Среда и место обитания млекопитающих. Класс Млекопитающие или Звери

Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.

1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.

2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.

1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.

2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.

3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.

Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.

4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?

Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.

5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?

Уши, глаза, усы.

6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.

Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.

Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения .

1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.

2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.

3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.

4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.

5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.

6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.

7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.

8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.

Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.

Задание 5. Заполните таблицу.

В теле млекопитающих различают те же отделы, что и у других наземных позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности имеют типичные для позвоночных отделы: плечо (бедро), предплечье (голень) и кисть (стопу). Ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем. Поэтому туловище приподнято над землей. Это расширяет возможности в использовании конечностей. Среди зверей известны лазающие по деревьям, стопоходящие и пальцеходящие звери, прыгающие и летающие.

Рис. 190. Представители млекопитающих: 1 - бобр; 2 - гепард; 3 - дельфин; 4 - макака; 5 - летучая мышь; 6 - антилопа

Особенности строения млекопитающих позволяют им совершать разнообразные движения, развивать большую скорость при беге, прекрасно летать, плавать в воде. Это свидетельствует о длительной эволюции зверей и способности приспосабливатся к разнообразным условиям.

В строении головы хорошо различимы лицевой и черепной отделы (рис. 191). Спереди находится рот, окруженный мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Спереди по бокам головы расположены глаза, защищенные подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. Хорошо развиты слёзные железы, секрет которых омывает глаза и обладает бактерицидным действием. Ближе к затылку, выше глаз, по бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его.

У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров, защищающий их от резких перепадов температур - от охлаждения и перегрева.

Рис. 191. Внешнее строение млекопитающего: 1 - лицевой отдел головы; 2 - черепной отдел головы; 3 - рот; 4 - мочка носа; 5 - уши; 6 - туловище; 7 - передние и 8 - задние конечности; 9 - когти

В шерсти различают более жесткие и длинные остевые волосы и короткие мягкие волоски, образующие подшёрсток. Длинные жесткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами. Звери периодически линяют по сезонам: меняется густота и окраска шерсти. Зимой шерсть более густая, а у зверей, обитающих на снежном покрове, становится белой. Летом шерсть более редкая и окрашена в защитные темные тона.

Нижний конец каждого волоса погружен в кожу, вокруг него имеется волосяная сумка (рис. 192), к ней подходят небольшие мышцы, поэтому шерсть может подниматься так, как у испуганной кошки или лающей собаки. У основания волоса находятся сальные железы. Их секрет смазывает шерстный покров, придавая ему эластичность, уменьшая смачиваемость и слипаемость шерсти. Шерсть млекопитающих происходит из тех же самых зачатков эпителия, что и чешуи рептилий. Об общем их происхождении свидетельствуют роговые чешуйки, расположенные на хвосте крыс, мышей, бобров. Это один из признаков, подтверждающих родственные отношения млекопитающих и рептилий. В зависимости от условий обитания шерстный покров видоизменяется. Так, у роющих зверьков в шерсти нет остевых волосков, она короткая и ровная, может укладываться в любом направлении, не мешая зверькам двигаться под землей. У ехидны, ежа и дикобраза ости видоизменены в жесткие острые иглы, служащие для защиты. К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся когти, ногти, рога и копыта.

Рис. 192. Строение кожи млекопитающего: 1 - потовая железа; 2 - сальная железа; 3 - волос; 4 - волосяная сумка; 5 - жировые отложения; 6 - мышцы

В коже млекопитающих много желез. Кроме гроздевидных сальных желез, о которых уже говорилось, имеются трубчатые потовые железы (см. рис. 192). Выделяемый ими пот испаряется, охлаждая тело животного. У многих зверей развиты пахучие железы. Их выделения служат для ме-чения своей территории, предупреждением для врагов и конкурентов, облегчают встречи особей одного вида.

Важное значение имеют млечные железы. Они представляют собой видоизменения потовых желез. Их трубчатые протоки сливаются вместе и открываются на вершине сосков. Число млечных желез обычно соответствует числу детенышей. В млечных железах вырабатывается молоко - высококалорийный продукт, которым матери выкармливают детенышей. По этому признаку и произошло название всего класса - Млекопитающие.

Млекопитающие - класс эволюционно высокоразвитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами: они вынашивают, рождают и выкармливают детенышей молоком. Эти признаки в сочетании с интенсивным обменом веществ, постоянной высокой температурой тела, хорошо развитым мозгом и сложным поведением позволили млекопитающим освоить все среды обитания, широко расселиться по Земле, достигнуть большого разнообразия и высокой численности.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Назовите общие признаки млекопитающих, используя рисунки 190 и 191.
  2. Какое строение имеет кожа млекопитающих?
  3. В чем сходство и различие в строении покровов тела млекопитающих и рептилий?
  4. Какие роговые образования развиваются из эпидермиса кожи млекопитающих?
  5. Какие железы есть в коже млекопитающих?

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цель урока: отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания.

Задачи:

Образовательные:

Изучить общие черты класса млекопитающие;

Сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.

Развивающие:

Вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;

Воспитывающие:

Продолжить умение работать в группе

Развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный .

Формы организации учебного процесса: работа в парах, фронтальная

Ход урока.

Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

    Проверка д/з

Рассмотрите фотографии животных. слайд

На какие два класса можно разделить животных?

На основании каких внешних признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся и к классу Птиц?

    Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).

