Сделать иконостас в домашних условиях. Изготовление домашних иконостасов, киотов, полок для икон

Как правильно расставлять иконы в доме?

Иконы есть почти в каждом доме, за исключением семей убежденных атеистов. Раньше люди знали и соблюдали правила размещения святых образов. Знаем ли мы, как устроить домашний иконостас, так ли строги церковные каноны сегодня и каким должен быть красный угол вашего жилища?
Красный угол в старину

Наши прадеды к иконам относились благоговейно и старались оборудовать домашний иконостас по всем правилам. Божница (киот) со святыми образами размещалась в каждом православном доме в красном углу, на самом почетном месте.

Красный - значит, хороший, красивый. Святой угол устраивали с восточной стороны жилища, в самой светлой стороне дома, так как окна были на обеих стенах, образующих угол.

Для православного христианина его дом - символ храма. И если в церкви самым святым местом является алтарь, то в жилище верующего - именно красный угол, где расположен домашний иконостас, это символический аналог алтаря.
Домашний иконостас сегодня

Большинство из нас не слишком хорошо знакомо с требованиями обустройства иконостаса в доме. Да и церковь сегодня не так строго требует соблюдения определенных канонов, ведь времена меняются и некоторые правила становится все труднее соблюдать.

Не в каждом доме есть возможность расположить иконостас в правильном восточном углу. Если планировка жилья не позволяет - что делать?

Допустимо поместить иконы с любой стороны жилища. Но место должно быть удаленным, чтобы можно было спокойно помолиться. При совместной молитве семьи понадобится свободное пространство всем молящимся. Необходимые при этом книги удобно положить на переносной складной аналой.

Постарайтесь расположить домашний иконостас подальше от телевизора, компьютера и прочей бытовой техники. Соседство святых изображений с техническими приборами неуместно.

Иконостас можно сделать своими руками или купить, подойдет даже обычная книжная полка.

Как правильно устроить иконостас дома и какие иконы выбрать для него.

Дом православного верующего - это своеобразная малая Церковь, в этом месте обязательно должна звучать молитвенная песнь. Восхваления и прошения совершаются перед образами икон, потому что они являются средством общения человека со Всемогущим Господом или Его верными и вечными слугами. Однако православные верующие должны помнить: обращение относится к личности, а не к полотну, на котором она изображена.

Устройство иконостаса в доме

Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.

В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения. Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке. Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.

Домашний иконостас

Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира в грешные области, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.

Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.

Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.

Современное расположение иконостаса

Для семьи эта реликвия - объединяющий молитвенный фактор, который возникает после прощения всех житейских обид и достижения взаимопонимания.

Сегодняшние реалии жизни твердят о том, что церковь разрешает устраивать домашний иконостас в свободном месте. Однако ортодоксальные правила рекомендуют размещать его на восточной стороне. Понятие «восток» имеет важную особенность для Православия. О нем написано в Книге Бытия, у Варфоломея и Матфея.

Внимание! На изготовление домашних иконостасов действует договорная цена.

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Как сделать иконостас своими руками?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется “моление”, потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса - Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса -южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд - это Деисус (см. “Иконография”). Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.

В каждом храме имеется большое количество икон, многие верующие предпочитают и дома обустроить место для поклонения Богу. Оно служит для чтения молитвенного правила, . Возле спокойных ликов небесных покровителей намного легче возносить просьбы к Господу.

История возникновения церковного убранства насчитывает многие столетия. Изначально в храмах, вообще, не было перегородок, затем появились завесы, из-за которых не было видно алтарной части. Со временем оформление православных храмов трансформировалось до нынешнего состояния.

Личное жилище христианина должно являть собой как бы продолжение Церкви. Об этом и говорит «красный угол» . Он имеет в первую очередь молитвенное назначение. Также в «божнице» принято хранить почитаемые предметы — освященную вербу, яйца, богоявленскую воду.

