Как раньше назывался т 10. Военное обозрение и политика

Следующая модификация танка Т-10 – «объект 272» – разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.

Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра.

Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М.Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.


Т-10 в засаде. На манёврах Группы советских войск в Германии. Белая полоса справа на корпусе означает принадлежность танка к определённой стороне участников. Начало 1960-х гг.



Башня танка Т-10М, вид спереди слева


Башня танка Т-10М:

1 – отверстие для пальца крепления рамки пушки; 2 – окно для пулемёта ДШК; 3 – крюк; 4 – дождевой щиток; 5 – отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 – броневой лист крыши башни; 7 – отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего ТНП; 8 – крышка люка заряжающего; 9 – рукоятка механизма поворота верхнего погона люка заряжающего; 10- броневое ограждение прицела ТПН-1; 11 – крышка люка командира танка; 12 – крышка кормового ящика башни для ЗИП; 13 – кормовой ящик для ЗИП; 14 – стакан антенного ввода; 15 – отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51; 16 – поручень; 17 – колпак бронировки прицела Т2С-29; 18 – выемка для открывания откидного листа над радиаторами


Справа: Башенный люк заряжающего. Видны шестерня механизма поворота люка и отверстия крепления турели зенитного пулемёта


Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.

Обновили на танке и вспомогательное – пулемётное – вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт – зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 – размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.



Башня танка Т-10М, вид спереди справа


Размещение на танке прицела ТПН-1 по-боевому:

1 – прицел; 2 – шаровой фланец прицела; 3 – кольцо; 4 – стяжной болт; 5 – конический вкладыш; 6 – кронштейн прицела; 7 – рычаг подъёмного механизма пушки; 8 – тяга параллелограмма; 9 – рычаг механизма привода головного зеркала прицела; 10 – броневое ограждение; 11 – прожектор 11-2


На фото слева: Башенный командирский люк


Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир – ТКН-1Т, механик-водитель – ТВН-2Т, наводчик – ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м.

Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм.

Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса.

Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.







Ходовая часть танка


Ведущее колесо


Упоры и балансиры опорных катков, направляющее колесо



Ходовая часть танка Т-10М:

1-кривошип направляющего колеса; 2-механизм натяжения гусеницы; 3-упор; 4-балансир; 5-кронштейн поддерживающего катка; 6-поддерживающий каток; 7-бортовая передача; 8-гусеница; 9-опорный каток; 10-направляющее колесо



Двигатель В12-6. Вид со стороны нагнетателя:

1 – топливный фильтр тонкой очистки; 2 – нагнетатель; 3 – топливный насос БНК-12ТК; 4 – трубопровод для подвода масла в гидромуфту; 5 – гидромуфта привода генератора; 6 – трубопровод для отвода масла из гидромуфты; 7 – генератор; 8 – коллектор распределения охлаждающей жидкости по цилиндрам



Двигатель В12-6. Вид со стороны носка:

1 – водяной насос; 2 – лапа крепления двигателя; 3 – масляный фильтр


В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.

Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству.

К этому времени к выпуску новой модификации подключили ЛКЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» – ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.

Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г.

С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме – 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).

В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива.

С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.

С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».



Отделение управления танка Т-10М:

1 – рукоятка запорного устройства крышки люка механика-водителя; 2 – аппарат ТПУ; 3 – масляный манометр коробки передач; 4 – провод высокого напряжения к прибору ТВН-2Т; 5 – центральный щиток механика-водителя; 6 – крышка люка механика-во- дителя; 7 – электропровод к стеклоочистителю; 8 – рукоятка управления заслонками эжекторов; 9 – центральный вентиль системы воздушного запуска; 10 – кран-редуктор воздухопуска; 11 – закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 12 – баллоны ППО; 13 – снарядные гильзы; 14 – ручной топливоподкачивающий насос; 15 – ящик для укладки гранат; 16 – рычаг ручной подачи топлива; 17 – рукоятка селектора; 18 – рычаг реверса; 19 – запасной прибор ТПВ-51; 20 – правый рычаг управления; 21 – педаль подачи топлива; 22 – сиденье механика-водителя; 23 – педаль остановочного тормоза; 24 – ящик с прибором ТБН-2Т; 25 – педаль управления; 26 – левый рычаг управления; 27 – выключатель аккумуляторных батарей; 28 – розетка внешнего запуска; 29 – аккумуляторные батареи; 30 – сумка с документацией танка; 31 – бачок для питьевой воды; 32 – электрораспределительный щиток



Боевое отделение:

1 – блок питания ночного прицела ТПН-1; 2 – радиостанция: 3 – азимутальный указатель; 4 – щиток электрооборудования башни; 5 – стопор башни; 6 – распределительная коробка К-1; 7 – ввод антенны; 8 – коробка компенсатора; 9 – пульт светового курсоуказателя; 10 – механизм поворота башни; 11 – электроблок прицела Т2С-29; 12 – ночной прицел ТПН-1; 13-аппарат ТПУ; 14 – прицел Т2С-29; 15 – пополнительный бачок; 16 – подъёмный механизм пушки; 17 – пушка М62-Т2; 18 – ограничитель снижения пушки; 19 – спаренный пулемёт КПВТ; 20 – преобразователь частоты ПТ-200Ц; 21 – магазин спаренного пулемёта; 22 – ящик с ЗИП прицела Т2С-29; 23 – снарядная каретка; 24 – семи-местная гильзовая укладка; 25 – магазин спаренного пулемёта; 26 – ящик с прибором ТПБ-51



Корпус танка Т-10М. Вид кормовой части



Корпус танка Т-10М (вид на корму):

1 – верхний кормовой откидной лист; 2 – задние боковые листы; 3 – палеи, крепления серёг рычага амортизатора; 4 – бонки крепления грязеочистителей; 5 – гнездо для установки бортовой передачи; 6 – буксирный крюк; 7 – торсионный валик; 8 – нижний кормовой лист


Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-10М был включен и бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.

