Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): история и цели создания. Что такое ШОС: расшифровка

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии Шанхайской организации сотрудничества, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии ШОС.

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путём согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Неправительственные структуры ШОС

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Деловой совет ШОС

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) учреждён 14 июня 2006 года в городе Шанхае (Китай) национальными частями совета от Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Утверждены также документы, регламентирующие деятельность ДС ШОС и его постоянно действующего секретариата, который располагается в Москве.

ДС ШОС создан в соответствии с решением Совета глав государств ШОС. Он является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС с целью расширения экономического сотрудничества в рамках организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами стран ШОС, содействия практическому продвижению многосторонних проектов, определённых главами правительств в «Программе торгово-экономического сотрудничества».

Высшим органом ДС ШОС является ежегодная сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств.

ДС ШОС — это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию в рамках организации.

Особенностью ДС ШОС является то, что среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства.

Опираясь на динамизм и заинтересованность делового сообщества, ДС ШОС тесно сотрудничает с министерствами и ведомствами экономического блока правительств, ни в коей мере не подменяя их работу.

В ходе Шанхайского саммита в июне 2006 года главы государств подчеркнули важность создания ДС ШОС для дальнейшего развития организации и выразили уверенность в том, что он станет эффективным механизмом для продвижения делового партнёрства на всей территории ШОС.

В 2006 году сформированы специальные рабочие группы, отвечающие за развитие сотрудничества в области здравоохранения и образования, а также взаимодействия в рамках создания Энергетического клуба ШОС.

В настоящий момент специальная рабочая группа по здравоохранению проводит отбор проектов для создания в рамках ШОС структуры, аналогичной Всемирной организации здравоохранения (рабочее название — ВОЗ ШОС), которая работала бы по направлению совершенствования медицинского обслуживания в государствах-членах организации, развития профилактической направленности здравоохранения, удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

В качестве основных рассматриваются проекты по оказанию помощи населению посредством:

— обязательного и добровольного медицинского страхования;

— ликвидации и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций (с помощью создания совместного Центра медицины катастроф);

— профилактики распространения инфекционных заболеваний (птичий грипп, SARS) и туберкулёза;

— внедрения специальной высокотехнологичной программы «Телемедицина» для населения труднодоступных и отдалённых районов;

— создания системы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП);

— создания рекреационных зон и бальнеологических курортов на территории государств-членов ШОС, в первую очередь в России, Казахстане, Китае и Киргизии.

В области образования соответствующей рабочей группой рассматривается программа формирования в рамках существующих национальных вузов своеобразной диспетчерской площадки по координации усилий групп вузов каждой из стран ШОС по подготовке студентов и переподготовке специалистов для различных секторов экономики. Развитие сотрудничества в данной сфере будет способствовать взаимопониманию и культурно-гуманитарному взаимодействию, дальнейшей модернизации отраслей науки и образования государств-членов.

В целях стимулирования эффективных деловых связей в рамках ШОС и содействия достижению экономических задач 16 августа 2007 года Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС подписано соглашение о сотрудничестве.

Деятельность ДС ШОС является одной из составляющей работы государственных структур стран организации в реализации Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 годы, определяющих приоритетные направления экономического сотрудничества на предстоящее десятилетие.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - постоянно действующая региональная международная организация, основанная в июне 2001 года лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. До этого все страны, за исключением Узбекистана, были участницами "шанхайской пятерки", политического объединения, основанного на "Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы" (Шанхай, 1996) и "Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы" (Москва, 1997).

Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001 г.) "пятерка" стала "шестеркой" и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время четыре страны - Белоруссия, Иран, Монголия и Афганистан имеют в организации статус наблюдателя, а шесть - Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Труция, Шри-Ланка - партнеров по диалогу.

Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года, на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества (вступила в силу 19 сентября 2003 г.). Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году Организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008-м - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе – активизировать процесс создания благоприятных условий в области торговли и инвестиции.

Сегодня сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики. Широко взаимодействуют входящие в нее страны и в научно-технической, культурной, образовательной, туристической, гуманитарной сферах.

В отношениях внутри Организации государства-члены ШОС исходят из идеи "шанхайского духа", придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Во внешних сношениях ШОС исходит из принципов открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности против третьих стран.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов, который собирается раз в год. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом.

