Важность природы для человека. Значение природы в жизни человека

Природа нас окружает повсеместно и на протяжении всей жизни, да что там - всего существования человечества. Человек - сам продукт природы. Он постоянно взаимодействует, существует во взаимосвязи с окружающей средой. А значение природы в жизни человека велико и неоспоримо. Попробуем аргументировать!

Невозможность существования

Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья - вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без природных воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время.

Хозяйственное

Из недр черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения в результате неразумной добычи. Некоторым это еще предстоит в ближайшее время. Активно используются в современное время уголь, нефть, цветные металлы, алмазы и многие другие. К промышленным ресурсам, определяющим значение природы в жизни человека, относят также воду рек и атмосферный воздух, без которых практически невозможна современная промышленность.

Научное

Окружающая природа - источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий, буквально повлиявших на судьбу многих людей. Есть мнение ученых, что все законы и открытия уже существуют в природе. Нужно только правильно на них взглянуть и выявить для обсуждения и дальнейшего использования на благо всего человечества. Поэтому в научном контексте значение природы в жизни человека трудно переоценить! Из таких «подсмотренных» у окружающей среды открытий: сила земного притяжения, вертолет и самолет, строение Галактики и и многое другое.

Культурное и эстетическое

Велика и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях. Пейзажисты и анималисты создают свои творения под впечатлением от красоты первозданной, не тронутой рукою человека природы.

Визуальная эстетика привлекает не только одаренных творцов. Обыкновенный обыватель, выезжая на выходные куда-либо отдохнуть, отвлечься от городской суеты, получает настоящее и ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с природой. Так уж мы устроены, наверное, на генетическом уровне. Приятно походить босиком по свежей зеленой траве, искупаться в речке или озере, погулять в сосновом бору, подышать соленым морским воздухом. Отсюда вытекает еще одна роль природы в жизни человека - оздоровительная. Все мы замечаем, что, отдохнув в выходные (всего каких-то два-три дня) на лоне природы, возвращаемся к работе полными свежих сил и энергии, почерпнутой из такого общения. И все равно, где это происходит: в лесу, на море, на речке или в горах. Везде человек может почувствовать себя настоящим ребенком матери-Земли.

Итоги

Живая природа в жизни человека - неотъемлемая особенность его существования. Можно сказать о том, что человек в какой-то мере и есть сама природа, ее финальная, завершающая стадия развития (согласно теории И разделять человека и природу попросту не имеет смыла.

Елена Спицына
Конспект занятия «Значение природы в жизни человека»

Ход занятия

Воспитатель : - Дети, природа имеет важное значение в жизни каждого человека : кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то , без чего жить невозможно. А что именно подскажут загадки :

Ну-ка, кто из вас ответит.

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярче светит,

И не пекарь, а печёт. (Солнце)

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, а всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

А без воздуха можем мы прожить? Почему?

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я. Кто такая? (Вода)

Солнце, воздух, вода, грибы, пчёлы, рыба – всё это природа . Человек живёт в природе , от природы зависит жизнь человека .

Дети, перед вами 2 полянки. (Показываю одну из картин) . Как можно назвать эту полянку? Почему?

(Эту полянку можно назвать «весёлой» . Здесь ярко светит солнышко, цветут цветы, поют птицы, в траве ползают насекомые, весело журчит ручеёк).

Правильно, эта полянка «весёлая» . А другая какая?

(Эта полянка «грустная» . Здесь вся трава смята, цветы сорваны, птицы улетели, насекомых нет, кругом разбросан мусор, ручеёк еле пробивается из-под земли).

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы ?

Что же надо сделать, чтобы полянка опять стала красивой?

(Надо очистить ручеёк, убрать весь мусор с полянки, посадить новые деревья и т. п.)

Дети, кто из вас знает или видел, что люди поступали также, как это показано на примерах природоразрушительного поведения ?

Как вы ведёте себя или ваши родители, когда отдыхаете на природе ?

А сейчас послушайте стихотворение :

Ну, а теперь о самом важном :

Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днём,

А воздух! Сколько грязи в нём!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может всё живое!

Земля, что сделали с тобою!

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете!

В опасности не только эта полянка (показываю на «грустную» полянку,

но и вся наша планета Земля. На ней много больных мест. Это получилось потому, что

люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливают в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные,растения, болеют люди. Гибнет природа . Наша планете в опасности. Она требует помощи.

Как вы думаете, хотят ли люди помочь нашей планете?

Правильно, конечно, хотят. Этим занимаются экологи. Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое и глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти.

На юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда. Воды в нём с каждым годом становится всё меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди думают, как и его спасти. Но не всё так плохо на нашей Земле, есть у нас и чистые озёра, и чистые речки.

Давайте представим, что мы с вами плывём по одной такой чистой речке.

Физкультминутка.

Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют движения.

Мы плывём по тёплой речке,

Тихо плещется вода.

(Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

(Потягивание – руки вверх и в стороны)

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

(Движения руками, имитирующие махи крыльями)

Наконец она садится

На корягу над водой.

(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

(Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся на свои места)

Воспитатель : -Дети, а вы знаете, в 1960 году учёные решили издать Красную книгу. Почему именно красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай человек ! Подумай о природе !

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведёт за собой разрыв звена в цепочке природных процессов . Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

Кто занесён в Красную книгу?

(Редкие животные и растения) .

Почему их называют редкими?

(Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т. д.)

Воспитатель показывает детям «Красную книгу» нашей местности, рассматривает иллюстрации, на которых изображены некоторые животные и растения.

Многие растения стали сегодня редкостью и поэтому занесены в «Красную книгу» , хотя ещё недавно они были широко распространены в природе .

Уничтожение лесов, осушение болот, сенокосы до созревания семян привели к плачевному результату. Из-за неумеренных сборов в «Красной книге» оказались многие лекарственные растения, например, ландыш, водосбор и др.

Многих животных тоже осталось мало в природе , поэтому они тоже занесены в «Красную книгу» : дальневосточный тигр, снежный барс, гепард, зубр, чёрный аист, ёж ушастый, орёл степной и мн. др.

Воспитатель вместе с детьми делают выводы, что нужно беречь природу , красота, которую дарит природа , бесценна.

Ты можешь удивиться, Земля – наш дом огромный,

Узнав, - Земля наш дом! И пусть сооружён

Живут в нём звери, птицы, Он не из плит бетонный,

И мы с тобой живём. Но суть совсем не в том.

Земля – наш дом огромный, А в том, что мы – соседи,

И мы должны сберечь

В нём много этажей Оленей и медведей.

Для жителей подводных Об этом наша речь!

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило :

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Публикации по теме:

Природа в жизни ребёнка “Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания” И. В. Гете Природа! Как часто мы говорим это слово,.

Дискуссия «Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми?» Дискуссия «Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми?» 1. С какого возраста дети начинают понимать обращение на Вы?.

Кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Крепыши» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» Утверждена: Заведующая МБДОУ детский сад «Светлячок».

Кружок «Улыбка» социально-нравственной направленности Перспективный план работы кружка «Улыбка» (5-7 л.) Сентябрь 1 «Знакомство с работой кружка» 2 «Мы знаем, что цветы – для добра и красоты».

НОД «Вода и ее значение в жизни человека» в старшей группе Программное содержание. Образовательная задача. Формировать представление детей о значении воды в жизни человека. Расширять знания о том,.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет дальнейшее приобщение к миру взрослых. . Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает.

Эссе «Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви» Наука – неотъемлемая часть нашей жизни. Жизнь – это развитие человеческого потенциала, перевоплощение ресурсов заложенных в нас природой,.

Наука- самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек.

Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение.

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка. Статья музыкального руководителя МДОБУ № 45 г. Сочи Платоновой Марии Ивановны «Игра.

Библиотека изображений:

Тема: «Природа, общество, человек, культура, как формы бытия»

1. Роль природы в жизни общества.

2. Учение о ноосфере.

3. Культура как «вторая природа».

Роль природы в жизни общества

Природа – это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа – это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.



Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания.

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества - от микромира до макро- и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма - Ж.Ж.Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой - залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш.Монтескье, А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш.Монтескье утверждал, что климат, почвы" и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что "народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши". По его мнению, климат и географическая среда определяют "характер ума и страсти сердца", что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

Таким образом, роль природы заключаются в следующем:

1. Природа - это прежде всего среда жизни.

2. Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ.

3. Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний.

4. Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение.

5. Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

Учение о ноосфере

Учение о ноосфере объединяет в себе множество парадигм из, казалось бы, имеющих мало общего дисциплин: философии, экономики, геологии. В чем уникальность этой концепции?

О том, что такое ноосфера, впервые поведал миру в своих публикациях французский ученый-математик Эдуард Леруа в 1927 году. За несколько лет до этого он прослушал несколько лекций выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, касающихся проблем в области геохимии (а также биогеохимии).