В 1963 г. небольшое количество танков Т-10М дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки Т-55. Пусковая установка для трёх ракет «Малютка» размещалась снаружи на задней части башни в специальном кожухе; она была оснащена механизмом подъёма с электроприводом. Наведение ракет осуществлялось согласованием углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В боекомплект танка входило шесть ракет.



Т-10М (башня, сиденья, приборы и рычаги управления, боеукладки условно не показаны):

1, 26 – передние грязевые щитки; 2 – подбашенный лист крыши; 3, 24 – передние ящики ЗИП; 4 – окно для впуска в двигатель воздуха летом; 5, 22 – средние ящики ЗИП; 6 – выпускные окна эжекторов; 7 и 20 – сетки окон над радиаторами; 8 и 19 – задние ящики ЗИП; 9 – пробка заправочного отверстия топливного бака; 10 и 16 – пробки отверстий для доступа к регулировочным гайкам тормозных лент; 11 и 15 – задние грязевые щитки; 12- верхний кормовой откидной лист; 13 – окно впуска воздуха в двигатель зимой; 14 – крышка люка для обслуживания системы смазки; 17 – пробка над масляным щупом; 18 – съёмный лист крыши над двигателем; 21 – пробка заправочного отверстия системы охлаждения; 23 – днище корпуса; 25 – крышка люка механика-водителя; 27 – скобы для крепления вертикального щитка; 28 – передний отражатель



Корпус танка Т-10М (вид спереди справа):

1 – нижний наклонный лобовой лист; 2 – верхние наклонные лобовые листы; 3 – петли для крепления переднего отражателя; 4 – кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5 – буксирный крюк; 6 – защёлка буксирного крюка: 7 – скобы для крепления вертикального щитка; 8 – ограждение фары; 9 – передний наклонный лист крыши; 10 – люк механика-водителя; 11 – защитный брусок; 12 – подбашенный лист; 13, 19 – выпускные окна эжекторов; 14, 18 – окна сеток над радиаторами; 15 – окно сетки впуска в двигатель воздуха летом; 16 – лист крыши над двигателем; 17 – окно сетки впуска в двигатель воздуха зимой; 20 – верхний наклонный бортовой лист; 21 – нижний гнутый бортовой лист; 22 – кронштейн балансира опорного катка; 23 – упор балансира; 24 – фланец; 25 – ограждение фары и сигнала; 26 – цапфа механизма натяжения гусеницы


Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков.

В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США – М103 (1956 г.) и Англия – «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 – вообще такового не имел. Т-10A уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б – двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.


Крыша МТО танка Т-10М



Пусковая установка для трёх ракет «Малютка»; находилась на задней части башни танка

ТТХ ПТУР «Малютка» (9М14): масса – 10,9 кг; дальность стрельбы – 500 – 3000 м; средняя скорость полёта – 115 м/сек; калибр – 125 мм; длина – 871 мм; размах крыльев – 393 мм; масса БЧ- 2,6 кг; бронепробиваемость – 410 мм; система управления ручная, проводная; вероятность попадания – 0,7


Противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения


Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроениии. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.

В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ТТД, предназначавшиеся для прорыва укрепленной обороны противника, в которые входило по три ТТП, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.



Днище корпуса танка Т-10М:

1 – днище корпуса; 2 – люк для выхода газов из котла подогревателя; 3 – отверстие слива горючего из сливного бачка и слива охлаждающей жидкости; 4 – люк слива масла из масляного бака; 5 – люки под силовой передачей; 6 – пробки слива масла из карманов корпуса под бортовыми передачами; 7 – люк слива горючего; 8 – люк под двигателем; 9 – люк запасного выхода; 10 – лючок слива масла



Перевернувшийся танк. Хорошо видны люки на днище корпуса



Размещение боекомплекта в танке Т-10М:

1-одиночные укладки на семь снарядов на верхней полке в нише башни; 2-двухместные укладки гильз на нижней полке в нише башни; 3-двухместные и одиночные укладки гильз в нише корпуса; 4-одиночные укладки гильз на стенке ниши башни; 5-одиночные укладки гильз на правом борту башни; 6-пятиместная укладка снарядов с одиночной укладкой для гильзы на вращающемся полу; 7-семиместная укладка гильз с тремя одиночными укладками снарядов в отделении управления; 8-одиночная укладка снаряда в нише корпуса за семиместной гильзовой укладкой; 9-трёхместные укладки снарядов в трёх каретках на погоне башни; 10-двухместная укладка снарядов и двухместная укладка гильз над аккумуляторами; 11-двухместная укладка снарядов под сиденьем командира танка; 12-одиночная укладка снарядов в левом углу боевого отделения у моторной перегородки; 13-коробки (3 шт.) с лентами по углам боевого отделения для спаренного пулемёта; 14-коробки с лентами на вращающемся полу (3 шт.) и на борту башни (1 шт.) для зенитного пулемёта; 15-укладки цинковых коробок с патронами на вращающемся полу (5 шт.) и под вращающимся полом (2 шт.)


Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Кор- суньская Краснознамённая ТТД и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ТТД из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.

В составе Сухопутных войск ТТД просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии.


Установка спаренного с орудием пулемёта ДШК в маске орудия танка Т-10


Щелевой дульный тормоз 122-мм орудия М-68Т2С танка Т-10М


Слева: Заряжание орудия Д-25ТА танка Т-10. Снаряд находится на цепи досылателя, отправляющего его в камору орудия


Броневая маска орудия танка Т-10М



Размещение приборов системы стабилизации в башне:

1 – прицел Т2С-29; 2 – исполнительный цилиндр; 3 – преобразователь; 4 – пополнительный бак; 5 – вторая распределительная коробка; 6 – электромашинный усилитель; 7 – гидроусилитель; 8 – блок гиротахометров; 9 – ограничитель; 10,13 – распределительные коробки; 11 – исполнительный двигатель; 12 – коробка компенсатора: 14 – электроблок





На фото вверху и справа: Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организации Варшавского Договора. 1968 г.


Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» – ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Эта машина стала квинтэссенцией всего опыта проектирования, производства и боевого применения Советских тяжёлых танков в военный и послевоенный период. Не даром, она простояла на вооружении вплоть до 1993 года и была снята уже в России. По комплексу своих боевых качеств она вполне могла бы успешно конкурировать с современными ОБТ, а в своё время у неё просто не было равных.

Статья об этой машине написана в журнале Бронеколлекция (приложение к Моделисту Конструктору) №4 за 2009 год.

В условиях разгорающейся «холодной войны» армии настоятельно требовалась новая тяжёлая машина, превосходящая по своим характеристикам танки военных лет - ИС-2, ИС-3, ИС-4, но в то же время относительно недорогая, надёжная, технологичная, которую можно было бы запустить в серию сразу на нескольких танковых заводах.

Задание на такой танк ГБТУ выдало в конце 1948 г. В нём особо подчеркивалось, что масса машины не должна превышать 50 т. Танк, получивший обозначение «объект 730» и индекс ИС-8, поручили разработать КБ Челябинского завода. Однако главным конструктором танка был назначен Ж. Котин, хотя в то время он работал на Кировском заводе в Ленинграде.

Такая «странность» определялась сложившейся к тому времени ситуацией, когда в стране образовалось два самостоятельных центра по разработке и производству тяжёлых танков: один, как упоминалось ранее, находился на Урале - это Челябинский тракторный завод с отлично налаженным танковым конвейером; другой - в Ленинграде, на Кировском заводе, где танковое производство после войны ещё не было восстановлено в полном объёме, но где в СКБ-2 сосредоточились крупные силы конструкторов-танкостроителей. Учитывая, что новый тяжёлый танк планировалось запустить в производство и в Челябинске, и в Ленинграде, считалось важным, чтобы в его разработке участвовали конструкторы обоих предприятий. Практика показывала, что созданную на одной базе и под определённую технологию машину очень трудно поставить в производство на другом заводе. По предложению заместителя Председателя Совета Министров СССР В. Малышева, руководившего всю войну Наркоматом танковой промышленности, филиал Опытного завода №100 в Ленинграде, директором которого являлся Ж. Котин, в 1949 г. был реорганизован во Всесоюзный научно-исследовательский институт ВНИИ-100. Это означало, что, имея статус всесоюзного, институт получал полномочия выдавать рекомендации в масштабах всей танковой отрасли.

Итак, общее руководство проектными работами по новому танку ИС-8 было возложено на Ж. Котина, а непосредственным руководителем проекта стал его заместитель А. Ермолаев. Разрабатывать документацию решили в Челябинске. Туда выехала бригада ленинградских конструкторов для совместной работы со специалистами ЧКБ.

В первую очередь, разработчики постарались в полной мере использовать накопленные за годы войны статистические данные по поражению отдельных деталей корпуса и башни танков. Это позволило провести дифференциацию бронирования - использовать основную массу брони для защиты наиболее поражаемых участков и избежать перетяжеления тех мест, куда снаряды попадали реже.

Конфигурацию носовой части корпуса заимствовали от танков ИС-3 и ИС-7 («щучий нос»). Толщину лобовых листов оставили как у ИС-3 - 120 мм, но изменили углы их наклона, повысив бронестойкость этой части машины за счёт увеличения так называемой эффективной толщины брони. По этой же причине борта танка сделали составными, поставив верхнюю их часть под углом к вертикали, а нижнюю выполнив гнутой. Литая «приплюснутая» башня походила по своей конфигурации на башню ИС-3, но имела большие углы наклона стенок.

Бронемаска танка Т-10.

