Почему нельзя отпевать самоубийц. Почему самоубийц не отпевают и не хоронят на кладбище

Самоубийство в любой религии мира считается грехом, и христианские священнослужители крайне категоричны в отношении людей, которые окончили жизненный путь таким образом.

Существуют и документально подтвержденные исключения, при которых суицид может быть оправдан Церковью. Это случаи по душевной болезни, при которых погибшие не ведают того, что делают. В любых других ситуациях похороны и поминания самоубийц регламентированы и подчиняются особенным правилам:

  1. Самоубийц не отпевают и не поминают в Церкви. Нельзя подать записку с именем за упокой, для них не заказывают служб. Родственникам также не разрешено поминать самоубийц в здании церкви;
  2. На могиле совершившего суицид не ставят крест. Ранее существовал обычай хоронить таких людей на неосвященной земле. Теперь, при похоронах на общих кладбищах, этот запрет снят;
  3. В гроб не кладется венчик, как символ прохождения земных мытарств. Тело не укрывается покрывалом, которое является символом покровительства Церкви;
  4. Не устраивают традиционных поминок на 3-й, 9-й и 40-й дни. В эти периоды душа проходит мытарства и для облегчения состояния души самоубийцы рекомендуется постоянная молитва о ее прощении, но не поминание ее по обычаям Церкви.

Родственники покойного могут заказать ритуальные венки и корзины , однако в их оформлении не должно присутствовать христианской символики.

Как можно поминать самоубийц?

Несмотря на строгие запреты христианской Церкви относительно совершивших суицид, есть ряд разрешенных правил, которые могут выполняться их родственниками:

  • в дни памяти в Храме можно заказать проведение утешительной молитвы. Она не является панихидой и не может читаться у гроба. В ней испрашивают милость для родственников самоубийцы, которые также несут на себе печать его греха;
  • келейное чтение молитвы старца Льва Оптинского. Перед чтением необходимо получить благословление священника;
  • поминовение на Радоницу. В этот праздник поминают и творят молитвы по утонувшим, умершим некрещенным и просят за совершивших суицид;
  • покаяние, послушание, подача милостыни. Родственники самоубийцы совершают эти обряды во имя спасения его души;
  • молитва и христианская жизнь.

Строгое соблюдение канонов христианства, молитва, покаяние, подача милостыни должны стать основой жизни человека, близкий которого совершил суицид.

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

- Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения самоубийц.

Встречаются и другие поводы; собственно, любой человек может прийти к викарию на прием в Митрополию и выяснить все волнующие его вопросы церковно-канонического порядка.

Время приема - с 10.00 до 14.00. Кроме того, в некоторые дни года, как то: первая и последняя неделя Великого поста, большие церковные праздники, дни официальных церковных событий, прием не проводится.

Уточнить, принимает ли в данный день викарный епископ, можно по телефону у дежурного в корпусе 70-А: 044 255 12 46.

Процедуры «развенчания» не существует

- Что такое «развенчание»?

- «Развенчания» как такового не существует. Церковь не может аннулировать церковный брак: венчание - это такое же таинство, как крещение или миропомазание. Но в силу человеческой немощи Церковь может дать благословение на вступление во второй брак.

Причины, по которым распалась предыдущая семья, бывают самые разные: уход одного из супругов, пьянство или, как чаще всего бывает, «не сошлись характерами». К сожалению, вступая в брак - не только в церковный, но и зарегистрированный государством, люди не уделяют серьезного внимания подготовке к семейному союзу, зачастую будущие супруги совсем недолго знакомы и практически не знают друг друга. В силу этих и многих других причин браки, к сожалению, распадаются.

По статистике, расторгается до 60% брачных союзов, заключенных в государственных органах регистрации. А сколько еще так называемых «гражданских» браков…

Что касается церковной среды, то с вопросом о вступлении во второй брак в среднем приходят от 5 до 15 человек в день. Это достаточно большое количество.

Еще раз подчеркну: процедуры «развенчания» не существует, есть только благословение на вступление во второй брак.

В этом ключе и пишется прошение на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Прошу Ваше Блаженство благословить мне вступить во второй церковный брак с православным христианином (ФИО). В связи с этим предыдущий брак с таким-то православным христианином (ФИО) прошу считать недействительным». Примерно такого же содержания выдается свидетельство с благословением на вступление во второй брак.

