Сообщение на тему царский трон ивана 4. Троны и тронные кресла

Трон Ивана Грозного, вырезанный из кости, один из немногих предметов далекой эпохи, дошедший до наших дней. Он считается самым ранним из всех известных тронов. С ним связана легенда о появлении в московском кремле, согласно которой его привезла из Рима жена царя Ивана III и племянница последнего императора Византии Софья (Зоя) Палеолог.

Где находится

В настоящее время находится костяной трон Ивана Грозного в Оружейной палате. Престолов у российского царя было несколько. Они находились в брусяной столовой избе, Золотой палате и Покровской церкви XVI-XVII века, находящейся в Александровской слободе (в настоящее время музей-заповедник), где сейчас выставлена его точная копия. Именно здесь государь устраивал пышные приемы зарубежных послов, на которых высшее духовенство и бояре присутствовали в пышных одеждах, украшенных золотом и самоцветами. Цена таких платьев была невероятно высокая. Иностранных дипломатов поражала роскошь, впрочем как и яства, которые подавались на стол.

Где был сделан трон

Есть еще одна версия, согласно которой престол был изготовлен к моменту венчания Ивана IV на царство, поэтому он называется трон Ивана Грозного. Как попал он в Россию и где был изготовлен - остается неизвестным. По одним сведениям, он изготовлен мастерами Германии, по другим - Италии. Специалисты оружейной палаты в описании экспоната записали, что трон (престол) принадлежал Ивану Грозному, поэтому версия появления его в момент венчания на царство вполне оправдана.

Описание

Трон Ивана Грозного полностью оклеен пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны чудесные рисунки на библейские сюжеты. Его украшают мифические птицы и животные, характерные для европейской эпохи Возрождения. Большая часть рисунков воспевает храбрость, добродетельность и мудрость библейского царя Давида. Исследователи предполагают, что резные рисунки, на которых изображены батальные сцены, были добавлены в XVII веке во время реставрации престола.

Трон представляет собой кресло с подлокотниками, подставкой для ног и прямой высокой спинкой, полукруглой сверху. В центре изображен двуглавый орел, а на верхней части спинки трона находится позолоченная фигурка символа Российской империи, который был принят при Иване III. На рисунках пластин исследователи обнаружили знаки зодиака, в которых была зашифрована, по одной версии, дата венчания Ивана III и Софьи Палеолог, а по другой - год рождения Ивана Грозного, который до настоящего времени доподлинно не известен.

Небольшой размер кресла позволил предположить, что оно служило походным троном. Современному человеку сидеть на нем было бы некомфортно, так как в него приходилось бы втискиваться. Это дает право предположить, что люди того времени были значительно мельче, то есть рост Ивана Грозного был равен приблизительно 1 м 50 см.

Легенды, связанные с костяным троном

Как и любая древняя вещь, сохранившаяся до нашего времени, престол последнего из рода Рюриков царя окружен преданиями и легендами. Первая из них касается появления этого кресла. Его, по преданию, привезла Софья Палеолог, которая была из византийского императорского рода. Ее отец, Фома Палеолог, был братом последнего Константина XI, а Софья была матерью царя Василия III и бабушкой Ивана Грозного.

Согласно этой версии, трон был сделан мастерами Европы по просьбе Римского Папы Павла II и привезен в Россию в дар царю Ивану III. Известно, что племянница последнего византийского императора и два ее брата жили в Риме и находились на содержании Папы. Она была отправлена в Россию с особой миссией - склонить Ивана III к принятию католической веры. В Риме она приняла католичество.

Но царь и его жена Софья, вернувшаяся к старой вере, остались преданными православию. То, что этот престол был в кремлевских палатах во времена царя Ивана III, подтверждает написавший «Исторические записки по московитским делам» С. фон Герберштейн. Он пишет, что его принял царь, восседавший на костяном троне, что подтверждает версию о том, что он был привезен Софьей Палеолог.

Еще одна легенда

Существует версия, что этот подарок от Ватикана был снабжен специальным секретом, который должен был повлиять на здоровье Ивана III. Легенда не подтверждена исследованиями, но она имеет право на существование. Согласно ей, в позолоченный герб был добавлен металл, который придает стали прочность -радиоактивный торий. Иван III редко пользовался троном, а Иван Грозный часто сидел на нем. Известно, что у него были проблемы с позвоночником, не исключено, что причина была именно в этом. Он якобы ускорил не только его смерть, но и отразился на здоровье его детей и внуков. Может быть, именно поэтому его и сняли. Металлического герба в последующем не было, судя по скульптуре П. Антакольского, где изображен Иван Грозный на троне. Название скульптуры «Иван Грозный».