Основное вооружение оставили таким же, как на ИС-3, - заслуженное 122-мм танковое орудие Д-25. Правда, в ЦКБ-9 его несколько модернизировали. Слишком низкой была скорострельность, связанная с раздельным заряжанием, из-за чего возможно было производить всего 2 - 3 выстр./мин. Более того, на подготовку первого выстрела уходило не менее 20 с (для сравнения: благодаря унитарному заряжанию «Королевский Тигр» мог произвести первый выстрел через 8 с). Заряжающему приходилось действовать в два приёма. Сначала из одной боеукладки он брал снаряд массой более 25 кг и досылал его в зарядную камору ствола. Затем из другой боеукладки - гильзу с зарядом около 20 кг и уже досылал её вслед за снарядом.

Теперь на ИС-8 предусмотрели специальный механизм досылания. Заряжающий только укладывал снаряд на специальный лоток сбоку от казённой части орудия, а затем включался электропривод цепного досылателя, загоняя его в ствол. Подобная операция повторялась и с гильзой. Благодаря такой механизации скорострельность орудия, получившего уже индекс Д-25ТА, удалось повысить до 3 - 4 выстр./мин.

Наведение пушки и спаренного с ней 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта ДШК осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1. В командирской башенке для обеспечения целеуказания имелось следящее устройство.

В качестве силовой установки танк получил дизель В-12-5 мощностью 700 л.с. с такой же эжекционной системой охлаждения, как на ИС-7. От него же заимствовали и удачную трансмиссию - 8-ско-ростную коробку передач с механизмом поворота, объединенные в одном картере, и сервопривод управления.

Ходовую часть с семью опорными катками и поддерживающими роликами, а также гусеницу заимствовали у танка ИС-4 ; имея ширину 720 мм, она обеспечивала удельное давление 0,77 кг/см2.

Подобное использование проверенных конструкторских решений, постановка уже отработанных узлов и агрегатов позволили существенно сократить сроки проектирования. В апреле 1949 г. технический проект ИС-8 был готов. В мае приступили к сборке опытной машины. В том же году после испытаний выпустили установочную партию из десяти танков.

В апреле - мае 1950 г. машины передали на госиспытания, состоявшиеся на полигоне НИИБТ в Кубинке. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала ИС-8 («объект 730») в серийное производство. Летом 1950 г. в Туркмении, вблизи города Мары, были проведены их гарантийные испытания, а осенью и войсковые.

Первоначальный проект нового танка несколько раз подвергался изменениям, поэтому менялся и его индекс - с ИС-8 на ИС-9, а затем на ИС-10.

Испытания окончательного варианта машины завершили к декабрю 1952 г. Однако в начале марта 1953 г. умер И.В. Сталин, в честь которого и была в своё время принята аббревиатура «ИС», принятие танка на вооружение затянулось и состоялось только в конце года. В постановлении СМ СССР №2860-1215 от 28 ноября и приказе министра обороны №244 от 15 декабря новая машина именовалась уже не ИС-10, а просто Т-10.

Серийное производство Т-10 разворачивалось медленно. В 1953 г. успели выпустить лишь десять машин, в следующем - 30, а в 1955 г. - 90.

Т-10 на войсковых учениях.

Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта - составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса выполнялся откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии, как у Т-34.

Днище корпуса - штампованное, корытообразной формы; в задней своей части - плоское. Жёсткость его усилена вваренными кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или резьбовыми пробками.

Место механика-водителя - впереди по оси машины. В движении он мог пользоваться приборами наблюдения: ТПВ-51, установленным в крышке люка, и двумя ТИП - вверху корпуса.

Башня - литая, с переменными углами наклона стенок. Передняя часть её крыши отливалась заодно с корпусом, а задняя - приваривалась. Справа в крыше находился люк заряжающего, над

которым монтировалась установка зенитного пулемёта; над люком слева размещалась командирская башенка с прибором наблюдения ТПКУ. По окружности верхнего погона башенки находились семь приборов наблюдения ТИП. Для наводчика и заряжающего в башне имелись три прибора ТПБ-51.

Толщина брони передней части - 250 мм, литой части крыши - 40 мм. Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим приводами.

Основное вооружение - 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров, как и спаренный с ней 12,7-мм пулемёт ДШКМ, устанавливалась в литой маске башни. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Прицел - телескопический ТШ2-27. При заряжании применялся механизм досылания, скорострельность при этом составляла 3 - 4 выстр./мин; при заряжании вручную - 2 - 3 выстр./мин. В боекомплект пушки входило 30 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках. Прицельная дальность ведения огня составляла 5000 м, максимальная дальность стрельбы - 15 000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда - 795 м/с.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ, снабжённый коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект - 1000 патронов: 300 - к спаренному пулемёту и 150 - к зенитному укладывались, соответственно, в шесть и три штатные патронные коробки; ещё 550 патронов находились в цинковых коробках.

Дизельный двигатель В-12-5 - 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Его основные особенности: наличие центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, позволившего увеличить его мощность, и двух суфлёров на верхнем картере; оборудование комбинированным масляным фильтром Кимаф-3 и двойным подводом масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения смазкой при запуске; отсутствие выпускных коллекторов. Запуск двигателя осуществлялся электростартером типа СТ 700А или сжатым воздухом.

