Собор богородицы. Собор пресвятой богородицы

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику. Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона "Нерукотворный спас" с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей - верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Со-бор Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. На дру-гой день по Рож-де-стве Хри-сто-ве празд-ну-ет-ся Со-бор Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, па-мять свя-то-го Иоси-фа Об-руч-ни-ка, ца-ря Да-ви-да (пред-ка по пло-ти Гос-по-да Иису-са Хри-ста) и свя-то-го Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня, сы-на от пер-во-го бра-ка свя-то-го Иоси-фа Об-руч-ни-ка. Свя-той Иа-ков со-про-вож-дал вме-сте с от-цом сво-им Иоси-фом Ма-терь Бо-жию и Бо-гом-ла-ден-ца Иису-са при бег-стве в Еги-пет.

К истории праздника. По-сле то-го, как волх-вы ушли из Виф-ле-е-ма, Ан-гел Гос-по-день во сне явил-ся Иоси-фу, по-веле-вая ему, чтобы он вме-сте с но-во-рож-ден-ным мла-ден-цем Иису-сом Хри-стом и Ма-те-рию Его, Пре-чи-стою Де-вою Ма-ри-ею, бе-жал в Еги-пет и оста-вал-ся там до тех пор, по-ка ему по-ве-ле-но бу-дет от-ту-да воз-вра-тить-ся, так как Ирод хо-чет ис-кать Мла-ден-ца, чтобы по-гу-бить Его. Иосиф, встав, взял Мла-ден-ца и Ма-терь Его но-чью и по-шел в Еги-пет. Но сна-ча-ла, преж-де от-ше-ствия сво-е-го ту-да, он ис-пол-нил в хра-ме Со-ло-мо-но-вом все, что опре-де-ле-но бы-ло по за-ко-ну Гос-под-ню, ибо дни очи-ще-ния Пре-чи-стой и Пре-не-по-роч-ной Бо-го-ма-те-ри уже на-сту-пи-ли, и в том хра-ме сре-ти-ли Гос-по-да на-ше-го ста-рец Си-ме-он и Ан-на про-ро-чи-ца. По-том, ис-пол-нив все, что опре-де-ле-но бы-ло в за-коне, Иосиф по-шел в На-за-рет, в дом свой. Ибо так го-во-рит свя-той Лу-ка: "И ко-гда они со-вер-ши-ли все по за-ко-ну Гос-под-ню, воз-вра-ти-лись в Га-ли-лею, в го-род свой На-за-рет" (). От-сю-да яв-но, что они не тот-час на-пра-ви-лись из Виф-ле-е-ма к Егип-ту, но сна-ча-ла по-шли в храм Гос-по-день, за-тем в На-за-рет и, на-ко-нец, в Еги-пет. О том сви-де-тель-ству-ет и свя-той в тол-ко-ва-нии на Еван-ге-ли-ста Мат-фея, ко-гда пи-шет так: "Во-прос : Как это го-во-рит Еван-ге-лист Лу-ка, что Гос-подь уда-лил-ся в На-за-рет по про-ше-ствии 40 дней по рож-де-нии Сво-ем и по-сле сре-те-ния Сво-е-го стар-цем Си-мео-ном? А здесь свя-той Мат-фей го-во-рит, что он при-шел в На-за-рет уже по воз-вра-ще-нии из Егип-та? От-вет : Знай, что Еван-ге-лист Лу-ка упо-ми-на-ет о том, о чем умол-чал Еван-ге-лист Мат-фей, имен-но — что Гос-подь (го-во-рит Лу-ка) по рож-де-стве Сво-ем по-шел в На-за-рет. А Мат-фей го-во-рит о том, что слу-чи-лось уже по-сле то-го, имен-но: как наш Гос-подь бе-жал в Еги-пет и как по воз-вра-ще-нии от-ту-да сно-ва по-шел в На-за-рет. Во-об-ще Еван-ге-ли-сты не про-ти-во-ре-чат друг дру-гу, но толь-ко Лу-ка го-во-рит об уда-ле-нии Хри-ста из Виф-ле-е-ма в На-за-рет, а Мат-фей по-вест-ву-ет о Его воз-вра-ще-нии в На-за-рет из Егип-та» .

