Великолепная Миледи: Маргарита Терехова отмечает юбилей. Актриса маргарита терехова отмечает юбилей


Маргарита Борисовна Терехова - актриса, режиссер. Родилась 25 августа 1942 г. в Туринске Свердловской области. В 1959 - 61 гг. училась в Ташкентском государственном университете. В 1964 г. окончила школу-студию при Театре им. Моссовета (мастерская Ю. Завадского). С 1964 г. работала в Театре им. Моссовета. Заслуженная артистка РСФСР (1976)Народная артистка России (1996). Занималась кинорежиссурой.

В юности ее называли Мари. В театре им. Моссовета Маргарита Терехова сыграла заметную роль в спектакле «Глазами клоуна» (1968г.) по роману Г. Бёлля. Это сценический шедевр 60х-80х годов прошлого столетия. Зимой 1986 года - театр Моссовета давал юбилейный спектакль «Глазами клоуна». Терехову уговорили сыграть в тот день, ведь ей пришлось расстаться с любимой сценой на 3 года. В юбилейном спектакле были заявлены все три исполнительницы роли Мари. Но поклонники этого культового спектакля шли на Терехову (Мари) и Бортникова (Клоун Ганс Шнир). Не хватало лишь афиш «Только сегодня, несравненная Маргарита Терехова в спектакле «Глазами Клоуна!» Я до сих пор помню тот вечер, и ее выход на сцену, чтобы сыграть один акт, и не выйти на поклон. Она не терпела дублеров. Гордячек не жалуют и боятся. А в искусстве для них лишь тернии.

Из театральных ролей Тереховой наиболее известны Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г. Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л. Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С. Алешина (1979). Те, кому посчастливилось видеть Какая Терехова на сцене театра им. Моссовета безусловно скажут - блеск, невероятно! «Тема с Вариациями» - образ искренней Любви без ремарок. «Царская охота» режиссера Романа Виктюка - царственная актриса в роли Елизаветы. Хрупкая, но жесткая Мари, из «Глазами Клоуна» - разные роли - одна великолепная Маргарита Терехова.

Терехова была «неудобной» - и это одна из самых ярких актрис в СССР. Ее не хотели видеть в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера» - лишь личное влияние режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича решило проблему. Она была, видимо слишком хороша. Чиновники от киноискусства сами страшились эмоций, которые вызывала ее породистая, точеная внешность в сочетании с безупречной игрой. Или, виной всему, «дружба не с теми людьми»? Андрей Тарковский - ее добрый друг, тогда уже был в глубокой опале. Биография Маргариты Тереховой насыщена множеством ярких и печальных эпизодов, связанных с друзьями.

Она - Женщина с большой буквы. Красивые, умные, чувственные люди вдвойне уязвимы. Ее сравнивали с греческими богинями, приписывали сходство с моделями творцов эпохи возрождения. Божественный дар - сочетание красоты и таланта. Она пробивалась сквозь тернии советского ханжества с невероятным изяществом. Роль Дианы в фильме «Собака на сене» одна из ярчайших в советском киноискусстве. Кто еще мог сыграть аристократку, с глазами, пламенеющими от страсти, и, взглядом, порой, обращающим в лед. Миледи Тереховой в «Д"Аартаньян и Три Мушкетера» - коварна и обольстительна. Говорят, что актриса Маргарита Терехова так вошла в роль Миледи, что во время съемок на ее плече проступила лилия, в виде красного пятна - гримерам осталось только обвести.

«Зеркало» Андрея Тарковского. Мистика и душевное разоблачение Тереховой в роли матери автора. Работа Тереховой в «Зеркале» - одна из самых серьезных для ее кинобиографии. С Мастером Тарковским ее связывали необычайные духовные узы. Его творческий стоицизм был для нее жизненным примером. Терехова была для Тарковского - неосуществленной Маргаритой, а он - любимым Мастером, в духовном смысле.

Терехова сыграла множество запоминающихся ролей и в кино и театре. Творчество Маргариты Тереховой вплотную связаны со школой -студией Михаила Завадкого, которую она окончила в 1964 году. И поступила на службу в МАДТ имени Моссовета. Очень скоро девушка из провинциального города Туринск, где она родилась в 1942 году, стала звездой театра и кино. Лучшие роли Маргариты Тереховой пришлись на 60е-80е годы 20 века. Их любят и помнят до сих пор: 1965 год - «Здравствуй это я!»- Таня, 1966 - «Бегущая по волнам» - Фрэзи Грант, 1970 - «Белорусский вокзал» - Наташа Шипилова, 1972 - «Монолог» - Тася Сретенская, 1974 - «Зеркало» - Наталья / Мария, 1976 - « Синяя птица»- Молоко, 1977 - «Собака на сене» - Диана, графиня де Бельфлор, 1978 - Д"Артаньян и три мушкетера» - миледи де Винтер, 1980 - «Благочестивая Марта», - донья Марта, 1980- « Мне от любви покоя не найти» (все женские роли), 1980—«История кавалера де Гриё и Манон Леско», - Манон Леско, 1981—«Тайна Эдвина Друда» (телеспектакль)- Елена. Все эти фильмы — золотой фонд советского киноискусства.