В топливную систему танка входили три внутренних бака: два задних ёмкостью по 185 л и один передний на 90 л, соединённые между собой трубопроводами. Кроме того, на крыльях в корме танка разместили по одному наружному топливному баку ёмкостью по 150 л, подключённых к топливной системе танка. Таким образом, запас топлива составлял 760 л. Начиная с июня 1955 г. стали устанавливать в корме ещё 270-литровый внутренний бак.

Система охлаждения - жидкостная, закрытая, эжекционная. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа.

Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК» и двух двухступенчатых бортовых передач. Всего обеспечивалось восемь передач вперёд и две назад. Главный фрикцион в его классическом понимании в трансмиссии отсутствовал, нейтральное положение в механизме передач и поворотов можно было получить при его выключении. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода.

Ходовая часть танка имела ведущие колёса заднего расположения со съёмными венцами с 14 зубьями. На каждом борту было по семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и по три поддерживающих катка. Подвеска танка - независимая, с пучковыми торсионами по семь стержней. Внутри балансиров крайних подвесок располагались гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве подрессорников применялись буферные пружины.

Гусеница - мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Число траков в каждой цепи - 88, шаг трака - 160 мм, ширина - 720 мм.

Система электрооборудования - однопроводная, 24-вольтовая. Применялись генератор Г-74 и четыре аккумуляторные батареи.

Связь устанавливалась радиостанциями 10РТ-26Э, внутренняя - ТПУ-47-2 на четыре абонента.

Танк оборудовался также автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5.

В 1950 г. в ленинградском СКБ-2 (с 1951 г. - Особое конструкторское бюро танкостроения, ОКБТ) началась разработка систем стабилизации вооружения танка Т-10. Это позволило бы существенно поднять вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу. Дело в том, что для произведения прицельного выстрела требовалась небольшая остановка танка хотя бы на пару минут - это называлось «вести стрельбу с коротких остановок». В таких случаях наводчик, обнаружив цель, отдавал команду механику-водителю: «Короткая», и водитель должен был моментально остановить машину. Наводчик уточнял наводку орудия, производил выстрел, после чего движение продолжалось. При этом снижался темп атаки, увеличивалось время пребывания под прицельным огнем противотанковой артиллерии противника.

Лишь на сравнительно ровной местности наводчик мог произвести прицельный выстрел на ходу и без остановки танка. Однако статистика показывала, что и в этом случае вероятность поражения цели составляла всего 1 - 2%, то есть на 100 выстрелов оказывалось 1 -2 попадания. Учитывая, что боекомплект большинства танков не превышал 50 снарядов, можно было считать, что при стрельбе с ходу танк, даже расстреляв весь свой боекомплект, мог вообще не попасть в цель.

Рассматривалось два варианта стабилизации танкового вооружения. В первом силовая стабилизация пушки и башни, при которой орудие и жёстко связанный с ним прицел постоянно следят за целью. Во втором - предусматривались высокоточная стабилизация поля зрения прицела и силовая подстабилизация пушки и башни. Недостатком первого варианта являлось то, что при заряжании, когда пушка блокировалась на заданных углах возвышения, наводчик лишался возможности наблюдать за целью. Второй вариант был лишён такого недостатка, что значительно облегчало условия работы наводчика, но оказался намного сложнее в изготовлении и эксплуатации. Конструкторы ОКБТ под руководством Г. Андандонского пошли по более сложному пути. Они разработали совместно с Красногорским механическим заводом технический проект, предложив на первом этапе стабилизировать вооружение только в вертикальной плоскости, колебания в которой имели наибольшее значение для поражения цели.

Такая система стабилизации испытывалась на опытном экземпляре машины, зарегистрированной как «объект 267 сп.1» (сп.1 - первая спецификация). Разработчики применили принципиально новый перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 (танковый перископический стабилизированный), одно из его зеркал стабилизировалось в вертикальной плоскости с помощью гироскопического устройства. Точное наведение обеспечивал электрогидравлический привод за счёт работы датчика по разности углов установки прицела и пушки.

Испытания показали, что такая система «с независимой линией визирования» оказалась значительно эффективнее «зависимой», принятой позднее на среднем танке Т-54/55, в которой от датчиков гироскопа стабилизировалось орудие, а прицел имел с ним жёсткую механическую связь. Таким образом, модернизированное орудие Д-25ТС получило одноплоскостной стабилизатор ПУОТ-1 «Ураган».

Установка новых приводов повлекла за собой изменение формы броневой маски и передней части башни. Характерным внешним отличием орудия Д-25ТС стало наличие на его стволе эжектора, позволившего существенно снизить загазованность боевого отделения во время стрельбы.

В середине 1955 г. на Кировском заводе изготовили пять образцов танка «объект 267 сп.1» и провели полный цикл испытаний системы стабилизации.

Танк Т-10 с одноплоскостным стабилизатором орудия был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10А постановлением Правительства № 649-378сс от 17 мая и приказом министра обороны от 11 июня 1956 г. В том же году на Челябинском тракторном заводе началось серийное производство таких машин, получивших обозначение «объект 730А». В 1956 г. успели построить 30 танков Т-10А.

Одновременно со стабилизацией орудия на Т-10 были также внедрены прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпас ГПК-48.

Вскоре в ленинградском ОКБТ спроектировали систему двухплоскостной стабилизации вооружения, которая должна была компенсировать влияние на наведение орудия не только вертикальных перемещений, но также и углов рыскания танка по курсу. В результате, в 1955 г. была разработана модификация танка «объект 267 сп.2».