ШОС имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Важнейшие экономические инструменты - Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС.

Официальные рабочие языки - русский и китайский.

В соответствии с решением совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества с января 2016 года к должности генерального секретаря ШОС приступил Рашид Алимов.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональное международное объединение, в которое входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. С 2004 года ШОС является наблюдателем при Генеральной ассамблее ООН. История создания Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействие входящих в объединение стран и перспективы развития ШОС – в материале ТАСС.

Как была создана ШОС?

  • Интенсивный диалог между странами – членами организации начался 20 лет назад. В 1996 году в Шанхае прошла первая встреча глав пяти государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Участники саммита подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. На основе этого соглашения возникло политическое объединение, известное как "Шанхайская пятерка". Главной целью объединения было обеспечение стабильности вдоль границы бывших советских республик и Китая.
  • В 1997 году было подписано еще одно соглашение – о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Договоренности стали первыми реальными шагами по пути военной разрядки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  • Третья встреча глав государств "Шанхайской пятерки" состоялась в 1998 году, завершившись подписанием министрами иностранных дел итогового совместного заявления, в котором поддерживалось предложение Казахстана о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
  • Декларация по основным направлениям стратегического партнерства объединения была подписана в 1999 году. На встрече лидеров "Шанхайской пятерки" обсуждалась тема борьбы с трансграничной преступностью, наркоторговлей и организованной преступностью. Особое внимание было уделено вопросам восстановления Великого шелкового пути.
  • Успешное сотрудничество позволило странам "пятерки" выйти за рамки трансграничного сотрудничества. В 2000 году "Шанхайская пятерка" преобразована в Шанхайский форум, в саммите в качестве наблюдателя принял участие Узбекистан.
  • В 2001 году, после присоединения Узбекистана к "пятерке", главы уже шести государств подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. Целями организации были названы стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитие сотрудничества в политической, экономической, научной и других сферах. По итогам встречи страны – участницы ШОС подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, договорились о создании региональной антитеррористической структуры с центром в Бишкеке.
  • Согласно Хартии ШОС, целями альянса являются стабильность и безопасность в регионе, а также борьба с терроризмом и экстремизмом, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Приоритетные направления – развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций, нефтегазовой сферы, сельского хозяйства, использование водных ресурсов и др.

Как в дальнейшем развивалась ШОС?

  • Оформление ШОС как организации завершилось в 2002 году. На встрече глав государств в Санкт-Петербурге были подписаны Декларация глав государств – членов ШОС и Хартия ШОС, заключено соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры ШОС.
  • Важным шагом для ШОС стало заседание Совета глав государств в 2005 году: на нем было принято решение о предоставлении статуса наблюдателей трем крупным азиатским державам – Индии, Ирану и Пакистану. Ранее, в 2004 году, такой статус был предоставлен Монголии. Произошло географическое расширение организации, позволившее принципиально увеличить международный вес ШОС.
  • В 2007 году между странами ШОС был подписан Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
  • В 2009 году было принято решение о предоставлении статуса партнера по диалогу Шри-Ланке и Белоруссии.
  • В 2012 году лидеры стран ШОС приняли Декларацию о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. В этом же году статус наблюдателя в ШОС получил Афганистан, партнером по диалогу стала Турция.
  • В 2014 году официально подали заявки на членство в Шанхайской организации сотрудничества Индия и Пакистан.
  • В 2015 году лидеры стран ШОС утвердили решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены организации, также были подписаны решения о предоставлении Белоруссии статуса наблюдателя при ШОС, о предоставлении статуса партнера по диалогу Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу. На полноправное членство в ШОС также претендуют Иран и Афганистан.

Как выглядит ШОС на геополитической карте мира?

  • Территория ШОС, включая страны-наблюдатели, охватывает пространство от Атлантического до Тихого океана и от Северного Ледовитого до Индийского океана и занимает 61% Евразийского материка.
  • По данным Всемирного банка, численность населения Земли в 2014 году достигла 7,26 млрд человек. Население стран – членов ШОС в 2014 году насчитывало 1,57 млрд человек, а с учетом стран-наблюдателей – 3,17 млрд человек.
  • Совокупный валовой внутренний продукт (в текущих ценах) государств – членов ШОС достиг в 2014 году $12,5 трлн, т. е. 16,03% от общемирового показателя (для сравнения: в США – $17,42 трлн, в ЕС – $18,47 трлн).
  • Мировой ВВП по паритету покупательской способности составил в 2014 году $108,7 трлн. ВВП стран ШОС по ППС за аналогичный период – $22 трлн, т. е. 20,24% от общемирового.

