Почему конфуцианство называют практической религией. Основные понятия конфуцианства

Имя: Конфуций (Confucius)

Дата рождения: 551 г. до н. э.

Возраст: 72 года

Дата смерти: 479 г. до н. э.

Деятельность: мыслитель и философ

Семейное положение: вдовец

Конфуций: биография

Имя этого философа знакомо каждому. Конфуций - самый известный китаец. Учение древнего мыслителя положено в основу государственной идеологии. Оно оказало влияние на жизнь Восточной Азии. Конфуцианство долгое время не уступало в Китае по своей значимости буддизму. Хотя вопросы религии в философии конфуцианства не затрагиваются, имя Конфуция было вписано в религиозный пантеон.

Конфуций - новатор в идее построения нравственного, полного гармонии общества. Следуя правилам философии, человек пребудет в гармонии с собой и окружающим миром. Популярность афоризмов и суждений Конфуция не угасла и спустя 20 веков после смерти.

Детство и юность

Биография рода Кун, потомком которого является Конфуций, досконально описана историками средневекового Китая. Конфуций - потомок Вэй-цзы, полководца императора династии Чжоу Чэнь-вана. За верность императору Вэй-цзы получил в дар княжество Сун и титул чжу хоу. К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы уже обеднел и переселился в царство Лу на севере Китая. Отец Конфуция Шулян Хэ имел двух жен. Первая родила девять дочерей. Вторая родила сына, но слабый мальчик умер.


В 551 году до н э. 63-летнему Шулян Хэ наследника родила наложница Янь Чжэнцзай, которой на тот момент едва исполнилось семнадцать. По легенде, рожать она взошла на холм, под тутовое дерево. В момент рождения младенца из-под земли забил источник, в котором его и обмыли. После вода течь перестала. Отец недолго прожил после рождения сына. Когда Конфуцию исполнилось полтора года, Шулян Хэ оставил этот мир. Янь Чжэнцзай, которую невзлюбили старшие жены, покинула дом мужа и перебралась поближе к родным, в город Цюйфу. Янь Чжэнцзай с мальчиком жили самостоятельно. Конфуцию с детства пришлось познать лишения.

Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. Хоть маленькая семья жила в бедности, мальчик усердно трудился, осваивая знания, необходимые аристократу Китая. Особое внимание уделялось искусствам. Усердие в учебе принесло плоды: 20-тилетнего Конфуция назначили отвечать за амбары семьи Цзи княжества Лу в восточном Китае. А затем поставили отвечать за скот.

Учение

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Император постепенно утрачивал власть, отдавая на откуп правителям отдельных княжеств. Патриархальное устройство государства пришло в упадок. Междоусобные войны привели народ к обнищанию.

В 528 году до н. э. умерла Янь Чжэнцзай, мать Конфуция. Следуя традиции траура по родственнику, он ушел в трехлетнюю отставку. Этот уход позволил философу изучить древние книги и создать философский трактат о правилах взаимоотношений в построении гармоничного государства.


Когда философу шел 44 год, его поставили на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. С высоты поста Конфуций взывал ко власть имущим наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях - «объяснять людям их обязанности и учить».

Конфуций еще некоторое время проработал чиновником нескольких княжеств. Но невозможность смирения с новой политикой государства заставила подать в отставку. Он начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал до смерти. Остаток своей жизни Конфуций провел с учениками, работая над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и другими фолиантами китайской философии. Из классического наследия самого Конфуция достоверно установлена подлинность лишь одной - «Весна и Осень».


Китай во времена Конфуция

Историки Китая насчитывают около 3 тысяч учеников философа, однако достоверно известно о 26. Любимым учеником Конфуция считается Янь-юань.

По цитатам высказываний древнего философа его ученики составили книгу изречений «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Создано «Да-сюе» («Великое Учение») - книга о пути совершенствования человека, «Чжун-юн» («Книга о середине») - о пути постижения гармонии.

Конфуцианство

В эпоху правления династии Хань (2 век до н.э. - 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии Поднебесной. В это время конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа. Конфуцианство сыграло решающую роль в формировании облика китайской цивилизации.

