Преподобный иоанн многострадальный. Иоанн многострадальный

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), - сказал Апостол Павел.

Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:

- «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби» (Откр.1:9).

С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:

Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, - я, сильно разжигаемый похотью, - весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот я услыхал голос преподобного ко мне:

Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.

Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один - безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же (сказал он), поклонившись, сказал:

Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение?

По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым - плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа и может помогать страдающим от этой страсти.

А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

Потом я узнал, что это был Моисей, родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу, чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала сам себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления. Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, - в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну - наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.

Тропарь преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

Терпения столп воистину непоколебимый/ и забрало от вражиих стреляний необоримо,/ равноангельне и многострадальне отче наш Иоанне,/ имуще тя, мы, недостойнии, молимся,/ припадающе к честным твоим мощем тепле:/ избави нас душетленных страстей плотских и спаси твоими молитвами.

Кондак преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах

Столп целомудрия, вражиими бореньми непобедимь сый,/ аки столп, многострадальное водруженно оставил еси нам тело твое,/ всечестне Иоанне,/ емуже в немощех душевных и телесных покланяющеся,/ молим тя, преподобне:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Инок Ки-е-во-Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря, явив-ший при-мер тяж-кой борь-бы с пло-тью и по-бе-ду над ее во-жде-ле-ни-я-ми. Чтобы по-бо-роть в се-бе плот-скую по-хоть, пре-по-доб-ный по-нес мно-гие по-дви-ги: по-чти трид-цать лет про-был в за-тво-ре, из-ну-ряя те-ло по-стом, бде-ни-я-ми и тяж-ки-ми ве-ри-га-ми. Но брань не про-хо-ди-ла. То-гда свя-той за-ко-пал се-бя по грудь в пе-ще-ре пре-по-доб-но-го Ан-то-ния на всю Че-ты-ре-де-сят-ни-цу.

Диа-вол ста-рал-ся устра-шить по-движ-ни-ка ви-де-ни-ем огром-но-го змея, ды-ша-ще-го ог-нем и го-то-во-го по-жрать свя-то-го. Бла-го-да-ря по-мо-щи Бо-жи-ей и сво-ей твер-дой во-ле пре-по-доб-ный в ночь Свя-той Пас-хи из-ба-вил-ся от му-чив-шей его стра-сти и по-лу-чил от Бо-га дар по-мо-гать и дру-гим в по-доб-ном ис-ку-ше-нии. По-чил о Гос-по-де не ра-нее 1160 г.