Послесловие

Римский Папа Павел II, отправляя Софью в Россию, дал ей в приданое 6 тысяч дукатов и подарки. Это были драгоценные мощевики и либерия - огромная библиотека, ставшая впоследствии легендарной библиотекой Ивана Грозного. Ведь целью свадьбы было заключение унии между католической и православной церквями, склонение Ивана III к принятию католичества. Был ли среди них трон, неизвестно.

На Руси всегда были умельцы-косторезы, которые могли сделать любой узор. История сохранила предание о мастере Кузьме, который изготовил княжеский трон из кости еще за 200 лет до Ивана Грозного. Но Кузьму взяли в плен татары, и он пропал в рабстве.

Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик Носовский Глеб Владимирович

24. Мы обнаружили зодиак на троне Ивана Грозного Выясняется, что Иван IV родился 9 февраля 1526 года, то есть на четыре года раньше, чем сегодня считается

24. Мы обнаружили зодиак на троне Ивана Грозного

Выясняется, что Иван IV родился 9 февраля 1526 года, то есть на четыре года раньше, чем сегодня считается

24.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в оружейной палате кремля, изображен зодиак с гороскопом

До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них - походный царский престол в виде кресла с подлокотниками и подставкой для ног, целиком покрытый резными пластинами из слоновой кости. Престол хранится в Оружейной Палате Московского Кремля, рис. 2.83. Согласно описям Оружейной Палаты, он принадлежал Ивану Грозному и сам царь сидел на нем. Исследователи полагают, что костяной престол изготовлен в Западной Европе и привезен в Москву лично для Грозного , с. 365.

Мы внимательно изучили все изображения, покрывающие костяной престол Грозного и неожиданно обнаружили среди них весьма откровенный зодиак с гороскопом. Как мы обычно делаем, сокращенно обозначим этот зодиак двумя латинскими буквами - PG. Таким образом, на престоле Грозного записана некая дата, которую, как мы убедимся, можно однозначно восстановить с помощью астрономических расчетов. Зодиак с датой расположен в трех нижних клеймах на передней стенке основания престола. Это - стенка, спускающаяся вниз от сиденья к подставке для ног, рис. 2.90 и 2.91. Содержание клейм с зодиаком следующее.

Рис. 2.90. Передняя стенка основания костяного престола Ивана Грозного. В нижнем ряду - три клейма, в которых изображен зодиак с гороскопом царя Ивана IV. Фотография сделана нами в 2006 году с точной копии престола, выставленной в музее Александровской Слободы (город Александров, Московская область).

Рис. 2.91. Три клейма с зодиаком на костяном престоле Ивана Грозного. Слева направо: 1 КЛЕЙМО - Козерог, на котором стремительно мчится всадник (Луна). 2 КЛЕЙМО - Водолей, возле которого сидит птица-Солнце. 3 КЛЕЙМО - Рыбы, где показаны остальные пять планет. А именно, Сатурн в виде бородатого Крона, изрыгающего двух младенцев; Венера в виде Реи, протягивающей руки к Крону; Юпитер в виде молодого мужчины, отвернувшегося от Крона и лежащего на свинье с закрученным хвостиком; Марс и Меркурий в виде младенцев, которых изрыгает Крон. Фотография сделана нами в 2006 году с точной копии престола, выставленной в музее Александровской Слободы.

В ПЕРВОМ КЛЕЙМЕ изображен Козерог, на котором сидит стремительно мчащийся всадник. Плащ всадника развевается по ветру, подчеркивая скорость движения. Таким образом, в Козероге показана очень быстро движущаяся планета. Это, очевидно, Луна, которая перемещается по небу в несколько раз быстрее всех остальных планет. Других символов, которые могли бы изображать Луну, на данном зодиаке нет. Следовательно, ЛУНА показана в Козероге.

ВО ВТОРОМ КЛЕЙМЕ изображен полулежащий обнаженный мужчина с рогом изобилия и ветвями в руках. У него подчеркнуто выделяется грудь, похожая на женскую. На одно плечо накинут плащ, складки которого напоминают потоки воды. Это - Водолей, соседнее с Козерогом созвездие Зодиака. В данном случае Водолей представлен в виде Диониса. Отметим, что такая же фигура Водолея - обнаженный мужчина с женской грудью, - часто встречается и на египетских зодиаках. См. наши книги «Новая хронология Египта» и «Звезды», где подробно обсуждается старинная астрономическая символика Водолея. С учетом этого обстоятельства фигура Водолея на престоле Грозного узнаётся однозначно. Рядом с Водолеем сидит птица. Символ птицы на старинных зодиаках нам тоже уже хорошо знаком. Чаще всего так изображали Солнце, см. нашу книгу «Новая хронология Египта». Более того, птица в Водолее - единственная подходящая фигура для Солнца на данном зодиаке (см. ниже). Итак, СОЛНЦЕ изображено в Водолее.