Итак, по вы-хо-де из хра-ма Гос-под-ня свя-тые пут-ни-ки сна-ча-ла от-пра-ви-лись в На-за-рет и немед-лен-но сде-ла-ли рас-по-ря-же-ние от-но-си-тель-но сво-е-го до-ма, а за-тем, за-хва-тив-ши все нуж-ное для пу-те-ше-ствия, по-спеш-но, но-чью (чтобы бли-жай-шие со-се-ди не узна-ли это-го) на-пра-ви-лись по до-ро-ге к Егип-ту. При этом они взя-ли с со-бою для услу-же-ния и Иа-ко-ва, стар-ше-го сы-на Иоси-фо-ва, на-зван-ного впо-след-ствии бра-том Гос-под-ним, что вид-но из цер-ков-но-го пес-но-пе-ния на 23-е ок-тяб-ря, где по-ет-ся так: "Еже во пло-ти Гос-под-ня же-ла-ния муд-ре, брат по-ка-зал-ся еси, уче-ник, и са-мо-ви-дец бо-же-ствен-ных тайн, бе-га-яй с ним, и во Егип-те быв со Иоси-фом, Ма-те-рию же Иису-со-вою: с ни-ми-же мо-ли спа-сти-ся нам" . От-сю-да яв-но, что и Иа-ков со-пут-ство-вал свя-то-му се-мей-ству на пу-ти в Еги-пет, слу-жа ему во вре-мя пу-те-ше-ствия. А бе-жал Гос-подь в Еги-пет ча-стью для то-го, чтобы по-ка-зать, что Он есть ис-тин-ный че-ло-век во-пло-щен-ный, а не дух и при-ви-де-ние (на что ука-зы-ва-ет свя-той в сло-ве на Пре-об-ра-же-ние, ко-гда го-во-рит: "Ес-ли бы Он не был пло-тию, то то-гда с Кем же бе-жал Иосиф в Еги-пет"); а ча-стью для то-го, чтобы на-учить нас бе-жать гне-ва и яро-сти че-ло-ве-че-ской, а не с гор-до-стью про-ти-вить-ся им. Так объ-яс-ня-ет и : "В сво-ем бег-стве, - го-во-рил он, - Гос-подь на-уча-ет нас да-вать ме-сто яро-сти, т.е. бе-гать че-ло-ве-че-ской яро-сти. И ес-ли Все-мо-гу-щий бе-жит, то мы, гор-дые, на-уча-ем-ся этим не под-вер-гать се-бя опас-но-сти". Цель бег-ства Гос-под-ня в Еги-пет и та, чтобы очи-стить Еги-пет от идо-лов и, как го-во-рит свя-той па-па , чтобы не без этой стра-ны, в ко-то-рой в пер-вый раз через за-кла-ние агн-ца бы-ли про-об-ра-зо-ва-ны спа-си-тель-ное зна-ме-ние кре-ста и Пас-ха Гос-под-ня, - уго-то-ва-лось та-ин-ство свя-тей-шей жерт-вы. Так-же и чтобы ис-пол-ни-лось сле-ду-ю-щее про-ро-че-ство Ис-а-и-и-но: "Гос-подь вос-се-дит на об-ла-ке лег-ком, и гря-дет в Егип-те. И по-тря-сут-ся от ли-ца Его идо-лы еги-пет-ские" (). В этом ме-сте под об-ла-ком свя-той ра-зу-ме-ет Пре-чи-стую Де-ву, Ко-то-рая при-нес-ла на ру-ках Сво-их Гос-по-да в Еги-пет, и па-ли идо-лы еги-пет-ских бо-гов. Тот об-лак, Пре-чи-стая Де-ва, - ле-гок, ибо Она не отя-го-ще-на ни-ка-ким бре-ме-нем ка-ко-го-ли-бо гре-ха или плот-ско-го во-жде-ле-ния и по-зна-ния су-пру-же-ства.

