Танковые: Министерство обороны Российской Федерации. Российские танки и бронетехника Какие есть в россие танки

Маневренные, мощные и эффективные танки - надежная основа Вооруженных сил любой страны. Постоянная гонка вооружений, негласно ведущаяся между передовыми странами мира, обязывает конструкторов создавать усовершенствованные модели боевых машин. Лучшие танки современности - это машины, каждая из которых обладает уникальными функциями и возможностями.

Challenger 2, Великобритания

Challenger 2 в отличие от остальных современных боевых машин укомплектован нарезным орудием диаметром 120 мм. Внутренняя нарезка позволяет эффективно поражать объекты на расстоянии свыше 5 километров. Challenger 2 - рекордсмен по дальности ведения танковых боев.

Этот танк является самым защищенным в мире. Особое бронирование, в основе которого - засекреченная броня Dorchester, состоящая из сплава стали, кевлара, керамики. Подобное соединение снижает мощность ударов от попадающих снарядов. Он способен эффективно противостоять оружию прямого наведения. Однако надежная броня значительно утяжелила. Challenger. В сочетании с двигателем относительно небольшой мощности это сделало танк медленным и неповоротливым.

Встроенная информационная система ведения боя и компьютерное управление огнем помогают в сложных условиях.

Эти танки отлично проявили себя в Иракской войне (2003 год). В битве за Басру бронетанковая бригада участвовала в наступлении на город. Позднее боевые машины вступили в бой с иракскими танками. Это было крупнейшее танковое сражение со времен Второй мировой войны - англичане смогли уничтожить 15 вражеских машин, не лишившись при это ни одного своего танка.

За все время существования Challenger 2 его броня была поражена лишь однажды - в результате ошибочного попаданию по нему точно такого же танка.

Т-90 («Владимир»), Россия


Основной боевой танк России. В начале XXI века он был самым продаваемым, имея лучшие показатели по соотношению цены и качества.

Уникальная черта российской боевой машины - система управления огнем «Калина», по многим показателям превосходящая аналоги. Она позволяет с первого выстрела поражать объекты противника, находящиеся в движении даже при неблагоприятных погодных условиях.

Автомат на 22 снаряда способен делать в минуту до 9 выстрелов. При этом он может стрелять противотанковыми управляемыми ракетами.

Особая конструкция позволяет Т-90 преодолевать водные преграды до 5 метров глубиной. По результатам множества испытаний, включающих в себя такие показатели, как точность стрельбы, маневренность, устойчивость к износу, этот танк занимает лидирующие позиции, оставив позади знаменитые танки других держав.

Существуют предположения, что в 1995 году несколько боевых единиц Т-90 принимали участие в Чеченской войне, однако документально это не подтверждено. Российские танки участвовали в боевых действиях на Украине, выступая на стороне ополченцев, были использованы в ликвидации Иловайского котла, в штурме силовиков под Луганском. Т-90 в составе сирийской армии принимали участие в недавних военных операциях в Сирии.

Type 10, Япония

Новейшая боевая машина Японии. Ее уникальность заключается в оснащении инновационными механизмами электронных и компьютерных боевых систем - автоматической системой зарядки и панорамным обзором.

Автоматическая бесступенчатая трансмиссия позволяет развивать максимальную скорость при движении в обе стороны. Type 10 имеет гидропневматическую подвеску, позволяющую изменять клиренс и градус наклона корпуса. Это улучшает проходимость, увеличивает диапазон вертикального наведения пушки. Уменьшенный клиренс дает возможность опустить танк на днище, сделав его менее заметным.

Экипаж размещается в специальном отсеке, покрытым более прочной нанокристаллической сталью.

M1 Abrams, США

Один из немногих танков, имеющих систему защиты от оружия массового поражения. В случае ядерной или химической атаки система подает экипажу чистый воздух и блокирует попадание ядов и пыли в боевое отделение.

Abrams укомплектован приборами химической и радиационной разведки, оснащен инновационной системой управления огнем. Машина усилена урановой броней, имеет орудия новейшей разработки. За 35-летнюю историю существования этого танка не зафиксированы случаи полного уничтожения экипажа, что говорит о его отличной защищенности.

M1 Abrams оснащен передовыми тепловыми датчиками и системами навигационного наблюдения. Газотурбинный двигатель имеет отличную производительность, но прихотлив в обслуживании и требует много топлива.

Одно из основных преимуществ этой боевой машины - возможность дистанционного управления вооружением.

Первый опыт сражения Abrams получили в 1991 году во время военных действий в Персидском заливе. Благодаря техническому превосходству американские танки успешно уничтожали иракские машины.

Участвовали M1 Abrams и в семилетней войне в Ираке. В сражениях американцы понесли значительные потери - из 1200 боевых машин 800 получили повреждения разной степени тяжести.

Merkava, Израиль

Отличительная черта этого танка - переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, что обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Еще одна особенность боевой машины - задний отсек для транспортировки раненых или десанта. Это добавляет танку универсальность и способность вариативности действий в соответствии с боевой обстановкой.

Merkava первым использовал комплекс активной защиты, эффективно сбивающий ракеты и снаряды, приближающиеся к танку.

Он отлично защищен - модульная броня может быть оперативно заменена. Особое внимание уделено и маскировке - чтобы танк был не заметен на поле боя, конструкторы изменили оттенок выхлопных газов. Защитная система способна информировать об угрозах и обезвреживать ракеты.