Как осуществляется взаимодействие в рамках ШОС?

  • Высший орган в Шанхайской организации сотрудничества – Совет глав государств; саммиты лидеров проходят раз в год. Совет глав правительств ШОС ежегодно рассматривает вопросы, относящиеся, в частности, к экономическим сферам взаимодействия. В рамках организации созданы Совет министров иностранных дел, Совещание руководителей министерств и ведомств, Совет национальных координаторов.
  • Два постоянно действующих органа ШОС – Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте.
  • В 2006 году был образован Форум ШОС – общественный консультационно-экспертный орган, созданный для содействия и научной поддержки деятельности организации, проведения совместных исследований по актуальным вопросам, разъяснения задач и принципов деятельности ШОС.
  • Важным направлением деятельности ШОС является гуманитарное сотрудничество. В 2007 году Россия предложила учредить университет, основанный на сетевом принципе. Решение об образовании сетевого Университета ШОС (системы взаимодействия университетов стран – членов организации) было принято в 2008 году. Университет начал работу в 2010 году, он включает более 80 вузов из Белоруссии, Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Специалистов готовят по 7 направлениям магистратуры, в числе которых регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии, педагогика и экология.
  • В 2015 году в Москве состоялась презентация инициативы по созданию Международной карты молодого человека государств – членов ШОС (SCO Youth Card). Карта должна стать своеобразным социальным пакетом для молодежи, помогающим развивать гуманитарное сотрудничество, изучать культуру и историю стран ШОС.

Как в рамках ШОС осуществляется экономическое взаимодействие?

  • Первая встреча глав правительств государств, входящих в ШОС, состоялась в 2001 году. На этой встрече был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и начале процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Приоритетными сферами взаимодействия признаны совместное развитие нефтегазового сектора, транспортной инфраструктуры, создание условий для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий.
  • В 2003 году в Пекине по итогам встречи глав правительств стран ШОС была принята долгосрочная программа многостороннего экономического сотрудничества до 2020 года, предусматривающая создание общеэкономического пространства в рамках организации. В краткосрочной перспективе намечено увеличение объема товарооборота, а в долгосрочной – создание зоны свободной торговли. Основными направлениями сотрудничества в документе определены энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации, защита окружающей среды и др. План действий по реализации программы был подписан в 2004 году.
  • Одна из приоритетных задач ШОС – сотрудничество в финансовой сфере. Отсутствие механизма финансирования совместных проектов долгое время являлось главным препятствием для дальнейшего развития организации. Для решения этой проблемы в рамках ШОС создаются Банк развития и Фонд развития (специальный счет). С инициативой создания Банка развития стран – членов организации в 2010 году выступил Китай. Банк будет ориентирован на финансирование межгосударственных инфраструктурных проектов и внешнеторговых операций. Создать Фонд развития ШОС предложил в 2013 году президент РФ Владимир Путин. В 2015 году было заявлено о намерении стран ШОС создать Международный центр проектного финансирования на базе Межбанковского объединения организации.
  • В 2013 году начал свою работу Энергетический клуб ШОС, созданный по инициативе России. Меморандум о создании этой организации наряду с РФ и КНР подписали Афганистан, Белоруссия, Монголия, Индия, Казахстан, Таджикистан, Турция и Шри-Ланка.
  • В 2015 году было принято решение о начале разработки программы регионального экономического сотрудничества на следующие пять лет. Развивать кооперацию будут по 10 направлениям, в их рамках запланировано около 100 проектов на общую сумму $100 млрд. Главным направлением названо развитие транспортной инфраструктуры.

Как страны ШОС сотрудничают в сфере безопасности?