Пе-ре-да-ет-ся и то, что ко-гда пра-вед-ный Иосиф, Пре-чи-стая Де-ва и Бо-гом-ла-де-нец шли в Еги-пет, в од-ном пу-стын-ном ме-сте на-па-ли на них раз-бой-ни-ки и хо-те-ли от-нять у них ос-ла, на ко-то-ром они вез-ли то немно-гое, что необ-хо-ди-мо бы-ло им в до-ро-гу, и на ко-то-ром ино-гда и са-ми ез-ди-ли. Один же из тех раз-бой-ни-ков, уви-дев Мла-ден-ца необы-чай-ной кра-со-ты и уди-вив-шись та-кой кра-со-те, ска-зал:

Ес-ли бы Бог при-нял на Се-бя че-ло-ве-че-ское те-ло, то не мог бы быть кра-си-вее се-го Мла-ден-ца.

Ска-зав это, он за-пре-тил сво-им то-ва-ри-щам, про-чим раз-бой-ни-кам, и не дал им ни-чем оби-деть сих пут-ни-ков. То-гда Пре-чи-стая Бо-го-ро-ди-ца ска-за-ла то-му раз-бой-ни-ку:

Знай, что Сей Мла-де-нец воз-даст те-бе щед-рым воз-да-я-ни-ем за то, что ты охра-нил Его.

Этот раз-бой-ник был тот са-мый, ко-то-рый впо-след-ствии, при Рас-пя-тии Хри-ста, был по-ве-шен на кре-сте по пра-вую сто-ро-ну, и ко-то-ро-му Гос-подь ска-зал: "Ныне же бу-дешь со мною в раю" (). И ис-пол-ни-лось про-ро-че-ское пред-ска-за-ние Бо-жи-ей Ма-те-ри, что "воз-даст те-бе Сей Мла-де-нец".

Ко-гда они во-шли в Еги-пет-скую стра-ну и на-хо-ди-лись в пре-де-лах Фива-и-ды, при-бли-зи-лись они к го-ро-ду Ер-мо-по-лю . Близ вхо-да в сей го-род рос-ло очень кра-си-вое де-ре-во, на-зы-вав-ше-е-ся "Пер-сея", ко-то-рое та-мош-ние жи-те-ли по сво-е-му идо-ло-по-клон-ни-че-ско-му обы-чаю по-чи-та-ли как бо-га из-за его вы-со-ты и ве-ли-че-ствен-ной кра-со-ты, по-кло-ня-ясь ему и при-но-ся ему жерт-вы, ибо в том де-ре-ве жил и бес, по-чи-та-е-мый ими. Ко-гда Пре-чи-стая Бо-го-ма-терь с Бо-же-ствен-ным Мла-ден-цем при-бли-зи-лась к то-му де-ре-ву, тот-час оно силь-но по-тряс-лось, ибо бес, убо-яв-шись при-ше-ствия Иису-со-ва, бе-жал. А де-ре-во при-к-ло-ни-ло свою вер-хуш-ку до са-мой зем-ли, воз-да-вая по-до-ба-ю-щее по-кло-не-ние сво-е-му Со-зда-те-лю и Его Ро-ди-тель-ни-це, Пре-чи-стой Де-ве, кро-ме то-го, оно огра-ди-ло их те-нью сво-их мно-го лист-вен-ных вет-вей от сол-неч-но-го зноя и тем да-ло воз-мож-ность утом-лен-ным свя-тей-шим пут-ни-кам от-дох-нуть. И в та-ком на-кло-нен-ном ви-де оста-лось то де-ре-во в оче-вид-ное зна-ме-ние при-ше-ствия Гос-по-да в Еги-пет. По-сле то-го, как под сим де-ре-вом Гос-подь с Сво-ею Ма-те-рию и Иоси-фом от-ды-ха-ли, это де-ре-во по-лу-чи-ло це-леб-ную си-лу, ибо от его вет-вей ис-це-ля-лись вся-кие бо-лез-ни. За-тем свя-тые пут-ни-ки преж-де все-го во-шли в тот го-род и идоль-ский храм, на-хо-див-ший-ся в нем, и тот-час все идо-лы па-ли. О сем хра-ме упо-ми-на-ет в "Лав-са-и-ке" : "Мы ви-де-ли, - го-во-рит он, - там (в Ер-мо-по-ле) идоль-ский храм, в ко-то-ром во вре-мя при-ше-ствия Спа-си-те-ля упа-ли все идо-лы ниц на зем-лю. Так-же и в од-ном се-ле-нии, на-зы-ва-е-мом "Си-рен", упа-ло три-ста шесть-де-сят пять идо-лов в од-ном хра-ме, в то вре-мя как ту-да во-шел Хри-стос с Пре-чи-стою Ма-те-рию .

