Пантеон во время дождя. Римский Пантеон и его нераскрытая тайна

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма греческое и означает “храм всех богов”.

Памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.


Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.


Ротонда Пантеона , выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола - символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.


Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.


Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).


В погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.


Пантеон – Храм всех Богов находится в Риме. Это уникальное здание имеет огромное историческое значение не только для Италии, но и для всего мира. История, описание, архитектура, адрес с отображением объекта на карте и время его работы, интересные факты, стоимость билета — вся эта информация в нашей статье. Мы расскажем: как добраться самостоятельно, какие правила необходимо соблюдать при посещении и где можно остановиться недалеко от храма.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 апреля:

  • AFT2000guruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб
  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000Paphos - промокод на 2 000 руб. для туров на Кипр (Пафос) от 90 000 руб. от TUI, отели 4 и 5* (HV1 и HV2). Даты туров с 25.05- 26.10.2019. Промокод действует до 15 апреля

Из языческого храма в христианский

Является исключением среди традиционных греко-римских храмов, возведенных в форме четкого прямоугольника. Его центрическая форма напоминает итальянские жилища и места святилищ характерных для языческих храмов. Действительно, до начала VII в. Пантеон слыл языческим храмом, в котором римляне просили милости у Юпитера и Марса, покровительства у Венеры и Плутона, защиты у Нептуна, Сатурна и Меркурия. Все жертвоприношения многочисленным богам совершались на алтаре, установленном напротив отверстия в куполе. Чтобы задобрить богов животных предавали огню на алтаре. В 608 году после освящения папой Бонифацием IV языческий храм стал христианским.

Архитектура Пантеона

Конструкция состоит из гармоничного сочетания четких геометрических фигур: портика в форме параллелепипеда, купола в форме полусферы и цилиндра ротонды. Портик, украшенный двумя рядами высоких колонн, полностью занимает площадь перед Пантеоном, от чего создается иллюзия его массивности.

Великолепные колонны в то же время придают портику легкости и изящества, маскируя тяжеловесный и громоздкий цилиндр храма. Стены ротонды толщиной более 6 м прочно установлены на массивном фундаменте, глубина которого составляет 4,5 м, а толщина – 7,3 м.

Цилиндрическую стену поддерживают восемь опор, соединенных арками. Не случайно размеры диаметра и высоты ротонды совпадают. Древние зодчие, умышленно использовали такие расчёты, позволяющие мысленно вписать в пространство ротонды шар, половину которого займет купол. Мастера строительства тех времен стремились таким образом показать гармоничное сочетание круга и шара, символизирующие покой и вечность. Массивное здание, созданное из кольца глухих стен, венчает купол, который кажется вдавленным в эти стены.

Пантеон снаружи и внутри

Изначально храм возводился с такой целью, чтобы произвести впечатление именно при посещении внутренней его части. Поэтому внутреннее убранство отличается от наружного большим величием. Портик, ведущий в здание, украшен скульптурами, а высоко под куполом сохранились расположенные в пять рядов 140 кессонов. Также хорошо сохранилась внутри мраморная облицовка кирпичных стен ротонды и порфировый пол. Стены разделены на два яруса. В нижнем ярусе расположены 7 симметричных ниш.

Глубокие полукруглые и прямоугольные ниши в стенах позволяют облегчить конструкции и разнообразить геометрически замкнутое пространство. Колонны, пилястры и филенки привлекают взгляд к огромному куполу, который венчает стены ротонды и создает завершенный гармоничный образ храма. Однако нельзя сказать, что внешнему оформлению здания храма не было уделено должного внимания. Для изготовления 16 колонн исполинских размеров при входе использовали греческий мрамор и египетский гранит. Снаружи огромный купол покрывают позолоченные пластины, а двойные врата из бронзы, сохранившиеся с античной эпохи, и ведущие к вестибюлю прямоугольной формы, поражают своей высотой, достигающей 7 метров.

Купол Пантеона

Храм богов отличается массивностью и круглой формой здания, именуемого ротондой и увенчанного сверху куполом. Если смотреть на купол снаружи, он покажется почти плоским, но внутри его огромные размеры впечатляют. Диаметр купола составляет 43,5 м, что соответствует ширине ротонды и чуть меньше высоты самого здания. Со времён строительства и вплоть до XIX в. он был самым огромным в Европе и занимал половину объёма всего здания. В зависимости от высоты купола использовали различный состав бетона. Нижние ярусы возводились с использованием твердой травертиновой крошки, а для возведения верхних ярусов купола использовали раствор из более легких материалов – измельченных пемзы и туфа.

Купол здания создан в форме идеальной полусферы, в центре которой находится отверстие, окаймленное бордюром выполненным из бронзы. В полдень сквозь отверстие диаметром 9 м в здание храма проникает самое большое количество солнечных лучей, образующих своеобразный световой столб. Купол, представляющий собой полусферу, сочетает в себе новаторство инженерной мысли древних мастеров и классическую архитектуру культовых сооружений. Резные углубления внутри бетонной поверхности купола играют роль декоративного украшения в виде 140 кессонов и одновременно значительно облегчают массу свода, вес которого достигает 5 тысяч тонн.