  • ШОС не является военным блоком, однако страны организации рассматривают вопросы, связанные с безопасностью и борьбой с терроризмом. С 2002 года в рамках сотрудничества в сфере безопасности страны – члены ШОС регулярно проводят совместные антитеррористические учения (как на двусторонней, так и на многосторонней основе). Самыми крупными из них являются учения "Мирная миссия", проводящиеся с 2003 года (очередные запланированы на сентябрь 2016 года в Киргизии).
  • В 2004 году между министерствами иностранных дел стран ШОС был подписан протокол о сотрудничестве. В документе подчеркивалось, что для выработки общих точек зрения стран ШОС по основным международным проблемам необходимо проводить консультации на различных уровнях. Среди основных вопросов были названы безопасность в Центральной Азии, формирование эффективной системы коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, борьба с международным терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков.
  • В 2006 году организация заявила о планах борьбы с международной наркомафией, в 2008-м – об участии в нормализации обстановки в Афганистане.
  • В 2009 году под эгидой ШОС состоялась первая масштабная международная конференция по Афганистану с участием представителей ЕС, ОДКБ, НАТО и других организаций.
  • 15 июня 2011 года на юбилейном саммите ШОС главы государств организации утвердили Антинаркотическую стратегию государств – членов ШОС на 2011-2016 годы и программу действий по ее выполнению, призванные способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию наркотической угрозе на пространстве ШОС. Тогда же были подписаны соглашения о проведении совместных антитеррористических мероприятий на территории государств ШОС, о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории стран ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности.
  • В 2012 году лидеры стран ШОС приняли программу сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы.
  • В Бишкекской декларации ШОС, подписанной в 2013 году, страны организации заявили о намерении противодействовать "использованию информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности государств-членов, противодействовать терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также усилить борьбу с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия".

Содержание статьи

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА, ШОС –субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский . Штаб-квартира в Пекине.

Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре – символическое изображение Восточного полушария земли с очертаниями земной суши, которую занимает «шестерка», сверху и снизу – надпись на китайском и русском языках: «Шанхайская организация сотрудничества».

Основные этапы развития ШОС.

Предшественницей ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии – Афганистана , где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан. Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятерка». Совместная работа на саммитах в Алма-Ате (1998), Бишкеке (1999), Душанбе (2000) позволили создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» – выработать атмосферу взаимного доверия, через первый опыт взаимных консультаций прийти к механизму достижения консенсуса и добровольному согласию выполнять положения достигнутых договорённостей. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д. Все это привело к необходимости оформления системы саммитов и консультаций в новое региональное объединение.

14–15 июня 2001 в Шанхае состоялась встреча глав шести государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документКонвенция о борьбе с терроризмом , сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры – тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна – Узбекистан – обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.

В июне 2002 прошла вторая встреча глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге, на которой были подписаны три документа – Хартия Шанхайской организации сотрудничества , Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств – членов ШОС . В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в Декларации ориентиры развития ШОС. Этот устав придает «шестерке» статус международной организации и является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями сотрудничества, внутреннюю структуру и механизм формирования общего курса и построения взаимоотношений с другими странами и организациями.

Хартия была подписана в 2002 и ратифицирована Советом Федерации в 2003.

На основе Конвенции 2001 в целях улучшения взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграции, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2002 статус постоянно действующего органа ШОС. В ее функции входит координация действий правоохранительных органов и спецслужб государств ШОС.

В мае 2003 состоялась третья ключевая в истории ШОС встреча на высшем уровне в Москве. На ней были подписаны документы, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений ШОС. Были приняты герб и флаг организации. Первым исполнительным секретарем ШОС был выбран русскоговорящий посол КНР в России Чжан Дэгуан. По оценкам большинства аналитиков, можно говорить о практическом завершении организационного оформления этой организации на Московском саммите, что и было отмечено в политической Декларации, принятой по итогам встречи. В ней также была поставлена задача отработать четкий механизм внешнеполитической координации действий членов ШОС как в Средней Азии, так и в целом на мировой арене.

Основные органы ШОС.

Порядок работы органов ШОС был окончательно определен только на московском саммите 2003. Было решено, что все основные структуры ШОС приступят к полноценной работе с января 2004. К этому времени планируется завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:

Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

Совет глав правительств .

Совет министров иностранных дел (СМИД) – первое заседание прошло в ноябре 2002. Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств (как в мае 2003), а также принимает собственные обращения (о скорейшем принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма в 2002).

Совещания руководителей министерств и ведомств – первые встречи министров обороны прошли еще в 2000 в рамках «пятерки», с тех пор проходят на регулярной основе.

