Условия мира русско турецкой войны 1877 1878. Русско-турецкие войны – причины

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. - крупнейшее событие в истории XIX века, оказавшее значительное религиозное и буржуазно-демократическое влияние на балканский народ. Масштабные военные действия русской и турецкой армии являлись борьбой за справедливость и имели огромное значение для обоих народов.

Причины русско-турецкой войны

Военные действия стали следствием отказа Турции прекратить боевые сражения в Сербии. Но одной из главных причин возникновения войны в 1877 году послужило обострение Восточного вопроса, связанное с антитурецким восстанием, которое вспыхнуло в 1875 году в Боснии и Герцеговине из-за постоянного угнетения христианского населения.

Следующей причиной, имевшей особое значение для русского народа, была цель России выйти на международный политический уровень и оказать поддержку балканскому народу в национально-освободительном движении против Турции.

Основные сражения и события войны 1877-1878 годов

Весной 1877 года состоялось сражение в Закавказье, в результате которого русскими была захвачена крепость Баязет и Ардаган. А осенью в окрестностях Карса состоялось решающая битва и основной пункт сосредоточия турецкой обороны Авлияр был разбит и русская армия (значительно изменившаяся после военных реформ Александра 2) двинулась к Эрзуруму.

В июне 1877 года русское войско, численностью 185 тысяч человек во главе с братом царя Николаем перешла начала переход через Дунай и пошла в наступление против турецкой армии, состоявшей из 160 тысяч человек, находившихся на территории Болгарии. Сражение с турецкой армией состоялось при переходе Шипкинского перевала. На протяжении двух дней велась жестокая борьба, которая завершилась победой русских. Но уже 7 июля, по пути к Константинополю, русский народ столкнулся с серьезным сопротивлением турок, занявших крепость Плевну и не желающих ее покидать. После двух попыток русские бросили эту затею и приостановили движение через Балканы, заняв позицию на Шипке.

И только к концу ноября ситуация изменилась в пользу русского народа. Ослабленные войска турок сдались, и русская армия продолжила путь, побеждая в сражениях и уже в январе 1878 года вступила в Андрианополь. В результате сильного натиска русской армии турки подались в отступление.

Итоги войны

19 февраля 1878 года был подписан Сан-Стефанский договор, условия которого сделали Болгарию автономным славянским княжеством, а Черногория, Сербия и Румыния стали независимыми державами.

Летом этого же года состоялся Берлинский конгресс при участии шести государств, по итогам которого Южная Болгария так и осталась принадлежать Турции, но Русские все же добились того, чтобы к Болгарии были присоединены Варна и София. Также был решен вопрос об уменьшении территории Черногории и Сербии, а Босния и Герцеговина по решению конгресса попала под оккупировку Австро-Венгрии. Англия получила право вывести войско на Кипр.

БЕРЛИНСКИЙ КОНГРЕСС 1878 Г.

