Что такое католицизм и православие. В чем отличие православной веры от католической? Отличие православия от католицизма и протестантизма

Таблица «Сравнение католической и православной церкви» поможет лучше разобраться с принципиальными различиями при изучении истории средних веков в 6 классе, а также может использоваться в качестве повторения в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Таблица «Сравнение католической и православной церкви»»

Таблица. Католическая и православная церковь

Католическая церковь

Православная церковь

Название

Римско-католическая

Греко-православная

Восточно-кафолическая

Римский папа (понтифик)

Константинопольский Патриарх

Константинополь

Отношение к Богоматери

Изображения в храмах

Скульптуры и фрески

Музыка в храме

Использование органа

Язык богослужения

Таблица. Католическая и православная церковь.

Сколько ошибок допущено? Какие ошибки допущены?

Католическая церковь

Православная церковь

Название

Римско-католическая

Греко-православная

Восточно-кафолическая

Римский папа (понтифик)

Константинопольский Патриарх

Константинополь

Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque - "и от Сына"). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.

Отношение к Богоматери

Воплощение Красоты, Премудрости, Истины, Юности, счастливого материнства

Царица Небесная, покровительница и утешительница

Изображения в храмах

Скульптуры и фрески

Музыка в храме

Использование органа

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.

Во время обрядов можно сидеть на скамейках

Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование).

Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства - Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином), для мирян - только Телом Христовым (хлебом).

Во время обрядов нельзя сидеть

Язык богослужения

В большинстве стран богослужение на латыни

В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.

Христианство относится к одной из мировых религий наравне с буддизмом и иудаизмом. За тысячелетнюю историю оно претерпевало изменения, которые привели к ответвлениям от единого вероисповедания. Основные из них - православие, протестантизм и католицизм. Также христианство имеет и другие течения, но обычно они относятся к сектантским и осуждаются представителями общепризнанных направлений.

Отличия православия и христианства

В чём разница между этими двумя понятиями? Всё очень просто. Все православные - христиане, но не все христиане - православные. Последователи, объединённые исповеданием этой мировой религии, разделяются принадлежностью к отдельному её направлению, одним из которых является православие. Чтобы понять, чем отличается православие от христианства, нужно обратиться к истории возникновения мировой религии.

Истоки религий

Считается, что христианство возникло в I в. от рождества Христова в Палестине, хотя некоторые источники утверждают, что оно стало известно за два века до этого. Люди, проповедовавшие верование, находились в ожидании прихода Бога на землю. Учение впитало в себя основы иудаизма и философские направления того времени, на него сильно повлияла политическая обстановка.

Распространению этой религии очень способствовали проповеди апостолов , особенно Павла. Множество язычников было обращено в новую веру, и этот процесс продолжался долгое время. В настоящий момент христианство насчитывает самое большое количество последователей по сравнению с другими мировыми религиями.

Православное христианство стало выделяться только в Риме X в. нашей эры, а официально было утверждено в 1054 г. Хотя его зарождение можно отнести уже к I в. от рождества Христова. Православные считают, что история их религии началась сразу после распятия и воскресения Иисуса, когда апостолы проповедовали новое вероучение и привлекали к религии всё большее количество людей.

Ко II-III вв. православие противостояло гностицизму, отвергавшему подлинность истории Ветхого Завета и трактующему Новый Завет на другой лад, не отвечающий общепринятому. Также противостояние наблюдалось в отношениях с последователями пресвитера Ария, образовавшими новое течение - арианство. По их представлениям, Христос не обладал божественной природой и был лишь посредником между Богом и людьми.

На вероучение зарождающегося православия большое влияние оказали Вселенские соборы , поддерживаемые рядом византийских императоров. Семь Соборов, созванные в течение пяти веков, установили основные аксиомы, принятые впоследствии в современном православии, в частности, подтвердили божественное происхождение Иисуса, оспариваемое в ряде учений. Это укрепило православное вероисповедание и позволило присоединять к нему всё большее количество людей.

Помимо православия и небольших еретических учений, быстро затухающих в процессе развития более сильных направлений, из христианства выделился католицизм. Этому способствовал раскол Римской Империи на Западную и Восточную. Огромные различия в социальных, политических и религиозных взглядах привели к распаду единой религии на Римско-католическую и православную, которая первое время носила название Восточно-католической. Главой первой церкви являлся Папа Римский, второй - патриарх. Их взаимное отлучение друг друга от единой веры привело к расколу христианства. Процесс начался в 1054 году и завершился в 1204 при падении Константинополя.