Да и во всем Егип-те во вре-мя при-ше-ствия Гос-под-ня со-кру-ши-лись идо-лы, и бе-сы бе-жа-ли из них, и ис-пол-ни-лось в этом со-бы-тии то, что пред-рек св. про-рок Иере-мия, на-хо-дясь в Егип-те, ко-гда ска-зал "Все идо-лы долж-ны бу-дут упасть, и все изо-бра-же-ния бо-гов со-кру-шат-ся то-гда, ко-гда при-дет сю-да Де-ва Ма-терь с Мла-ден-цем, рож-ден-ным в яс-лях". Со вре-ме-ни се-го Иере-ми-и-на про-ро-че-ства у егип-тян су-ще-ство-вал обы-чай изо-бра-жать Де-ву, по-ко-я-щу-ю-ся на по-сте-ли, а близ Нее Мла-ден-ца, ле-жа-ще-го в яс-лях и по-ви-то-го пе-ле-на-ми, и по-кло-нять-ся это-му изо-бра-же-нию. Ко-гда од-на-жды царь Пто-ле-мей спро-сил еги-пет-ских жре-цов, для че-го они это де-ла-ют, те от-ве-ти-ли "Это - тай-на, воз-ве-щен-ная древ-ней-шим пред-кам на-шим од-ним свя-тым про-ро-ком, и мы ждем ис-пол-не-ния то-го про-ро-че-ства и рас-кры-тия сей тай-ны".