Новая система наведения снарядов особенно эффективна против низко летающих вертолетов.

Leopard 2, Германия

Имеет передовую систему управления огнем, позволяющую эффективно поражать движущиеся цели, находясь при этом в непрерывном движении.
Накладная броня защищает от мин, фугасов, ракет, кассетных боеприпасов.

Leopard имеет специальную установку, которая обеспечивает функционирование всех электронных систем без включения основного двигателя. Танк укомплектован одной из лучших модификаций пушек и двумя пулеметами, которые благодаря лазерной дальномерной системе могут поражать цели на расстоянии до 5 километров.

Преимущества Leopard 2 дают система информационного взаимодействия, улучшенные дневные и тепловизионные прицелы, динамическая защита, система информирования об атаке. Прекрасные показатели в режиме ведения боя.

Отличной эффективностью и маневренностью также обладают еще несколько моделей боевых машин.

K2 Black Panther, Южная Корея:

имеет инновационные системы слежения, выполняет порядка 10 выстрелов в минуту. Защищен композитной и реактивной броней, имеет активную и пассивную защиту. Системы наведения автоматически определяют объект поражения и производят запуск снарядов.

В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).

Т-90 «Владимир» является перспективной разработкой конца 1980-х годов. В 2000-х годах эта машина стала самой популярной на мировом рынке. Помимо прекрасных ходовых характеристик и огневой мощи, модель отличалась от предшественника (Т-72Б) наличием автоматизированной системы управления огнём.

По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».

  • Танки Т-90
  • РИА Новости

Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».

Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.

Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.

На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.

Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.

«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.

«Реактивный» танк

В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.

Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).

  • Модернизированный танк Т-80БВМ на демонстрации бронетанковой техники в честь Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона. Луга (Ленинградская область), 09.09.2017
  • Decoder / otvaga2004.mybb.ru

Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.

О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).

Базовая модель Т-80 (1976 год) была революционной разработкой кировского СКБ-2. Это был первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Главными достоинствами машины стали выдающиеся ходовые качества. Т-80 был намного быстрее и манёвренней своих конкурентов.

В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».

Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».

Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.

Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.

Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».

  • Т-80БВМ
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов). Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.

Реализация потенциала

Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.

В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».

«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.

Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.

«Прошло более двух десятилетий, и машины должны получить более современное оборудование и комплексы защиты. Цель модернизации Т-80БВМ — приблизить боевые возможности машины к тем, которыми обладает Т-72Б3. В свою очередь, обновление Т-90М направлено на реализацию заложенного в этом танке потенциала до масштабного поступления Т-14», — отметил Мураховский.

Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 7 июня 2019. Время чтения 6 мин.

Количество танков в РФ в текущем году, по оценке Globalfirepower 21,9 тыс., больше, чем в других странах мира. Минобороны прогнозирует довести к 2027 году долю новой техники до 70%.

Боевой танк появился в Первую мировую войну. Он предназначен был для преодоления миль траншей и препятствий вдоль Западного фронта. Впервые сразились между собой боевые машины англичан и немцев. Сила их продолжает оставаться основным символом власти для любой современной сухопутной армии. Не так-то просто реально посчитать, сколько в России танков. Минобороны РФ такую информацию не распространяет. Так что воспользоваться можно лишь оценками экспертов, данными, опубликованными в докладе «Russia’s Military Posture – Ground Forces Order of Battle» американского ISW (Институт изучения войны) и международного интернет-издания Global Firepower (GFP).

Потенциал РФ среди сильнейших армий мира

Не стоит удивляться тому, что именно в России танков намного больше, чем в любой стране мира. У РФ самая протяженная сухопутная граница. Не говоря уже о том, что войны последних двух веков срана вела в основном на собственной территории. ВС РФ в значительной степени опирались на танковые войска.

Несмотря на успехи, достигнутые в современном поле битвы, боевой танк остается основным острием атаки наземных наступательных подразделений, сочетающих в себе свойства огневой мощи и мобильности в единой системе (Global Firepower).

В основе танковых войск России машины, прекрасно зарекомендовавшие себя во всех заметных конфликтах последних десятилетий. Совсем скоро будет принят на вооружение Т-14 «Армата», новейшая модель бронетехники уже проходит войсковые испытания.

Штатовские М1 «Абрамс» приняты на вооружение немногим меньше четверти века – подавляющее большинство в армии США.

«Тип 96» превалирует в Народно-освободительной армии Китая.

Количество танков в РФ

О машинах Т-72, Т-80 и Т-90, составляющих основу вооружения армии РФ, сообщает официальный сайт Минобороны. Правда, о количественных параметрах каждой модели, естественно, не упоминается. По оценкам независимых источников, их не более 14 тыс.

Нет здесь данных и об устаревших, но все еще обладающих боевыми возможностями Т-55, Т-62 и Т-64. Они хранятся в резерве, но их немало – около 8 тыс. (порядка 2,8 тыс. из них Т-55, до 2,3 тыс. – Т-64, 1,6 тыс. – Т-62).

Бронемашина нового поколения «Армата» своим выходом в свет дала старт курсу на усиленное оснащение воинских частей новинками. Около 2 300 «Армат» появится в войсках по планам Министерства обороны РФ. Кстати, серийные машины, поступившие для испытаний, отличаются от представленных ранее опытных образцов: на них заменен ряд узлов и агрегатов, также появились новые системы.