Пол-ное жи-тие пре-по-доб-но-го Иоан-на Пе-чер-ско-го, Многострадального

Пре-по-доб-ный Иоанн Мно-го-стра-даль-ный, Пе-чер-ский, под-ви-зал-ся в Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ре. По-движ-ник рас-ска-зы-вал, что от са-мой юно-сти мно-го стра-дал, му-чи-мый по-хо-тью пло-ти, и ни-что не мог-ло из-ба-вить от нее - ни го-лод, ни жаж-да, ни тя-же-лые вери-ги. То-гда пре-по-доб-ный по-шел в пе-ще-ру, где по-чи-ва-ли мо-щи пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, и усерд-но мо-лил-ся свя-то-му ав-ве. Через сут-ки мно-го-стра-даль-ный Иоанн услы-шал го-лос: "Иоанн! Те-бе на-доб-но за-тво-рить-ся здесь, чтобы, по край-ней ме-ре, неви-де-ни-ем и мол-ча-ни-ем осла-бить брань, и Гос-подь по-мо-жет те-бе мо-лит-ва-ми Сво-их пре-по-доб-ных". С то-го вре-ме-ни свя-той по-се-лил-ся в пе-ще-ре и толь-ко через 30 лет по-бе-дил плот-скую страсть. На-пря-жен-ной и же-сто-кой бы-ла борь-ба, тер-ни-стым пу-тем шел пре-по-доб-ный к по-бе-де. Ино-гда хо-те-лось ему по-ки-нуть за-твор, но по-том он ре-шил-ся на еще боль-ший по-двиг. Свя-той во-ин Хри-стов вы-ко-пал яму и с на-ступ-ле-ни-ем Ве-ли-ко-го по-ста влез в нее и за-сы-пал се-бя зем-лей до плеч. Весь пост он про-вел в та-ком по-ло-же-нии, но жар стра-сти по-преж-не-му не по-ки-дал его мно-го-труд-ную плоть. Враг спа-се-ния на-вел на по-движ-ни-ка страх, же-лая вы-гнать его из пе-ще-ры: страш-ный змей, ды-ша пла-ме-нем, осы-пая ис-кра-ми, пы-тал-ся по-гло-тить свя-то-го. Несколь-ко дней про-дол-жа-лись дей-ствия лу-ка-во-го. В ночь Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва змей за-хва-тил го-ло-ву пре-по-доб-но-го в свою пасть. То-гда свя-той Иоанн воз-звал из глу-би-ны серд-ца: "Гос-по-ди Бо-же мой и Спа-си-те-лю мой! По-че-му оста-вил Ты ме-ня? По-ми-луй ме-ня Ты, Един Че-ло-ве-ко-лю-би-вый; из-бавь ме-ня от сквер-но-го без-за-ко-ния мо-е-го, чтобы не увяз-нуть мне в се-ти непри-яз-нен-но-го; из-бавь ме-ня от уст вра-га мо-е-го: блес-ни мол-нию и про-го-ни его". Вдруг блес-ну-ла мол-ния, и змей ис-чез. Свет Бо-же-ствен-ный оси-ял по-движ-ни-ка, и по-слы-шал-ся Го-лос: "Иоанн! Вот те-бе по-мощь; от-се-ле вни-май се-бе, чтобы не слу-чи-лось те-бе худ-шее, и не по-стра-дал ты в бу-ду-щем ве-ке". Свя-той по-кло-нил-ся и ска-зал: "Гос-по-ди! за-чем Ты остав-лял ме-ня так дол-го му-чить-ся?" - "По си-ле тер-пе-ния тво-е-го, - был от-вет, - на-вел Я на те-бя ис-ку-ше-ние, чтобы ты был вы-жжен как зо-ло-то; креп-ким и силь-ным слу-гам на-зна-ча-ет гос-по-дин тя-же-лую ра-бо-ту, а немощ-ным и сла-бым - лег-кую; ты мо-лись о се-бе по-гре-бен-но-му здесь (пре-по-доб-но-му Мо-и-сею Уг-ри-ну), он мо-жет по-мочь те-бе в этой борь-бе: он вы-ше Иоси-фа (Пре-крас-но-го)". Скон-чал-ся пре-по-доб-ный око-ло 1160 го-да, стя-жав бла-го-дать про-тив блуд-ной стра-сти. Свя-тые мо-щи его по-чи-ва-ют в Ан-то-ни-е-вых пе-ще-рах.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

». Этот эпитет объясняется наличием в пещерах монастыря огромного количества святынь, и, главным образом, - мощей подвижников. Одним из слуг Господних, чьи нетленные останки покоятся в древней Божьей обители, является преподобный . День его памяти Православная Церковь празднует каждый год 31 июля (18 июля по ст.с.). Указанная дата связана с преставлением святого.


Страдания и освобождение

Преподобный Иоанн Многострадальный отличается от других праведников, посвятивших свою жизнь служению Богу. С ранней юности он был одержим грехом плотской страсти, физической похоти, с которым ничего не мог поделать. Иоанн предпринимал попытки избавиться от подобных мучений, выбирая самые изощренные способы и методы: томился жаждой, голодал. Однако ничто не в силах было освободить будущего святого от пагубного порока.


В отчаянии Иоанн отправился в Киево-Печерскую Лавру, где подвизался на монашеское служение. В особенно острый момент он ушел в пещеру с мощами преподобного Антония. Там юноша стал неистово молиться святому и просить авву избавить его от невыносимых телесных страданий, влекущих за собой греховность души. Молодой человек быстро получил ответ - уже через сутки, а вместе с ним и руководство к действию. Иоанн услышал голос, который велел юноше навсегда остаться в пещере и жить в последней затворником. По мнению невидимого наставника лишь неведением и молчанием возможно победить страсть плоти, к чему так стремился преподобный.