Для того чтобы подать прошение на второй брак, требуются определенные документы: свидетельство о венчании (если есть, так как не во всех храмах таковые выдаются), свидетельство о расторжении предыдущего брака, свидетельство о регистрации второго брака или справка из ЗАГСа о том, что уже подано соответствующее заявление. На основании этих документов мы даем благословление на вступление во второй брак.

Для священника, который будет совершать венчание, помещается указание совершать венчание по чину второбрачных. В чинопоследовании Православной Церкви есть такой чин, имеющий некоторые отличия от обычного венчания. Так, к примеру, на головы брачующихся не возлагаются венцы. Православная Церковь возлагает на молодых супругов венцы в ознаменование их победы над страстями, как знак того, что они до брака сохранили чистоту. И хотя в нынешние времена ситуация такова, что весьма мало молодых людей сохраняют девство до вступления в брак, все равно по традиции молодых увенчивают венцами.

- Бывают ли ситуации, когда человек приходит только за «развенчанием», не собираясь вступать во второй брак?

Да, случается, что люди приходят для расторжения церковного брака: если один из супругов уже вступил во второй брак или же ведет не соответствующий православному человеку образ жизни.

Этот вопрос очень серьезный. Мы знаем, что Христос в Евангелии указывал только одну причину расторжения брака - вина прелюбодеяния. Так как данный факт, как правило, подтвердить невозможно, то в случае, если человек имеет желание расторгнуть брак, не вступая во второй, обычно требуется письменное ходатайство духовника этого человека о том, что он, зная ситуацию, просит о расторжении брака.

- Случалось ли, что Вы не давали благословения на второй брак?

На моей памяти таких случаев не было.

Однажды пришел человек за благословением на вступление в третий брак. Но это Церковью уже не благословляется.

- То есть третий или даже четвертый браки Церковь не благословляет?

Если жизненные обстоятельства сложились таким образом, что человек желает вступить в церковный брак третий раз, то в данном случае также требуется письменное ходатайство духовника, который, зная ситуацию и жизнь этого человека, считает необходимым для него вступить в третий брак. Но в этом случае на брачующегося налагается епитимья, то есть пост и определенное количество поклонов или молитв.

- Резюмируя разговор о получении церковного благословения на второй брак - можно ли сказать, что , уважая выбор и решение людей, им не став ят препятствия, и если они пришли за благословением, то не отказывают?

Да, если нет явных причин канонического или нравственного характера. Ведь не зная подробностей жизни этих людей, в данном случае мы доверяем соответствующим государственным органам и на основании решения этих органов благословляем вступление во второй брак.

Но, конечно, если есть возможность, то стараемся проводить с людьми беседы о важности церковного брака и необходимости сохранять семью.

80% случаев самоубийств совершаются без всяких видимых причин

- «Разрешение на отпевание самоубийцы» - что это за документ, кому и по какой причине он выдается?

К огромному сожалению, количество суицидов с каждым годом увеличивается. И очень часто родственники, скорбя о душе своего близкого, стремятся похоронить его надлежащим образом, то есть, с совершением церковного чинопоследования.

Но Церковь может благословить отпевание по полному чину только в том случае, если человек совершил самоубийство в состоянии невменяемости, ведь он не противился сознательно воле Божьей и не мог контролировать свои действия. Основанием для такого разрешения служит документальное подтверждение того, что самоубийца находился на лечении в соответствующих психоневрологических заведениях. Обычно выдается справка, что такой-то человек с таким-то диагнозом проходил лечение в такой-то клинике. Если есть такое подтверждение, дается благословение на отпевание.

Бывали случаи - хотя я лично не сталкивался, но слышал от старых священнослужителей - что люди приобретали подобные справки, желая, во что бы то ни стало, поступить по-своему - похоронить самоубийцу по православному чину.

Но нужно понимать, что если здесь, на земле, можно обмануть священника, епископа, то Господа не обманешь. Родственники, которые обманом хотят совершить погребение, не приносят никакой пользы душе этого несчастного человека, и к тому же вредят своей душе, потому что идут на сознательную ложь в таком серьезном и важном деле, касающемся вечности.

Если же человек совершил самоубийство, не имея психических заболеваний, а по иным причинам - из-за алкоголизма, наркомании, долгов, неразделенной любви или любой иной причины, Церковь отпевать его не благословляет. Во время отпевания мы молимся: «Со святыми упокой раба Твоего». Но сложно назвать рабом Божьим человека, который отрекся от воли Божьей, тем более дерзновенно - просить Господа упокоить его со святыми.