Но не изжили себя полностью и более ранние поколения бронемашин Т-80 и Т-90.

Таблица 1. Характеристики бронетанковой техники армии РФ, тыс. шт.

Источник: «Армейский вестник»

Самые разные источники по-разному оценивают оснащенность этой боевой техникой. Можно уверенно заявлять, что реальное их количество не назовет никто, кроме военного ведомства.

Таблица 2. Количество танков в России

Годы Штук
1990-1992 64 000
1991-2001 18 000
2005 23 000
2008-2010 12 800
2012 17 500
2015 15 000
2018 20 300
2019 21 932
2024-2026 (прогноз) 7700 – 13000

Источник: Globalfirepower, Военно-промышленный курьер

Далеко не все машины из почти 64 тысяч, которые СССР имел в войсках и на хранении на начало 1990 года, пережили потрясения 90-х. Значительные их количества были переданы правительствам образовавшихся независимых государств. Сократилась российская армия. К тому же федеральное правительство не могло содержать слишком много техники.

К середине 2000-х в армии было около 22–23 тысяч танков, а к началу 2010-х годов это число постепенно сократилось. Причем основная масса машин находится в консервации.

Со времени появления первого российского «царь-танка» в 1915 году с трехколесным механизмом, модели советских бронемашин претерпели существенные изменения.

Таблица 3. Боевая техника в 1941-1945 гг., тыс. шт.

Годы Производство

танков и САУ

Количество на вооружении (на 01.01; 1941 – на начало войны) Потери
всего в действующей армии
1941 4,7 22,6 14,2 20,5
1942 24,5 7,7 2,2 15,1
1943 24,1 20,6 8,1 23,5
1944 29,0 24,4 5,8 23,7
1945 (01.04) 16,0 35,4 8,3 13,7
Всего 98,3 96,5

Мощный рев двигателей, звонкий лязг гусеничных траков, яркие отблески лучей солнца на «отшлифованной» стали… Так 8 сентября 1946 г. русские танкисты впервые с гордостью отметили свой профессиональный праздник на Красной площади российской столицы. В центре внимания публики - советские танки четвертой гвардейской Кантемировской дивизии, которая была создана еще летом 1942 года в Сталинграде. Этот день вошел в историю, как первый официальный праздник всех бойцов подразделений танковых войск, которые отчаянно и стойко сражались с немецкими оккупантами. Указ о назначении Дня танкиста в СССР был рассмотрен на съезде народных депутатов и окончательно утвержден 11 июля 1946-го года на заседании Президиума Советского союза.

С момента своего основания и до наших дней танковые войска, наравне с артиллерией, остаются ключевой ударной «единицей» российской армии. Благодаря повышенной мобильности, хорошей маневренности в условиях открытой местности и достаточно мощному вооружению, бронированные танки способны оперативно решать наиболее важные боевые задачи в ходе контрнаступления основных подразделений сухопутных сил или проведения оборонительных операций. При этом сами механизированные войска представлены не только танками. Данный род войск объединяет и другие виды бронетехники: самоходные артиллерийские установки (САУ), специальные боевые машины мотострелков (БМП) и плавающие бронетранспортеры. Одним словом, танковые войска - это всесокрушающее и грозное оружие, которое в умелых руках способно изменить ход любого сражения.

Область применения бронетехники в условиях полномасштабных боевых действий достаточно многогранна, и одной из первостепенных задач танковых войск является прорыв укреплений противника по флангу или прямо «в лоб» - выбор тактики зависит от конкретной ситуации и обстановки на поле боя. Танки вполне могут действовать самостоятельно, но как показала практика, максимальный эффект их «КПД» достигается в основном при тесном взаимодействии с другими подразделениями вооруженных сил. Только так танки способны оперативно и «безболезненно» преодолевать вражеские укрепления, продавливая на полном ходу заданное направление и нанося при этом колоссальный урон живой силе и технике противника.

По сравнению с другими подразделениями войск (артиллерией, пехотой, ВМФ и др.), танковые войска являются относительно «свежим» видом вооруженных сил России - бронированная техника появилась лишь в начале Первой мировой войны, практически сразу после того, как изобрели двигатель внутреннего сгорания и освоили производство элементов брони и танкового вооружения. Принятый еще во времена Российской Империи многоцелевой курс на интенсивное развитие машиностроительной отрасли не лучшим образом сказался на состоянии экономики страны, но позволил в сжатые сроки нарастить огромный военный потенциал. Благодаря самоотверженному труду советских инженеров, конструкторов и ученых, а также храбрости и мужеству танкистов, российская армия смогла выдержать схватку с самым грозным врагом - силами Третьего Рейха.

О перспективах полномасштабного развития танкостроительной отрасли для военных нужд всерьез задумались в самый разгар Первой мировой войны. Чтобы организовать наступление, необходимо было преодолеть хорошо укрепленные позиции противника, и сделать это силами пехоты не представлялось возможным, поскольку в этом случае потери среди рядового состава были бы колоссальными. Справиться с поставленной задачей под силу только мобильной бронированной технике, оснащенной пушками, поскольку перевозить тяжелую артиллерию с места на место - занятие достаточно хлопотное, требующее огромных временных затрат. И хотя до конца реализовать эту гениальную задумку в ходе Первой мировой не удалось, уже в послевоенные годы в некоторых западноевропейских странах «светлые умы» человечества стали активно выдвигать первые теории будущих маневренных войн, которые подразумевали использование особых механизированных боевых частей, состоящих из бронетехники.