В ТРЕТЬЕМ КЛЕЙМЕ мы видим изображение созвездия Рыб в виде двух рыб, сомкнувшихся ртами. Хвост одной из рыб поднимается вверх, закручиваясь кольцом в левом верхнем углу клейма и охватывая фигуру младенца. Всего в этом клейме изображено пять человеческих фигур - ровно столько, сколько остаётся пока еще не отождествленных планет. В самом деле, из семи планет древности две «планеты» - Солнце и Луну - мы уже отождествили. Осталось найти на зодиаке еще пять планет - Юпитера, Сатурна, Марса, Венеру, Меркурия. В данном случае, поскольку все пять недостающих фигур изображены в Рыбах, с чисто астрономической точки зрения уже не столь важно - какая именно фигура изображает ту или иную планету. Тем более, что все они показаны переплетенными в единый клубок, без определенного порядка, который можно было бы учесть в вычислениях.

Отметим, что фигуры в этом клейме ИДЕАЛЬНО соответствуют недостающим пяти планетам древности. А именно, здесь изображена известная сцена из «древне»-греческой мифологии: бог Крон (он же Сатурн), будучи принужден своим повзрослевшим сыном Юпитером (Зевсом) и женой Реей, изрыгает проглоченных им младенцев - братьев и сестер Юпитера. Напомним краткое содержание мифа. «Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын. Поэтому, как только у Реи рождались дети, Крон тотчас их проглатывал… Однако Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына Зевса запеленутый камень, который и был проглочен Кроном. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Возмужав, он… опоил Крона волшебным питьем, благодаря которому Крон изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса» , с. 299.

Сообщается, что Рея также прямо участвовала в заговоре против Крона: «Зевс… посетил свою мать Рею и попросил сделать его виночерпием Крона. Рея изъявила готовность помочь ему в деле отмщения. Она достала горчицу и соль, которые Метида посоветовала подмешать в медовый напиток Крона. Хлебнув напиток, Крон сначала изрыгнул из уст камень, а потом и всех старших братьев и сестер Зевса» , т. 1, с. 52.

Вновь обратимся к третьему клейму на троне Грозного. Нетрудно догадаться, что здесь, наряду с Рыбами, изображен именно миф о том, как Крон-Сатурн изрыгает своих проглоченных детей. Сразу узнаётся Сатурн - бородатый мужчина, крепко сжавший в руках младенца. Еще один, уже выплюнутый им младенец, показан рядом, а именно, в загнутом хвосте одной из Рыб. Справа от Крона мы видим женщину (Рея), протягивающую руки к спасенным младенцам. Рядом с ней стоит большой сосуд, из которого высовывается пучок травы и, по-видимому, два дубовых листа - зелье, приготовленное Зевсом и Реей для Крона. Дубовые листья, вероятно, намекают на Рею, «священным деревом которой считался дуб» , т. 1, с. 51.

Левее Крона показан молодой мужчина, отвернувшийся от Крона и лежащий на спине животного, похожего на свинью с хвостиком, завернутым колечком. Эта свинья тоже известна из мифологии, а хвостик ее может изображать, кроме прочего, и потерянную пуповину Зевса: «Говорят также, что Зевса вскормила СВИНЬЯ, ВОЗИВШАЯ ЕГО НА СПИНЕ, и что он потерял свою ПУПОВИНУ у Омфалиона, неподалеку от Кносса» , т. 1, с. 51.

Таким образом, в третьем клейме совершенно определенно узнаются САТУРН-Крон и ЮПИТЕР-Зевс. Напомним, что «в римской мифологии Крон известен под именем Сатурна» , с. 299, а Зевс - просто другое имя Юпитера: «Зевсу соответствует римский Юпитер» , с. 221.

Планета Венера также отождествляется однозначно. В самом деле, Венера - «женская» планета. Она постоянно изображалась на старинных зодиаках в виде женщины [НХЕ]. Значит, ВЕНЕРА представлена здесь в виде Реи - женской фигуры в правой части клейма. Итак, неотождествленными остаются лишь два одинаковых младенца, которых изрыгает Крон. Методом исключения получаем, что они символизируют в данном случае планеты МАРС и МЕРКУРИЙ.

Заметим, наконец, что в под прильнувшими друг к другу головами Рыб, примыкая к ним, видна голова какого-то животного. Что она означает в данном случае не очень ясно. Не исключено, что это - голова Овна (ягненка), соседнего с Рыбами созвездия. Но тогда некоторые из представленных в третьем клейме пяти планет могут оказаться не только в Рыбах, но и в Овне. В наших расчетах мы рассматривали такую возможность. Впрочем, присутствие планет в Овне, скорее всего, не должно было быть здесь слишком значительным. Иначе трудно объяснить, почему Овен не показан в полном виде, а только одна голова от него. В окончательном решении так и получилось. Лишь одна из планет (Юпитер) оказалась в Овне, причем все равно достаточно близко к Рыбам.

