Храм петра и павла органные концерты. Концерты

До начала XIX века владение, где сейчас располагается кирха, принадлежало Лопухиным, родственникам царицы Евдокии, первой жены Петра I. Большой усадебный дом серьезно пострадал в пожар 1812 года. В 1817 владение приобрел приход евангелической лютеранской церкви св. апостолов Петра и Павла. Дом был приспособлен под храм. Перестройка велась в основном на средства, выделенные прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист, дав концерт, который по свидетельству современника «очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».

В середине XIX века в связи с ростом общины (число ее членов превысило 6000 человек) было решено строить новую церковь. Строительство нового собора в готическом стиле по проекту архитектора А. Мейнгардта (Майнхардта) завершилось к январю 1862 года. В целях экономии были использованы части прежнего здания. Через год на двухъярусную колокольню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Полвека спустя кирху вновь пришлось расширять. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс, на котором первую премию получил проект известного зодчего В. Валькота. Однако новое здание в виде трехнефной базилики, перекрытой двускатной кровлей, возвел академик архитектуры В. Косов, частично использовав проект Валькота. При этом строить новое здание в неоготическом стиле начали вокруг прежнего, и только по окончании работ разобрали прежнюю кирху.

Церковный зал изначально славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» , пять лет спустя исполнялся реквием Моцарта с участием А. Неждановой.

В 1918 году «Питерпаулькирхе» получила статус Кафедрального собора России, а затем Советского Союза. Однако через некоторое время церковь закрыли. Здание приспособили под кинотеатр «Арктика», а после войны здесь разместилась студия «Диафильм». Помещения были перепланированы, интерьеры уничтожены, орган утрачен. Перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 года был полностью разобран шпиль собора.

В 1990-е годы церковь вернули верующим. Были проведены реставрационные работы. В 2010 году восстановлен шпиль. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила на Вознесенской (ныне – Радио) улице. Регулярно проходят концерты органной музыки.

В ансамбль церкви входит также часовня, построенная в 1890-е годы в южной части церковного двора по проекту Ф. Шехтеля.

Москва славится многочисленными соборами и церквями. Часть из них, благодаря своей уникальной архитектуре и внутреннему убранству, известна на весь мир, другие - скромные, но от этого не менее любимые москвичами. В них не всегда привозят экскурсантов, тем не менее каждое такое сооружение является великолепным памятником истории русского церковного зодчества.

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в Старосадский переулок, где находится величественное здание, которое привлекает к себе внимание туристов. Собор Петра и Павла в Москве (фото вы видите ниже) в нынешнем виде выполнен в стиле эклектика. Вместе с тем в нем хорошо просматриваются элементы неоготического, романского стилей и модерна.

Собор Петра и Павла в Москве: история

Непростая история этого собора началась в 1817 году, когда церковная община выкупила расположенную на этой территории усадьбу Лопухиных и стала перестраивать ее под церковь, возводить золоченые купола и устанавливать кресты. Освятили новый храм в 1819 году.

В 1837 году в помещении собора впервые зазвучали божественные звуки органа. Собор Петра и Павла в Москве стал настолько популярен, что уже не мог вместить всех прихожан, потребовалась его реконструкция. В середине XIX века начались строительные работы, которыми руководил архитектор А. А. Мейнгард. Они продлились до 1862 года.

Спустя год башню собора украсил колокол, подаренный Вильгельмом I. Количество прихожан продолжало увеличиваться. И снова потребовалось расширение храма. С 1903 по 1905 год проводилась масштабная перестройка церкви. Вначале ею руководил архитектор В. А. Коссов, позднее его сменил А. Ф. Лолейт. Церковь была освящена в конце 1905 года. В 1915 году обновленное здание было сильно повреждено во время немецких погромов. Собор Петра и Павла в Москве в 1918 году стал кафедральным.

Храм после 1917 года

В 1924 году епископальную резиденцию и Высший церковный совет перенесли в Москву. А спустя несколько лет начались массовые церковные гонения. Из собора были изъяты многие ценности, а служители арестованы и впоследствии расстреляны.

В 1938 году собор Петра и Павла в Москве был перестроен и отдан под кинотеатр. Позднее его отдали киностудии «Диафильм». Дирекция студии внесла свою лепту в перепланировку здания. В итоге интерьеры храма были практически полностью уничтожены.