Основа конфуцианской философии - построение общества, основой которого является гармония. Каждый член этого общества стоит на своем месте и выполняет предначертанную ему функцию. Основа отношений между верхами и низами - лояльность. Философия строится на пяти главных качествах, присущих праведному человеку: уважение, справедливость, ритуал, мудрость, благопристойность.


«Жэнь » - «уважение», «великодушие», «доброта», основополагающая категория в китайской философии. Это главная из пяти благодетелей, которыми должен обладать человек. «Жэнь» включает в себя три главные составляющие: любовь и сострадание к людям, правильное отношение двух людей между собой, отношение человека к окружающему миру, в том числе - к неодушевленным предметам. Человек, постигший «Жэнь», пребывает в равновесии с окружающим миром, выполняя «золотое правило морали»: «не навязывать другому то, чего не желаешь себе». Символ «Жэнь» - дерево.

«И » - «справедливость». Человек, следующий «И», делает это не из эгоистических побуждений, а потому что путь «И» - единственно верный. Он основан на взаимности: родители тебя вырастили, а ты в благодарность их почитаешь. «И» уравновешивает «Жэнь», давая человеку твердость в противоборстве эгоизму. Благородный человек ищет справедливости. Символ «И» - металл.

«Ли » - «ритуал», означает «благопристойность», «этику», «церемонии». В это понятие китайский философ вложил возможность благодаря ритуалам поведения сглаживать конфликты, мешающие состоянию мирового единства. Человек, овладевший «Ли», не только почитает старших, но и понимает их роль в обществе. Символ «Ли» - огонь.


«Чжи » - «мудрость». «Чжи» - качество благородного человека. «Здравый смысл» отличает человека от животного, «Чжи» освобождает от сомнений, не давая волю упрямству. Борется с глупостью. Символ в конфуцианстве - вода.

«Синь » - «благонадежность». Благонадежным считается тот, кто чувствует добро. Другое значение - добросовестность и непринужденность. «Синь» уравновешивает «ритуал», предупреждая неискренность. «Синь» соответствует Земле.

Конфуцием разработана схема достижения цели. Согласно философии, если следовать девяти главным правилам, можно стать успешным человеком:

  1. Идите к своей цели, пусть даже медленно, не останавливаясь.
  2. Держите свой инструмент остро отточенным: ваша удача зависит от того, насколько хорошо вы подготовились.
  3. Не меняйте поставленную цель: не важны только методы ее достижения.
  4. Делайте только по-настоящему важное и интересное для вас дело, прикладывая максимальные усилия.
  5. Общайтесь только с теми, кто развивается: он поведет вас за собой.
  6. Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг вас - зеркало вашего внутреннего «я».
  7. Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не притягивает к вам позитив.
  8. Контролируйте свой гнев: за все придется платить.
  9. Наблюдайте за людьми: каждый может вас чему-то научить или предостеречь.

В противовес конфуцианству в Китае распространён ещё ряд философских школ. Всего насчитывается около ста направлений. Основное место занимает даосизм, основанный Лао-цзы и Чжуан-цзи.


В философском учении Лао-цзы подчеркивает нашу неразрывную связь с космосом. Для каждого человека существует единственный путь, предначертанный свыше. Людям несвойственно влиять на мировое устройство. Путь человечества - смирение. Лао-цзы призывает человека не пытаться влиять на ход событий вокруг. Даосизм - философия с мистическим началом, взывающая к эмоциям человека. Конфуцианство с его рационализмом обращается к разуму человека.

В Европе о Конфуции узнали в середине XVII века - с приходом моды на все, что связано с восточной культурой. Первое издание «Лунь юя» на латыни вышло в 1687 году. В это время набирало обороты иезуитское миссионерство, в том числе и в Китае. В Европу приехали первые посетители из Поднебесной, что подогревало интерес публики к неизведанному и экзотическому.

Личная жизнь

В возрасте 19 лет Конфуций женился на Кикоан Ши, девушке из знатного рода. В семье родился первенец Ли, больше известный, как Бо-Юй. Затем Кикоан Ши родила и дочь.

