Почему я выбрала тему проекта таинственные дожди. Научно - исследовательская работа по физике "Радуга - дуга" проект (8 класс) на тему

Надежда Богданова
Детский исследовательский проект «Почему идет дождь»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 »

Копейского городского округа

(МДОУ «ДС № 10» )

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ :

«Почему идет дождь

Участник проекта :

Шполянская Екатерина – 5 лет

Руководители проекта :

Богданова Надежда Геннадьевна-воспитатель

Шполянская Ирина Валерьевна– мама

Копейск, 2018 год.

Введение

Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя . Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы. Мне очень интересно, почему идёт дождь ? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём ? Почему дождь бывает разный ? Нужен ли дождь ?

Цель и задачи.

Цель исследования :

Выяснить, как образуется дождь .

Задачи исследования :

Объяснить, что такое дождь , и почему он идет ?

Найти рассказы о дожде , о природных явлениях.

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя .

Какие бывают дожди .

Объектом исследования : является дождь

Предметом исследования : образование дождя .

Гипотеза исследовательской работы .

Гипотеза моего исследования : что будет если не будет дождя ?

Методы исследования :

1. Наблюдение

2. Проведение опытов.

Оборудование : для опытов вода, стакан для воды, блюдце, вата.

Результат.

Мои выводы.

На основе проведенных опытов я узнала, что вода проходит два состояния : жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём .

Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – это обычная вода , которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе» . Дождь образуется , когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

После наблюдении и опытов моя гипотеза подтвердилась если не было бы дождя – высохли бы реки , моря и озера, и всё живое бы погибло.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Мой родной Нижневартовск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №61 «СОЛОВУШКА» Название номинации:.

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский исследовательский проект «Почему море не замерзает?» (старшая группа) Однажды я была свидетелем беседы мамы с сыном когда они собирались идти домой из сада. Речь шла о прогулке по берегу моря для того чтоб.

Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.

Детский исследовательский проект «Что такое дрожжи?» Я Исследователь – «Что такое - дрожжи?» Орлова Вероника, 6 лет Я очень люблю кушать пирожки, булочки, ватрушки и хлеб. Мне стало интересно.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь цветным карандашом.

Конспект занятия по рисованию карандашами во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Образовательная часть: Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь.

Окулова Елена

Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?

В своей исследовательской работе я ставила перед собой цель : узнать как можно больше о данном природном явлении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №3»

Г. Краснокамска

Ученица 4 «В» класса.

Руководитель : Кондрашина А.А.

Учитель начальных классов.

Консультант: Окулова Л.Ю.,

Мама

2010 год

  1. Введение
  1. Результаты исследований и их обсуждение.
  1. Что такое дождь?
  2. Как он образуется?
  3. Какие бывают дожди?
  4. Нужен ли дождь?

IV. Заключение

I. Введение

Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?

В своей исследовательской работе я ставила перед собой цель : узнать как можно больше о данном природном явлении.

  1. Описание методики сбора материала и методы обработки собранного материала.

Для того, чтобы больше узнать об удивительном природном явлении – дождь, мне пришлось обратиться к разным источникам массовой информации: словари, ТВ, интернет, специальная литература. В ходе сбора материала я посетила все библиотеки нашего микрорайона, вспомнила свойства воды, просмотрела специальный фильм о видах дождей. Самым увлекательным для меня были опыты, которые я проводила вместе с родителями дома.

Работа проводилась по такому плану :

  1. Что такое дождь?
  2. Как он образуется?
  3. Какие бывают дожди?
  4. Каких дождей не должно быть на Земле?
  5. Нужен ли дождь?

III. Результаты исследований и их обсуждение.

1. Что такое дождь?

Дождь – это, прежде всего вода. В словаре Ожегова сказано, что «Дождь – это атмосферные осадки в виде водных капель, струй». А в словаре Даля, что «Дождь – это вода в каплях или струями из облаков».

2. Как он образуется?

  1. А почему идет дождь?
  2. Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем ?

