Создание шанхайской организации сотрудничества дата. Страны сош

ТАСС-ДОСЬЕ. 9-10 июня 2018 года в Циндао (китайская провинция Шаньдун) состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Впервые во встрече лидеров стран организации будут участвовать два новых государства - члена ШОС: Индия и Пакистан.

Шанхайская организация сотрудничества - региональное международное объединение, в которое входят восемь стран: Россия, Индия, Китай, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. С 2004 года ШОС является наблюдателем при Генеральной Ассамблее ООН.

История образования

26 апреля 1996 года в Шанхае (КНР) главы России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. На его основе было сформировано политическое объединение, получившее название "Шанхайская пятерка", главной целью которого являлось обеспечение стабильности вдоль границ бывших советских республик и Китая. 5 июля 2000 года организация была преобразована в "Шанхайский форум". 14 июня 2001 года на саммите в Шанхае к объединению пяти стран присоединился Узбекистан.

15 июня 2001 года главы шести государств подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. 7 июня 2002 года был подписан уставный документ организации - Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 года).

9 июня 2017 года на саммите в Астане было официально утверждено членство в организации Индии и Пакистана.

Наблюдатели и партнеры по диалогу

Наблюдателями в организации являются Монголия, Иран, Афганистан, Белоруссия. Заявки на получение статуса наблюдателей подали также Азербайджан, Армения, Бангладеш, Сирия и Шри-Ланка.

Статус партнеров по диалогу ШОС имеют Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Страны-наблюдатели могут с согласия членов ШОС присутствовать на заседаниях органов альянса и участвовать в обсуждении вопросов повестки дня без права принятия решений. Статус партнера по диалогу предоставляется государству (или организации), взаимодействующему с ШОС по отдельным направлениям сотрудничества, предусмотренным Хартией ШОС.

Согласно Положению о порядке приема новых членов, страна, претендующая на вступление в ШОС, не может находиться под санкциями Совета Безопасности ООН.

Цели, задачи, направления сотрудничества

Согласно Хартии ШОС, целями альянса являются обеспечение стабильности и безопасности в регионе, борьба с терроризмом и экстремизмом, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Приоритетные направления - развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций, нефтегазовой сферы, сельского хозяйства, использование водных ресурсов и др.

В отношениях внутри организации государства-члены придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Во внешних сношениях ШОС исходит из принципов открытости, непринадлежности к блокам и ненаправленности против третьих стран.

23 сентября 2003 года в Пекине по итогам встречи глав правительств стран ШОС была принята долгосрочная программа многостороннего экономического сотрудничества до 2020 года, которая предусматривает создание общеэкономического пространства в рамках организации. В краткосрочной перспективе намечено увеличение объема товарооборота, а в долгосрочной - создание зоны свободной торговли. План действий по реализации программы был подписан в сентябре 2004 года.

Структура

Страны председательствуют в ШОС поочередно, сроком на год, завершая свои полномочия саммитом. С июня 2017 года в ШОС председательствует Китай.

Высшим органом ШОС является Совет глав государств, который определяет приоритеты и основные направления деятельности организации, решает вопросы ее внутреннего устройства, взаимодействия с другими странами и международными организациями, рассматривает актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год; председательство осуществляет глава государства - организатора саммита.

Совет глав правительств ШОС рассматривает вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, направлениям сотрудничества. Очередные заседания проходят один раз в год. Также в рамках организации созданы Совет министров иностранных дел, Совещание руководителей министерств и ведомств, Совет национальных координаторов. Постоянно действующий рабочий орган - секретариат со штаб-квартирой в Пекине.

С 1 января 2016 года пост генерального секретаря ШОС занимает Рашид Алимов (избран 10 июля 2015 года сроком на два года), бывший глава МИД Таджикистана и постпред республики при ООН, экс-посол Таджикистана в КНР.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса, этот принцип закреплен в Хартии организации.

Вопросы безопасности

При создании организации ее основной задачей было провозглашена борьба с терроризмом в Средней Азии. Один из первых документов организации - Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001) - на международном уровне закрепила определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний.

7 июня 2002 года на саммите ШОС в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС; штаб-квартира исполкома - в Ташкенте). Она занимается координацией борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, в частности, формирует единый банк данных о международных террористических и прочих организациях и лицах, а также единый разыскной реестр, оказывает содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений, организует мероприятия по борьбе с наркотрафиком и др.

В рамках сотрудничества в сфере безопасности страны - члены ШОС регулярно проводят совместные антитеррористические учения, самыми крупными из которых являются "Мирная миссия" (проходят с 2003 года).