Секретариат (Пекин) – предусмотрена его численность до 40 человек, должен приступить к работе в 2004.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек). В августе 2003 прошли антитеррористические учения вооруженных сил стран ШОС «Взаимодействие-2003». В первом этапе учений в Казахстане принимали участие Казахстан, Россия и Киргизия (Таджикистан – в качестве наблюдателя). Второй этап прошел на территории Китая. Полноценное функционирование штаба РАТС ожидается в 2004.

Проблемы и перспективы ШОС.

Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Наиболее четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для стран региона.

Значимость ШОС.

Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике.

Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая ослабить американское влияния в регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир, озвученное еще при министре иностранных дел, а затем премьер-министре РФ Евгении Примакове. По словам министра иностранных дел Игоря Иванова, произнесенных после московского саммита 2003, «ШОС должна стать современной организацией нового типа, соответствующей требованиям многополярного мира».

Михаил Липкин

ПРИЛОЖЕНИЕ

ХАРТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества, Санкт-Петербург, 7 июня 2002 года

Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, являющиеся государствами – учредителями Шанхайской организации сотрудничества (именуемой далее ШОС или Организация),

основываясь на исторически сложившихся связях их народов;

стремясь к дальнейшему углублению всестороннего сотрудничества;

желая совместными усилиями внести вклад в укрепление мира, обеспечение безопасности и стабильности в регионе в условиях развития процессов политической многополярности, экономической и информационной глобализации;

будучи убежденными в том, что создание ШОС способствует более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам;

считая, что взаимодействие в рамках ШОС содействует раскрытию огромного потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами;

исходя из утвердившегося на встрече глав шести государств в Шанхае (2001 г.) духа взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию;

отмечая, что соблюдение принципов, изложенных в Соглашении между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года и в Соглашении между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года, а также в документах, подписанных в ходе встреч на высшем уровне глав Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан в период с 1998 года по 2001 год, внесло важный вклад в дело поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире;

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, другим общепризнанным принципам и нормам международного права, касающимся поддержания международного мира, безопасности и развития добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами;

руководствуясь положениями Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 года;

договорились о следующем:

Цели и задачи

Основными целями и задачами ШОС являются:

укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

координация подходов при интеграции в мировую экономику;

содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

Принципы

Государства – члены ШОС придерживаются следующих принципов:

взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;

недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС.

Направления сотрудничества

Основными направлениями сотрудничества в рамках ШОС являются:

поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе;

поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в том числе в международных организациях и на международных форумах;

выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции;

координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;

эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов, развитие энергетических систем;

обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов;

оказание взаимной помощи в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

обмен правовой информацией в интересах развития сотрудничества в рамках ШОС;

расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.

Государства – члены ШОС могут по взаимному согласию расширять сферы сотрудничества.

1. Для выполнения целей и задач настоящей Хартии в рамках Организации действуют:

Совет глав государств;

Совет глав правительств (премьер-министров);

Совет министров иностранных дел;

Совещания руководителей министерств и/или ведомств;

Совет национальных координаторов;

Региональная антитеррористическая структура;

Секретариат.

2. Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

3. Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к настоящей Хартии, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 настоящей Хартии.

Совет глав государств

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров)

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства – члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и / или ведомств

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и / или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и / или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договорённости государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трёх раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура

Региональная антитеррористическая структура государств-участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Бишкеке (Кыргызская Республика) является постоянно действующим органом ШОС.

Основные ее задачи и функции, принципы формирования и финансирования, а также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими.

Секретариат

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Исполнительный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.

Заместители Исполнительного секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Исполнительный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и / или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Исполнительного секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

Финансирование

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Членство

ШОС открыта для приема в ее члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы настоящей Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС.

Решение вопроса о приеме в ШОС новых членов принимается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел на основе официального обращения заинтересованного государства, направляемого действующему председателю Совета министров иностранных дел.

Членство в ШОС государства-члена, нарушающего положения настоящей Хартии и / или систематически не выполняющего свои обязательства по международным договорам и документам, заключенным в рамках ШОС, может быть приостановлено по представлению Совета министров иностранных дел решением Совета глав государств. Если это государство продолжает нарушать свои обязательства, то Совет глав государств может принять решение о его исключении из ШОС с даты, которую определяет сам Совет.

