Пионерская организация энциклопедия нашего детства. Что в ссср делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята? Как выглядела пионерская форма

Комсомол - массовая патриотическая организация советской молодёжи. В истории нет других примеров молодёжного движения, которое бы за годы своего существования охватило более 160 млн человек и могло похвастаться реальными достижениями. Гражданская война, трудовые пятилетки, героизм в годы Великой Отечественной, целина, комсомольские ударные стройки - всё это и есть комсомол. Рождение комсомола - это не акт, насаждаемый сверху, это объединение энергии и жара сердец молодых людей, мечтающих быть полезными своей Родине.

Предыстория

Инициатором и идеологом организационного завершения попыток создания многочисленных молодёжных групп был В. И. Ленин. А создавались они ещё до революции. Сначала молодёжные первички образовывались внутри партии и объединяли рабочих и студентов. Именно студенчество было самым революционным сословием того времени. В период Двоевластия (февраль-октябрь 1917-го), когда история могла развернуться как в сторону буржуазного, так и в сторону социалистического строя, Н. К. Крупская и В. И. Ленин разрабатывали программу революционных молодёжных объединений.

В крупных городах создавались организации, ставшие базой для создания структуры общероссийского масштаба. Например, ССРМ (Союз социалистической рабочей молодёжи) в Петрограде, приближающий День рождения комсомола.

Съезд рабочей и крестьянской молодёжи

В разгар Гражданской войны (1918 год) в Москве состоялся первый съезд делегатов от разрозненных молодёжных организаций по всей стране. 176 человек прибыли отовсюду: с территорий, захваченных белогвардейцами, а также немецкой армией (Украина, Польша); из отделившейся Финляндии и самопровозглашённых Прибалтийских республик, а также из оккупированного Японией Владивостока. Их объединяло желание создавать новую державу, построенную на принципах справедливости. День открытия съезда (29 октября) войдёт в историю как День рождения комсомола, объединившего более 22 тыс. человек.

В принятых уставе и программе всероссийской организации говорилось, что она является самостоятельной, но действует под руководством коммунистической партии, что определило её идейную направленность. Основным докладчиком был Лазарь Абрамович Шацкин, автор программы. Его имя мало известно в стране, потому что в годы он будет расстрелян за обвинение в троцкизме. Как и многие другие первые секретари ЦК, возглавлявшие организацию вплоть до

Символика РКСМ

Списки делегатов первого съезда не сохранились даже в архивах. В дальнейшем встала задача идентификации принадлежности к организации, которая носила название РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи). Уже с 1919 года появились комсомольские билеты. В условиях гражданской войны, в ходе которой ЦК было объявлено три мобилизации, их хранили и оберегали ценой жизни. Чуть позже появились первые значки. Их выпуском, сначала в недостаточном количестве, занимался сам комсомол. Рождение комсомола было увековечено четырьмя буквами РКСМ на фоне флажка со звездой. Значки вручались и лучшим представителям организации.

С 1922 года была утверждена новая единая форма с аббревиатурой КИМ, означающей молодёжи. Форма изменится ещё и в 1947 году, приобретя окончательный вид только в 1956-м. Он уже будет вручаться всем вступающим в ряды организации вместе с комсомольским билетом.

Задачи комсомола

В 1920-м Гражданская война ещё продолжалась, но стало понятно, что Красная Армия одерживает победу. Это ставило перед партией большевиков серьёзные задачи по восстановлению разрушенного хозяйства, созданию энергетической базы страны и созиданию нового общества. Государству нужны были грамотные кадры, поэтому 2.10. 1920 на очередном (III-м) съезде комсомола с речью выступил В.И. Ленин, определивший миссию вновь созданной организации: учиться коммунизму. В её составе насчитывалось уже 482 тыс. человек.

