В чем заключается специфика придаточных присоединительных. Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными

Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

оборудование: учебник, раздаточный материал.

тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Повторение. Актуализация опорных знаний

1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Расставить ударение в словах: балова ть, докуме нт, задо лго, звони шь, новый катало г, краси вее, мастерски , облегчи т, усугуби ть, составить догово р, столя р, на чал смеяться, начала , парте р. (карточки)

2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)

    Доволен успехами;

б) управлять автомобилем,

г) характерные черты,

д) стена из кирпича.

3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)

    Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.

    Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.

    У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)

    В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)

4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)

- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где , куда , откуда ):

2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если , коли (устар.):

4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя ):

III. Постановка целей и задач урока .

С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).

Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).

Работа с таблицей.

Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.

Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. [ Зной все увеличивался ] , (так что становилось тяжело дышать ). , (так что).

2. [Мы сидели на углу басти о на], (так что в обе стороны могли видеть всё ). , (так что).

Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.

(Бастион – крепостное военное укрепление.)

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

(доска) Сравните:

Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;

Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например: (карточка)

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.

(доска)

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.

2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.

3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.

V. Закрепление нового материала

Упр. 187 устно.

1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики

2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки

У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)

[Воздух становился так редок] , (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).

Вопросы ученикам:

    С какими видами придаточных познакомились?

    Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?

    На какой вопрос они отвечают?

    Какими союзами они прикрепляются к главному?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица

2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.


Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)

І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.

1. Наташа у нас вчера (в )первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на )мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин ). 3. Они прошли ( в )близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов ). 4. Буфетчик ( в )миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков ). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на )верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в )низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков ).

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Снег становился всё белее и ярче , так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

, (так что - союз).

Обратите внимание!

1) Так что - единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен - придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен - придаточное образа действия и степени, так - указательное слово в главном предложении, что - подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

    Например:

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это ; отчего → оттого ; зачем → затем .

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. - Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).

План разбора сложноподчинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).
  4. Определить тип придаточного предложения.
  5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).
  6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
  7. Построить схему сложноподчинённого предложения.

Образец разбора

Молодые люди так потрясены этой встречей, что некоторое время молчат , глядя на нас (Гинзбург).

Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа - молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат , глядя на нас ; грамматическая основа - молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи - союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.

[кр. прич. + указ. сл.], (что - союз).
образа действия и степени

Присоединительные придаточные содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.

Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причём в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т. е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная явно несамостоятельна, так как имеет формальный показатель подчинения - союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). В сложном предложении

Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (Т.)

первая придаточная часть, присоединяемая союзом «что», - изъяснительная, необходимость ее обусловлена структурой главной части предложения (соотносительное слово в томтребует конкретизации). Построение придаточной изъяснительной таково, что не вызывает необходимости в следовании за ней новой придаточной, и последняя носит характер добавочного замечания по поводу основного высказывания (оценка его содержания). Это и есть присоединительная часть. Характер синтаксических отношений её с предшествующей частью предложения напоминает отношения между частями сложносочиненного предложения, о чем свидетельствует возможность замены союзного слова «что» сочетанием «и это» (ср.: И это для человека незанятого весьма приятно), что недопустимо в придаточной изъяснительной.

Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов «что» разных формах), «где», «куда», «откуда», «когда», «почему», «отчего», «зачем», «как».

Наиболее часто употребляется в присоединительной функции союзное слово «что» (в разных формах):

Максим, nокачивая головой, бормотал что-то и окружал себя особенно густыми клубами дыма, что было признаком усиленной работы мысли (Кор.);

Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чём и не nрекословили ему соседи... (П.);

...Лисий след она (волчиха) принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.).

Союзные слова «почему», «отчего», «зачем» присоединяют предложения с причинно-следственными и целевыми оттенками значений:


Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел (Ч.);

Брату нужно было сдавать вступительные экзамены в институт, зачем он и приехал в город;

В лесу уже становилось темно, почему и пришлось возвратиться домой.

Наименее употребительны в придаточных присоединительных союзные слова «где», «куда», «откуда», «когда» и союз «как», вносящие соответствующие их лексическому значению оттенки: пространственный, временной, сравнительный. Причем присоединительная функция их выявляется только в сочетании со следующим за ними «и» («где и», «когда и», «как и» ). Например:

Он возвратился домой ровно в пять часов, когда и должен был прийти;

...Правда была в том, что он в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам (Дост.);

Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Леск.).

Присоединительные придаточные, как правило, располагаются после главной части или реже - в середине. Допустимое в отдельных случаях вынесение их в начало предложения создаёт характер инверсии:

Что часто случается бабьим летом, с утра затянутое небо днем стало веселеть, и мягкое солнце без теней осветило землю (Фед.).

Некоторые присоединительные конструкции в результате частого употребления превратились в устойчивые обороты фразеологического характера: «что и следовало ожидать»; «что и требовалось доказать»; «с чем вас и поздравляю».

В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу.

Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного - союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем , вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это :

И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово что , являющееся подлежащим.

Я здоров, чего (= этого) и вам желаю - средство связи - союзное слово чего , являющееся дополнением.