По данным секретариата ШОС, в 2013-2017 годах в рамках организации было предотвращено свыше 600 преступлений террористического характера, ликвидировано более 500 баз подготовки террористов, пресечена деятельность более 2 тыс. членов международных террористических организаций, изъято свыше 1 тыс. самодельных взрывных устройств, 50 тонн взрывчатых веществ, 10 тыс. единиц огнестрельного оружия и свыше 1 млн боеприпасов.

Сотрудничество в экономике и финансовой сфере

Экономическое взаимодействие координируют Деловой совет (создан в 2006 году; объединяет представителей бизнес-сообщества) и Межбанковское объединение ШОС (2005; организует финансирование и банковское обслуживание инвестиционных проектов). По данным на конец 2017 года, Межбанковское объединение предоставило $97,8 млрд на развитие проектов в странах ШОС.

Для финансирования межгосударственных инфраструктурных проектов и внешнеторговых операций в рамках ШОС решено создать Банк развития и Фонд развития (Специальный счет) организации. В 2015 году на саммите в Уфе было заявлено также о намерении образовать на базе действующего Межбанковского объединения Международный центр проектного финансирования. В настоящее время работа по созданию финансовых инструментов в ШОС продолжается.

С 2014 года в рамках ШОС действует Энергетический клуб, созданный по инициативе России. Это дискуссионная площадка для обсуждения энергетических стратегий государств ШОС с позиций их гармонизации и выработки предложений по повышению энергетической безопасности. Клуб объединяет представителей госструктур, крупного бизнеса и информационно-аналитических центров, работающих в сфере энергетики.

16 сентября 2015 года в Сиане (Китай) на министерском совещании ШОС по вопросам экономики и торговли было принято решение о начале разработки программы регионального экономического сотрудничества на следующие пять лет. Развивать кооперацию будут по десяти направлениям, включающим около ста проектов на общую сумму $100 млрд. Главная сфера взаимодействия - развитие транспортной инфраструктуры.

Сотрудничество в гуманитарной сфере

16 августа 2007 года на встрече глав правительств в Бишкеке Россия предложила учредить университет, основанный на сетевом принципе. Решение об образовании Университета ШОС было принято в 2008 году на совещании министров образования организации. Университет начал свою работу в 2010 году как сеть уже существующих вузов в государствах - членах ШОС и странах-наблюдателях. Подготовка кадров осуществляется по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии.

В 2015 году была разработана Международная карта молодого человека (Молодежная карта ШОС; SCO Youth Card), которая одновременно является платежным средством и удостоверением личности. В частности, она позволяет студентам вузов, входящих в Университет ШОС, пользоваться скидками на территории стран организации. Проект был запущен в мае 2017 года в Белгороде в рамках II Молодежного форума университетов стран ШОС.

Молодежные движения стран организации сотрудничают в рамках Молодежного совета ШОС (с 2009 года). В мае 2018 года в Пекине прошел первый Женский форум организации, целью которого было провозглашено "развитие обменов и сотрудничества женщин в рамках ШОС".

При организации также действует Форум ШОС (2006) - общественный консультационно-экспертный орган, созданный для содействия и научной поддержки деятельности организации, проведения совместных исследований по актуальным вопросам, разъяснения задач и принципов деятельности ШОС, и др.

Статистика

Территория ШОС (с учетом стран-наблюдателей) - 37,53 млн кв. км, или 61% Евразийского материка. Численность населения, по данным Всемирного банка на 2016 год, составляет 3,1 млрд человек (включая Индию и Пакистан), с учетом стран-наблюдателей - 3,2 млрд (данные за 2017 год не опубликованы).

Совокупный валовой внутренний продукт (в текущих ценах) государств - членов ШОС достиг в 2016 году $15,24 трлн (с учетом Индии и Пакистана), или 20,09% от общемирового показателя (для сравнения: в США - $18,62 трлн, в ЕС - $16,49 трлн).

В интервью китайской Медиакорпорации 31 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин отметил, что на страны ШОС приходится четверть мирового ВВП, 43% населения и 23% территории планеты.

Бюджет ШОС

Бюджет организации формируется сроком на один календарный год в долларах США. Он складывается из ежегодных долевых взносов государств - членов ШОС. Согласно Соглашению о порядке формирования и исполнения бюджета от 1 декабря 2017 года, взнос Индии - 5,9%, Казахстана - 17,6%, Китая - 20,6%, Киргизии - 8,8%, Пакистана - 5,9%, России - 20,6%, Таджикистана - 6%, Узбекистана - 14,6%. Размеры долевых взносов могут быть изменены по предложению одного или нескольких государств с согласия других членов ШОС.