Личная жизнь Маргариты Тереховой талантливой актрисы, и самой привлекательной женщины СССР, складывалась, так как она сама этого хотела. Любящие мужчины - и прекрасные дети. «Такая женщина просто не имеет право принадлежать одному мужчине» - гласит житейская мудрость.

Биография Маргариты Тереховой - крутые виражи, которые она и сейчас преодолевает с высоко поднятой головой, как и ее Диана из «Собаки на сене». « Кто мало видел, много плачет».

МАРГАРИТА БОРИСОВНА ТЕРЕХОВА

Советская и российская актриса и режиссёр театра и кино. Народная артистка Российской Федерации.

Родилась 25 августа 1942 года в городе Туринск Свердловской области, в актерской семье.
Школу окончила с золотой медалью.
В 1959-1961 гг. - учеба в Ташкентском государственном университете.
В 1964 году окончила студию при Академическом театре им.Моссовета, мастерская Юрия Завадского.
С 1964 года - актриса Московского академического театре им. Моссовета (с перерывами).
С 1976 года - Заслуженная артистка РСФСР.
С 1996 - Народная артистка Российской Федерации.
В 2013 году награждена Орденом Почёта.

МУЗА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КИНО

Тереховские редкие появления на публике и в телепрограммах многих коробят полным отсутствием макияжа, но ведь именно так - без грима! - ее снимал в «Зеркале» Тарковский, а оператор Георгий Рерберг, прежде чем включить кинокамеру, каждый раз подходил проверить, не намазалась ли она чем, - добивался максимальной естественности.


За долгие годы жизни в кино и театре Маргарита Терехова даже не изменила прически, за исключением костюмных ролей, она всегда простоволосая и загадочная женщина, чья красота естественна без ухищрений. Это своевольная муза, для которой законы времени и моды не писаны.

С первых появлений на экране предназначение читалось в глазах ее героинь, они знали, как и сама актриса, что их роль ничего общего с обычной ролью не имеет.

Ее назначение - женственность. Она свободна и горда, она вызов и стихия, цельность и каприз. Ей не устроить личную жизнь из-за морального и интеллектуального максимализма. Она ждет такой полноты чувств и жизненных целей, которые почти невозможны.
Глаза - обязательно "бездонные и пристальные", способные видеть то, что видеть не положено и не принято. Так победительно и смело, без рефлексии, смотрели своими "пристальными" глазами героини Тереховой в фильмах Ильи Авербаха, Андрея Смирнова, Андрея Тарковского, Валерия Ахадова.

К счастью, на закате интеллектуального, кино приняло Терехову в амплуа роковой женщины. Так возник второй список: великая любовница Манон, византийская императрица Федора, ужасная Миледи, чувственные безумицы испанки Диана и Марта. В среде приключений, мелодрам, в комедиях плаща и шпаги актриса остается все той же вечной женственностью, послушной любви и интуиции.

МИЛЕДИ И ЕЕ МУЖЧИНЫ
«Миледи чертовски привлекательна и, вообще, вызывает какие-то нормальные чувства. Кстати, обратите внимание: там мои собственные волосы. Да-да-да! Сейчас они уже не такие, а вот тогда были действительно хороши.»


- Никто меня не любил, - вздыхает сейчас «леди Винтер». - Моя красота ничего мне не дала...
Но это, конечно, не так. Еще как любили! С ранних лет красивая девочка обращала на себя внимание окружающих мальчишек. На протяжении всей жизни мужчины обожали и боготворили и ее!

Первый муж актрисы - однокурсник Вячеслав Бутенко, актёр. Брак распался через три года, сразу, как закончили студию.

Второй – болгарин Савва Хашимов (1940-2012), актер, с которым она снялась в советско-болгарском фильме «Бегущая по волнам», - от него Терехова родила дочь Анну (1970). Савва развелся с женой и женился на Маргарите. Но ни один из супругов не приспособился к жизни в чужой стране. Сначала Терехова уехала из Софии. Савва бросился за ней, но не выдержал жизни в московском театральном общежитии и вернулся на родину, когда их дочке было два года.