Из книги Иван Грозный и Петр Первый [Царь вымышленный и Царь подложный] автора

1.3. Иван IV родился 9 февраля 1526 года - на четыре года раньше, чем считается Итак, мы получили две возможных даты для зодиака на костяном престоле Грозного - более вероятную (1526 год) и менее вероятную, но все же возможную (1289 год).Примем теперь во внимание, что зодиак

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года В 1714 году Петр I, одержав важную победу над Шведским флотом при Аландских* островах, сказал в своей торжественной речи по этому поводу следующие примечательные слова: «Природа

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

7.8.5. Дата на зодиаке «RS»: 4…5 февраля 1289 года н.э. или 20…21 февраля 1586 года н.э. Мы нашли все решения для этого гороскопа на интервале от 3000 года до н.э. до 2000 года н.э. Их оказалось всего

автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Зодиак Ивана Грозного (зодиак «PG»): царь родился 9 февраля 1526 года, на четыре года раньше, чем считается 2.2.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в Оружейной палате Кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в Оружейной палате Кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них - походный царский престол в виде кресла с

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.3. Царь родился на 4 года раньше, чем полагают историки Выше мы получили две возможных даты для зодиака на костяном престоле Грозного - более вероятную (1526 год) и менее вероятную, но все же возможную (1289 год). Однако, если принять во внимание, что зодиак изображен не

автора Носовский Глеб Владимирович

24.1. На царском престоле Ивана Грозного, хранящемся в оружейной палате кремля, изображен зодиак с гороскопом До настоящего времени сохранилось очень мало личных вещей Ивана Грозного. Пожалуй, наиболее известная из них - походный царский престол в виде кресла с

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

24.3. Царь родился на четыре года раньше, чем полагают историки Итак, мы получили две возможные даты для зодиака на костяном престоле Грозного - более вероятную (1526 год) и менее вероятную, но все же возможную (1289 год). Однако, если принять во внимание, что зодиак изображен не

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии

Из книги Краткая история спецслужб автора Заякин Борис Николаевич

Глава 21. Разведка от Ивана Грозного до октября 1917 года Русский царь Иван Васильевич Грозный, продолжил борьбу с наследниками ордынских ханов и в 1549 году создаёт Посольский приказ, в функции которого входило ведение политической и военной разведки, а также создает

автора Носовский Глеб Владимирович

6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного) 20.1. Что известно о митрополите Филиппе Колычеве и его борьбе с Грозным Напомним вкратце данные из нашей

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

1. Почему историки сегодня пытаются «оторвать» имя Ивана Грозного от его известного трона В книге «Раскол Империи», гл. 2:24, мы показали, что Иван IV Грозный родился 9 февраля 1526 года, то есть на четыре года раньше, чем сегодня считается. Этот важный вывод мы смогли сделать

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

Четыре года, четыре месяца и четыре дня правления «грозного метеора» Утром 11 марта во двор Михайловского замка к графу Кутайсову подошел неизвестный человек и просил принять от него бумагу «с важным сообщением для государя». Кутайсов бумагу принял, но передать ее

Из книги Краткая история военной разведки России автора Заякин Борис Николаевич

Глава 7. Военная разведка от Ивана Грозного до октября 1917 года Русский царь Иван Васильевич Грозный, продолжил борьбу с наследниками ордынских ханов и в 1549 году создаёт Посольский приказ, в функции которого входило ведение политической и военной разведки, а также создает

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 На мозаиках Рафаэля в капелле Киджи церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (зодиак МР) изображен слегка измененный зодиак Астрономии Астрономически на нем записано либо 23–25 августа ст. ст. 1785 года, либо 11–12 августа ст. ст. 1843 года 3.1. Церковь святой Марии в тополях

Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.

Царские регалии в коллекции Оружейной палаты

Самым древним символом княжеской власти является меч. Впервые его стали изображать ещё на древних иконах. Чуть позже к мечу добавился щит. Таким образом княжескую власть в первую очередь символизировало оружие, в древние времена – щит и меч. Однако государственный щит и государственный меч в коллекции оружейной палаты относятся к XVI-XVII векам.

О щите – ниже.

Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице – это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье . Кратко повторим основные факты.

Царские регалии. Шапка Мономаха

Существует старинное “Сказание о князьях Владимирских”, согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о “Сказании о князьях Владимирских” рассказано в статье ) .

На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.

Мономахов трон. Фрагмент

Историю о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.

По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.

Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.

Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.

Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.

Церемония венчания на царство

Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.


Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192

Первая подробно описанная относится к концу XV века. Государь Иван III венчал своего внука, царевича Дмитрия Ивановича, на Московское княжение золотым венцом, т.е. Шапкой Мономаха. Известно также, что на него возложили бармы – золотые цепи. Происхождение барм историки ещё не объяснили.