Смерть

В 66-летнем возрасте философ овдовел. На закате жизни он все время посвящал ученикам в своем доме в городе Цюйфу. Умер Конфуций в 479 году до н. э., в 72 года. Перед смертью он впал в семидневный сон.

В городе Цюйфу (провинция Шаньдун, Восточный Китай) на месте дома древнего мыслителя построили храм. После сооружения примыкающих зданий и пристроек строение выросло до храмового комплекса. Место захоронения Конфуция и учеников - объект паломничества уже 2 тысяч лет. В 1994 году ЮНЕСКО занесла храмовый комплекс, дом Конфуция и лес вокруг него в «Список объектов мирового культурного наследия».


Второе место после храма в Цюйфу занимает Пекинский храм Конфуция. Он открыл двери в 1302 году. Площадь комплекса составляет 20 000 м². На территории расположены четыре двора, стоящие на оси «север-юг». В первом дворе 198 табличек, на камне которых высечены 51624 имени людей, получивших степень цзиньши (высшая ученая степень императорских государственных экзаменов). В Пекинском храме стоит 189 стелы из камня, на которых высечено «Тринадцатикнижие» Конфуция.

Память

Через год после смерти Конфуция в Китае начались торжества памяти великого философа. Памятные мероприятия в Поднебесной возобновились в 1984 году, тогда же - Международный фестиваль конфуцианской культуры. В Китае проводятся конгрессы на тему конфуцианства. За достижение успехов в образовательной сфере награждают премией имени Конфуция. В 2009 году Китай праздновал 2560-летие мыслителя.


С 2004 года в мире открываются «Институты Конфуция». Идея создания - популяризация китайской культуры и языка. Институты Конфуция стажируют в Китае студентов и преподавателей. Организовывают слеты, посвященные Китаю конференции, проводят языковой тест «HSK». Кроме «институтов» основаны «классы» определенного профиля: медицины, бизнеса и пр. Финансирование и поддержку оказывает Министерство образования Китая вместе с центрами синологии.

В 2010 году в прокат вышел фильм-биография «Конфуций». Главную роль исполнил Чоу Юньфатом. Проект вызвал много противоречий у зрителей и критиков. Китайцы посчитали, что актер, исполняющий роль Конфуция, слишком много снимался в боевиках и фильмах о боевых искусствах. Он не сможет правильно донести образ великого учителя, а превратит философа в «героя кунг-фу». Публику беспокоил и кантонский язык актера (Чоу Юньфат родом из Гонконга), поскольку фильм снимался на языке путунхуа.

Прямой наследник Конфуция Кун Цзянь подал в суд на кинокомпанию, требуя удалить из фильма «романтическую» сцену разговора Конфуция и Нан-цзы.

Конфуций примерял столько образов за историю Китая, что иногда вызывает протест у этнографов. С именем философа связано немало ироничных притч и анекдотов. Так, китайский историк Гу Цзегана посоветовал «принимать по одному Конфуцию за раз».

Цитаты Конфуция

  • «Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты»
  • «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»
  • «Три вещи никогда не возвращаются обратно - время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность»
  • «Если тебе плюют в спину, значит ты впереди»

Библиография

  • «Беседы и суждения»
  • «Великое учение»
  • «Книга о середине»
  • «Конфуций о любви»
  • «Луньюй. Изречения»
  • «Конфуций. Уроки мудрости»
  • «Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов»
  • «Конфуций о бизнесе»