В год рождения комсомола важно было победить, теперь же нужно было формировать то поколение, которому предстояло жить в иных социальных условиях. На смену фронту военному должен был прийти фронт трудовой. Грандиозные свершения в предвоенные годы стали возможны благодаря участию рабочей молодёжи в коллективизации, комсомольских стройках, шефстве над всевобучем, движению «тысячников» (выполнявших план на 1000 %) и получению высшего профессионального образования (рабфаки). Многие западные аналитики считали, что успех СССР в Великой Отечественной стал возможен благодаря воспитанию человека новой формации, ставящего интересы страны выше личных, в чём преуспел комсомол.

Рождение комсомола: имя В. И. Ленина

В январе 1924-го страну потрясло известие о смерти В. И. Ленина, вождя мирового пролетариата и руководителя страны. Летом того же года состоялся съезд (VI) РКСМ, на котором решился вопрос о присвоении комсомолу имени В. И. Ленина. В обращении говорилось о твёрдой решимости жить, бороться и работать по-ленински. Его книжечка «Задачи союзов молодёжи» стала настольной для каждого комсомольца.

День рождения ленинского комсомола (12.07) добавил в аббревиатуру названия организации букву "Л", и на протяжении двух последующих лет она именовалась как РЛКСМ.

Статус всесоюзной организации

Датой считается 30.12.1922, когда в состав союзного государства вошли четыре республики: РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР и Закавказская СФСР. Статус же всесоюзной комсомольская организация получила в 1926-м на VII съезде. День рождения комсомола СССР - 11 марта, при этом сохранялись ЛКСМ всех союзных республик. Такая структура просуществовала до момента, пока был жив комсомол. Рождение комсомола в 1918 завершилось его самороспуском в сентябре 1991 года, что связано с распадом Союза. Несмотря на появление организаций, считающих себя правопреемниками комсомола - ЛКСМ РФ, РКСМ, РКСМ(б), такой массовой структуры в истории страны больше нет. В 1977-м её членами были 36 млн человек, почти всё население страны от 14 до 28 лет.

)
Я вступал в комсомол в 88-м, в конце 8 класса. Помню, мы ходили на какие-то занятия после уроков - одна из училок рассказывала нам про устав, про сколько орденов у комсомола и за что дали и т.п. Всю эту инфу я заучить неудосужился, думал, что как-нибудь потом... И вот в один прекрасный весенний день нас срывают с уроков (ура!), и по дороге узнаем, что нас везут в райком принимать в комсомол. Первая мысль -будут "заваливать". Мы с одноклассником, который, в принципе, был очень примерный, но в разумных пределах, так что все это тоже не особо учил, решили идти в последних рядах. Типа посмотрим, сильно ли валят, если что, слиняем, чтоб не позориться. Не тут-то было. В кабинет первого секретаря нас согнали всех скопом, выстроили полукругом и... стали вызывать по алфавиту и вручать комсомольские билеты. И никакого собеседования. А с рекомендациями все было просто - одну всем скопом подписал комсорг школы, другие взяли у приятелей. Один деятель вообще сочинил себе работника троллейбусного депо, члена КПСС и сам за него расписался. Проканало.
Веселее было, когда я в 11-м классе (в который перешел напрямую из 9-го) пытался выйти из комсомола по политическим убеждениям - в "единственно правильную" политику КПСС я к тому времени уже не верил. Сначала мое заявление долго держали под сукном, потом после моего визита в райком, где долго вели со мной душеспасительные беседы, после которых первый секретарь (как сейчас помню, по фамилии Мокрый) лично заявил "мы не имеем права тебя уговаривать", все же удовлетворили просьбу. Оказалось, это был первый случай в районе и чуть ли не единственный в городе. Потом проводить со мной воспитательную работу приперся лично завроно, который устроил мне допрос с пристрастием в кабинете директора. В частности, стращал "органами". Причем потом, после 91-го этот завроно первое время пытался оставаться "за красных", даже пытался сношать руководство школ, где были избирательные участки, к фальсификации в пользу коммунистов на очередных выборах. Кстати, наша завуч по воспитательной работе, которую я особо ненавидел за кондовый совкизм, категорически отказалась это делать. Сказала, что она только за тех коммунистов, которые за справедливость, а справедливость - это как народ реально проголосовал, даже если народ ошибается. Когда мне об этом рассказали, я ее зауважал.
Ну а бывший заврайоно Виктор Падлович Гарькавец затем получил повышение до завгороно, после чего быстро перекрасился. Не исключаю, что эта классическая красно-жевто-блактыная сволочь рулит системой образования города Харькова и поныне. Но никакие самостийные органы его персоной уж точно не занимались. А жаль. К бандеровцам я отношусь в целом отрицательно, но таких, как этот Гарькавец, они мало вешали.

