Виктор Хара: «Боец с Гитарой Наперевес.

Нередко наступает в жизни такой момент, когда задумываешься: «Что мне нужно для счастья? Чего я хочу?» Ищешь на свои вопросы ответ и вроде бы находишь. Но ничего не помогает. И тогда кто-то обращается к добрым друзьям или внимательным специалистам, кто-то полагается на опыт тех, кто мудрей и старше. Но на многих ничто не действует так целительно, как книга, которая не только даст ответ, но и поможет изменить свои мысли, дела и поступки. Изменить свою жизнь.

Может ли книга изменить нашу жизнь?

Очевидно, да. Судя по многочисленным отзывам, таковой является книга «Последний шаг». Книга-стимул, заставляющая думать и позволяющая душе трудиться. Читая её, осознаёшь, что жизнь одна, в ней нет черновиков и поэтому нужно жить достойно. Жить здесь и сейчас. Зачастую в будничной суете мы не замечаем? как прекрасно и чудесно всё, что нас окружает.

В погоне за славой, карьерой мы упускаем самое важное и не замечаем друзей и родных. Становимся несчастными сами и делаем несчастными окружающих. Есть ли выход? Как добиться успеха во всех сферах жизни? Изменить свой внутренний настрой? Книга «ПШ» («Последний шаг») даст ответы на эти вопросы. Автор книги шаг за шагом помогает пересмотреть взгляды на жизнь, изменить и сделать её лучше.

Кто он, автор книги?

Дмитрий Хара - писатель, психолог, бизнесмен и консультант. Родился в Ленинграде 11 апреля 1976 года. Как рассказывает сам автор, семья была небогатой, отец его был художником, мама - экономистом. Со слов Дмитрия, оставшись без родителей, большую часть жизни он жил интуитивно. Был на грани разочарования в себе, в собственных силах. Но, собрав волю в кулак, решительно изменил свою жизнь.

Дмитрий получил два высших образования - юридическое и экономическое. Карьера его довольно интересна и насыщенна: следователь и реставратор-краснодеревщик, начальник безопасности банка и директор госучреждения, совладелец ночного клуба и внештатный корреспондент.

Книга «Последний шаг»

В своей книге автор приглашает читателей вместе с героем книги в путешествие. Книга советует, учит, показывает на примерах и помогает переоценить свою жизнь, расставить приоритеты и что-то менять в жизни. Книга о саморазвитии, написанная в художественном стиле, вместе с героем позволяет читателю следовать наставлениям и советам.

Как говорит Дмитрий Хара, «ПШ» - книга, после прочтения которой жизнь навсегда изменится. Она заставляет действовать, менять себя, бороться со страхами и неудачами, пробовать неизведанное. Что примечательно в книге, названия глав состоят из двух слов, начинающихся на буквы П и Ш. Многие проекты автора начинаются именно так.

Тренинги и семинары

Дмитрий Хара - консультант по психологии успеха, автор многих проектов. Проводит тренинги и семинары, позволяющие обнаружить сильные стороны личности, максимально развивать их и успешнее двигаться вперёд. Тренинги помогают взглянуть по-новому на себя, на события и ситуации, из которых состоит жизнь, изменить мышление и качественно улучшить свою жизнь.

На своих тренингах Дмитрий приглашает участников в ПутеШествие, которое начинается с Первого Шага и предлагает три программы:

  • базовая «Первый Шаг»;
  • трансформационная «Продвинутый Шаг»;
  • лидерская «Полёт Шмеля».

Игра «Мой путь»

Дмитрий разработал игру «Мой путь», во время которой участник игры может увидеть, как на самом деле работает его подсознание. Действительно ли он хочет то, о чём говорит и мечтает. Мастер-класс «Мой путь» - это своего рода диалог с подсознанием, во время которого участник получает знание о том, как ставить задачи, принципы построения целей. Игра помогает ответить на вопросы: «Почему я разочаровался в своих мечтах и они меня не вдохновляют?»

Спектакль «ПутеШествие»

Один из читателей рекомендовал книгу продюсерскому центру, и Дмитрию предложили поставить спектакль. По его словам, он не представлял, как на театральной сцене можно уместить роман с внутренним монологом и переживаниями героя. Но режиссёр справился с этой задачей блестяще. Спектакль идёт в формате арт-пространства, что позволяет точно передать то, о чём рассказывает книга «ПШ». Дмитрий Хара считает, что именно в таком формате спектакль интересен и доходчив.

Зрелище получилось впечатляющим. Олег, главный герой, успешный директор фирмы, увидел рекламу турфирмы «Последний Шаг». После беседы с агентом он решает отправиться в ПутеШествие. О туре ему сообщают только то, что он может изменить жизнь человека. Во время путешествия герой встречается с людьми, которые учат его жить по-настоящему. И в итоге Олег узнаёт о себе и своей жизни много нового.

Актёры прекрасно передали смысл романа. Зритель видит человека, неудовлетворённого жизнью, нервного и запутавшегося. Очень живо и подлинно актёрский состав представил перевоплощение героя в сильную и цельную личность, который осознал проблемы и ошибки, и справился с ними успешно.

Как отзывается о спектакле Дмитрий Хара, «Последний Шаг» - книга, полная чувств и переживаний героя, поэтому он был готов к кардинальному изменению некоторых моментов. Но, к удивлению, за исключением нескольких мелочей, постановка поразительно точно передаёт сюжет произведения.

В чём кроется успех книги «Последний Шаг»?

Читатели в своих отзывах пишут, что книг по саморазвитию было прочитано немало. Но «ПШ» просто перевернула сознание. Многие перечитывали книгу по несколько раз, выписывая в свои дневники цитаты и мысли, которые приходили во время чтения. Это не очередная книга по психологии, в ней не заставляют твердить себе без конца, что жизнь прекрасна и ничего не придётся делать.

Книга заставляет не просто пересмотреть свои взгляды на жизнь. Она заставляет действовать. В ней собрано всё необходимое для тех, кто стремится быть лучше. Жизненные уроки и примеры, осознание главной идеи всей жизни - всё это раскрыл в своей книге Дмитрий Хара. Отзывы читателей говорят о том, что книга захватывает и не отпускает. После прочтения очень хочется и самому попасть в ПутеШествие, в которое отправился герой «ПШ».

«ЧароградЪ»

В 2005 году был создан центр творческого развития «ЧароградЪ», руководителем которого является Дмитрий Хара. Цель создания центра - социальная реабилитация детей и подростков из трудных семей, вовлечение их в творческие процессы. Центр помогает преодолеть своим воспитанникам барьеры в общении, учит их мыслить позитивно и творчески.