Для этой машины также создали прицел Т-2С, в котором одно зеркало стабилизировалось в вертикальной плоскости, а другое - в горизонтальной, чем и обеспечивалась стабилизация поля зрения в обеих плоскостях. Привод пушки по вертикали позаимствовали от танка «объект 267 сп.1».

В 1956 г. новую систему уже передали в серийное производство. А в 1957 г. поступил на вооружение танк Т-10Б («объект 730Б») с двухплоскостным стабилизатором ПУОТ-2 «Гром» и стабилизированным прицелом Т2С-29-14. Серийное производство развернули в Челябинске.

Танк Т-10Б выпускался всего один год. За это время построили 130 единиц, правда, 20 из них, хотя и считались Т-10Б, были укомплектованы стабилизатором «Ураган». В 1957 г. Т-10Б в производстве сменила комплексно модернизированная «десятка» Т-10М.

В том же году на базе Т-10Б был разработан командирский танк Т-10БК, который отличался от базовой машины наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

В конструкцию Т-10М неоднократно вносили изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовали только каждый пятый танк.

В 1960-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1962 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. В 1963 году танк получил систему ПАЗ (противоатомной защиты). Система ПАЗ обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва и радиоактивной пыли за счет броневой конструкции и герметизации корпуса и башни. Броневая конструкция лобовой части танка выдерживала давление во фронте ударной волны 0,39 МПа (4 кгс/см;). Была обеспечена подача очищенного воздуха в обитаемые отделения и защита членов экипажа от воздействия радиоактивной пыли за счет создания избыточного давления с помощью специального нагнетателя-сепаратора. Кратность ослабления проникающей радиации при ядерном взрыве была равна 3, а гамма-излучения на РЗМ — 12. С 1964 года ввели автоматическую систему ППО «Роса-2» с более эффективным огнегасящим составом «3,5». В состав боекомплекта пушки с 1964 года начали включать выстрелы с кумулятивными снарядами с начальной скоростью 950 м/с, а с 1967 года — с бронебойно-подкалиберными снарядами с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный на дальности 2000 м — броневую плиту толщиной 320 мм. На базе танка Т-10М был создан командирский танк Т-10МК (объект 272К). Он выпускался серийно с 1959 по 1962 год на ЛКЗ и в 1964 году — на ЧТЗ. Всего за это время обоими заводами было изготовлено 100 командирских танков. Т-10MK отличался от линейного танка наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 с 10-метровой телескопической антенной, бензоэлектрического агрегата АБ-1-П/30 мощностью 1 кВт и навигационной аппаратуры ТНА-2.

НА БАЗЕ Т-10

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин. В 1957 году был создан танк-объект 266, на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывали опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.

В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение объект 268 и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с.

Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187 мм. На крыше рубки устанавливали 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В боекомплект входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из четырех человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Другая судьба была у более экзотической машины — подвижной атомной станции (объект 27). Этот аппарат, иначе не скажешь, массой 90 (!) тонн представлял собой удлиненное (10 катков!) шасси танка Т-10 и ограниченно использовался на Крайнем Севере. В 1957-1961 годах были разработаны проекты ракетных танков(объект 281 и объект 282), вооруженные противотанковыми ракетными комплексами. В 1962-1963 годах на серийных Т-10 испытывали трехракетные пусковые установки с ПТУР 9М14 комплекса «Малютка». Все эти машины так и не вышли из стадии экспериментов. Примерно то же самое случилось и с пусковыми установками или, как их официально называли, стартовыми агрегатами для баллистических ракет. В виде проектов и даже опытных образцов их делали в великом множестве, но ни одна так и не пошла в серийное производство. Из всей этой плеяды наиболее известны две машины: объект 815 для комплекса с РСД РТ-15 (8К96) разработки ОКБ-1 С. П. Королева и объект 820 для ракетного комплекса с МБР РТ-20 (8К99) разработки ОКБ-586 М. К. Янгеля. Обе эти машины некоторое время участвовали в парадах на Красной площади, после чего и приобрели мировую славу.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ВОЙСКАХ

Первые серийные танки Т-10 в 1955-1956 годах поступили на вооружение 7-й отдельной кадровой танковой дивизии и 5-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа. Примерно в то же время новые танки получил и тяжелый танко-самоходный полк 42-й гвардейской Прилукской танковой дивизии Киевского военного округа. Вскоре, однако, было принято решение о формировании тяжелых танковых дивизий. В каждую такую дивизию по штату должны были входить три тяжелых танковых полка по 65 танков в каждом. Еще пять машин имелось в учебном танковом батальоне. Таким образом на вооружении дивизии должно было состоять 200 танков Т-10. В 1957-1958 годах в тяжелые танковые были переформированы восемь дивизий — 14-я и 18-я гвардейские, 5, 13, 17, 24, 25-я и 34-я. Стоит отметить, что в первую очередь новые тяжелые танки получали дивизии и танкосамоходные полки Группы Советских войск в Германии (ГСВГ).