Причем добровольно, в СССР имел возможность любой школьник, переставший по возрасту быть октябренком и не достигший 14 лет. Но существовали зачастую, правда, формально, и некоторые ограничения. Связаны они были, прежде всего, с успеваемостью и поведением ученика. Во всяком случае, право на то, чтобы стать пионером, всерьез обсуждалось вначале в его классе, а потом и на Совете школьной . И ему могли иногда и отказать. На деле же красные галстуки повязывали практически всем. Основной массе четвероклассников их вручали 22 апреля, в день рождения Ленина. Причем проходили эти церемонии либо у памятника вождю, либо в крупном зале, например, кинотеатра.

Вначале мальчики и девочки читали вслух «Торжественное обещание». После чего кто-то из приглашенных или коммунистов повязывал каждому из них символизировавший своими тремя концами связь трех коммунистических поколений красный галстук и вручал пионерский значок такого же цвета с портретом Ленина. Завершали праздник жест новоиспеченного пионера рукой, поднятой по диагонали над головой в пилотке, и своеобразный пароль со словами «Будь готов! Всегда готов!». Те же, кому не посчастливилось стать в пионерский строй в апреле, получали свой шанс в праздничный день 19 мая. Но только уже без особых торжеств и речей.

Отряды и звенья

Став пионерским, обычный школьный тут же превращался в отряд, возглавлявшийся вожатым из числа старшеклассников и носивший, как правило, имя какого-то пионера-героя или просто погибшего героя одной из войн ХХ века. Например, убитого кулаками Павлика Морозова или «молодогвардейца» Олега Кошевого. Отряд делился на звенья. А совокупность всех школьных отрядов именовалась дружиной. Основными занятиями пионеров, помимо хорошей учебы и подготовки к вступлению в комсомол, считались участие в «Тимуровском движении» и субботниках, сбор макулатуры и металлолома. Покинуть ряды организации пионер мог только в двух случаях: после достижения 14 лет и вступления в комсомол, или при исключении за «двойки» и хулиганство.

День пионерии

Кстати, праздник, отмечаемый 19 мая и получивший при рождении название «День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», мог стать таковым и в другой день. Но предпринятая в 1918 году первая попытка создать в Советской России, по примеру американских скаутов, отряды юных коммунистов, оказалась не слишком успешной. В стране началась Гражданская война, и большевикам стало не до малочисленных отрядов своих несовершеннолетних последователей.

Вторая попытка, случившаяся в ноябре 1921 года, получилась более жизнестойкой. После принятия решения о создании детской политической организации, поначалу носившей имя римского раба и гладиатора Спартака, в Москве появилось несколько «спартаковских» групп, использовавших невиданные до того символы - красные галстуки и пятиконечные звездочки. 7 мая того же года в одном из столичных парков запылал первый пионерский костер. А еще через 12 дней Всероссийская конференция комсомола, позднее ставшая Съездом ВЛКСМ, приняла решение о создании в стране организации, состоящей из пионерских отрядов. В том же году композитор Сергей Кайдан-Дешкин и поэт Александр Жаров написали песню со словами «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры - дети рабочих», и она сразу же получила статус гимна.