Через 11 лет у актрисы родился сын Александр (1981), по некоторым разговорам, от режиссера и клипмейкера Георгия Гаврилова, а по ее словам – от бизнесмена, владельца трикотажной фабрики в Таджикистане Сайфиддина Тураева. У него была семья, которую он не захотел оставить.

Третьим ее супругом (в коротком 3-хлетнем браке по причине его ранней смерти) стал известный советский кинорежиссер, один из авторов «Голубого огонька», Алексей Габрилович (1936-1995) .


Актриса никогда не любила вспоминать о мужьях и даже как-то бросила фразу: «Прок от мужчин был один – давали детей». А вот об Андрее Тарковском и Игоре Талькове может говорить подробно и долго.

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ

Надо ли говорить, что имя Андрея Тарковского – визитная карточка русской культуры на Западе, наряду с именами Достоевского и Толстого. Именно эти культовые фигуры сформировали у европейцев представление о так называемой особой «русской духовности», способной влиять на культуру западную.

Уже в своих первых картинах Маргарита Терехова ярко демонстрировала свою сильную притягательность, внутреннюю независимость и непокорность, а неудачный брак даже внешне сделал ее более суровой. Терехова тяжело пережила расставание с Хашимовым, страдала, одна с малолетней дочкой на руках...

Ее по-прежнему боготворили мужчины, а она им словно мстила, - стервозная Диана в «Собаке на сене», коварная Миледи в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» (критики писали, что в этой роли Терехова словно сводит счеты со всеми мужчинами мира).

Отогрел «холодную красавицу» Андрей Тарковский. Во всяком случае, слухи о романтических отношениях со знаменитым режиссером ходили весьма упорные.
Видимо он почувствовал некое «родство душ», поскольку, приступая к очередной своей картине «Зеркало» (1974), доверил Тереховой сразу две главные роли - матери (Марии) и жены (Натальи). Тарковский не ошибся: в своих героинях Терехова в полной мере выразила замысел режиссера.
Когда началась травля режиссера (а Тарковского недолюбливали и власти, и черные завистники), Терехова помогла ему выстоять.

Маргарита Борисовна была посвящена во все тайны Тарковского. К примеру, режиссер рассказал ей о спиритическом сеансе, в момент которого к нему явился дух Пастернака и предсказал, что Тарковскому суждено снять ровно семь с половиной фильмов. Маргарита уговаривала забыть об этом, не брать в голову, но Тарковский верил. Предсказание оказалось пророческим... Тарковский вообще верил в мистику (впрочем, то же самое говорят и о Тереховой).

ИГОРЬ ТАЛЬКОВ

В свое время о бурном романе красавицы-актрисы Маргариты Тереховой и известного музыканта Игоря Талькова гудела вся светская Москва.
Несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте, Терехова и Тальков не скрывали взаимной симпатии друг к другу, появляясь под ручку на кинопремьерах и светских раутах. Поговаривали, что актриса мечтала выйти замуж за певца, но Тальков так и не решился сделать предложение своей Марго.

Почему рассталась эта красивая пара, неизвестно до сих пор. Однако всех женщин, с которыми его потом сводила судьба, Тальков неизменно сравнивал с Тереховой…

Последняя "муза" культового певца Елена Кондаурова рассказывает:
- Он придумал себе образ идеальной женщины и увидел реальное воплощение своих мечтаний во мне. А еще часто повторял, что глаза у меня, как у Марго. Так он называл актрису Маргариту Терехову. У них был бурный роман. Игорь ее обожал! Им было хорошо, несмотря на почти 15-летнюю разницу в возрасте.

В 1983-86 гг. Маргарита Терехова вместе с Игорем Тальковым организовала коллектив «Балаганчик» (Росконцерт) и много работала, изнурительно борясь с бедственным положением. К слову, воспитывая детей, Терехова рассчитывала только на себя. Ей приходилось ездить с ними по стране, у нее не было ни машины, ни дачи.


ПЛОДЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ





Маргарита Терехова снялась более, чем в 45-и фильмах: «Здравствуй, это я!», «Бегущая по волнам», «Синяя птица», «Монолог», «Белорусский вокзал», «Моя жизнь», «Зеркало», «Собака на сене» и «Благочестивая Марта», «Давай поженимся», «Д"Артаньян и три мушкетера», «Дневной поезд», «Расписание на послезавтра» и других: фильмография

За участие в фильме «Только для сумасшедших или Сестра милосердия» актриса удостоилась Гран-при Международного кинофестиваля за лучшую женскую роль в Сан-Ремо-91, Руане-92, Норд-Плайде-93 (Бельгия), Брюгге-93 (Бельгия).