этико-политич. учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. относится к 6 в. до н. э. К. уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. гос. системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее К. оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе "Великого Единения" - "Да тун", в к-ром будет осуществлено имуществ. равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности ("жэнь") - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно К., должны базироваться на строгой семейной и обществ. иерархии, они регулируются правилами поведения ("ли"), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". На правителя, согласно К., ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость К., его осн. положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и клас. борьбы, с другой - сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников К. и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господств, классом, находясь на гос. службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ. отношений "подправить" политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации. Сущность этич. норм К. заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало К. иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на "идеальных" и "добродетельных" правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклас. обществ. отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании К. обществ. прогресса. Вместе с тем в раннем К. прослеживаются и прогрессивные черты: осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, нек-рая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.), а также в советах улучшить нар. благосостояние и в критике деспотич. правителей. Раннее К. сыграло положит, роль в развитии древнекит. культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации ист. материалов, нар. легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению лит. памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков ист. деятелей). К. в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем - феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего - "сына неба". В 136 до н. э. имп. У-ди провозгласил К. офиц. доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонич. конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить офиц. гос. должности. Наиболее крупным представителем реформированного К. был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), религиозно-идеалистич. взгляды к-рого стали господств, офиц. идеологией. В. доктрине Дун Чжун-шу были усилены религ.-мистич. стороны К., на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верх, судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от "воли неба" ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и обществ.-политич. мысли. Именно это, реформированное К. с его реакц. сущностью стало господствующей идеологией в Китае, к-рая проникла во все поры обществ. жизни и в течение многих веков определяла гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и филос. мысль, препятствуя их дальнейшему развитию. Наряду с К. в Китае развивались и др. учения - даосизм и буддизм, к-рые иногда оказывали большое влияние на обществ. жизнь. В особенности это относится к буддизму, к-рый в 4-8 вв. получил широкое распространение и в нек-рой степени ограничил влияние К. на умы людей; тем не менее последнее по-прежнему оставалось господств, идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей гос-политич. системе, В кон. 8 - нач. 9 вв. в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феод. гос-ва К. стало вновь офиц. идеологией правящих кругов. В этот период в защиту К. выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций К и ослабления его противников - даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию К., внесению новых элементов в него; в частности, Хань Юю принадлежит критика религ.-мистич. представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам. Новый этап в развитии К. относится к периоду развития ср.-век. феод. кит. общества - Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного К., филос. системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды разл. групп, филос. направлений т. н. сунской "ортодоксальной школы", пытаясь примирить материалистич. и идеалистич. взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, к-рые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира - "Великого предела", как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное "ли" и материальное "ци", т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное "ли"), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному "ци". Т. о., Чжу Си стоял на идеалистич. позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало осн. принципы этико-политич. учения древнего К. - о незыблемости существующих порядков, об естеств. характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакц. черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господств, класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая давала теоретич. обоснование феод. абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феод. классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-13, неоконфуцианство, как и до него более раннее К., сковывало и тормозило развитие обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей науч.-технич. прогресса" К. явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая. Безуспешную попытку возродить К. в модернизи-ров. виде предпринял в кон. 19 - нач. 20 вв. бурж. реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, к-рые вели агитацию за провозглашение К. гос. религией. Однако в это время среди кит. интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи зап.-бурж демократии, и К., отождествлявшееся с отжившей монархией и патриарх, семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар К, был нанесен движением "4 мая" (см. "Четвертого мая" движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого К, как религ.-этич. учение продолжало играть значит. роль в обществ. жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать К- в своих интересах. В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология К. была поставлена на службу реакц. классам. Нек-рые черты К., в особенности культ, предков, и в наст. время оказывают влияние на известные слои населения страны. Интерес к К. в Европе появился в 17 в., когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662, за ним последовал ряд др. Вольтер и нек-рые др. франц. просветители 18 в. видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 в. появились первые науч. переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на англ. яз.), Э. Био и С. Куврера (на франц. яз.), что создало предпосылки для изучения К. До сих пор, однако, оно сосредоточено в осн. на исследовании раннего К.; проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Зап.-европ. и амер. ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Др. Китае, как и влияние этих традиций на формирование К. Так, франц. синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что К. возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, К. было насквозь аристократич. учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе нем. синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) К. рассматривается как идеология универсального теократич. гос-ва, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое гос-во существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911. В отличие от этих точек зрения, амер. синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократич. принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политич. обстановкой Др. Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее К. и франц. синолог М. Гране (M. Granet, La pens?e chinoise, P., 1934). Первая подробная характеристика К. в сов. науке дана в книге М. Рейснера "Идеологии Востока" (М.-Л., 1927). К. расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М., 1940) осн. моментом гос.-политич. концепции К. считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господств, элементов феод. общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его кн. "Конфуцианство и его распространение в Японии", М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье "Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н. э.", "ВДИ", 1960, No 4) считает, что на раннее К. большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в др.-кит. городе-государстве 6 в. до н. э., где вооруж. народ имел возможность обсуждать на широких собраниях осн. вопросы гос. политики. Проблемы оценки К. являются в наст. время предметом дискуссии среди кит. ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравств. нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно к-рому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований. Источн.: Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн.: "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876; Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851; Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960; Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928. Лит.: (кроме указ. в ст.): Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Wilhelm R., K´ungtse und der Konfucianismus, В., 1928; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1927; Nivison D. S. and Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959; Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960. Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва.