По-сле се-го свя-тые пу-те-ше-ствен-ни-ки по-вер-ну-ли немно-го в сто-ро-ну от го-ро-да Ер-мо-по-ля и, ища ме-ста для оста-нов-ки, во-шли в се-ле-ние, на-зы-вав-ше-е-ся "На-та-рея", ле-жа-щее неда-ле-ко от Илио-по-ля . Иосиф близ это-го се-ле-ния оста-вил Пре-чи-стую Де-ву Ма-рию со Хри-стом Гос-по-дом, а сам по-шел в се-ле-ние ра-ди при-об-ре-те-ния по-треб-но-го. А то смо-ков-нич-ное де-ре-во, при-ютив-шее свя-тых стран-ни-ков под со-бою, раз-дво-и-лось свер-ху дони-зу и опу-сти-ло свой верх, об-ра-зуя как бы сень или ша-тер над их гла-вою: а вни-зу, у сво-е-го кор-ня, оно об-ра-зо-ва-ло в той рас-се-лине как бы углуб-ле-ние, удоб-ное для пре-бы-ва-ния, и там Пре-чи-стая Де-ва с Мла-ден-цем лег-ла и от-дох-ну-ла от пу-те-ше-ствия. То ме-сто и до се-го вре-ме-ни в боль-шом по-чи-та-нии не толь-ко у хри-сти-ан, но и у са-ра-ци-нов, ко-то-рые и до сих пор (как это рас-ска-зы-ва-ет-ся до-сто-вер-ны-ми оче-вид-ца-ми) воз-жи-га-ют све-тиль-ник с еле-ем в рас-се-лине де-ре-ва в честь по-чи-вав-шей там Де-вы с Мла-ден-цем. Иоси-фу и Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це за-хо-те-лось остать-ся в том се-ле-нии и, най-дя для се-бя неда-ле-ко от то-го де-ре-ва хи-жи-ну, они на-ча-ли в ней жить. Со-вер-ши-лось и дру-гое чу-до си-лою Бо-же-ствен-но-го Мла-ден-ца, ибо там же, близ их ме-сто-пре-бы-ва-ния и близ то-го чу-дес-но-го де-ре-ва, явил-ся вне-зап-но ис-точ-ник жи-вой во-ды, из ко-то-ро-го Пре-чи-стая Де-ва чер-па-ла для сво-ей по-тре-бы и в ко-то-ром устра-и-ва-ла ку-па-нье для Сво-е-го Мла-ден-ца. Су-ще-ству-ет тот ис-точ-ник и до-ныне, имея очень хо-лод-ную и здо-ро-вую во-ду. А что еще уди-ви-тель-нее, что во всей зем-ле Еги-пет-ской это един-ствен-ный ис-точ-ник жи-вой во-ды, и он сла-вит-ся в том се-ле-нии. Сим кон-ча-ет-ся по-вест-во-ва-ние о пре-бы-ва-нии Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри со Хри-стом в Егип-те, где они про-бы-ли несколь-ко лет. Но точ-но-го из-ве-стия о том, сколь-ко лет про-вел Гос-подь в Егип-те - нет. Св. го-во-рит, что - два го-да, а Ни-ки-фор три го-да, а Ге-ор-гий Кед-рин пять лет; иные же, как Ам-мо-ний Алек-сан-дрий-ский, ду-ма-ют, что семь лет. Во вся-ком слу-чае то несо-мнен-но, что до кон-чи-ны Иро-до-вой, как и Еван-ге-лие го-во-рит: "И там был до смер-ти Иро-да" ().