БЕРЛИНСКИЙ КОНГРЕСС 1878, международный конгресс, созванный (13 июня - 13 июля) по инициативе Австро-Венгрии и Англии в целях пересмотра Сан-Стефанского договора 1878. Завершился подписанием Берлинского трактата, условия которого в значительной мере были в ущерб России, оказавшейся на Берлинском конгрессе в изоляции. Согласно Берлинскому трактату, была провозглашена независимость Болгарии, образована область Восточная Румелия с административным самоуправлением, признана независимость Черногории, Сербии и Румынии, к России присоединены Карс, Ардаган и Батум и т. д. Турция обязывалась осуществить реформы в своих населенных армянами малоазиатских владениях (в Западной Армении), а также обеспечить для всех своих подданных свободу совести и равенство в гражданских правах. Берлинский трактат - важный международный документ, основные положения которого сохранили свою силу до Балканских войн 1912-13. Но, оставив нерешенным ряд узловых вопросов (национальное объединение сербов, македонский, греко-критский, армянский вопросы и т. д.). Берлинский трактат подготовил почву для возникновения мировой войны 1914-18. Стремясь обратить внимание европейских стран-участниц Берлинского конгресса на положение армян в Османской империи, включить Армянский вопрос в повестку дня конгресса и добиться выполнения турецким правительством обещанных по Сан-Стефанскому договору реформ, армянские политические круги Константинополя направили в Берлин национальную делегацию во главе с М. Хримяном (см. Мкртич I Ванеци), которой, однако, не разрешили принять участие в работе конгресса. Делегация представала конгрессу проект самоуправления Западной Армении и адресованный державам меморандум, которые также не были приняты во внимание. Армянский вопрос был обсужден на Берлинском конгрессе на заседаниях 4 и 6 июля в обстановке столкновения двух точек зрения: делегация Рюссии требовала осуществить реформы до вывода русских войск из Западной Армении, а английская делегация, опираясь на англо-русское соглашение от 30 мая 1878, по которому Россия обязалась возвратить Турции Алашкертскую долину и Баязет, и на секретную англо-турецкую конвенцию от 4 июня (см. Кипрская конвенция 1878), по крой Англия обязалась противостоять военным средствами России в армянских областях Турции, стремилась не обуславливать вопрос реформ присутствием русских войск. В конечном итоге Берлинский конгресс принял английскую редакцию статьи 16 Сан-Стефанского договора, которая в качестве статьи 61 вошла в Берлинский трактат в следующей формулировке: «Блистательная Порта обязуется осуществить, без дальнейшего замедления, улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях населенных армянами, и обеспечить их безопасность от черкесов и курдов. Она будет периодически сообщать о мерах, принятых ею для этой цели, державам, которые будут наблюдать за их применением» («Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917», 1952, с. 205). Тем самым устранялась более или менее реальная гарантия осуществления армянских реформ (наличие русских войск в населенных армянами областях) и она заменялась нереальной общей гарантией наблюдения со стороны держав над реформами. По Берлинскому трактату Армянский вопрос из внутреннего вопроса Османской империи превратился в международный вопрос, став предметом корыстной политики империалистических государств и мировой дипломатии, что имело роковые последствия для армянского народа. Наряду с этим, Берлинский конгресс явился поворотным этапом в истории Армянского вопроса и стимулировал армянское освободительное движение в Турции. В армянских общественно-политических кругах, разочаровавшихся в европейской дипломатии, зрело убеждение в том, что освобождение Западной Армении от турецкого ига возможно лишь путем вооруженной борьбы.

48. Контреформы Александра III

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Вопрос 1. Каковы были причины русско-турецкой войны?

Ответ. Причины:

1) зверски подавленное турками восстание в Болгарии (особенно бесчинствовали нерегулярные формирования башибузуков);

2) вступление в войну в защиту болгар Сербии и Черногории;

3) традиционная роль России как защитника православия (православными были и болгары, и сербы, и черногорцы);

4) огромное возмущение бездействием правительства в российском обществе (несмотря на запрет, огромное количество русских добровольцев, во много офицеров, пробиралось на Балканы, чтобы вступить в сербскую и черногорскую армию, даже возглавил сербскую армию герой обороны Севастополя бывший военный губернатор Туркестанской области М.Г. Черняев), из-за чего наблюдалось общественное давление на Александра II;

5) возмущение действиями турок в обществе всей Европы, включая Англию (что давало надежду на то, что несмотря на протурецкую позицию в этом Вопросе правительства Бенджамина Дизраэли, Великобритания не воспользуется данным ей и Австрии по Парижскому договору 1856 года правом в случае войны между Россией и Турцией по любой причине вмешаться на стороне последней);

6) Рейхштадтское соглашение, по которому Россия соглашалась на оккупацию Австрией Боснии и Герцеговины, а Австрия обещала не пользоваться данным ей и Великобритании по Парижскому договору 1856 года правом в случае войны между Россией и Турцией по любой причине вмешаться на стороне последней;

7) усиление в результате реформы армии России;

8) Османская империя продолжала слабеть весь XIX век и в 1870-е годы серьёзным противником не была;

9) несговорчивость Турции, на которую Россия долго пыталась оказать давление, не объявляя войны.

