школу-студию и был принят в Художественный театр… Нет сомнения в том, что и меня бы арестовали.

Но теперь, на склоне лет, я не испытываю ни злобы, ни ненависти. Я могу повторить вслед за Пушкиным слова, которые величайший поэт написал за четыре месяца до своей трагической гибели (письмо П. Чаадаеву):
"… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".

Продолжаем приводить некоторые материалы клириков из "неправильного" Православия. Для пущего понимания того, почему они уклонились в раскол и о чем говорят. Реплика Михаила Викторовича Ардова (протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния Российской православной автономной церкви, РПАЦ) .
РПАЦ примечательна тем, что без помощи государства восстановила из руин и профессионально отреставрировала в России большое количество исторических храмом. Которые впоследствие у РПАЦ были цинично отобраны в пользу РПЦ МП. Как и другое имущество религиозного назначения, мощи и т.д.


Михаил Викторович Ардов (род. 21 октября 1937, Москва, СССР) — русский писатель, публицист и мемуарист; клирик неканонической Российской православной автономной церкви , протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.
Сын писателя Виктора Ардова (настоящая фамилия Зигберман) и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова. В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 года рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.
Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: “Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея…” Беседовал Владимир Ойвин «Портал-Credo.Ru» 17.05.2017.

“Портал-Credo.Ru": Исполнилось 10 лет с момента поглощения Московским патриархатом значительной части Русской Зарубежной Церкви. Как Вы лично и Ваша Церковь воспринимаете это событие?

Протоиерей Михаил Ардов: Тот факт, что епископы нашей Российской Православной Автономной Церкви под водительством не кого-нибудь, а великого святителя епископа Григория (Граббе), отошли от Зарубежной Церкви, является замечательным событием. Поэтому когда говорят «осколки Зарубежной Церкви», то наша юрисдикция к ним не относится: РПАЦ - никакой не «осколок». Согласно завету святого Патриарха Тихона, наши епископы во главе со старшим по хиротонии, сформировали свою юрисдикцию на российской земле. И я знаю, что никто из наших сознательных священников, не говоря уже про архиереев, никогда об этом не пожалел . Это было правильное своевременное решение, потому что было ясно, куда идет Зарубежный Синод.

Моя теория такая. Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея, которые носили одно и то же имя, - Антоний Женевский, Антоний Лос-Анжелосский и Антоний Сан-Францисский. Они никогда бы не пошли на объединение. Но как только они умерли, немедленно выкинули на помойку Митрополита Виталия, который был не семи пядей во лбу и начал свое правление с того, что удалил владыку Григория (Граббе) на покой, а его сына по ложному обвинению убрал из Святой Земли. Дальше все пошло уже как по маслу.

Нашим архиереям, тем более - владыке Григорию (Граббе), это было ясно уже тогда. Зять владыки, мой покойный друг о. Владимир Шишков вспоминал такую сцену. В их доме в Нью-Джерси владыка Григорий сидел на своем обычном месте в кресле и вдруг произнес такую фразу: «Ну все, на Зарубежном Синоде я поставил крест».

- А что изменилось в церковной жизни за эти 10 лет?

Ну много чего… Мы прошли через преследования, в первую очередь. У нашего Митрополита Валентина отобрали отреставрированные храмы, поливали нас грязью, пытались судить, отбирали мощи. Но, тем не менее, мы существуем , и даст Бог, нас Господь еще потерпит.

- Значит, эпоха преследований уже позади?

Мне кажется, что, отобрав все, что только можно, в Суздале и в других местах, патриархия уже почти не обращает на нас внимания. У них другие проблемы: Украина, Исаакиевский собор и так далее.
Наша страна до сих пор живет по ленинскому закону, который все старинные здания, и церковные в том числе, объявляет собственностью государства.

Русской православной церкви в связи с выбором нового патриарха приковано очень большое внимание. Чем объяснить такой интерес?

Андрей Кураев: Одна из причин — общество соскучилось по непредсказуемым выборам. В данном случае есть интрига, это интересно. Вторая причина — впервые у Русской православной церкви есть возможность выбрать не просто патриарха, а свое будущее.

Михаил Ардов: Я думаю, интерес подогревается телевидением, участием первых лиц. Решат все равно в администрации президента и в каких-то властных структурах.

Разные с лица

Кто из кандидатов, на ваш взгляд, перспективнее для Церкви?