По-сле же уби-е-ния виф-ле-ем-ских мла-ден-цев и по-сле то-го, как ока-ян-ный Ирод по-гиб злою смер-тью, Ан-гел Гос-по-день опять явил-ся во сне Иоси-фу, по-веле-вая ему воз-вра-тить-ся из стра-ны Еги-пет-ской в зем-лю Из-ра-иле-ву, ибо (ска-зал он) "умер-ли ис-кав-шие ду-ши мла-ден-ца" . Иосиф встал, взял Мла-ден-ца и Ма-терь Его и по-шел в Иудею, ко-то-рая со-став-ля-ла луч-шую и боль-шую часть зем-ли Из-ра-иль-ской. Услы-шав же, что Ар-хе-лай цар-ству-ет в Иудее вме-сто Иро-да, от-ца сво-е-го, он убо-ял-ся ид-ти ту-да. Ибо Ирод оста-вил по-сле се-бя трех сы-но-вей: пер-во-го Ар-хе-лая, дру-го-го Иро-да Ан-ти-пу, а тре-тье-го, са-мо-го млад-ше-го, Филип-па. Все они по смер-ти от-ца сво-е-го от-пра-ви-лись в Рим, к ке-са-рю, из-за со-пер-ни-че-ства, так как каж-дый из них хо-тел по-лу-чить цар-ство от-ца. Ке-сарь, не да-вая ни од-но-му из них цар-ской че-сти, раз-де-лил цар-ство на че-ты-ре ча-сти, на-звав их тет-рар-хи-я-ми. Стар-ше-му бра-ту Ар-хе-лаю он дал Иудею, Иро-ду Ан-ти-пе дал Га-ли-лею, а млад-ше-му бра-ту Филип-пу - Тра-хо-нит-скую стра-ну; Ави-ли-нию же дал он Ли-са-нию, млад-ше-му сы-ну Ли-са-ния стар-ше-го, неко-гда дру-га Иро-до-ва, а по-том уби-то-го им по за-ви-сти. От-пус-кая всех их из Ри-ма, ке-сарь обе-щал Ар-хе-лаю и цар-скую честь, ес-ли толь-ко он об-на-ру-жит хо-ро-шее и за-бот-ли-вое управ-ле-ние сво-ею ча-стью. Но Ар-хе-лай ни-сколь-ко не луч-ше был же-сто-ко-го от-ца сво-е-го, му-чая и уби-вая мно-гих, ибо, при-дя в Иеру-са-лим, он тот-час на-прас-но убил три ты-ся-чи на-ро-да и мно-гих граж-дан ве-лел му-чить в день празд-ни-ка сре-ди хра-ма, пе-ред всем со-бра-ни-ем иуде-ев. По при-чине та-кой сво-ей же-сто-ко-сти он был по про-ше-ствии несколь-ких лет окле-ве-тан, ли-шен вла-сти и со-слан в за-то-че-ние. Иосиф при сво-ем воз-вра-ще-нии услы-шал, что цар-ству-ет этот злой Ар-хе-лай, хо-тя и без цар-ско-го ти-ту-ла, и убо-ял-ся ид-ти в Иудею, по-лу-чив же из-ве-ще-ние во сне от то-го Ан-ге-ла, ко-то-рый уже преж-де яв-лял-ся ему, ушел в пре-де-лы га-ли-лей-ские, во вла-де-ние Иро-да Ан-ти-пы, бра-та Ар-хе-лая, ибо этот Ирод с боль-шею кро-то-стью пра-вил на-ро-дом, чем брат его; и по-се-лил-ся Иосиф в го-ро-де На-за-ре-те, в сво-ем до-ме, где они и преж-де жи-ли, дабы ис-пол-ни-лось пред-ска-зан-ное о Хри-сте Гос-по-де про-ро-ка-ми, что Он на-зо-вет-ся на-зо-ре-ем. Ему сла-ва во- ве-ки. Аминь.

При-ме-ча-ния

На сти-ховне сти-хи-ра 2-я.

Фива-и-да - об-ласть зна-ме-ни-то-го в древ-но-сти еги-пет-ско-го го-ро-да Фивы; этим же име-нем на-зы-вал-ся по име-ни глав-но-го го-ро-да и во-об-ще весь Верх-ний (Юж-ный) Еги-пет. Ер-мо-поль - один из зна-чи-тель-ных го-ро-дов древ-не-го Егип-та, слу-жив-ший вид-ным ре-ли-ги-оз-ным цен-тром язы-че-ства.

(с 368 по 430 г.) был уро-же-нец Га-ла-тии; в 388 г. при-был в Алек-сан-дрию, от-ту-да по-том уда-лил-ся в близ-ле-жа-щую пу-сты-ню для по-дви-гов без-мол-вия, а по-том пе-ре-се-лил-ся в Виф-ле-ем; в 399 г. из-бран в епи-ско-па Еле-но-поль-ско-го, в Вифи-нии, в Ма-лой Азии. По-сле то-го им-пе-ра-тор Ар-ка-дий со-слал его, как сто-рон-ни-ка св. Иоан-на Зла-то-уста, в Верх-ний Еги-пет, от-ку-да в 408 г. он пе-ре-ме-щен в Ан-ти-ною, а в 412 г. воз-вра-щен на свою ка-фед-ру в Еле-но-поль. По прось-бе кап-па-до-кий-ско-го пре-фек-та Лав-са в 420 г. он со-ста-вил со-бра-ние жиз-не-опи-са-ний свя-тых по-движ-ни-ков и ска-за-ний о них, ко-то-рое в честь его на-звал "Лав-са-и-ком". - Па-мять Пал-ла-дия Еле-но-поль-ско-го в суб-бо-ту сыр-ную.

