Вел иван сусанин. Что сделал Иван Сусанин

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

Имя русского крестьянина Ивана Сусанина широко известно. Школьники, окончившие 3 класс, наверняка слышали о нем. Но чему он знаменит, какой подвиг совершил Иван в то далекое время? Это известно не всем. В этой статье рассмотрены исторические события того времени, и в их контексте – подвиг Ивана Сусанина, русского крестьянина, отдавшего жизнь за русского царя.

Вы наверняка слышали о том, что Иван Сусанин, будучи проводником для иноземцев, завел польское войско в непроходимые болота и этим спас жизнь русскому царю. Но не все знают, какому именно царю спас жизнь крестьянин. И почему царя спасал крестьянин, а не царское войско?

Что делали польские отряды в непосредственной близости от царской резиденции? Почему русский царь пребывал не в Кремле, а в лесном болотистом краю? Биография Сусанина для нас интересна, потому что связана с драматическими страницами русской истории.

Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Его воцарение было знаменательным для России, потому что положило конец , во время которого Россия была погружена в хаос и междоусобицы. Причиной Смуты было безвластие. Преемственность власти была нарушена, когда царь Иван Грозный умер, не оставив наследников. Впоследствии, через несколько столетий, ученые обнаружили, что Иван и его сыновья были отравлены ядовитыми соединениями ртути.

Во времена монархии отсутствие законного наследника создает в государстве тяжелые проблемы. В России это вылилось в череду недолгих правлений.

Таинственная смерть маленького царского сына, царевича Димитрия, была использована самозванцами: на московский трон претендовали авантюристы, названные Лжедмитриями. Один из них на короткий срок занял престол, но вскоре был разоблачен и убит.

Выборы царя были бурными. Предлагалось восемь претендентов на престол, но единогласия не было ни по одной кандидатуре. В результате споров был выбран компромиссный вариант – шестнадцатилетний Михаил Романов, состоявший в родстве с Иваном Грозным. По правилам престолонаследия, он имел законное право на власть. Его коронация открывала возможность вернуться в правовое поле, прекратить распри из-за власти и завершить Смуту.

Но главный герой выборов, назначенный Земским Собором царь, был в это время далеко. Михаил Романов со своей матерью жил в селе Домнино и еще не знал об оказанной ему чести. К избранному царю направлялись послы от Земского Собора, чтобы огласить решение.

А между тем юноше грозила опасность – к нему направлялись не только русские послы, несущие важное сообщение, но и польские интервенты, желавшие взять в плен или убить юного царя. И вот здесь, в этой почти детективной истории, возникает обычный костромской крестьянин Иван Сусанин.

Подвиг Ивана Сусанина

Неизбежный вопрос: кто такой Иван Сусанин? Если заглянуть в такой источник, как Википедия, то можно узнать разве что о подвиге этого крестьянина. Нет однозначного ответа на вопрос, когда родился этот герой. Если и есть какие-то факты об Иване Сусанине, то они довольно скудны.

Что же случилось тогда, в 1613 году, в конце зимы? Проведали зловредные интервенты из Польши, что юный царь скрывается в окрестностях Костромы, и отправились туда. Однако недалеко от деревни Домнино у шляхтичей начались проблемы: как именно попасть в село, непонятно.

Вывод однозначен: срочно нужен проводник! Он точно покажет, как добраться до нужного села.

И проводником оказался крестьянин (возможно, староста деревни) Иван Сусанин. Он повел неприятельское войско, но, конечно, не в деревню, а совсем в другую сторону – в непроходимую, болотистую часть костромских лесов.

Когда командир интервентского отряда понял, куда их завел хитрый проводник, поляки потребовали, чтобы Сусанин сообщил, где прячется юный царь.

Поляки угрожали страшной расправой, однако старый хитрец Иван Сусанин был глух ко всем запугиваниям и спокойно встретил свою смерть. Интервенты ничего не добились, вдобавок умудрились столкнуться с казачьим отрядом.