В церемонии венчания на царство на Руси также присутствовал обычай осыпать князя монетами. Хотя известно, что в Византии и на Западе монеты кидали в толпу. Скорее всего, русские послы, бывшие на торжественном венчании императора в Константинополе, не совсем поняли этот обряд, или неточно передали его. Поэтому у нас самого князя осыпали монетами. После чего присутствующим на церемонии разрешали их подбирать.

Последнее венчание на великое княжение состоялось в 1534 году. Тогда венчали малолетнего Великого Князя Иоанна IV Васильевича. В 1547 году Иван IV венчался на царство, изображение этой церемонии сохранилось в Лицевом летописном своде.
Кроме меча, щита, шапки Мономаха и барм одной из важнейших государственных регалий является крест. В коллекции Оружейной палаты в крест вставлена щепочка подлинного креста Иисуса Христа.

Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии

Шапка Казанская. Царские регалии

Вторым по древности венцом в коллекции регалий Оружейной палаты является ШАПКА КАЗАНСКАЯ . Она не дошла до нас в первоначальном виде, в начале XVII века её переделали. Первоначально Казанскую шапку венчал большой изумруд, который мы сейчас видим на шапке Михаила Фёдоровича.

В отношении места её изготовления также нет единого мнения. Возможно, она была изготовлена в Москве во времена Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства и повторяет собой венец татарского хана. Возможно, что это подлинный венец правителя Казани, взятый во время похода Ивана Грозного в качестве трофея.

Загадкой для исследователей является состав материала тёмного цвета, образующего фон Казанской шапки. Достоверно известно, это не чернь и не эмаль. Чтобы провести химический анализ материала, нужно соскоблить небольшую часть покрытия. В настоящее время это не представляется возможным. Учитывая неизвестную технику изготовления этого фона, Казанская шапка имеет, скорее всего, не московское происхождение.

У иностранцев венец подобной формы вызывал ассоциацию с папской тиарой. Они полагали, что Иван Грозный посягает на мировое господство. На Руси во времена Ивана Грозного появилась легенда о том, что Рюрик был потомком римского императора Августа.

При венчании на царство Ивана Грозного, в 1547 году, первого русского царя не мазали миром. Первым государем, кого действительно «помазали» на царство, был его сын, царь Фёдор Иоаннович.

Костяной трон. Царские регалии

«Костяной трон» хоть и называется троном Ивана Грозного, возможно, не имеет отношения к этому царю.

В этом троне есть пластины, которые датируют XVI веком. Кроме слоновой кости в нём присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.

Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Именно поэтому историки делают вывод о том, что трон собирали по частям из разновременных элементов.


Костяной трон. Фрагмент

Двуглавый орёл, расположенный на спинке трона – это символ империи. Он изображался не только на гербе Российской, но и Австрийской империи. Есть версия, что вместо орла на спинке трона прежде было изображение Юноны.


Может быть трон и принадлежал Ивану Грозному, но привезли его в Москву позже.

В XVIII-XIX веках возникла легенда о том, что этот трон привезла в Москву греческая царевна София Палеолог в конце XV века. Интересно, что Ивана Грозного дважды изобразили на этом троне. Известна скульптура Антокольского, где царь изображён сидящим на костяном троне. также изобразил этот трон. Хотя у историков при этом возникает вопрос – что делал этот трон на женской половине дворца, где и произошла трагедия, послужившая сюжетом для полотна Репина. (Оба изображения экспонируются в коллекции ГТГ).

Регалии царя Фёдора Иоанновича. Царские регалии

Бармы

Бармы, которые также входят в состав государственных регалий, сейчас экспонируются в витрине со светским платьем, вместе с платном Петра I. На них изображены христианские святые. Изготовили их в конце XVI века в золотошвейной мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Фёдора Иоанновича.

Каждый раз при церемонии венчания на царство бармы переделывали. Эта вещь индивидуальная и другому человеку не подходила, потому что сонм святых покровителей одного человека не соответствовал святым покровителям другого и новый царь не мог воспользоваться бармами своего предшественника. На бармах царя Фёдора шелками и драгоценными нитями вышит – Деисус – молельное предстояние Богоматери и Иоанна Предтечи перед Небесным Царём и Судией Земным.
СКИПЕТР впервые появился в церемонии венчания на царство царя Фёдора Иоанновича в 1584 году.

Регалии царя Бориса Годунова

Державу впервые использовали при венчании царя Бориса Годунова в 1598 году.

Трон царя Бориса Годунова

В коллекции ГОП экспонируется и ТРОН ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА иранской работы. Это подарок 1604 года от персидского шаха Аббаса II.

В Иране такой предмет мебели не служил троном. Обычно делали два таких кресла и столик к ним. Хранители коллекции до сих пор не знают, получил ли Борис Годунов в подарок полный комплект или же только один трон. Использовать это кресло как собственно трон не могли, потому что у него нет спинки. Он мог служить как выносной трон. Подлинная обивка не сохранилась, в современном виде трон обит французской тканью XVIII века.