Вопрос 2. В чем вы видите особенности этой войны?

Ответ. Особенности:

1) война показала, что военная реформа в России прошла в целом успешно, русская армия превосходила турецкую;

2) война показала ещё большее обострение восточного Вопроса, потому и наблюдался огромный интерес европейских держав к судьбе Турции.

Вопрос 3. Используя карту, расскажите о главных сражениях этой войны.

Ответ. Главные сражения этой войны произошли на Балканах (хотя боевые действия разворачивались и на Кавказе), это оборона Шипки и взятие Плевны.

Через Шипкинский перевал в Болгарии пролегал наиболее удобный сухопутный путь к Стамбулу. Русские войска атаковали его 5 и 6 июля 1877 года, взять его не смогли. Однако в ночь после штурма испугавшиеся турки оставили перевал сами, далее русским жизненно важно было удерживать эту позицию, что они и делали, отбивая периодические попытки турок вернуть перевал. Но главный бой пришлось выдержать не с армией врага, а с природой. Осенью рано наступили холода, к которым добавился пронизывающий ветер высокогорья (высота Шипкинского перевала – 1185 метров над уровнем моря), а у русских войск не оказалось зимней одежды. За время с 5 сентября по 24 декабря вражескими пулями было убито и ранено всего около 700 человек, а холода унесли до 9,5 тысяч жизней. В конце 1877 года новая атака отбросила турок от перевала, необходимость держать гарнизон в самой высокой его части отпала.

Во время своего стремительного продвижения в начале войны русские войска не успели взять Плевну, где укрепилась крупная группировка Османа-паши. Оставить эту группировку в тылу было бы опасно, потому русские не могли наступать дальше, не взяв Плевну. Осадившие город русские и румынские войска в несколько раз превосходили гарнизон по количеству и бойцов, и орудий. Тем не менее осада оказалась очень тяжёлой. Первый штурм состоялся 10 июля. Позже последовало ещё два. Общие потери русских и румынских войск насчитывали 35 тыс. убитых и раненых. В итоге принудить к турок к сдаче города смогла только блокада. Голодавшая турецкая армия и мусульмане города попытались прорвать окружение, но потерпели поражение. Город пал только 10 декабря. В дальнейшем русские войска продвигались с большой лёгкостью, потому можно предположить: если бы не затянувшаяся осада Плевны, они были бы в окрестностях Стамбула до конца лета 1877 года.

Вопрос 4. Как реагировали крупнейшие европейские державы на успехи русских войск?

Ответ. Крупнейшие европейские державы беспокоили успехи России. Они были согласны на расширение её зоны влияния на Балканах, и то в определёнными оговорками, но не во всей Османской империи. Восточный Вопрос оставался актуален: турецкие территории были слишком обширны, чтобы допустить, чтобы они попали в зону влияния одной страны, тем более России. Европы готовил к образованию новой коалиции в защиту Стамбула против Санкт-Петербурга.

Вопрос 5. Каковы были итоги русско-турецкой войны 1877- 1878 гг.?

Ответ. Мирный договор изначально подписали в западном пригороде Стамбула Сан-Стефано. Но на Берлинской международной конференции он был пересмотрен и европейские державы заставили все стороны конфликта подписать этот отредактированный договор. По нему итоги были следующими:

1) Россия вернула южную часть Бессарабии, потерянную после Крымской войны;

2) Россия присоединила Карсскую область, населённую армянами и грузинами;

3) Россия заняла стратегически важную Батумскую область;

4) Болгария была разделена на три части: вассальное княжество от Дуная до Балкан с центром в Софии; болгарские земли к югу от Балкан образовали автономную провинцию Турецкой империи – Восточная Румелия; Македония возвращалась Турции;