Культ Сусанина: сторонники и противники

О достоверности подвига крестьянина Сусанина велись ожесточенные споры. Начались они в царствование императора Николая I, а именно после разгрома польского мятежа 1830 – 1831 годов. По заказу императора была написана опера о легендарном герое-крестьянине. Возник культ Ивана Сусанина, и появились сторонники и противники культа.

Примечательно, что одним из главных критиков культа костромского крестьянина был печально известный участник Кирилло-Мефодиевского братства (антирусская организация, работавшая под руководством Ватикана и его ставленников), профессор Петербургского университета Н.И. Костомаров. Этот одиозный историк был карикатурным польским шляхтичем-русофобом и одним из масонов. Именно поэтому вряд ли стоит верить его «теориям».

После 1917 года началась а с ней и разрушение прежних ценностей. Ивана Сусанина причислили к «царским слугам», а памятник герою был разрушен. С 1922 по 1937 годы, когда правитель СССР И.В. Сталин боролся с троцкистами, последние всячески очерняли легендарного героя (повторяя и усиливая домыслы Костомарова).

Однако с 1937 года ситуация начала меняться к лучшему: началась реабилитация великих русских людей. В 1939 году на сцене ГАБТа (Большого театра СССР) появилась опера М.И. Глинки, получившая название в честь заглавного героя – Сусанина.

В 1950-е годы сформировались два лагеря историков. Мнение о патриотизме костромского крестьянина сближало противников. Реальные же споры были связаны с трактовкой подвига: исследователи из «монархического» лагеря считали, что Иван Сусанин спас Михаила Романова, а историки из «советского» лагеря утверждали, что подвиг крестьянина и спасение царя никак не связаны между собой.

Кто повторил подвиг крестьянина

Кто такой Иван Сусанин, мы уже знаем. Были ли у него последователи? Конечно. И даже если кратко перечислить их, то получится внушительный список из 58 имен. Самый знаменитый из последователей отважного костромского крестьянина – Матвей Кузьмин.

Прежде чем говорить о том, что именно сделал этот крестьянин, полезно хотя бы бегло присмотреться к обстановке на полях Подмосковья в начале февраля 1942 года. В это время отступление Красной Армии затормозилось. В окрестностях Малкинских высот началась оборона, планировалось контрнаступление. Немецкая дивизия должна была выйти из оккупированного села Куракино и атаковать советские войска с тыла, но без проводника эта операция была невозможна.

Командующий горнострелковой дивизией решил, что вряд ли удастся сыскать лучшего проводника, нежели старый Матвей Кузьмин. Была предложена щедрая награда за выполненное задание. Старый крестьянин согласился, однако задумал коварный план: заманить врагов в ловушку. Узнав о планируемом маршруте врага, Кузьмин незаметно для гитлеровцев послал своего внука к советским войскам.

И пока хитрый крестьянин водил неприятелей по окольным дорогам, защитники Советского Союза подготовились к встрече с врагом. И у деревни Малкино немецкая дивизия попала в ловушку: почти все враги погибли от советских автоматчиков, а кто выжил – попал в плен. Командир дивизии застрелил коварного проводника, однако и сам он погиб.

Иван Сусанин в произведениях искусства

Первым письменным произведением, прославляющим подвиг легендарного костромского крестьянина, стала известная дума К.Ф. Рылеева (она есть в хрестоматии для детей).

Зловредные польские шляхтичи недовольны долгим блужданием по зимнему лесу. Они устали, изрядно продрогли, а подходящего места для ночлега все еще нет.

Предводитель вражеского отряда недовольно спрашивает крестьянина Ивана, куда это он их привел. Сусанин дерзко отвечает: «Туда, куда нужно!». То есть болотистая чаща леса – лучшее место для врагов. Именно здесь их ждет могила.

Поняв, что проводник оказался тем еще лисом в человеческом облике, главарь польского отряда пытается выведать тайну, угрожая обманщику страшными муками. Но Иван Сусанин гордо отвечает, что ему их гнев не страшен, и заявляет, что напрасно польские интервенты надеются на помощь предателей.