Хотя христианство на Руси было принято ещё в 988 году, его не коснулся процесс раскола. Официальное разделение церкви произошло только спустя несколько десятков лет, но при крещении Руси сразу вводились православные обычаи , сформированные в Византии и заимствованные оттуда.

Строго говоря, в древних источниках практически не встречался термин православие, вместо него употреблялось слово правоверие. Как утверждает ряд исследователей, раньше этим понятиям придавалось разное значение (правоверие означало одно из христианских направлений, а православие едва ли не языческую веру). Впоследствии им стали придавать аналогичное значение, сделали синонимами и заменили одно другим.

Основы православия

Вера в православии является сутью всего божественного учения. Никео-цареградский Символ Веры, составленный во время созыва Второго Вселенского собора, является основой вероучения. Запрет на изменение каких-либо положений в этой системе догматов действует со времён четвёртого Собора.

Исходя из Символа Веры, православие основывается на следующих догмах:

Стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти является основной целью исповедующих рассматриваемую религию. Истинный православный христианин должен всю жизнь следовать заповедям, переданным Моисею и подтверждённым Христом. Согласно им нужно быть добрым и милосердным, любить Бога и ближних. В заповедях указано, что все тяготы и лишения должны переноситься безропотно и даже радостно, уныние - один из смертных грехов.

Отличия от других христианских направлений

Сравнить православие с христианством можно путём сопоставления его главных направлений. Они тесно связаны между собой, поскольку объединены в одной мировой религии. Тем не менее между ними существуют огромные различия по ряду вопросов:

Таким образом, различия между направлениями не всегда носят противоречивый характер. Сходств между католичеством и протестантством больше, поскольку последнее появилось в результате раскола Римско-католической церкви в XVI веке. При желании течения могли бы примириться. Но этого не происходит уже в течение множества лет и не предвидится в будущем.

Отношение к другим религиям

Православие терпимо относится к исповедникам иных религий . Однако, не осуждая и мирно сосуществуя с ними, это течение признаёт их еретическими. Считается, что из всех религий только одна верная, её исповедование ведёт к унаследованию Царствия Божьего. Эта догма заключена в самом названии направления, указывающем, что это вероисповедание правильное, противоположное другим течениям. Тем не менее православие признаёт, что католики и протестанты тоже не лишены благодати Бога, поскольку, хоть и славят Его иначе, суть веры у них едина.

Для сравнения католики считают единственной возможностью спасения исповедание их религии, в то время как другие, в том числе православие, являются ложными. Задача этой церкви - переубедить всех инакомыслящих. Папа Римский является главой христианской церкви, хотя в православии этот тезис опровергается.

Поддержка православной церкви светской властью и их тесное сотрудничество привели к росту числа последователей религии и её развитию. В ряде стран православие исповедует большая часть населения. К ним относятся:

В этих странах строится большое количество храмов, воскресных школ, в светских общеобразовательных учреждениях вводятся предметы, посвящённые изучению православия. Популяризация имеет и обратную сторону: зачастую люди, считающие себя православными, поверхностно относятся к совершению обрядов и не соблюдают предписанные нравственные устои.

Можно по-разному совершать обряды и относиться к святыням, иметь различные взгляды на цель собственного пребывания на земле, но в конечном счёте все, кто исповедует христианство, объединены верой в одного Бога . Понятие христианство не тождественно православию, но включает его. Хранить нравственные устои и быть искренним в своих отношениях с Высшими Силами - основа любой религии.

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

Для верующего христианина весьма актуально точно представлять основные положения собственной веры. Проявившееся в период церковного раскола в середине 11 века отличие православия от католицизма с годами и веками развивалось и создало практически разные ветви христианства.

Если говорить кратко, чем отличается православие, то оно является более каноническим учением. Не зря церковь также называется Восточной ортодоксией. Тут стараются с высокой точностью придерживаться изначальных традиций.