Официальные языки и сайт

Официальные рабочие языки - русский и китайский. Официальный сайт -

ФГОУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономической теории»

Доклад на тему:

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Подготовила: ст.гр. 08-РН

Чиликина М.В

Проверила: Сенчукова Л.О.

Калининград 2011-

1. История создания……………………………………………………………………3

2. Структура управления………………………………………………………………6

3.1 Сфера безопасности…………………………………………………………....9

3.2 Экономическая деятельность………………………………………………..10

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность………………………………….11

4. Участие Российской Федерации в ШОС…………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………...14

    История создания

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году, участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ - Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

На основе сложившегося благоприятного политического климата, а также по причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств и повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку»).

Первыми документами, принятыми ШОС, стали Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС: Декларация о создании Организации получила практическое воплощение в подписании двух новых важных актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге.) Среди 30 подписанных тогда документов были и положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

В связи с тем, что по итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны следующие документы: Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена - Монголии.

Встреча глав - государств ШОС, проведённая в 2005 году, вызвала неподдельный интерес у политических обозревателей, поскольку помимо нового пакета договоров и конвенций участники подписали Декларацию глав - государств членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала общие подходы, направленные на дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участниц ШОС приняли решение о представлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.

2. Структура управления организации

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:

    Совет глав государств (СГГ);

    Совет глав правительств (СГП);

    Совет министров иностранных дел (СМИД);

    Совещания руководителей министерств и ведомств;

    Совет национальных координаторов (СНК);

    Региональная антитеррористическая структура (РАТС);

Секретариат - постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2010 г. - представитель Киргиизии М.С. Иманалиев).

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств - членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время, как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот – с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

3.1 Сфера безопасности

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тана Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны - участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. Основные задачи и функции Исполнительного Комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям:

    координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран - участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);

    международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);

    информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.).

По свидетельству исполнительного директора этой организации В. Касымова только за период между двумя саммитами ШОС (5 июля 2005 года - 15 июня 2006 года) в результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов, 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находятся в розыске.

3.2 Экономическая деятельность

Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

В сентябре 2003 года главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе - увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя, в сентябре 2004 года.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее влияет на экономическую ситуацию в регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая на создании свободной торговой зоны, а вместе с тем и создании инфраструктуры для торговли и инвестиций. Втягивая экономики стран центрально-азиатского региона (ЦАР) в орбиту своих экономических интересов, КНР рассматривает их в первую очередь как надёжные рынки сбыта своих товаров. Именно с точки зрения расширения торгового сотрудничества Китай активно поддерживает вступление стран Шанхайской организации сотрудничества во Всемирную торговую организацию.

По завершении саммита в Екатеринбурге, а также проходившей на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Дмитрий Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях. Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах. Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, - она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю. Москва и Пекин намерены заменить доллар юанем и рублем.

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность

В Декларации о создании ШОС страны - участницы заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество.

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С того времени гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология - к 2010 году это 53 университета из 5-ти стран ШОС.

Развиваются связи и в сфере искусства. Начиная с 2005 года ежегодно регулярно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки». Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию, была активно поддержана Секретариатом ШОС, который обратился к представителям Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана с предложением организовать совместную выставку детского рисунка. Предложение получило широкий отклик, и в июне 2009 года вернисаж детских рисунков, представленных всеми странами - участницами ШОС, был проведён в двадцать первый раз.

Как и другие сферы взаимодействия, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС имеет широкие перспективы.

Критика Шанхайской организации сотрудничества во многом касается несостоятельности её деятельности, в частности в борьбе с терроризмом и защите региональной безопасности. Некоторые зарубежные аналитики (например, Мэтью Оресман (англ. Matthew Oresman) из американского Центра стратегических и международных исследований, предполагают, что ШОС является не более, чем дискуссионным клубом, претендующим на нечто большее. Такого же мнения придерживается начальник Института военной истории МО РФ А. А. Кольтюков, утверждающий, что «анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. … реального сотрудничества в этих сферах противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается».

4. Участие Российской Федерации в ШОС

В условиях формирования новой системы международных отношений выстраивание коллективной системы региональной безопасности является весьма актуальной задачей. Рассматривая различные аспекты обеспечения региональной безопасности Центральной Азии, особое внимание необходимо уделить внешнеполитическому измерению, играющему важную роль в безопасном развитии государств с учетом современной усиливающейся взаимозависимости в глобализирующемся пространстве международных отношений.