Такие выдающиеся личности, как Ричард Бакминстер Фуллер, Сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт, Гейнц Вильгельм Гудериан и другие, первыми заявили, что все последующие войны на планете перейдут на новый уровень - станут более быстрыми, яростными и маневренными. Свои догадки они взяли не из «пустой» головы, а почерпнули из полученного опыта прошлых военных конфликтов, детально проанализировав неудачи и поражения всех сторон вооруженного противостояния. Руководство СССР относилось к этой теории неоднозначно - были как сторонники, так и противники. Однако развитию военной техники придавалось тогда первостепенное значение, причем основной упор делали на производство бронированных машин.

В рядах Красной Армии начали в срочном порядке создавать новые уставы, в которых были закреплены прогрессивные взгляды военной науки советского «образца». Главное командование вооруженных сил СССР рассматривало будущие военные конфликты не только с точки зрения маневренного характера (хотя это и был основной фактор) - советские начальники также не исключали вероятность позиционных форм боевых действий. После долгих диспутов танки было решено строить, потому как без этого нового вида вооружения невозможно было противостоять многочисленным модернизированным и переоснащенным армиям стран Европы.

Хронология развития танковых войск

На конкретных этапах развития советские подразделения танкистов называли по-разному. Всего официально было утверждено шесть наименований. Хронология «имен» ведется еще со времен Имперского периода.

  1. Броневые силы

Первые мобильные подразделения русской армии, оснащенные легкобронированной техникой с пушками, появились в составе регулярных войск в 1914 году. Именно тогда была сформирована автопулеметная рота, которая включала 12 бронированных машин. В том же году подразделения стали называть броневыми силами армии. Эта формулировка не менялась вплоть до 1929 года. По состоянию на 1917 год было сформировано более десяти мобильных дивизионов, на вооружении которых числилось порядка 300 бронемашин. Как ни парадоксально, но Красная армия на период Первой мировой не обладала собственными парками танков, но были приняты на вооружение ВС специальные бронепоезда отечественного производства.

  1. Механизированные войска

Начиная с 1929 года, дивизионы советских бронесил переименовали в специальные мехвойска, которые были уже оснащены первыми танками. Верховным командованием Красной Армии было сформировано Главное управление по механизации и моторизации войсковых соединений. В 1930 году в составе мехвойск числился отдельный танковый полк, который на тот момент насчитывал более сотни единиц техники. Спустя два года на базе Ленинградского ВО были уже отдельные мехкорпуса, в которых общее количество бронетехники превышало 500 единиц. В СССР название «Механизированные войска» использовалось до начала 1936 года.

  1. Автобронетанковые войска

Последующее интенсивное развитие мехвойск и танковых подразделений послужило толчком для модернизации внутренней структуры армейских частей и формирования нового вида сухопутных войск - автобронетанковых. Эти процессы начались в 1936 году. В том же году было сформировано управление по моторизации действующих боевых частей, которое позже тоже переименовали в автобронетанковое. В таком составе танковые подразделения СССР стояли на страже Родины до 1942 года. Помимо четырех основных танковых частей, дополнительно было сформировано около тридцати танковых бригад.

  1. Бронетанковые и мехвойска

В самый разгар Второй мировой Главным командованием советской армии было принято решение снова переименовать танковые подразделения. В 1942 году их официальным названием стала двойная формулировка «Бронетанковые и механизированные войска» (БМВ). Эта аббревиатура была сохранена и после завершения военных действий - до 1953 года.

  1. Бронетанковые войска

С появлением на военной арене тяжелых танков и после изменения в связи с этим тактики ведения боя танковые подразделения стали называть проще - бронетанковыми войсками. Официальный указ вышел в 1953 году. Уже тогда было «призвано на службу» более 50 тысяч единиц техники, при этом основу бронетанковых подразделений составляли высокоманевренные танки класса Т-54/55. В качестве действующих боевых формирований ВС СССР бронетанковые войска существовали до 1960 года.

  1. Танковые войска

Решение окончательно переименовать бронетанковые войска в танковые приняли только в 1960 году, когда активно разворачивалась Холодная война между Советским союзом и США. Они стали ударной и огневой мощью русской армии - на вооружение были приняты новые танки класса Т-72 и Т-80. Последнее название оказалось наиболее удачным и остается приоритетным даже сегодня - в вооруженных силах РФ.

Нужно отметить, что менялось не только название бронетанковых подразделений, но также их ключевая роль в проведении боевых операций. В зависимости от театра военных действий, танки и бронемашины пехоты могли использоваться как в качестве вспомогательного средства, так и в роли ударно-штурмовых сил.

«Рождение» бронетехники в России

Практически с самого начала Первой мировой в рядах Имперской армии России сформировали специальные броневые силы пехотных войск, которые были оснащены легкими бронемашинами с пушками и пулеметами. Англичане и немцы скептически относились к идее перевооружения, по этой причине вариант применения нового вида техники на первых этапах военных действий они не рассматривали. Тогда как в Российской Империи уже в 1905 году ученые вместе с инженерами проводили первые экспериментальные опыты по созданию броневой техники на колесах. Тогда на вооружение приняли образцы бронемашин Накашидзе-Шаррон, созданных по чертежам экс-майора французских артиллерийских войск Поля Алексиса Гюйе.