Кураев: В 90-м году все кандидаты были «семеро из ларца, одинаковы с лица». Ни общество, ни даже Церковь по большому счету их особо не различала. Сегодня, по крайней мере, четко видно, что один из кандидатов обладает яркой личностной характеристикой — это митрополит Кирилл. У него есть видение будущего Церкви, программа. А то, что у общества такой интерес к сугубо церковной, казалось бы, тематике, означает, что хотя бы отчасти Церкви удалось выйти из своего гетто и стать частью гражданского общества.

Тогда почему возникает подозрение, что все решается в Кремле?

Ардов: Например, потому, что, когда умер патриарх Алексий, Медведев немедленно прервал государственный визит. Он не на похороны ехал, он ехал в Москву, чтобы принять участие в назначении патриаршего местоблюстителя. Так мне представляется и некоторым наблюдателям также. Дело в том, что Московская патриархия, основанная в 1943 году Сталиным, Молотовым и полковником НКВД товарищем Карповым, с самого начала мыслилась как прислужница властей. Они создали РПЦ абсолютно по образу и подобию ВКП(б). Там до сих пор существует всевластное, самоформирующееся, невыборное и никому не подотчетное «митрополитбюро» и «генсек» — патриарх.

В 90-м году Алексий победил всего несколькими голосами. Значит, все-таки выборы были?

Кураев: Речь не о том, что впервые патриарх свободно избирается, а о том, что впервые свободно избирается не только патриарх, но и путь развития Церкви. В 90-м году Церковь еще не была настолько свободна, чтобы самой определять свое развитие. Сегодня мы видим четкий личностный контраст между основными кандидатами — митрополитом Кириллом и митрополитом Климентом. Контраст и интеллектуальный, и в вопросах понимания, что такое благо для Церкви.

Кого поддерживает власть?

Кураев: Очень модно сегодня считать по привычке, что Кремль будет контролировать выборы. Я задаю простой вопрос: какие у него для этого есть технические возможности? Выборы будут тайные. Чтобы контролировать тайные выборы, для этого выборщики заранее, до начала голосования, должны знать, что в стране начался Большой террор, и если будет избран не тот, кто нужен, товарищ Сталин разберется со всеми выборщиками, не вдаваясь в подробности, кто как голосовал. Сегодня все-таки, слава Богу, в стране такой атмосферы нет. Поэтому я не вижу, как кто бы то ни был — местоблюститель митрополит Кирилл или глава церковного аппарата митрополит Климент, или же товарищ Сурков, или товарищ Собянин — может контролировать тайные выборы. К тому же для государства сегодня не настолько важен контроль над религиозной жизнью, чтобы какие-то суперметодики разрабатывать. И принцип «у Кремля много башен» действует. Я упомянул Собянина — это бывший губернатор Тюменской области. А в Тюменской области архиепископ — младший брат митрополита Климента. И поэтому у семьи Капалиных (Климент + Димитрий) хорошие связи с главой путинского аппарата. А Сурков скорее, если судить по массмедиа, заинтересован в поддержке митрополита Кирилла.

Чем отличаются их программы?

Ардов: Действительно, есть между митрополитом Кириллом, к которому я отношусь очень критически, и почти всеми прочими архиереями того поколения и более старшего очень большое различие. В 50-х годах по указке КГБ во всех учебных заведениях Московской патриархии было приказано не принимать мальчиков с четверками и пятерками в аттестатах — только троечников. И вот большинство епископата нашей патриархийной Церкви и есть вот эти самые троечники. Но были, конечно, исключения, как Кирилл.

Кураев: Я только хочу уточнить, что из 180 епископов 140 стали епископами в 90-е годы. Соответственно, они в семинарии учились в 80-е, когда обращение КГБ уже не действовало, если оно и было.

Ардов: Тем не менее старшие архиереи именно такие. Митрополит Кирилл действительно человек необычайно способный — протеже очень умного митрополита Никодима (Ротова). Думаю, что Климент как раз относится к троечникам. Это серая лошадка, на которую президентской администрации, как бы сказать, легче смотреть. Потому что Кирилл очень богат, достаточно умен, но тем не менее с властями всегда ладит. Я даже придумал для него и таких прочих богачей специальное слово — «олигархиереи». Вот он главный «олигархиерей».

Тем не менее — в чем разница программ?