Иоанн послушался голоса и сделал место покоя святого Антония своим постоянным жилищем. 30 лет он пробыл в полнейшем уединении. Все это время преподобный непрестанно молился, лишал себя сна, постился. Однако эти меры приносили мало толку, облегчая муки телесные лишь отчасти. Тогда в бессилии Иоанн разделся и наложил на себя железные вериги. Так в холоде и под гнетом физической боли он провел много дней и ночей. После преподобный еще более усугубил собственное положение: выкопал глубокую земляную яму, в которую залез, как только наступил Великий пост . Все тело свое он засыпал песком и землей - лишь руки да голова преподобного видны были на поверхности. В таком обездвиженном состоянии Иоанн Многострадальный провел весь пост. Но и здесь нечистая сила продолжала искушать бедного подвижника: сначала ноги его поразила тяжкая болезнь, затем кости стало крутить и ломать, а во всем теле будто заполыхало адское пламя. Однако все это не возымело на праведника никакого действия, поскольку тот одержим был идеей сохранить свое физическое целомудрие и чистой, непоруганной - душу. Иоанн даже радовался происходящему и готов был сгореть в огне, насылаемом дьяволом, лишь бы не сдаться на милость нечистого - не покинуть яму.

Тогда сатана, видя равнодушие преподобного к своим ухищрениям, сотворил устрашающее видение. Иоанн Многострадальный узрел огненного, страшного змея, который накинулся на святого, чтобы сожрать свою добычу. Мерзкая тварь, вышедшая из самого ада, раскрыла свою жуткую, полыхающую пламенем пасть, и в тот же миг руки, а после - голова подвижника оказались объяты огнем. Иоанн взмолился Богу о помощи, защите и спасении. По окончании пламенной молитвы откуда не возьмись сверкнула молния и страшный змей исчез бесследно. Иоанн вздохнул с облегчением и с благодарностью обратился ко Господу. Тотчас он услышал голос, посоветовавший помолиться для окончательного избавления от пагубной страсти преподобному Моисею Угрину, способному помочь в этой конкретной беде. Иоанн Многострадальный исполнил указание таинственного голоса, принадлежавшего, без сомнения, самому Творцу, и снизошел на него Дух Святой. В душе и во всем теле воцарились такие тишина, умиротворение и благодать, что от плотской страсти не осталось даже напоминания. 30 лет неистовых мучений и самоистязаний во имя высокой цели навсегда остались в прошлом.

Исцеление инока

После случившегося Иоанн стал помогать другим людям, одержимым похотью плоти, побороть греховную страсть. И никто из посещавших святого не уходил, не получив освобождение от оков порока и не очистив свою душу. Церковное предание описывает случай, когда к Иоанну многострадальному стал часто наведываться один из братии Печерского монастыря, точно также сжигаемый огнем плотской страсти. Этот монах неоднократно просил преподобного помолиться о его душе и об ослаблении вожделения. Иоанн поучал молодого инока, что надобно терпеть и осознавать, какой это великий подвиг - сопротивляться пагубной страсти и победить ее, в конце концов. А еще он сказал несчастному: «Молись преподобному Моисею».

После этих слов Иоанн вместе с братом вознес мольбы к Божьему угоднику и самому Господу, затем взял одну из костей от мощей указанного подвижника, дал страдальцу и повелел приложить к телу своему. Несчастный послушался и - о, чудо! - в ту же секунду похоть в теле его угасла, все чувства порочные разом умерли. Вместе монахи воздали небесам хвалу и возблагодарили святого Моисея за скорую помощь.

Кончина преподобного

Иоанн Многострадальный незадолго до своей смерти почувствовал приближение последней. И захотел он окончить земное существование там, где избавился от пагубного плотского порока: в яме, вырытой им собственноручно в пещере с мощами святого Антония. Подвижник забрался в яму и почил с миром. Произошло это около 1160 г., 18 июля по старому стилю, как уже выше было упомянуто.


