Язык мяо. Черные и синие хмонги из народности мяо

Это невероятно – есть такой народ Мяо.
В Юго-Восточной Азии, а именно на юге Китайской Народной республики, на севере Вьетнама, в Лаосе, Камбодже проживает народ Мяо (хмонги). Люди небольшого роста, азиатского телосложения. Традиционная вера у мяо - это вера добрых и злых духов. Культ предков. Численность хмонгов около 12 миллионов, но мало кто знает о них.
Название мяо происходит от того что диалект бутто-бы напоминает мяуканье кошки и потому, что они очень ловкие, выносливые и хорошо лазят по горам и скалам. Хотя сами мяо не любят это название и предпочитают называть себя хмонгами.
Проживают Мяо в основном в отдалении от больших городов, небольшими деревнями, подальше от чужой культуры и суеты. Так они сохраняют свою самобытность. Строят дома на склонах гор на сваях - из дерева, тростника или глины, крыши покрывают соломой. Дома обычно двухэтажные низ приспособлен для скота, а наверху живут люди. Занимаются земледелием, выращивают рис, овощи, бобы, кукурузу. Поля хмонги распахивают на террасах по склонам гор. Выращивают скот, собирают дикие растения, ягоды, плоды. Рубят лес на строительство домов и на продажу. Промышляют охотой. Питаются в основном рисом и овощами, мясо и рыбу едят редко.
Делятся хмонги на 5 племенных групп, но не по этническим признакам, а по цвету женской одежды. Синие, белые, черные, красные и пестрые.
Так у Синих мяо в женской одежде преобладает синий цвет, много вышивки, аппликаций.
Красные обязательно носят на голове тюрбан красного цвета.
У черных в одежде много черного цвета и к тому же на свадьбы и праздники женщины делают себе огромные головные уборы из волос предков. На протяжении жизни женщины собирают выпавшие волосы, а затем из этих волос делают головной убор в виде рогов.
Белые Мяо ходят в белых юбках. И наконец, пестрые хмонги носят разноцветную одежду и пестрые головные уборы.
Но самые яркие костюмы Мяо делают для своих детей. Яркие шляпки с помпончиками, шарфики, юбочки все украшено вышивкой и аппликациями.
Мужчины носят короткие штаны и куртки. Повседневная одежда у женщин - двубортная кофта и несшитая юбка, т.е. оборачивают ее вокруг себя и завязывают.
Живут хмонги большими семьями вместе с родителями, братьями, сестрами, бабушками и дедушками. Мужчины мяо выполняют всю тяжелую работу по дому, в поле, рубят лес. А женщины занимаются творчеством, шьют, вышивают. Ухаживают за детьми и выполняют не сложную работу по дому
А как Мяо любят украшения. Особенно серебро. Можно сказать, что у хмонгов прямо-таки культ серебра. Делают из него всевозможные украшения, расшивают серебром одежду. Делают из серебра разные головные уборы, которые могут весить до 10 килограммов. Головные уборы делают различной формы и в виде рогов и напоминающие шары одуванчиков.
Повсюду в туристических районах Южного Китая, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи можно увидеть женщин хмонгов торгующих изделиями из серебра, одеждой с вышивкой, сумочками, кошелечками, тапочками и мелкими сувенирами. Продажа изделий единственный источник доходов для них.
Мяо улыбчивый, доброжелательный, гостеприимный народ. На острове Хайнань и во Вьетнаме есть туристические маршруты в деревни народов Мяо. Туристы могут познакомиться с повседневной жизнью этого народа и купить сувениры на память.

Численность 7 398 035 человек, больше всего их в горах Мяолин и Улин, в Гуйчжоу они составляют 51% всего населения.

Их национальные автономии есть в провинциях Хэнань, Хунань, Сычуань, Юнань, в Гуанси. Их диаспоры есть на Хайнане, в Синцзяне, во Внутренней Монголии, на Северо-востоке Китая.

Народность Мяо живет в горных районах с теплым влажным климатом, занимаются земледелием на горных склонах, делают террасы, в горных долинах делают дамбы, заливные поля, выращивают рис, кукурузу, пшеницу, хлопок, бобовые, табак, арахис.

Предки Мяо в глубокой древности жили в районе реки Хуанхэ. Из-за непрекращавшихся войн были вынуждены переселиться на юг, переселение было длительным и далеким, направления с севера на юг, с востока на запад, в результате они заселили районы их современного проживания.