На основании директивы Генштаба Вооруженных Сил СССР от 30 декабря 1967 года тяжелые танковые дивизии предписывалось переформировать в обычные танковые с заменой тяжелых машин средними. Высвобождавшиеся тяжелые танки поступали на вооружение отдельных танковых батальонов армейского подчинения. К концу 1960-х годов в ГСВГ имелось до 20 таких батальонов по 70 танков Т-10/Т-10М в каждом. Впрочем, наряду с «десятками» на вооружении этих частей состояли и ИС-3М. Неофициально эти части называли «батальонами прикрытия государственной границы». Экипажи имели сокращенный состав — отсутствовал заряжающий. После выхода по тревоге к границе ФРГ им становился механик-водитель, так как никаких дальнейших маневров не предусматривалось — нужно было стоять до последнего! Эти батальоны просуществовали до 1976 года, когда их расформировали или переформировали на новые штаты и вооружили новой матчастью. Танки Т-10 первоначально передавали в учебные танковые полки ГСВГ, а затем постепенно вывозили в Советский Союз. «Десятки» на экспорт не поставляли и в боевых действиях не применяли. За исключением маневров единственной крупной операцией, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, стала операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. Это были танки из состава 9-й тяжелой танковой Бобруйско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. В последующие годы по мере поступления в войска современных боевых машин танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавали в парки на долговременное хранение, а частично они отправлялись на разделку.

Часть танков служила в качестве мишеней на различных полигонах. Формально же они были сняты с вооружения Российской армии приказом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1997 года, то есть спустя более 40 лет после принятия на вооружение.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Эта статья взята из той же Бронеколлекции №4 за 2009 год что и предыдущая. Танк Т-10М был настолько модернизированной машиной что его вполне можно считать отдельной машиной. Именно эти машины простояли на вооружении вплоть до 1993 года.

Следующая модификация танка Т-10 - «объект 272» - разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.

Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра.

Т-10М в засаде на учения западной группы войск.

Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М.Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.

Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.


Обновили на танке и вспомогательное - пулемётное - вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт - зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 - размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир - ТКН-1Т, механик-водитель - ТВН-2Т, наводчик - ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м.

Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм.

Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса.

Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.

В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.

Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству.

К этому времени к выпуску новой модификации подключили Л КЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» - ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.

Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г.

С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме - 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).

В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива.

С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.

С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».

Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.

Противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения обороны противника, в которые входило по три ттп, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-1 ОМ был включен и бронебойноподкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.

В 1963 г. небольшое количество танков Т-1ОМ дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки.

Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков.

В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США - М103 (1956 г.) и Англия - «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 - вообще такового не имел. Т-10А уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б - двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.

Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроениии. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.

В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ттд, предназначавшиеся для прорыва укрепленной линии противника.

Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлин-ская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Кор-суньская Краснознамённая ттд и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ттд из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.

В составе Сухопутных войск ттд просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии.

Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» - ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

Закончилась Вторая мировая война. Отгремела артиллерия на полях сражения, военнопленные возвращались в свои дома, Германия выплачивала контрибуцию, а Советский Союз имел самую большую и технически оснащенную сухопутную армию. Это превосходство было видно любому военному специалисту по результатам советско-японской войны 1945 г.

В сентябре 1945 г. был проведен совместный военный парад войск в Берлине. Страны-союзницы демонстрировали друг другу свою силу и развитие. Кто имеет превосходство в танках, было видно невооруженным глазом. По сравнению с американскими М-24 «Чаффи» и британскими «Кометами» тяжелый танк ИС-3 в количестве 53 единиц 71-го Гвардейского тяжелого танкового полка выглядел настоящим стальным монстром, хищным и беспощадным. Но развитие танков на этом не остановилось и даже не замедлилось.

Предпосылки появления проекта «Объект 730»

По окончании войны производство ИС-3 продолжалось. Условия применения танков изменились, теперь они жили не несколько боев, а должны были служить несколько лет. Танки военных лет оказались непригодны для такой задачи. Последние надежды на ИС-3 рухнули, когда во время одного из испытаний в попал 100-мм бронебойный снаряд в ребро лобовой части (всем известный «щучий нос»). Корпус лопнул по швам, а машина вышла из строя. Все выпущенные экземпляры были направлены на устранение недостатков, а серийное производство ИС-3 было прекращено.

Теперь, с учетом накопленного опыта и новых задач, советским танкостроителям предстояло создать более совершенную боевую машину. На территории Союза в то время действовали два танковых завода - ленинградский Кировский и челябинский Тракторный. В Ленинграде после снятия блокады был организован филиал Опытного танкового завода № 100, директором стал Ж. Котин. Здесь и родился «Объект-260», или ИС-7.

Это был лучший танк своего времени, превосходящий по параметрам иностранные аналоги, но имевший ряд недостатков. Ряд неудач на испытаниях сыграл против танка. К тому времени от слишком тяжелых машин начинали отказываться. Их не выдерживали мосты и железнодорожные платформы.

В 1948 г. было выдано задание - создать новую машину, относительно недорогую, надежную, с массой до 50 т.

Второй ИС-5

В нумерации советских танков есть некоторая путаница. Проект «Объект 730» носил номер ИС-5. Но ИС-5 уже был - «Объект 248», но в серию так и не был запущен. В рамках работ по проекту «Объект 730» было задумано улучшение ИС-4. Были подготовлены к замене ряд узлов и агрегатов для снижения веса машины.