Мощи святого сегодня находятся в том самом месте, где преподобный Иоанн провел 30 лет в попытках умерщвления собственной плоти. Молитва, вознесенная у тела святого и просто самому угоднику Божьему, помогает в борьбе с мирскими пагубными страстями, причем не только с той, что обуревала обладателя священных останков, но любой, способной низвергнуть душу человеческую в ад.

В исторических хрониках описано немало случаев, подтверждающих особую благодать, источаемую нетленными мощами преподобного Иоанна Многострадального. Так, к примеру, в повествовании о чудесах в пещерах Киево-Печерского монастыря (период написания 1629-1631 гг.) рассказывается о некоем Яне Пиглавском, польском дворянине, который при посещении ближних, Антониевых пещер, стал насмехаться над мощами подвижника и даже попытался оторвать почившему праведнику голову. Спустя короткое время у нечестивца заболели шея и плечи. Ни один врач не мог унять страдания дворянина: помогли только искреннее раскаяние в кощунственном поступке и пылкая молитва.

Евангельское чтение:
Мф. 25:31-46

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Тем из вас, кому ещё посчастливится прочитать в Священном Писании места, с которыми вы до сих пор не знакомы, советую обратить внимание на тех, кого в Предании Церкви именуют великими и малыми пророками. В их писаниях нередко повторяется определённый возглас. Они о чём-то рассуждают и по ходу своей речи возглашают: «Жив Господь!». Это происходит, когда то или иное событие в очередной раз наглядно свидетельствует, что Бог не просто существует, а живёт, более того – действует в этом мире, в том числе и через нас.

В богословских науках есть понятие «аргумент-доказательство бытия Божия». Их несколько. Один из них космологический – о том, что есть Первопричина бытия; затем следует телеологический, обращающий внимание на то, что в этом мире всё разумно, удивительно красиво устроено, даже в этом искажённом нами мире есть гармония, поражающая своей отточенностью, говорящей о мастерстве Того, Кто это изначально создавал. Есть понятие внутреннего нравственного аргумента: в каждого из нас Господь вложил представление о Себе, и оно есть в нашем сердце. Есть исторический аргумент, говорящий о том, что нет ни одного общества или цивилизации, не знавшей Бога. Пусть в искажённом виде, пусть в очень сильно изменённом, но нет такого общества, в котором совсем не возносились бы жертвы Богу. Есть религиозно-нравственный аргумент, практический, который говорит о том, что жизнь людей, угодивших Ему, всегда содержит потрясающие встречи. Читая жития святых, поражаешься, насколько у них всё удивительно управлено и как эти люди прошли по лестнице исполнения Божьего Закона.

Есть и ещё рассуждения подобного порядка, одно из них очень глубокое: у каждого из нас есть совесть, внутренний Закон. Есть и внешний Закон, данный Богом, и вот это состояние стремления к нравственному идеалу в человеке поразительно. Оно существует даже в том, кто страшно оступился. Мне случалось посещать тюрьмы, и там я общался с теми, кто оступился сильно, несёт наказание и раскаивается. Есть моменты в жизни, когда мы испытываем состояние, которое трудно передать словами. Если чувство веры в человеке притупилось, но он этого не ощущает, это беда.

Я сегодня вместе с вами пережил необычную службу. Но вот о причине этого я говорить не буду, потому что тот, кто понимает, о чём я говорю, осознаёт, почему я это сказал, но кому-то то, что я мог бы сказать, будет услышать неполезно. Кому-то я могу это сказать лишь в личной беседе, потому что когда подобное происходит, мы видим, что Бог жив в сердцах и устах людей, юных и взрослых, и не можем не переживать это состояние встречи. Можем и не пережить его вовсе, если находимся далеко от источника Божьей милости. Согреваясь в нём, важно быть благодарными, потому что это нас сподвигает к определённой ответственности, когда мы пересекаемся с чистотою.