По мотивам думы Рылеева великий русский композитор М.И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя» (в СССР опера называлась «Иван Сусанин»). Справедливо ли первоначальное название оперы? Да, потому что легендарный крестьянин на самом деле ценой своей жизни спас Михаила Романова от смертельно опасной встречи с поляками. Справедливо и второе название – по имени заглавного героя.

Интересный момент! На фото в Википедии можно увидеть известного певца Ф.И. Шаляпина в роли Ивана Сусанина.

В версии оперы для императорских театров (Большого в Москве и Малого в Петербурге) в заключительной арии главного героя упоминается имя спасенного царя. В СССР это упоминание было выброшено (ибо была нездоровая мода поливать грязью имперское прошлое).

Полезное видео

Подведем итоги

Иван Сусанин – фигура легендарная. Вокруг него сформировалось множество историй – достоверных и недостоверных, а также о знаменитом крестьянине сочинено большое количество анекдотов. В одном из них проводник неумышленно губит польский отряд, ибо умудряется сам заплутать в густом лесу. Другой анекдот высмеивает прямолинейность и непомерную заносчивость поляков – из-за этой спеси надменных врагов сумел провести за нос крестьянин.

В истории России много интересных страниц, которые, по праву, стали нашей национальной гордостью. Полностью можно согласиться с утверждением, что народ, который забывает свою историю, не имеет будущего.

Казалось бы, весь мир знает о подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина, но даже в этой истории осталось очень много белых пятен.

Напомним. 350 лет назад над российским государством нависла реальная угроза уничтожения, результатом которого стало бы порабощение русского народа.

Благодаря костромскому крестьянину, который не пожалел своей жизни ради спасения Отечества, этим планам не суждено было выполниться. Образ Ивана Сусанина неразрывно связан с нашей культурой, фольклором и искусством. И как любое заметное историческое событие, история Ивана Сусанина породила множество легенд, зачастую фантастических. Возникает вопрос: почему факты об этом, казалось бы, героическом событии, умалчивались как до, так и после революции.

Итак, страшные, по своим масштабам, природных, религиозных и классовых катаклизмов 1601-1603 годы. К тому же, в эти годы возник невиданный, по своему уровню, голод. Этой ситуацией воспользовались самозванцы, пытающиеся любыми способами захватить русский престол. Самым удачливым оказался Григорий Отрепьев, выдававший себя за убитого в Угличе русского царевича Дмитрия. Но и он не долго «процарствовал» — его сместил Василий Щуйский. Очень ослабила государство крестьянская война, возглавляемая И. Болотниковым. И как следствие, – польская интервенция. Осенью 1609-го поляки воспользовались временным безвластием на Руси: свержение Шуйского и передача власти боярской думе, которая за спинами русичей начала переговоры о передаче русского престола польскому королевичу Владиславу. Сказать, что народ безропотно смотрел на проделки бояр, было бы неправильно. В 1611 году сформировалось земское ополчение, но из-за общей паники, неразберихи и острого ощущения приближающего краха – ополчение распалось.

Костромская земля не избежала судьбы всей страны: разгром города бандой Лжедмитрия II (зима 1608-1609), затем его освобождение от захватчиков ополченцами северных российских городов – Великого Устюга, Вологды, Тотьмы и Солигалича. Трудно пришлось костромичам и под стенами Ипатьевского монастыря, в котором укрылись поляки и их сторонники. Польские паны безнаказанно нападали и громили русские города, такие, как Нерехта, Плес и Кинешма. Именно через Кострому в 1612 году прошли бойцы ополчения, собранного Мининым и князем Пожарским для борьбы с польскими захватчиками.

Как эта трагическая страница в жизни государства отразилась на жизни простого костромского крестьянина Ивана Сусанина сегодня сказать трудно. Остановимся на известных фактах. Иван Сусанин был старостой села Домнино, принадлежавшего царствующему дому Романовых. Поскольку Сусанин имел замужнюю дочь, можно предположить, что был он, на время польского рейда на русскую территорию, уже в зрелом возрасте. Тогда существовало крепостное право, хотя еще достаточно в мягкой форме, так что, скорее всего, он был крепостным крестьянином.