К сожалению, для нынешней молодежи «Комсомол», ничего не означающее слово. А между тем этой организации объединявшей в своих рядах миллионы юношей и девушек всей страны 29 октября 2018 года исполняется 100 лет. Тем, кто вступил в эту общественно-политическую организацию в последний год ее существования сейчас уже за 40, а тем, кто принимал активное участие в ее работе уже далеко за 50. Самый активный период жизни, период становления как личности связан у нашего поколения с комсомолом, организацией призванной сплотить вокруг себя передовую часть молодежи. Комсомол - не просто возраст, хотя возрастной ценз все таки существовал: с 14 до 28 лет, комсомол это школа жизни. Сандовская районная комсомольская организация была создана в 1939 году. В 80-90 годы прошлого столетия Сандовская районная комсомольская организация объединяла в своих рядах более 1000 юношей и девушек. Ежегодно в комсомол вступали около сотни новых членов, которые брали на себя определенные обязательства. В комсомол уже не принимали массово, в его ряды принимались наиболее достойные. Районный комитет комсомола осуществлял руководство районной организацией, в состав которой входило до 60 первичных организаций. Работа комсомольских организаций не сводилась лишь к проведению комсомольских собраний, на которых обсуждались вопросы гражданской и политической активности, дисциплины, досуга. Организовывались соревнования, проводились комосомольско-молодежные субботники по заготовки хвои, расстиловке льнотресты. Райком был инициатором многих молодежных начинаний. Так в свое время был учрежден кросс среди школьников на приз имени Сергея Елякова -воина - интернационалиста. 19 бывших воинов- интернационалистов, комсомольцев трудились на различных участках производства, показывая пример добросовестного труда и высокой личной ответственности. Организовывались встречи трех поколений. По инициативе райкома в районе впервые стали проводиться торжественные проводы в Армию. Был создан оборонно-спортивный лагерь. Ежегодно проводилсь туристические слеты учащихся, военно-спортивная игра «Зарница». Для помощи отделу внутренних дел в наведении общественного порядка и предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи ежегодно создавался оперативный комсомольский отряд дружинников. Особое место в работе комосомола занимала работа по созданию комсомольско-молодежных отрядов, бригад, звеньев и экипажей в организациях, в колхозах и совхозах района. Существовали такие коллективы в МПМК, ПМК-29, колхозе им. Свердлова, совхозе «Радуга», совхозе «Северный». Были сформированы комсомольско-молодежные отряды животноводов из числа выпускниц Сандовской средней школы в колхозе «Дружба», колхозе «Победитель». А чего стоила первая денежно-вещевая лоторея, первый видеосалон, первое молодежное кафе, первая безалкогольная свадьба? Имели ли комсомольцы какую либо выгоду от своего членства в ВЛКСМ? Однозначно нет. Наоборот, с комсомольцев был строгий спрос. Конечно, существовали и меры морального и материального поощрения. За успехи в труде, активную общественную деятельность комсомольцы награждались Почетными грамотами, юбилейными Знаками, а также путевками в международные молодежные лагеря, их имена заносились в Книгу Почета районной комсомольской организации. Районная комсомольская организация по праву гордилась именами Гущиной Марии -доярки колхоза «Память Жданова», Гонастарева Сергея - механизатора колхоза «Победитель», Кудрявцева Александра - механизатора колхоза им. Крупской, Воробьева Александра - механизатора колхоза «Ленинский путь», Смирнова Александра механизатора ПМК-29, Смирнова Андрея - бригадира строительной бригады МПМК, Ершова Сергея- механизатора колхоза «Ленинский путь», Кроткина Андрея -механизатора колхоза «За мир» Шилова Виктора - механизатора колхоза «Ленинский путь» и многих других, внесших весомый вклад в развитие Сандовского района. Во главе первичных комсомольских организаций стояли секретари настоящие молодежные лидеры Виктор Сироткин, Татьяна Градова, Андрей Сторожевых, Наталья Гудкова, Николай Чистяков, Петр Артамонов, Татьяна Лебедева, Михаил Голубков, Виктория Татурина, Ольга Гонастарева, Геннадий Орехов, Светлана Лебедева, Людмила Лебедева и другие. Задачи и цели комсомола 80-90 годов не многим отличались от комсомола предыдущих поколений, но вот стиль работы конечно изменился. В последние годы своей деятельности комсомол буквально лихорадило от происходящих перемен в обществе, комсомол все больше стремился к самостоятельности и независимости от партийных и советских органов. К самостоятельности, последовательности во всех делах, участию в борьбе за реальное участие юношей и девушек в управлении общественными делами вот к чему стремился комсомол 90-х. Поколение, воспитанное комсомолом породило огромное количество людей, которые не боялись принимать решения, рисковать, решая проблемы, самостоятельно занимали свою позицию по волнующим вопросам. Нам повезло, у нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность и мы просто научились этим пользоваться. О.А. Артюшина, п. Сандово.