Регалии царя Михаила Фёдоровича. Царские регалии

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО ЦАРЯ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА. Миниатюра опубликована в книге И.А.Бобровницкой “Регалии Российских государей”
Держава

Державу царя Михаила Фёдоровича сделали в Западной Европе, в Праге, в мастерских короля Рудольфа II. Скорее всего, эти регалии привезло на Русь Цесарское посольство.

Царь Михаил Фёдорович

Дипломаты тайно вручили царский заказ, ибо вручение государственных регалий в международной дипломатии было знаком признания вассального положения государя, которому эти регалии вручали. (Вспомните, что пока не найдено ни одного документального подтверждения того, что Узбек вручил государственную регалию, шапку Мономаха, Ивану Калите. Если такой факт и имел место быть, то его тщательно «забывали»).

Заказ на изготовление государственных регалий, сделанный богемскому королю Рудольфу II был хоть и почётным, но вручили его на неофициальной встрече. Есть версия, что регалии заказывал ещё Фёдор Иоаннович, но он умер прежде, чем успел ими воспользоваться. Борис Годунов также не успел их надеть, так как вскоре тоже приказал долго жить.

Цепь

К регалиям Михаила Фёдоровича при венчании его на царство в 1613 году относится цепь.


Цепь-окладень царя Михаила Фёдоровича. Москва, Мастерские Кремля, XVII в.

Это одна из древнейших дошедших до нас цепей. На звеньях цепи изображён царский титул. Хотя считается, что цепь принадлежала Михаилу Фёдоровичу, историки не пришли к единому мнению, к какому времени относится этот выгравированный на цепи титул – то ли к 1613-му году, то ли к концу правления, к 1640-м годам.

Другие цепи в коллекции – скорее всего западноевропейской работы. К ним крепили кресты.


Цепь из коллекции Оружейной Палаты. Западная Европа, XVI в.

Бармы царя Михаила Фёдоровича Романова находятся в фондах музея.

Венец царя Михаила Фёдоровича

Венец царя Михаила выполнен в царских кремлёвских мастерских. Мастер, сделавший его, был родом из Германии, хотя в документах о получении гонораров он значится под русским именем. Для русского средневековья это обычная практика: изменять иностранные имена и заменять их русскими. Мастер получил заказ восстановить шапку, утраченную в Смутное Время и изготовить новую на манер скипетра и державы, чтобы было соблюдено стилистическое единство всех трёх предметов.


Венец, скипетр и держава царя Михаила Фёдоровича

Изумруд, который венчает шапку, был снят с Казанской шапки Ивана Грозного.

Интересная история произошла с Николаем I в Варшаве, когда он короновался в столице Польши. Императору передали сапфир. Якобы он был частью русской короны, которую увезли в Польшу в Смутное время. Первоначально в мастерских Рудольфа сделали полный комплект – шапку, скипетр и державу. Шапка во время Смуты пропала, якобы стала трофеем польских завоевателей. И всё, что он неё осталось – сапфир, который и преподнесли российскому самодержцу.

Трон царя Михаила Фёдоровича

Есть версия, что трон царя Михаила Фёдоровича прибыл в 1629 году из Ирана. Это ещё один дар персидского шаха Аббаса. Трон сильно переделан. Он украшен золотыми пластинами, общим весом около 13 кг золота.

Среди камней преобладают камни красного цвета – турмалины и рубины, а также голубая бирюза. Другие самоцветы – сиреневые аметисты, крупные желтовато-зелёные перидоты и изумруды. Два самых крупных камня – ромбовидные топазы. Иран очень нуждался в хороших отношениях с Россией. Об этой нужде можно судить по стоимости “золотого” трона.

Посох

Посох также включался в состав государственных регалий. Известно, что когда свергли царя Василия Шуйского, то первым делом у него отобрали посох. Когда призывали на царство Михаила Фёдоровича, то в Кострому малолетнему Романову в качестве регалии привезли тоже посох. Посох Михаила Фёдорвичаукрашен сапфирами и мордами грифонов.

Посохи духовных и светских лиц довольно просто различить. На посохах духовенства концы рукоятки направлены вниз, а на светских – нет.

Регалии царя Алексея Михайловича. Царские регалии

Алмазный трон

Алмазный трон сохранился без переделок. Латинская надпись на спинке прославляет мудрость царя.

Вместо европейских львов изображены восточные слоны. Трон привезла компания купцов, которая просила царя разрешить им беспошлинную торговлю. Возникает вопрос – где заказывали трон? Всё говорит о том, что трон заказали в Иране. Тогда знал ли иранский шах, о том, что его мастера работали «налево» для русского царя? Видимо, он знал. Так же, как знал о том и Рудольф, что его мастера выполняют заказ Бориса Годунова.

