В гостях у агафьи лыковой.

Семья Лыковых.История отшельников. Лыковы – российская семья староверов,которые бежали от репрессий 30-х годов 20-го века в тайгу и вплоть до 1978-го жили в абсолютной изоляции от внешнего мира. Староверы с российской властью начали конфликтовать довольно давно,изрядно осложнил жизнь этому религиозному движению еще Петр I. Революция 1917-го вынудила многих староверов бежать в Сибирь, оставшиеся же горько пожалели о своем решении уже в 30-х годах. Молодого еще Карпа Лыкова бежать вынудила смерть брата. В 1936 году Карп, его супруга Акулина и их дети – 9-летний Савин и 2-летняя Наталья – отправились в путешествие,продолжалось оно долго,пока наконец они не добрались до действительно уединенного места. Здесь семейство обосновалось. В 1940-м родился Дмитрий Лыков, а еще через два года – его сестра Агафья. Мирное течение жизни Лыковых не нарушало ничего – вплоть до 1978-го. Гости из внешнего мира наткнулись на Лыковых случайно – геологическая экспедиция исследовала окрестности реки Большой Абакан. Пилот вертолета заметил с воздуха следы человеческой деятельности – в местах, в которых людей не могло быть даже теоретически. Удивленные находкой, геологи решили выяснить, кто же там живет. Выжить в суровой сибирской тайге оказалось нелегко. Вещей с собой у Лыковых было немного – с собой они принесли несколько горшков, примитивную прялку, ткацкий станок и собственную одежду. Одежда, быстро пришла в негодность, чинить её пришлось подручными средствами – c помощью грубой ткани, вытканной вручную из конопляных волокон. Со временем ржавчина уничтожила и горшки, c этого момента отшельникам пришлось сменить рацион и перейти на строгую диету из картофельных котлет, молотой ржи и конопляных семян. Лыковы страдали от постоянного голода и ели все, что могли достать – коренья, траву и кору. В 1961 году сильнейшие заморозки уничтожили все то немногое, что росло в саду Лыковых,отшельникам пришлось начать есть собственную кожаную обувь. В этом же году скончалась Акулина, она заморила себя голодом, чтобвы оставить больше пищи мужу и детям. К счастью, после оттепели Лыковы обнаружили, что один росток ржи заморозки все же пережил. Росток этот Лыковы берегли, аккуратно защищая его от грызунов и птиц. Росток выжил и дал 18 семян, которые стали началом для новых посадок. Дмитрий, никогда не видевший мира за пределами родных лесов, со временем стал великолепным охотником,он мог целыми днями пропадать в лесу, выслеживая и отлавливая животных. Со временем быт наладить все же удалось. Охота и грамотно расставленные на звериных тропах ловушки приносили Лыковым ценное мясо,которое заготавливали впрок.Кроме,того они ловили рыбу,которую тоже запасали на зиму..Обычно рыбу Лыковы ели сырой или пекли на костре. Немалую часть рациона составляли - грибы, ягоды и кедровые орехи.Рожь, коноплю и некоторые овощи – Лыковы выращивали на огороде. Со временем отшельники научились обрабатывать шкуры, из полученной кожи они делали обувь. Встреча Лыковых с геологами оказалась настоящим шоком для обеих сторон, геологи не могли поверить, что так далеко от цивилизации могли существовать люди, а Лыковы практически отвыкли от общения с другими людьми. Со временем контакт удалось наладить - сначала отшельники начали принимать у гостей соль, затем – железные инструменты. Через некоторое время Лыковы начали выбираться в ближайшие поселения,особенно сильное впечатление на них произвел телевизор. Увы, открытие большим миром принесло Лыковым не только пользу, в 1981 году Савин, Наталья и Дмитрий скончались. Есть основания полагать, что настоящей причиной смерти стал именно контакт со внешним миром – у молодых Лыковых начисто отсутствовал иммунитет к целому ряду современных заболеваний и новые знакомые волей-неволей заразили отшельников смертельными для них вирусами. Геологи хотели помочь Дмитрию – вертолет мог доставить его в клинику,но увы, догматы староверов подобное запрещали категорически – Лыковы были абсолютно уверены в том, что жизнь человеческая находится в руках божьих и человеку воле его противится не следует... Не удалось геологам убедить и Карпа с Агафьей покинуть леса и перебраться к родственникам. Карп Лыков скончался 16 февраля 1988 года; умер он во сне. Агафья Лыкова до сих пор живет в семейном доме... Несмотря на труднодоступность территории, Агафью Лыкову регулярно посещают инспекторы заповедника и геологи. Лыковы неоднократно замечали пролетавшие над тайгой самолёты, но связывали их с предсказаниями «старых книг»: «Будут летать по небу железные птицы». А когда начались запуски спутников, они заметили, что «Звезды стали скоро по небу ходить». По этому поводу Карп Осипович высказал гипотезу, что «Люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие». По свидетельству В. М. Пескова, из всех диковин цивилизации старшего Лыкова более всего впечатлила полиэтиленовая плёнка («стекло, а мнется!»).