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. - 481 до н. э.) - время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными .

В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде , вплоть до начала XX века , когда учение было заменено на «три народных принципа » Китайской Республики .

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III веке до н. э. их было, вероятно, около десяти. Хань Фэй (ум. 233 года до н. э.) впервые в ранней литературе называет 8 направлений, о некоторых из которых сохранилось очень мало сведений (см. zh:儒家八派).

В поздние эпохи духовными наследниками Конфуция считаются два мыслителя: Мэн Кэ (Мэн-цзы 孟子) и Сюнь Куан (Сюнь-цзы 荀子), авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом (кит. упр. 墨家 , пиньинь : mòjiā ) и легизмом (кит. упр. 法家 , пиньинь : fǎjiā ). Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-209 годы до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246-210 годы до н. э.) в 213 году до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством .

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии - Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) во II-I веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» - Дун Чжуншу (179-104 годы до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством . Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 году до н. э. была учреждена Государственная академия (太學 или 國學), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй , по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» (博士 bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (明帝 Míngdì, правил в 57-75 годах). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI веке, а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 году на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция - густобородого старца, - сложился ещё позднее.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (唐, 618-907 годы) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая - буддийская религия (佛教 fójiào), ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (韓愈 Hán Yù, 768-824). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань (англ.) русск. полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством .

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна (王邦雄), после войн и революций, на рубеже XIX-XX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли:

  1. Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию. Представители: Кан Ювэй , Лян Цичао , Янь Фу (嚴復, 1854-1921), Лю Шипэй (刘师培, 1884-1919).
  2. Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США. Представители - Ху Ши (胡適, 1891-1962) и У Чжихуй (吴志辉, 1865-1953).
  3. Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности. Представители - Чэнь Дусю (陳獨秀, 1879-1942) и Ли Дачжао (李大钊, 1889-1927).
  4. Социально-политический идеализм, или суньятсенизм (三民主義 или孫文主義). Представители: Сунь Ятсен (孫中山, 1866-1925), Чан Кайши (蔣介石, 1886-1975), Чэнь Лифу (陳立夫, 1899-2001).
  5. Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство (当代新儒教 dāngdài xīn rújiào).

В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюньмай (张君劢, англ. Carsun Chang, 1886-1969), Сюн Шили (熊十力, 1885-1968) и Лян Шумин . Двое последних мыслителей после 1949 года остались в КНР, и на долгие годы исчезли для западных коллег. В философском отношении они пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии.

Второе поколение современных неоконфуцианцев выросло на Тайване и в Гонконге после Второй мировой войны, все они - ученики Сюн Ши-ли. Представители: Тан Цзюньи (唐君毅, 1909-1978), Моу Цзунсань (牟宗三, 1909-1995), Сюй Фугуань (徐複觀, 1903-1982). Особенностью метода данных мыслителей было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии. Результатом их деятельности стал опубликованный в 1958 году «Манифест китайской культуры людям мира» (《为中国文化敬告世界人士宣言》, англ. «A Manifesto for a Re-Appraisal of Sinology and Reconstruction of Chinese Culture»).

Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» (англ. Post-Confucianism, 後儒家hòu rújiā). Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (杜維明, род. 1940), работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (род. 1939) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство» (Boston Confucianism). Это указывает на то, что в Китае в ХХ в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

Состав конфуцианского канона

Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.