Переселившиеся предки Мяо в районе среднего и нижнего течения создали государство «3 Мяо». В период Чюнцю (770-476 г. до н.э.) и Воюющих царств (475-221г. до н.э.) основная масса племен Мяо входила в царство Цин, происходил языковой и культурный синтез «в тебе есть я, во мне есть ты» культура Мяо оказала большое влияние на китайскую культуру.

Хозяйство МЯО - племена Мяо были оседлыми и занимались пахотным земледелием, они выпрашивали рис и другие злаки. У племен Мяо, живущих в низинах, основная пища - это рис, второстепенные пищевые продукты - чумиза и кукуруза.

У горных Мяо основная пища - кукуруза, второстепенные продукты - чумиза, рис, картофель, гречиха. Молодые и старики после рабочего дня любят выпить. Принимать гостя без вина считалось большим позором. Гостя принято угощать мясом, рисом, соевым творогом, рыбой. Мяо обычно питаются постной пищей, любят острое и кислое. У Мяо нет каких-либо запретов или ограничений в пище, они ценят практичность.

Одежда МЯО - женщины Мяо славятся своими красочными нарядами, причудливыми прическами и серебряными украшениями. Ткань для одежды красят натуральными красителями, вышивают цветными нитками, для создания рисунков используют 5 цветов. В разных районах Китая женщины Мяо одеваются по-разному.

Длинные юбки носят в провинциях Гуйчжоу, Юнань, Хайнань. Белого или синего цвета, богато украшенная вышивкой. Рубашка с длинными полами, с большим воротником.

Юбки средней длины до колен носят в южных районах провинции Гуйчжоу, восточной части Гуанси-Чжуанского автономного района, рубашка с узким воротником. В некоторых районах носят короткие юбки выше колен.

Жилище МЯО - Мяо жили в поселках, количество дворов в самых крупных достигали 1000, в обычных - от 20 до 100. Поселки располагались на горах, реже у подножья гор, возле рек или дамб. Жители поселка принадлежали к одному роду, очень редко встречались поселки со смешанным этническим или родовым составом. Дома строили из дерева, покрывали черепицей, в редких случаях дома делали из дерева и кирпича. Внутри дом состоял из 3-х комнат, иногда дом был 2-хэтажный, внизу был хлев для животных. Иногда дом строили вплотную к скале, перегородки в доме были плетенные, некоторые дома делали из камня, в центральной комнате стоял алтарь предков, которым делали подношения. В центральной комнате также принимали гостей. Имелись 2 смежные маленькие комнатки, в первой располагалась печь для приготовления пищи и обогрева дома, во второй была спальня. На чердаке был чулан, место хранения зерна.

В семье сын, женившись, жил отдельно от родителей. Родители доживали свой век с младшим сыном. Иногда, когда родители старели, отец жил со старшим сыном, а мать-с младшим сыном. Ответственность за родителей лежала на всех детях.

Искусство МЯО - вышивка Мяо славится по всему Китаю, они умеют создавать картинки с животными, насекомыми, рыбами. Еще Мяо также славятся своим умением изготавливать прекрасные украшения из серебра.

Язык МЯО относится к сино-тибетской языковой группе, делится на 3 больших диалекта, эти диалекты, в свою очередь, делятся на говоры. Из-за долгой изолированности различных групп Мяо в их языке образовались диалекты, носители которых не могут понимать друг друга. Говоры тоже очень сильно разнятся: наблюдаются сильные различия в тональности, произношении, и т.д. Мяо пользуются диалектами китайского языка там где они проживают.

Литература МЯО - у Мяо очень богатый фольклор: песенными сказания, баллады, мифы, легенды. В сборнике преданий Мяо «Песнях Древности» 13 стихов 8000 строк. В нем отражаются космологические представления, миф о происхождении Мяо, легенды и предания о переселении народа, представления о потустороннем мире, отражена богатая история Мяо.

В «Сказании о глубокой древности» отражены история, нравы, обычаи, традиции Мяо, рассказывается об освоении земель, куда они переселились, о войнах с другими народами и т.д. Существуют и другие песенные циклы: «Песни замужества», «Песня чашки и чайника», «Песня времен года», «Песня подношения вина» и другие. Есть легенды о небожителях, о путешествиях в подземном царстве и на небесах. Ушу.

У Мяо есть свои стили ушу, 72 приема руками, приемы палкой, 12 тао.