Есть благословение преподобного Серафима Саровского, есть те места в его обители, те клиросы, где поют только девственницы – преподобный понимал чистоту жизни. Порой мы погружаем себя в совсем иное состояние. Состояние порочности, искажённости – это ведь страшный грех. Когда принимаешь исповедь у людей, уже не первый год ведущих церковную жизнь, с ужасом узнаёшь, какие пристрастия могут бороть христианина. Трепещешь: «Господи, дай мне сохраниться! Поберечь то, что Ты мне дал». Потому что край пропасти очень близок, и рухнуть туда можно довольно быстро. А подняться сложно, хотя и возможно. Поэтому радуюсь этой службе и в молчании разделяю с вами её высоту.

Я не об этом, если честно, собирался говорить. Я готовился по Евангелию. То, что сказал сейчас, было по сердечному чувству. В Евангелии было сказано о Страшном Суде. Заметьте, речь не шла ни о мировоззрении, ни о вероисповедании. Хотя это нисколько не умаляет высоты православия, это как бы само собой. Понятие православия – это правильное славление Бога не только словами, но и делами. Когда мы исполняем Божий Закон «по обязаловке», это похоже на то, как в сказке «Морозко» Ваня бегал со звериной мордой и пытался делать добрые дела, но всех пугал. До тех пор пока у него сердце не заработало. Старуха обронила палку – «Как же она пойдёт?». Как только он это сказал, сразу стал человеком. А человек – это тело и душа. В Евангелии сказано о том, как Господь будет нас судить. Накормил ли, напоил, утешил, поддержал, то есть – был ли ты человечным? И кто-то будет очень удивлён: «Господи, Ты же не приходил ко мне, как я мог накормить Тебя? Мы же не встречались непосредственно». А Господь говорит о помощи малым, о готовности овладеть искусством этой помощи. Ты вкусил от этой земной любви, ты вошёл в глубину, ты поднялся на высоту, ты пытался, ты стремился и хотел – будь со Мной, ты сможешь разделить эту Любовь, которая в этом Царстве и выше. Вначале надо пройти экзамен, но ты прошёл и сдал его.

Вчера ночью я пришёл на стук швейной машинки. Дело уже было к часу, у нас в библиотеке сидели женщины. Они строчили декорации для того, чтобы завтра на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Ильиничны Сац была показана сказка «Двенадцать месяцев». У женщин были немного покрасневшие глаза, и я предложил им немного прогуляться. Мы подышали воздухом, я провёл экскурсию, потому что они ни разу не были в здании нашей строящейся гимназии. Мы походили, порассуждали, где что будет. И вернулись. И они снова бодро застучали машинками, делая то, что должно принести свои плоды. Потому что когда на сцене будет совершаться чудо, то появится особое сердечное ощущение, которое передастся залу – как сегодня здесь было то, что передавалось с клироса и из алтаря в среднюю часть храма, а из храма передавалось обратно на клирос и к алтарю. И всё это соединялось с Небом. Вот эту связь Господь очень ценит и по ней будет нас судить. Иногда в нашей жизни подобных ощущений бывает очень мало. И когда этого мало, понимание того, что значит «жить для других», постепенно может угаснуть в человеке. Конечно, невозможно сразу взять и отдать всё. Но никто и не требует этого, нужно просто учиться замечать чужую боль и пытаться что-то делать, чтобы другим было лучше. Я вспоминаю своего покойного наставника, который нёс послушание духовника в Троице-Сергиевой Лавре вместе с отцом Кириллом Павловым. И вот он говорил так: «Всегда думай о том, что ты сделал, чтобы другим было лучше. Что-то сделал – думай, что ещё можешь сделать. Что-то сегодня, что-то завтра и послезавтра. И ты увидишь, как Господь поможет тебе это сделать».

Радуюсь этому дню, всех вас сердечно приветствую, прошу ваших молитв. Не будем останавливаться. Спаси Господи!

Протоиерей Андрей Алексеев

Кіево-Печерскій патерикъ

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ,
или сказанія о житіи и подвигахъ Святыхъ Угодниковъ Кіево-Печерской Лавры.
(Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1967).

ЖИТІЕ
преподобнаго отца нашего Іоанна многострадальнаго.
18-го іюля.