Учитель показывает иллюстрации различных представителей класса Млекопитающих и загадывает загадки на слайде

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, Будто нос

Лет тыщу рос.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

В птичник повадиться –

Рыжим хвостом

Заметает следы

Как вы думаете к какому классу относятся эти животные?

(Все эти животные относятся к классу Млекопитающие)

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

Давайте сформулируем тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

3. Изучение нового материала

Откройте статью учебника на стр. 244 найдите и зачитайте определение кто такие млекопитающие?

Млекопитающие – это хордовые, теплокровных животные, которые выкармливают новорожденных детенышей своим молоком.

Давайте попробуем дать общую характеристику классу Млекопитающих.

    Около 5 тысяч видов.

    Теплокровные животные, шерстный покров.

    Живорождение.

    Выкармливание детенышей молоком.

    Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

    Разнообразное и сложное поведение.

    Имеют различные приспособления к условиям обитания.

    Дифференциация зубов.

    Наличие наружного уха.

    Наличие разнообразных желез.

Теперь мы с вами можем ответить на проблемный вопрос

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

А теперь мы вместе постараемся найти ответ на вопрос: Каковы особенности внешнего строения млекопитающих? Слайд

Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см (карликовая белозубка из насекомоядных), до 33 м при массе 150 т. (голубой кит) слайд

В теле млекопитающих различают те же отделы, что и у других наземных позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Слайд

Ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем. Поэтому туловище приподнято над землёй. Это расширяет возможности в использовании конечностей. Слайд

В строении головы хорошо различимы лицевой и мозговой отделы. Спереди находится рот, окружённый мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Спереди по бокам головы расположены глаза, защищённые подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. Хорошо развиты слёзные железы, секрет которых омывает глаза и обладает бактерицидным действием. Ближе к затылку, выше глаз, по бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его.

Среди зверей известны:

Стопоходящие

Пальцеходящие

Прыгающие

Лазающие по деревьям

Летающие

Плавающие.

Особенности строения млекопитающих позволяют им совершать разнообразные движения, развивать большую скорость при беге, прекрасно летать, плавать в воде. Это свидетельствует о длительной эволюции зверей и способности приспосабливаться к разнообразным условиям. Млекопитающие освоили почти все среды жизни: Слайд

Водная (дельфин, морской котик, касатка)

Наземно – воздушная (летучая мышь, лисица)

Почвенная (крот, слепыш), и

места обитания: Слайд

Наземные

Древесные

Подземные

Воздушные

Способы питания на слайде

- У большинства млекопитающих развит шерстный покров, защищающий их от резких перепадов температур – от охлаждения и перегрева, защищает от механических повреждений, придаёт покровительственную окраску. В шерсти различают более жёсткие и длинные остевые волосы и короткие мягкие волоски, образующие подшёрсток. Длинные и жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами. Слайд. Звери периодически линяют по сезонам: меняется густота и окраска шерсти. Зимой шерсть более густая, а у зверей, обитающих на снежном покрове, становится белой. Летом шерсть более редкая и окрашена в защитные тёмные тона.

Нижний конец каждого волоса погружён в кожу, вокруг него имеется волосяная сумка , к ней подходят небольшие мышцы, поэтому шерсть может подниматься так, как у испуганной кошки или лающей собаки. У основания волоса находятся сальные железы . Их секрет смазывает шёрстный покров, придавая ему эластичность, уменьшая смачиваемость и слипаемость шерсти.

Млекопитающие и рептилии имеют родственные отношения. Какие? Откройте учебник на стр. 246 и найдите ответ. Слайд

В коже млекопитающего много желёз. Слайд

Заполнить таблицу слайд

Закрепление

Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

Если останется время работа по слайдам

Домашнее задание Слайд

надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение в

природе и жизни человека

хоботные

ластоногие

непарнокопытные

зайцеобразные

парнокопытные

насекомоядные

китообразные

каждый отряд описать по плану срочно надо(

Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.

1)Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.

Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?

2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.

3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?

Слайд 2

Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих

Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.

Слайд 3

Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?

Утконос Лошадь Дикобраз Дельфины Летучая мышь Броненосец

Слайд 4

Млекопитающие различаются и по своим размерам.

Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма: Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!

Слайд 5

Образ жизни и поведение зверей.

У утконоса детёныш вылупляется из яиц: \\ Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:

Слайд 6

Образ жизни и поведение зверей:

Многие звери бодрствуют весь год: А некоторые почти полгода проводят в спячке:

Слайд 7

Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:

1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. 2. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.

Слайд 8

Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:

Наземно-воздушную Воздушную Почвенную Водную Наземно-водную

Слайд 9

Экологические группы млекопитающих:

Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:

Слайд 10

У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:

Слайд 11

Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.

Слайд 12

Задание:Изучитеособенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы:

Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных? Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих? В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих? Чем покрыто тело млекопитающих?

Слайд 13

Слайд 14

Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:

  • Слайд 15

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 16

    О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:

    Слайд 17

    К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:

    Рога: Копыта: 3. Когти: 4. Ногти:

    Слайд 18

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 19

    Когда собаке жарко, она высовывает язык

  • Слайд 20

    Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:

  • Слайд 21

    На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:

    Слайд 22

    Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.

    Слайд 23

    Закрепление изученного:

    В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц? Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось? Зачем слону большие уши? Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода? У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?

    Слайд 24

    Домашнее задание:

    Выучить § 63 Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторить определения: рефлекс, инстинкт.

    Посмотреть все слайды