Типы придаточных предложений в русском языке

тип прида- точного вопрос связь присловная / неприсловн. средства связи указа- тельные слова в ГП пример
союзы союзные слова
1. опреде- лительное какой? сущ. или мест. в главной части который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что такой, тот Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом, что стоял на горе, был хорошо виден.
2. изъясни- тельное падеж- ные вопросы глагол, пред. наречие, сущ. со знач. речи, мысли, чувства что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько то (во всех формах) Известие о том, что я приеду, его не обрадовало. Я не знаю, как ему об этом сказать. Надо, чтобы он пришел.
3. времени когда, как долго, с каких пор, до каких пор? - когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг когда (если относится к тогда или др. наречию со знач. времени в главной части) тогда Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили.
4. места где, куда, откуда? где, куда, откуда там, туда, оттуда Я был там, где никто из вас не был. Пойду, куда глаза глядят.
5. причины почему, отчего? - потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что Я очень нервничал, так как был не до конца готов к ответу.
6. следствия каково след- ствие? - так что Было холодно, так что из дома мы не выходили.
7. условия при каком условии? - если (...то / так / тогда), когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если Если ты не позвонишь, я буду волноваться.
8. цели зачем, с какой целью? - чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только затем Они пришли, чтобы проститься.
9. уступки несмотря не что, вопреки чему? - хотя (хоть ), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы) ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни Хотя я болел, но задание выполнил. Как я ни стремился домой, поехать туда мне не удалось.
10. срав- нения как что, подобно чему? - как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы так Листья зеленеют, словно их кто-то вымыл. Было так тихо, как бывает только в осеннем лесу.
11. меры и степени в какой мере, степени? мест. (см. указательные слова), наречие что, чтобы, любой сравнительный союз насколько, сколько так, такой, настолько, (не) столько Было так тихо, что становилось не по себе. Мы поднялись на такую высоту, что захватывало дух.
12. образа действия как, каким образом? так как так Я всё сделал так, как ты мне сказал.
13. присое- динитель- ное - - что (в любой падежной форме), отчего, почему, зачем Отец долго не приезжал, что всех беспокоило. Я здоров, чего и вам желаю.

Знаки препинания в СПП

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного: Когда он описывал свой путь, голос его был спокоен. Когда Вронский смотрел на часы, он был так растревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.

2. Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится, если:

а) придаточное предложение начинается с НЕ: Хотелось бы знать не что он сказал, а как он это сказал.

б) перед подчинительными союзами стоят повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО и т.п.: Я отвечу вам или когда получу информационный бюллетень. Или когда сам наведу справки.

в) придаточное предложение состоит из одного слова: Он ушёл и не сказал куда.

3. Однородные придаточные предложения, соединённые одиночным союзом И, запятой не разделяются: Тигр держится там, где гуще заросли и где достаточно есть корма.

4. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, оттого что, в то время как, для того чтобы, благодаря тому что, в связи с тем что, с тех пор как, перед тем как, подобно тому как), запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации либо перед всем союзом, либо перед второй его частью: Я зажмурил глаза, потому что блеск от свечей был ярким. Он опоздал только потому, что на дороге произошла авария. Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору вокруг.

5. Если рядом находятся два союза, то запятая между ними ставится в том случае, если дальше не следует вторая часть составного союза; если же за придаточным предложением следует вторая часть составного союза, то запятая между союзами не ставится: Она сказала, что, если не забудет, зайдёт вечером в аптеку. Она сказала, что если не забудет, зайдёт вечером в аптеку.

6. Не отделяются запятой устойчивые сочетания: как можно лучше, как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, как следует, где попало, сколько угодно.

Мир синтаксиса неисчерпаем: как в лексике, в нем есть синонимы, только это синтаксические синонимы. Как и в морфологии, в нем необходимо знать части речи, чтобы определить слово, к которому прикрепляется придаточное. На уроке вы отработаете навык нахождения придаточного присоединительного. Научитесь находить синтаксические синонимы к нему. Рассмотрите, чем отличается придаточное присоединительное от других придаточных с похожими союзами и союзными словами; узнаете о переходе некоторых придаточных присоединительных в устойчивые словосочетания

Придаточные присоединительные - это предложения, которые содержат попутное, добавочное сообщение.

Они прикрепляются к главному при помощи союзных слов что, почему, отчего, зачем, вследствие чего и др., относятся ко всему главному. К ним нельзя задать вопрос, но можно подобрать синонимичные сложносочиненные предложения:

что должно было поднять настроение маме . - СПП с придаточным присоединительным. - Дети старательно убирали игрушки, и это должно было поднять настроение маме. - Сложносочиненное предложение.

Придаточные присоединительные, как правило, стоят после главного (иногда в середине главного).Некоторые присоединительные придаточные превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.

Список литератур ы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: «Дрофа», 2011.

Домашнее задание

  1. Можно ли задать вопрос к придаточному присоединительному?
  2. Как придаточные присоединительные присоединяются к главному?
  3. Каково место придаточного присоединительного по отношению к главному?
  4. Какую информацию вносит придаточное присоединительное в предложение?

Упражнение 1. Найдите СПП с придаточным присоединительным, замените его ССП.

1. Надо было ехать в гости, чего Лене совсем не хотелось. 2. Он говорил о том, что волновало его. 3.Дети старательно убирали в комнате, что должно было поднять настроение маме. 4. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 3.Ребята пошли в лес, где и заночевали. 5. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы.4. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. (Н. Гоголь.) 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.

Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.

1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов. 2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять. 3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия. 4. Отчего так плачет Варя? 5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы? 6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий. 7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный... (М. Лермонтов.) 8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир. 9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.