Рассмотрим основные вехи истории:

  • до 11 века христианство развивается как единое учение (конечно, утверждение в существенной степени условно, так ка за целое тысячелетия появлялись и различные ереси и новые школы, которые отходили от канона), которое активно прогрессирует, распространяется в мире, проводятся так называемые Вселенские соборы, призванные решить некоторые догматические особенности учения;
  • Великая схизма, то есть Церковный раскол 11 века, который отделяет Западную римско-католическую церковь от Восточной православной, по сути, поссорились патриарх Константинополя (восточная церковь) и римский понтифик Лев Девятый, в итоге они предали друг друга взаимной анафеме, то есть отлучению от церкви;
  • раздельный путь двух церквей: на Западе в католицизме процветает институт понтификов и вносятся различные дополнения в вероучение, на Востоке чтится изначальная традиция. Русь становится фактически преемницей Византии, хотя хранительницей именно православной традиции в большей степени оставалась греческая церковь;
  • 1965 год – формальное снятие взаимных анафем после встречи в Иерусалиме и подписание соответствующей декларации.

На протяжении всего практически тысячелетнего периода католицизм претерпел огромное количество перемен. В свою очередь в православии и незначительные нововведения, которые касались только обрядовой стороны, не всегда принимались.

Основные отличия традиций

Изначально католическая церковь являлась формально более близкой к основе учения, так как апостол Петр был первым понтификом именно в этой церкви.

По сути, традиция передачи католического рукоположения апостолов идет от самого Петра.

Хотя хиротония (то есть рукоположение в священнический сан) существует и в православии, и каждый священник, который становится причастным Святым Дарам в православии, тоже становится носителем изначальной традиции, идущей от самого Христа и апостолов.

Обратите внимание! Для того чтобы указать каждое отличие православия от католицизма потребуется существенное количество времени, в этом материале излагаются самые основные детали и предоставляется возможность выработать концептуальное понимание различия традиций.

После раскола католики и православные постепенно становились носителями весьма различных взглядов. Постараемся рассмотреть наиболее существенные отличия, которые касаются и догматики, и обрядовой стороны, и других аспектов.


Пожалуй, основное отличие православия от католицизма содержится в тексте молитвы «Символ веры», которую следует регулярно произносить верующему.

Такая молитва представляет собой как бы сверхсжатый конспект всего учения, описывает основные постулаты. В Восточной ортодоксии Святой Дух исходит от Бога-Отца, каждый католик в свою очередь читает о нисхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына.

До раскола различные решения касательно догматики принимались соборно, то есть представителями всех региональных церквей на общем соборе. Такая традиция до сих пор осталась в православии, но существенным является не это, а догма о непогрешимости понтифика римской церкви.

Этот факт является одним из наиболее существенных, в чем отличие православия от католической традиции, так как фигура патриарха не обладает такими полномочиями и имеет совершенно иную функцию. Понтифик в свою очередь является викарием (то есть как бы официальным представителем со всеми полномочиями) Христа на земле. Конечно, в писаниях ничего об этом не сказано, и эта догма принята самой церковью значительно позже распятия Христа.

Даже первый понтифик Петр, которого сам Иисус назначил «камнем, на котором воздвигнет церковь», не одарялся такими полномочиями, он был апостолом, но не более.

Тем не менее, современный понтифик в какой-то степени не имеет отличия от самого Христа (до Его прихода в конце времен) и может самостоятельно вносить любые дополнения в вероучение. Отсюда появляются различия в догматике, которые существенным образом уводят от изначального христианства.

Характерным примером является непорочность зачатия Девы Марии, о котором подробнее скажем далее. Этого не указано в писаниях (даже указано прямо противоположное), но католики относительно недавно (в 19 веке) приняли догму о непорочном зачатии Богородицы, принял текущий на тот период понтифик, то есть данное решение являлось непогрешимым и догматически верным, согласным с волей самого Христа.

Совершенно обоснованно именно православная и католическая церковь заслуживают большего внимания и детального рассмотрения, так как только эти христианские традиции обладают обрядом хиротонии, который идет фактически непосредственно от Христа через апостолов, которых Он в день Пятидесятницы снабдил Дарами Святого Духа. Апостолы в свою очередь передавали далее Святые Дары через рукоположение священников. Другие течения, такие как, например, протестанты или лютеране, не имеют обряда передачи Святых Даров, то есть священники в этих течениях вне прямой передачи учения и таинств.

Традиции иконописи

Только православие отличается от других христианских традиций почитанием икон. На самом деле в этом есть не только культурологический аспект, но и религиозный.