После того, как в августе 1914 г. Верховное командование Императорской армии постановило сформировать в рядах армии отдельную механизированную автопулеметную роту, на Ижорском машиностроительном заводе, расположенном в 26 км от Северной столицы - Санкт-Петербурга, приступили к созданию первых боевых бронированных машин. За основу взяли конструкцию автомобиля «Руссо-Балт», которые начали выпускать в 1905 году в Риге. Бронемашины оснастили автоматическим оружием - в основном использовались станковые пулеметные системы класса «Максим», изобретенные в 1883 году. Поскольку запросы были очень велики, а промышленных мощностей катастрофически не хватало, со временем легковые броневики стали завозить из-за границы.

В начале осени 1914 года командование Императорской армии России заключило долгосрочный контракт на поставку целой серии бронеавтомобилей с английской фирмой Austin Motor Company. За три года в Россию было отправлено порядка 200 единиц импортной бронетехники марки «Austin». Летом 1916 года инженеры ГВТУ приступили к разработке «русских Остинов». Главным центром производства стал Путиловский завод. Английские «Austin» в целом были неплохими, но требовали небольшой доработки с учетом особенностей российского рельефа местности. Чтобы не начинать все с нуля, командование армии заключило с Austin Motor Company дополнительный договор на поставку фирменных автомобильных шасси в количестве 60 штук.

Инженеры ГВТУ основательно доработали проект «русского Остина»: добавили 8 мм брони, усилили раму и переделали задний мост, а пулеметные башни расположили по диагонали. Также места пулеметчиков дополнительно укрепили броневыми листами. Немного позднее разработали модификацию с более «универсальным» пулеметом, который способен был вести прицельную стрельбу не только по наземным, но и воздушным целям. Обновленную модель бронемашины оснастили комбинированным колесно-гусеничным движителем системы Кегресса. Массовое производство русских броневиков организовали на Путиловском заводе в начале весны 1918 г.

Каждый автомобильный бронеотряд обычно состоял из 4-х броневых машин: 3 пулеметные и 1 пушечная, а также дополнительно комплектовался мотоциклами с колясками, транспортными грузовыми автомобилями и мобильными ремсредствами. Рядовой состав одного бронеотряда составлял до 100 человек. Как правило, самостоятельно они не действовали - ими укрепляли действующие пехотные дивизии и кавалерийские полки. На завершительной стадии гражданской войны (во время обороны города Царицын) три бронеотряда объединились в отдельную колонну. Полученный боевой опыт послужил толчком для выделения броневых сил РККА в самостоятельный род войск.

Весной 1919 года, во время боев под Одессой красноармейцы отбили у белогвардейцев несколько французских танков Renault ft-17. Одну бронемашину решили подарить вождю пролетариата - Владимиру Ильичу Ленину. Трофейный презент «во всей красе» продемонстрировали руководству страны на торжественном первомайском параде, который традиционно проходил на Кремлевской красной площади. Управление французским танком «Reno» доверили «дедушке русской авиации» Борису Илиодоровичу Россинскому. Уже тогда В. И. Ленин сказал, что России нужно в обязательном порядке освоить «высшую» технику, иначе противники растопчут «в пух и прах». Спустя несколько дней Владимир Ленин приказал организовать и запустить собственное производство русских танков.

Осенью Renault ft-17 доставили на завод «Красное Сормово», который до сих пор продуктивно работает в Нижнем Новгороде. Работу над проектом первых русских танков поручили инженеру Николаеву. Бронелисты для будущих машин планировали доставлять с Ижорского завода, пушки - с Путиловского. Двигатели для танков производили на заводе имени Лихачева (АМО ЗИЛ). В. И. Ленин практически каждый день запрашивал подробные отчеты о результатах работ. Из-за нехватки опыта и технологического оборудования процесс экспериментального танкостроения продвигался мучительно долго. И все-таки, медленно, но уверенно Россия приближалась к поставленной цели.

Русский «Рено» выехал «в люди» утром 31 августа 1920 года - именно он считается первым танком, сделанным в СССР. После практических испытаний «на прочность» в период 1920–21 гг. его запустили в массовое серийное производство. Согласно общепринятой классификации он относился к легким маневренным бронемашинам, главная задача которых - прикрытие основных сил и огневая поддержка контрнаступательных операций сухопутных подразделений советской армии. Конструктивно практически ничем не отличался от своего французского «собрата» Renault FT-17, разве что сделан по-русски. Находился на вооружении до начала 1930 года, однако в боях не участвовал. Масса танка составляла 7000 кг, мощность двигателя - 34 л.с. В башне русского «Рено» помещалось всего 2 члена экипажа. В качестве вооружения использовались пушка калибра 37 мм и один пулемет, рассчитанный на пули калибра 7,62 мм.

Развитие танкостроения в СССР

В 1924 г. в Советском союзе проводилась полномасштабная военная реформа. Помимо изменения внутренней структуры боевых подразделений, верховным командованием было принято решение сформировать специальное Военно-техническое управление - ВТУ РККА. Также была создана главная комиссия по танкостроению, в задачи которой входило контролировать процесс производства танков и утверждать инженерные проекты. Члены этой комиссии единогласно поддержали идею массового производства легких танков вместо тяжелых. По большому счету, данное решение было обусловлено экономическим и промышленным кризисом в стране - катастрофически не хватало ресурсов и квалифицированной рабочей силы. В 1927 году в СССР выпустили легкий танк Т-18, который позже назвали МС-1.