В данном случае мы можем просить только милости у Господа к этому человеку и к его родным. Ведь если человек заканчивает жизнь самоубийством, то в этом часть вины лежит и на людях, которые его окружали - они не поддержали, не помогли ему, быть может, остались равнодушны к его пребыванию в состоянии уныния, отчаяния.

В таких случаях погребение совершается по особому чину, в котором Церковь не просит, чтобы Господь упокоил со святыми, а просит только о милости к этому несчастному человеку и к его близким.

Этот чин священнослужитель не может совершать самовольно, только по благословению епископа. За этим благословением родственники и приходят на прием. Люди хотят, чтобы хоть какие-то молитвы были произнесены над телом покойного, ведь дело касается такого важного вопроса, как посмертная участь нашего ближнего.

- Каковы причины самоубийств - исходя из тех случаев, с которыми приходят люди к епископу?

Совершающие самоубийство люди - абсолютно разных возрастов, социального положения и достатка, как молодые, так и пожилые. Каких-то особых тенденций не наблюдается.

Что прискорбно и даже страшно: очень много, до 80% случаев самоубийств совершаются, как правило, без всяких видимых причин.

Стандартная ситуация, о которой рассказывают родственники: человек пришел с работы, посмотрел телевизор, поужинал. Пообщался, собрал вещи ехать завтра с друзьями на рыбалку. Буквально через несколько минут заходят к нему в комнату и видят, что он повесился. Без всяких видимых и объяснимых причин…

Трагично, что в день приема бывает от 1 до 3 случаев обращения по этому поводу! И это только Киевская епархия, и только те, кто обратился в Церковь. Какая же тогда статистика по всей Украине? Сколько погребено людей вообще без всякой молитвы?..

Будьте внимательны к своим ближним, любите их, заботьтесь о них!

- Что вы говорите родственникам?

Люди, которые приходят с подобными прошениями, естественно, находятся в состоянии шока и ужаса от произошедшего, не могут адекватно воспринимать информацию. Поэтому мы издали небольшую брошюрку со словами утешения и наставления, и даем ее с собой - чтобы, придя в себя, человек мог почитать и передать другим родственникам. В том числе, чтобы люди знали, как помочь душе почившего.

А помочь, в первую очередь, можно милостыней. Многие святые говорили о том, что милостыня может избавлять от очень многих грехов, в том числе и от такого страшного греха, как самоубийство.

Также в брошюре помещена молитва одного из оптинских старцев, которую преподобный благословил читать своему духовному чаду.

А так, если честно, тяжело подобрать слова - в очереди на прием сидят люди с заплаканными глазами, в черных косынках, они спешат дальше по своим скорбным хлопотам. Вот сегодня, к примеру, было 3 случая самоубийств и около 12 обращений по второму браку. Стараюсь не обременять их расспросами или наставлениями.

Но что хотелось бы сказать всем: будьте внимательны к своим ближним, любите своих ближних, заботьтесь о них! Если видите, что человеку тяжело, что он страдает, постарайтесь как-то облегчить его страдания - или добрым словом, или советом, или действием. Постарайтесь не оставить человека одного со своей немощью и унынием. Потому что демон уныния может ввести человека в такое жуткое состояние.

И тем, кто вступает во второй брак, хотел бы сказать - помните о важности таинства венчания, относитесь к нему максимально серьезно и ответственно! Все-таки венчание – это не красивое приложение к росписи в ЗАГСе, это таинство, в котором молодым людям подается благодать жить по-христиански, помогать друг другу, спасаясь вместе, идя ко Господу.