Играла в спектаклях :

«Цезарь и Клеопатра» (Клеопатра),
«Сверчок» (Зуля),
«Глазами клоуна» (Мари),
«Петербургские сновидения» (Соня Мармеладова),
«Дальше - тишина» (Рода),
«Поединок века» (Адель),
«Дом на песке» (Валя),
«Царская охота» (Елизавета),
«Тема с вариациями» (Любовь Сергеевна),
«Когда пройдет пять лет» (Маска),
«Милый друг» (Виржини Вальтер).

Режиссерские работы :
«Когда пройдет пять лет» Ф. Гарсиа Лорки (спектакль), «Чайка» А. П. Чехова (фильм).


В 90-е годы Маргарита Терехова отошла от кинематографа, но полностью связи с кино она не теряла. Актриса изредка снималась и вынашивала идею постановки чеховской «Чайки». Заявку на съемки фильма со сценарным планом на 24 страницах она подала еще в 1996 году. Одновременно на экранизацию «Чайки» поступила и другая заявка, от Дмитрия Долинина. Однако тогда Госкино ответило отказом им обоим.


Воплотить в жизнь свою мечту Маргарите Борисовне удалось лишь спустя шесть лет - в 2002 году. На главные роли Терехова определила себя (Аркадина) и своих детей: Анна Терехова сыграла Нину Заречную, а Александр Терехов (в титрах он значился по фамилии отца - Тураев) – Константина Треплева. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина (Сорин) и Андрея Соколова (Тригорин).


Съемки происходили в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере и были завершены в 2005 году.

20 марта 2006 года состоялась премьера фильма.

* На вопрос, печалит ли ее возраст, или она находит в нем какую-то свою прелесть, Маргарита Борисовна ответила:
- ... Дело в том, что, как живешь, так и чувствуешь, и прелесть - это плохое слово, неуместное здесь: что за прелесть такая? Нет, все у меня хорошо, да и жизнь, между прочим, не такая большая...
...Тут можно пофилософствовать. Еще неизвестно, как там (показала взглядом вверх) к тебе отнесутся...
- Вы верите в «там»?
- А как же, что вы, мой дорогой? Как жить-то собираетесь, если не будете верить? Верьте всенепременнейше!

*Из интервью Дмитрия Гордона, 2010 г.
Почитайте, бесподобный материал! Начало. *** окончание

ФАКТЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

Во время опроса 846 кинокритиков от Sight & Sound (2012) за «Зеркало» было подано больше голосов, чем за любой другой фильм Тарковского (19-е место в итоговом списке величайших фильмов).
По итогам же опроса 358 кинорежиссёров «Зеркало» заняло 9-е место.
22 февраля 2013 года Президент России наградил Маргариту Борисовну Терехову Орденом Почета.


В 2012 году к юбилею актрисы вышел док.фильм «Кто много видел, мало плачет»

Последние годы актриса живет затворницей. Не появляется на светских мероприятиях, не подходит к телефону. Как сказала соседка Тереховой, сын из квартиры съехал, а для актрисы наняли сиделку.
Вечером они часто вместе гуляют, сидят на лавочке во дворе. Иногда актриса ходит в церковь. Изредка приходит то на кинофестиваль, то на телепрограмму.

Всегда без капли грима. И никаких пластических операций. Она не изменяет себе, а что это - эгоизм актерского таланта, творческая пассивность или ирония судьбы, Бог ведает.

В сборнике «Театр имени Моссовета» о Тереховой написано очень любопытно и загадочно: «Маргариту Терехову навещают призраки. Она советуется с блаженными. Любит повторять слова Серафима Саровского. Доверяет астрологам и убеждена, что по арийскому гороскопу она - Аист, символ счастья. Она верит в Знаки. В то, что все «предопределено».

И в реальности, и на просторах интернета у Маргариты Борисовны великое множество фанатов и поклонников, клубов и сайтов, посвященных ей и ее творчеству. Есть и завистники и ярые критики. Великая Актриса по сей день будоражит умы: одних раздражает, других восхищает.
Приведу цитату с одного из форумов:

«Я бы сказала, что Маргарита Терехова царственная актриса.
Играет некоторые роли пафосно, красиво, гипнотизирует, заставляет вслушиваться и всматриваться.
Если это ее маска, или манера - прекрасно! Если она и есть такая - тоже замечательно!
Женщине позволительна и такая капризность, и высокомерие и амбициозность.
... Терехова шикарная женщина! Гениальная актриса!
Спасибо за Ваши роли, за Ваше творчество! Все фильмы с Вашим участием - мои любимые».
Отлично сказано.