В отличие от русского «Рено», МС-1 весил всего 5300 кг. Его оснастили 37-миллиметровой пушкой и сдвоенным пулеметом, рассчитанным на пули калибра 6,5 мм. По классификации МС-1 являлся танком сопровождения пехоты - на ровной местности он мог разгоняться до 17 км/ч. Двигатель на 35 л.с. позволял «безболезненно» преодолевать небольшие подъемы, не теряя начальную скорость. МС-1 серийно выпускали на Обуховском заводе в Ленинграде. За основу русские инженеры взяли конструкцию французского Renault FT-17. Однако ничем особенным этот танк не отличался. В 1929 году он был задействован в боях на китайской границе и уже тогда стало понятно, что советский МС-1 оказался ненадежным танком. Помимо технических неисправностей, неудовлетворительными оказались и другие характеристики бронемашины - крайне плохая проходимость на «полосе препятствий». Танк МС-1 не способен был преодолевать траншеи, ширина которых была больше одного метра. Несмотря на это, именно этот танк был взят за основу для создания будущих, более «продвинутых» моделей.

Тенденции развития механизированных войск СССР включали:

  • постепенное наращивание боевого потенциала, огневой мощи и ударной силы армии;
  • формирование полностью автономных танковых подразделений, которые способны были бы эффективно проводить боевые операции в отрыве от основных сил;
  • создание необходимых условий для обеспечения маневренности и мобильности отдельных танковых групп во время наступательных операций;
  • организация легкоуправляемой структуры танковых подразделений сухопутных войск.

В период 1930-40 гг. бронесилы Красной Армии оснащали высококлассной техникой, которая была создана лучшими конструкторскими бюро СССР. Новые ударные русские танки опытные инженеры создавали на основе британских и американских моделей. Наиболее популярным в те годы стал танк БТ-2. В дальнейшем были выпущены его улучшенные модификации - БТ-5 и БТ-7, которые надолго «прописались» в рядах Красной Армии.

Массово производить танки серии БТ начали в период 1932-40 гг. на паровозостроительном заводе в городе Харькове. Всего выпустили порядка 8 тысяч бронемашин. Кроме БТ, производили и другие модели танков, в частности Т-26. За основу этой модификации был взят 6-тонный танк британской компании Vickers. Изначально новый легкий танк оснастили двумя пулеметными башнями, но позже заменили на одну, в которую поместили 37-миллиметровую пушку и пулемет калибра 7,62-мм. Еще спустя некоторое время 37-мм пушку заменили на 45-мм, образца 1932 г. В 1938 году цилиндрическую башню танка Т-26 заменили на более рикошетную башню конической формы, дополнительно установили ТОС с вертикальной стабилизацией. Всего выпустили около 11 тысяч танков класса Т-26.

В 1933-34 гг. начали массово производить новые танки Т-28 и Т-35, которые были разработаны по чертежам советских инженеров и оснащены отечественным вооружением. Немного позже в СССР наладили производство моделей плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40, оснащенных пулеметными системами калибра 7,62 миллиметра. Но как показала практика, даже эти советские танки требовали полной модернизации. В ходе военных операций на территории Испании выявилось, что 10-мм броня не соответствует современным требованиям и в буквальном смысле прошивается насквозь. И тогда русские конструкторы получили задание сделать универсальные маневренные и хорошо защищенные танки, способные одинаково эффективно выполнять боевые задачи в атаке и обороне.

Русские танки Второй мировой

До начала Второй мировой на вооружении советской Армии числилось более 600 единиц КВ-1 и порядка 1200 единиц Т-34. Всего за первые годы войны предприятия оборонной промышленности выпустили больше 52 тысяч средних и тяжелых танков. Летом 1942 года Главное командование армии постановили срочно сформировать 4 отдельных танковых подразделения для проведения наступательных операций. В 1943 г. в бронетанковые формирования, помимо танков включили также ПТ-САУ, минометные и ракетно-зенитные комплексы. В том же году дополнительно была сформирована пятая танковая армия.

В первые два года войны танковые соединения несли огромные потери, поэтому командованием Красной Армии было принято решение расформировать корпуса и дивизии - вместо них создали отдельные механизированные батальоны и танковые бригады, которые на практике оказались более эффективными в ближних боях. Осенью 1943 года официально утвердили организационно-штатную структуру бронетанковых и механизированных войск. В каждую военную бригаду входили три ударных танковых батальона, состоявших из 65-ти средних танков Т-34, отдельный батальон пехоты (мотострелков), а также были предусмотрены дополнительные ремонтные подразделения и части снабжения. Численность рядового состава составляла более 1300 солдат.

История развития русских танков не ограничивается только легендарными танками Т-34. В разные периоды войны с конвейера советских заводов выпускались и другие «шедевры танкостроения». В 1943 г. на Челябинском Кировском заводе запустили производство нового тяжелого танка КВ-85. В 1944 году выпускали средний танк Т-44. А в конце войны появился ИС-3, но в боевых операциях он участие не принимал. Выпускались также легкие танки Т-60 и Т-70 - их производство было дешевым, но они не имели должного бронирования и служили больше для отвлекающего маневра. Немецкие солдаты называли их «неистребимой саранчой». В общей сложности в период 1941-45 гг. было изготовлено более 95 тысяч танков и САУ разных модификаций.