Католики имеют иконы, но не имеют точных традиций создания изображений, которые передают события духовного мира и позволяют возвыситься в мир духовный. Чтобы понять, в чем разница между восприятием в двух направлениях христианства, достаточно посмотреть на образы в храмах:

  • в православии и нигде более (если рассматривается христианство) иконописный образ всегда создается при помощи особой техники построения перспективы, помимо этого используется глубокая и многогранная религиозная символика, присутствующие на иконе никогда не выражают земных эмоций;
  • если посмотреть в католическом храме, сразу видно, что это по большей части картины, написанные простыми художниками, они передают красоту, могут быть символичными, но акцентируют внимание на земном, насыщены человеческими эмоциями;
  • характерным является отличие в изображении креста со Спасителем, ведь православие отличается от остальных традиций изображением Христа без натуралистичных подробностей, отсутствует акцент на теле, Он являет собой пример одержания верха духа над телом, а католики чаще всего в распятии акцентируются на страданиях Христа, тщательно изображают детали ран, которые Он имел, рассматривают подвиг именно в страданиях.

Обратите внимание! Существуют отдельные ответвления католического мистицизма, которые представляют собой углубленную концентрацию на страданиях Христа. Верующий стремится полностью отождествить себя со Спасителем и ощутить полностью его страдания. Кстати, в связи с этим существуют и феномены стигматов.

Если говорить кратко, то ортодоксальная церковь смещает акцент на духовную сторону дела, даже искусство тут используется в рамках специальной техники, которая меняет восприятие человека так, чтобы он мог лучше войти в молитвенное настроение и восприятие мира горнего.

Католики в свою очередь не используют искусство подобным образом, они могут делать акценты на красоте (Мадонна с младенцем) или страдании (Распятие), но эти феномены передаются сугубо как атрибуты земного порядка. Как гласит мудрое изречение, чтобы понять религию, нужно посмотреть на изображения в храмах.

Непорочное зачатие Богородицы


В современной западной церкви действует своеобразный культ Девы Марии, который сформирован сугубо исторически и также во многом благодаря принятию ранее отмеченной догмы о непорочном Ее зачатии.

Если мы вспомним писание, то там явно говориться об Иоакиме и Анне, которые зачали вполне порочно, нормальным человеческим способом. Конечно, в этом тоже было чудо, так как они были людьми пожилыми и прежде каждому явился архангел Гавриил, но зачатие было человеческим.

Поэтому для православного Богородица не являет собой представителя божественной природы изначально. Хотя она вознеслась впоследствии в теле и была взята Христом на Небо. Католики считают Ее теперь чем-то наподобие персонификации Господа. Ведь если зачатие было непорочным, то есть от Духа Святого, то Дева Мария подобно Христу сочетала в себе и божественную и человеческую природу.

Полезно знать!

Христианская вера испокон веков претерпевала нападки со стороны противников. Кроме того, попытки по своему истолковывать Священное Писание предпринимали в разное время разные люди. Возможно, это и стало причиной того, что христианская вера разделилась с течением времени на католическую, протестантскую и православную. Все они очень похожи, но существуют между ними и различия. Кто такие протестанты и чем их учение отличается от католического и православного? Попробуем разобраться. Начнем с истоков - с образования первой Церкви.

Как появились Православная и Католическая Церкви?

Примерно в 50-е годы от Рождества Христова ученики Иисуса и их сторонники создали Православную Христианскую Церковь, существующую и поныне. Сначала было пять древних Христианских Церквей. В первые восемь веков с момента рождения Христа Православная Церковь, ведомая Святым Духом, выстроила свое учение, выработала свои методики и свои традиции. Для этого все Пять Церквей принимали участие во Вселенских Соборах. Это учение не изменилось и сегодня. Православная Церковь включает в себя Церкви, не связанные друг с другом ничем, кроме веры - Сирийскую, Русскую, Греческую, Иерусалимскую и т. д. Но нет никакой другой организации или никакого человека, объединяющих под своё начало все эти Церкви. Единственный начальник в Православной Церкви - Иисус Христос. Почему в молитве Православная Церковь называется Соборной? Все просто: если нужно принять важное решение, все Церкви принимают участие во Вселенском Соборе. Позднее, через тысячу лет, в 1054 году от пяти древних Христианских церквей отделилась Римская Церковь, она же католическая.

Эта Церковь не спрашивала совета у других членов Вселенского Собора, а сама принимала решения и проводила реформы в церковной жизни. Более подробно об учении Римской Церкви поговорим чуть позже.

Как появились протестанты?