«ЧароградЪ» организует благотворительные выставки, фестивали и аукционы. В центре проводят просветительские кампании по познанию культуры разных народов, тренинги и семинары. Художники, мастера гончарного и кузнечного дела проводят мастер-классы. Вырученные средства от продажи картин отправляются в детские дома и детям с ограниченными возможностями.

Как говорит Дмитрий Хара, в его интересах помочь людям реализовать себя и увидеть путь к счастью. Разве не счастье для юных воспитанников центра взять в руки кисть и написать впервые картину маслом, слепить самостоятельно на кувшин или расписать своими руками шёлковый платок?

Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота превратило его в символ борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет. В настоящее время стадион, где он погиб, назван его именем.

Виктор Лидио Хара Мартинес (исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 28 сентября 1932 - 15 сентября 1973) - чилийский поэт, театральный режиссёр, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 г. Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало его символом борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет.

В настоящее время стадион, где он погиб, назван его именем. Его песни были посвящены Камило Торресу, Сальвадору Альенде, Панчо Вилье, «босоногому дядюшке Хо» и другим выдающимся его современникам. Дин Рид сочинил песню и сыграл главную роль в биографическом фильме о Хара «Певец» (El Cantor) / ГДР, 1978 (или 1977 - данные разные). По мотивам событий, связанных со смертью Хары, советский музыкант Александр Градский создал рок-оперу «Стадион».

Виктор Хара родился в семье чилийского крестьянина. Позже его семья перебралась из деревни в трущобы столицы Чили Сантьяго. Мать Виктора умерла, когда ему было пятнадцать, а отец спился. Несмотря на нищету и трудную жизнь в семье, Виктор получил среднее образование. Его мать, неграмотная индианка с юга Чили, очень заботилась о том, чтобы ее дети получили настоящее образование. Виктора отправили в католическую школу. Окончив ее, он решил стать священником, но в конце концов отказался от этой мысли и сделался актером. Несколько лет Виктор играл в театре пантомимы и путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем поступил в театральную школу, чтобы стать профессиональным актером. (Его будущая жена Джоан преподавала в этой школе танцы, но поженились они гораздо позже, когда она развелась со своим первым мужем.) Здесь Виктор проявил не только актерский, но и музыкальный талант и вошел в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был поэт Пабло Неруда. Первый большой успех Виктору принесли сборник собранных им и спетых народных песен, записанный вместе с “Cuncumen” - фолк-группой из радикально настроенной молодежи,- а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”). Пьеса была настолько популярной, что шла еще в семи странах Латинской Америки, в частности на Кубе, где Виктор познакомился с Че Геварой. В 1961 году Виктор посетил вместе с “Cuncumen” Советский Союз и европейские страны, входившие в коммунистический блок. В письмах к жене он восхищался стойкостью, с которой русские переносят свою нелегкую жизнь.

Подпишитесь на нас в telegram

В 1960-е годы Виктор был руководителем Чилийского государственного театра. Он работал главным образом над пьесами других авторов, но в то же время искал способы выразить свою любовь к хранящим традиции чилийским крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие и жизненные образы этих людей в своем творчестве. Это была возможность отразить на сцене условия, в которых Виктор родился и вырос. Но тем самым он затрагивал и политические проблемы, так как бедняки и индейцы в пьесах других драматургов представали либо безликими, либо отрицательными персонажами. Виктор, естественно, отвергал подобные проявления дискриминации и вопреки всему старался хотя бы на сцене восстановить в правах людей, чьими голосами говорили актеры его театра.

В это время на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью “Народного единства” - союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий - было изменение условий жизни бедных слоев чилийского общества, а способом достичь этого - создание социалистической системы, в которой ключевую роль играло бы государство. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми способами, не останавливаясь даже перед насилием по отношению к своим оппонентам. Христианско-демократическая партия, поддерживаемая церковью и “умеренными” чилийцами, попыталась урегулировать ситуацию, создавая программы по постепенному установлению социальной справедливости.

Однако социальная программа ставленника христианских демократов президента Фрея и его сторонников не была осуществлена, а сам президент со своей командой не мог больше удовлетворять требования и левых, и правых; напряжение нарастало. Виктор, как член компартии Чили, не колеблясь встал на сторону левых - выбор, напрямую связанный с его бедняцким происхождением. Тогда же начались и конфликты с левыми радикалами, критиковавшими его за пацифизм и политическую односторонность - заботу исключительно о положении бедных. Тем временем его концерты в небольших музыкальных барах, получившие название “penya”, сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов.

Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Его собственные песни были очень политизированы. Когда в 1969 году в городе Пуэрто-Монт полицейские, расправляясь по приказу министра внутренних дел Переса Суховича с мирной демонстрацией бездомных и безработных фермеров, застрелили семерых из них и убили ребенка, Виктор написал песню “Preguntas por Puerto Montt” (“Вопросы о Пуэрто-Монте”), в которой решительно обвинил министра. Он выступил с этой песней перед тысячами слушателей во время демонстрации протеста.

В том же году армейские офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть христианско-демократическое правительство и президента Фрея. Чилийские профсоюзы ответили на это массовой забастовкой в поддержку правительства и демократии. Попытка переворота провалилась, и в Чили стали готовиться к выборам президента. Выборы состоялись в 1970 году и завершились победой Сальвадора Альенде, кандидата от “Народного единства”. Песня Виктора “Venceremos” (“Мы победим”) стала гимном президентской кампании Альенде. После его избрания главнокомандующий чилийской армией Шнейдер произнес речь, в которой пообещал, что армия будет уважать и защищать демократию. Через два дня он был смертельно ранен одним из членов правой террористической группировки и скончался в больнице.

Тем не менее Альенде приступил к исполнению своих обязанностей; в стране произошла социальная революция, ускоренная тем, что несколько месяцев спустя “Народное единство” выиграло местные выборы. При полной общественной поддержке началась демократизация основ государства: системы образования, института собственности и тому подобного. Однако в парламенте успех перемен, запланированных “Народным единством”, зависел от поддержки христианских демократов и Национальной партии. Обе эти партии проголосовали за национализацию чилийских медных рудников. Это решение привело к конфликту между Чили и Соединенными Штатами, в поддержку которых выступили и другие страны “капиталистического блока”. Альенде отказался вступить в “социалистический блок” и убеждал чилийцев в том, что они сами могут активизировать проведение реформ.