Во Второй мировой войны Красная Армия потеряла более 60-ти тысяч танков и САУ. Но главная цель была достигнута - силы Третьего Рейха потерпели поражение, а военное правительство Германии подписало акт о капитуляции. За мужественную борьбу с фашистскими захватчиками более тысячи русских танкистов были награждены медалью «Золотая звезда» и удостоены почетного звания Героя Советского Союза. Порядка 10000 работников оборонной промышленности, которые лично «ковали» Великую Победу в тылу страны, получили государственные награды и грамоты.

Танковые тараны: «Приказано уничтожить…»

В числе героических подвигов, которые совершили русские танкисты, особенное место занимают виртуозно проведенные танковые тараны. На войне ситуации возникали разные: заклинило башню, кончились снаряды или контузило наводчика… Но враг наступал по всем фронтам, и танкистам приходилось изощряться, чтобы не допустить прорыва на фланге. Первый в истории танковый таран успешно провел экипаж КВ-1 во главе с легендарным командиром Павлом Даниловичем Гудзем. На полной скорости тяжелый советский танк врезался в борт танка PzKpfw III и вывел его из строя.

Очень много аналогичных таранов было совершено в 1943 г. в ходе сражений под Прохоровкой. В общей сложности русские танкисты взяли тогда «на абордаж» порядка 20–30 вражеских машин. Во время легендарной Курской битвы тараном было повреждено больше 50-ти единиц немецкой бронетехники. Стоит отметить, что при помощи танковых таранов удавалось повредить не только бронемашины и легкие танки противника. Иногда в роли «жертвы» выступали также знаменитые «тигры» и «пантеры» - в момент столкновения у них часто рвались гусеничные траки, «трескались» по швам бронелисты и деформировались опорные катки.

Были случаи, когда танки сталкивались случайно (попадали в «клинч»), но чаще всего танкисты шли на таран намеренно, чтобы остановить продвижение немецких танковых колонн. Обычно это делали в ночное время или когда стоял густой туман, поскольку плохая видимость не позволяла вести прицельную стрельбу на средних и дальних дистанциях. Русские тяжелые танки врывались в ряды вражеской колонны, на полном ходу сокрушая немецкую бронетехнику мощными ударами корпуса. Нужно признать, что танковые тараны являлись показателем виртуозного мастерства танкистов, ведь чтобы удар нанес повреждение, необходимо было правильно рассчитать скорость, траекторию и вычислить наиболее уязвимые места противника.

Русские танки таранили не только «себе подобных», но и другие вражеские объекты - немецкие бронепоезда и даже самолеты на аэродромах. Летом 1944 г. командир среднего танка Т-34 Дмитрий Евлампиевич Комаров впервые совершил таран бронепоезда на железнодорожной станции Черные Броды. Отличились и бойцы 24 танкового корпуса во время контрнаступления русских войск после успешной обороны Сталинграда. В декабре 1942 г. они направились в сторону станции Тацинской, где на двух аэродромах готовились ко взлету более 200 немецких самолетов. Поскольку снарядов было мало, уничтожать авиацию противника пришлось тараном.

Михаил Катуков - гений танковых войск СССР

Имя Михаила Ефимовича Катукова, ставшего самым выдающимся маршалом бронетанковых войск СССР, впервые стало известно из сводок совинформбюро во время проведения оборонительных операций за Москву. В этих сражениях Катуков со своими верными «подопечными» из 4-й танковой бригады сумел остановить и разгромить бронированный «кулак» из немецких танков, которым командовал главный танковый стратег Третьего рейха - генерал Гейнц Вильгельм Гудериан. Немецкий полководец никогда не признавал поражения, действовал холодно и расчетливо, что позволяло ему успешно проводить любые атаки. Но в схватке с Катуковым он вынужден был признать неоспоримое преимущество советских танков т-34 перед немецкими бронемашинами и отказался от попытки захватить Тулу, чтобы начать наступление на Москву с юга.

В октябре 1941 года, в самый разгар битвы за Москву, танковая группа генерала Гудериана добилась серьезных успехов, преодолев за три дня почти 200 км российской территории. Передовой ударный отряд немцев сходу ворвался в город Орел, а еще через 180 км добрался до Тулы. Группа Гудериана не собиралась сбавлять темп наступления, но на их пути возникла 4-я танковая бригада полковника Катукова, которая не только остановила наступление, но и фактически вывела из строя немецкую дивизию. Катуков грамотно использовал рельеф местности, ложные позиции, маскировку и тактику танковых засад, когда танки прятались в земле по башню и ждали своего часа для атаки. За один бой силами 4-й бригады было уничтожено более десяти танков противника.

У Катукова было меньше войск, чем у Гудериана, но маневренные Т-34 творили на поле боя чудеса. Позже немцы прозвали Михаила Катукова «Генерал хитрость» и выдающийся русский полководец неоднократно подтверждал полученную от противника оценку своего полководческого таланта. В начале ноября 1941 г. бригаду Катукова переименовали в 1-е гвардейское танковое соединение в РККА. Самому Катукову присвоили звание генерал-майора танковых войск. Поскольку генеральских звездочек на передовой в 1941 году не было, пришлось нарисовать их на петлицах химическим карандашом.