В советском обществе к истории Лыковых отнеслись по-разному. Одни считали их тунеядцами, хотя этим людям удалось без современных орудий труда наладить огромное хозяйство, другие – темными и безграмотными, несмотря на то что они всю жизнь безошибочно вели календарь, а мать научила всех четверых детей читать и писать по Псалтыри, правда, на старорусском. В семье были и книги, и иконы.

В 1988 году умер Карп Лыков. Таким образом Агафья Лыкова осталась единственной из семьи саянских отшельников. В 2013 году она воссоединилась с Русской православной старообрядческой Церковью.

Несмотря на то что Агафья родилась уже после ухода родителей от мира, она была наиболее грамотным членом семьи, и поэтому именно ей поручали проводить домашнюю церковную службу. После кончины отца ей удалось связаться со своими родственниками, но отношения с ними не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова приняла постриг в старообрядческом женском монастыре, но несколько месяцев спустя вернулась обратно на заимку, сославшись на нездоровье и «идейные расхождения» с монахинями обители.

Последнюю отшельницу из рода Лыковых стали часто навещали самые разные люди – путешественники, журналисты, писатели, представители различных религиозных конфессий. Жили у нее монастырские послушницы, а также добровольные помощники по хозяйству. Однако никто из них долго не задерживался - уж слишком тяжелые на заимке бытовые условия, да и характер у младшей Лыковой не сахар, ужиться с ней непросто.

Покровительство Лыковой оказывал губернатор соседней Кемеровской Области Аман Тулеев, неоднократно распоряжавшийся доставлять ей необходимые вещи и продукты, а также предоставлять медицинскую помощь.

Перейти жить в более цивилизованные условия Агафья Лыкова отказывается наотрез. Она уверена, что именно здесь, в тайге, на просторе, вдали от соблазнов цивилизации, самая правильная с духовной точки зрения жизнь. Конечно, можно тут поспорить, но задуматься есть о чем.

Встреча с Агафьей Лыковой

Журналисты готовились к встрече с Лыковой несколько недель: купили старообрядческий календарь и получили благословение у священнослужителя староверческой церкви. На сотни километров от жилища Агафьи Лыковой нет ни живой души. Даже за полмесяца пешком не дойти до ближайшей деревни.

Агафья Лыкова к гостям уже давно привыкла, она сейчас самостоятельно, наверное, и не выживет. При первой встречи Лыковы у людей ничего не брали, только один раз попробовали соль и уже после не могли от неё отказаться. Потом Лыковы взяли у людей стекло, которое мнется - так отшельники называли полиэтилен. Потом в доме Лыковых появился термометр и карманные фонари.

В этот раз Агафья взяла у гостей только один календарь, а от другого наотрез отказалась. Зато взяла крупы, масло, муку и тут же завела тесто. Бабушка Агафья в русской печи выпекают потрясающий хлеб и добавляет в него морковь и картошку. Земледелием Агафья занимается довольно успешно и урожай у неё на зависть. Как-то раз Агафья посадила на огороде 40 ведер картошки, а по осени собрала уже 340 ведер корнеплодов. И это при том, что огород у неё на уровне восьмиэтажного дома.

Четверть века уже как живет Агафья одна. Здоровье её сильно пошатнулась - у отшельницы опухоль на правой груди и она медленно увеличивается в размерах. Агафья говорит, что терпимо, но только когда она молится и совершает поклоны, то опухоль неприятно давит на её ребро. Она не хочет ехать лечиться. В прошлом году Агафья даже причастилась и приготовилась уходить в мир иной. Но к зиме ей как-то полегчало и она тут же села писать письмо на большую землю большим чиновникам. Попросила козла, коз и нитки. Журналист спросил Агафью Лыкову, как она научилась писать. Агафья ответила что читать и писать её научила мама.

Агафья Лыкова давно молится, чтобы Бог посылал ей помощь, трудно ей самой в глухой тайге, будучи в пожилом возрасте. В этот раз Агафья составила список желаний, которые попросила выполнить. В этих желаниях самое основное, никаких излишеств, только то, что нужно Агафье для быта и поддержания своего здоровья.

Последняя проверка и помощь для Агафьи Лыковой

Помощь для Агафьи Лыковой не заставила долго ждать и уже второй раз за год к Агафье Лыковой отправились журналисты, врач и неравнодушные к Агафье люди.