Религия МЯО - Мяо язычники. У них также есть культ предков, они поклоняются богам различных природных стихий: грома, дождя, самым почитаемым мифическим животным является дракон. Мяо верят, что дракон может вызывать бурю, дождь, приносить богатство, наказывать за плохие поступки, защищать добрых людей.

Праздники МЯО - у Мяо много праздников: праздник вина, праздник друзей, праздник осени, праздник дракона, праздник лодок (соревнуются в гребле).

Брак и похороны - Мяо раньше жили очень изолированно. В прошлом даже запрещались смешанные браки между Мяо и другими народностями. Перед свадьбой жених выплачивал калым родителям девушки. Обряды бракосочетания в разных местностях проводились по-разному. Если супруги разводились, нужно было выплатить компенсацию, при смерти одного из супругов повторный брак не возбранялся.

При смерти тело умершего кладут в гроб и предают земле. При смерти стариков или людей среднего возраста убивали корову, при смерти молодых людей - убивали свиней. На поминки всегда собирались все родственники и друзья. Друзья в память об умершем друге приносили подарки, пели песни и плакали. В некоторых районах в течение месяца после смерти родственникам нельзя было петь, есть собачатину и работать.

Менталитет МЯО - Мяо трудолюбивы, доброту и честность почитали как главную добродетель. Они гостеприимны, верны слову, у них развито чувство взаимопомощи, они откровенны, презирают ленивых. Мяо жили клановыми селами, односельчане были далекими кровными родственниками друг другу, внутри рода существовали свои законы и свои обычаи, социальная иерархия, наказания за проступки.

Медицина МЯО - Мяо создали свою медицину. Ими было выделено 36 внутренних болезней, 72 внешних болезней, более 20 способов лечения. В 19 веке был врач, который извлек мертвый плод из чрева матери, лечил переломы костей, укусы змей, раны от отравленных стрел, огнестрельные раны. К сожалению, медицина Мяо не получила развития и многие способы лечения болезней безвозвратно утеряны. Народ Мяо внес большой вклад в историю развития Китая. Например, в освоение долины реки Янцзы, но из-за частых войн и переселений они не смогли создать свой единый политический, экономический, культурный центр.

Мяо - отважные воины. Они не раз поднимали восстание против Цинской империи, одно восстание продолжалось 18 лет. Другой пример. В 1884г. в пров. Юньнань началась агрессия Франции в южный Китай. Война продолжалась 12 лет, во время этой кровопролитной войны народное ополчение Мяо своими силами отстояли территорию площадью в 7 тыс. кв. км. (правительство войска не посылало). Мяо активно участвовали в революции и в войне с японцами.

В Китае много национальностей и на протяжении длительной истории у каждой из-них сложился свой образ жизни, отражающийся в особенностях питания, одежды, в обычаях и обрядах. Особенно интересна национальность Мяо (мяочан).

Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для названия ряда не всегда родственных между собой народов Южного Китая. Начиная с конца 1-го тысячелетия н. э. он связывается преимущественно с предками современных мяо. Переселения мяо не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до начала XX века.

Одна из версий происхождения названия «мяо» (Bernatzik, 1970) утверждает, что оно восходит к мяуканью кота, якобы диалект Хмонгов (самоназвание; они же Мяо в КНР) напоминал китайцам именно этот звук. Хотя одна старая китайская работа по истории (Mong-Tse) сравнивает язык мяо с плачем, или криком гиены. Ещё одна версия предполагает, что иероглиф и название может восходить к «кошачьей цепкости», указывая на то, что мяо искусные скалолазы...

Мяочане - одна из древнейших народов Юго-Восточной Азии. Историческая область его формирования — Гуйчжоу. В Южном Китае предки мяо известны со 2-го тыс. до н. э. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени “наньмань” , среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку - Чи Ю , который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с Хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, з анимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая.

Мяо славились как бесстрашные воины и имеют богатую самобытную культуру.
Согласно мифологии племя Мяо произошло от собаки. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что тому, кто победит вождя врагов он отдаст в жены свою дочь — принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — Мяо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних Мяо на уши собаки, у других на головной убор принцессы.