Здоровья Вам, Прекрасная Марго! Ангела-Хранителя.

Маргарита Борисовна Терехова – знаменитая советская и российская актриса, режиссер театра и кино, народная артистка РФ, кавалер Ордена Почета. Прославилась благодаря таким выдающимся картинам, как «Зеркало», «Белорусский вокзал», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Благочестивая Марта», «Все могло быть иначе», «Собака на сене» и многим другим. На ее счету бесчисленное количество наград, широкое признание не только на родине, но и за рубежом.

Главные фильмы актера Маргариты Тереховой

  • Краткая биография

    Маргарита Борисовна родилась 25 августа 1942 года в актерской семье. Хотя драматическое искусство мало интересовало ее в детские годы, судьба девочки была предопределена. Вскоре после ее рождения родители развелись, и матери Галине Станиславовне пришлось воспитывать дочь самостоятельно. Ей с трудом удавалось совмещать работу в театре с воспитанием ребенка, потому что маленькая Рита очень часто болела. После того как они переехали из города Туринска Свердловской области в Узбекистан, Маргарита начала заниматься спортом. Она показывала впечатляющие результаты в баскетболе и даже стала капитаном юношеской сборной.

    В школе Терехова была круглой отличницей и по окончании старших классов поступила на физмат Ташкенского Университета. Проучившись совсем недолго, она в один момент бросила все и поехала в Москву, нацелившись на актерский факультет ВГИКа. Как ни странно, но будущую заслуженную артистку не приняли. Терехова не захотела опускать руки и в скором времени поступила в школу при Театре имени Моссовета, а после выпуска осталась здесь работать. Блистательно исполнив роль Клеопатры, она стала получать роли одну за другой. Несмотря на первый успех, девушка решила покинуть Театр имени Моссовета и в 1983 году совместно с Игорем Тальковом собрала собственную труппу под названием «Балаганчик». Проработав три года, Терехова ушла из «Балаганчика» и вернулась в родной театр, с которого началась ее карьера не только актрисы, но и режиссера.

    Театральная деятельность занимала большую часть жизни Тереховой, но это не помешало ей обратиться к кинематографу. Первый фильм с ее участием – «Здравствуй, это я!» режиссера Фрунзе Довлятяна – вышел на экраны в 1965 году. Вскоре актрису позвал Павел Любимов в свою драматическую ленту «Бегущая по волнам», где Терехова получила сразу две роли – Биче Сениэль и Фрэзи Грант. Во время съемок она познакомилась с первым мужем, актером Саввой Хашимовым, от которого впоследствии родила дочь. Так случилось, что Маргарита повторила судьбу своих родителей: брачный союз артистов распался уже через пару лет. Настоящую славу Тереховой принес фильм «Белорусский вокзал» 1970 года. Затем последовали роли во всенародно любимых музыкальных картинах «Собака на сене» и «Д`Артаньян и три мушкетера».

    Фильмография Маргариты Тереховой настолько широка и разнообразна, что ее можно обсуждать бесконечно. Личная жизнь актрисы не раз становилась предметом сплетен. Рождение второго сына от неизвестного мужчины, брак с Алексеем Габриловичем, отцом передачи «Голубой огонек», и скорое вдовство, старшая дочь Анна Терехова и ее актерский брак, – об этом не раз писали газеты и журналы. В настоящее время Маргарита Борисовна продолжает выступать на сцене родного Театра имени Моссовета.

Маргарита Терехова – актриса театра и кино, олицетворяющая эпоху 70-х годов советского кинематографа, известная по фильмам «Зеркало», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Белорусский вокзал» и многие другим. Режиссер фильма «Чайка» (2006).

Детство

Маргарита Терехова появилась на свет 25 августа 1942 года в маленьком городке Туринск, где в те страшные военные годы остановился Свердловский передвижной драмтеатр, в котором работали родители Маргариты – коренной сибиряк Борис Иванович Терехов и полячка Галина Станиславовна Томашевич. Женщина выходила на сцену вплоть до девятого месяца беременности.

Вскоре Бориса призвали на фронт. В ходе боевых действий он получил контузию и потерял память. В следующий раз Маргарита увидела его уже взрослой, у отца была новая семья. Девочку растила мать, продолжавшая выступать на сцене. Детство Тереховой прошло за кулисами, она спала в ящике с реквизитом и, наблюдая за мамиными выступлениями, изучали весь репертуар.