Виктор был в центре событий; он писал свои новые песни и всюду их исполнял. Тем временем в политике возникла новая проблема: нападки правых и левых экстремистов на демократическое правительство. Виктор был потрясен тем, что левые террористы убили Переса Суховича. Правый же лагерь, в котором самой влиятельной партией была “Patria y Libertad” (“Родина и Свобода”), организовывал уличные бои; Виктор сам несколько раз подвергался нападениям, правда, безуспешным.

В 1973 году “Народное единство” победило на парламентских выборах, набрав высокий как никогда процент голосов. Но, вместо того чтобы праздновать победу, Альенде предупредил чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны, которая могла за ним последовать. Виктор стал ведущим цикла телепередач под общим названием “Я не хочу, чтобы моя страна была разделена” - о гражданской войне в Испании и о нацистской Германии. Он сопоставил ситуацию в Веймарской и Испанской республиках с ситуацией в Чили.

25 июня партия “Родина и Свобода” попыталась совершить военный переворот, но его остановил главнокомандующий чилийской армией Пратс, преградивший путь танковой колонне, которая двигалась по направлению к президентскому дворцу. Руководители “Родины и Свободы” укрылись в посольстве Эквадора и попросили политического убежища.

События нескольких последующих месяцев таковы: генерал Пратс был вынужден подать в отставку; посредник в переговорах между чилийским флотом и правительством был убит; 11 сентября 1973 года вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили переворот. Армейские разведывательные отряды арестовывали всех, кто принадлежал к той или иной партии “Народного единства” или в ком они подозревали своих противников,- всех, кого смогли найти. Арестованных приводили на стадионы.

Виктор Хара оказался на Estadio de Chile - самом большом стадионе Сантьяго. После нескольких дней пыток он был казнен. Он оставил жене маленькую записку со стихотворением “На стадионе”, которую удалось тайно вынести. Официально Виктор Хара принадлежал к “без вести пропавшим”, то есть к тысячам действительных и потенциальных противников милитаристского режима, убийство которых осталось скрытым от общественности. Виктора Хару опознали те, кто должен был похоронить его в общей могиле. Об этом сообщили его жене, она забрала тело и похоронила его как подобает.

После переворота музыка Хары была запрещена, а все записи уничтожены. Репрессии зашли так далеко, что были запрещены даже традиционные инструменты и народная музыка, чтобы вовсе была исключена возможность играть музыку этого стиля. Жена Виктора Джоан была английской подданной, и стараниями английской дипломатии ее вместе с детьми эвакуировали. Джоан написала эту книгу и опубликовала ее в Великобритании на английском языке. Музыка и песни Виктора Хары, известные всей Латинской Америке, стали частью сопротивления чилийской военной диктатуре и диктатурам в других латиноамериканских странах.

(исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 1932 — 1973) - поэт, музыкант, певец, театральный режиссер, один из самых известных деятелей чилийской культуры, член Компартии Чили, пылкий приверженец (исп. Salvador Allende Gossens).

Хара был одним из самых популярных певцов и композиторов в 70-е г. минувшего века, основателем музыкального течения «Новая чилийская песня». Жестокое убийство в ходе военного переворота 1973 г., организованного генералом (исп. Augusto Jose Ramon Pinochet Ugarte), сделало певца знаменем чилийских патриотов настоящим символом борьбы против фашиствующего режима. Возможно, Виктор Хара стал третьим после « » и Фиделя Кастро латиноамериканским коммунистом, ставшим знаковой фигурой левого движения в Латинской Америке.

Убитому фашистами «Человеку-камертону», как его называли, было всего 40 лет.

Детство, юность

Виктор Лидио Хара Мартинес родился 28 сентября 1932 г. в небольшом чилийском поселке Сан-Игнасио (исп. San Ignacio) в семье «inkilinos» - так в называли безземельных крестьян, батрачивших на землях крупных латифундистов. У Мануэля и Аманды Хара Виктор стал 4-м ребенком, после Марии, Хеорхины и Эдуардо. С самых ранних лет мальчику пришлось столкнуться с несправедливостью общества неравных возможностей. Как впоследствии вспоминал поэт, его родители трудились на полях от рассвета до заката, но семья еле сводила концы с концами. Несмотря на тяжелое положение, мать, неграмотная крестьянка, происходившая из индейцев с юга Чили, мечтала, чтобы ее дочери и сыновья получили образование. Поэтому всех своих детей Аманда Хара отправила в школу вопреки протестам отца, который видел в отпрысках лишь помощников по хозяйству.

Способный Виктор быстро стал одним из лучших учеников в школе, с особым удовольствием он играл в школьных спектаклях и рано увлекся фольклором. По воспоминаниям друзей детства, мальчик отличался упорством и трудолюбием. Постепенно интересы подростка всецело сосредоточились вокруг музыки. Первым человеком, познакомившим его с гитарой, стал сельский учитель, который снимал комнатку в домике семьи Хара. Он научил Виктора брать основные аккорды и познакомил его с латиноамериканским народным песенным творчеством.

После того, как с Марией случилось несчастье (на нее опрокинулся котел с кипятком), семья перебралась в , поближе к больнице, где лечилась старшая дочь. Семья поселилась в одной из столичных «фавел» — трущобном поселке Ногалес (исп. Nogales). Братьев определили в католический лицей, находившийся по соседству, где Виктор получил начальное образование. Тем временем, мать Аманда, работавшая поваром в местном ресторанчике, сумела скопить немного денег и открыла собственный маленький трактир, где в основном столовались грузчики. Это позволило семье улучшить свое благосостояние и сменить жилье. По соседству с новым домом, куда переехало семейство, находилась винная лавка, в которой часто выступал молодой музыкант Омар Пульгар (исп. Omar Pulgar), ставший вторым человеком после сельского учителя, кто давал юному Виктору уроки игры на гитаре и обучал пению.

После окончания школы Виктор продолжил учебу в коммерческом училище. Ремесло счетовода давалось ему плохо, юноша считал его скучным и предпочитал проводить время с друзьями, занимаясь пением и музыкой. Когда Виктору было 15 лет, мать скончалась от инсульта, а отец вскоре спился. Виктору пришлось бросить учебу и наняться подмастерьем в мебельную мастерскую.