Ноосфера – это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей. Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Поэтому ноосфера – это все же результат эволюции, происходящей по следующей цепочке: развитие планеты – биосфера – появление человека - и, наконец, возникновение ноосферы. В то же время в концепциях В. И. Вернадского, как считают исследователи, нет четкого ответа на вопрос: "Ноосфера уже есть, или ей только предстоит появиться?" Ученый вместе с тем предположил, что во времена, когда станет взрослой его внучка, человеческий разум, его творческое начало, вероятнее всего, расцветут и раскроют себя в полной мере. И это может стать косвенным признаком появления ноосферы.

Учение Вернадского о ноосфере, как считают ученые, было связано как раз с тем участком «эволюции», когда биосфера превращается в ноосферу. Владимир Иванович в своей книге «Научная мысль как планетарное явление» пишет, что переход из биосферы в ноосферу возможен, когда на этот процесс влияет научная мысль.

Кроме того, отмечают исследователи, Вернадский выделил несколько условий появления ноосферы. Среди таковых, например, полное заселение планеты людьми (и в этом случае места для биосферы попросту не останется). Также это совершенствование средств коммуникации и информационного обмена между людьми из разных частей планеты (и это благодаря интернету уже есть). Ноосфера может возникнуть, когда геология Земли будет в большей степени зависеть от человека, чем от природы. Концепции ученых-последователей Ученые различных областей, познав учение Вернадского и его единомышленников о том, что такое ноосфера, создали несколько концепций, развивающих исходные постулаты русского исследователя. По мнению А. Д. Урсула, например, ноосфера – это система, где нравственный разум, ценности, связанные с интеллектом, гуманизм будут являть себя в первоочередном порядке. В ноосфере по Урсулу человечество живет в гармонии с природой, в режиме совместного участия в эволюционных процессах.

Если учение Вернадского о ноосфере подразумевает преимущественное исчезновение биосферы, то, как отмечают современные исследователи, концепции авторов сегодняшнего дня содержат тезисы о том, что ноосфера и биосфера, скорее всего, будут существовать одновременно. Одним из возможных критериев наличия ноосферы - по версии современных ученых - может быть достижение предела развития человека, максимального уровня совершенствования социально-экономических институтов. Присутствует императив высших нравственных и культурных ценностей.

Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом). Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным. Появляется среда, где значительную роль играет техника.

Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера – сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир. Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них – высокая степень критичности. Следом – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи. Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходит в рамках так называемого ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.

Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление, как полагают создатели данной концепции, привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед.

В трактате «Феномен человека» французский ученый Пьер Тейяр де Шарден выдвинул несколько философских концепций, затрагивающих такое явление, как ноосфера. Кратко обрисовать их можно так: человек стал не просто объектом эволюции, но и ее двигателем. Согласно концепциям ученого, главный источник разума – это рефлексия, способность человека познавать себя. Теорию Тейяра де Шардена и концепцию Вернадского объединяет гипотеза о появлении человека. Оба ученых считают, что люди стали особенными и отличающимися от других живых существ по причине осознания себя личностями. Принципиальное отличие понимания ноосферы по версии Тейяра Де Шардена состоит в том, что он оперирует такими категориями, как «сверхчеловек» и «космос».

Учение Вернадского о ноосфере очень серьезно повлияло на осмысление цивилизационных процессов в среде исследователей самого разного профиля. Зная, что такое ноосфера (или по крайней мере приближая себя к пониманию этого явления), современные ученые получают в распоряжение ценный инструмент, позволяющий конструировать модели развития планеты в будущем. Примерно так, как это удалось Вернадскому, фактически предсказавшему появление интернета и некоторых социально-экономических достижений. Концепции о ноосфере начала 20 века дают современным ученым ключ к пониманию эволюции. Самые первые признаки, свидетельствующие о возможном появлении ноосферы, были на Земле уже во времена палеолита и мезолита. С тех пор активность человека, связанная с влиянием на биосферу, только возрастала. Мощным импульсом трансформации биосферы к ноосфере стала промышленная революция в 19 веке, сегодня не менее влиятельным фактором является интернет. Вполне возможно, что человечество ждут еще более совершенные средства связи и технологии.

Природа - это все то, что окружает человека и сделано не его руками, а именно атмосфера, ландшафт, деревья, животные, вода и т.д.

Природа - мать человека, она его создала и она влияет на его жизнь самым непосредственным образом. Так, природа дает здоровье человеку, воздух, которым он дышит, землю по которой он ходит, полезные ископаемые и еду.

Природа сделала человека биосоциальным существом, что означает наличие у человека как биологических потребностей, так и социальных. К биологическим (природным) потребностям относят нужду в еде, питье, безопасности, воспроизводстве рода. А к социальным (приобретенным) относят потребность в знаниях, общении, престиже, самореализации и т.д.