По итогам 10-летнего существования ШОС, можно утверждать, что Организация выдержала тест времени. В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать больше, - на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьёзным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако, организация с ними справилась. На данный момент, всё говорит о том, что хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. И хотя между государствами ШОС есть некоторые противоречия и трения, внешне ШОС выглядит достаточно монолитной структурой: есть нечто, что объединяет эти государства, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным показателям. На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд. долл.), Россия (134,3 млрд. долл.), Казахстан (14,8 млрд. долл.) и Узбекистан (2,4 млрд. долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая воспринимается с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, а все вопросы решаются консенсусом, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

Список использованной литературы

    ru.wikipedia.org

    Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития

/ Сост.: А.Ф. Клименко. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. - 400 с.

    Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. - 180 с

    Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества

// Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. - М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. - С. 251

Шанхайской организации сотрудничества , Шанхайская ...

  • Шанхайская организация сотрудничества , современное состояние

    Реферат >> Экономика

    ... Шанхайской организации сотрудничества (2002), Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003), Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества (2006) и др. Шанхайская организация сотрудничества ...

  • Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества современные тенденции и перспективы

    Реферат >> История

    Друг от друга. Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества В Центральноазиатском регионе остро стоят военно... всего через структуры инициированной им Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят 4 государства ЦА...

  • Организация работы отдела по связям с общественностью на примере ОАО Синарский трубный завод

    Дипломная работа >> Маркетинг

    И поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя... путеШОСтвие» был посвящен саммиту представителей Шанхайской Организации Сотрудничества , который состоится на Среднем Урале...

  • Очередной пятнадцатый саммит глав государств - членов ШОС проходит в эти дни в Ташкенте под эгидой расширения границ организации. О своем намерении стать участниками ШОС в 2014 году заявили Индия и Пакистан.

    Начатая в прошлом году процедура приема государств в члены организации продолжится в пятницу 24 июня, когда президенты "шестерки" при участии премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента Пакистана Мамнуна Хуссейна примут меморандумы об обязательствах Индии и Пакистана для приема в ШОС. И хотя де-факто государства уже признаются членами, де-юре процедура приема завершится присоединением Индии и Пакистана ко всем документам, принятым в рамках ШОС.

    Следует отметить, что Узбекистан уже в третий раз председательствует в организации. Ранее этой почетной миссии мы удостаивались в 2004 и 2010 годах.

    Мы проанализировали деятельность организации в исторической ретроспективе и основные документы, принятые в рамках ШОС по различным направлениям. Итоги представляем вашему вниманию.

    Предыстория и документы

    Современный формат Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) сложился на базе «Шанхайской пятерки», с 1996 года объединявшей в своем составе Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россию и Таджикистан. Исторической точкой отсчета ШОС стало присоединение Узбекистана к пяти странам-участницам в 2001 году. Окончательное юридическое оформление вновь образованной международной организации произошло в июне 2002 года подписанием глав государств — членов ШОС и ШОС - базовых уставных документов.

    Перечисленные программные документы закрепили принципы, основные цели и задачи организации, а также ее организационную структуру и полномочия органов. С их принятием организация получила качественно новый вектор развития.

    Приоритетными задачами организации признаны укрепление стабильности и безопасности в регионе, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества.

    Немаловажную роль в дальнейшем развитии организации сыграли такие документы, как Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС - итоговый документ саммита глав государств, который проходил в Бишкеке в 2007 году, и Декларация о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания , принятая лидерами стран ШОС в 2012 году.

    Несколько цифр

    ШОС сегодня - это:

    6 стран-участниц: Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан и 2 страны в процессе приема в участники Индия и Пакистан;

    4 государства-наблюдателя: Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия;

    6 партнеров по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка;

    3 страны, подавшие заявку на участие в ШОС в качестве государства-наблюдателя: Бангладеш, Сирия и Египет.

    Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн кв. км, то есть 60% территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС - свыше 3,5 млрд человек, то есть половина населения планеты.

    Сферы межгосударственного взаимодействия

    Активное сотрудничество стран ШОС в сфере безопасности заключается в разработке и подписании ряда документов международного значения. В их числе Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 1 , которая закрепляет и развивает принципы основных международных договоров в области обеспечения безопасности и борьбы с международной преступностью, принятых в частности Генассамблеей ООН.