До Агафьи добирались на вертолете. Продукты выгрузили, а дальше на санях, иначе до жилища Агафьи не добраться. Затем спасатели взялись помочь по хозяйству и стали колоть дрова. Вместе с ними прилетел также дежурный врач скорой помощи для обследования Агафьи Лыковой.

Агафья жалуется на свое здоровье:
- Лежу опять, а встаю с криками, с рёвом, не склониться.
- Двигаться больно, да?
- Да, вообще...

За 68 лет в качестве медикаментов в основном отвары, но последнее время Агафья Карповна всё-таки стала принимать лекарства - убедить удалось местному священнику. А специальным кремом она смазывает свою опухоль. Но говорит, что не помогает. Особых угрожающих симптомов у неё нет, но конечно Агафья имеет заболевания. Заболевания клинические, желательно в таком состоянии обследоваться, но на это она не соглашается. Агафьи Лыковой привезли крупы, фрукты, все продукты без маркировок и штрих-кодов - эти символы староверы считают греховными. Доставили также сено и капусту для коз. Затворница торопится накормить животных.

Об отшельнице заботятся сотрудники местного заповедника. Видимо для них надпись на двери: дом лыковой Агафья Карповны, без разрешения никому не входить. На полке старинные книги и иконы, молитвы звучат постоянно. Спасатели уже не раз пытались убедить отказаться от затворничества, но пока безуспешно.
Агафья обычно на это отвечает:
- Как мама говорила, лучше с голоду умереть, нежели благоверие предать.

Единственная просьба Агафьи Карповны - это подыскать ей помощника. Добровольца вроде бы нашли. Спасатели обещают доставить его в Урочище реки Еринат ближе к весне.

Беседа с Агафьей Лыковой о новостях мира, Путине и группе "Pussy Riot"

​Весь день Агафья Лыкова хлопочет по хозяйству. И только после того как стемнело, журналист показал Агафье новинку - планшет. Такого технического устройства она никогда не видала. Телевизор смотрела лет 30 назад, хоть и грех для неё это дело. Но она увлеклась тогда, увлеклась и сейчас: с жадностью стала смотреть как жил последние годы мир.

"Вот марсоход Curiosity высадился на Красной планете Марс" - показывает журналист на планшете Агафье Карповне.

А вы к Путину как относитесь?
- А он какой веры-то?
- Никонианской.
- Вот если бы он был старовером... то есть истиным христианином.

Затем на планшете журналисты показали видео, где идёт митинг:

На городские улицы вышло много людей - протестовали против фальсификации. Этих людей, которые выразили свой протест, их крутят и бьют. А в главном православном храме страны плясали девочки в разноцветных колготках и в балаклавах - это такие шапки с вырезом для глаз. Они вот там песни пели и их сейчас на 2 года посадили в тюрьму.
Здесь Агафья Лыкова возмутилась на то, что их посадили в тюрьму. Она сказала, что в тюрьму надо за воровство или убийство сажать. Данный поступок она осуждает, но говорит:
-Исполни девочки песни в старообрядческом монастыре в тюрьму бы их не посадили, а наложили бы епитимью и по ней пост с молитвой.
Но от дома отшельницы до Москвы больше 4000 км. Там наверняка про это и не услышат.

Агафья Лыкова: новости за последние несколько лет

Агафья Лыкова впервые за последние несколько лет оказалась в больнице. В глухой Сибирской тайге, где на сотни километров вокруг ни души, она всё делает в одиночку: сама лечится, сама очищает избушку от снега. По спутниковому телефону, который ей подарили, она позвонила родственникам и попросила о помощи врачей - у нее сильно заболели ноги. Отшельницу на вертолете доставили в Таштагольскую больницу. Медики уверяли в том, что жизни отшельницы ничего не угрожает, но всё же, чтобы быть полностью в этом уверенными, требовали сдать анализы и пройти обследование. Тем более в больнице есть всё необходимое оборудование.

Главрач рассказала по телефону:

-Она чувствует себя удовлетворительно, проходит обследование - рентгенологическое, биологическое, всякие разные сдает анализы. Предварительный диагноз - поясничный остеохондроз.

В больнице Агафье необходимо было провести как минимум неделю - столько требуется на обследование. А дальше, если понадобилось бы лечение, то пришлось бы остаться надольше. Но отшельница сразу сказала, что намерена вернуться к прежнему образу жизни: в тайгу, где прожила всю свою жизнь семья староверов Лыковых, которую обнаружили в семидесятых годах прошлого века геологи. Но вскоре отец, братья и сестра умерли, и Агафья осталась одна. С продовольствием отшельнице помогает губернатор. Пожилой женщине не раз предлагали перебраться поближе к цивилизации, но она остается верна затворническому образу жизни.