Виды иконостасов бывают различными, приобрести их можно как в церковных лавках, так и заказать. Цены на изделия частных мастеров в Москве начинаются с 800 руб. Они зависят от размера, формы, материала и сложности выполненной работы.

В этом вопросе многие следуют традициям — иконостас располагается так, чтобы его хорошо было видно прямо от входа. Делается это из-за того, что по древнему обычаю гость должен сразу поклониться Господу и святым. Сначала надо совершить крестное знамение, затем прочесть краткую молитву, пожелать мира тому дому, который принимает гостя.

По церковной традиции в храмах алтарная часть, огороженная иконостасом, расположена на восточной стороне здания . Если имеется такая возможность, надо и домашние образа разместить по этому принципу. Но на практике это не всегда осуществимо, да Церковь этого и не требует. Где же расположить «красный угол»?

  • Место возле икон отдается только для святого , на нем не должно находиться посторонних вещей — телевизор, плакаты, прочие современные вещи располагаются в стороне.
  • По древней традиции образа (как в храме, так и в квартире) принято украшать исключительно живыми цветами . Они — символ вечной жизни, воскресения, Божьей силы.
  • Здесь самое место лампаде, церковной свече, освященному церковному маслу .
  • Бутылку со святой водой можно хранить как на полке с иконами, так и в другом месте.

Лампада может быть любой — как подвесной, так и нет. Горящий огонек символизирует человеческое сердце, которое пылает в любви к Богу. Она выражается в молитве, поэтому возжигают свечи и (или) лампады во время чтения молитвенного правила, акафистов, Псалтири. Использовать можно специальное церковное масло или оливковое (первого отжима), как было во времена древней церкви.

Не следует возле образов ставить фотографии известных духовников, современных праведников. Перед иконами должно помещаться хотя бы двое человек, ведь семья традиционно молится совместно.

Свой молитвенный угол может быть по размеру и форме очень разным. Самые простые иконостасы можно приобрести в любой церковной лавке. Цена на простые деревянные угловые полочки довольно невысокая. Важно также какие именно образа будут находиться на глазах у членов семьи.

Четких правил для мирян в этом вопросе не существует. Главное, чтобы присутствовали две основные иконы — Господа Иисуса Христа и Богородицы . Чаще всего берутся поясные изображения. Рука Сына Божьего поднята в благословении, в целом в композиции минимум динамики. Божия Матерь чаще всего изображается вместе с Богомладенцем — она держит Сына на руках.

Но, вообще, можно руководствоваться личными предпочтениями. Со временем, вероятно, в семье будут появляться новые образа. Совершенно не обязательно все их вывешивать на стену, ведь основная цель — не показать свою коллекцию, а собрать внимание человека на молитве. Из-за чрезмерного количества верующему будет трудно сосредоточиться. Святыни можно хранить в коробке , временами убирать одни и выставлять другие, сообразуясь с церковным календарем.

Как правило, в квартирах верующих Москвы (и других городов России) можно увидеть изображения и прочих православных святых. Например, покровителем столицы является Георгий Победоносец . Также там очень почитают старицу Матрону . Нелишним будет поместить на полку лики святых, чьи имена носят хозяева дома.

Самостоятельное изготовление

Многие магазины, распложенные в Москве, сегодня продают товары удаленно, доставляя их почтой, некоторые даже не требуют предоплаты. Можно собрать свой «красный угол» буквально не выходя из дома.

Но не всех устраивают готовые варианты. Некоторые мастера занимаются изготовлением домашних иконостасов на заказ. Однако не каждому это будет по карману. Умельцы могут сделать домашнюю полку для икон из дерева и в домашних условиях . Конечно, потребуется время и усердие, но в целом ничего невозможно в этом деле нет.