На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли все выше и выше - на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем.

Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилось в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.

В домашних условиях мы можем наблюдать образование дождя. Я провела такой опыт:

Требуется:

Маленькая кастрюлька

Металлическая крышка

Газовая плита

Вода

Ход опыта:

  1. Налей воды в кастрюльку, попроси взрослых поставить её на плиту.
  2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой.

Результат:

На крышке образовались капли воды. Потряси крышку, и попадают капли «дождя».

Это потому…

…что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

Вывод:

3. Какие бывают дожди

Самый сильный дождь называется ливнем. Ливни выпадают из кучево-дождевых об лаков толщиной несколько километров. Та кие ливни бывают очень интенсивными, но непродолжительными, как и жизнь самих этих облаков.

Капли дождя пада ют на землю со скоростью, примерно - 6,5 м/с (ускорение, вызванное силой притя жения, с учетом трения их о воздух).

Самый мелкий дождь - морось. Капельки мороси равны всего 0,10-0,25 мм, они выпадают из облаков с рваным основа нием, а крупные капли мороси могут образо вываться в облаках, принесенных теплым фронтом.

Обложные – в виде довольно крупных капель дождя, продолжаются иногда несколько дней и выпадают из слоисто – дождевых облаков.

Но бывают, совсем особенные,летние дожди, ко роткие, весёлые. Идут они удивительным образом - с ясного неба, при свете яркого солнца! Туч на не бе нет, только висит в воздухе лёгкая белая дымка.

Это водяной пар. Он низко над землёй попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.

Он быстро проходит, этот дождь. Сияет солнце, и нет больше в воздухе белой дымки, она проли лась на землю «слепым дождичком» - так почему-то называют этот летний дождь без облаков.

Ещё иногда, мелкий, летний дождь называют «грибным дождиком».

А еще бывают осенние дожди. Их называют «мокрыми дождями». Эти дожди сопровождаются сильным ветром, они продолжительные, ненастные.

Обычно количество выпавших осадков из меряют в миллиметрах.

Чтобы представлять, что означают эти цифры, знайте, что когда говорят «выпало 100 мм осадков», это означает, что на площадь 0,4 га выпало 40 451 литров воды.

4. Каких дождей не должно быть на Земле

Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.

Кислотные дожди

В природе много веществ, среди них есть кислоты. Из–за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождем. Это так называемые кислотные дожди. От них страдают растения и все живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.

Радиоактивные дожди

Радиоактивные осадки - одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Они представляют собой пыль и ка пельки атмосферной влаги, содержащие ра диоактивные атомы. Такие атомы образуются в ходе испытания ядерного оружия или аварии на атомной электростанции.

Самые тяжелые частички из пылевого ра диоактивного облака оседают на землю в пер вые часы или минуты после взрыва. Более лег кие задерживаются в атмосфере на длительное время. Они могут переноситься ветром на боль шие расстояния, иногда за десятки тысяч ки лометров. После долгого путешествия в атмосфере радиоактивные атомы, их еще называют радионуклиды, возвращаются на поверхность земли вместе со снегом, дождем или туманом.

Радиоактивная пыль оседает на почве, по падаем в водоемы, загрязняет жилые дома, предприятия, дороги. Она попадает на поверх ность растений, кожу животных и человека.

Радионуклиды, попавшие на кожу челове ка, можно смыть водой, однако они проникают внутрь организма вместе с водой, которую мы пьем, воздухом, которым мы дышим, пищей, которую мы едим. Радиоактивные атомы излу чают большое количество энергии в виде электромагнитных волн и заряженных час тиц. Радиация разрушает живые клетки, и прежде всего их генетический аппарат, ослаб ляя защиту организма от различных болезней.

Радиоактивные осадки, как и другие виды загрязнений, вызванных деятельностью чело века, стали в настоящее время нежелательной реальностью для многих жителей России. Зна ние проблем, порождаемых радиоактивными осадками, позволяет повысить экологическую безопасность населения. Особенно это важно в районах, пострадавших от аварии на Черно быльской атомной станции, и в других райо нах нашей страны с большим радиоактивным загрязнением.