Все по-дроб-но-сти о пу-те-ше-ствии Пре-свя-той Де-вы с Бо-гом-ла-ден-цем Иису-сом и с прав. Иоси-фом в Еги-пет и о пре-бы-ва-нии их там так же, как и мно-гие по-дроб-но-сти о рож-де-стве Хри-сто-вом, за-им-ство-ва-ны из апо-кри-фи-че-ских Еван-ге-лий, в осо-бен-но-сти из так на-зы-ва-е-мо-го "Еван-ге-лия дет-ства Спа-си-те-ля" так-же и из апо-кри-фи-че-ско-го со-чи-не-ния, из-вест-но-го под за-гла-ви-ем "Ис-то-рия рож-де-ния Ма-рии и дет-ства Спа-си-те-ля", - Пре-да-ние о па-де-нии идо-лов еги-пет-ских при въез-де ее се-мей-ства в Еги-пет упо-ми-на-ет-ся и в ака-фи-сте Спа-си-те-лю, где го-во-рит-ся "идо-ли бо Спа-се наш, не тер-пя-ще Тво-ея кре-по-сти, па-до-ша" (Икос 6-й).

Илио-поль - го-род в Ниж-нем (Се-вер-ном) Егип-те.

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII – начала XV веков (К уяснению понятия «местная школа»): Дис. М., 1979. С. 117, 118.

Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII - XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.

В христианстве есть огромное количество икон, которые имеют свою уникальную историю. Образ «Собор Пресвятой Богородицы» тоже относится к таким иконам, хоть и посвящен празднику, событию.

«Собор» переводится как сбор или массовая встреча. Это одна из наиболее распространенных икон в католицизме и православии. Перед ней можно читать молитвы или брать с собой в дальнюю дорогу. Ее не обязательно оставлять дома, потому что в своей помощи этот образ универсален и уникален.

История иконы

«Собор Пресвятой Богородицы» — это праздник, причем, один из самых древних в христианстве. Это встреча всех святых, пророков, ангелов и мучеников рядом с Богородицей 8 января. Даже обычные люди в этот день вспоминают Божью Матерь, потому она даровала миру Спасителя. Это постпразднество ко дню Рождества Христова. И именно к этому дню была написана данная икона.

Вариантов исполнения иконы несколько, потому как каждый из них был создан в различное время. Более новые образы содержат лишь святых и пророков, а вот многие старые содержат целые истории о жизненном пути Иисуса Христа, словно это взгляд в будущее, ведь Дева Мария знала, что ждет ее сына с самого начала.

Данная икона может стать отличным подарком на Рождество Христово. Вы можете подарить ее своей матери, жене, сестре, а можете купить и для своего дома. Нужно ставить ее так, чтобы Богородица «видела» как можно больше.

Эту икону очень часто ставят на фасады церквей. Она есть, например, на южном фасаде церкви Божьей Матери в селе Глинково, которое находится в Сергиево-Посадском районе Московской области. Дело в том, что этот образ не имеет определенной цели. Он лишь указывает на важность Богородицы в рождении Христа.

В чем помогает икона

Это икона с уникальным разносторонним действием. Богородица всегда поможет вам обрести настроение и наведет вас на путь истинный в делах. Дома с такой иконой ссоры будут огромной редкостью. Она поможет в отношениях между детьми и родителями, а также между мужем и женой. Принимать общие решения для семьи будет гораздо легче. В начале нашей эры, когда христианство только зарождалось как мировая религия, эта икона была даже чудотворной. Многие образы помогали людям исцеляться от болезней и обретать смысл жизни.

