Виды, функции и свойства речи. Основные виды, формы, функции, свойства речи

Одним из самых великих достижений человечества является уникальное явление, которое в полном объеме способны воспринять только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются между собой, выражают свои чувства. В Древней Греции о человеке говорили как о «говорящем животном», но существует очень значимая разница. Ведь люди не просто строят звуковую систему сигналов, передающих их чувства и мысли, но и описывают с ее помощью весь окружающий мир. в психологии имеют классификацию и делятся на несколько групп.

Основные речевые формы

Языки, которые используются по всему миру, имеют одну основу - это речь. Она достаточно многогранна и имеет много форм. Но все основные в психологии делятся две группы: 1) устная; 2) письменная. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетены. Главное их сходство - это звуковая система, на которой они оба основываются. Практически все языки, кроме иероглифических, рассматривают как своеобразную передачу устной. Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, смотря на ноты, раз за разом воспринимает ту мелодию, которую хотел передать композитор, и изменения если есть, то они незначительны. Так и читатель воспроизводит ту фразу или слово, которые записаны на бумаге, при этом каждый раз озвучивая практически идентичный звукоряд.

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз, разговаривая, человек использует исходную форму речи - устную. в психологии называет ее диалогической или разговорной. Ее главной особенностью является активное поддержание другой стороной, то есть собеседником. Для ее существования должно быть не менее двух людей, которые общаются с помощью фраз и несложных оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи является самым простым. Тут не требуется развернутое изложение, так как собеседники в процессе диалога хорошо понимают друг друга, и для них не составит сложности достроить мысленно ту фразу, которую произнес другой человек. Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие излишне, ведь каждая фраза заменяет множество предложений.

Монологическая речь

Виды речи в психологии достаточно хорошо раскрыты, и одной из них является монологическая. Она отличается от разговорной тем, что прямое участие в ней принимает всего лишь один человек. Остальные являются пассивными слушателями, которые ее просто воспринимают, но участия не принимают. Зачастую этот вид речи используют докладчики, публичные деятели или преподаватели. Считается, что монологический рассказ гораздо сложнее, чем диалогический разговор, ведь говорящий должен иметь целый ряд умений. Он должен связно и последовательно построить свое повествование, доходчиво объяснить сложные моменты, при этом должны быть соблюдены все Также он должен подобрать именно те средства и методы, которые будут доступны для той или иной аудитории, нужно учесть психологический настрой слушателей. И, главное, нужно уметь контролировать себя в любой ситуации.

Активная форма речи

Виды языка и речи в психологии также делятся по отношению к тому, кто говорит, и к тому, кто воспринимает. По этому признаку разделяют пассивную и активную речь. Последняя помогает человеку выражать его мысли, делясь своими переживаниями с окружающими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и управляют активной речью. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной ее части. Это очень важный участок, ведь если его повредить, то человек просто не сможет разговаривать. В логопедии это нарушение называется

Пассивная форма

Неразделимыми считаются активная и пассивная виды речи в психологии. Кратко о них говорить трудно, ведь это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять говорящих вокруг людей. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слова, а потом и словосочетания. Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивной речью называется та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное на нас, мы проговариваем «про себя», мы обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности не наблюдается. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: некоторые ловят каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти виды речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично как активно говорят, так и пассивно воспринимают, кому-то сложно даются эти два процесса, а у других преобладает один из них.

Письмо

Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

Кинетическая речь

Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки такого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительности всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но и в наше время существует большая группа людей, которая использует кинетическую речь в качестве основной. Это люди, которые имеют проблемы со слуховым и речевым аппаратами, то есть глухонемые. Их делят на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или заболевания. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, а знаковая система более продвинута.

Внутренняя речь

Сознательная деятельность любого человека строится на мышлении, оно же, в свою очередь, относится к внутренней речи. Животные также имеют зачатки мышления и сознания, но именно внутренняя речь позволяет человеку обладать невиданным интеллектом и способностями, которые для животных загадка. Как говорилось выше, каждое услышанное слово человек повторяет в голове, то есть реверберирует. А это понятие очень тесно связано с внутренней речью, ведь оно может моментально перейти в нее. Диалог человека с самим собой собственно и является внутренней речью. Он может себе что-то доказывать и внушать, убедить в чем-то, поддержать и приободрить не хуже окружающих.