В 1950 г. юноша вдруг решил поступить в семинарию Ордена Святейшего Спасителя. В зрелом возрасте он так объяснял свой выбор: «Я очень серьезно отнесся к решению поступить в семинарию. Теперь, с точки зрения взрослого человека, я полагаю, что в основе лежали сугубо личные эмоциональные побуждения: одиночество, исчезновение целого мира, который до тех пор казался незыблемым, где были родной дом и материнская любовь… В тот момент в церкви я нашел убежище». Однако, весной 1952 г. Виктор семинарию бросил. Причина оказалась довольно банальной - здоровый, полный сил мужчина не захотел соблюдать целибат, который предполагал статус католического священника. После отчисления из семинарии Виктор Хара был призван на военную службу в пехотное училище.

Начало музыкальной деятельности

После демобилизации, получив звание сержанта, некоторое время Виктор работал санитаром на скорой помощи, потом стал петь в университетском хоре. Несколько лет он играл в театре пантомимы и много путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем в марте 1956 г. поступил театральную школу Чилийского Университета на отделение телевизионной режиссуры. Так и началась карьера Хары, впоследствии всемирно известного певца и музыканта.

В школе он проявил не незаурядные актерские и музыкальные дарования, входил в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был сам (исп. Pablo Neruda), известный чилийский поэт, приверженец коммунистической идеологии. Неруда стал для Виктора одним из главных идейных вдохновителей.

В студенческие годы Виктор, чтобы подработать, часто пел прямо на улицах. Он считал, что искусство не может существовать в отрыве от народных корней. Первый большой успех ему принесли сборник народных песен, записанный с молодежной фолк-группой “Cuncumen” , а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”), которая шла еще в 7-и латиноамериканских странах, в том числе на Кубе, где Виктор познакомился с легендарным (исп. Ernesto Che Guevara). Музыкант постепенно перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Песни, которые были посвящены его кумирам, борцам за свободу — Че Геваре, Хо Ши Мину, Сальвадору Альенде — быстро распространились в Чили и странах Латинской Америки. Его концерты в небольших музыкальных барах, получившие название “peña” (с исп. «Рок»), сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов. Отныне Виктор Хара воспринимался как «человек с гитарой».

В 1961 г. Виктор с концертами посетил Советский Союз. Эта поездка оказала на музыканта колоссальное впечатление, по возвращении он принял решение вступить в Компартию Чили.

В 1960-е гг. Хара был главным режиссером театра Государственного Университета. Работая над пьесами других авторов, он искал способы выразить свою любовь к простым крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие, полные жизни образы. Он не мог оставаться в стороне от бурных политических событий, охвативших страну; вместе с коллегами и учениками принимал участие в массовых демонстрациях протеста, сочинял песни, в одночасье становившиеся гимнами борьбы студентов за свои права. Его творчество все более приобретало политическую окраску. Ярким примером песни-протеста является «Manifiesto». Когда в (1969 г.) полицейские жестоко расправились с мирной демонстрацией фермеров, Виктор написал песню “Preguntas por Puerto Montt ” (“Вопросы о Пуэрто-Монте”), в которой гневно обвинял правительство.

С этой песней он выступил перед тысячной аудиторией во время демонстрации протеста.

Вместе с ансамблем «Quilapayun» Виктор спел песню «Movil oil special! », звуковым фоном которой был шум демонстрации и хлопки гранат со слезоточивым газом, которыми чилийская полиция пыталась разогнать манифестантов.

Бурные 60-е

В ХХ в. в латиноамериканских странах, в том числе и в Чили, широкое распространение получили левые и леворадикальные идеи. Социально-экономическое положение страны характеризовалось всевластием олигархов - промышленников и латифундистов, значительная доля национальных ресурсов находилась в руках иностранных компаний. Между тем, основная масса чилийского населения жила в крайне бедности. Поэтому идеи социальной справедливости и равенства «витали в воздухе». Сказывалось и влияние революционной Кубы, которая стала примером для радикально настроенных сил во всех странах Латинской Америки.

Опасаясь формирования просоветских режимов в Новом свете, Соединенные Штаты вели политику, направленную на разжигание в латиноамериканских странах антикоммунистических настроений. Где угрозами, где щедрыми финансовыми вливаниями США добивалось от руководителей проведения репрессивной политики в отношении коммунистических партий. Не стала исключением и Чили.

В конце 60-х на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью “Народного единства” - союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий - было изменение условий жизни бедных слоев чилийского общества и создание правовой социалистической системы. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми силами.

Напряжение неуклонно нарастало. Виктор, как член КП Чили без колебаний встал на сторону левых.

Армейские офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть демократическое правительство, но попытка переворота провалилась, и в 1970 г. в Чили состоялись президентские выборы, которые завершились победой , кандидата от “Народного единства”. Песня Виктора Хара “Venceremos ” (“Мы победим”) стала гимном президентской кампании Альенде. Как художественный руководитель и солист группы «Quilapayun», в 1971 г. он был назначен культурным послом при правительстве Альенде.

Новый президент приступил к исполнению своих обязанностей: при полной общественной поддержке началась демократизация основ государства. Однако, в парламенте страсти продолжали бушевать, нападки правых и левых экстремистов на демократическое правительство участились. Виктор был в гуще событий: Сальвадора Альенде он считал одним из важнейших героев борьбы за социальную справедливость в стране.

Виктор Хара писал новые песни и всюду их исполнял. Он стал ведущим цикла телепередач под общим названием “Я не хочу, чтобы моя страна была разделена” - о гражданской войне в Испании, о нацистской Германии и о напряженной ситуации в Чили. С приходом к власти Сальвадора Альенде, Виктор Хара превратился в едва ли не официального певца нового Чили. Его концерты проходили все чаще, а в 1972 г. он отправился с визитом на Кубу. То, что сделал с Кубой Фидель Кастро, очень понравилось Виктору, вернувшись на родину, он с еще большим энтузиазмом включился в общественно-политическую жизнь своей страны.

Хара и его ансамбль в это сложное для страны время играли большую роль в ободрении народных масс, поддерживая активистов левых партий и профсоюзов, простых чилийцев, высмеивая правоконсервативные круги и «марши кастрюль».

В 1973 г. “Народное единство” победило на парламентских выборах, но Альенде предупреждал чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны.

Военный переворот

11 сентября 1973 г. вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили военный переворот. Военные-путчисты захватили телецентр, а правые радиостанции транслировали заявление о произошедшей смене власти и создании военной хунты, возглавленной командующим сухопутными войсками Чили . В 9:15 отряды путчистов предприняли штурм президентского дворца «Ла Монеда» (исп. Palacio de La Moneda). Здание президентской резиденции защищало около 40 человек, а обстрел вели танки и авиация ВВС. К 14:20 дворцовое здание было захвачено, а законный президент Сальвадор Альенде убит.