Любое государство-член имеет право выйти из ШОС, направив депозитарию официальное уведомление о выходе из настоящей Хартии не позднее чем за двенадцать месяцев до даты выхода. Обязательства, возникшие в период участия в настоящей Хартии и других документах, принятых в рамках ШОС, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.

Взаимоотношения с другими государствами и международными организациями

ШОС может вступать во взаимодействие и диалог, в том числе по отдельным направлениям сотрудничества, с другими государствами и международными организациями.

ШОС может предоставить заинтересованному государству или международной организации статус партнера по диалогу или наблюдателя. Порядок и процедуры предоставления такого статуса устанавливаются специальным соглашением между государствами-членами.

Настоящая Хартия не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Правоспособность

ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

– заключать договоры;

– приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;

– выступать в судах в качестве истца или ответчика;

– открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и / или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Постоянные представители

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые будут входить в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

Привилегии и иммунитеты

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Срок действия и вступление в силу

Настоящая Хартия заключается на неопределенный срок.

Настоящая Хартия подлежит ратификации подписавшими ее государствами и вступает в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию четвертой ратификационной грамоты.

Для государства, подписавшего настоящую Хартию и ратифицировавшего ее позднее, она вступает в силу с даты сдачи им на хранение депозитарию своей ратификационной грамоты.

После вступления настоящей Хартии в силу она открыта для присоединения любого государства.

Для присоединяющегося государства настоящая Хартия вступает в силу на тридцатый день с даты получения депозитарием соответствующих документов о присоединении.

Разрешение споров

В случае возникновения споров и разногласий в связи с толкованием или применением настоящей Хартии государства-члены будут разрешать их путём консультаций и переговоров.

Изменения и дополнения

В настоящую Хартию по взаимному согласию государств-членов могут вноситься изменения и дополнения. Решения Совета глав государств о внесении изменений и дополнений оформляются отдельными протоколами, которые являются ее неотъемлемой частью и вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящей Хартии.

Оговорки

К настоящей Хартии не могут быть сделаны оговорки, которые противоречат принципам, целям и задачам Организации, а также могут препятствовать исполнению каким-либо органом ШОС своих функций. В случае если не менее 2/3 государств-членов имеют возражения, оговорки должны быть сочтены как противоречащие принципам, целям и задачам Организации или препятствующие исполнению каким-либо органом своих функций и не имеющие юридической силы.

Депозитарий

Депозитарием настоящей Хартии является Китайская Народная Республика.

Регистрация

Настоящая Хартия в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года в одном экземпляре на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Подлинный экземпляр настоящей Хартии сдается на хранение депозитарию, который направит заверенные копии всем подписавшим её государствам.

За Республику

Казахстан

За Китайскую

Народную

Республику

За Кыргызскую

Республику

За Российскую

Федерацию

За Республику Таджикистан

За Республику Узбекистан

Литература:

Системная история международных отношений в 4-х томах. События и документы. 1918–2003 . Под ред. А.Д.Богатурова. Том третий. События. 1945–2003. Раздел IV. Глобализация. Глава 13. М, НОФМО, 2003
Лукин А., Мочульский А. Шанхайская организация сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития . – Аналитические записки. М., МГИМО, вып. 2(4), февраль 2005



Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Хронология заседаний и принятых документов Советом глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества за 2001-2018 годы

— Подписан Меморандум между правительствами государств-членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

— Принято Решение «О создании механизма встреч министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность».

— Принято Решение о «Разработке проекта Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества».

— Принято заявление, осуждающее террористические акты, совершенные в США.

— Утверждена «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписан Меморандум «О техническом запуске постоянно действующих органов ШОС — Секретариата в г.Пекине (Китайская Народная Республика) и Региональной антитеррористической структура (РАТС) в г.Ташкенте (Республика Узбекистан)».

— Приняты решения «О бюджете ШОС на 2004 год» и «О Положении о денежном содержании, гарантиях и компенсациях штатных работников постоянно действующих органов ШОС».

— Утверждены «Структура и штатное расписание Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС.

— Утвержден «План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Утверждены «Финансовые положения ШОС».

— Утверждены «Положения бюджетной классификации ШОС».

— Подписано Решение «О создании экспертной рабочей группы для подготовки предложений о прядке формирования и принципах функционирования Фонда развития ШОС».