Но по этикету русский царь не мог принять такой подарок от нижестоящих чинов. Он выкупил трон у купцов за 7 000 рублей. Это единственный в истории случай, когда троном пытались дать царю взятку. Но русские цари неподкупны, деньги заплатили, а ходатайство отправили в долгий ящик. Право беспошлинной торговли купцы получили лишь спустя 7 лет, потому что исполнение их просьбы противоречило интересам государства.

Турецкие ювелирные изделия в коллекции Оружейной Палаты. Царские регалии

В собрании хранится держава, выполненная в турецком стиле. Держава – это символ государства. Государство процветает в царствование государя.

Держава и скипетр царя Алексея Михайловича

Хронологию турецкого скипетра пока выяснить не удалось. Он выполнен то ли в 1639, то ли 1659 году. И если в 1639 году, то его заказывал не Алексей Михайлович, а Михаил Фёдорович. Тогда возникает вопрос, а где другие предметы? Сохранилась переписка об изготовлении скипетра. Его выполняли греческие мастера, работавшие на турецкого султана. Заказ им оплатили не сразу, хотя драгоценные камни для украшения предметов они покупали за свой счёт. Но в конце-концов деньги мастерам выплатили сполна.

Турецкие ювелирные изделия можно видеть на маскарадном костюме императора Николая Александровича. В украшении этого костюма использовали подлинные турецкие пряжки XVII века.


Регалии царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Царские регалии

Двойное венчание на царство проходило в 1682 году. Ивану было 16 лет, Петру – 10. Шапкой Мономаха венчали старшего из братьев, Ивана Алексеевича. В коллекции находится ШАПКА ВТОРОГО НАРЯДА. Изготовили её в течении одного месяца, поэтому у мастеров просто не было времени, чтобы украсить её тонкой изящной сканью.

Двойной трон

Трон переделан из трона Алексея Михайловича работы Аугсбургских мастеров. Ширина ступенек и ширина сиденья не совпадают.

Это единственный в истории двойной трон. Он представляет собой полный тронный комплекс с подставками для того, чтобы никто не приближался к царю достаточно близко. Приблизиться к царю можно было только послам, когда им разрешали целовать государеву десницу (руку).

Алмазные венцы

Алмазные венцы тоже вызывают много вопросов. Почему они разные? Ведь на одном венце только алмазы, а на другом – алмазы и хризолиты. Алмазы составляют узор в форме двуглавых орлов. Вес венцов – примерно 2 кг. Они сохранились благодаря стараниям царя Петра Алексеевича.

Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича Шапка алмазная царя Петра Алексеевича
Шапка алтабасная

Царские регалии XVIII века

В витрине с царскими регалиями есть три предмета XVIII века.

1.Императорская корона императрицы Екатерины I. Выполнена в 1724 году для коронации Екатерины I. По одной из версий камни на неё собирали у знати, в том числе у Меньшикова. Поэтому после коронации их вынули из оправы и вернули владельцам. Эта версия пока официально не подтверждена, поэтому считается, что камни сняли по неизвестной причине. Надпись на короне – имя владелицы.
Два полушария символизируют светскую и духовную власть монарха.

2. Корона императрицы Анны Иоановны.

Корона императрицы Анны Иоанновны

Фенкель приписал эту корону Готтлибу Вильгельму Дункелю. Рассуждал Фенкель просто – короны делает придворный ювелир. При дворе Анны Иоановны придворным ювелиром был Готтлиб Дункель, следовательно, он и сделал корону. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Напротив, недавно выяснили, что корону Анны Иоановны выполнили московские мастера: золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Пётр Семёнов, золотарь Лука Фёдоров.

3.Щит . Анна Иоановна в коронационной церемонии пожелала иметь щит и меч. Щит – турецкий, меч – польский, весом около 1,5 кг.

Государственный щит. Москва, конец XVIII века, запоны – Турция, XVII в.

Но в самой церемонии военные регалии не использовали, их просто несли на подушке. Весь XVIII век в России правили женщины и меч очень плохо сочетался с фижмами.
Есть в собрании и корона мальтийская, она время от времени появляется на выставках, в основном она хранится в фондах. Её использовали при погребении монарха.

Ещё один скипетр Павла Петровича находится в витрине с ювелирными изделиями XVIII века, там же, где представлено потёмкинское блюдо. Этот скипетр предназначался для вручения грузинскому царю.

Грузия 11 раз приносила присягу русскому царю, последний раз в 1795 году. Этот скипетр заказал Павел Петрович для вручения правителю Грузии. Но Павел умер. Вскоре умер и грузинский царь. Политическая ситуация изменилась и Грузия вошла в состав Российской империи на правах губернии.

Изготовление корон на этом не заканчивается. Короны изготовляли для императриц, а после смерти государыни их разбирали и дарили по завещанию. Единственная уцелевшая корона принадлежала императрице Марии Александровне (хранится в Алмазном фонде). Это единственная императрица, которая умерла раньше своего мужа.
Приведённые в статье факты выявили современные исследователи. Но всё вышесказанное – отнюдь не истина в последней инстанции. Исследования продолжаются, новые данные выплывают на свет Божий и атрибуция через некоторое время может измениться.