Еще с древних времен люди выбирали место своего жительства исходя из природных условий и окружающего их ландшафта. Так, древние славяне селились вдоль русла рек, чтобы был постоянный источник воды и добычи рыбы. Современный мир трудно представить без борьбы за полезные ископаемые, что также свидетельствует о зависимости человека от природы. Однако, стоит отметить что не только человек зависит от природы. Взаимоотношения человека и природы основаны на взаимосвязи и взаимозависимости. Эта зависимость может проявляться в следующих связях: природа может влиять на общество (как позитивно, так и негативно), общество может влиять на природу (как конструктивно, так и неконструктивно).

Природа дает обществу высокий урожай - это пример позитивного влияния природы на человека. Стихийное бедствие в виде урагана, наводнения, извержения вулкана, землетрясения - негативное влияние природы на общество.

Человек засаживает пустырь деревьями, охраняет редкие виды животных и растений - пример конструктивного влияния человека на природу. Общество загрязняет окружающую среду, убивает животных, вырубает леса и т.д. - некоструктивное взаимодействие.

Таким образом, в современном мире, стали больше внимания уделять глобальным проблемам экологии, так как невооруженным взглядом видно, что если человечество не пересмотрит свое потребительское отношение к природе, то от природы скоро ничего не останется, человек уничтожит свой дом. Поэтому сейчас набирают популярность такие общественные организации и движения как "Гринписс", "Дружины в области охраны природы", "Всемирный фонд дикой природы", Программа ООН "ЮНЕП" и др.

Значение природы для человека велико и многообразно, оно может быть производственное, экономическое, научное, оздоровительное, воспитательное, эстетическое. В соответствии с этим и охрана природы имеет свои особенности.

Производственное и экономическое значение природы заключается в том, что любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются использованием природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный отбор вовлечена масса природных веществ, причём запасы некоторых из них малы. Значит, чтобы обеспечить дальнейшее развитие общественного производства, необходимо прежде всего сохранить все нужные для этого ресурсы или найти им защиту.

В процессе охраны природы, борьба с браконьерством, приумножение природных ресурсов экономически расчет часто оказывается решающим.

Научное значение природы вытекает из того,что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми, использует в своих целях естественные силы и процессы. Таким образом, рост знаний ведёт к увеличению влияния человека на природу, однако следует помнить,” . . . что мы отнюдь не властвуем над природой, так как завоеватель властвует над чужим народом, не властвует над ним так, как кто - либо находящийся вне природы, - что мы, наооборот, нашей плотью и кровью, мозгом принадлежащим ей и находящимся внутри её , что всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличии от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять.“

Оздоровительное значение природы. На здоровье человека благотворно действуют чистый воздух,хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т.д. Природа - это не только кладовая материальных благ, она источник здоровья, радости и духовного богатства. Чем чище воздух, вода и почва, чем больше водоёмов, лесов, парков, садов,тем лучшие условия создаются для здоровья населения.С санитарно - гигиенической точки зрения охрана природы - это прежде всего сохранение полноценных условий жизни человека.

Воспитательное значение природы. Общение с природой благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Находясь среди природы ребёнок начинает испытывать потребность постоянного с ней общения, любить её , и эта любовь умело направленная, переходит в любовь к окружающему миру. Особенно важно для воспитания гуманности общения с животными; отношения к ним формирует и отношения к людям.

Эстетическое значение природы. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов.

Картины природы отражены в произведениях многих великих писателей. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

Вне общения природы нельзя развить у человека чувство прекрасного.

2.Химическое загрязнение и здоровье человека.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во всё больших количествах газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву воздух или воду, переходят по экологическим звеньям одной цепи в другую попадая в конце концов в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющиеся вещества.

Вы знаете, что вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации,времени действия на организм человека они могут вызывать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение,тошноту кашель. Попадание ворганизм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению идаже смерти. Примером такого действия могут являтся смоли, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду. или аварийные выбросы токсических веществ промышленных предприятий в атмосферу.

Реакция человека на загрязнение зависит от индивидуальных особенностей человека: возроста, пола состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые,престарелые, больные люди.

При систематическом или периодическом поступлении в организм небольших количеств токсических веществ происходит хроническое отравление.

Медики устанавливают прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией,бронхиальной астмой, раком и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено,что такие отходы производства, как хром, никель, многие ядохимикаты вызывают раковые заболевания. Ещё в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он всречается среди них всё чаще и чаще. В результате загрязнения появляются всё новые,неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.

Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком вдыхают больше вредных веществ, чем он сам.