  • Для начала следует изготовить или найти в сети интернет чертежи . Изделие может состоять из одного или нескольких ярусов. Конструкция должна быть безопасной, если хозяева собираются использовать лампады. Расстояние между полками необходимо сделать достаточно большим, чтобы дерево не нагревалось.
  • Высота размещения конструкции не играет принципиальной роли. Хозяевам должно быть удобно ставить образа, снимать их, чтобы вытереть пыль. Желательно, чтобы святые иконы находились ненамного выше уровня глаз , тогда ничто не будет отвлекать от молитвы.
  • Можно смастерить не полочки, а шкафчик — киот . Тогда следует учесть размеры образов, которые будут там расположены. Внизу можно сделать полочку, где будет храниться Священное Писание, подсвечники, освященное масло и т. п.

Заключение

Согласно православной традиции, святые образа не должны крепиться к стене, их необходимо поместить на особую полочку или в специальный шкафчик. Можно самостоятельно обустроить божницу либо приобрести готовый вариант. Цены зависят от материала, размеров и т. д., каждый верующий сможет подобрать что-то под свой бюджет. Главное — не стоимость иконостаса, а то, сколько веры будет в сердце человека во время нахождения возле святого места.




Иконы в доме необходимо размещать в специально предназначенном для этого месте. Существует традиция поставлять иконы на полке восточной стены, впрочем, если такой возможности нет, то не обязательно устраивать домашний иконостас на восточной стороне. Иногда иконы поставляются в так называемый красный угол. "Красный" значит "красивый" - это указание на то, что место для икон должно быть чистым, аккуратным и красивым.


Святые образы можно расположить во всех жилых комнатах. Существует благочестивая традиция в спальне располагать венчальные образы. Если семья большая, то иконы в каждой жилой комнате необходимы для келейной молитвы всех членов семьи.


У благочестивых верующих святые образы (или хотя бы одна небольшая икона) расположены на кухне. Это объясняется практикой молитвословия перед и после вкушения пищи.


Святые иконы нельзя располагать на полке с книгами, имеющими нехристианское содержание. Нежелательно поставлять их на телевизор или вместе со светскими картинами - место для икон должно быть особо предназначено для этой святыни.


Некоторые верующие поставляют икону над входом в дом. Часто на этом месте можно увидеть образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Путеводительница, так как православному верующему человеку перед выходом на улицу полезно помолиться о помощи в благих начинаниях. Иногда над входом в дом располагают крест.

Как расположить иконы в доме

Принцип расположения икон на домашнем иконостасе строится на иерархичности подобно устроению иконостасов в храме. Если иконы расположены на стене, то в центре во главе иконостаса должна находиться икона Святой Троицы или Господа Иисуса Христа. Справа от этого образа можно расположить икону Божией Матери, а слева святого Иоанна Крестителя или особо почитаемого святого, например, Николая Чудотворца. Ниже можно располагать и другие образы - ангелов, святых, пророков, преподобных, праведных. Венчать домашний иконостас может распятие.


Нельзя сказать о том, что существуют какие-либо конкретные указания на порядок размещения икон в домашнем иконостасе (кроме того, что Господа желательно центральное место).


Если позволяет простарнство, то под главными иконами Господа и Богородицы можно расположить святые образы двунадесятых христианских праздников. В случае, когда домашний иконостас включает в себя несколько десятков икон, то под центральными образами можно так же располагать и святыни с ликами Спасителя или чтимые иконы Богородицы и святых.


Друзья, всегда интересно наблюдать за творческой работой от зарождения идеи до её реального воплощения. Причем последнее встречается не так часто, как хотелось бы. Хочу с радостью представить опыт создания своими руками домашнего иконостаса.
Автор и исполнитель El"za elizabetcat<гав-гав>mail.ru

С самого начала:

До воплощения в реале:

Я работаю художником-портретистом, иногда 3d модельки делаю. Мебелью раньше серьезно не занималась. Попросили меня недавно сделать иконостас. Это такой комод, на который иконы ставятся. Дело интересное, я взялась.

Сначала была идея - сделать его угловым. Т.к. икон много, а места в комнате не очень. Делали замеры, сколько икон должно поместиться и какой должен быть высоты.