5) Болгария с центром в Софии объявлялась автономным княжеством, выборный глава которого утверждался султаном с согласия великих держав;

6) Болгария с центром в Софии обязана была платить Турции ежегодную дань;

7) Турция получала право охранять границы Восточной Румелии силами только регулярных войск;

8) Фракия и Албания оставались за Турцией;

9) была признана независимость Черногории, Сербии и Румынского княжества;

10) Румынское княжество получало болгарскую Северную Добруджу и дельту Дуная;

11) Австро-Венгрия добилась права на оккупацию Боснии и Герцеговины и размещения гарнизонов между Сербией и Черногорией;

12) Гарантировалась свобода судоходства по Дунаю от Чёрного моря до Железных Ворот;

13) Турция отказывалась в пользу Персии от прав на спорный пограничный г. Хотур;

14) Великобритания оккупировала Кипр, в обмен за это она обязалась защищать Турцию от дальнейшего российского продвижения в Закавказье.

Основные причины войны 1877-1878 гг

1) Обострение восточного вопроса и стремление Росии играть активную роль в международной политике;

2) Поддержка Россией освободительного движения балканских народов против Османской империи

3) Отказ Турции удовлетворить ультиматум России о прекращении боевых действий в Сербии

Обострение Восточного вопроса и начало войны.

Год Событие
1875 г. Восстание в Боснии и Герцеговине.
Апрель 1876 г. Восстание в Болгарии.
Июнь 1876 г. Сербия и Черногория объявляют войну Турции, в России идет сбор средств на помощь восставшим и запись добровольцев.
Октябрь 1876 г. Разгром сербской армии под Дьюнишем; Россия предъявляет Турции ультиматум прекратить боевые действия.
Январь 1877 г. Конференция послов европейских стран в Константинопле. Неудавшаяся попытка разрешения кризиса.
Март 1877 г. Европейские державы подписали Лондонский протокол, обязывающий Турцию провести реформы, но та отвергла это предложение.
12 Апреля 1877 г. Александр 2 подписал манифест о начале войны в Турции.

Ход военных действий

Основные события войны

Взятие русскими войсками русских крепостей на Дунае

Переход русских войск через русско-турецкую границу на Кавказе

Взятие Баязета

Установление блокады Карса

Оборона Баязета русским отрядом капитана Штоковича

Переправа русской армии через Дунай у Зимницы

Переход через Балканы передового отряда во главе с генералом И.В. Гурко

Занятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко

Неудачный штурм Плевны русскими войсками

Блокада и взятие Плевны

Штурм Карса русскими войсками

Пленение гарнизона Плевны

Переход через Балканы отряда И.В. Гурко

Занятие Софии войсками И.В. Гурко

Переход через Балканы отрядов Святополк-Мирского и Д.М. Скобелева

Сражение у Шейново, Шипки и на Шипкинском перевале. Поражение турецкой армии

Установление блокады Эрзурума

Наступление отрядов И.В. Гурко на Филиппополь и его взятие

Взятие Адрианополя русскими войсками

Взятие Эрзерума русскими войсками

Занятие Сан-Стефано русскими войсками

Сан-Стефанский мирный договор России и Турции

Берлинский трактат. Обсуждение мирного русско-турецкого договора на международном конгрессе

Итоги русско-турецкой войны:

Недовольство европейских держав и оказание давления на Россию. Передача статей договора на обсуждение международного конгресса

1. Турция выплачивала России большую контрибуцию

1. Уменьшена сумма контрибуции

2. Болгария превращалась в автономное княжество, ежегодно уплачивающее Турции носильную дань

2. Независимость получила только Северная Болгария, а Южная осталась под властью Турции

3. Сербия, Черногория и Румыния приобрели полную независимость, их территория значительно увеличивалась

3. Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились. Они, а также Румыния получали независимость

4. Россия получала Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум

4. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия - Кипр

Причины русско-турецкой войны (1877-1878), которая стала важным событием в истории обоих государств, необходимо знать для понимания исторических процессов того времени. Военные действия повлияли не только на отношения России и Турции, но и на мировую политику в целом, так как эта война затрагивала интересы и других государств.