П реподобный Іоаннъ многострадальный, возлюбленный ученикъ Пресвятой Богородицы обители Печерской, Россійскій дѣвственникъ, поистинѣ много принялъ скорби ради подвига дѣвства, будучи обрученъ небесному Жениху. Самъ преподобный, уже не задолго до смерти, и написалъ свое многострадальное житіе.

/с. 117/ М ного разъ приходилъ къ преподобному Іоанну, затворившемуся въ пещерѣ преподобнаго Антонія, нѣкто отъ братіи, боримый навѣтомъ дьявольскимъ на вожделѣніе плотское и молилъ святого, дабы помолился онъ ко Господу объ ослабленіи его. Преподобный Іоаннъ говорилъ ему: «Братъ, мужайся и да крѣпится сердце твое, потерпи Господа и сохрани пути Его, и Онъ не оставитъ тебя въ рукахъ враговъ нашихъ и не предастъ въ ловиту зубомъ ихъ». Но тотъ отвѣчалъ: «Отче! повѣрь мнѣ, что если не поможешь мнѣ, то я не почію, переходя съ мѣста на мѣсто». Преподобный же сказалъ ему: «Зачѣмъ хочешь ты предать себя врагу въ снѣдь и уподобиться мужу, стоящему на краю пропасти; ибо врагъ придя къ тебѣ, свергнетъ тебя долу и тогда будетъ лютое паденіе и уже не встать будетъ тебѣ Если же пробудешь здѣсь, во святомъ монастырѣ, то будешь подобенъ мужу, стоящему далеко отъ пропасти и уже врагъ не въ силахъ будетъ низринуть тебя. Такъ Господь за терпѣніе твое изведетъ тебя отъ рова страстей и отъ бренія нечистоты». Затѣмъ преподобный Іоаннъ самъ повѣдалъ этому брату свое житіе.

«К огда пришелъ я - говорилъ преподобный - въ сей св. Печерскій монастырь и началъ трудиться по чину святаго ангельскаго - иноческаго образа, то много пострадалъ, томимъ на блудъ, и не знаю, что не претерпѣлъ ради моего спасенія. По два и по три дня, а иногда и цѣлую недѣлю я не вкушалъ никакой пиши и, томимый жаждою, бодрствовалъ въ продолженіе всей ночи. Въ такомъ злостраданіи я, пробывъ до трехъ лѣтъ, не нашелъ себѣ покоя. Тогда, уйдя въ пещеру, гдѣ положенъ преподобный отецъ нашъ Антоній, пребывалъ въ ней день и ночь у гроба его, молясь, и вотъ услышалъ гласъ преподобнаго: «Іоанне, Іоанне! подобаетъ тебѣ здѣсь затвориться въ пещерѣ, да невидѣніемъ и молчаніемъ упразднится брань, и Господь поможетъ тебѣ молитвами преподобныхъ Своихъ. Тогда я затворился въ этомъ - тѣсномъ и скорбномъ - мѣстѣ и вотъ пребываю здѣсь уже тридцатое лѣто и только недавно обрѣлъ покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами тѣлесными, удручая тѣло свое постомъ и бдѣніемъ. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, какъ изгнать ихъ, я рѣшилъ, снявъ одежды, наложить на тѣло мое тяжкія брони и съ того времени и донынѣ измождаю себя стужею и желѣзомъ. Когда же этого стало недовольно, то я поступалъ такъ: съ наступленіемъ великаго поста выкопалъ глубокую яму и, войдя въ нее, засыпалъ себя пескомъ, оставивъ свободными только руки и голову. И такъ, угнетаемый землей, пробылъ весь постъ, не двигая /с. 118/ ни единымъ составомъ. Много творилъ мнѣ пакостей дьяволъ, желая изгнать меня изъ ямы. Онъ поразилъ страшною болѣзнью ноги мои, такъ что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразилъ члены мои. Но, не думая и не печалясь объ этой болѣзни, я радовался душею, соблюдая ее чистою отъ скверны и желалъ лучше сгорѣть въ огнѣ томъ, нежели выйти изъ ямы, поруганный бѣсомъ. И вотъ въ то же время я увидѣлъ страшнаго и лютаго змія, дышащаго пламенемъ и искрами и хотѣвшаго пожрать меня. И это продолжалось нѣсколько дней. Въ свѣтоносную же ночь Воскресенія Христова вдругъ напалъ на меня тотъ страшный змій и, вложивъ голову мою и руки въ свою пасть, опалилъ мнѣ волосы на головѣ и бородѣ, какъ видишь меня теперь. Я же, находясь въ гортани того змія, возопилъ изъ глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! вскую оставилъ мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси единъ человѣколюбецъ; спаси мя грѣшнаго, Едине безгрѣшне, избави мя отъ скверны беззаконія моего, да не увязну въ сѣти лукаваго во вѣки, избави мя отъ поглощенія врага сего: се бо, яко левъ, рыкаетъ онъ, хотя мя поглотити: воздвигни силу Твою и пріиди во еже спасти мя, блесни молніи Твоя и прожени его, да исчезнетъ отъ лица Твоего».