Общепризнано, что предки народа мяо внесли значительный вклад в развитие восточноазиатской цивилизации. Некоторые этнографы считают даже, основываясь на исторических хрониках, что именно мяо явились создателями такого способа выращивания сельскохозяйственных культур, как поливное земледелие. Подтверждением этой гипотезы, по их мнению, может служить сам иероглиф «мяо», состоящий из компонентов «поле» и «трава», что в сочетании означает «ростки риса».

Со времен династии Хань мяочане населяли запад Хунани, запад Хубэя, восток Сычуани, восток Гуйчжоу. Войны, голод, нужда, болезни, а также высокие рождаемость и плотность населения, истощенность возделываемых земель и другие причины вынуждали мяочан без конца перемещаться в другие места. В Юго-Восточную Азию мяо продвинулись из Китая в 13—15 вв. Это приводило к обширной расселенности, а также значительным различиям в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированному уровню социально-экономического развития этой народности.
Мяо, народ, живущий крупными и малыми компактными общинами, а также в смешанных общинах с другими национальностями в провинциях главным образом Южного Китая (Хунань, Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанский автономный район, Сычуань, Юньнань), каждая из которых имеет своё самоназвание (му, монг, гусу, амои, гамэ) (в другом источнике встретила такие самоназвания му, мэн, мао, госюн, дайсоу. Трудности перевода?), частично — в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма), где они называются мео. Общая численность около 11 млн. чел. Мяо — пятая по численности среди 56 этнических групп, официально признанных в Китайской Народной Республике, и одна из 54 этнических групп во Вьетнаме.
Предки яо и родственных им мяо - древнейшее население юга Восточной Азии. В культуре яо прослеживаются связи с австронезийскими народами. Разделение яо и мяо могло быть вызвано продвижением в Индокитай с севера тайских (чжуан-дунских) народов в 1-м тыс. до н.э. С 13 до 20 века яо продвигались на юг и запад, расселялись разбросанно среди народов Индокитая.
В некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде, либо местам обитания, например: “мяо в длинных юбках”, “мяо в коротких юбках”, “красные мяо”, “черные мяо” и т.д.

Основное традиционное занятие - террасное поливное, пашенное заливное, подсечно-огневое и мотыжное земледелие (рис, батат, маниока, кукуруза, гречиха, конопля и др., а также такие технические культуры как тунг, рапс и лекарственные растений - пузатка высокая, эвкоммия и т. д.). Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Современные мяо заняты также в промышленности, сформировалась национальная интеллигенция.

Основа пищи — рис, мясо, рыба, масло растительное.

Поселения расположены по склонам гор. Традиционное жилище — свайное или прямоугольное, стены - преимущественно деревянные, а также из бамбука, глинобитные или из щебня, крыша двускатная, на юге - из соломы или пальмовых листьев, на севере - черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний — жилой.

По уровню развития социально-экономических отношений мяо мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимическому принципу.

Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Брачное поселение патрилокальное. Известны обычаи выкупа и отработки на невесту, гадания и толкование снов, «лунные» танцы и др. церемонии. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца.

Мяо до сих пор сохранили старые традиции, во главе деревни стоит старейшина, которого называют "Шань цзя". Мяо носят традиционную одежду, у них свои танцы, песни, свадебный обряд. Во время праздника "Праздник третьего марта" Мяо исполняют народные танцы "Праздник сестёр" и т. д.

Мяо создали богатый фольклор, они славятся своими песнями и танцами. Но ни одна деревня, ни один праздник и ни один мужчина не может обойтись без музыкального инструмента под названием лушэн, который является разновидностью шэна . Этот музыкальный инструмент представляет собой несколько соединенных между собой бамбуковых трубок, по своему устройству напоминает волынку. Человек дует в одну трубку и закрывает пальцами определенные отверстия на других. Обычно трубок всего шесть, но могут быть разные вариации. Конечно же звучание лушэна зависит и от рук мастера, который его делал, и от человека, который на нем играет. Лушэнов может быть два вида, два «голоса» — женский и мужской.

Лушэн

Когда поздравляют стариков с днем рождения или проводят их в последний путь, тоже положено приносить серебро. И в настоящее время мяочане, живущие в районах провинции Хунань и Гуйчжоу, по-прежнему украшают себя большим количеством серебра. По этому признаку их легко отличить от других национальностей Китая.

В провинции Гуйчжоу и на западе провинции Хунань серебреные украшения очень характерные: с еребряные головные уборы, расчески, серьги, кулоны, шейные обручи, ожерелья, браслеты, кольца и т.д. Технология изготовления серебряных украшений у мяо довольно проста, но все-таки они очень изящны.