Общий перечень причин

Таблица, которая будет приведена ниже, позволит составить общее представление о факторах, из-за которых война была развязана.

Причина

Пояснение

Обострился балканский вопрос

Турция ведет жесткую политику против южных славян на Балканах, те оказывают ей сопротивление и объявляют войну

Желание реванша за Крымскую войну и борьба за возвращение России влияния на международной арене

После Крымской войны Россия потеряла очень многое, а новая война с Турцией давала возможность это вернуть. Кроме того, Александр Второй хотел показать Россию как влиятельное и сильное государство

Защита южных славян

Россия позиционирует себя как государство, которое озабочено вопросом защиты православных народов от зверств турок, поэтому оказывает поддержку слабой сербской армии

Конфликт за статус проливов

Для России, которая возрождала Черноморский флот, этот вопрос был принципиален

Таковы были основные предпосылки русско-турецкой войны, которые обусловили развязывание военных действий. Какие события непосредственно предшествовали войне?

Рис. 1. Солдат сербской армии.

Хронология событий, предшествовавших русско-турецкой войне

В 1875 году на Балканах произошло восстание на территории Боснии, которое было жестоко подавлено. На следующий год, в 1876-м, оно вспыхнуло в Болгарии, расправа также была быстрой и безжалостной. В июне 1876 году войну Турции объявляет Сербия, которой Россия оказывает прямую поддержку, направив для укрепления ее слабой армии несколько тысяч добровольцев.

Однако сербские войска все же терпят поражение – их разгромили под Дьюнишем в 1876 году. После этого Россия потребовала у Турции гарантий сохранения культурных прав южнославянских народов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Разгром сербской армии.

В январе 1877 года в Стамбуле собрались российские и турецкие дипломаты, представители стран Европы, однако общее решение так и не было найдено.

Спустя два месяца, в марте 1877-го Турция все же подписывает договор о проведении реформ, однако делает это под давлением и в дальнейшем игнорирует все достигнутые договоренности. Это становится поводом русско-турецкой войны, так как дипломатические меры показали себя неэффективными.

Однако император Александр долго не решался на действия против Турции, так как его беспокоила реакция мирового сообщества. Однако в апреле 1877 года соответствующий манифест был подписан.

Рис. 3. Император Александр.

Предварительно были достигнуты договоренности с Австро-Венгрией, имевшие целью не дать повториться истории с Крымской войной: за невмешательство эта страна получала Боснию. Также Россия договорилась и с Англией, которой за нейтралитет отходил Кипр.

Что мы узнали?

Каковы были причины русско-турецкой войны – обострившийся балканский вопрос, желание реванша, необходимость оспорить статус проливов в связи с возрождением Черноморского флота и защита интересов южных славят, которые страдали от гнета турок. Кратко рассмотрели события и итоги этих событий, которые предшествовали войне с Турцией, разобрались в предпосылках и необходимости военных действий. Узнали, какие дипломатические усилия предпринимались для ее предотвращения и почему они не привели к успеху. Также узнали, какие территории были обещаны Австро-Венгрии и Англии за то, что они отказались выступать на стороне Турции.

Конспект урока по истории России в 8 классе

Дата проведения: 21.04.2016г.

Тема урока: «Русско-турецкая война 1877–1878 годов».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1. Обозначить причины и предпосылки войны; оценить силы русской армии накануне войны; дать характеристику и описать ход боевых действий; рассмотреть главные сражения войны; проанализировать и сравнить Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский договор; назвать причины победы русской армии в войне;

2. Формировать умение учащихся работать с текстом учебника, с исторической картой и медиафайлами; анализировать исторические документы;

3. Воспитать чувство гордости за свою страну, привить любовь к славным победам русского оружия.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

    Назвать причины и предпосылки Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

    Описать ход боевых действий.