Маргарите не исполнилось и трех, когда семья переехала в Ташкент, к сестре Галины. Это был вынужденный шаг – из-за сурового уральского климата Малышка подхватила воспаление лёгких и чудом выкарабкалась с того света. Солнечная ташкентская погода, обилие фруктов и овощей, – все это быстро поставило малышку на ноги. В этом городе Маргарита прожила вплоть до окончания школы.


В старших классах Рита, высокая худенькая девушка с толстой русой косой, считалась первой красавицей. Учеба давалась ей легко – она окончила ее с золотой медалью. Учителя подмечали ее талант к точным наукам, особенно к математике. Девочка проявляла успехи и в спорте – входила в юношескую сборную Узбекистана по баскетболу. Эти навыки помогли ей во время учебы в театральном вузе, когда ее курс занимался упражнениями по биомеханике Мейерхольда – девочки должны были, стоя на плечах у мальчиков, спускаться по главной лестнице, не держась за перила.


Студенчество

В 1959 году Маргарита поступила на физико-математический факультет в Национальный университет Узбекистана (в те годы он именовался Среднеазиатским государственным университетом). Но уже после второго курса поняла, что хочет поступить в театральный вуз. Так Терехова оказалась в Москве, на вступительных экзаменах во ВГИК.


Вначале все шло замечательно – выделявшаяся на фоне других абитуриентка приглянулась комиссии. «Вдруг появились какие-то «свои» девочки, – и меня не берут», – вспоминала актриса. Затем кто-то украл все ее деньги из комнаты в общежитии, куда поселили абитуриентов. Старшекурсники решили помочь «девочке с косой», как называли Маргариту, и подкинули ей работу – небольшую роль в документальном фильме.

В недрах студии до Тереховой долетел слух, что знаменитый режиссер из театра Моссовета Юрий Завадский набирает новый курс – неслыханно поздно, в конце августа. На вступительных испытаниях девушка прочитала надрывный монолог Натальи из «Тихого Дона» Шолохова и лиричные стихи Кольцова. Видимо, такой контраст пришелся экзаменаторам по душе – Маргариту приняли в Школу-студию при театре Моссовета. Ее имя стояло первым в списках.


Следующие три года пролетели незаметно. Маргарита буквально жила в театре, постигая актерское мастерство, стоя на одной сцене с признанными мастерами, включая Любовь Орлову , Фаину Раневскую . Таков был метод Завадского – он категорически отрицал разделение актеров на «новичков» и «мэтров».


С первых дней Маргарита сблизилась с однокурсником Вячеславом Бутенко, который стал ее мужем на втором курсе. Правда, сразу после окончания студии супруги «разбежались». В студенческие годы Маргарита также обрела самую верную подругу – однокурсницу Наталью Верову.

Начало

Первой серьезной ролью Маргариты Тереховой в театре стала Клеопатра в постановке «Цезарь и Клеопатра». Цезаря играл Ростислав Плятт . Впоследствии ее театральный репертуар пополнился ролями в спектаклях «Глазами клоуна» (Мари, 1968), «Преступление и наказание» (Соня, 1971) «Царская охота» (Елизавета, 1977), «Тема с вариациями» (Любовь Сергеевна, 1979) и многих других.


В 1964 году Маргарита Терехова окончила Школу-студию и стала актрисой Театра им. Моссовета, где работала до 1983 года. Получила жилье в театральном общежитии – восьмиметровая комната в аварийном здании. Но Маргарита, всецело отдавая себя любимой работе, возвращалась туда лишь поспать, поэтому не замечала разруху.


Через год после ее выпуска из школы-студии, в 1965, на экраны вышла картина «Здравствуй, это я!» армянского режиссера Фрунзе Довлятяна. Кинодебют Тереховой, исполнившей роль девушки Татьяны, олицетворявшей дерзкое, решительное послевоенное поколение. Пронзительная драма с Роланом Быковым , Натальей Фатеевой и Арменом Джигарханяном завоевала любовь зрителей и была номинирована на «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Первая же роль Маргариты Тереховой в кино сделала ее союзной знаменитостью. «Родилась актриса – не похожая ни на кого», – отзывались о ней критики.

Всесоюзный успех

Два года спустя вышла следующая знаковая работа в фильмографии актрисы – мелодрама «Бегущая по волнам», снятая по мотивам романа Александра Грина. Знаковая не только потому, что в этом фильме актриса сыграла сразу две роли – Биче Саниэль, жены капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушку из легенды. На съемочной площадке Маргарита воспылала чувствами к ее партнеру, популярному болгарскому актеру Саве Хашимову. Когда работа над «Бегущей» подходила к концу, актриса была на 4 месяце беременности.