Традиционно была вера в добрых и злых духов, в каждом предмете имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, шаманство, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со второй половины XIX века работу вели католические миссии. У мяочан распространен анимизм и традиционные верования.

У мяо свое летоисчисление. В Новый год, который приходится на период сентябрь-декабрь по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.

Говорят на языках мяо группы мяо-яо. Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. В некоторых диалектах у хмонгов может быть до 12 тонов, которые в свою очередь подразделяются на несколько регистров (может быть ровный высокий тон, ровный средний тон, ровный низкий тон и т.д). В начале XX в. христианские миссионеры делали попытки создать для языков мяо письменность. В 1956 для китайских мяо на латинской графической основе были разработаны три вида письменности для че тырех диалектов языка мяо с буквенным обозначением тонов в конце каждого слога. Аналогичная письменность для языка мяо во Вьетнаме существует с 1961 (в основу был положен диалект хмонг ленг — "разноцветных хмонгов").

Для языков яо существовала также традиция записи фольклорных произведений с помощью видоизмененных китайских иероглифов. Ранее существовало оригинальное пиктографическое письмо языка патхен, которое впоследствии было утрачено.

Мяочанский язык относится к языковой ветви мяо языковой группы мяо-яо китайско-тибетской языковой семьи. Имеется три диалекта мяочанского языка, которые в свою очередь делятся на многочисленные наречия. Живущие в смешанных общинах представители национальности мяо владеют также китайским языком или языками народностей дун и чжуан.

Точнее один из нескольких его диалектов. Кроме этого, 780 тыс. хмонгов живут во Вьетнаме (1999); 460 тыс. в Лаосе (7,4 % населения) и 151 тыс. в Таиланде.

Хмонги в Лаосе

Первые хмонги мигрировали на территорию современного Лаоса в 1810-1820-х годах. Несмотря на то, что они старались селиться в удалённой местности, между ними и народом кхму происходили вооружённые столкновения за право возделывать землю на плато Сиангкхуанг .

В 1893 году на территории Лаоса был установлен французский протекторат . В 1896 году новыми властями была введена налоговая система. Хмонги стали обязаны платить налоги дважды: местным чиновникам и колониальной администрации. После того, как старейшины хмонгов сообщили сборщикам податей, от которых они и узнали о введении нового налога, о невозможности выполнить их требования, власти выслали против них милицейский отряд. Собранное хмонгами ополчение само атаковало франко-лаосское войско, после чего колониальные власти пошли на смягчение изначальных условий. В 1918 году племянник деревенского старейшины Па Чай поднял восстание в Северном Вьетнаме, названное колониальными властями «восстанием сумасшедшего ». Предводитель объявил себя исполнителем небесной воли и призывал хмонгов сражаться за создание независимого королевства со столицей в Дьенбьенфу . Восстание распространилось на заселённых хмонгами территориях Тонкина и северного Лаоса общей площадью около 40 тысяч километров, закончившись в 1921 году с убийством Па Чая. Впоследствии французские власти отстранили от сборов налогов тайских чиновников и ввели систему частичного самоуправления.

После неудач во Вьетнаме и окончания войны американцы вынуждены были покинуть Лаос, и генерал Ванг Пао был эвакуирован в Таиланд, с территории Лаоса бежало много людей, помогавших США в этой войне, в том числе около трёхсот тысяч хмонгов. Отдельные отряды хмонгов продолжали сопротивление, в том числе группа Чао Фа и Этническая организация освобождения Лаоса , базировавшаяся в Таиланде и получавшая поддержку КНР. Лидер организация Па Као Хэ участвовал в международной конференции антикоммунистических повстанцев 1985 года . Однако помощь оружием и финансами была явно недостаточной, движение не достигло крупных успехов.

Хмонги во Вьетнаме

Несмотря на ограничение свободы вероисповедания во Вьетнаме , в XXI веке хмонги-протестанты неофициально практикуют свои религиозные обряды, хотя они и находятся под постоянным контролем государства .

Хмонгская диаспора

Потерпев поражение в 1975 году , сотни тысяч хмонгов бежали в Таиланд, где искали политическое убежище в странах Запада. Тысячи этих беженцев переселились в США и страны Европы с конца 1970-х. Хмонги имеют высокую рождаемость . В США по переписи 2000 г. проживало свыше 221 000 хмонгов, во Франции 16 000 (в том числе 1 500 во Французской Гвиане). Хмонги живут также в Канадe, Австралии, Аргентине и других странах. Приблизительно 8 000 хмонгских беженцев остаются в Таиланде.