    Назвать даты главных сражений между русской и турецкой армиями.

    Показывать на исторической карте: а) места сражений; б) направления движения войск; в) место заключения Сан-Стефанского мирного договора; г) такие государства как: Сербия, Болгария, Черногория, Босния и Герцоговина, Румыния.

    Проводить самостоятельный поиск информации, работая с текстом учебника и документами в соответствии с заданиями.

    Проанализировать Сан-Стефанский мирный договор и Берлинское соглашение.

    Назвать причины победы русской армии и рассказать итоги войны.

Оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI XVIII век. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждения. – М.: Просвещение, 2009; карта «Русско-турецкая война 1877–1878 годов».

План урока

1. Причины и предпосылки начала войны, Балканский кризис.

2. Ход боевых действий.

3. Заключение Сан-Стефанского мирного договора и Берлинский конгресс.

4. Окончательные итоги войны и причины победы Российской Империи.

Ход урока

Проверка домашнего задания: какую тему на прошлом уроке мы изучили?

Что вам было задано на дом?

Назовите задачи русской внешней политики в период царствования Александра II .

Назовите главные направления русской внешней политики в период царствования Александра II .

Назовите итоги внешней политики России на всех направлениях.

Каков главный итог внешней политики России в период царствования Александра II ?

Вводное слово: Сегодня на уроке мы поговорим о Русско-турецкой войне 1877–1878 годов.

Внешняя политика Александра II , §27.

Восстановление международного престижа и отмена условий Парижского мира.

Европейское, Кавказское, Среднеазиатское, Дальневосточное, Аляска.

На Европейском направлении: поиск союзника, установление дружественных отношений с Пруссией;

На Кавказском направлении: окончание Кавказской войны, присоединение занятых территорий, подавление действий местных племён и военачальников;

На Среднеазиатском:

Присоединение Бухарского и Хивинского ханств, образование Туркестанского края в составе Российской Империи;

На Дальневосточном направлении:

Заключение Айгунского и Пекинского договоров с Китаем, установление чёткой границы между Россией и Китаем; установление границы между Россией и Японией;

Продажа Аляски США.

Россия смогла вернуть себе международный престиж и авторитет, восстановить статус великой державы.

2. Изучение нового материала.

1)Причины и предпосылки войны, Балканский кризис.

2) Ход боевых действий.

3) Заключение Сан-Стефанского мирного договора и Берлинский конгресс.

4)Окончательные итоги войны. Причины победы России.

Какую роль играла Россия в отношении христианских народов Балканского полуострова?

Какова была политика Турции в данном регионе?

Итак, в середине 70-х годов XIX века на почве религиозных и этнических притеснений вспыхнуло восстание в Боснии и Герцоговине, которое было поддержано Сербами и Болгарами, так же поднявшими восстание.

Как вы думаете, могли ли восставшие народы долго сопротивляться? Свой ответ аргументируйте.

Россия выступает в поддержку восставших народов, созывает ряд международных конференций по этому вопросу. Россия, Германия и Австрия открыто призывают Турцию соблюдать права христиан, на что Турция отвечает отказом. Россия предъявляет Турции ультиматум, который турецкая сторона проигнорировала.

Как вы считаете, справедливо ли было России в данной ситуации начинать войну?

Правительство оценило силы сторон в пользу России, что позволяло начинать войну. На основании текста учебника на странице 198-199, второй абзац пункта «Начало военных действий», ответьте на следующий вопросы:

Была ли готова к войне русская армия? Какие были её главные проблемы?

Итак, в июне 1877 года русская армия переправилась через Дунай. На первых порах кампания проходила успешно: серьёзного сопротивления не встречалось, была освобождена древняя Болгарская столица Тырново. Болгары активно начали вливаться в ряды ополчения. Наши войска заняли стратегически важный Шипкинский перевал и Никополь. Итак, взгляните на карту: после Шипкинского перевала открывается прямая дорога на Стамбул.