В то время крестьянство было основной силой, способной противостоять вторжению на русскую землю шведских и польских феодалов, стремившихся поработить Московское государство. Крестьянам было известно, как жестоко захватчики обходились с мирными жителями: грабили, убивали, сжигали. Русский народ поднялся на борьбу: поработителей встречали вилами, топорами и кольями. Нашлись и те, кто смог возглавить эту, казалось бы, стихийную борьбу – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (на Красной площади в Москве можно увидеть памятник этим бесстрашным людям). Русские постепенно вытесняли врага со своей территории, освобождали города, селения.

21 февраля 1613 года на российский престол взошел 16-летний Михаил Романов, прибывший из своей костромской вотчины. К сожалению, почти все документы, в которых повествуется о событиях, произошедших весной того же года в селе Домнино, и о подвиге Ивана Сусанина погибли при пожаре Москвы в 1812 году, но все же можно по отрывочным сведениям восстановить хронологию тех событий.

Изгнанные из Москвы русскими ополченцами иностранные войска малыми группами рассеялись по стране. Промышляли они грабежами. Вот что писал о них современник: «Сами видите, что они ныне над нами чинят: всегда в очах наших всем нам смерть показуют, и надругаются, и насилуют нас, и дома наши у нас отнимают, яко волцы зубы своими скрежегчут, и грозят нам и претят смертию». Стыдно признаться, но планы польских панов посадить на русский престол своего царевича поддерживали некоторые знатные российские боярские дома. Крупные русские феодалы недовольны были решению Земского собора (там были представлены большинство сословий русского государства) предать власть дому Романовых, старались ослабить российскую государственную систему. По большому счету, именно они стали катализатором тех катастрофических процессов, происходящих на Руси. А польский король Сигизмунд, не без их поддержки был всего на шаг от достижения своей цели: внести раздор в ряды Земского собора и воспрепятствовать укреплению российской государственности, а, в конечном счете, лишить Русское государство национальной независимости, установив внешнее управление.

Польский отряд, промышляющий разбоем на территории Костромского уезда в зимнюю метельную ночь набрел на деревню Деревнищи, находившуюся недалеко от Домнина. Пьяные, голодные, оборванные паны ворвались ночью в избу Ивана Сусанина и потребовали проводника. За услуги проводника польские вояки предлагали сначала деньги, а затем пригрозили смертью всей семье. Старик медлил. Сусанин вместе со своей родной дочерью воспитывал двух мальчиков-сирот – Ваню и Богдана. От своего приемного сына Богдана он знал, что царь уже покинул свою вотчину в Домнино и укрылся за надежными стенами Ипатьевского монастыря. Сусанин понял, что так просто паны не уберутся из деревни. И тогда он принял непростое для себя решение – ценой собственной жизни погубить врагов. Старый крестьянин предложил незваным «гостям» подождать до утра. Всю ночь паны пили вино и горланили свои песни. На рассвете старик повел шляхтичей по замерзшей речке Корбе, которая в ту пору, хоть и покрылась льдом, но имела множество незаметных глазу прорубей. Сусанин уводил их подальше от Домнина. Путь он держал в славившиеся своей непроходимостью леса. Но возле деревни Перевоз отряд поляков наткнулся на вооруженных косами, вилами и кольями крестьян. Перепуганные поляки потребовали от Сусанина вывести их окольными путями на Ярославскую дорогу. Старик отказался. Тогда они подожгли деревню, привязали старика-проводника его к лошади, чтобы не убежал, и пошли вдоль берега реки Шачи. Сусанин не терял надежды убежать от вражеского отряда, но ему не удавалось выбрать подходящий момент. Отряд шляхтичей долго шел по долине реки, лошади, попав в трясину, утонули. Сусанин шел впереди отряда, привязанный за веревку к одному из шляхтичей. Началась метель. Старик все же решился на отчаянный шаг – он выбил посохом веревку из рук своего конвоира и прыгнул в кусты. Вероятнее всего, ему бы удалось задуманное, но на старика набросились многочисленные собаки, сопровождающие отряд поляков. Отбиться от животных и, подоспевших им на помощь, врагов, Сусанину не удалось. «Ты обманул нас! - кричали шляхтичи, окружив Проводника. «Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы и погибнете – отвечал Сусанин». Испуганные паны вновь стали предлагать ему золото, только бы он спас их жизни, но старик уже принял решение: «Вот вам моя голова, но Москвы вам не видать» — спокойно сказал он. Обезумевшие от ярости и неуступчивости русского крестьянина, поляки набросились на Сусанина и изрубили его саблями.