Тут уже дали прекрасные ответы, но я хочу посмотреть на проблему немного с другой стороны. Душа человека создана Богом, она совершенна — Бог плохого не делает. Но так как человеку дана свобода, то он может ослушаться своего Творца и совершить плохой поступок, например, самоубийство. Естественно, что люди, том числе — церковь, отрицательно к этому относятся. Но это не уменьшает любви Господа к Своим созданиям. И когда возвращается душа к Господу, встает перед Ним, лишь Он знает, как поступить с ней. Поэтому отпевание, сделанное по ошибке, никакого вреда душе нанести не может. Но молитвы человеческие за такого человека, особенно — молитвы праведников, могут повлиять на решение Всевышнего. В Иерусалиме есть монастырь Онуфрия Великого, расположенный на участке земли, купленном на те деньги, что Иуда получил за Иисуса. Участок считался проклятым, поэтому на нем ничего не было. Но услышав молитву святого Онуфрия за Иуду, Господь приказал ему построить монастырь на этом участке, что и…

Каждый день с понедельника по четверг в синодальном корпусе Киево-Печерской Лавры (корпус 70-А) викарные епископы Киевской Митрополии по очереди ведут прием посетителей. Люди приходят в основном по двум вопросам: «развенчаться» и «получить разрешение на отпевание родственника-самоубийцы».

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения…

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша…

Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не …

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в загробной жизни родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство – это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может…

за умерших некрещёных и за самоубийц

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году) , обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника.

Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной…

Наверное, в мире нет ни одной религии, которая оправдывала бы суицид. Но православные наиболее рьяно осуждают этот грех. Согласно христианским догматам, самоубийц нельзя отпевать в церкви, хоронить на освященной земле, заказывать за них поминальные молебны в храмах.

Почему это происходит? В православной традиции жизнь является высшей человеческой ценностью, Божьим даром. И распорядиться ею надо соответствующим образом: жить по Божьим заповедям в гармонии с собой и миром, окружать себя добрыми делами и помыслами, не грешить, бороться с соблазнами и искушениями. Наложить на себя руки – все равно, что швырнуть Богу в лицо ненужный подарок, выказав тем самым презрение к существующему порядку, бросить вызов высшим силам. А кому такое понравится? Тем более – Создателю…

Грех самоубийства Русская православная церковь приравнивает к греху убийства. Разница лишь в том, что убийца лишает жизни другого человека, а самоубийца посягает на собственное существование. При…

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился».

«»
Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока творчества Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV V..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Лишение себя земной жизни расценивается Церковью как тяжкий грех, который отпустить уже невозможно, ибо прощение достигается только через покаяние. Самоубийство включает в себя сам факт убиения, неверие в Бога, малодушие и отчаяние. Поддавшись этим грехам, человек отказывается пронести свой крест на земле и сомневается в спасительном могуществе провидения.

Православие и самоубийцы

Феномен самоубийства известен с давних времен, о нем упоминалось в разные эпохи и во всех частях света. Святые отцы изначально запрещали молиться за тех, кто отринул священный дар Бога и отдался во власть суицида.

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти

Каждый христианин несет свой индивидуальный крест и получает спасение только через упование на волю Всевышнего Творца. Такая судьба рассматривается истинными верующими не как преднамеренное мучение, а способ, с помощью которого человек совершенствуется. Подобно тому как переплавленный металл становится крепче или алмаз превращается в бриллиант посредством долгого шлифования, наши души преисполняются совершенством и достигают высших небесных сфер, радуясь любви Господа.

Все скорби трансформируются в удовлетворения, если люди начинают отдаваться умом священной религии.

  • Православная Церковь утверждает, что жизненный крест и всяческие искушения никогда не даются сверх индивидуальных сил. Необходимо понять: страдания и печали, угнетающие душу, могут быть побеждены при помощи Бога и собственных усилий. Современный человек часто отягчен разнообразными несчастьями, легко поддается безверию и совершенно игнорирует молитвенные обращения и священные ритуалы Церкви. Некоторые безбожники, уставшие от непреодолимых мук, доходят до черты суицида.
  • Тяжелое положение таких душ усугубляется еще и тем, что за ними идут другие нераскаянные грехи (блуд, гордыня, воровство, ложь). Безбожники совершенно не понимают, что желание убить себя происходит от неправедной жизни. Несчастья легко крепятся к тем, кто забывает о моральных законах и игнорирует могущество Творца.
Важно! Покаяние в грехах помогает избавиться от несчастий и стать ближе к Небесной обители. Обращение к Богу спасает душу, погружение же в грех и соответствующие печали приводит только к смерти.

Мотивация самоубийц

В жизни таких людей сперва появляются проблемы различного рода, которые усугубляются через душевную пустоту, сформированную безбожием. Человек пытается наполнить собственное сознание удовлетворением, но у него ничего не получается. Наконец, он заключает, что жизнь не имеет смысла, не обладает ценностью. Отсюда возникает роковое влечение к самоубийству, наравне с утверждением, что это лучший выход из мирских неприятностей.