С одной стороны - даже в последние годы существования советского Комсомола он по-прежнему был первой «школой жизни» для многих видных политиков и бизнесменов современной России. С другой - это можно объяснить, что ничего другого, где в 1970-1980-е годы молодой человек смог бы реализовать свои таланты и начать строить карьеру, просто не было: однопартийная система не предполагала никакой конкуренции в идеологическом поле. Комсомольцы последних лет существования СССР вспоминают ту эпоху и кризис своей организации.

Ровно 20 лет назад, 27 сентября 1991 года, начался XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, имевший на повестке дня один-единственный вопрос «О судьбе ВЛКСМ». По окончании своей работы съезд объявил историческую роль этой организации исчерпанной, а ее саму - распущенной. В завершение работы съезда (и я не шучу) делегаты стоя спели: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и приступили к «дерибану» имущества этой небедной организации.

Ну да бог с ними - нас к этому «дерибану» к сожалению не допустили, поэтому вспомним каждый свой комсомол (у кого он был, конечно).

Этапы развития общественной жизни любого советского школьника напоминали стадии развития насекомых. Но если у беспозвоночных членистоногих они протекали в порядке: яйцо -> личинка -> куколка -> имаго, то у позвоночных советских школьников они проходили в такой последовательности: первоклашки становились октябрятами, октябрята - пионерами, а пионеры по достижении 14 лет автоматически превращались в комсомольцев, и это не обсуждалось.

Правила принятия в комсомол были следующие: надо было собрать рекомендации либо 1 коммуниста, либо 2-х комсомольцев со стажем; заполнить бланк для приема в комсомол; сдать две фотографии 3×4; получить характеристику и выучить ответы на следующие вопросы:

Кто Генеральный секретарь ЦК КПСС?

Кто первый секретарь ЦК ВЛКСМ?

Ваш любимый герой-комсомолец?

Сколько орденов у ВЛКСМ?

И что такое «демократический централизм»?

(в идеале, конечно, желательно было бы почитать Устав ВЛКСМ - но это на любителя).

Принятие в комсомол нашего класса происходило в два этапа - весной и осенью. Весной в комсомол принимали «лучших» (отличников и хорошистов), осенью «худших» - (троечников и разгильдяев, а также тех кто родился летом). Меня приняли, естественно, осенью. Причем тогда меня еще жизнь не «обломала» и я любил выпендриваться - когда все принесли рекомендации от комсомольцев-старшеклассников, я принес рекомендацию от знакомого коммуниста-Героя Советского Союза.

После публичного обсуждения кандидатов на школьном комсомольском собрании происходил торжественный прием в районном/городском комитете ВЛКСМ с вручением билетов и значков (иногда торжественный прием заменялся простым вручением комсомольского билета в «Пионерской комнате»).

После этого действа советский школьник получал полное право:

б) платить ежемесячно комсомольские взносы в размере 2-х копеек;

в) скучать на комсомольских собраниях;

г) после школы поступить в институт.

Вы скажете - были ведь такие, кто отказывался вступать в комсомол: в Бога там верили, или «Роллинг Стоунз» слушали. Были, конечно, и такие. Но потом обычно в их жизни была Советская Армия, а там плевать хотели на то во что ты веришь или что ты слушаешь. Плевали там, также, на установленные «на гражданке» правила приема в комсомол и незнание солдатом ответов на вышеперечисленные вопросы. Там просто-напросто в один прекрасный день на утреннем построении оглашали: «Рядовой Пупкин, выйти из строя! Поздравляем Вас со вступлением в славные ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи! Встать в строй!» Воин кричал: «Служу Советскому Союзу!» и вставал в многомиллионный строй советских комсомольцев.