Зверское убийство

В ходе захвата власти военная хунта приступила к беспощадному террору против левых сил и сторонников правительства Альенде. В стране начались массовые репрессии, аресты и убийства, без суда и следствия. Главный стадион Сантьяго «Estadio de Chile» был превращен в огромный концлагерь, куда армейские отряды путчистов согнали около 50 тыс. схваченных левых активистов, тех, кто поддерживал “Народное единство” или просто случайных граждан, в ком они усматривали своих противников.

«Марксистский мусор» – так приспешники хунты называли арестованных. На тот же стадион в среду утром 12 сентября 1973 г. вместе с 600 преподавателями и студентами Технического Университета был доставлен и пылкий музыкант — подгоняемый штыками и прикладами, с руками на затылке. Накануне Виктору предстояло петь на акции, готовившейся в Университете, во время которой президент Альенде должен был объявить чилийскому народу о всенародном голосовании. По иронии судьбы, в 1969 г. Виктор выступал на этом самом стадионе, как участник первого фестиваля «Новой чилийской песни», где он стал победителем.

Теперь поэту и музыканту выпала участь стать узником концлагеря.

Чтобы предотвратить взрыв на стадионе, заключенных в ночное время ослепляли лучами мощных прожекторов, на переполненные трибуны постоянно были нацелены дула крупнокалиберных пулеметов.

В течение 4-х дней путчисты Пиночета, которые ненавидели Хару как «коммунистического певца» , жестоко избивали поэта, пропускали через его тело электрический ток, раздробили обе руки, чтобы он никогда больше не мог играть на гитаре, изувечили лицо, едва не выбив глаз. Фашиствующие молодчики показывали полуживого музыканта, как свой главный трофей - «коммунистический голос». Виктор вел себя мужественно, с достоинством, он не просил пощады у истязателей. 15 сентября его отвели в раздевалку стадиона, превращенную в камеру пыток, и там убили выстрелом в голову, после чего тело изрешетили автоматной очередью. Позже изувеченное тело музыканта было найдено под кладбищенским забором и помещено в один из городских моргов с биркой «Неизвестный, подобран на улице».

Люди, которые должны были свалить тела в общую могилу, узнали в изуродованном теле Хары и тайно сообщили об этом его жене, которой удалось забрать мужа и похоронить его, как подобает.

Предсмертная песнь

Виктор Хара не переставал писать до самого последнего вздоха. Маленькая записка жене и его последние стихи были под диктовку записаны сокамерниками на клочках бумаги, которые удалось тайно вынести за стены стадиона тем, кто чудом спасся. Предсмертное стихотворение “На стадионе” не закончено — оборвано на середине предложения. «Кровь президента Альенде бьет сильнее, чем бомбы и пули. Наши кулаки еще ударят вновь», — надиктовал изувеченный, но не сломленный поэт.

Когда воскресным утром 16 сентября 1973 г. Пабло Неруда узнал о смерти Хары, он воскликнул: «Боже, это ведь то же самое, что убить поющего соловья!»

Виктор Хара: Семья

Музыкант был женат на известной танцовщице и певице Джоан Тернер (англ. Joan Alison Turner; г/р 1927), уроженке Великобритании, которая в институте культуры, где учился Виктор, преподавала танцы. У Джоан от первого брака была дочь Мануэла, в семье Хара родилась общая дочь Аманда. Аманде было 8, а Мануэле 13 лет, когда путчисты убили их отца.

После гибели Виктора, Джоан, которая была английской подданной, с помощью сотрудников английского посольства удалось вместе с девочками покинуть страну, сохранив рукописи мужа. Она вернулась в Великобританию, потом перебралась во Францию, затем много путешествовала и в 1983 г. возвратилась в Чили, где живет по сей день. О своем верном друге и любимом муже она написала книгу «Виктор. Прерванная песня» , которая в 1984 г. была опубликована в Великобритании на английском языке. Эта книга — не просто рассказ о жизни двух людей, об их огромной любви и совместной работе, она стала ярким свидетельством тех скорбных дней, которые пережила страна в страшные для чилийцев годы.

Суд над убийцами

В декабре 2008 г. чилийский суд предъявил обвинения восьмерым участникам преступления. Семеро, проживающие в Чили, были арестованы, а Педро Барьентос (исп. Pedro Barrientos) заявлен в розыск через Интерпол. По словам свидетелей, именно Барьентос приказал солдатам бросить Хару в подвал, где лично рукояткой револьвера бил его по лицу. Затем Барьентос стал играть с полуживым музыкантом в «русскую рулетку». Выстрелив Виктору в затылок, лейтенант приказал солдатам, вооруженных автоматами, расстрелять бездыханное тело.

В июне 2009 г. в рамках правительственного расследования была проведена официальная эксгумация тела Виктора Хары. Судебно-медицинская экспертиза показала, что в него было выпущено 44 пули. Кисти рук, вопреки распространенной легенде, не были отрублены, но были чудовищно раздроблены. Еще была проломлена голова, а кости переломаны в 30-ти местах. Смерть наступила от пули, выпущенной из пистолета в голову.

В декабре 2009 г. останки Виктора Хара были перезахоронены на главном кладбище страны в Сантьяго, в траурной церемонии приняли участие тысячи чилийцев.

В 2012 г. чилийские тележурналисты нашли Барьентоса в Соединенных Штатах. В 1989 г. он получил гражданство США, женившись на уроженке Флориды. Чилийское правительство подготовило запрос в США на экстрадицию Барьентеса, но по каким-то причинам его не отправило.

Не смирившаяся с безнаказанностью изуверов, подвергших мужа бесчеловечным пыткам, 5 сентября 2013 г. вдова поэта Джоан Хара подала на Педро Барьентоса заявление в федеральный суд штата Флорида, где спокойно проживал бывший палач пиночетовского режима. Иск был возбужден от имени Джоан и ее дочерей, Аманды Хары Тернер и Мануэлы Бунстер.

Адвокат семьи Хара выразил удовлетворение тем, что спустя почти 40 лет сделана попытка раскрыть, наконец, правду и привлечь виновных к ответственности.

«Песни Виктора продолжают вдохновлять людей во всем мире, а память о нем жива даже спустя 40 лет после его гибели, - говорится в заявлении - Мы хотим привлечь к суду тех, кто повинен в вопиющих нарушениях прав человека в те годы, чтобы люди, ставшие жертвами кровавой диктатуры, хоть немного обрели покой».