Каждый человек должен беречь свою землю!

5. Нужен ли дождь?

А что, если бы никогда не было осадков?

Не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Вот почему не надо морщить лоб и сердиться, когда на смену ясной погоде приходит ненастье и по чистому небу начинают плыть серые дождевые тучи. Они несут влагу и работают на нас.

IV. Заключение

Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – одно из удивительных явлений, которое существует в природе. Теперь я знаю, почему идёт дождь, какие дожди бывают и, что дождь очень нужен нашей планете. Только люди должны следить за экологией Земли и тогда не выпадут опасные дожди.

Своими исследованиями поделилась с учащимися своего класса. Считаю, что они заинтересовались моей темой, им было интересно слушать мой материал.

V. Список использованной литературы

1. Карагод С.«Энциклопедия явлений природы»

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., 1997

3. Цветкова И.В. «Экология для начальных классов». «Академия развития» 2007

4. Я познаю мир: Экология.; - М.,1999

исследовательская работа « Дождь»

Руководитель: Кондрашина Анна Александровна, учитель начальных классов,

МОУ « СОШ №3» г. Краснокамска,

Подготовила: Окулова Лена, ученица 4 «В» класса.

Название работы : «Дождь».

Учебный предмет: природоведение, 3 класс, учебник «Мир вокруг нас» Плешаков А.А.

Тема: Вода. Свойства воды .

Проблемный вопрос: Правда ли, что дождь, для того, чтобы упасть на землю, поднимается с поверхности земли?

Исследовательские вопросы

  1. Что такое дождь?
  2. Как он образуется?
  3. Какие бывают дожди?
  4. Каких дождей не должно быть на Земле?
  5. Нужен ли дождь?

Цель работы:

  1. узнать как можно больше о данном природном явлении.

Форма защиты – презентация.

Тезисы работы:

  1. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?
  2. Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.
  3. Дожди классифицируют по двум основным признакам: интенсивности и продолжитель ности.
  4. Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на Земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.
  5. Дождь - это тоже хорошая погода!
Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №6»

Областной заочный конкурс исследовательских работ и творческий проектов младших школьников

«Первые шаги в науку»

Город Корсаков

Школа № 6

Класс _ 2-б

Направление: естественнонаучное

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: « Почему идёт дождь? »

Содержание


Введение

3стр.

Основная часть

  1. Первоисточники о дожде.

4стр.

  1. Опрос

  1. Дождь как природное явление

  2. Виды дождей

  3. Интересные факты о дождях

5 стр.

6стр.

9стр.

10стр.


  1. Практическое исследование
опыт №1

Опыт №2


11 стр.

12 стр.


Заключение

13 стр.

Список литературы

14 стр.

Приложение

15стр.

Введение.

Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдал за дождём и у меня появились вопросы, на которые постарался ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём?

Цель исследования:

Узнать почему идёт дождь?

Задачи исследования:

1.Познакомиться с первоисточниками о дожде(библия).

2. Проанализировать научную литературу о дожде, как природном явлении.

3. Познакомится с видами дождей и интересными фактами о дожде.

4. Проверить полученную информацию путем проведения опыта образования дождя.

5. Сделать вывод.

Объект исследования: дождь.

Предмет исследования: круговорот воды в природе.

База исследования: ученик 2-б класса Давыдов Михаил, его мама.

Гипотеза исследования.

Предположим, что дождь идет потому что облака состоят из воды

Методы исследования.

2.Проанализировать научную литературу.

3.Провести опыты.

4.Сравнить результат.

1. Первоисточник о дожде.

В Библии описана история о потопе. Бог наказал людей за грехи – наслал на землю потоп. Дождь лил с неба непрерывно сорок дней. Вода затопила землю и всё живое погибло. Потом дождь прекратился, вода сошла и жизнь возобновилась.

2. Опрос.