Воистину культовым стал фильм «Белорусский вокзал» (1971), классика военного советского кинематографа. «Терехова сыграла самую современную по тем временам женщину – курящую, знающую толк в мужчинах. Она – отдельный театр», – так оценил игру Маргариты Михаил Боярский .


Семидесятые прошли под эгидой Маргариты Тереховой. Она сыграла Машу в экранизации повести Чехова «Моя жизнь» вместе со Станиславом Любшиным , Алисой Фрейндлих , Юрием Соломиным ; Тасю в «Монологе», Наталью в фильме Петр Фоменко «Детство. Отрочество. Юность»; Диану в «Собаке на сене».


Знакомство с Андреем Тарковским

Судьбоносным для Тереховой стало знакомство с режиссером Андреем Тарковским в 1972 году в студии «Мосфильм», куда актриса пришла на пробы к фильму «Солярис». Роль Хари в итоге получила Наталья Бондарчук , но режиссер, которого Терехова не раз называла величайшим кинодеятелем современности, запомнил Маргариту – в первую очередь благодаря ее густым золотистым волосам. Когда начались пробы к фильму-размышлению о близких «Зеркало», Тарковский вызвал актрису в киностудию. На пробах на главную роль она обошла даже Марину Влади .


Если правда, что в жизни каждой актрисе нужно ждать «своего» режиссера, то определенно таковым в жизни Тереховой стал Андрей Тарковский. Период работы под его началом Терехова описывала как «блаженство и лучшее время жизни [мне] хотелось летать как птице». Всего один раз она осмелилась пойти наперекор его мнению – когда от нее потребовали рубить в кадре головы петуху. «Я актриса, а не живодер», – возмутилась Терехова, и сцену изменили.

Маргарита Терехова в фильме «Зеркало»

Помимо «Зеркала», Терехова сотрудничала с Тарковским, когда тот ставил спектакль «Гамлет» на сцене театра Ленком, и это был, пожалуй, самый неоднозначный Гамлет за всю историю отечественного театра – в финале главный герой «воскрешал» всех павших. Маргарита играла Гертруду, Гамлета – Анатолий Солоницын, Лаэрта – Николай Караченцов , Офелию – Инна Чурикова .


Миледи

Маргарита Терехова превосходно исполнила роль коварной Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», вышедшей на экраны в 1979 году. Режиссер хотел отдать роль Елене Соловей , но актриса отказалась из-за беременности, и он вспомнил о Тереховой.


Работу над образом вела Маргарита Терехова очень серьезно, полностью окунувшись в историю. Она сама научилась верховой езде и лихо скакала перед камерами, хотя до этого даже не подходила к лошадям; выяснила, что прототипом ее героини был реальный агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской. Терехова создала яркий образ коварной интриганки, которая нашла в кардинале своего защитника-покровителя и под его прикрытием осуществляла свои планы.

Маргарита Терехова – Песня Миледи

Создавая свой персонаж, Терехова придумала много фраз и реплик, таких как: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. Во время съемок у актрисы на плече мистическим образом проступило красное пятно в виде лилии.

Режиссерская деятельность и работы 90-х

В 80-е актриса снималась куда меньше, отметившись в паре запоминающихся картин в первой половине десятилетия («Благочестивая Марта», «Графоман» и др.). Возможно, на смену пришли новые герои и героини, а может быть, Тарковский в свое время задал ее актерским амбициям такую высокую планку, что сниматься в низкопробных кинолентах она уже не могла.

Актриса сосредоточилась на театре – в 1982 году ушла из Моссовета, с Игорем Тальковым создала программу «Балаганчик» и вместе с ней объездила полстраны. В 1987 году Маргарита вернулась в Театр им. Моссовета.

В 1990 году Терехова снялась в картине эстонского режиссера Арво Ихо «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия».


В 1994 году она поставила спектакль «Под крышей» со студентами ГИТИСа, в 1996 году подала заявку на съемки фильма по чеховской «Чайке» – это была ее давняя мечта – но получила отказ. В том же году ей присудили звание Народной артистки России.

В 2002 году Тереховой все-таки удалось воплотить в жизнь свою мечту и приступить к съемкам «Чайки». На главные роли Терехова утвердила себя и своих детей – Анну и Александра. В других ролях Маргарита Борисовна задействовала Юрия Соломина и Андрея Соколова . Фильм снимали в усадьбе Антона Павловича Чехова Мелихово и в окрестностях Переславля на Плещеевом озере.


За исключением появления в российско-французской независимой драме «Поездка к матери» (2014), «Чайка» – последняя актерская работа Маргариты Тереховой. С 2006 года актриса страдает от болезни Альцгеймера, усугубляющейся с каждым годом. В связи с этим она ушла из театра, больше не снимается в кино и отстранилась от общественной жизни.


