Преподобный Савва Сторожевский (†1407). Савва сторожевский — храм, икона, мощи

Одним из самых почитаемых русских монахов был преподобный Савва Сторожевский, деяния которого по утверждению веры в душах монахов и мирян способствовали причислению его к лику святых. Он был одним из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Житие Саввы Сторожевского, написанное Маркеллом Хутынским в XVI веке долгое время являлось настольной книгой не только для тех, кто желал принять монашеский постриг, но и для всех богобоязненных и добропорядочных жителей Киевской Руси.

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского . Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель. По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону. За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси. Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки , где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского был зафиксирован в 1812 году. Преподобный явился одному из военачальников Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в .

А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно прочитать в этой .

“Игумен земли Русской” преподобный Сергий Радонежский вошел в историю нашей страны не только собственными подвижническими трудами, но также и тем, что воспитал целое поколение святых, которые разошлись из его обители по всей Руси. Одним из таких известных учеников преподобного Сергия был Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец.

Преподобный Сергий Радонежский

Сведений о детстве и юношеских годах будущего святого до нас не дошло. Также неизвестно, когда точно и откуда именно пришел он в Троице-Сергиеву лавру. Причина этого в том, что житие преподобного Саввы было составлено только в середине XVI века. Его написал инок Маркелл (будущий игумен Новгородского Хутынского монастыря) по поручению митрополита Макария. Собственно, житие святого и начинается со слов: «Мы же о рождении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше».
Так или иначе, но считается, что в обитель преподобного Сергия Савва пришел задолго до 1380 года – то есть задолго до Куликовской битвы. Исследователи исходят из того, что к этому времени Савва уже был известным и духовно опытным монахом.
В иноческом звании Савва прошел все ступени подвижничества: он пребывал в постоянном послушании преподобному Сергию, много времени проводил в работах и молитве, подвизался в молчальничестве. Видя большие труды Саввы, преподобный Сергий Радонежский сделал его духовником всего монастыря. С одной стороны, это было наградой, а с другой – испытанием, ведь быть исповедником всей братии обители очень непросто.

Вскоре после победы русских войск на Куликовом поле в 1380 году Савве выпало новое серьезное служение – настоятельство. Дело в том, что еще до битвы против татар благоверный князь Димитрий Донской обещал преподобному Сергию возвести новый монастырь. После победы князь вспомнил о своем обещании, преподобный же Сергий отыскал подходящее место для будущей обители. Было решено построить обитель недалеко от Троице-Сергиевой лавры – в 40 верстах, на небольшом острове меж трех речек – Дубенки, Дубны и Быстрицы. Именно здесь был основан Успенский Дубенский монастырь, настоятелем которого и был поставлен преподобный Савва. Это служение он нес более десяти лет: все эти годы он продолжал вести строгую жизнь подвижника – держал строгий пост, никогда не надевал мягких и удобных одежд, по ночам молился, каялся в своих грехах. Все эти подвиги были частью живой традиции русского монашества, основоположником которой стал преподобный Сергий Радонежский.

Господь, видя усердие и духовные подвиги преподобного Саввы, уготовил ему новое, более высокое служение. После того как в 1392 году преставился преподобный Сергий Радонежский, настоятелем Лавры стал еще один его ученик – Никон Радонежский. Однако это служение он исполнял недолго: желая пребывать в постоянном безмолвии, он ушел в затвор. Братия Лавры обратилась за помощью к преподобному Савве. После долгих уговоров он согласился стать настоятелем обители и оставался им еще шесть лет.

После этого, желая уединения, Савва сложил с себя обязанности настоятеля и остался в монастыре простым иноком. Братия снова обратилась за помощью к преподобному Никону, который вышел из затвора и принял монастырь.
В момент, когда казалось, что жизнь подвижника уже устоялась, Господь послал ему новое и, вероятно, главное в его жизни служение. Однажды в Лавру приехал князь Юрий Звенигородский, сын Димитрия Донского. Будучи в тесных отношениях с самим преподобным Сергием (он был крестником святого), а также имея духовником преподобного Савву, князь обратился к последнему с просьбой – устроить вблизи Звенигорода монастырь и стать его настоятелем. Помолившись, преподобный Савва согласился остаться в Звенигороде. Место для монастыря выбрал сам князь Юрий – это была вершина горы Сторожевской (Сторожи). В самые короткие сроки была возведена первая постройка – деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вскоре собралась и братия, а сам монастырь впоследствии получил название Саввино-Сторожевского.

Из жития преподобного Саввы известен случай, когда святой изрек пророчество князю Юрию Звенигородскому о предстоящей победе. В 1399 году к Нижнему Новгороду подошли рати поволжских татар во главе с царевичем Ентяком. Трижды татары пытались взять город, но это им не удавалось. Тогда они пошли на хитрость – заключив мир с нижегородцами, татары смогли ворваться в город и разорили его. В ответ на это вероломство великий князь Василий Дмитриевич отправил вслед татарам рать во главе со своим братом Юрием Звенигородским. И вот перед выступлением в поход князь Юрий прибыл к преподобному Савве и попросил его благословения. После молитвы святой Савва благословил князя, осенил его крестом и предрек следующее: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою. Врагов своих ты одолеешь и, благодатию Божией, здравым возвратишься в свое отечество!» Все произошло так, как и сказал преподобный, – татары были разбиты, их города (Болгар, Жукотин и другие) взяты, а князь вернулся домой со славой.