28 июня 2016 г. суд Флориды вынес приговор по делу об убийстве знаменитого чилийского революционного музыканта Виктора Хары. В его смерти признан виновным бывший офицер чилийской армии Педро Пабло Барриентос, которому Суд постановил выплатить семье убитого в качестве возмещения ущерба $28 млн. Сам Баррьентос категорически отрицал выдвинутые обвинения, заявляя, что никогда не был на стадионе в Сантьяго и вообще не знает Виктора.

Любопытные факты

  • В те смутные времена в Латинской Америке имела хождение поговорка «Крестьянский сын + Университет = Революция». Точно по такому сценарию и формировалось политическое мировоззрение Виктора Хары.
  • Находясь в противостоянии с СССР в годы «холодной войны», Соединенные Штаты не гнушались поддерживать самые кровавые режимы - в Африке, Азии и Латинской Америке. Мнимая «забота о демократии и правах человека» на практике оборачивалась военной, финансовой и идеологической помощью диктаторам, которые занимали антикоммунистические позиции и которыми можно было легко манипулировать, используя их для борьбы с социалистической идеологией. Типичным примером подобных диктатур, возникших при поддержке США, стал режим Пиночета в Чили. Только по официальным данным, за годы правления хунты, возглавляемой генералом Пиночетом, в Чили были убиты 2300 человек и почти 40 тыс. граждан подвергнуты зверским пыткам.

    Дайте нам силу и мужество, чтобы бороться…

  • В 1961 г. музыкант вместе с группой «Cuncumen» посетил Советский Союз и некоторые европейские страны, входившие в социалистический блок. В письмах к Джоан Виктор писал, что его восхищает стойкость, с которой русские люди переносят свою нелегкую жизнь «…стоит поучиться у русских, как жить сообща. Они обладают духовной твердостью, которая делает их спокойными и добрыми… Русские - фантастические люди…, очень открытые и приветливые».
  • В 2003 г. в Чили отмечалась печальная дата: 30-летие со дня гибели Хары и тысяч его единомышленников. В том же году главный стадион Сантьяго, где принял мученическую смерть Виктор Хара, назвали его именем, а сам музыкант был назван чилийцами самым любимым певцом.
  • «Мое пение - это цепь без начала и конца, которая на каждом жизненном этапе обогащается музыкой других певцов», - говорил о своем творчестве сам певец.
  • В раздевалке стадиона Сантьяго, ставшей для певца камерой зверских пыток, перед смертью он успел надиктовать свое последнее стихотворение, в котором болью пульсировали слова: «…Мой Бог, и это – мир, сотворенный тобою? И ради этого были семь дней твоих трудов и забот?…»
  • Среди тех, кто пытал Виктора Хару, выделялся лейтенант Эдвин Димтер Бианчи , выходец из семьи швейцарских немцев, эмигрировавших в Чили. Он прошел военную подготовку в Панаме, где специалисты ЦРУ США готовили карателей для военных диктатур в странах Латинской Америки. Высокий красивый блондин с голубыми глазами властным голосом, сам себя он называл «Принцем», сослуживцы же дали ему кличку «Бешеный Димтер». Лейтенанту доставляло удовольствие издевательство над «коммунистическим мусором». Согласно свидетельствам очевидцев, лейтенант Бианчи лично избивал Виктора ногами и рукоятью пистолета по лицу. В конце 1976 г. Бианчи уволился из вооруженных сил и работал в Министерстве труда Чили, а сейчас находится на пенсии - в 2015 г. ему исполнилось 65 лет.
  • В середине сентября изрешеченное пулями тело певца с изуродованным лицом нашли брошенным под оградой кладбища «Metropolitano». Единственная официальная сводка о его смерти гласила: «Фольклорист Виктор Хара погиб в перестрелке с военным патрулем».
  • В 1978 г. Дин Рид (англ. Dean Cyril Reed; 1938 — 1986) - американский певец, киноактер и кинорежиссер, пользовавшийся огромной популярностью в странах Латинской Америки и Восточной Европы, сыграл главную роль в биографическом фильме о В.Х. «Певец» (исп. «El Cantor»).
  • По мотивам событий, связанных со смертью легендарного чилийского поэта, советский музыкант Александр Градский создал рок-оперу «Стадион», которую писал 11 лет. В 1983 г. на студии грамзаписи «Мелодия» вышел диск с этим музыкальным произведением. «Если не я, то кто же?» - таков сквозной лейтмотив темы Певца, главного персонажа оперы, являющего собой обобщенный образ Человека, не склонившего головы перед кровавой диктатурой, до последнего вздоха призывающего к борьбе за светлые идеалы человечества. Главного героя озвучил сам Градский, его жену — Алла Пугачева. Также в опере задействованы «эпохальные» голоса Андрея Макаревича, Иосифа Кобзона, Андрея Миронова, Елены Камбуровой, Михаила Боярского, Владимира Кузьмина.

Бывший офицер чилийской армии Педро Пабло Барриентос признан виновным в убийстве музыканта-коммуниста Виктора Хары и должен выплатить семье убитого 28 миллионов долларов компенсации.

Суд Флориды (США) вынес приговор по делу об убийстве знаменитого чилийского политического деятеля и музыканта Виктора Хары. В его гибели признан виновным бывший офицер чилийской армии Педро Пабло Барриентос, который должен выплатить семье убитого 28 миллионов долларов.

Таково решение коллегии присяжных в рамках гражданского дела в отношении проживающего в США бывшего чилийского военного.

Об этом сообщает Associated Press.

Жюри обязало бывшего подполковника Педро Нуньеса Баррьентоса выплатить семье певца 28 миллионов долларов в качестве возмещения ущерба.

Иск подали вдова музыканта Джоан Хара, его дочь Аманда и падчерица Мануэла. Они утверждали, что подполковник несет ответственность за действия солдат на стадионе, где Хара был подвергнут пыткам и убит.

В Чили семья Хары не смогла добиться привлечения Нуньеса Баррьентоса к ответственности, хотя в 2012 году апелляционный суд Сантьяго назвал военного виновным в гибели музыканта. Однако чилийское законодательство не допускает заочного преследования.

Поет Виктор Хара

Виктор Лидио Хара Мартинес (исп. Víctor Lidio Jara Martínez). Родился 28 сентября 1932 года - убит 15 сентября 1973-го. Чилийский поэт, театральный режиссёр, певец, танцор, политический активист и член Коммунистической партии Чили, убитый путчистами во время военного переворота 1973 года, организованного генералом Аугусто Пиночетом.

Жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало Виктора Хару символом борьбы против режима Пиночета. Ему было 40 лет.

Утром 12 сентября, сразу после переворота, Виктор Хара направился в университет, где он работал на радиостанции. Военные окружили кампус и арестовали тысячи человек, вместе с ними и Хару, и переместили всех на столичный стадион «Чили», превращённый в концлагерь. В течение четырёх дней его избивали, пытали электрическим током, ломали руки. 15 сентября его отвели в раздевалку стадиона и там убили выстрелом в голову, после чего выпустили в тело автоматную очередь. Позже его тело было обнаружено на улицах Сантьяго.

В 1990 году в рамках правительственного расследования было официально проведены эксгумация и вскрытие тела, которое показало, что в него было выпущено 44 пули. Кисти рук, вопреки легенде, не были отрублены, но были сильно изуродованы. Голова была проломлена, а кости переломаны в тридцати местах.

Убийцы Виктора Хары, военнослужащие чилийской армии, известны: это лейтенант Педро Барьентос и подполковник Уго Санчес Мармонти. Именно они непосредственно совершили убийство. Им помогали ещё шестеро: Роберто Соупер, Рауль Хофре, Эдвин Димтер Бьянчи, Нельсон Хассе, Луис Бетке и Хорге Смит.

В декабре 2008 года всем восьмерым участникам преступления чилийский суд предъявил обвинения. Семеро, проживающие в Чили, были арестованы, а Педро Барьентос заявлен в розыск через Интерпол. По словам свидетелей, именно Педро Барьентос приказал солдатам затащить Хару в один из подвалов, где лично сломал ему все пальцы на руках ударами рукояткой револьвера. После этого Барьентос стал играть с полуживым певцом в «русскую рулетку». Затем лейтенант Барьентос выстрелил Харе в затылок и приказал сделать то же самое вооружённым автоматическими винтовками рядовым.

В 2012 году чилийские тележурналисты нашли Барьентоса в США. В 1989 году он женился на гражданке США, получил гражданство США и поселился во Флориде. Чилийское правительство подготовило запрос в США на экстрадицию Барьентеса, но так его и не отправило (как объяснили в министерстве иностранных дел, из-за большого объёма текста его перевод всё ещё не закончен).

5 сентября 2013 года, не дожидаясь экстрадиции, семья Хары (вдова и две дочери) подала иск в один из федеральных судов на территории Флориды. В этом случае Барьентосу грозит лишь денежный штраф.

В июне 2016 года суд присяжных во Флориде признал бывшего офицера чилийской армии, гражданина США Педро Барриентоса виновным в убийстве певца Виктора Хары в Сантьяго в 1973 году. Кроме того, семье Хары по решению суда должны выплатить 28 млн долларов в качестве компенсации.

Виктор Хара с женой и детьми

В 2003 году стадион, где погиб Виктор Хара, был назван его именем.

Его песни были посвящены Эрнесто Геваре, Камило Торресу, Сальвадору Альенде, Панчо Вилье, Хо Ши Мину и другим выдающимся его современникам.

Дин Рид сочинил песню и сыграл главную роль в биографическом фильме о Харе «Певец»rude (El Cantor) / ГДР (1978).

По мотивам событий, связанных со смертью Хары, советский музыкант Александр Градский создал рок-оперу «Стадион».

В песне группы U2 «One Tree Hill» есть строки, посвящённые Виктору: «And in our world a heart of darkness, a fire zone where poets speak their hearts then bleed for it. Jara sang his song, a weapon in the hands of love, you know his blood still cries from the ground.» Также Виктору посвящены песни «Washington Bullets» группы The Clash, «Juan Sin Tierra» группы Ska-P и «The Weapon They Fear» группы Heaven Shall Burn, «Памяти Виктора Хары» группы Песняры, «Чили» - памяти Виктора Хара группы Карнавал, «Street Fighting Years» с одноименного альбома группы Simple Minds.

В декабре 2009 года останки Виктора Хары были перезахоронены в столице Чили - Сантьяго.

В память о Викторе Харе названа малая планета (2644) Виктор Хара, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 22 сентября 1973 года.

Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота превратило его в символ борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет. В настоящее время стадион, где он погиб, назван его именем.

Victor Jara - Plegaria a un Labrador

Виктор Лидио Хара Мартинес (исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 28 сентября 1932 - 15 сентября 1973) - чилийский поэт, театральный режиссёр, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 года. Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало его символом борьбы за свободу и справедливость по всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет.

В настоящее время стадион, где он погиб, назван его именем. Его песни были посвящены Камило Торресу, Сальвадору Альенде, Панчо Вилье, «босоногому дядюшке Хо» и другим выдающимся его современникам. Дин Рид сочинил песню и сыграл главную роль в биографическом фильме о Хара «Певец» (El Cantor) / ГДР, 1978 (или 1977 - данные разные). По мотивам событий, связанных со смертью Хары, советский музыкант Александр Градский создал рок-оперу «Стадион».

Victor Jara - Te Recuerdo Amanda

Виктор Хара родился в семье чилийского крестьянина. Позже его семья перебралась из деревни в трущобы столицы Чили Сантьяго. Мать Виктора умерла, когда ему было пятнадцать, а отец спился. Несмотря на нищету и трудную жизнь в семье, Виктор получил среднее образование. Его мать, неграмотная индианка с юга Чили, очень заботилась о том, чтобы её дети получили настоящее образование. Виктора отправили в католическую школу. Окончив её, он решил стать священником, но в конце концов отказался от этой мысли и сделался актёром. Несколько лет Виктор играл в театре пантомимы и путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем поступил в театральную школу, чтобы стать профессиональным актёром. (Его будущая жена Джоан преподавала в этой школе танцы, но поженились они гораздо позже, когда она развелась со своим первым мужем.) Здесь Виктор проявил не только актёрский, но и музыкальный талант и вошел в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был поэт Пабло Неруда. Первый большой успех Виктору принесли сборник собранных им и спетых народных песен, записанный вместе с “Cuncumen” - фолк-группой из радикально настроенной молодежи, - а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”). Пьеса была настолько популярной, что шла ещё в семи странах Латинской Америки, в частности на Кубе, где Виктор познакомился с Че Геварой. В 1961 году Виктор посетил вместе с “Cuncumen” Советский Союз и европейские страны, входившие в коммунистический блок. В письмах к жене он восхищался стойкостью, с которой русские переносят свою нелёгкую жизнь.