Агафья Лыкова: домой в тайгу

Через время Агафья Лыкова почувствовала себя намного лучше: если в первые дни она не могла даже наступать на ногу, то потом начала сама ходить, правда с тросточкой. Глава Таштагольского района, где лечилась Агафья, подарил ей икону, но Агафья отказалась от его подарка. Она говорит, что в её лесном доме только свой старинный иконостас. Дальние родственники в очередной раз настойчиво предложили Агафье переехать в посёлок, тяжело ведь одной в лесу Агафье жить.

Но 72-х летняя отшельница сказала, что хочет вернуться домой. В свое время отцу Карпу Осиповичу она дала клятву: всю жизнь прожить в далекой Сибирской тайге. Туда староверы Лыковы пришли ещё до рождения Агафьи в 1934 году. Лыковых случайно обнаружили геологи в 1978-ом году на границе Кузбасса и Хакасии. До этого большая семья жила совершенно обособленно, ничего не знала даже о второй мировой войне. Вот уже почти 30 лет Агафья живет одна. Ближайший населенный пункт от заимки Агафьи в двух неделях ходьбы.

В вертолёте Агафье вручили подарки от губернатора: тёплый жилет, шаль и даже бензопилу. Губернатор говорит:
- Я бы хотел, чтобы ты месяц ещё в городе пожила для нашего спокойствия.
Агафья говорит, что никак не может без тайги и своих коз.
- Ну смотри, как решила, так решила.

Агафья переживает, что без присмотра у нее остались козы, собаки, кошки и куры. Хватило ли им корма на неделю? Переживает Агафья, но тронул ли медведь ее животных. Агафья поведала, как медведь недавно спускался с горного склона и шастал по её двору в поисках съестного. Врач говорит, что у Агафьи прекрасное для её возраста здоровье, в том числе и потому, что вокруг чистый воздух и кристально белый снег. На берегу горной реки когда-то Карп Осипович, отец Агафьи, взял с неё обещание: "жить в тайге до конца своей жизни". Поэтому она хочет остаться здесь, на той земле, где родилась.


Агафье Лыковой вручили медаль за веру и добро

Два года назад самой знаменитой отшельницы России Агафьи Лыковой вручили медаль за веру и добро. Кемеровские власти наградили Агафью как-то неожиданно, не к юбилею Агафьи, а к юбилею своей области. Медаль доставили вертолетом, иначе к дому Лыковой и не добраться.

В этом доме всё как из детской книжки: чугунок с тыквой, русская печка и точно сошедшая со страниц сказки старушка в валенках и кафтане. Стоит только увидеть и сразу станет понятно - она жива, в прекрасной форме и кажется нисколько не изменилась. - отшельница, знаменитая среди тех, кому немного за сорок. Продвинутая молодежь назвала бы её сегодня дауншифтер, а она староверка, затерянная посреди Хакасской тайги.

У ней давно не было журналистов, но и в этот раз бабушка не просто подпустила к себе, но и поделилась семейным укладом. Вдали от мирской жизни, она каким-то чудным образом успевает следить за новостями. Агафья говорит: "Раньше-то был царь, а теперь президентом назвали". Главный информатор Агафьи жил по соседству - бывший геолог Ерофей Седов. Он поселился рядом с отшельницей 17 лет назад, когда ему ампутировали ногу, а врачи рекомендовали пить родниковую таежную воду и дышать чистым воздухом.

Вот и перебрался Ерофей Седов из шумного города на заимку к Лыковым. Лыковы тогда ему предоставили бывший курятник неподалеку у реки, куда он благополучно перебрался и жил до конца своих дней. В 2015 году единственный сосед Агафьи оставил этот бренный и полный страдания мир. Раньше Агафья заходила к Ерофею и приносила ему водицы из речки. Добродушный Ерофей брал радиоприемник, находил радиоканал с новостями и они вместе с Агафьей слушали последние новости с большой земли.

После теплой встречи Агафья повела журналистов к реке и учит правильно креститься. Без Креста на излучине реки Еринат не положено набирать воду. Журналист говорит, что он тремя перстами крестится. На что Агафья Карповна ответила: "Такая вода только для коз подойдет и мытья полов. А для приготовления пищи, умывания и утоления жажды нужно при наборе воды читать староверческую молитву, и при этом возлагать на себя крест двумя перстами".

Речь отшельницы трудно понять, даже проведя с ней достаточно времени. Но это не дефект речи, а скорее от монотонных молитв. Агафья до 1978 не видела других людей кроме матери, отца двух братьев и сестры.