Орган

Во время войны древний орган из собора перевезли в Новосибирск, в оперный театр. Там он был разобран, его основную часть отправили в металлолом, а некоторые детали использовали для декораций. Сегодня в храме напротив алтарной части установлен не менее ценный орган, который был изготовлен в 1898 году в крупнейшей организации по производству этих инструментов в Германии - на предприятии Вильгельма Зауэра.

Вначале он находился в московской церкви Св. Михаила. Когда в 1928 году ее закрыли, орган перенесли в Донской монастырь, где ему была уготовлена печальная участь - работа в зале крематория. В 2006 году Райнхардт Хюфкен, великолепный мастер из Германии, провел капитальный ремонт этого инструмента. Сегодня он великолепно звучит и во время богослужений, и на концертах органной музыки, которые проводятся в храме регулярно и вызывают огромный интерес москвичей.

Новейшая история храма

Только в мае 1991 года лютеране Москвы создали инициативную группу и подали в Управление юстиции столицы документы. В начале июня того же года был получен положительный ответ. Моссовет решил поэтапно передавать здание лютеранской общине. Однако сразу этого сделать не удалось.

Студия «Диафильм», которая по-прежнему находилась в церковном комплексе, предоставила место для совершения богослужений, покинуть же полностью здание и территорию храма она не могла.

В мае 1992 года община получила капеллу, в которой прежде находились мастерские киностудии, и в ней началась реконструкция. В день Святой Пасхи в 1993 году капеллу освятили, и до 1998 года в ней проводились богослужения. Студия «Диафильм» полностью освободила территорию церковного комплекса в 1997 году.

Примечательно, что средства для реставрации собора поступали не только от местных прихожан, но и от верующих из Европы. Немалую помощь оказали в восстановлении храма городские власти. В ходе возрождения собора большое внимание было уделено прилегающей территории. Двор расчистили от многолетних наслоений асфальтового покрытия, и он опустился на уровень 1905 года. Восстановительные работы продолжались до 2005 года. Только разрушенный шпиль был восстановлен значительно позже - в 2010 году. Последний раз храм был освящен в 2008 году.

Собор Петра и Павла в Москве: как добраться?

Храм расположен по адресу: Старосадский переулок, 7/10. Сегодня все чаще гости столицы хотят увидеть собор Петра и Павла в Москве. Как добраться на метро к этому храму? Ближайшая к собору станция - «Китай-город», чуть дальше расположена «Лубянка».

От «Китай-города» следует проехать на троллейбусе № 25 или № 45 до остановки «Армянский переулок». От остановки потребуется немного пройтись пешком до храма. Тот же транспорт доставит вас и от станции «Лубянка».

Ольга Сорокина отзывы: 266 оценок: 263 рейтинг: 90

Потрясающие концерты в соборе!

Гала-концерт "Татьянин день" от Фонда "Бельканто"

Как отказать себе в удовольствии побывать на большом Гала-концерте, посвящённом этому дню, в Кафедральном соборе Петра и Павла?
Даже если ты не Татьяна.
Не знаю, как. Поэтому задвинула подальше все дела и пошла на концерт! И судя по тому, что зал был полон, со мной оказались солидарны очень и очень многие!

Да! Нас, поклонников Фонда «Бельканто» много!
Но вернёмся к концерту в "Татьянин день"
Главной особенностью почти всех концертов Фонда "Бельканто" является сочетание музыки и ещё чего-нибудь прекрасного, способного воздействовать на наши чувства.
Это может быть мультимедийная инсталляция, песочная анимация, водная анимация эбру и т.п.
О, Боже! Как это всегда захватывающе красиво!
И как это великолепно, слушать великую музыку и смотреть, как на стенах вокруг тебя распускаются цветы или оживают полотна великих художников!
На Гала-концерте "Татьянин день" была видеоинсталляция: Вселенная глазами телескопа Hubble

Завораживающие картины неизведанного далёкого космоса проплывали перед глазами, в то время как всё пространство собора было наполнено звуками органа.
Г. Ф. Гендель
фрагменты из опер "Адмет", "Радамист", Аллелуйя из оратории "Мессия"

А потом Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова
Рамо, Верди, Вивальди, Россини и др.
Музыкальные композиции сменяли одна другую. Неизменным оставались только чистейшие прекраснейшие голоса. Давно я не слышала такие колокольно-прекрасные голоса. Браво!
А соло Татьяны Ланской (сопрано) в сопровождении трубы (Александр Бахарев) - это было потрясающе!
Зал взрывался аплодисментами! Я смотрела по сторонам и пыталась по лицам угадать, кто из зрителей завсегдатай музыкальных вечеров, а кто пришёл впервые. Но это оказалось невозможным! Восторг охватил всех совершенно одинаковый!