Проблематика

В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция - «передавать, а не создавать самому». Этико-философское учение Конфуция было качественно новаторским, но он идентифицировал его с мудростью древних «святых совершенномудрых», выраженных в историко-дидактических и художественных сочинениях (Шу-цзин и Ши-цзин). Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.

Оценки конфуцианства как учения

Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами XVI в., являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, то есть неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

Первым великим миссионером-синологом XVI-XVII вв. был Маттео Риччи (кит. 利瑪竇Lì Mǎdòu, 1552-1610). Если говорить современным языком, Риччи является создателем религиозно-культурологической теории, ставшей основой миссионерской деятельности в Китае, - теистического истолкования наследия древнекитайской (доконфуцианской) традиции до её полного примирения с католицизмом. Главной методологической основой данной теории стала попытка создания совместимой с христианством интерпретации предконфуцианской и раннеконфуцианской традиции.

Риччи, как и его преемники, исходили из того, что в древности китайцы исповедовали единобожие, но при упадке этого представления не создали стройной политеистической системы, подобно народам Ближнего Востока и античной Европы. Потому конфуцианство он оценивал как «секту учёных», которую естественно избирают китайцы, занимающиеся философией. Согласно Риччи, конфуцианцы не поклоняются идолам, веруют в одно божество, сохраняющее и управляющее всеми вещами на земле. Однако все конфуцианские доктрины половинчаты, ибо не содержат учения о Творце и, соответственно, творении мироздания. Конфуцианская идея воздаяния относится лишь к потомкам и не содержит понятий о бессмертии души, рае и аде. Вместе с тем М. Риччи отрицал религиозный смысл конфуцианских культов. Учение же «секты книжников» направлено на достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека. Все эти ценности соответствуют «свету совести и христианской истине».

Совершенно иным было отношение М. Риччи к неоконфуцианству. Основным источником для исследования этого феномена является катехизис Тяньчжу ши и (《天主实录》, «Подлинный смысл Небесного Господа», 1603 г.). Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству (чьи доктрины о бытии-наличии (有yǒu) и искренности «могут содержать зерно истины»), неоконфуцианство стало объектом его яростной критики. Особое внимание Риччи уделил опровержению космологических представлений о Великом Пределе (Тай цзи 太極). Естественно, он заподозрил, что порождающий мироздание Великий предел является языческой концепцией, преграждающей образованному конфуцианцу путь к Богу Живому и Истинному. Характерно, что в своей критике неоконфуцианства он был вынужден обильно прибегать к европейской философской терминологии, едва ли понятной даже самым образованным китайцам того времени…

Главной миссионерской задачей Риччи было доказать, что Великий предел не мог предшествовать Богу и порождать Его. Он равным образом отвергал идею объединения человека и мироздания посредством понятия ци (氣, пневмы-субстрата, aura vitalis миссионерских переводов).

Чрезвычайно важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе. М. Риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской традиции, соглашаясь с тем, что изначальная природа человека добра, - данный тезис не вступал в противоречие с доктриной о первородном грехе .

Как видим, изучение традиционных китайских философских учений было необходимо миссионеру для практических надобностей, но при этом Риччи должен был рассуждать с позиций своих оппонентов. М. Риччи, в первую очередь, необходимо было объяснить образованным китайцам, почему они ничего не слышали о Боге, и сделать это можно было только с конфуцианской позиции «возвращения к древности» (復古фу гу). Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога (上帝Шан ди), а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь. Лишённая монотеистического (и даже теистического, как это окажется позднее) содержания неоконфуцианская традиция трактовалась Риччи только как искажение подлинного конфуцианства. (Примечательно, что подобной точки зрения придерживались и китайские мыслители-современники Риччи Гу Янь-у и Ван Чуань-шань, однако направление критики было принципиально различным). Неоконфуцианство для Риччи было неприемлемо ещё и потому, что считало мироздание единым, не отделяя, таким образом, Творца от тварей, помещая обоих в разряд тварного бытия - происходящего от безличного Тай цзи.