Таежная отшельница всегда отличалась в семье крепкой памятью, но наизусть всех молитв не помнит. Агафья молится так как когда-то её научила мать и по тем книгам, что остались после раскола, православных никониан и старообрядцев. С тех пор уже больше 300 лет прошло, но традиции староверов не изменились. Она по-старинке разводит огонь в доме, где спит, здесь же занимается ткацким делом. Небольшую жилплощадь с ней разделяет девять кошек.

Для сна есть у Агафьи ещё один жилой объект, но в него она не советовала нам заходить. Дом стал нежилой для старовера Агафьи после того, как у неё поселился помощник Георгий. Он у бабушки взял без спроса ведро и вымыл всю комнату. Кто же тогда ему мог подсказать, что ведро оказалось отхожем. С тех пор Агафья даже не заходит в тот дом.

Агафья Лыкова: последние новости 2018 год (видео)

10.08.2014 3 32537


В Хакасском заповеднике, на уникальной природной территории, взятой под охрану государства, есть участок под уютным названием - заимка Лыковых. Его присоединили к заповеднику в 2001 году, но знаменит он вовсе не редкими видами растений и животных, а потрясающим примером аскезы и силы духа.

В конце 1970-х годов, исследуя этот природный уголок, геологи неожиданно наткнулись на семью Лыковых. Пятеро старообрядцев прожили в тайге около сорока лет без связи с внешним миром. Они не читали современных книг, не знали ничего о политике и совсем не интересовались техническим прогрессом Советского Союза, но умудрились сохранить в своей семье то главное, что безжалостно уничтожала машина новой власти, -веру в человеческое достоинство, взаимопомощь и любовь к земле, которая отдает свои плоды в обмен на бережное использование.

Современному человеку, который даже на час не может остаться без телефона, социальных связей и каменных джунглей, сложно представить, что все необходимое для жизни есть в природе и в нем самом. А семья Лыковых доказала это на собственном примере.

ПУТЬ К ОДИНОЧЕСТВУ

История мытарств отшельников началась еще в 20-х годах прошлого века. Стремлением «слиться с народом» Лыковы никогда не отличались, а потому и в те времена жили в местечке Тиши у реки Большой Абакан одной усадьбой. Революции и смена власти волновали их в последнюю очередь: Лыковы вели хозяйство, ухаживали за огородом, читали религиозные книги и старались жить по-божески.

Именно потому коллективизация ударила по ним больнее, чем по тем, кто был в курсе событий и мог подготовиться к переменам хотя бы морально.

Первыми ласточками стали крестьяне, бежавшие от поборов. Поскольку Лыковы жили уединенно, многие верили, что в этот спрятанный на реке уголок советская власть доберется еще не скоро. Так вокруг дома Лыковых образовалось еще с десяток дворов, но мирное существование продолжалось лишь до 1929 года. Неожиданно в лыковской деревеньке появился представитель от партии с поручением создать из местных жителей артель рыболовов и охотников.

Сначала гостя приняли просто без особой радости, но вскоре между старообрядцами и представителями новой власти началась настоящая борьба. Лыковых, привыкших к самостоятельной жизни, в которой им никто ничего не должен, но и они не должны никому, стали из деревни просто выживать.

В попытке сохранить достоинство Лыковы снялись с насиженного места и расселились вдоль реки. Некогда большая семья начала дробиться: кто-то отставал, другие шли вдоль реки в поисках более плодородных земель и лучших условий. В те времена существование Лыковых отнюдь не было окутано тайной: они появлялись в ближайших населенных пунктах, чтобы покупать нити для вязания рыболовных сетей, кроме того, помогали жителям Тишей строить лечебницу у местного источника.

В 1932 году на этой природной территории был образован заповедник, что ухудшило их положение. Правительственный декрет запрещал охотиться, рыбачить и заниматься сельским хозяйством на охраняемой земле, то есть делать все то, чем кормились Лыковы. К этому моменту Карп Осипович, главный герой этой истории, обзавелся женой Акулиной; в 1930-м у молодых родился первый сын, Савин.

В таком составе они в конечном итоге поселились в самодельной избушке на берегу горного притока реки Еринат. Жители ближайших городков и деревень, конечно, знали, что где-то в тайге бродит семейство старообрядцев, но, поскольку от Лыковых не было никаких вестей, их считали погибшими. Тем не менее Лыковы справились со своими неурядицами, а весть о том, что они живы, в конце 1970-х разнеслась по всем советским газетам.

ТУНЕЯДЦЫ ИЛИ АСКЕТЫ?