Перед этой иконой можно и нужно читать следующие молитвы: «Живые помощи» , «Отче наш» , «Символ веры» . Этот образ — символ большинства праздников, связанных с Богородицей — Сретения, Покрова, Преображения, Рождества. Если все плохо в личной жизни и если вас постоянно посещают негативные мысли, можно прочесть еще одну молитву: «Святые праотцы, мученики и все к Господу нашему приближенные, помогите нам грешным мир узреть настоящий, чтобы грусть и слабость духовная отступили навеки веков. Прости нас благодатная Матушка Заступница, яко же прегрешения наши оставляем мы без внимания. Яко же мы в вере нашей сомневаемся и деяния наши не замечаем темные. Помоги нам обрести счастье и дом наш преобразить добром и любовью. Аминь.»

Читайте эту молитву каждый день, если вы чувствуете, что вас одолевает грусть. Обязательно приобретите данную икону для своего дома, чтобы она оберегала ваши стены от всякого недоброго начала.

Один из величайших двунадесятых праздников , Рождество Христово — это день данной иконы. Точнее, ее день — 8 января, время воспоминаний о Матушке Заступнице. Именно эта дата является днем почитания иконы. Не забудьте посетить церковь в этот день, если у вас будет на то время и возможность. Помолитесь всем святым и Богородице, без которой не было бы Рождества Христова. Не забудьте поздравить всех матерей с этим праздником. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.01.2018 05:32

Каждый родитель желает защитить свое драгоценное чадо и наставить его на верный и праведный путь. Узнайте, какие молитвы...


Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, таких, как Ее Зачатие, Ее Рождество, Ее Благовещение и многочисленных праздников в честь чудотворных Ее икон, в данный день совершается общее (соборное) празднование в честь и похвалу Богородицы. Этот праздник установлено отмечать сразу после Рождества Христова потому, что Пресвятая Дева чтится прежде всего как Та, от которой родился, воплотился Бог Сына - Спаситель наш Иисус Христос.

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы


(Русский север, конец XVII века)

Икона Собор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, Середина XV века)

Чудотворная икона "О тебе радуется..." написана в середине XVI века, многие столетия находилась в Соловецком монастыре. Ныне является экспонатом в собрании Государственной Третьяковской Галереи. Икона приурочена к празднику под названием Собор Пресвятой Богородицы, который празднуется 8 января, на следующий день после Рождества Христова.

"О Тебе радуется"
Название иконе дано по первым словам гимна, посвящённого Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная…» Пресвятая Богородица изображена в райском саду на фоне многоглавого храма – символа Небесного Иерусалима. У подножия трона, на котором восседает Божия Матерь с Предвечным Младенцем, изображён автор гимна – преподобный Иоанн Дамаскин, песнописец (память 17 декабря по новому стилю), в руках которого свиток с текстом гимна. Внизу – сонм православных святых, славящих Богородицу.


Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

«Владимирская икона Божией Матери» - наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в.

Чудотворная икона Божией Матери Владимирская - величайшая святыня земли русской. Трижды она явила чудо спасения Москвы от татаро-монгольского разгрома. Эти факты чудесной защиты русских людей от уничтожения вошли даже в сочинения историков Ключевского и Соловьева. Икона пришла к нам из Византии. По преданию, она написана апостолом Лукой на досках от стола, за которым происходила тайная вечеря. Ее увидела сама Богородица и сказала: "С Сим образом благодать моя и сила да пребудут". Эта икона - очень сильная и очень древняя, ныне она пребывает в церкви Николы в Толмачах, которая является частью Государственной Третьяковской Галереи. Этой святыне каждый православный человек должен поклониться. Приехать в Москву, помолиться перед иконой и поклониться ей.
Песнь Пресвятой Богородице
"Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших."
Церковно-Славянское написанье

Икона с изображением различных типов икон Богородицы

Молитва Божией Матери
О Пресвятая Дево, Матерь Господа Вышняго, Заступнице и покрове всех к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя грешнаго, припадающего ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, Всех скорбящих Радосте, услыши и мя скорбнаго; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и мою печаль; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, Взыскание погибших, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступнице и о жизни вечней пред возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.