Перечисленные моменты определили на века отношение европейских синологов к проблемам философского неоконфуцианства в Китае. Не менее примечательно и то, что современные китайские мыслители, обратившись к исследованию данной проблемы, начали рассуждения примерно на том же теоретическом уровне, что и европейские мыслители XVIII в. В частности, Жэнь Цзи-юй (任继愈, р. 1916) утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.

Те же миссионеры, и европейские Просветители, оперирующие их фактическим и теоретическим материалом поставили проблему прямо противоположным образом: конфуцианство является атеизмом . Уже Пьер Пуавр (1719-1786) утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом. Многие последующие исследователи, например, Н. И. Зоммер, также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими. Такой же точки зрения придерживался современный китайский исследователь Ян Сян-куй (杨向奎, 1910-2000).

Резко выступал против трактовки конфуцианства как религии Фэн Юлань . Он подчёркивал, что иероглиф教 (jiāo) - «учение» в древнем обозначении конфуцианства не должен пониматься в том же значении, в каком он входит в современное слово 宗教 (zōngjiào) - «религия». Фэн Юлань, получивший образование и долго работавший в США, утверждал, что для религии специфично не просто признание существования духовного мира, а признание его существования в конкретных формах, что конфуцианству чуждо. Конфуцианцы не приписывали Конфуцию никаких сверхъестественных свойств, он не творил чудес, не проповедовал веры в царство не от мира сего, или рай, не призывал почитать какое-либо божество и не имел боговдохновенных книг. Носителем религиозных идей в Китае был буддизм.

Крайнюю точку зрения на конфуцианство как на атеизм продемонстрировал очень оригинальный китайский мыслитель Чжу Цянь-чжи (朱謙之, 1899-1972). Однако его позиция такова, что А. И. Кобзев называл её «экстравагантной». С 1930-х годов этот мыслитель разрабатывал теорию стимулирующего воздействия китайской цивилизации на Западную Европу. Он пришёл к следующим выводам: а) европейский Ренессанс порождён «четырьмя великими изобретениями» - бумагой, печатным делом, компасом и порохом, появившимися на Западе через посредничество монголов и арабов; б) связь европейской и китайской цивилизаций осуществлялась в три этапа: 1) «материальный контакт»; 2) «контакт в сфере искусства»; 3) «непосредственный контакт».

Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы) .

Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев , начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм , ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными . Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.

Куг-цзы 551-479 до н.э. (в Европе известный под именем Конфуция) жил в кризисное время для Китая. Центральная власть сильно ослабла, воцарилась жестокая междоусобица, в ходе которой велась ожесточённая война всех против всех, участники которой не гнушались ничем, борясь за власть. Если добавить к этому возросшую продажность чиновников, страдания простого народа, то станет понятным смысл древнего китайского проклятия "чтоб тебе жить в эпоху перемен ".

Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности , которая представлялась как "золотой век ". В дальнейшем пиетет перед легендарной древностью , когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства.

Цзюнь-цзы — образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга . Гуманность (жэнь) состояла из целого комплекса качеств, включавших скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Чувство долга (и) — необходимость поступать в соответствии с высшими принципами, а не гнаться за личной выгодой: "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде ". Не менее важным понятием были верность и искренность (чжен), соблюдение церемоний и обрядов (ли). Именно обрядовая сторона стала одним из самых заметных проявлений конфуцианства, достаточно вспомнить поговорку "китайские церемонии ". Чем более высокое положение в общественной иерархии занимал человек, тем более он был опутан условностями различных ритуалов, зачастую доведённых до автоматизма.

Социальный порядок , который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу — можно охарактеризовать цитатой "Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником ", т.е. каждый должен быть на своём месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности. Общество по Конфуцию должно состоять из верхов и низов. Верхи должны заниматься управлением, целью которого является благополучие народа. Большое значение имело понятие "сяо " — сыновняя почтительность, которая в более широком смысле трактовалась как подчинение младших старшим. Пример практического применения "сяо " — в средневековом Китае по закону сын не мог свидетельствовать против отца, а по этическим нормам конфуцианства добродетельный сын в случае совершения родителем преступления мог только увещевать его вернуться на путь истины. В конфуцианских трактатах есть множество положительных примеров "сяо ", например, бедняк, продавший своего сына, чтобы накормить умирающую от голода мать и т.д.