В ноябре 1941 года Михаил Катуков был удостоен высшей награды СССР ордена Ленина. В те же дни он получил еще одну памятную награду - старинный Тульский самовар, который подарили тульские рабочие в память о том, как танкисты Катукова защищали подступы к городу. Растроганный Михаил Ефимович пообещал тогда дойти до Берлина и попить чайку на ступеньках рейхстага. Весной 1945 г. генерал-полковник Катуков свое обещание сдержал. Он растопил тульский самовар прямо посреди руин столицы Третьего Рейха.

Прохоровка: сражение стальных «титанов»

Легендарное танковое противостояние под российским поселком Прохоровка, который находится в Белгородской области, стало самым масштабным и грандиозным в истории Второй мировой войны. Сегодня в кругу историков ведутся «горячие» споры о количестве танков, артиллерийских систем и другой бронетехники, задействованных в танковой баталии под Прохоровкой. Однако какими бы не оказались реальные цифры, можно с уверенностью сказать, что по количеству используемых танков подобного сражения не было за все годы войны. Немецкое командование привлекло практически все технические резервы и сформировало достаточно мощный «железный кулак», чтобы наверняка прорвать советскую оборону своими танковыми клиньями.

Главными участниками баталии, которая состоялась в 1943 г. под Прохоровкой, являлись пятая танковая армия генерал-лейтенант Павла Алексеевича Ротмистрова с советской стороны и второй танковый корпус СС оберстгруппенфюрера Пауля Хауссера. В битве «стальных титанов» было задействовано около 1500 единиц бронетехники, причем перевес был у Красной Армии - 800 советских танков против 700 немецких. Русские Т-34 вливались в боевые порядки немецких войск, стараясь выиграть за счет маневренности, и расстреливали вражеские танки на близкой дистанции. Ближний бой был невыгоден немецкой стороне, поскольку сводил на нет все преимущества мощных крупнокалиберных пушек, но исправить ситуацию и переломить ход событий фашистам не удалось.

До поздней ночи под Прохоровкой не смолкал гул двигателей и лязг гусениц, взрывались снаряды, горели танки и артиллерийские установки. Черная пелена дыма заволокла небо. Немецкий план наступления под кодовым названием «Цитадель» потерпел фиаско. Это масштабное сражение полностью переломило ход Второй мировой, поскольку танковые силы Третьего Рейха не смогли оправиться от сокрушительного поражения и восстановить былую мощь. Проиграв битву, фашисты начали постепенно сдавать и другие позиции - началось отступление по всем фронтам. Курская битва стала символом стойкости бойцов Красной армии и высокого военного мастерства офицеров.

Современные модели танков ВС РФ

От армии Советского союза нынешним Вооруженным силам Российской Федерации достались в наследство прогрессивные танковые войска с внушительным парком боевой бронетехники, а также несколько крупных промышленных центров танкостроения, которые сегодня занимают ведущие позиции в ОПК страны. В 2005 году на вооружении российских ВС числилось более 20000 танков различных модификаций. Со временем советское «достояние» снимали с вооружения по причине несоответствия современным военным тенденциям. В 2009 году в строю оставили только 1/10 часть машин. Первостепенной задачей, которую поставило перед собой военное руководство России, стала модернизация танковых войск.

Первым танком нового образца, запущенным в серийное производство после войны, стал средний танк Т-54, который вооружили скорострельным 100-миллиметровым орудием. Также разработали усовершенствованный вариант этой модели танка - танк Т-55 с мощным 115-миллиметровым орудием, который был предназначен для проведения боевых действий в радиоактивных зонах. Но наиболее популярным в советской и российской армии стал средний танк Т-62, оснащенный хорошо бронированной башней и гладкоствольным 155-миллиметровым орудием. Серийные модели танков Т-72, Т-80 и Т-95 представляли собой универсальные средние танки, способные оперативно и эффективно выполнять различные боевые задачи на любой местности.

Приоритетным направлением в развитии танковых войск РФ в начале ХХ века стало перевооружение армии современными машинами, которые могут преодолевать любые преграды, а также выполнять маневренные марш-броски на средние и дальние расстояния, независимо от времени суток. Особенного внимания заслуживают российские танки и ПТ-САУ последнего поколения:

  • Средний танк «Армата» - представляет собой поистине уникальный образец российского танкостроения, способен проводить маневренные боевые операции против вражеских танков и сухопутных сил, входя в состав отдельных танковых и мотострелковых подразделений;
  • ПТ-САУ «Коалиция-СВ» - конструкция этой модели разработана с применением последних научных достижений и цифровых технологий 21-го века. Используется для оперативного уничтожения ядерных средств тактического назначения, наземных артиллерийских систем, минометных батарей и любых видов бронетехники;
  • БМП «Курганец-25» - широко применяется сегодня для переброски мобильных сухопутных подразделений в любую точку боевых действий, а также обеспечивает их огневую поддержку во время вооруженного столкновения;
  • Бронетранспортер «Бумеранг» - российская бронемашина нового поколения. Основным назначением является транспортировка сухопутных подразделений и содействие активному подавлению живой силы и легкой бронетехники противника.

На сегодняшний день модернизированные танковые войска России, как и несколько десятилетий назад, являются наиболее «закаленным» родом войск и представляют собой достаточно грозное оружие универсального действия. И хотя многие армии мира держат курс на бесконтактные формы войны, танки еще долго будут оставаться одной из главных ударных сил.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.