С 1990 года ООН стала проводить операции по возвращению беженцев-хмонгов из Таиланда в Лаос . Не все мяо согласились вернуться, опасаясь преследований . Часть мяо была распределена по другим странам.

Немало хмонгов продолжает проживать в Лаосе, они занимают территорию выше 1 000 м в горах. Мяо трудолюбивы и ориентированы на коллективную деятельность, поэтому деревни хмонгов достаточно благополучны.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хмонги"

Примечания

Литература

  • Thomas S. Vang. . - 3-е изд. - Lulu Press, 2013. - ISBN 9781435709324.

Отрывок, характеризующий Хмонги

Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
– Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
– Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
Наконец-то она кивнула:
– Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
– Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...
– Здесь очень красиво...– прошептала Изольда, – но я видела его в другом, не таком светлом месте...
– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...
На берегу этого «тяжёлого», тёмного моря, глубоко задумавшись, сидел одинокий человек. Он казался совсем ещё молодым и довольно-таки красивым, но был очень печальным, и никакого внимания на нас, подошедших, не обращал.
– Сокол мой ясный... Тристанушка... – прерывающимся голосом прошептала Изольда.
Она была бледна и застывшая, как смерть... Стелла, испугавшись, тронула её за руку, но девушка не видела и не слышала ничего вокруг, а только не отрываясь смотрела на своего ненаглядного Тристана... Казалось, она хотела впитать в себя каждую его чёрточку... каждый волосок... родной изгиб его губ... тепло его карих глаз... чтобы сохранить это в своём исстрадавшемся сердце навечно, а возможно даже и пронести в свою следующую «земную» жизнь...
– Льдинушка моя светлая... Солнце моё... Уходи, не мучай меня... – Тристан испуганно смотрел на неё, не желая поверить, что это явь, и закрываясь от болезненного «видения» руками, повторял: – Уходи, радость моя... Уходи теперь...
Не в состоянии более наблюдать эту душераздирающую сцену, мы со Стеллой решили вмешаться...
– Простите пожалуйста нас, Тристан, но это не видение, это ваша Изольда! Притом, самая настоящая...– ласково произнесла Стелла. – Поэтому лучше примите её, не раньте больше...
– Льдинушка, ты ли это?.. Сколько раз я видел тебя вот так, и сколько терял!... Ты всегда исчезала, как только я пытался заговорить с тобой, – он осторожно протянул к ней руки, будто боясь спугнуть, а она, забыв всё на свете, кинулась ему на шею и застыла, будто хотела так и остаться, слившись с ним в одно, теперь уже не расставаясь навечно...
Я наблюдала эту встречу с нарастающим беспокойством, и думала, как бы можно было помочь этим двум настрадавшимся, а теперь вот таким беспредельно счастливым людям, чтобы хоть эту, оставшуюся здесь (до их следующего воплощения) жизнь, они могли бы остаться вместе...
– Ой, ты не думай об этом сейчас! Они же только что встретились!.. – прочитала мои мысли Стелла. – А там мы обязательно придумаем что-нибудь...
Они стояли, прижавшись друг к другу, как бы боясь разъединиться... Боясь, что это чудное видение вдруг исчезнет и всё опять станет по-старому...
– Как же мне пусто без тебя, моя Льдинушка!.. Как же без тебя темно...
И только тут я заметила, что Изольда выглядела иначе!.. Видимо, то яркое «солнечное» платье предназначалось только ей одной, так же, как и усыпанное цветами поле... А сейчас она встречала своего Тристана... И надо сказать, в своём белом, вышитом красным узором платье, она выглядела потрясающе!.. И была похожа на юную невесту...
– Не вели нам с тобой хороводов, сокол мой, не говорили здравниц... Отдали меня чужому, по воде женили... Но я всегда была женой тебе. Всегда была суженой... Даже когда потеряла тебя. Теперь мы всегда будем вместе, радость моя, теперь никогда не расстанемся... – нежно шептала Изольда.
У меня предательски защипало глаза и, чтобы не показать, что плачу, я начала собирать на берегу какие-то камушки. Но Стеллу не так-то просто было провести, да и у неё самой сейчас глаза тоже были «на мокром месте»...
– Как грустно, правда? Она ведь не живёт здесь... Разве она не понимает?.. Или, думаешь, она останется с ним?.. – малышка прямо ёрзала на месте, так сильно ей хотелось тут же «всё-всё» знать.
У меня роились в голове десятки вопросов к этим двоим, безумно счастливым, не видящим ничего вокруг, людям. Но я знала наверняка, что не сумею ничего спросить, и не смогу потревожить их неожиданное и такое хрупкое счастье...