А я, вот, в армии отказался стоять в едином комсомольском строю. Мне претило состоять в этой насквозь прогнившей, формализованной организации в которую загоняли всех скопом в погоне за процентами и отчетностью. Меня тошнило от этих лживых лозунгов и от комсомольских функционеров, которые сами не верили в то, что говорили с высоких трибун. От их показухи, карьеризма и лицемерия...

Нет, я отказался во всем этом участвовать и в армии стал кандидатом в члены КПСС.

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1986-1990 гг..). Специальный советник президента СССР М. Горбачева. Историк, кандидат исторических наук...

Комсомол не развалился. Его время прошло. Заметьте - как только наша страна стала становиться тем, чем она должна быть, она развалилась и перестала существовать. Вот где нужно задуматься и спросить себя: что же произошло? Нужно разобраться - что произошло с нашей страной в двадцатом веке? Что началось в 1905-м и закончилось, надеюсь, в 91-м? Что это было? С исторической точки зрения разобраться в нагромождении мифов, которыми окутан весь двадцатый век, просто невозможно. Мы живём в совершенно ложной системе координат. Мы живём в полностью мифологизированном историческом пространстве. Оказывается, у нас была первая русская революция в 1905-м. Потом, оказывается, была Февральская буржуазно-демократическая революция. Потом через полгода происходит уже социалистическая революция. А как можно назвать революцию, которая произошла в 91-м году? Капиталистическая, получается? С моей точки зрения как кандидата исторических наук, это полный бред.

В России в начале двадцатого века началась буржуазно-демократическая революция. Но она очень отличалась от тех, что состоялись раньше, - от английской, французской, североамериканской. Все они были в совершенно другой исторический период. Наша революция запоздала, как и всё у нас. Она началась в то время, когда начали проявляться процессы глобализации. Наша революция отличается от всех остальных тем, что она оказалась, как ни странно, революцией не столько для нашей страны, сколько революцией для всего остального мира. Все другие революции тоже оказывали влияние на окружающий мир, но это было косвенное влияние. Наша революция оказала колоссальное влияние на весь мир. Весь мир изменился. Джон Рид был не прав, назвав книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Они изменили мир...

- Виктор Иванович, с уходом со своего поста вы ведь потеряли не только работу, но и привилегии.

Какие привилегии? О чём вы говорите? Мне иногда сегодня жена тычет пальцем вокруг и спрашивает: «А какие у тебя были привилегии?»

Я был руководителем организации, у которой только на депозитном счету в банке лежало два миллиарда долларов. Я получал пятьсот рублей, у меня была машина «Волга» и мне ещё давали талоны для спецмагазина. Да, ещё была поликлиника, из которой меня сразу же исключили. Теперь я нормально себя чувствую в районной поликлинике. Но я даже никогда не обращался в цековскую поликлинику, потому что был молодой и здоровый.

- Простите, а куда девались те два миллиарда долларов, о которых вы сказали?

Не знаю. Я оставил их в сохранности там, где они были...

У в комментариях вспомнил, что я ж в горкоме ВЛКСМ работал. Попросили рассказать - как это было.

Увы, грязных подробностей в стиле фильма «ЧП районного масштаба» - не будет. Не было в нашем горкоме пьянок в саунах, ​********, воровства и прочего, что приписывалось тогда, в эпоху перестройки партийным и комсомольским функционерам. Была обычная работа по организации жизни и досуга небольшого района - Слободского района Кировской области.

Кабинетов у нас было четыре - кабинет Первого секретаря, Второго и бухгалтерия с орготделом. А я работал И.О.третьего секретаря - должность по работе с учащейся молодежи. В одном кабинете со Вторым. В кабинете было два стола, печатная машинка «Ятрань», кажется, десяток стульев, шкаф для одежды и шкаф с книгами. А! Еще ротатор был - это такая хрень для печатания листовок.