Результатом распространения конфуцианства стал расцвет культа семьи и клана . Приоритет интересов семьи над интересами индивида был незыблем. Все вопросы решались исходя из пользы для семьи, а все личное и эмоциональное удалялось на задний план и не принималось в расчёт. Как пример — подросшего сына женили исключительно по решению родителей, такое понятие как любовь при этом не рассматривалось.

Религиозная сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам . Каждая семья имела родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.

Одной из основных причин, приведших к распространению конфуцианства в Китае, являлось то, что конфуцианцы не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию . Это привело к тому, что конфуцианство стало повсеместным, каждый китаец с юных лет жил в конфуцианской атмосфере, действовал только в соответствии с принятыми обрядами и ритуалами. Даже если китаец в последствии становился буддистом, даосом или христианином, в глубине своего естества, даже подчас не осознавая этого, он мыслил и вёл себя как конфуцианец.

Образование заключалось в обучении грамоте, знанию письменных канонов и классических конфуцианских сочинений. Благодаря повсеместному распространению конфуцианства в средневековом Китае грамотеи обладали большим авторитетом и социальным статусом . В стране процветал культ грамотности, слой грамотеев в Китае играл туже роль, которую в других цивилизациях играли дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Образованный человек должен был хорошо знать древние тексты, оперировать изречениями мудрецов и самостоятельно писать сочинения, согласующиеся с канонами конфуцианства. Дать сыну образование — мечта каждой китайской семьи, но реализовать её могли немногие. Сложность обучения чтению иероглифов, пониманию древних текстов требовала долгих лет упорного труда. Но и награда за труд была весьма заманчивой. Пройдя систему экзаменов, каждый грамотный человек мог войти в сословие шэньши , что давало ему ряд привилегий. Первая экзаменационная ступень называлась сю-цай, проходила она в течение двух-трёх суток. Экзаменуемый должен был за это время под бдительным контролем экзаменаторов написать небольшую поэму, сочинение о каком-либо событии древности, а также трактат на отвлечённую тему. Успешно сдавали экзамен только 2-3% соискателей. Следующие ступени цзюньжэнь и цзиньши предполагали ещё более строгий отбор. Сдавшие самый сложный экзамен, могли рассчитывать на высокие должности в бюрократической системе, почёт и богатство. Даже прошедшие первую и вторую ступень пользовались большим уважением окружающих и могли претендовать на второстепенные должности. Обладатели степеней и их соискатели автоматически попадали в особое сословие шэньши , которое занимало место господствующего класса в средневековом Китае. Важно отметить, что путь в шэньши основывался лишь на знаниях и упорном труде — богатство и социальное положение не играли в этом решающей роли. Это обеспечивало мобильность данной социальной группы, притягивало в неё самых упорных и талантливых в овладении конфуцианскими знаниями.

Двадцатый век положил конец безоговорочному авторитету конфуцианства в Китае. После революции конфуцианство отождествлялось с феодализмом и как таковое подвергалось уничтожающей критике. Важную роль в критике конфуцианства сыграли представители китайского анархизма.

Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н.э. Кун-фун-цзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно звучит как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные основы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащим к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать, как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6-5 век до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун-фу-цзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой, и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло, судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого , основателя учения . Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Чюйфу, Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими?

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это – Снисходительность. Как бы высоко ты не стоял, будь снисходительнее к окружающим, как бы низко ты не пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию,
  • 30 лет – приобретение самостоятельности,
  • 40 лет — получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет — осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой Небо,
  • 60 лет- приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя,
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за Ритуалами, ниспосланными Небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской республики.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, — это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре, и даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на куль предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие человеколюбие по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям бз исключения, уметь внушать доверие и уметь быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип гуманизм включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и взаимопомощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь, и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.