Народ в Ю. Китае, С. Вьетнаме, в Лаосе, Таиланде, Мьянме. Общая числ. 8,53 млн. чел., в т.ч. в Китае 7,65 млн. чел., во Вьетнаме 550 тыс., Лаосе 190 тыс., Таиланде 120 тыс. чел.

Различаются (по преобладающему цвету жен. одежды) несколько этнорегиональных групп: белые (самоназв. хмонг дау; кит. бай мао; вьет. мео чан), черные (хмонг ду; хэй мяо; мео ден), красные (хмонг пе; хун мяо; мео до), синие (хмонг суа; цин мяо; мео сан), разноцветные (хмонг лен; хуа мяо; мео хоа), а также по длине юбок: М. в длинных и коротких юбках и др.

Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. В нач. 20 в. миссионеры делали попытки создать письменность М. В 1956 для кит. М. были разработаны три вида письменности по сон. диалектам. Первоначально предки М. входили в состав союза сань мяо и жили на В. совр. пров. Хунань и З. пров. Гуйчжоу, они создали гос-во Чу, игравшее важную роль в истории юж. р-нов. Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для назв. народов Юж. Китая. Начиная с кон. 1-го тыс. н. э. он связывается преим. с предками свор. М. Переселения М. не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до нач. 20 в.

Осн. занятие: террасное поливное, пашенное и мотыжное земледелие (рис, овощи, бобовые), на богаре - кукуруза, гречиха, конопля и др. Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Традиц. жилище - наземное свайное или полусвайное (на склоне горы), преим. деревянное, крыша соломенная или черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний - жилой. Муж. костюм - прямозастежная куртка и короткие штаны, жен. - двубортная кофта и несшитая юбка, сильно различались по р-нам, обычно богато украшенная вышивкой и батиком, с большим кол-вом серебряных украшений. Основа пищи - рис, мясо, рыба, масло растительной.

По уровню развития соц. -экономич. отношений М. мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимич. принципу. Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца. Традиц. была вера в добрых и злых духов, в каждом предмет имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со вт. пол. 19 в. работу вели католич. миссии. У М. свое летоисчисление. В Новый год, к-рый приходится на период сент. - дек. по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.

Национальность мяо

Мяочане преимущественно расселены крупными и малыми компактными общинами, а также в смешанных общинах с другими национальностями в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и Гуанси-Чжуанском автономном районе.

Мяочанский язык относится к языковой ветви мяо языковой группы мяо-яо китайско-тибетской языковой семьи. Имеется три диалекта мяочанского языка, которые в свою очередь делятся на многочисленные наречия. Живущие в смешанных общинах представители национальности мяо владеют также китайским языком или языками народностей дун и чжуан.

В прошлом мяочане не имели собственной единой письменности. В 1956 г. на латинской графической основе была создана письменность четырех диалектов языка мяо.

У мяочан распространен анимизм и традиционные верования.

Мяочане - одна из древнейших национальностей Китая. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени “наньмань”, среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку - Чи Ю, который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с Хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Расселенные в различных районах представители национальности мяо называют себя по разному: “му”, “мэн”, “мао”, “госюн”, “дайсоу”. В некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде, либо местам обитания, например: “мяо в длинных юбках”, “мяо в коротких юбках”, “красные мяо”, “черные мяо” и т.д. Со времен династии Хань мяочане населяли запад Хунани, запад Хубэя, восток Сычуани, восток Гуйчжоу. Войны, голод, нужда, болезни, а также высокие рождаемость и плотность населения, истощенность возделываемых земель и другие причины вынуждали мяочан без конца перемещаться в другие места. Это приводило к обширной расселенности, а также значительным различиям в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированному уровню социально-экономического развития этой народности.

Мяочане занимаются в основном выращиванием заливного риса, кукурузы, а также таких технических культур, как тунг, рапс и лекарственных растений - пузатки высокой, эвкоммии и т.д.