Вернемся к главному вопросу: "Кто такие протестанты?" После обособления Римской Церкви, многим людям не нравились изменения, вводимые ею. Народу не напрасно казалось, что все реформы направлены лишь на то, чтобы сделать Церковь богаче и влиятельнее.

Ведь даже для того, чтобы искупить грехи, человек должен был заплатить определенную сумму денег Церкви. И вот в 1517 году, в Германии, монах Мартин Лютер дал толчок протестантской вере. Он обличил Римско-католическую Церковь и ее служителей в том, что они ищут лишь собственную выгоду, забывая о Боге. Лютер говорил, что нужно отдавать предпочтение Библии, если есть конфликт между церковными традициями и Священным Писанием. А еще Лютер перевел Библию с латинского на немецкий, провозгласив утверждение, что каждый человек может сам изучать Священное Писание и толковать его по своему. Так и протестанты? Протестанты требовали пересмотра отношения к религии, избавления от ненужных традиций и обрядов. Вражда началась между двумя христианскими конфессиями. Воевали католики и протестанты. Разница лишь в том, что католики боролись за власть и подчинение себе, а протестанты - за свободу выбора и верный путь в религии.

Гонения протестантов

Конечно, Римская Церковь не могла оставить без внимания нападки тех, кто противился беспрекословному подчинению. Католики не хотели принимать и понимать, кто такие протестанты. Были массовые расправы католиков над протестантами, принародные казни тех, кто отказывался стать католиками, притеснения, насмешки, гонения. Приверженцы протестантизма тоже не всегда мирным путем доказывали свою правоту. Протесты противников католической Церкви и ее правления во многих странах прокатились массовыми погромами католических храмов. Например, в 16 веке в Нидерландах было более 5000 погромов восставшими против католиков людьми. В ответ на мятежи власти чинили свой суд, они не разбирали, чем католики отличаются от протестантов. В тех же Нидерландах за 80 лет войны властей с протестантами было осуждено и казнено 2000 заговорщиков. Всего же в этой стране за веру пострадало около 100000 протестантов. И это только в одной стране. Протестанты, несмотря ни на что, отстояли свое право на иную точку зрения в вопросе Церковной жизни. Но, неопределенность, присутствовавшая в их учении, привела к тому, что от протестантов стали отделятся другие группы. Во всем мире насчитывается больше двадцати тысяч различных протестантских церквей, например, лютеранская, англиканская, баптистская, пятидесятническая, а еще среди протестантских течений есть методисты, пресвитериане, адвентисты, конгрегационалисты, квакеры и др. Католики и протестанты очень изменили Церковь. Кто такие католики и протестанты по своему учению попробуем разобраться. По сути, христианами являются и католики, и протестанты, и православные. Отличия между ними в том, что у Православной Церкви есть то, что можно назвать полнотой учения Христа - это школа и пример добра, это лечебница для душ людских, а протестанты все более и более упрощают все это, создавая что-то такое, в чем очень трудно узнать учение добродетели, и что невозможно назвать полным учением о спасении.

Основные принципы протестантов

Ответить на вопрос о том, кто такие протестанты, можно, поняв основные принципы их учения. Протестанты считают весь богатый церковный опыт, все духовное искусство, собираемое веками, недействительными. Они признают только Библию, полагая, что она - единственно верный источник того, как и что нужно делать в церковной жизни. Для протестантов христианские общины времен Иисуса и его апостолов - идеал того, какой должна быть жизнь христианина. Но приверженцы протестантизма не учитывают того обстоятельства, что тогда церковной структуры просто не существовало. Протестанты упростили все Церковное, кроме Библии, в основном, из-за реформ Римской Церкви. Поскольку католицизм очень изменил учение и отклонился от христианского духа. А расколы у протестантов начали происходить потому, что они откинули все - вплоть до учений великих святых, духовных учителей, руководителей Церкви. И раз уж протестанты стали отрицать эти учения, точнее, не воспринимали их, то у них начались споры в толковании Библии. Отсюда раскол в протестантизме и трата сил не на самовоспитание, как у православных, а на бесполезную борьбу. Отличие католиков от протестантов стирается на фоне того, что православных, хранящих уже больше 2000 лет свою веру в том виде, в котором ее передал Иисус, и те, и другие называют мутацией христианства. И католики, и протестанты уверены, что именно их вера истинная, такая, какой ее задумывал Христос.