Идея на бумаге:

Потом был выполнен чертеж самых красивых элементов - столешницы и козырька в 3d программе:

После долгого и кропотливого труда были спроектированы остальные детали и собраны в сборку.
Так это выглядит в идеале:

А так должно будет выглядеть из дерева:

На иконостасе обязательно должны быть рисунки христианской символики - виноградная лоза, растительный узор, крест.
Сначала эскизы были сделаны на бумаге, а потом в 3d программе. Переводить в вектор оказалось не совсем просто, это не иллюстратор, там другие принципы построения.

Виноградная лоза:

Символ креста:

Проектируем балясины:

Собираем модель вместе с декором, смотрим как будет выглядеть:

Теперь самое сложное. Собрать в программке мало. Нужно продумать все крепления.
Распил мебельных щитов планировалось делать в мастерской с ЧПУ. Криволинейные детали аккуратно можно сделать только на ЧПУ.
Т.к. дрель в руках ровно держать не умею, решила что отверстия должна делать та же машина.
Основой и центром конструкции служит столешница. К ней будет крепиться верх и низ.
Элементами крепления были выбраны примитивные шурупы, уголки и евро-винт.
Разрабатывается схема крепления, рассчитываются положение отверстий под все крепления.

Модель столешницы с отверстиями:

Часть дверок можно было сделать на обычных петлях с доводчиком. А остальные нельзя, их надо было делать на рояльных петлях. Петли имеют свою толщину, поэтому их тоже необходимо было проектировать.

Моделью можно поиграться. Все двери открываются и закрываются
Модель можно приблизить, посмотреть зазоры.

Обычные петли и отверстия под них тоже были продуманы:

Спроектированы крепления на всех-всех деталях:

Было потрачено довольно много времени, чтобы все сошлось:

Дальше был волнительный момент выбора мастерской с ЧПУ и покупка досок.
Т.к. проект был более чем бюджетный, дерево было выбрано самое дешевое - мебельные щиты из сосны.
Балясин нужной длины тоже не было нигде, а выпил из цельного бруса слишком дорогой. Но был найден выход. Купила в 2 раза больше балясин, причем разных. Балясины были распилены на 2 части и соединены, так что получилась одна длинная. В мастерской работу сделали мастерски. :) Если не знать где стык, то его не увидишь:

Рисунок на козырьках иконостаса был сделан на станке ровным углублением. Абсолютно точно. Машина ведь))

Столешница. Пока без фигурной фаски по краю. Ездила в мастерскую через день, контролировать процесс. Очень боялась что чего-то напортачат. Но ни одной ошибки не было:

Планировала сборку, покраску морилкой и лаком делать дома. Но под конец раскроя дерева оказалось что времени не будет. Поэтому скрипя сердцем доверила эту работу той же мастерской. Покраску и лакировку сделали пистолетом. Вышло лучше, чем я был сделала дома.
Сборку все-таки делали не сами. Я приезжала и руководила, а мускулистые молодые люди лихо закручивали винты шуруповертом.
За 1,5 недели проектирования модели знала схему сборки, каждую деталь и каждое отверстие наизусть.

Фотографировать процесс покраски было нереально, т.к. все были в респираторах и была опасность заляпать объектив. А сборку сфоткать не успела. В результате, вот оно собранное:

Для перевозки верхнюю часть пришлось открутить. Не влезало в машину и не пролезло бы в дверь дома.
Дома собирала сама, с помощью хозяйского сына. Держи тут, помоги поднять.

Вот он собранный в комнате. Рисунок на козырьках, который так хорошо было видно на улице, в помещении под потолком почти не виден. Поехала за золотой краской:

Покраска заняла целый день. Краска густая, а бороздка с мелкими заусенцами. Но результат того стоил! Символичные рисунки почти что засветились:

Финальная фотография. С иконами. Хозяйка дома довольна бесконечно. Пытались подарить мне кучу подарков, я отказалась. Но в последний момент перед уходом все-таки подарили сервиз. :)