А картины на стенах собора - браво, браво!

Катерина Слепова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Мечты должны сбываться

Когда я отвечаю на вопрос "Какую ты музыку слушаешь?", люди делятся на два типа: 1 - "другого и не ожидал" и 2 - "кто такое вообще слушает?" Да, я любитель классической музыки.

Но я предпочитаю слушать такую музыку в живую, на концертах, а не из колонок компа. Тут дело не в том, что на компе у меня самые простецкие колонки, а в том, что звучание живого инструмента и голоса не сравниться никогда с самыми лучшими записями. Это мое имхо, если что.

Весной 18 года я узнала что в Москве проходят органные и классические концерты, которые проводит Фонд Бельканто и посещение такого мероприятия я внесла в список своих желаний. Долго оно там томилось, и вот, наконец, в прошлую пятницу звезды сложились и я попала на невероятный концерт "Татьянин день".

Тут был и орган, и хор, и сольные выступления, и трио: голос, труба и фортепиано. Именно они понравились мне больше всего! Честно, через пару композиций я уже совсем забыла про телефон и просто наслаждалась звуком! Очень здорово было!

Проходило мероприятие в соборе св. Петра и Павла. Знаю, что есть и другие площадки, но, как мне кажется, знакомство с мероприятиями Фонда Бельканто надо начинать именно с концерта здесь, в соборе. Это создает не только крутую атмосферу, но и особенное звучание!

Как вы понимаете, я под восторженным впечатлением нахожусь до сих пор! И если вы любите классическую музыку, то я очень рекомендую сходить на концерты Фонда. Теперь в списке моих желаний их концерт с песочными рисунками =)

Алёна отзывы: 85 оценок: 86 рейтинг: 3

Потрясающая «Музыка стихий» в кинотеатре Атмосфера 360

Зачем надо идти морозным ноябрьским вечером в парк Горького? Такой вопрос я задавала себе пока шла от метро Фрунзенская. Но уже на входе стало понятно, что меня ждет что-то волшебное.
На сцене стол орган, вокруг стулья-гамаки, а по куполу-небу перемещались звезды и кометы. Нам переставили первую из стихий – Космос.
Расположившись полулежа, мы под торжественные и загадочные звуки органа стали погружаться в глубины космоса, который был вокруг нас. Летали кометы и планеты, туманности и полярные сияния, все это двигалось под чарующую музыку Баха и Вивальди, Генделя и Листа, которую исполняла лауреат международных конкурсов Анна Суслова.
Я даже не могу передать словами, насколько планеты были объемны, казалось, что они имеют приятную фактуру и их хотелось потрогать. Комета наоборот была завораживающе безжизненна и величественна. Оказалось, что это не просто компьютерная графика, а даже документальная съемка, например, с автоматической межпланетной космической станции Розетта, которая была запущена в 2004 году, вышла на орбиту кометы, а в 2014 году совершила на нее мягкую посадку.
Так же была красивая аллегория на появление созвездия Большая Медведица и модель солнечной системы специально для любителей Геоцентрической теории.
В общем, получилось совершенно необыкновенное иммерсивное действие. Раньше я не слышала орган вживую, это, конечно, прекрасно, кажется, что играет целый оркестр, а не один инструмент. А когда ты не просто сидишь в статичном зале, а вокруг тебя постоянно что-то происходит и разворачиваются неземные картины – это вдвойне здорово. Целью благотворительного фонда «Бельканто» как раз и является осовременить классическую музыку, сделать ее интересной для молодого поколения. На мой взгляд, это им 100% удалось.

Валентина Лучина отзывы: 20 оценок: 21 рейтинг: 4

Мелодии для душевного блаженства и услады слуха!