Отличия православных и протестантов

Хоть и являются христианами протестанты и православные, отличия между ними значительны. Во-первых, почему протестанты отвергают святых? Все просто - в Священном Писании написано, что члены древних общин христиан назывались "святыми". Протестанты, взяв за основу эти общины, называют себя святыми, что для православного человека неприемлемо и даже дико. Святые православных являются героями духа и примером для подражания. Они - путеводная звезда на пути к Богу. К православным святым верующие относятся с трепетом, уважением. К своим святым христиане православной конфессии обращаются с молитвами о помощи, о молитвенной поддержке в трудных ситуациях. Иконами с изображениями святых люди не просто так украшают свой дом и храмы.

Глядя на лики святых, верующий человек стремится самосовершенствоваться через изучение жития тех, кто изображен на иконах, вдохновляясь подвигами своих героев. Не имея примера святости духовных отцов, монахов, старцев и других очень уважаемых и авторитетных людей в среде православия, протестанты могут дать лишь одно высокое звание и почесть для человека духовного - это "изучивший Библию". Человек-протестант лишает себя и такого инструмента для самовоспитания и самосовершенствования, как пост, исповедь и причастие. Эти три составляющих и есть лечебница человеческого духа, заставляющая смирять свою плоть и работать над своими слабостями, исправляясь и стремясь к светлому, доброму, Божественному. Без исповеди человек не может очистить душу, начать исправлять свои грехи, ведь он не задумывается о своих недостатках и продолжает жить обыденной жизнью для и ради плоти, вдобавок гордясь тем, что он верующий.

Чего еще нет у протестантов?

Недаром многие не понимают, кто такие протестанты. Ведь у людей этого вероисповедания, как уже говорилось выше, нет духовной литературы, такой как у православных христиан. В духовных книгах православных можно найти практически все - от проповедей и толкования Библии до жития святых и советов о борьбе со своими страстями. Человеку становится намного легче разобраться в вопросах добра и зла. А без толкования Священного Писания в Библии крайне сложно разобраться. у протестантов стала появляться, но она еще только в зачатках, а в православии эта литература совершенствовалась больше 2000 лет. Самовоспитание, самосовершенствование - понятия, присущие каждому православному христианину, у протестантов сводятся к изучению и заучиванию Библии. В православии все - и покаяние, и и молитвы, и иконы, - все призывает к тому, чтобы человек стремился хоть на один шаг приблизится к идеалу, каким является Бог. Но протестант направляет все усилия на то, чтобы быть добродетельным внешне, и не заботится о своем внутреннем содержании. Это еще не все. Протестанты и православные отличия в вероисповедании замечают по обустройству храмов. Православный верующий имеет поддержку в стремлении быть лучше и разумом (благодаря проповеди), и сердцем (благодаря убранству в храмах, иконам), и волей (благодаря посту). Но в протестантских храмах пусто и протестанты слышат лишь проповеди, воздействующие на разум, не затрагивая сердца людей. Отказавшись от монастырей, монашества протестанты лишились возможности видеть для себя примеры скромной, смиренной жизни ради Господа. Ведь монашество - это школа духовной жизни. Не зря среди монахов множество старцев, святых или почти святых православных христиан. И еще понятие протестантов, что ничего, кроме веры во Христа, не нужно для спасения (ни добрых дел, ни покаяния, ни исправления себя) - ложный путь, ведущий лишь к добавлению еще одного греха - гордыни (из-за чувства, что раз ты верующий, то ты избранный и непременно спасешься).

Отличие католиков от протестатов

Несмотря на то что протестанты - это выходцы католицизма, между этими двумя религиями есть существенные отличия. Так, в католицизме считается, что жертва Христа искупила все грехи всех людей, а протестанты, впрочем, как и православные, полагают, что человек изначально грешен и одной крови, пролитой Иисусом, недостаточно для искупления грехов. Человек должен замаливать свои грехи. Отсюда и отличие в устроении храмов. У католиков алтарь открыт, каждый может увидеть престол, у протестантов и православных в храмах алтарь закрыт. Вот еще, чем католики отличаются от протестантов - общение с Богом у протестантов происходит без посредника - священника, а у католиков священники обязательны для посредничества между человеком и Богом.