Первыми в 1978 году отшельников обнаружили геологи, которые подбирали площадки для высадки исследовательских партий и случайно обнаружили «ручные» пашни Лыковых. Отшельников к тому времени было пятеро: отец семейства Карп Осипович, сыновья Савин и Дмитрий и дочери Наталья и Агафья. Жена Карпа Осиповича Акулина скончалась в 1961 году от голода.

В начале 1980-х к диковинному семейству отправились репортеры. Первыми заметки о быте жителей тайги опубликовали газеты «Социалистическая индустрия» и «Красноярский рабочий». В 1982 году цикл статей о Лыковых, написанных советским журналистом Василием Песковым, появился в «Комсомольской правде». Вскоре они вышли в виде отдельной книги, получившей название «Таежный тупик». Заметки о Лыковых Василий Песков писал почти до самой смерти в 2013 году, регулярно навещая заимку.

Василий Песков и Агафья Лыкова

Тогда, в начале 1980-х, мнение общественности по поводу быта Лыковых разделилось. Если Василий Песков отнесся к отшельникам хотя бы с человеческим сочувствием, то другие акулы пера оказались неистовы в своих оценках. Карпа Осиповича называли тунеядцем и дезертиром: мол, пока огромная страна вставала с колен после войн и революций, он тихо отсиживался в землянке.

Эти замечания отчасти верны, хотя и довольно комичны: Лыковы, конечно, ничего не дали Советскому Союзу в материальном плане, не поставили социалистических рекордов и не справились ни с одной пятилеткой за четыре года. С другой стороны, у этой власти они ровным счетом ничего не брали. Обвиняя отшельников в отсутствии любви к обширной Родине, репортеры как-то упустили из внимания, что любовь к своей земле, которую Лыковы возделывали руками, выражалась у них не на словах, а на деле.

ОБРАЗЦОВЫЙ БЫТ

Все эти годы Лыковы кормились охотой, не имея огнестрельного оружия. На тропах они рыли ловчие ямы, а заготавливая мясо на зиму, делили его на тонкие пластины и вялили на ветру. Живя на реке, отшельники приспособились ловить рыбу и готовить ее разными способами - запекать и сушить впрок. Никаких удочек у них не было, чтобы добыть рыбу, отшельники ставили в реке специальные загородки.

Дополняли рацион Лыковых грибы, ягоды и орехи, а огороду Лыковых позавидовал бы даже бывалый агроном: не имея современных орудий труда, ничего не зная о витаминах и удобрениях, они смогли создать образцовые посадки, которые кормили их на протяжении сорока лет.

Участок они разбили на склоне горы под углом 40-50 градусов. Он уходил вверх на 300 метров и был разделен на три уровня - нижний, средний и верхний. Дробление грядок по высоте позволяло лучше сохранить урожай, а сами культуры Лыковы высаживали с учетом их биологических особенностей.

Основной пищей отшельников был картофель. Его сажали на одном месте не более трех лет, и за полвека культура не выродилась. Более того, когда ученые провели исследования рациона Лыковых, выяснилось, что в их таежном картофеле существенно больше крахмала, чем у современных культивируемых сортов. Кроме того, овощи с лыковского огорода не болели никакими сельскохозяйственными болезнями.

Интересна процедура подготовки к посеву. За три недели до посадки Лыковы тонким слоем распределяли картофельные клубни на сваях, а под пол укладывали камни и разводили костер. Отдавая тепло, камни равномерно прогревали клубни. Сроки посева подбирали в соответствии с местным климатом и старались не выбиваться из графика.

Это может показаться неправдоподобным, но за долгие десятилетия Лыковы ни разу не ошиблись в календаре, а жена Карпа Осиповича выучила четырех детей читать и писать по Псалтыри. Книги в семье хранили очень бережно, так же относились к иконам. Более того, речь отшельников помогла филологам сделать ряд важных для этой научной области наблюдений.

Когда к Лыковым стали направлять экспедиции, в числе первых посетителей оказались сотрудники Казанского университета. Отшельники неохотно входили в контакт с приезжими, и, чтобы заручиться их доверием, ученые мужи из города сутками помогали Лыковым колоть дрова, вспахивать грядки и носить воду. Вскоре отшельники растаяли - больше от сочувствия к гуманитариям, чем от принесенной практической пользы. И наконец Агафья, младшая дочь Карпа Осиповича, порадовала исследователей своим чтением. «И вот однажды Агафья взяла тетрадку, в которой от руки было переписано «Слово о полку Игореве», - вспоминали участники экспедиции. -

Ученые заменили в ней только некоторые модернизированные буквы древними, более привычными для Лыковой. Она осторожно открыла текст, молча просмотрела страницы и стала напевно читать... Теперь мы знаем не только произношение, но и интонации великого текста... Так «Слово о полку Игореве» оказалось записанным для вечности, может быть, последним на земле «диктором», будто бы пришедшим из времен самого «Слова...».