Статья написана по материалам Кремлёвского лектория. Также использовались книги:
И.А.Бобровницкая “Регалии российских государей”, М, 2004

Историю вершат правители, опора любого правителя не только люди, но и трон, на котором он должен величественно восседать. Это имидж, говоря современным языком.

Самым древним русским троном, который дошел до наших дней, считается костяной трон Ивана IV Грозного. Есть версия, что это творение привезла на Русь Софья Палеолог, бабка Грозного, как подарок на венчание Василия III и Елены Глинской, родителей Ивана IV. На троне даже зодиакальная дата их свадьбы «9 февраля 1526 года», торжество произошло 21 января 1526, так что не исключено, что византийцы, которые были приглашены на свадьбу за несколько месяцев, решили таким образом запечатлеть эту дату на память. Но по каким-то причинам дату свадьбы потом, возможно, изменили. Точного объяснения, почему на троне выгравированно это число, все же нет.

Впрочем, вышеописанной версии есть даже подтверждение. Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.

Но все же некоторые ученые считают, что с Василием III трон никак не связан и что достался в дар он именно Ивану. Потому что документы с упоминанием «стула костяного» восходят к времени правления самого Грозного. Возможно, он был изготовлен по заказу к венчанию последнего представителя рода Рюриковичей на царство, после чего и получил название «Трон Ивана Грозного».

История вещь очень запутанная, и не ясно, прав ли сам Герберштейн, не обознался ли он, приняв говорившего с ним московского князя за Василия III и отличал ли обычное дерево от резного слонового бивня.

Нет и окончательного мнения о том, кто трон создавал. Кто-то считает, что это дело рук византийцев, кто-то говорит о немцах, а кто-то об итальянцах. Каркас кресла деревянный, он украшен пластинами слоновой кости, с изображениями библейских сюжетов и мифологических животных, такие композиции были характерны для эпохи Возрождения. Большинство из них рассказывает о добродетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. А пластины с батальными сценами, возможно, были добавлены в 1642 году при реставрации трона.

Однако не стоит забывать, что при Рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Плененный татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны Софьи изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своем веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице.

Испокон веков мощь и богатство Российского государства символизировали семь атрибутов: шапка Мономаха, яблоко самодержавное (держава), скипетр, оплечья, рынды (телохранители), царская печать и, конечно, трон.

Среди русских тронов одним из самых древних считается украшенный искусной резьбой по слоновой кости трон царя Ивана IV Грозного. Он представляет собой высокое деревянное кресло с подножием. Трон облицован пластинами из слоновой кости, на которых вырезаны изображения, олицетворяющие деяния библейского царя Давида, а также мифологических животных.

Существует легенда, согласно которой трон появился на Руси из Византии благодаря второй жене Ивана III Софье Палеолог. Она привезла его в качестве подарка на венчание родителей Ивана IV — Елены Глинской и Василия III.

Письменным подтверждением этой гипотезы служит произведение Сигизмунда фон Герберштейна под названием «Записки по московитским делам», где автор описывает свою встречу с Василием III, во время которой последний восседал на троне из слоновой кости. То есть, если верить фон Герберштейну, задолго до венчания на царство Ивана Грозного этот трон был в московском Кремле.

Однако существует и иная версия, по которой «стул костяной» был преподнесен в качестве подарка именно Ивану IV, поскольку именно ко времени его правления относятся документы с упоминанием трона из слоновой кости. Возможно, что именно поэтому он и носит название «Трон Ивана Грозного».

Нет единодушия среди ученых и о создателях этого трона, поскольку в середине XVII века московскими мастерами была проведена его реставрация с заменой сломавшихся пластин новыми. Основываясь на изображениях, часть специалистов считает, что трон был изготовлен европейскими мастерами, но и тут мнения расходятся. Кто-то относит их к творениям итальянских мастеров, другие – немецких. Некоторые же ученые полагают, что это дело рук византийских умельцев.

Трон царя Ивана Грозного с резьбой по слоновой кости является первым документально подтвержденным на Руси. До этого князья и цари восседали на тронах из дерева, обитых золотом и украшенных драгоценными камнями. Однако и ремесленники русского севера с успехом занимались резьбой по кости. Так в 1245 году папский нунций Иоганн Плано Карпини в своем отчете писал, что, будучи на курултае в честь избрания хана Гуюка Золотой Ордой, видел взятого в плен русского мастера Кузьму и роскошный резной трон для молодого хана, сделанный им, украшенный золотом и драгоценными камнями. Искусная резьба по кости и богатство отделки поразили папского посланника, повидавшего немало творений итальянских мастеров.