У католиков на земле есть представитель самого Иисуса, по крайней мере, у них так принято считать, - это Папа Римский. Он - личность непогрешимая для всех католиков. Папа Римский находится в Ватикане - едином центральном органе управления всеми в мире католическими Церквями. Еще одно отличие католиков от протестантов заключается в отвержении протестантами представления католиков о чистилище. Как уже говорилось выше, протестанты отвергают иконы, святых, монастыри и монашество. Они полагают, что верующие святы сами по себе. Поэтому у протестантов нет различия между священником и прихожанином. Священник-протестант подотчетен протестантской общине и не может ни исповедовать, ни причащать верующих. По сути, он просто проповедник, то есть читает проповеди для верующих. Но главное, чем католики отличаются от протестантов, это все же вопрос связи между Богом и человеком. Протестанты полагают, что личной достаточно для спасения, а Благодать человек получает от Бога без участия Церкви.

Протестанты и гугеноты

Эти названия религиозных течений тесно связаны между собой. Чтобы ответить на вопрос о том, кто такие гугеноты и протестанты, нужно вспомнить историю 16 века Франции. Гугенотами французы стали называть протестующих против правления католиков, но первых гугенотов называли лютеранами. Хотя независимое от Германии движение евангелистского толка, направленное против реформ Римской Церкви, существовало во Франции еще в начале 16 века. Борьба католиков против гугенотов не повлияла на увеличение численности приверженцев этого движения.

Даже знаменитая когда католики устроили просто резню и убили множество протестантов, не сломила их. В конце концов гугеноты добились признания властями права на существование. В истории развития этого протестантского движения были и притеснения, и дарование привилегий, затем снова притеснения. И все же гугеноты выстояли. К моменту окончания двадцатого века во Франции гугеноты составляли, пусть и небольшое количество населения, но были очень влиятельными. Отличительной чертой в религии гугенотов (последователей учения Жана Кальвина) является то, что одни из них считали, что Бог заранее определяет, кто из людей спасется, не важно будет человек грешным или нет, а другая часть гугенотов считала, что все люди перед Богом равны, и спасение Господь дарует каждому, кто это спасение принимает. Споры между гугенотами не смолкали долгое время.

Протестанты и лютеране

История протестантов начала складываться в 16 веке. И одним из инициаторов этого движения был М. Лютер, выступавший против бесчинств Римской церкви. По фамилии этого человека стали называть одно из направлений протестантизма. Название "Евангелическая лютеранская церковь" получило распространение в 17 веке. Прихожан этой церкви стали называть лютеранами. Нужно добавить, что в некоторых странах всех протестантов сначала называли лютеранами. Например, в России, вплоть до революции, всех приверженцев протестантизма считали лютеранами. Чтобы разобраться, кто такие лютеране и протестанты, нужно обратиться к их учению. Лютеране считают, что в период Реформации протестантами не создана новая Церковь, а восстановлена древняя. Также, по мнению лютеран, Бог принимает любого грешника как свое дитя, и спасение грешника - это лишь инициатива Господа. Спасение не зависит ни от усилий человека, ни от прохождения церковных обрядов, это Божья благодать, к которой даже готовиться не нужно. Даже вера, по учению лютеран, дается только по воле и действию Святого Духа и лишь избранным им людям. Отличительной чертой лютеран и протестантов является то, что лютеране признают крещение, и даже крещение еще во младенчестве, чего нет у протестантов.

Протестанты сегодня

Какая религия правильная, судить не стоит. Лишь Господь знает ответ на этот вопрос. Ясно одно: протестанты доказали свое право быть. История протестантов, начиная с 16 века - это история право на свой взгляд, на свое мнение. Ни притеснения, ни казни, ни насмешки не смогли сломить дух протестантизма. И сегодня протестанты занимают второе место по численности верующих среди трех христианских религий. Эта религия проникла практически во все страны. Протестанты составляют примерно 33% от всего населения земного шара или 800 млн человек. В 92 странах мира существуют протестантские церкви, а в 49 странах протестантами является большинство населения. Преобладает данная религия в таких странах, как Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Нидерланды, Исландия, Германия, Великобритания, Швейцария и др.

Три христианские религии, три направления - православные, католики, протестанты. Фото из жизни прихожан церквей всех трех конфессий помогают понять, что эти направления такие похожие, но с существенными различиями. Было бы, конечно, прекрасно, если бы все три формы христианства пришли к общему мнению в спорных вопросах религии и церковной жизни. Но пока они разнятся во многом и на компромиссы не идут. Христианину остается лишь выбирать, какая из христианских конфессий ближе к сердцу и жить по законам выбранной Церкви.