    Основной акцент в Шанхайской конвенции сделан на создании эффективных механизмов по пресечению преступной деятельности, в особенности представляющих угрозу безопасности региона. Речь, в том числе, о созданной во исполнение основных положений конвенции, Региональной антитеррористической структуре ШОС (РАТС ШОС) . Ее правовой статус определяется между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества от 7.06.2002 г.

    Деятельность Исполнительного Комитета РАТС ШОС осуществляется по следующим основным направлениям:

    координация и взаимодействие компетентных органов стран участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и прочее;

    подготовка международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и другим международным структурам;

    формирование и пополнение банка данных РАТС ШОС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и другими видами международной преступности.

    В дальнейшем при активном участии РАТС ШОС подписан ряд важных международных документов, среди которых, например:

    Соглашение между государствами - членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Ташкент, 17.06.2004 г.) ;

    Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности (Шанхай, 15.06.2006 г.) ;

    Конвенция ШОС против терроризма (Екатеринбург, 16.06.2009 г.) и другие.

    С полным текстом приведенных документов можно ознакомиться в разделе «Международные отношения» информационно-поисковой системы « Законодательство Республики Узбекистан ».

    Не меньшее внимание в рамках ШОС уделяется развитию партнерских отношений в экономической сфере. Предпринимаемые в этом направлении шаги направлены в первую очередь на расширение и укрепление торгово-экономического взаимодействия, создание благоприятного инвестиционного климата внутри организации.

    Принятыми документами, в частности Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003 г.) и Планом действий по развитию сотрудничества (2004 г.) , закреплены основные направления экономического взаимодействия стран-участниц: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации.

    Документы предусматривают в долгосрочной перспективе (до 2020 г.) создание зоны свободной торговли в границах ШОС.

    Для выполнения намеченных целей в экономической сфере в рамках ШОС созданы и функционируют специальные структуры. Например, активное содействие в реализации принимаемых экономических проектов оказывает Межбанковское объединение (МБО) , которое образовано на заседании Совета глав правительств ШОС в 2005 году. В состав МБО входит и Национальный банк ВЭД Узбекистана.

    Кроме того, ШОС оформил соглашения о партнерстве с такими международными экономическими организациями, как Евразийский экономический союз и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

    Сферы взаимодействия государств - членов ШОС регулярно расширяются. Сегодня деятельность ШОС уже не ограничивается вопросами безопасности и экономики. Развиваются также интеграционные процессы в области образования, науки и технологий.

    Этим целям служит, в том числе Университет ШОС, который пока функционирует как сеть уже существующих вузов в государствах-членах и странах-наблюдателях ШОС. Подготовка кадров высшей квалификации в Университете ШОС осуществляется по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран - участниц организации: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии.

    Перспективы

    По материалам центрального интернет-портала ШОС, всего в ходе юбилейного саммита планируется подписать более десяти документов. Наряду с вопросами совершенствования деятельности ШОС и развития сотрудничества по приоритетным направлениям, таким как: безопасность, антитеррор, экономика и гуманитарные связи, будут согласованы межправительственное соглашение о международных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог и межведомственное соглашение о взаимном признании таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров.

    Отдельное внимание на переговорах главы государств уделят ключевым мировым и региональным проблемам, включая ситуацию в Афганистане и на Ближнем Востоке.

    Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

    (ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В июне 2016 года были о вступлении в организацию Индии и Пакистана.

    В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества , вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

    Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

    В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

    Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

    Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

    Совет собирается на очередные заседания один раз в год . Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств — членов ШОС.

    Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

    Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

    Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации , подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств.

    В рамках ШОС действует механизм встреч на уровне руководителей отраслевых министерств и ведомств.

    Важнейшие экономические структуры —



    ШОС - что это такое? Расшифровка, определение, перевод

    Аббревиатура ШОС расшифровывается как Ш анхайская О рганизация С отрудничества.

    Эта зыбкая структура, основанная в 2001 году в Шанхае, являет собой политико-экономический блок, в который, помимо Китая и России, входят несколько республик бСССР , да и те не в полной мере и без особого желания. Суть ШОС составляет концепция «Ребята, давайте жить дружно», не устраивать инцидентов на границах, сокращать приграничные вооружения и вообще, всячески торговать, сотрудничать и при этом косо смотреть на НАТО . В 2015 году в ШОС вступили Индия и Пакистан, так до сих пор и не урегулировавшие между собой территориальный спор вокруг Кашмира.

    Список стран, которые входят в ШОС на 2015 год: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Индия, Пакистан.

    Монголия, Беларусь, Иран и Афганистан являются наблюдателями.



    ШОС находится в списке:


    Вы узнали, откуда произошло слово ШОС , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.