Огромный научный интерес представляли и исследования иммунитета Лыковых, не знавших типичных для городских жителей инфекционных болезней. Впрочем, именно встреча с «большим миром» в итоге сгубила отшельников: согласно исследованиям, трое из пяти членов семьи скончались в короткие сроки, подхватив заразу от гостей, ведь их организм просто не знал, как бороться с инфекцией.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ПТИЦЫ

Впрочем, еще до кончины Савина, Дмитрия и Натальи отшельников распекли в советских газетах на все лады, от дикарей до тунеядцев. Причину их мытарств объясняли просто: Лыковы верили в Бога, и темная вера завела их в лес. Немногие осмелились вслух восхититься людьми, которые нашли в себе силы противиться новому режиму, который был им непонятен и чужд.

«Житье и быт убоги до крайности, рассказ о нынешней жизни и о важнейших событиях в ней слушали, как марсиане... Младшие Лыковы не имели драгоценной для человека возможности общения с себе подобными, не знали любви, не могли продолжить свой род. Виной всему - фанатичная темная вера в силу, лежащую за пределами бытия, с названием Бог. Религия, несомненно, была опорой в этой страдальческой жизни. Но и причиной страшного тупика была тоже она... Убито было в этой убогой жизни и чувство красоты, природой данное человеку. Ни цветочка в хижине, никакого украшения в ней. Никакой попытки украсить одежду, вещи... Не знали Лыковы песен» - вот некоторые цитаты из сочинений тех времен.

Особенно угнетало критиков то, что отшельники не имели понятия, кто такие Ленин, Маркс и Энгельс. Когда над тайгой появились первые самолеты, Лыковы объяснили это предсказаниями из «старых книг»: «Будут летать по небу железные птицы». Заметили отшельники и появление спутников, правда, принимали их за звезды, которые почему-то стали очень быстро передвигаться по небу. По этому поводу Карп Осипович предположил: «Люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие».

Множество добровольцев тут же кинулись помогать Лыковым и просвещать их. В большинстве случаев это были просто любопытные, и далеко не все из них приходили с чистыми намерениями. Писатель Лев Черепанов, побывавший у староверов в начале 80-х, вспоминал: «Мы пришли к Лыковым не первые. С ними с 78-го года встречались многие, и когда Карп Иосифович по каким-то жестам определил, что я в группе «мирян» старший, он отозвал меня в сторону и спросил: «Не возьмешь ли своей, как там у вас говорят, жене мех на воротник?» Я, конечно, сразу воспротивился, что очень удивило Карпа Иосифовича, потому что он привык к тому, что приходящие брали у него меха».

Драгоценные шкурки ничего не стоили в глазах отшельников, а вот те, кто называл их отсталыми дикарями, запросто пользовались их добротой.

КРИК О ПОМОЩИ

Лев Черепанов не раз предлагал ограничить доступ в заимку Лыковых, опасаясь, что нашествие «гостей» причиняет отшельникам множество тревог. На том же настаивал заведующий кафедрой анестезиологии Красноярского института усовершенствования врачей Игорь Назаров, но попытки объяснить чиновникам, что иммунитет таежных жителей не выдержит встречи с неизвестными бактериями, не увенчались успехом. В 1981 году один за другим умерли Савин, Дмитрий и Наталья, отказавшись принимать лекарства, которые им оставили медики.

Младшая сестра, Агафья, все же переступила через себя и вылечилась таблетками. Так они остались в избушке вдвоем с отцом, однако Карп Осипович был уже пожилым человеком и скончался в 1988 году. Несмотря на то, что после публикаций Василия Пескова у Агафьи нашлось множество родственников, проживающих в куда более цивилизованных местах, чем заимка, отшельница наотрез отказалась переезжать к людям, объяснив, что ей нужен простор.

Сейчас Агафье 69 лет, она по-прежнему обитает на Еринате, а компанию ей составляют бывший геолог Ерофей Седов и часто меняющиеся волонтеры. Однако первый ничем не может помочь по хозяйству - много лет назад он потерял ногу и передвигается на костылях, а вторые с трудом уживаются со своенравной Агафьей.

Осознав, что ей тяжело в одиночку вести хозяйство в тайге, она стала обращаться за помощью к краевой администрации или к старому знакомому - Владимиру Павловскому, редактору газеты «Красноярский рабочий». Письма с обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы» - Агафья Лыкова передает с оказией - у нее по-прежнему часто бывают гости. Ее послания написаны с использованием старорусского алфавита, разобрать текст непросто, но можно. Больше всего она нуждается в сене и дровах на зиму, которые тяжело заготовить самой. А еще - в помощнике, который взял бы на себя мелкие бытовые поручения.