— Подписано Решение «О создании экспертной рабочей группы по вопросам Делового совета ШОС».

— Проведена официальная презентация вэб-сайта «Региональное экономическое сотрудничество ШОС» — http://www.sco-ec.gov.cn .

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС.

— Утвержден «Механизм реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Утверждены «Финансовые правила ШОС».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Соглашение о межбанковском сотрудничестве (объединении) в рамках ШОС.

— Подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС.

— Принято Решение «О новых структуре и штатном расписании Секретариата Шанхайской организации сотрудничества».

— Подписан Меморандум «О взаимопонимании по ускорению разработки проекта Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах.

— Принято Решение «О новых структуре и штатном расписании Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утверждена «Обновленная редакция Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».

— Подписан Протокол между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества об обмене информацией в области контроля за перемещением энергоресурсов.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписан Протокол между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных служб.

— Принята Совместная инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Совместное заявление по борьбе с инфекционными болезнями на пространстве Шанхайской организации сотрудничества.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утверждено «Положение о персонале постоянно действующих органов Шанхайской организации сотрудничества».

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Совместное заявление глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС об экономическом положении в мире и на пространстве ШОС.

— Подписана Стратегия дальнейшего развития Межбанковского объединения в рамках ШОС на среднесрочную перспективу (2012-2016 годы).

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата Шанхайской организации сотрудничества о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».

— Подписан Протокол к Соглашению между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций от 26 октября 2005 года.

— Подписан Меморандум между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве по защите прав интеллектуальной собственности.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Принято Совместное заявление глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о дальнейшем развитии сотрудничества в сфере транспорта.

— Принята Программа информирования об эпидемиологической ситуации, вызванной инфекционными заболеваниями на территории государств-членов ШОС.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам тринадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Решение «О дальнейшей работе по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС».

— Принято Решение «О Плане мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Перечне мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках Шанхайской организации сотрудничества на период 2017-2021 годы».

— Подписан Меморандум между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии в области развития и применения системы управления рисками.

— Подписан Протокол о сотрудничестве между таможенными службами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в правоохранительной сфере.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам четырнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Заявление Глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о региональном экономическом развитии.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Принято решение «О дальнейшей работе по созданию Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС».

— Подписана «Программа взаимодействия таможенных служб государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2016-2021 годы».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам пятнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Утвержден «Отчет Секретариата ШОС о ходе осуществления Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС».

— Принято Решение «О Перечне мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2017-2021 годы»;

— Принято Решение «О дальнейшей работе по созданию Банка развития Шанхайской организации сотрудничества и Фонда развития (Специального счета) ШОС»;

— Принято Решение «О Концепции научно-технического партнерства ШОС»;

— Принято Решение «О Плане мероприятий по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве на период с 2016 по 2020 годы»;

— Принято Решение «О проекте Программы развития дорог ШОС».

— Подписано Совместное коммюнике по итогам шестнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Подписано Совместное коммюнике по итогам семнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

— Принято Решение «О разработке новой редакции Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества».

— Принято Решение « О Плане практических мер («Дорожная карта») по сотрудничеству научно-исследовательских учреждений государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2019-2020 годы».

— Принято Решение « О реализации Концепции сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в области охраны окружающей среды».

2019 / 07 / 15

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

2019 / 07 / 16

Университет ШОС

Инициатива создания Университета ШОС была выдвинута Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на Бишкекском саммите 16 августа 2007г. и поддержана государствами-членами ШОС Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан. Была разработана концепция Университета ШОС.

На совещании Министров образования государств-членов ШОС (г. Астана, 28 октября 2008 г.) была подписана Концепция создания и функционирования Университета ШОС (Приложение 1).

6 сентября 2017 года в г. Астана странами было подписано Соглашение об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Основной миссией Университета Шанхайской организации сотрудничества является осуществление совместной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС или Организация).

Основные задачи Университета ШОС:

Поддержание единого образовательного пространства и интеграционных тенденций.
. Расширение обмена студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками.
. Расширение научно-академического сотрудничества.
. Внедрение современных образовательных методик и технологий.
. Проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС.
. Подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций.

Университет ШОС — сеть головных (базовых) вузов государств-членов ШОС с согласованной программой обучения.