Нередко замечают, что люди, подошедшие к черте самоубийства, становятся спокойнее, окружающие видят улучшение в поведении. Для решившего убить себя проблемы кажутся будто исчезнувшими. Самоубийца формирует будущее уже без самого себя, рассматривая действия родных и близких, детей и просто знакомых.

Однако он забывает (или не хочет) рассмотреть свой поступок с критической точки зрения, не принимая в расчёт печальные последствия для тех, кому он дорог.

Господь любит всех нас и хочет, чтобы мы не допускали мысли о самоубийстве

Игнорирование естественного инстинкта сохранения приходит к самоубийцам поэтапно. Каждый имеет индивидуальный порог страха и самолично выбирает жизненный путь, направляясь по определенному руслу. Суицид становится единственным выходом для тех, кто решил наложить на себя руки. Важно, что человек совершенно не усматривает здесь дурного. К этому приходят через продолжительные стрессы и депрессии, которые не удается побороть.

Противоположные пути

Самоубийцы становятся великими отступниками, противостоя воле Всевышнего. Мы должны жить для спасения души, но не для суицида. Верующий человек понимает своё положение в мире и отдается Господу, который имеет могущество построить для него лучшие условия. Жизнь православных людей становится вечной, потому что они осознали истинность христианского учения.

Вопреки грехам и несчастьям, слуги Господа никогда не сходят с праведного пути, они даже не рассматривают вариант тщедушного и отвратительного суицида, если испытывают страдания.

  • Случается, что человек доходит до крайней черты и совсем не понимает положения вещей, его сознание искажается. Наступает состояние одержимости демоном отчаяния, жертва не способна адекватно оценивать собственные поступки и через некоторое время приходит к мысли о суициде. Неверующие часто впадают в гордыню и считают, что могут справиться с проблемами только собственными усилиями без помощи свыше. Перед самоубийством человек будто закрывается от земной жизни, убегает и думает, что все методы испробованы, а лекарства найти невозможно.
  • Однако существует праведный путь, суть которого демонстрируют истинные христиане. Даже зная о смертельном заболевании, верующий не впадает в отчаяние и доводит земные дела до конца с чистой совестью, без отчуждения и страха. Смиренная смерть (когда человек не перечит провидению) открывает врата вечного бытия в Небесных сферах. Именно такое мировоззрение дает шанс на спасение души.
На заметку! Самоубийцу нельзя обвинить в том, что он совершил гражданское преступление, наложив на себя руки и вызвав огромную печаль в сердцах близких людей. Однако такой человек нарушил Закон Божий, отвернувшись от религиозной благодати.

В настоящее время число суицидов увеличилось за счёт упадка веры и озлобления нравов. Теряется основа для борьбы с искушением и люди принимают позицию нигилизма, считая жизнь бесцельной и пустой. Изменить положение может только добровольное принятие Бога и Его всемогущества.

Заочный ритуал отпевания

Самоубийство рассматривается православной Церковью в качестве тяжелого греха, приносящего гибель души и колоссальные печали родных людей.

Внимание! Самоубийц не отпевают в храмах, не упоминают в Литургиях, не хоронят рядом с церквями. В эту категорию относятся люди, употреблявшие наркотики и алкоголь, а также те, кто настоял на эвтаназии.

Церковь не отпевает их не потому, что не желает, а по той причине, что наложившие на себя руки сами отвернулись от Господа. Личное решение покончить с собой противоречит основной идее творения человека для вечного существования. Господь всегда дает право выбора между добром и злом, молчанием и словом, жизнью и смертью. Поэтому священники не насилуют волю самоубийцы, который лично отказался от помощи в лице Церкви.

Совет! Однако существует заочный ритуал, если удастся доказать психологическую патологию самоубийцы перед его смертью.

Родные самоубийц все-таки идут в храмы и просят священников совершить отпевание. Церковь проявляет милосердие и проводит заочный ритуал, если человек, наложивший на себя руки, был болен психически. Однако, если никто не знал о душевном состоянии самоубийцы в последние минуты жизни, совершается молитвенный чин утешения, что демонстрирует огромную любовь христианства даже к тем, кто потерял веру в божественное провидение.

Отпевают ли самоубийц?