Общины староверов не раз направляли к ней добровольцев, но мало кто способен долго жить в такой глуши. В заимке нет ни бани, ни элементарных удобств, мыться можно, только окатывая себя ледяной водой или растирая снегом. Заимка Лыковых находится в 120 километрах от ближайшего поселка, и прилететь к отшельнице на вертолете намного проще, чем пробраться через глухую тайгу.

Сотрудники Хакасского заповедника регулярно бывают у нее, правда в основном совмещая визиты с работой, когда вертолет облетает территории во время паводка или лесных пожаров. Летать на заимку просто так - удовольствие не из дешевых. Один рейс туда-обратно обходится почти в полмиллиона рублей.

Одно время в избушке у Агафьи стояла тревожная кнопка. Получая сигнал из заимки, сотрудники МЧС вылетали спасать старушку, но на месте выяснялось, что у Агафьи просто закончилось сено или дрова. По словам Владимира Павловского, относиться к Лыковой стоит снисходительно, как к ребенку. Она не знает ни цены деньгам, ни нравов в обществе, а потому и отказывать, и помогать ей надо деликатно.

«Сколько я ее знаю - она всегда жалуется на свою жизнь, - говорит Владимир Павловский. - Может быть, это ей в какой-то мере помогает: разжалобит немножко - и помощи больше. И надо к этому относиться нормально. Она - дитя. И ни в коем случае не стоит стремиться сделать ей зло, ей нужно только помогать. Меня тронули в ее письме подробности, что она уже и печку не топит, и еды у нее - чуть ли ни впроголодь живет. Хотя крупы, соли, сахара у нее в достатке. Ну а сейчас действительно уже, видимо, припекло. Думаю, нужно все-таки искать помощника. Пока она на ногах, строит краткосрочные планы - помочь ей прожить там зиму и подготовиться к следующей зимовке: заготовить дров, накосить сена, посадить огород, потом помочь выкопать картошку. Правда, кто это потянет? Мне звонил один журналист, просил отправить его туда на год. Я знаю его, он хороший человек, но я не уверен, что он продержится там и полмесяца. Я протянул бы там максимум месяц, и это еще учитывая хорошие отношения с Агафьей Карловной».

Последний помощник покинул Лыкову в апреле - молодой человек, член томской старообрядческой общины, провел в заимке два месяца, но получил повестку в армию. Нового компаньона отшельнице пока не подобрали, хотя от желающих не было отбоя. Однако администрация заповедника и краевые власти очень тщательно выбирают для Лыковой помощника, стараясь исключить риск, что доброволец через неделю попросится обратно.

Сейчас рассматривают шестерых кандидатов, все эти люди - выходцы из староверческих семей, осознающие, куда и для чего они едут. А пока суть да дело, Агафья отметила день рождения. На 69-летие отшельнице прислали ящик фруктов, в том числе вдоволь бананов, к которым Агафья питает особенную слабость.

Отшельница не жалуется на здоровье и улыбается гостям. У нее пополнение в хозяйстве: козы принесли козлят, а кошки расплодились так, что отшельница даже не может их посчитать. В очередной избе, построенной для нее добровольцами, конечно, уже не найти тех старинных орудий труда, которые Лыковы мастерили своими руками. Большинство вещей отправились в музеи или просто отслужили свой век.

Теперь у Агафьи есть резиновые сапоги, свечи, ведра, кастрюли, одежда, бочки, часы, мотки проволоки, инструменты. Разве что иконы остались на своих местах. Некоторые из них настолько почернели от времени, что невозможно догадаться, что на них изображено. Однако они, равно как и бескрайняя тайга, остались свидетелями огромного подвига, совершенного во имя свободы и веры.

Евгения НАЗАРОВА, журналист (Москва)

Журнал Smithsonianmag вспоминает, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней.

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание, поедая кору и заново изобретая примитивные инструменты быта в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка.

Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения.

На высоте около 2 метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.

Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака.

Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек.

Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.

Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие - забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, - бормоча: «Нам это не можно!»

Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Карп Лыков был старовером - членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации.

Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать.

В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.

Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины.

То немногое, что семья взяла с собой во время побега - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, - со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе.

В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась.

Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.

Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик.

Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов - оказался для них непреодолимым соблазном.

Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».

Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты.

Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу: «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались.

В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. Господь даст, и она проживет - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги, спустя четверть века, она и по сей день продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.