Функции речи

Свои функции имеют все виды речи в психологии. Таблица функциональности каждой из них может более четко раскрыть все их грани.

Таким образом, речь человека имеет множество форм, и каждая из них просто незаменима для построения правильного общения.

воздейственность

понятность

выразительность

поучение

наставление

приказание

инструктаж

Функции речи

выражения

воздействия

сообщения

обозначения

Виды речи

письменная

внутренняя

монологическая

диалогическая

Комментарии

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свойства:

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чув­ства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенныефункции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны бла­годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, пережива­ния, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмо­циональность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посред­ством речи побуждать людей к действию.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Существуют определенныевиды речи.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесе­ния слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека в течение от­носительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Раздел III. Психология личности. Тема 4. История исследований и теории личности.

индивидуальность

личность

социальные

биологические

частное

общее

личность

личность

целое

единичное

индивидуальность

индивидуальность

внешние

внутренние

личность

индивидуальность

Комментарии

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основ­ных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых су­ществ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видо­вых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное суще­ство, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­ным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индиви­да являются: целостность и своеобразие психофизиологической орга­низации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; ак­тивность.

В обыденной жизни под индклидом понимают конкретного чело­века со всеми присущими ему особенностями.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную дея­тельность и отличающийся своими, присущими только ему индивиду­ально- и социально-психологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, испол­нителем) исторического и общественного процесса в целом, субъек­том конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лично­сти. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо гла­венствующую особенность личности, делающую ее непохожей на ок­ружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность од­них проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере или во всех сферах психической деятельнос­ти. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследова­ния при изучении каждой конкретной личности.

Абульхановой К.А.

Ананьева Б.Г.

Фельдштейна Д.И.

Мясищева В.В.

Леонтьева А.Н. и

Петровского А.В.

Петровского В.А.

Узнадзе Д.Н.


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Различают содержательность, понятность, выразительность и бездейственность речи как основные её свойства. Содержательность речи определяется объёмом выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и их соответствием действительности. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьёзны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определённое содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей и чувств; «...язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе», - говорит И. В. Сталин. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого ещё недостаточно. Необходимо иметь выработанную способность правильного подбора и применения этих слов.

Речь человека будет содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы часто описываем или объясняем определённые явления.

Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим "Предметом, т. е. имеют: 1) большой запас специальных терминов, в которых выражается их детальное знание методики данного вида спорта, и 2) умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.

Понятность речи обусловлена в основном объёмом знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Вместе с тем она требует от слушателя также и знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных словесных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны и правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т. е. из её общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же - особое числовое значение.

Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда её грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному в зависимости от того, на каких словах будет поставлено логическое ударение: в одном случае будет идти речь о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом - что они одержали победу в лыжных, а не в гимнастических соревнованиях, и т. д.

Выразительность речи связана с её эмоциональной насыщенностью. Например, по своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего её фонетическими средствами: ясностью и отчётливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Одно и то же предложение «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нём передаётся, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом - сожаление и даже уныние. Всё это находит своё выражение прежде всего в интонации говорящего.

Часто выразительность речи обеспечивается её грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной или уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определённые поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определённое отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи стоит в связи прежде всего с её идейным содержанием. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение,- такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убеждённость самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Часто воздейственность речи определяется её простотой, ясностью, её внутренней логикой. Такими были всегда выступления В. И. Ленина. И. В. Сталин в следующих словах характеризует речи Ленина на партийной конференции в Таммерфорсе в 1905 г.: «Меня пленила та непреодолимая сила логики в речах Ленина, которая несколько сухо, но зато основательно овладевает аудиторией, постепенно электризует её и потом берёт её в плен, как говорят, без остатка. Я помню, как говорили тогда многие из делегатов: «Логика в речах Ленина - это какие-то всесильные щупальцы, которые охватывают тебя со всех сторон клещами и из объятий которых нет мочи вырваться: либо сдавайся, либо решайся на полный провал».

Бездейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы может поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание и, наконец, запрещение. Всё это осуществляется путём использования определённых лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают особый стиль содержанию речи: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причём правильные с точки зрения говорящего поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчёркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определённого трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д. Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определённых положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Своеобразными особенностями отличается речь, имеющая характер просьбы. По своему назначению она имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определённых интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу.

Для просьбы характерно наличие дополнительных к её содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Бездейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчинённого.

По своей словесной форме дриказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределённым, что придаёт приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего, самый тон, в котором оно даётся, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая даётся, например, в такой форме (и с соответствующей интонацией): «Пожалуйста, уберите снаряды».

Близка к приказанию командная речь, имеющая большое применение на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Её воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и чёткостью про изнесения. Интонация команды выражает энергию, уверен ность, бодрость; вместе с тем команда всегда даётся в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения; каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Речь человека будет содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы часто описываем или объясняем определенные явления. Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запас специальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данного вида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же - особое числовое значение.


Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом - что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, и т. д.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Одно и то же предложение - «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» - при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом - сожаление и даже уныние. Все это находит свое выражение прежде всего в интонации говорящего.

Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи прежде всего состоит в ее идейном содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение - такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.

Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда п о своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Основной психоакустической характеристикой речи человека является ее разборчивость, т. е. степень правильного восприятия слушателем звуков, слов и смысла речи. Максимальная разборчивость характерна для восприятия связной речи в виде предложений - фразовая разборчивость. Если человек воспринимает изолированные слова, процент разборчивости оказывается меньше. Он еще больше снижается при передаче изолированных фонетических элементов речи типа слогов - логотомов. Это объясняется высокой информационной избыточностью связной речи, позволяющей слушателю догадываться о нечетко произнесенных и даже вообще не произнесенных звуках по ее смыслу. Это значит, что восприятие речи не сводится к последовательной оценке отдельных речевых элементов (звуков, слогов, слов и предложений), а в каждый данный момент является вероятностным процессом.

Важнейшей акустической характеристикой речи, обуславливающей восприятие слушателем речевой информации, является спектр звука и его динамика во времени. Спектром звука называется представление сигнала в координатах "частота - амплитуда", т. е. зависимость амплитуд основного тона голоса и его обертонов от их частоты. Наименьшая частота колебаний звука при его прохождении через сомкнутые края голосовых складок в процессе фонации (вокализации), называется частотой основного тона голоса, которая измеряется в герцах. Частота основного тона воспринимается на слух как высота голоса человека. Частота основного тона позволяет идентифицировать личность по голосу. Изменения частоты основного тона во времени определяют интонацию голоса - ударение, вопрос, повествование, восклицание и др., а также индивидуальные и эмоциональные особенности речи.

Обертоны - ряд тонов, возникающих при звучании основного тона и придающих звуку особый оттенок или тембр. Голосовой источник (гортань, голосовые связки) формирует звук с линейно уменьшающейся амплитудой обертонов. Резонаторная система речевого тракта (ротовая полость, глотка) обладает свойством усиливать отдельные полосы частот звука, порождаемого голосовыми связками.

В результате прохождения звуковой волны от голосовых связок через ротоглоточный резонатор ее спектр преобразовывается: максимумы акустической энергии сосредоточены в частотных полосах, соответствующих резонансному усилению речевого тракта, минимумы - в частотных полосах, где акустическая энергия подавляется. Максимумы акустической энергии на спектрах звуков называются формантными максимумами или речевыми формантами. На основе речевых формант человек опознает звук речи.

Средний уровень разговорной речи при измерении на расстоянии 1 м колеблется от 60 до 80 дБ, относительно стандартного нулевого уровня, за который принято звуковое давление 2 х 10-5 Па. Разница между наиболее слабыми звуками речи, встречающимися в 1% случаев, и наиболее сильными звуками, также встречающимися в 1% случаев, составляет 47 дБ. Эта разница называется динамическим диапазоном речи.

Эффективность восприятия речи зависит от ее громкости. Для того, чтобы сигнал был хорошо разборчив, он должен превышать уровень средних и громких шумов приблизительно на 30 дБ. В случае слабых шумов (до 40 дБ) это превышение достаточно на 20 дБ.