Эдварда Грига и Говарда Шора можено объединить в прекрасный альянс тех кто пишет фантастическую музыку. Ну или писал.Меж ними целый век разницы,один даже никогда не слышал слово блокбастер, а второй пишет для этих бастеров музыку. И всё же это скрипки, виолончели и прочие инструменты с душой. Фонд Бельканто смог объединить признанную классику от Шуберта, Грига, Чайковского с композиторами нашего поколения Дж. Уильямсом и Г.Шором. Эти и другие композиторы были представлены в концерте для органа, скрипки, саксофона и песочной анимации. И название было удачно подобрано "Органный мир фэнтези" При чём тут фэнтези? Очень даже причём. Ведь не мало мелодий звучало из кинофильмов именно этого жанра: "Хоббит", "Властелин колец", "Хроники Нарнии"..... Они прекрасно соседствуют с композицией "Танец феи Драже" или с нежно мной любимой "В пещере горного короля"
В кирхе или в любом другом католическом храме всегда прекрасно выверена акустика.
Какие там современные усилители... только физика. И от этого звук прекрасен от момента рождения под руками органисток или смычком скрипки.
Когда сегодня ты сидя на балконе слышишь как работают педальные клавиатуры,приводимые в движение играющими в этот момент Ксенией Свириденко и Анной Никулиной, невольно пропитываешься пиететом. Прекрасное место для проведения концертов изумительной музыки органной и классической. Ансамбль Скерцо работал то секстетом то септетом, как того требовала исполняемая мелодия. Музыканты подарили не мало чудных моментов.

Amber отзывы: 81 оценок: 81 рейтинг: 27 Дудук не выражает никаких эмоций, в его звучании нет ни радости, ни грусти, нет призыва пускаться в пляс или заплакать. Это космически одинокий звук, который обладает способностью проникать в любое сердце, открыть даже самое наглухо запечатанное.
Он будет отзываться в вас тем, чем вы наполнены в данный момент.

Помните знаменитое «Сотворение мира», где бессильный Адам тянет руку всемогущему богу Саваофу? Дудук своего рода особая коммуникация с Вселенной, подобная невидимой руке, которую кто-то протягивает тебе и говорит, пошли со мной… И ты идёшь...
Дудук – не камерный инструмент, чтобы его слушать - не нужны стены. Звуки дудука уносят в красивый пейзаж, который сразу мысленно встаёт перед глазами, воображение рисует силуэты гор, синеву небес, зелёные луга, цветущие сады, серебро рек и озёр.
Дудук – музыка Маленького принца на его планете.

Возможность насладиться звучанием уникального древнего инструмента подарил дудукист Манукян Хосров, вместе с саксофоном Михаила Трошина и органом Анны Сусловой. Концертная программа длилась 75 минут и была очень насыщенной.
Помимо армянских народных мелодий в исполнении трио «Бельканто», в программе в исполнении великолепного государственного оркестра «Гусляры России» (дирижер, заслуженный артист России Максим Евтушенко) прозвучали:
Римский-Корсаков «Шествие князей из оп.Млада» и симфоническая сюита «Шахеразада», Равель «Греческая мелодия», Вивальди «Дождь», Рахманинов «Светлый праздник» и «Русская песня», Бах «Фантазия до минор»,Бизе «Болеро», Шуберт “Ave Maria”, Оффенбах «Бакарола», Ипполитов-Иванов «Сказ о старине», фрагменты из сюиты «Русь» и другие.

Фонд Бельканто – благотворительный. Концерты в лучших залах Москвы, мультимедийные представления с великолепными видеоинсталляциями, классика, этника, современная и органная музыка, всем этим занимается Бельканто.

Надо ли говорить, что звучание классической музыки и народной армянской, объединённое с потрясающей видеоинсталляцией «Млечный путь глазами телескопа Hubble» - это лучшее лекарство от осеннего сплина. А если осенняя хандра обошла вас стороной, то концерт станет настоящим подарком от Фонда Бельканто и Леди Золотая Осень.
(c) фото https://pamsik.livejournal.com/228794.html

Кафедральный собор церковь Петра и Павла в Москве - афиша, билеты на концерты органной музыки, расписание, схема зала.

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор церковь святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор в котором проходят концерты органной музыки. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы.

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.