Личная жизнь Маргариты Тереховой

Личная жизнь Маргариты Тереховой не сложилась. У нее было много поклонников, и немало коллег-актеров отдали бы все, чтобы быть вместе с ней. Но жизнь рассудила иначе.

Первый муж Маргариты Тереховой – ее студенческая любовь, однокурсник Вячеслав Бутенко. Но уже через полгода стало ясно, что скоропалительный брак стал ошибкой.

Следующей любовью артистки стал, как мы уже упоминали выше, болгарский актер Сава Хашимов. Их роман разгорелся на съемочной площадке мелодрамы «Бегущая по волнам». И хотя Хашимов был женат, он оставил семью ради «русской красавицы».


Маргарита забеременела. Сава узнал об этом уже по возвращении в Болгарию, тут же бросился писать письмо с предложением руки и сердца, которое Терехова приняла. Хашимов приехал в Москву, пара расписалась и стала жить в комнатке общежития, которую театр Моссовета выбил для Маргариты.

Их дочка Анна родилась в августе 1967 года. Ей не исполнилось и двух лет, как брак родителей дал трещину. Сава вернулся на родину. Растить малышку Маргарите помогала ее мать – ее как раз пришлось выписать в Москву, так как ее дом в Ташкенте разрушило стихийное бедствие.

Маргарита Терехова с сыном Александром Линия жизни. Маргарита Терехова

Анна воспитывает сына Михаила (1987 г.р.), Александр – дочку Веру (2015, мама – бывшая солистка «ВИА Гры » Татьяна Найник).

Маргарита Терехова сейчас

В декабре 2018 года дочь Маргариты Тереховой рассказала журналистам, что актриса уже 12 лет не общается с прессой по причине болезни Альцгеймера. Заболевание прогрессирует: Маргарита почти не осознает себя, не ходит и почти ни на что не реагирует.

Дочь Маргарита Тереховой просит помощи

Дети Маргариты Тереховой – дочь Анна и сын Александр – это все, что осталось от трех ее браков. Сегодня эта талантливая актриса почти не выходит из дома, не общается с журналистами и живет с сиделкой, которую наняли ее дети. Но это не значит, что они бросили ее – по первому же звонку Анна или Александр сразу приезжают к маме. Старшая дочь Маргариты Тереховой Анна родилась, когда актриса была замужем за актером Саввой Хашимовым. Они познакомились на съемках картины «бегущая по волнам», проходившим в Болгарии. Болгарский актер был очарован Тереховой. Между ними вспыхнул роман, и Савва, оставив в Болгарии первую жену и ребенка, бросился за русской актрисой.

Как только стало известно, что у них должен родиться ребенок, Хашимов и Терехова поженились. Но, как она не смогла жить в Софии, так и Хашимову было трудно начать новую жизнь в Москве. Несмотря на то, что молодая семья была счастлива, невзирая на бедность и бытовые неурядицы – они жили в маленькой комнатке театрального общежития, Савва чувствовал себя здесь не у дел. Ролей ему не предлагали, в то время, как в Болгарии он был востребованным артистом. Полтора года просуществовал их брак, и Хашимов, устав от такой жизни, вернулся на родину. Терехова очень тяжело переживала этот разрыв, полностью погрузилась в работу, а воспитанием маленькой Ани, в основном, занималась бабушка, оставившая ради этого свою работу в Свердловском драматическом театре. Со временем Маргарита Борисовна простила своего бывшего мужа и не была против общения с ним дочери Анны.

На фото Анна Терехова

Дети Маргариты Тереховой – это все, что осталось от браков актрисы. О том, что у нее есть еще и сын многие вообще не знали – актриса всегда вела достаточно закрытый образ жизни, не распространяясь о событиях, которые в ней происходили. Во время очередных гастролей в Таджикистане, где Маргарита Терехова была частой гостьей, она познакомилась с директором трикотажной фабрики Сайфиддином Тураевым. Но он был женат и не собирался уходить из семьи. В результате их романа на свет появился младший сын актрисы – Александр. Его Терехова растила одна – Саша никогда не видел своего отца.

Она дала ему свою фамилию, а о том, что он Тураев, стало известно намного позже и под этой фамилий Александр значился в титрах фильма «Чайка», который Терехова сняла в качестве режиссера. В картине задействованы дети Маргариты Тереховой и сама актриса. Это было большой мечтой – объединить в картине всю свою семью – и она выполнила ее, может быть поэтому с тех пор о новых работах Тереховой больше ничего не слышно.
Возможно, вам также будет интересно.