Кураев: Смотрите, что говорит местоблюститель в присутствии Путина и Медведева над гробом патриарха. Он говорит, что патриарх Алексий принял Церковь инвалидом слабым, но за 20 лет Церковь стала народной, стала сильной. Это очень серьезные слова. Если перевести на язык традиционно византийский — это речь патриарха Никона царю Алексею Михайловичу. То, что означало слово «Бог» для средневекового человека, означает «народ» для современного политолога. Источник власти, источник абсолютных полномочий — Бог и народ. Никон говорил — Церковь от Бога, и мы тебя помазуем. То есть Церковь выше светской власти. Собственно, то же самое сказал на современном политологическом языке митрополит Кирилл. Очень многое из того, что говорил и пробовал делать митрополит Кирилл, было связано с попыткой найти точку опоры для самостоятельной жизни Церкви в стране. Например, его идея о том, что необходимо развивать церковную экономику, ввести церковный налог. Это путь сделать Церковь экономически самостоятельной и независимой от ежегодной прихоти власть имущих. Во всех поступках и действиях митрополита Кирилла есть ставка на то, что Церковь будет самостоятельным участником политических раскладов в России. В этом смысле тактически он пугает обитателей Кремля. Но карманно-марионеточный патриарх не добавит им авторитета и не сможет в случае чего сохранить хотя бы остатки гражданской стабильности в обществе.

А Климент — карманный?

Кураев: Климент всегда делал карьеру за счет согласия на аппаратные заказы. Он человек непубличный. Он не может вести публичные дискуссии. И он провалил главный проект, который был поручен ему патриархом Алексием, — продвижение основ православной культуры в школы. Его переговоры с Министерством образования закончились тем, что министр Фурсенко просто удалил из министерства всех людей из филипповской команды, которые более или менее сочувствовали этой идее. Оказалось, что все-таки интеллигент Фурсенко — это не генерал КГБ, поэтому ресурса убеждения митрополита Климента и его команды не хватило. Очевидно, что с каждым годом все в большей степени мы будем заложниками способности патриарха вести диалог с людьми других убеждений, других религиозных взглядов.

Церковь для имиджа

Было много критики по поводу речи митрополита Кирилла на Рождество, когда он начал с разговора о кризисе, потом обратился к Медведеву: «Дмитрий Анатольевич, вы знаете, как вас поддерживает народ... » Как-то очень задело людей, что на Рождество — о кризисе…

Кураев: Об этом бы говорил и патриарх Алексий. Другое дело, что были бы, может, более округлые слова. Потом, ситуация такая, что если представитель Церкви говорит о том, что волнует светское общество, то ему ставят в вину излишнюю секуляризацию, а если не говорит, то его тоже обвинят...

Ардов: Я сначала возражу по поводу народности православия в России. Мы живем в постхристианские времена. В России не более 5% практикующих православных...

Но 70% называют себя православными!

Ардов: Мало ли кто как себя называет. На Пасху в Москве в православные храмы приходит максимум 200 тысяч человек, а тот, кто на Пасху не пошел в храм, уж точно не православный. Во всем мире так. Нам нигде не предсказано, что дальше будет золотой век, хилиазм. Поэтому надо смотреть реально. Но, к сожалению, политики очень хотят для своего имиджа использовать православную церковь, что мы и видим с 90-х годов. И вот эти холуйские речи — это позор. Мне все время люди говорят: как же это можно?! Что ж он говорит «ваше высокопревосходительство»?! Я отвечаю, что патриархия — прислужница властей. И недаром другой патриарх — Денисенко 1 довольно остроумно сказал: РПЦ МП — это Русская православная церковь Медведева-Путина.

Но речь именно о том, что митрополит Кирилл хочет сделать Церковь независимой от светской власти. Что в этом дурного?

Ардов: Я не говорю, что это дурно. Дурно то, в каком состоянии эта Церковь находится...

Кто от кого отделен

Многие считают, что близость Русской православной церкви к государству наносит ей ущерб. Не следует ли ей «отделиться » от власти?

Кураев: Должны быть определенные рамки во взаимоотношениях. Мы не против сотрудничества с государством. Но сотрудничать должны разные субъекты. Они должны оставаться разными. И должны быть определенные табу. А именно: государство не вмешивается в вероучение, в кадровые вопросы, в богослужебные вопросы, во внутреннюю жизнь Церкви. Со своей стороны, Церковь не должна вмешиваться в вопросы полицейской, экономической, внутренней жизни государства, в том числе в кадровую политику государства. А дальше, наметив эти границы, в зависимости от той или иной общественной ситуации, общественного запроса, культурной ситуации, могут решаться вопросы о том, в каких проектах возможно сотрудничество Церкви и государства.