Я задал вопрос: " Почему идёт дождь?" разным людям и получил такие ответы:

Папа – дождь идёт сверху, потому что вода скапливается наверху;

Мама – дождь идёт из тучи; бывает разный – грибной, ливень, морось, ледяной;

Бабушка – дождь – это вид осадков; обычно бывает в теплое время года; осенью идёт особенно сильный, проливной.

Не получив нужную информацию я обратился к научной литературе.

3. Изучение научной литературы

а) В толковых словарях даются следующие определения слова ДОЖДЬ:


  • Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (словарь Ожегова);

  • Вода в каплях или струями из облаков. (словарь Даля);

  • Один из видов атмосферных осадков, образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух, падает из так называемых дождевых облаков или туч темно-серого цвета без определенных очертаний (словарь Брокгауза и Ефрона).
б ) Я знаю, что дождь – это вода. Вода нужна растениям, животным, людям. В поиске в интернете я задал свой вопрос и на сайте"Всё для детей", в разделе почемучка нашел научное объяснение:

На земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, то есть становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Когда капель становится много, они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не прольются на землю дождём.

Прошёл дождь. Выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю дождём.

Такое явление в природе называется – круговорот воды в природе.

Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.
Под воздействием солнечной энергии жидкая вода и лед испаряются, превращаясь в водяной пар. В атмосфере из водяного пара образуются облака. Ветры переносят облака над океанами и с океанов на сушу. Благодаря действию силы тяжести из облаков выпадают осадки, которые питают реки, озера, ледники, увлажняют почву. Под ее влиянием вода течет с более высоких мест в более низкие, возвращаясь реками и ручьями обратно в океан. Часть выпавшей на поверхность влаги просачивается вглубь земли, пополняя подземные воды.

Так совершается вечный круговорот воды в природе. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. При этом полный обмен воды в реках происходит всего за 19 дней, в болотах - за 5 лет, а в озерах - за 17 лет. Дольше всего - на 10 000 лет - вода задерживается в ледниках.

Вывод: Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром.

4.Оказывается дожди бывают разные:

Проливной

Косой (косохлёст)

Ситничек(мелкий дождь, как из сита)

5.Интересные факты о дожде.

В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу.

В г. Пара жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время.

Жителей Уганды не напугаешь громом, т. к. в стране дождь с грозой идет 250 раз в год.

Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т.к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха.

В 1940 году в г. Мещеры (Россия) с первыми каплями дождя посыпались серебряные монеты времен Ивана Грозного.

В 1954 году над английским городом Бирмингемом прошел дождь из лягушек. В 1973 году такой дождь выпал во Франции, а в 1974 году в Туркмении.

В августе 1963 года возле посёлка Деинау выпал дождь из мелких лягушек, а через 2 года – из маленьких рыбок и лягушек.

В 1818 и 1847 годах в Каоре на юге Франции выпал редкостный дождь с пауками.

В 1954 году в США в городе Давенпорт выпал голубой дождь и окрасил город в голубой цвет.

6.Практическое исследование

Чтобы наблюдать образование дождя, я провел такой опыт в домашних условиях:

для этого мне потребовались:

кастрюля; стеклянная крышка; плита; вода.

Ход опыта №1:

Наливаю воду в кастрюлю, прошу взрослых поставить её на плиту и вместе ждём, когда вода закипит.

Сначала мы наблюдаем – вода закипела, и образующийся пар поднимается вверх и рассеивается.

Вывод: при воздействии высокой температуры вода переходит в газообразное состояние, данное явление называется – испарением.

Ход опыта №2:

Когда вода закипела, накрываю кастрюлю крышкой.

Когда накрыли кастрюлю стеклянной крышкой – на крышке образовались капли воды. По мере их накопления они увеличивались и падали назад в воду. Из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией .

Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и снова превращается в воду.

Заключение.

На основании анализа изученной литературы и проведённого опыта, я увидел, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар, поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, конденсируется в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём. Гипотеза подтвердилась.