Тем временем слава о самом Савве Сторожевском распространялась среди русских людей. Народ шел к нему за советом, молитвенной помощью, а многие и для того, чтобы принять иночество из рук святого. Однако сам преподобный Савва всегда стремился к уединению. Вскоре он ушел из монастыря. В версте от обители, в глухом лесу он выкопал себе пещеру, в которой и продолжал вести подвижническую жизнь. Но и живя в пещере, он продолжал помогать Звенигородскому монастырю: например, носил в обитель воду, для чего собственными руками выкопал под монастырской горой колодец.
Как сообщает житие преподобного Саввы, за подвижническими трудами в отшельничестве, он почувствовал, что вскоре Господь призовет его к Себе. Преподобный собрал братию монастыря, дал ей последние наставления, избрал себе преемника из числа монахов, которого также звали Савва.
3 декабря 1407 года святой Савва Сторожевский отошел ко Господу. Празднование святому было установлено на Московском соборе 1547 года, а 19 января 1652 года были обретены его нетленные мощи.

Судьба мощей преподобного Саввы во многом драматична. Так, после революционной смуты, в марте 1919 года, мощи были вскрыты и изъяты из обители (где они пребывали постоянно) VIII Отделом Народного комиссариата юстиции. До начала 1930-х годов они хранились в Москве, на Лубянке. Впоследствии мощи святого были переданы сотруднику Государственного исторического музея, члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области Михаилу Михайловичу Успенскому с формулировкой: «поместите куда сочтете нужным». Вместе со своей супругой Софьей Дмитриевной он долгие годы хранил их дома. Его наследники в 1985 году передали их в московский Свято-Данилов монастырь. Лишь только в августе 1998 года мощи торжественно были возвращены обратно в родную Звенигородскую обитель, где и находятся ныне.

Сторожевский Савва Преподобный - (Савва Звенигородский) — преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392 г.), был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (на период когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского — Евдокии (в монашестве — Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

Иди, благоверный князь, Господь да будет с тобою, помогая тебе, и врагов своих одолеешь, и благодатью Христовой здрав возвратишься в свое отечество. (князю Георгию)

Сторожевский Савва Преподобный Святой

По новым сведениям первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. Также скорее всего (по летописям) в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396—1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

В это же время полным ходом идёт строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть — «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое — это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Даниловский монастырь, в августе 1998 года их торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

(1407-12-16 )
Почитается: Канонизирован: В лике: Главная святыня: Покровитель: Подвижничество:

чудотворения, прозорливость

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский ) - преподобный Русской церкви , основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде ; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского .

Жизнеописание

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского ( г.), был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (на период когда Никон Радонежский , которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского - Евдокии (в монашестве - Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского . Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва - Стромынский.

По новым сведениям первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. Также скорее всего (по летописям) в 1395 году (а не в -м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань . Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы . Основание монастыря на Сторожи можно отнести к периоду 1396-1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила , в 1398 году , преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идёт строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где до сих пор находятся мощи святого) и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть - «звенигородском») стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв . По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица » для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года . Звенигородского чудотворца почитали местно , а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года . Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович , 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

Чудеса и почитание

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году . Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители .

Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

Литература

  • Ковалев К. П. Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2007. (Новые сведения и датировки. 2-е издание: М., 2008).
  • Ковалев К. П. Звенигород и Звенигородская Русь. Сокровища подмосковной цивилизации. М.: Вече, 2009.
  • Аверьянов К. А. Преподобный Савва Сторожевский: "белые пятна" биографии //Вестник церковной истории . 2006. № 4. С. 212–2120.

Ссылки

  • Житие преподобного Саввы (XVI в., автор - Маркелл Безбородый) в переводе на современный русский язык

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие 16 декабря
  • Умершие в 1407 году
  • Святые по алфавиту
  • Русские православные святые
  • Христианские святые XV века
  • Преподобные Русской Церкви
  • Канонизированные в XVI веке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Савва Сторожевский" в других словарях:

    - (Звенигородский), игумен (ск. 3.12.1406), в ранней юности ушел от мира, принял пострижение от прп. Сергия Радонежского и был одним из первых его учеников и сподвижников. Он любил безмолвную жизнь, избегал бесед с людьми, пребывал в постоянном… … Русская история

    Савва Сторожевский - Звенигородский (ум. 1406) святой преподобный (память 19 января/1 февраля и 3/16 декабря), игумен, ученик преподобного Сергия Радонежского. По желанию Звенигородского князя Юрия основал близ Звенигорода на Сторожевской горе монастырь, игуменом… … Православный энциклопедический словарь

    Савва Сторожевский, Звенигородский - (ум. 1406) преподобный, игумен, ученик прп. Сергия Радонежского. По желанию Звенигородского князя Юрия основал близ Звенигорода на Сторожевской горе монастырь, игуменом которого и состоял в течение 30 лет. Память 19 января (1 февраля) и 3 (16) … Православие. Словарь-справочник

    Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) - Русская православная церковь празднует память преподобного Саввы Сторожевского 16 декабря (по старому стилю 3 декабря), в день преставления, и 1 февраля (по старому стилю 19 января) в день обретения мощей. Преподобный Савва Сторожевский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Савва Сторожевский (икона, XIX век) умер 16 декабря 1407 почитается в Русской Православной Церкви … Википедия

    Ы, муж.Отч.: Саввич, Саввична.Производные: Саввушка; Сава; Ава.Происхождение: (Арам. saba старец, дед.)Именины: 25 янв., 27 янв., 1 февр., 21 февр., 15 марта, 10 апр., 12 апр., 15 апр., 28 апр., 7 мая, 26 июня, 21 июля, 2 авг., 9 авг., 9 сент.,… … Словарь личных имен

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми – прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители.

Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.
После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.
Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.
И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: “Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество”.

Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.
Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.
Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 16 декабря.
Первое обретение святых мощей состоялось 1 февраля 1652 года.
Второе обретение – 23 августа 1998 года.
30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1887 году.