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, который передаст нам атмосферу боевых схваток на Шипке. Ответьте на вопрос:

Пока наши войска яростно отражали атаки противника на Шипке, в тылу наших войск возникла серьёзная угроза: турки заняли Плевну, которую наше командование сочло маловажным объектом. Взгляните на карту и ответьте на вопрос:

Какое положение занимала Плевна по отношению к русским войскам?

Русские войска осадили Плевну, предприняли 3 неудачных попытки штурма, потеряли большое количество солдат и перешли к «правильной» осаде. Турки сдались лишь тогда, когда у них закончились припасы.

Освободившиеся из-под Плевны силы в ноябре 1877 года были брошены на помощь нашим войскам на Шипке.

Чем был необычен такой ход русского командования?

Подоспевшие подкрепления отбросили турецкие силы от Шипки и сходу развили наступление на Стамбул. С этого момента итог войны был ясен окончательно. Русские войска за несколько месяцев дошли до пригорода Стамбула, Андрианаполя. Турки запросили перемирия. Недалеко от Стамбула, в местечке Сан-Стефано был заключён мирный договор. Откройте страницу учебника 201, найдите пункт «Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс» и прочитайте первые 2 абзаца.

Итак, какие же были условия этого мирного договора?

Однако странам Запада такие условия не понравились, и они настояли на созыве Берлинского конгресса, в котором Россия вынуждена была принять участие. Прочитайте следующие два абзаца и выпишите условия Берлинского соглашения .

Как вы видите, Европейские страны, боясь усиления России, попытались задавить её на дипломатическом уровне.

На основании полученных на сегодняшнем уроке знаний, скажите, почему Россия одержала победу в войне?

Россия выступала их защитницей и покровительницей.

Политика Турции была направлена на притеснение местных христианских народов по религиозному и этническому признаку.

Восставшие народы не имели возможности долго сопротивляться, так как они не имели сильных, боеспособных армий.

Россия справедливо начала войну, т.к. Турция не выполнила требований международного сообщества и продолжила активные действия на Балканах.

Русская армия была готова к войне, положительные результаты начала давать военная реформа: армия перевооружалась, переобучалась, комплектовалась по новым принципам. Главной проблемой армии был командный состав, представляющий собой старую офицерскую школу и устаревшие взгляды на ведение войны.

Записывают в тетради в след за учителем главную информацию.

Находят Шипкинский перевал, анализируют характер местности.

Смотрят видеофрагмент из х\ф «Герои Шипки».

Героическими, смелыми, отважными.

Плевна находилась в тылу русских войск, создавая серьёзную угрозу.

Войска не отвели на зимние квартиры и продолжили боевые действия зимой, что было не характерно для того времени.

Читают текст учебника.

России возвращается Южная Бессарабия;

Присоединились закавказские крепости Батум, Карс, Ардаган;

Сербия, Черногория и Румыния получили независимость;

Болгария получила автономию;

Читают текст учебника

Раздел Болгарии;

Урезаны территории Сербиии Черногории;

Сокращены приобретения России в Закавказье.

Военная реформа начала давать положительные результаты; выгодное для России соотношение сил; мужество и героизм воинов; высокий уровень патриотизма во всём обществе; поддержка местного населения.

3. Закрепление.

Назовите значение Русско-турецкой войны 1877-1878 годов для России.

Анализируют информацию, полученную в ходе урока, определяют значение Русско-турецкой войны 1877-1878 годов для России.

Анализируют свою работу на уроке с таблицами, ставят себе оценку.

2 – неудовлетворительно;

3 – удовлетворительно;

4 – хорошо;

5 – отлично.

5. Оценивание результатов и запись домашнего задания.

Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Запись домашнего задания: сравнительный анализ Сан-Стефанского мирного договора и Берлинского соглашения письменно.