Речевой сигнал поставляет слушателю информацию двух видов. Это, во-первых, собственно речевая или лингвистическая (языковая, семантическая, вербальная) информация, носителем которой является слово. Во-вторых, звуковая речь содержит информацию о поле, возрасте говорящего, о его физическом состоянии, здоровье, об эмоциональном состоянии и т. д., причем эта информация не зависит от того, что говорит человек. Подобная информация называется экстралингвистической (внеязыковой). Она содержится в характерных особенностях организации речи и акустики голоса говорящего - тембре, высоте, громкости, интонации, темпо-ритмических характеристиках и т. д.

Звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова, принято называть фонемами. Например, слова "зов", "ров", "шов" отличаются только первыми звуками, слова "бак", "бук", "бок" - вторыми, а слова "воз", "вол", "вор" - третьими звуками (фонемами). Обычно фонемы используются лингвистами как минимальные единицы для характеристики языка.

Интерпретация слова может определяться не лингвистическими фонемами, а содержанием предложения. Так, слова совершенно идентичные по составу и звучанию (например, "коса" - "коса", "ласка" - "ласка"), имеют разное смысловое значение в зависимости от контекста, в котором они представлены.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений . Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Понятность речи обусловлена совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника . Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов.

Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью . По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи прежде всего состоит в ее идейном содержании.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности.

Просьба имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии . Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

73. Основные виды речи.

основные виды речи человека. Это - устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая) речь.

Устной называется речь , при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Эти наборы звуков через соответствующие колебания давления воздуха передаются и воспринимаются другими людьми на слух. Устная речь не предполагает использования знаков, изображаемых на каких-либо материальных носителях и воспринимаемых зрительно или на ощупь (как, например, знаки письма для слепых людей).

Письменной называют речь , основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Письменная речь имеет образную основу, в ней для передачи содержания высказывания используются какие-либо изображения.

Диалогическая - это речь, в которой участвуют как минимум два человека. Каждый из них произносит реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека.

Монологическая - это речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Например, это может быть текст, написанный одним человеком, речь, произносимая одним человеком и не прерываемая репликами других людей. Устным монологом является выступление какого-либо человека перед публикой.

Диалог предполагает многократное прерывание речи данного человека высказываниями других людей; при этом реплики каждого из участников диалога выступают как речевые реакции на высказывания других людей и без этого могут оказаться непонятными слушающим или читающим данный диалог. Монолог, в свою очередь, не предполагает какой-либо речевой реакции со стороны воспринимающего его человека и должен быть понятным сам по себе.

Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь , которая осознается самим говорящим человеком и которая также воспринимается другими людьми. В повседневном деловом, бытовом и других видах общения мы постоянно пользуемся этой речью для обмена информацией друг с другом.

Внутренняя речь - это особая разновидность речи, которая участвует в управлении только внутренними, психологическими процессами, происходящими в голове человека. Эта речь имеет свои особенности и свои, специфические функции.

Внутренняя речь - это прежде всего беззвучная речь. Когда человек пользуется данным видом речи, он не произносит вслух слова и не производит никаких звуков, которые могли бы восприниматься им самим или окружающими людьми. Процесс порождения этой речи представляет собой полностью внутренний процесс, не имеющий очевидных внешних проявлений. Внутренняя речь является неосознаваемой. Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова, фразы и т.п. он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, например, что процесс своей внутренней речи человек сознательно контролировать не в состоянии. Внутренняя речь имеет свою, особенную структуру, отличающую данную речь от других разновидностей речи.

74. Теории усвоения языка и развития речи. Проблема эгоцентрической речи .

Важно отличать язык от речи.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

Речь - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях.

Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки. Все сказанное входит в представление об объеме и содержании понятия. Знать его - значит уметь правильно указать на объем и содержание соответствующего понятия.

основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи .

Одна из них - теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения. С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Автором следующей теории речевого развития является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах . Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию . Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж.Пиаже). Установлено - и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка.

Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций (рис. 55) в плане становления все более совершенной структуры речи. Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается по вертикали (так, как это показано на рис. 55) и по горизонтали. Последнее движение характеризуется расширением возможностей представления мысли в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой речью.

Рис 55. Психологическая модель порождения и функционирования речи

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

В качестве своеобразного промежуточного звена между внешней и внут­ренней речью выступает эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь - одна из ранних и специфичных форм речи. Ее исследование позволяет установить общие закономерности формирова­ния высших психических функций.

Эгоцентрическая речь была впервые описана швейцарским психоло­гом Жаном Пиаже, как особая разновидность детской речи, которая оказывает­ся доминирующей на определенном этапе развития и постепенно преодоле­вается в процессе социализации.

Научная заслуга Пиаже состояла в том, что, исследуя детскую речь, он показал ее качественное своеобразие и отличие от речи взрослых. Речь ре­бенка отличается от речи зрелого человека не количественно, как ее недос­таточно развитая, зачаточная форма, но по ряду специфических особенно­стей; она подчиняется собственным закономерностям.

Жану Пиаже и его исследовательской группе удалось установить ряд харак­терных для детского возраста форм речевого поведения. Слово ребенка мо­жет выступать не только в качестве сообщения, но и как:

· «возбудитель» действия (некоторой активности);

· сопровождение/аккомпанемент уже осуществляемой деятельности (рисование, игра);

· замещение действия, приносящее «иллюзорное удовлетворение»;

· «магическое действие», или «приказание, обращенное к реальности» (к неодушевленным предметам, животным и др. объектам). Последняя функция соотносится с чертами магического мышления архаическо­го человека, с принципом «партиципации (мистической сопричастно­сти)».

Перечисленные функции отражают влияние на речь ребенка присущих его мышлению эгоцентрических тенденций.

Исследования, проведенные Ж. Пиаже и его сотрудниками, позволили сделать вывод, что в случае эгоцентрических вы­сказываний ребенка речь отклоняется от своего социального назначения, переставая быть адресным сообщением - т.е. средством передачи мысли другому или способом влияния на собеседника.

В результате систематизированных наблюдений Пиаже выделил в вербальном поведении детей два компонента:

· эгоцентрическую и

· социализированную (т.е. направ­ленную на общение и обращенную к другому) речь.

Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нис­колько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понима­ют. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольству­ется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не за­мечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он.

Эго­центрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я - Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «позна­вательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.

Анализируя высказывания детей, Ж. Пиаже подразделил эгоцентриче­скую речь на три относительно самостоятельные категории:

· Эхолалия или простое повторение, принимающее форму своеобразной игры: ребенку доставляет наслаждение повторять слова ради них самих, абсолютно ни к кому не обращаясь.

· Монолог или вербальное сопровождение (аккомпанемент) производи­мых действий.

· Монолог вдвоем или коллективный монолог - наиболее социализи­рованная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удоволь­ствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других; однако высказыва­ния по-прежнему ни к кому не обращены, так как не учитывают альтер­нативных точек зрения.

Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, - «сканди­рование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удоволь­ствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.

В данном типе речевого поведения Пиаже усматривал частный случай детского «эгоцентризма» - доминирующей установки, «умственной пози­ции» (или преобладающей системы мировоззрения) детского возраста, которая выражается в общей неспособности занять позицию другого и пре­одолевается в ходе постепенной «децентрации» - повышения восприимчи­вости ребенка к точкам зрения и способам восприятия, альтернативным его собственным.

В свою очередь, социализированная речь резко отличается от всех монологических форм эгоцентрической речи своей адресностью, направлен­ностью на собеседника, и может включать такие различные по содержанию элементы, как:

· передаваемая информация;

· критика;

· побужде­ния к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...);

· вопро­сы;

· ответы.

Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической ре­чи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским.

По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть опи­сана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям об­щения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь сопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыраже­ния становится все более непонятной для окружающих; к началу школьно­го возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля.

По мнению Ж. Пиаже, эгоцен­трическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненуж­ным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения: он полагал, что данная форма речевой деятельности не исче­зает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а толь­ко ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется не­совершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким ин­струментом саморегуляции.