В 1960-е годы Виктор был руководителем Чилийского государственного театра. Он работал главным образом над пьесами других авторов, но в то же время искал способы выразить свою любовь к хранящим традиции чилийским крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие и жизненные образы этих людей в своем творчестве. Это была возможность отразить на сцене условия, в которых Виктор родился и вырос. Но тем самым он затрагивал и политические проблемы, так как бедняки и индейцы в пьесах других драматургов представали либо безликими, либо отрицательными персонажами. Виктор, естественно, отвергал подобные проявления дискриминации и вопреки всему старался хотя бы на сцене восстановить в правах людей, чьими голосами говорили актёры его театра.

Victor Jara - Luchin

В это время на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью “Народного единства” - союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий - было изменение условий жизни бедных слоёв чилийского общества, а способом достичь этого - создание социалистической системы, в которой ключевую роль играло бы государство. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми способами, не останавливаясь даже перед насилием по отношению к своим оппонентам. Христианско-демократическая партия, поддерживаемая церковью и “умеренными” чилийцами, попыталась урегулировать ситуацию, создавая программы по постепенному установлению социальной справедливости.

Однако социальная программа ставленника христианских демократов президента Фрея и его сторонников не была осуществлена, а сам президент со своей командой не мог больше удовлетворять требования и левых, и правых; напряжение нарастало. Виктор, как член компартии Чили, не колеблясь встал на сторону левых - выбор, напрямую связанный с его бедняцким происхождением. Тогда же начались и конфликты с левыми радикалами, критиковавшими его за пацифизм и политическую односторонность - заботу исключительно о положении бедных. Тем временем его концерты в небольших музыкальных барах, получившие название “penya”, сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов.

Victor Jara - El Cigarrito

Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Его собственные песни были очень политизированы. Когда в 1969 году в городе Пуэрто-Монт полицейские, расправляясь по приказу министра внутренних дел Переса Суховича с мирной демонстрацией бездомных и безработных фермеров, застрелили семерых из них и убили ребенка, Виктор написал песню “Preguntas por Puerto Montt” (“Вопросы о Пуэрто-Монте”), в которой решительно обвинил министра. Он выступил с этой песней перед тысячами слушателей во время демонстрации протеста.

В том же году армейские офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть христианско-демократическое правительство и президента Фрея. Чилийские профсоюзы ответили на это массовой забастовкой в поддержку правительства и демократии. Попытка переворота провалилась, и в Чили стали готовиться к выборам президента. Выборы состоялись в 1970 году и завершились победой Сальвадора Альенде, кандидата от “Народного единства”. Песня Виктора “Venceremos” (“Мы победим”) стала гимном президентской кампании Альенде. После его избрания главнокомандующий чилийской армией Шнейдер произнес речь, в которой пообещал, что армия будет уважать и защищать демократию. Через два дня он был смертельно ранен одним из членов правой террористической группировки и скончался в больнице.

Victor Jara - Vamos por Ancho Camino

Тем не менее Альенде приступил к исполнению своих обязанностей; в стране произошла социальная революция, ускоренная тем, что несколько месяцев спустя “Народное единство” выиграло местные выборы. При полной общественной поддержке началась демократизация основ государства: системы образования, института собственности и тому подобного. Однако в парламенте успех перемен, запланированных “Народным единством”, зависел от поддержки христианских демократов и Национальной партии. Обе эти партии проголосовали за национализацию чилийских медных рудников. Это решение привело к конфликту между Чили и Соединенными Штатами, в поддержку которых выступили и другие страны “капиталистического блока”. Альенде отказался вступить в “социалистический блок” и убеждал чилийцев в том, что они сами могут активизировать проведение реформ.

Виктор был в центре событий; он писал свои новые песни и всюду их исполнял. Тем временем в политике возникла новая проблема: нападки правых и левых экстремистов на демократическое правительство. Виктор был потрясен тем, что левые террористы убили Переса Суховича. Правый же лагерь, в котором самой влиятельной партией была “Patria y Libertad” (“Родина и Свобода”), организовывал уличные бои; Виктор сам несколько раз подвергался нападениям, правда, безуспешным.

Victor Jara - Romance del enamorado y la muerte

В 1973 году “Народное единство” победило на парламентских выборах, набрав высокий как никогда процент голосов. Но, вместо того чтобы праздновать победу, Альенде предупредил чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны, которая могла за ним последовать. Виктор стал ведущим цикла телепередач под общим названием “Я не хочу, чтобы моя страна была разделена” - о гражданской войне в Испании и о нацистской Германии. Он сопоставил ситуацию в Веймарской и Испанской республиках с ситуацией в Чили.

25 июня партия “Родина и Свобода” попыталась совершить военный переворот, но его остановил главнокомандующий чилийской армией Пратс, преградивший путь танковой колонне, которая двигалась по направлению к президентскому дворцу. Руководители “Родины и Свободы” укрылись в посольстве Эквадора и попросили политического убежища.

Victor Jara - Ni Chicha ni limonada

События нескольких последующих месяцев таковы: генерал Пратс был вынужден подать в отставку; посредник в переговорах между чилийским флотом и правительством был убит; 11 сентября 1973 года вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили переворот. Армейские разведывательные отряды арестовывали всех, кто принадлежал к той или иной партии “Народного единства” или в ком они подозревали своих противников, - всех, кого смогли найти. Арестованных приводили на стадионы.

Виктор Хара оказался на "Estadio de Chile" - самом большом стадионе Сантьяго. После нескольких дней пыток он был казнён. Он оставил жене маленькую записку со стихотворением “На стадионе”, которую удалось тайно вынести. Официально Виктор Хара принадлежал к “без вести пропавшим”, то есть к тысячам действительных и потенциальных противников милитаристского режима, убийство которых осталось скрытым от общественности. Виктора Хару опознали те, кто должен был похоронить его в общей могиле. Об этом сообщили его жене, она забрала тело и похоронила его как подобает.

Victor Jara - Manifiesto

После переворота музыка Хары была запрещена, а все записи уничтожены. Репрессии зашли так далеко, что были запрещены даже традиционные инструменты и народная музыка, чтобы вовсе была исключена возможность играть музыку этого стиля. Жена Виктора Джоан была английской подданной, и стараниями английской дипломатии её вместе с детьми эвакуировали. Джоан написала книгу и опубликовала её в Великобритании на английском языке. Музыка и песни Виктора Хары, известные всей Латинской Америке, стали частью сопротивления чилийской военной диктатуре и диктатурам в других латиноамериканских странах.

(с) Олег Ясинский

Victor Jara - Caminando Caminando