Была машина - то ли «пятерка», то ли «москвич» - не помню. Но точно не «Волга». Это чудо ломалось раз в неделю, потому в командировки по району частенько ездили рейсовыми автобусами. Зарплата была 250 рублей. Советских. Правда, в 1990-1991 купить особо нечего было. Я лично газеты выписывал домой - десятками. От «Советской России» до «Литературки» и «Футбола-Хоккея». На обед уходило в столовой где-то около рубля. Столовая, кстати, была общая для горкома партии, комсомола, райисполкома, горисполкома и прочих советов.

Вход в столовую был свободен для всех желающих. Никаких пропусков, никаких милиционеров на входе. И ананасов в шампанском тоже не было. И черной икры тоже не было. По-моему, в фабричных и заводских столовых кормили вкуснее. Там же были подсобные хозяйства. Что-то вроде колхоза при заводе. Каких-то особых привилегий, доп.пайков, дач с бассейнами тоже не было. Единственная «привилегия», которой я воспользовался - это два раза взял отпуск за свой счет, сходил в лыжный поход по области в феврале и в пешую единичку по Крыму. Расходы свои). Все. Поработав там год, я, наверное, тогда стал лет на десять антисоветчиком.

Потому что, пацану в семнадцать лет надо подвига - преодоления себя. Раньше у комсомольцев была борьба с разрухой, буденновки, ОСОАВИАХИМ, война, восстановление, целина, БАМ... У нас был городской конкурс КВН и отчетно-выборные конференции. Кстати, с тех пор я квн-щиков терпеть не могу. Кривляки с натужным юмором и огромным комплексом превосходства. Как организовывался фестиваль?

Очень просто.

Пишешь положение на двух страницах - тема КВН, жюри, призы. Распечатываешь на ротаторе, перемазываясь черной краской. Вызываешь к себе секретарей школьных комитетов ВЛКСМ. Раздаешь им положение и указивку, чтобы к такому-то числу была команда. Потом едешь в Дом Культуры - у нас это был ДК им. Горького - договариваешься о предоставлении сцены и зала на такое-то число. Никаких денег, все бесплатно. Покупаешь призы в магазине спорттоваров, готовишь бланки грамот. Уговариваешь важных людей посидеть в жюри. Опять за бесплатно. Месяц обзваниваешь секретарей - чо там как у них с подготовкой команды?

Вот и все. И где подвиг-то?

И постоянные отчеты в обком - месячные, квартальные, годовые. Основная часть отчета - сколько новых членов ВЛКСМ приняли. В апреле отчетно-выборная конференция. Проведено столько-то мероприятий: тогда любили называть коллективно-творческие дела - КТД. Сколько принято в члены. Сверху спускали план по прирему - 90% должно быть охвачено и все тут. Ну и непременные горбачевские заклинания - демократический централизм, гласность, тормоз перестройки. Скукота.

Кстати, громких выходов из партии и комсомола у нас я не припоминаю. Комсомольские билеты не жгли. Панков и металлистов массово не было. А кто и был - те, порой, были комсоргами. Вроде бы и комсомольский рок-клуб был. Я даже подумывал об открытии комсомольского видеосалона, где после просмотра фильма было бы обязательное обсуждение. Не успел.

Летом организация районного лагеря актива, отправка делегации в областной лагерь комсомольского актива «Стремительный» и лагерь областного пионерского актива «Звездный». Сверхцели же всех этих КТД, лагерей актива, отчетов и выборов - не было.

Катилось все по инерции в пропасть. Но мы этого не замечали. Казалось, что вот-вот все кончится. ВЛКСМ и СССР вот-вот выйдут из кризиса обновленными.

Сейчас, конечно, хорошо с высоты лет утверждать - мол, надо было то то сделать или то то. Та хоть голым скачи на площади Революции в Слободском - решалось все не в райцентрах, а в Кремле и на Старой Площади. Именно там исчезли Сверхцель и Сверхзадачи. А без них СССР невозможен. Спрашивайте, может, упустил что?