Уровни подготовки:

Магистратура, докторантура (аспирантура), бакалавриат
. программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дистанционного образования

Форма обучения:

Язык обучения:

Официальные языки ШОС: русский и китайский
. национальные языки государств-членов ШОС
. возможность использования английского языка

Система головных (базовых) вузов:

Каждая страна определяет головные (базовые) вузы по направлениям подготовки.
. Головные (базовые) вузы определяют вуз-координатор по каждому направлению подготовки.
. Головные (базовые) вузы ведут согласование учебных программ Университета ШОС по согласованной методике.

Система обучения в Университете ШОС:

Студент поступает в национальный головной (базовый) вуз Университета ШОС.
. Студент может продолжить свое образование в другом головном (базовом) вузе (по согласованным программам).

Система управления в Университете ШОС

Координационный совет Университета является высшим органом управления Университета, подотчетным совещанию министров образования государств — членов Шанхайской организации сотрудничества.

В состав координационного совета Университета входят по одному представителю органа власти государства — участника УШОС, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (как правило, на уровне заместителя руководителя), а также председатели совета ректоров.

Координационный совет Университета:

Разрабатывает регламент своей работы, который утверждается решением совещания министров образования государств — членов Шанхайской организации сотрудничества;
. утверждает Хартию Университета;
. назначает ректора Университета;
. утверждает перспективные и годовые планы работы Университета на основе предложений ректора Университета;
. заслушивает отчеты ректора Университета о выполнении перспективных и годовых планов работ Университета.

Попечительский совет Университета создается для оказания содействия Университету при реализации совместных образовательных программ, научных и научно-технических проектов, привлечения дополнительных внебюджетных финансовых средств, поддержания интересов Университета в государственных и негосударственных организациях, неправительственных фондах и организациях, обеспечения формирования положительного имиджа Университета в мировом образовательном сообществе.

В состав попечительского совета Университета входят представители государственных и негосударственных организаций, неправительственных фондов и общественных организаций, эксперты государств — участников.

2019 / 07 / 16

Деловой совет государств-членов ШОС учрежден Положением о ДС ШОС от 14 июня 2006 г. в г. Шанхае (Китайская Народная Республика) национальными частями государств-членов ШОС (ДС ШОС) с Секретариатом в г.Москве. Ответственный секретарь Секретариата ДС ШОС — С.В.Канавский.

ДС ШОС является неправительственной организацией, объединяющей деловые и финансовые круги государств-членов ШОС — Республики Индия, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Исламской Республики Пакистан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

Основные цели Делового совета: расширение экономического сотрудничества в рамках ШОС, налаживание прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС, привлечение к всестороннему деловому сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной областях.

Свою деятельность Деловой совет осуществляет с учетом Хартии ШОС, Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, Плана мероприятий по реализации указанной Программы, решений Совета глав государств (далее СГГ) и Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (далее СГП), других документов в экономической сфере, принимаемых органами ШОС.

Деловой совет функционирует во взаимодействии с Совещанием министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, Секретариатом ШОС и другими структурами ШОС.

Высшим органом ДС ШОС является заседание Правления, которое проводится накануне саммита глав государств-членов ШОС в стране, председательствующей в Организации. С 2015 г. на заседания Правления приглашаются представители торгово-промышленных палат государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС.

В соответствии с Протоколом 20-го заседания Правления ДС ШОС (17 мая 2019 г., г.Бишкек) председательство с 1 января 2019 года переходит к Национальной части ДС ШОС от Российской Федерации.

2019 / 07 / 15

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трёх раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

2015 / 12 / 08

О Шанхайской организации сотрудничества

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском Саммите глав государств-членов ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности.

8-9 июня 2017 года в городе Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства-члена Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации государства-члены ШОС, исходя из "Шанхайского духа", придерживаются принципов взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам Организации. Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет Организации. Официальными языками ШОС являются русский и китайский языки.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат ШОС в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Ташкенте. Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС ШОС назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2019 года эти посты соответственно занимают Владимир Норов (Узбекистан) и Джумахон Гиёсов (Таджикистан).

Таким образом, в настоящее время:

  • восемь стран являются государствами-членами ШОС- Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;
  • четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС- Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Монголия;
  • шесть стран являются партнёрами по диалогу ШОС — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.