Утром следующего дня метель стихла. Крестьяне близлежащей деревни долго искали Сусанина. Под вечер их отряд во главе с сыном Сусанина – Богданом, наткнулся на замерзших шляхтичей. Недалеко находилось и тело Сусанина.

Историки считали, что, скорее всего, польский боевой отряд не зря оказался рядом с вотчиной Романовых. Вероятно, они представляли собой, говоря современным языком, некую «группу захвата», целью которой был Михаил Федорович Романов, которого Земский собор выбрал царем Руси. Уничтожение или пленение русского царя позволило бы полякам продолжать борьбу за русский престол, поддерживая на Руси постоянную смуту и войны.

Впрочем, описанные события произошли очень давно и обросли множеством легенд и версиями. Но от этого роль Ивана Сусанина и его подвиг нельзя ничем умалить. Иван Сусанин навсегда в русской истории останется символом мужества и самопожертвования во имя русской государственности.

No related links found

 Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сусанина Ивана

Иван Осипович Сусанин – русский крестьянин, национальный герой.

Биография

Иван Сусанин родился в деревне Деревнищи (Деревеньки) во второй половине XVI века. Он был крепостным дворянской семьи Шестовых, что проживали в селе Домнино. Согласно преданиям, Иван был вотчинным старостой. Хотя некоторые историки уверяют, что Сусанин также вполне мог быть приказчиком и управляющим вотчиной.

Известно, что у Ивана Сусанина была дочь Антонида. Девушка вышла замуж за крестьянина Богдана Собинина, родила детей – внуков Сусанина. О супруге Ивана информации не осталось – ученые полагают, что в зрелом возрасте Сусанин остался вдовцом и так больше и не женился.

История подвига

Осенью 1612 года, в конце Смутного времени, началась война за русский престол между семейством Романовых и поляками, которые хотели видеть во главе России своего ставленника. В конце года главный претендент на управление государством и его мать Инокиня Марфа уехали из Кремля и отправились в Домнино, в свою вотчину. Знать хотела попасть в Макарьевский монастырь. Об этом узнали поляки. Они решили по пути нагнать мать с сыном и уничтожить их.

В начале 2013 года польский поисковый отряд направился в Домнино и хотел с помощью пыток и издевательств вытянуть из местного населения сведения о точном местонахождении Романова. Иван Сусанин, староста вотчины, встретил врагов недалеко от села (по другим данным, поляки зашли в Домнино и мучали сельчан) и вызвался показать им дорогу к . Те согласились. Сусанин повел врагов в противоположную сторону, к селу Исупову, а сам тихонько послал своего зятя Богдана в Домнино, чтобы тот сообщил боярам о надвигающейся на них опасности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что крестьянин обманул их, начали избивать его и требовать показать верный путь. Иван отказался. Он понимал, что идет на верную смерть, но предать не мог. Поляки убили Ивана Сусанина на Исуповском (Чистом) болоте (или в самом Исупове). Иван Сусанин отдал свою жизнь за то, чтобы взошел на престол и помог государству забыть о тяжком Смутном времени.

За доблестный подвиг зять Сусанина был одарен половиной деревни и освобождением от всех повинностей. Также наград впоследствии удостаивались дочь Ивана Сусанина, его внуки и правнуки. Сам Иван Сусанин стал национальным героем. В его честь воздвигнуты памятники, его именем называли корабли и местности.

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.