Список литературы:

"Круговорот воды в природе "

http://scienceland.info/

Иллюстрированный энциклопедический словарьФридрих-Арнольд Брокгауз, Илья Ефрон,ООО "Издательство "Эксмо" 2010 г. Москва

Энциклопедия младшего школьника 1 – 4 кл. Безкоровайная Е.В. и др. ООО "Издательство "Эксмо" 2014 г. Москва

Моя первая священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского Издание товарищества М.О. Вольф С.-Петербург – Москва 1899г. (Обл. Целищев Геннадий Дмитриевич, 1991г.)

Детская Библия. Библейские рассказы в картинкахБ.Арапович, В.Маттелмяки Российское Библейское общество, Москва 1993г.

Приложение:

1. Видеоролик на электронном носителе.

2. Презентация по проекту на электронном носителе.

Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Проектно-исследовательская работа по теме

«Сбор и систематизация материала

к сочинению-описанию «Дождь»

«Сбор и систематизация материала к сочинению-описанию «Дождь»
  • Цель: сбор и систематизация тематической информации в ходе подготовки к написанию сочинения-описания по теме «Дождь».
  • Задачи:
  • Изучить толкование слова «дождь» в толковых словарях, использование образа дождя в художественных текстах, высказываниях известных людей, музыке, репродукциях картин, пословицах и поговорках, афоризмах.
  • Изучить толкование термина «дождь» в естественно-научной литературе.
  • Собрать интересные факты о дожде.
  • Систематизировать и обобщить собранный материал по теме исследования.
  • Создать набор раздаточного материала в помощь учащимся при написании сочинения по данной теме.
Актуальность: Мы выбрали эту тему, потому что во-первых, написание даже сочинения-описания всегда вызывает трудность у учащихся из-за недостаточности информации, языковых средств по конкретной теме, во-вторых, нас заинтересовало само природное явление «дождь», и мы решили собрать как можно больше интересных сведений о дожде. Толкование слова.
  • Толковые словари:
  • Д.Н. Ушакова
  • С.И.Ожегова
  • Т.Ф. Ефремовой
  • Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А.Кузнецова
  • 1. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
  • 2. Множество, большое количество чегол. падающего, сыплющегося.
  • 3. Блестящие длинные нити из металла или бумаги для украшения ёлки.
Толковый словарь В.И. Даля
  • дождик, дожж, дожжик, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее дежгь; дежгем, дождем; дежгевый, дождевой; дежгити, одождить).
  • ситничек - самый мелкий дождь;
  • морось, бус - мельчайший дождь, еще мельче ситника.
  • ливень, проливной - самый сильный дождь;
  • косохлест, подстега - косой дождь, по направлению сильного ветра;
  • мокрые дожди, осенние, продолжительное ненастье - дряпня, хижа, чичер, лепень - снег с дождем.
  • Сеногной - дожди во время покоса.
Дождь в физике
  • Дождь в физике
  • атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6-7 мм.
  • Капельки имеют одинаковую форму, но их размер может изменяться от полумеллиметра до шести миллиметров в диаметре. Капли, которые не попадают под эти параметры, относят к мороси.
  • Дождь в естествознании
  • жидкие атм. осадки, выпадающие из облаков.
  • Диам. капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки наз. моросью.
Интересные факты о дожде.
  • На острове Кадан, около горы Вамалеале, (Гавайские острова) наблюдают дождь в среднем до 335 дней в году.
  • Самые крупные дождевые капли, то следует направиться на Маршалловы острова, где размер капли может достигать одного сантиметра в диаметре.
  • В американском Уайнберге уже на протяжении ста лет дождь идет в один и тот же день - 29 июля.
Эпитеты к слову дождь:
  • О продолжительности, силе; о звучании, температуре; о величине водяных частиц, их плотности-111 слов (среди них грибной, слепой, спорый – именно их описывает в своём рассказе «Какие бывают дожди» (Из повести «Золотая роза») Константин Паустовский)
  • О впечатлении, психологическом восприятии - 53 слова (безотрадный, беспощадный, благодатный, благостный, болтливый, веселый, вялый, долгожданный, добрый, докучный, желанный, животворный…)
  • О времени выпадения дождя – около 10 слов (весенний, осенний, летний…)
Какие бывают дожди - отрывок из «Золотой розы» К. Паустовского
  • Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.Особенно хорош спорый дождь на реке…При этом по всей реке стоит стеклянный звон.
  • А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
  • О слепом дожде , идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Дождь в поэтических текстах:

Весенний дождь

Летний дождь

Осенний дождь

Громкий, солнечный, омывает всю природу и вызывает чувство восторга:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.(А.Фет)

Грянул ночью гром весенний, Грозен, свеж, неукротим. (С.Маршак)

Быстротечный, с запахом мёда, от него оживает уставшая от солнца природа, животворный, шумный:

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям…Пролетный дождь стучит. (С.Маршак)

Летний дождь, ты быстротечен….(Т.Забелина)

О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить, Все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить. (С.Кирсанов)

Осенний дождь самый печальный и грустный, часто ассоциируется со слезами…, однако часто слышится заунывная музыка дождя…

Дождей тоскливою струною

Заплачет осень за окном

Вот так и мы скупой слезою

Прощаемся с былым теплом

Т.Забелина

Под музыку осеннего дождя

Иду во тьме... (К.Фофанов)

Дождь в музыке:
  • Дождь в музыке:
  • Вольфганг Амадей Моцарт – Дождь
  • Фредерик Шопен – Вальс дождя
  • Людвиг Ван Бетховен – Мелодия дождя
  • Борис Леви – Музыка дождя
  • Ф.Шопен - Прелюдия №15. Дождевая капля
  • Клод Дебюсси – Сады под дождём
  • Афоризмы о дожде:
  • «Я, например, очень люблю, когда в воскресенье идёт дождь. Как-то больше чувствуешь уют». (Эрих Мария Ремарк)
  • «Что такое дождь? Это небо с прослойкой воды». (В. Маяковский)
  • «Одни наслаждаются дождём, другие просто промокают» (Р.Миллер)
  • «Дождевые капли - это слёзы ангелов, которые они льют с небес, чтобы смыть с нас наши грехи» (Дэн Браун)
Дождь в живописи:
  • Дождь в пословицах и поговорках, в народных приметах:
  • После дождика даст Бог солнышко.
  • После грозы дождь, после ведра ненастье.
  • Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
  • Русские летописи сравнивали долгие летние дожди со стихийным бедствием, несущим горя не меньше засухи:
  • “Ветры сильные и дожди великие, и мокрота непомерная, а дожди во все дни были, и теплота и мокрота великая…Недород был великий хлебного плоду: рожь обратилась травою мятлицею…” .
  • Дождь в разговорной речи:
  • Дождичек. Разг. Уменьш-ласк. дождик; небольшой мелкий дождь.
  • После дождичка в четверг – неизвестно когда.
  • Дождишко. Разг. Уничижительно к слову дождь.
  • С сегодняшнего утра стал дуть резкий холодный ветер и заморосил противнейший дождишко. (Чехов. Письмо М.Киселевой)
  • Дождина. Разг.
  • 1. Сильный дождь. Ливанет через часика два крупный кромешный дождина, заполыхают молнии. (Липатов. И это все о нем).
  • Дождище. Разг.Сильный дождь. Ну и дождище, хлещет как из ведра!
Вывод: Такое явление как дождь воспринимается людьми как событие обыденное, поскольку оно сопровождет человека всю жизнь. В своей работе мы изучили Дождь как литературный персонаж…Мы собрали материал насколько разнообразен бывает характер дождя, его описание, образ от первых скоротечных гроз по весне и до навязчивой осенней непогоды.
  • Обобщив собранный материал по теме исследования, создали набор раздаточного материала в помощь учащимся при написании сочинения по данной теме.