Комсомол к окончании мною школы почти развалился... На ежегодном собрании школы мы вынесли работе комсомольской организации неудовлетворительную оценку, это было смело! Но, мы тешили себя принципиальностью и смелостью, не зная, что пинаем труп. Комсомол через год прекратил существование. Всем, кто помнит, пионерию и комсомол, рекомендую пересмотреть это фильм - «ЧП районного масштаба».

Еще, этот фильм о том, каким на самом деле является человек, а именно - мужчина. Всем мужчинам, ведущим двойную жизнь, идущих на сделки с совестью ради карьеры, посвящается. Самое интересное, когда мужчины делают неблаговидные поступки, но, при этом, прикрываются высокими словами: я поступаю так ради семьи. Комсомольцы, добровольцы...

А меня в свое время на эту номенклатурную карьерную лестницу: «пионерия-комсомол», папа не пустил! Он ненавидел партийные привилегии, и считал, что единственной настоящей привилегией партийца было встать и повести взвод в атаку. Папу расстроило, что совет дружины школы собирался на новогодний праздник отдельно от остальных учеников школы. Он кричал и гневался. Спасибо ему, и Царствие небесное! Он все правильно понимал.

Из комментов.

ИМХО в Комсомоле (не в милитаризованном, а в обычном) есть положительная сторона - юноши остаются без старших и сами, самостоятельно берутся за какие-то дела (напр., проводят заседания ячейки), сами берут на себя ответственность. Такое различие между людьми, что один человек - комсорг, а другой человек - просто комсомолец, структурирует общество. Структурирует. И тем самым способствует его осмыслению.

Комсомол помогает остаться без старших, и самому, без старших, что-то делать.

Родился в 1984 г. и думаю, что моё детство и юность очень сильно испорчены отсутствием всеобщей, общераспространённой организации типа Комсомола.

Недавно посмотрел фильм «ЧП районного масштаба» (перестроечный фильм о том, какой Комсомол плохой и как много в нём лицемерия и лжи). Фильм понравился. Советский Союз плохой. Комсомол плохой. Но лучше пусть лживый Комсомол, чем никакого! Он, при всей своей лживости, даёт опыт самостоятельности, даёт опыт жизни без зависимости от старших!

Ну не в лживости - положительная сторона Комсомола, а в том, что он давал бы возможность проводить мероприятия без участия старших. Самим, самостоятельно. А в моём поколении никто не задумывался о том, что кому-то поручено быть «ответственным» за происходящее в классе (как комсорг ответственен). Не учитель берёт на себя ответственность (как в нашем поколении), и не папа, и не мама - а кто-то из молодых.

И Комсомол указывал на моральные ценности (которые записаны в уставе) - правдивость, взаимопомощь и т. д. В нашем поколении никто не говорил: «вы должны быть правдивы, потому что вы члены такой-то организации, а члены этой организации должны соответствовать высокому моральному уровню». Нам говорили про мораль - но это было расплывчато, нечётко. Не было аргумента - «ПОТОМУ ЧТО ВЫ ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ». Этот аргумент мог бы быть более убедительным. И спец. билетов нам не выдавали, взносы мы не платили. Наличие билета в кармане и какой-то атрибутики могли бы НАПОМНИТЬ о моральном долге. А без атрибутики его легко забыть.

Да и вообще, в Уставе Комсомола есть идеи, которые скорее ближе к пацифизму, чем к милитаризму:

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый - за всех, все - за одного;

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Когда человеку об этом обо всём расскажут - это может помочь развитию критического мышления. А современной молодёжи просто об этом не говорят! И на них не возлагается ответственность, что «вы должны соответствовать высокому моральному уровню». Есть ещё один антисоветский фильм - «Завтра была война». Но комсомолки из этого фильма были в какой-то степени вдохновлены именно комсомольской идеологией. И это в фильме оправдывается. Они были способны думать - Искра, напр., могла изменить свои взгляды под воздействием какие-то аргументов. И комсомольская лапша на ушах этому не помешала. Скорее наоборот, комсомольская идеология этому поспособствовала.