К огда окончилъ я молитву, вдругъ свѣтъ божественный блеснулъ какъ молнія, и лютый змѣй тотъ исчезъ, и я не вижу его, благодатіею Божіею, и донынѣ. Слышалъ я тогда и голосъ Божій ко мнѣ: «Іоанне, Іоанне! вотъ была тебѣ помощь; смотри же, будь внимателенъ къ себѣ, дабы не случилось что-либо худшее въ будущемъ вѣкѣ». Я же, поклонившись, сказалъ: «Господи, почто мя оставилъ еси злѣ мучима быти?» Отвѣчалъ мнѣ Господь, говоря: «По силѣ терпѣнія твоего Я испыталъ тебя, дабы искушенный огнемъ, явился чистымъ, какъ золото Ибо выше силы Богъ не попускаетъ человѣку искушеній, дабы не былъ онъ поруганъ зміемъ лукавымъ; но какъ премудрый господинъ вручаетъ крѣпкимъ и сильнымъ рабамъ великія и тяжкія дѣла, немощнымъ и слабымъ - легкія. Ты же, чтобы избавиться отъ брани похоти тѣлесныя, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчитъ тебя отъ страсти блудныя, ибо онъ болѣе Іосифа сотворилъ и можетъ помогать страждущимъ страстью сею». Я же сталъ взывать: «Господи! помилуй меня молитвами преподобнаго сего». И вотъ пришелъ на меня неизреченный свѣтъ, который и нынѣ есть, не требуя свѣчи ночью и днемъ. И всѣ достойно приходящіе ко мнѣ насыщаются такого свѣта, освѣтившаго меня въ ночь Воскресенія Господня, ради будущаго вѣчнаго свѣта. Такъ окончивъ свое мно/с. 119/ гострадальное житіе, преподобный Іоаннъ обратился къ одержимому страстями брату, говоря: «Брате! мы сами пригвождаемъ умъ нашъ къ плотолюбію, поэтому Господь праведнымъ судомъ своимъ попускаетъ на насъ и страсти; ибо мы никогда не творимъ плодовъ достойныхъ покаянія, но я говорю тебѣ, братъ, помолись сему преподобному Моисею и онъ поможетъ тебѣ». Затѣмъ, помолившись вмѣстѣ съ братомъ и, взявъ одну изъ костей отъ мощей преподобнаго Моисея, блаженный Іоаннъ далъ ее ему, говоря: «Приложи это къ своему тѣлу». Тотъ поступилъ такъ, и тотчасъ же ощутилъ, разженіе угасло и всѣ страсти блудныя въ плоти омертвѣли. Тогда вмѣстѣ - блаженный и братъ - воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса. Преподобный Іоаннъ многострадальный скончался 18 іюля; св. мощи его, неоскудно точащія исцѣленія, какъ столпъ крѣпости отъ лица вражія стоятъ непоколебимо и донынѣ тамъ, гдѣ самъ онъ закопалъ себя до рамень. Молитвами многострадальнаго сего затворника отца нашего Іоанна буди и намъ наставленнымъ быти къ достиженію небеснаго царствія, во славу единаго въ Троицѣ славимаго Бога, Ему же честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.