Ардов: Я когда-то придумал такую формулу, что Церковь у нас от государства отделена, но государство от Церкви не отделено. Мое глубокое убеждение, что Церковь должна максимально дистанцироваться от власти. К нам не придут миллионы людей — придут десятки, сотни, может, тысячи. Но единственная важная функция Церкви — нравственная оценка того, что происходит, и в том числе действий власти. С этого христианство и началось. Так Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, за что поплатился головой. Господь Иисус Христос обличал фарисеев, первосвященников...

Кураев: Все-таки апостолы не занимались обличением политики Римской империи. Что касается инцидента с Иоанном Предтечей, то отсюда выросла одна из необязательных и тем более странных трагедий в истории христианства. Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью. И с той поры все конфликты православных патриархов с царями — исключительно «постельные». Ни один православный (о еретиках не говорю) русский или византийский царь не был отлучен от Церкви за беззаконие, за террор, но только за постельные дела. Увы, это не политика.

Ардов: Я впервые слышу из уст священника осуждение святого Иоанна Предтечи.

Кураев: Это не осуждение Иоанна Предтечи. Речь о менталитете церковной жизни, в котором этот поступок Иоанна Предтечи стал оправданием авторитарного контроля над семейной жизнью людей. А этот контроль в свою очередь стал одной из причин того, что мы вошли в постхристианский период истории. Красота Евангелий была отторгнута очень многими людьми из-за слишком ригористической позиции Церкви, осуждающей разводы. Вспомните бунт Василия Розанова.

Ардов: Про Василия Розанова — отдельная история. А я вам могу сказать про возмущение, которое вызывают холуйские речи в храме Христа Спасителя у простых людей. Они говорят: ну что ваш патриарх — что ж он с президентом?! Что ж он с Лужковым, который его тащил на открытие какого-то куска кольцевой дороги? Зачем он туда ехал? Но зато получил в Переделкино достаточно большое количество акров земли и все такое.

Как вы считаете, роль РПЦ будет расти или снижаться?

Кураев: Зависит от того, кого выберут патриархом. Если человека школы митрополита Климента, то это путь в позолоченное гетто. Такая, знаете, юбилейно-банкетная жизнь под маской благочестия. Но это означает отсутствие диалога с обществом, с интеллигенцией. Если выбор падет на митрополита Кирилла, тогда это путь диалога.

Ардов: С моей точки зрения, кого бы ни выбрали, роль Московской патриархии в политической жизни, в правительственных пиаркампаниях будет от года к году возрастать. А влияние Церкви на население будет уменьшаться.

Очередь к духовнику

Что должна сегодня делать Церковь, чтобы быть привлекательной для людей?

Ардов: Ну, например, поддержать бунт водителей во Владивостоке; потребовать от правительства, чтобы они продавали бензин своему населению по реальным ценам, а не так, как сейчас они продают...

Вы только что осудили митрополита Кирилла за то, что он в Рождество говорил о кризисе.

Ардов: Не надо говорить об этом в Рождество. Речь о том, что Церковь должна заступаться за людей, защищать...

Много писали о роли священника Тихона (Шевкунова), которого называли духовником Путина: к нему выстраивается очередь чиновников. Это не есть демонстрация переплетения Церкви и государства ?

Кураев: Точно так же актеры и режиссеры ищут общения с отцом Иваном Охлобыстиным, а члены Союза писателей — с отцом Михаилом Ходановым, который тоже писатель.

Вы не думаете, что они используют Тихона, чтобы лоббировать свои интересы ?

Кураев: Кто-то пробует. Это уже вопрос такта священника — распознать их. Я думаю, отец Тихон понимает свое место в жизни Путина, о чем стоит с ним говорить, о чем — нет. И ясно, что Путину, наверное, не нужен альтернативный руководитель администрации в рясе, который будет давать ему советы.

Ардов: Могу сказать только одно: Распутин умер, но дело его живет и при Путине.

Андрей Кураев — диакон, профессор Московской духовной академии. Публицист, светский и церковный ученый. Автор многих книг.

Михаил Ардов — клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище. Ранее — профессиональный литератор.

1 Патриарх Филарет, в миру Михаил Денисенко — бывший митрополит РПЦ; с 1995 года — Патриарх Киевский и всея Руси-Украины (Предстоятель УПЦ КП).