Разработки по нему начались в 1948 г. и к 1950-му еще не были завершены. Испытания выявили множество недоработок. Таким образом, номеру была дана вторая жизнь, ИС-5 - «Объект 730».

Работы затянулись на несколько лет, и в 1953 г. танк был принят на вооружение уже под другим названием. ИС-5 так и не попал в серию, но на нем были отработаны новые двигатели, трансмиссии, вооружение и проч.

Технические характеристики

Сварной корпус с наклонными верхними и гнутыми бортовыми листами и «щучий нос» были у окончательного варианта проекта «Объект 730». Танк имел литую башню обтекаемой формы. В качестве вооружения два пулемета, один спарен с пушкой 122-мм Д-25ТА, второй возле люка заряжающего. Боевая масса была равна 50 т. Машина способна преодолевать подъем в 32 градуса и пересекать рвы в 2,7 м. Мощность в 700 л. с. позволяла преодолевать стенки в 0,8 м и развивать скорость до 43,1 км/ч. Экипаж в привычные четыре человека, броня башни в 250 мм надежно их защищала. Запас хода составлял 180-200 км. К орудию имелось 30 снарядов, а для пулеметов - 1000 патронов.

Первые испытания

В апреле 1949 года деревянный макет танка был доставлен в Москву. Был составлен список доработок. Проект утвердили в мае, и тогда началась подготовка чертежей. Подготовка документов была закончена только к концу июня. Работы затянулись, и собрать опытные танки к испытаниям, назначенным на август, не успевали. Решено было использовать ИС-4 с навешенными агрегатами от ИС-5. «Объект 730» на время оставили в стороне. Мощность двигателей была ограничена до 700 л. с. Некоторые агрегаты были испытаны также и на ИС-7.

Неудачи и доработки

Сентябрь был месяцем заводских испытаний. ИС-5 должны были пройти 2000 км, но проявились недоработки в трансмиссии. Было принято решение разработать и применить на машине 8-ступенчатую планетарную коробку передач. ВНИИ-100 занимались разработкой а ЛКЗ предоставил три опытных образца. Испытания показали преимущество нового агрегата.

Помимо прочего танк оснащали эжекционной системой охлаждения и новой схемой установки орудия. Еще три единицы техники для испытания были выпущены в марте 1953 г. После проверки одной из них на полигоне Ржевска начались очередные государственные испытания.

Теперь, несмотря на сложность трассы, 200 км были пройдены. Два танка проходили до 200 км в день, а третий более 280. Через полторы недели комиссия выдала заключение об удачном завершении испытаний. «Объект 730» удовлетворял заявленным требованиям и превосходил иностранные аналоги. Несмотря на все доработки и переделки, был оставлен потенциал для модернизации.

Перерождение в Т-10

Летом 1950 г. были созданы 10 опытных образцов танка. Они испытывались на различных полигонах. Не все было доработано, но тем не менее машина отвечала требованиям. Был составлен новый перечень работ, а выпуск в серию вновь отложили. Первоначальный проект подвергался серьезным изменениям неоднократно и менял свое название на ИС-8, ИС-9 и ИС-10.

Например, был предусмотрен специальный механизм досылания снаряда. Благодаря этому нарезное 122-мм Д-25ТА орудие выпускало по 3-4 снаряда/мин. Система наведения пулемета, спаренного с пушкой, регулировалась с помощью единого электропривода ТАЭН-1. Коробка была сделана 8-скоростной, а в качестве силовой установки использовалась В-12-5 в 700 л. с. Гусеницы, заимствованные у ИС-4, обеспечивали давление на грунт в 0,77 кг/м.

Окончательные испытания машины были закончены в декабре 1952 г. В марте 1953 г. произошло трагическое для того времени событие - смерть И. В. Сталина. А ведь аббревиатура ИС была принята в честь него - «Иосиф Сталин». И в приказе министра обороны о постановке танка в серию машина называлась Т-10.

Производство запускалось медленно, в этом же году было выпущено 10 единиц, в следующем - 50, а через год - 90.

Модификации

При достижении одной вершины надо двигаться к следующей, так же поступили и конструкторы. В ленинградском конструкторском бюро была создана система двухплоскостной стабилизации вооружения. Если раньше компенсировались вертикальные движения, то теперь и горизонтальные. Разработан и установлен новый прицел Т-2С. Запущен в производство в 1956 г., а в 1957 вышел в свет Т-10Б.

Уже спустя год появилась новая модификация. В серийном производстве его сменил Т-10М. На этом танке было установлено более мощное оружие М-62Т2С (2А17). Бронебойные снаряды развивали скорость до 950 м/с и пробивали 225 мм брони с 1000 м. щелевого типа поглощал большую часть отдачи при выстреле, сокращая время до следующего.

Все технические улучшения сделали его лучшим танком своего времени, в течение почти сорока лет «Объект 730» стоял на вооружении и модифицировался в зависимости от требований. Это самый массовый танк России, а возможно, и мира. На экспорт не создавался, единственный военный конфликт, в котором участвовал, - ввод войск стран в Чехословакию.

Итак, в пятидесятых годах был принят на вооружение последний советский тяжелый танк, дальше были различные его модификации. Это было лучшим творением военной промышленности, вобравшим в себя все технические наработки своего времени. Сняли его с вооружения уже после развала Союза, в 1993 г.