Для чего отверстие в куполе

Отверстие в центре купола, называемое оком, символизирует Солнце. Поскольку в стенах ротонды отсутствуют оконные проёмы, только благодаря этому огромному отверстию в здание проникает солнечный свет. Согласно распространенному преданию отверстие образовалось тогда, когда зазвучала церковная месса. Злые силы, проникшие в здание Пантеона, не выдержав звуков божественной литургии, разрушили верхнюю часть купола, чтобы навсегда покинуть священное место. При сжигании животных во время жертвоприношения через отверстие в куполе выходило большое количество едкого дыма. В это время римляне молились, взывая к божествам и надеясь, что божества смогут скорее их услышать и принять жертву.

В дождливую погоду, несмотря на огромные размеры «ока», в храм очень редко проникает вода. Однако, чтобы осадки не мешали прихожанам посещать храм и слушать мессу, в полу предусмотрительно оборудовали сливные отверстия для воды. Стоит отметить, что грамотные инженерные расчёты древних мастеров создали «око» таким образом, что капли дождя не пропускают постоянно движущиеся вверх потоки теплого воздуха.

С Пантеоном и его строительством связано много легенд и рассказов. С тех давних времен и поныне от римлян часто можно услышать о том, что купол храма сооружали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Чтобы быстрее избавиться от мусора после завершения строительства, по приказу императора в нём спрятали золото. Что касается «глаза Пантеона», учёные выдвинули предположение, что храм служил солнечными часами. Действительно, на протяжении года солнце по-разному освещает отдельные части храма, а в день основания Рима — 21 апреля небесное светило ярко освещает вход.

В те времена это явление было достаточно символичным, так как освещённый ослепительными солнечными лучами в храм первым входил император. Существует мнение, что идеальная форма купола натолкнула Николая Коперника на идею гелиоцентрического строения вселенной, благодаря чему учёному даже удалось точно просчитать и доказать, что центром вселенной является не Земля, а Солнце. Пантеон стал первым римским храмом, внутрь которого могли попасть не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Кто похоронен в храме

Пантеон вызывал восхищение многих великих людей. Микеланджело считал этот храм творением самих ангелов. Рафаэль называл Пантеон местом, объединяющим небо с землей и богов с людьми, и мечтал быть похороненным здесь.

Храм всех богов стал местом, где покоятся тела многих знаменитых людей, среди которых первым похоронили мастера живописи Рафаэля, а позже известных архитектора Бальдассаре Перуцци, музыканта Арканджело Корелли, скульптора Фламинио Вакку. Является усыпальницей и для коронованных особ: королевы Маргариты, а также королей Умберто I и Виктора Эммануила II.

Где находится и как до него добраться

Легко добраться на метро, направляясь до станции «Барберини», а также на трамвае №8 и на многих городских автобусах.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186

Храм, построенный в эпоху Римской империи, принимает посетителей ежедневно с 8.30 до 19.30. Только в воскресенье работает с 9.00. до 18.00. В праздничные дни принимает туристов с 9.00 до 13.00. и не работает в праздник Пасхи, а также 1 января, и 25 декабря. Посещение этой уникальной достопримечательности можно совместить с посещением других не менее значимых мест: Колизея, Собора Святого Петра, Римского Форума и музеев Ватикана. Невзирая на ежедневную работу, в храм попасть непросто из-за большого наплыва желающих посетить это легендарное место. Даже в зимнее время, когда спадает наплыв туристов, к храму выстраивается очередь. Поэтому лучше приходить к открытию с утра или поселиться в ближайшем к Пантеону отеле.

Правила посещения

Отправляясь осматривать достопримечательность, стоит соблюдать определённые правила:

  • Откажитесь от запасов еды и напитков
  • Даже в сильную жару не принято входить в здание храма с открытыми плечами и коленями
  • Запрещается пользоваться мобильными телефонами

Если соблюдать эти несложные правила, можно смело отправляться осматривать этот уникальный храм. Благо, никто не запрещает здесь фотографировать и делать видеосъемку. К тому же, за вход платить не надо.

Где остановиться – отель Pantheon

Мы рекомендуем рассмотреть именно этот отель, так как он расположен всего в 50м от храма всех богов. Кроме того, от него удобно добираться до других достопримечательностей, например, всего за пару минут можно дойти пешком до знаменитого фонтана Треви. Сам отель заслуживает отдельного внимания. Здание было построено в XVII веке. Его безупречный интерьер сразу погружает в приятную атмосферу. Здесь с элегантностью подобрана каждая деталь. В номерах есть всё необходимое для комфортного проживания.

Предусмотрено несколько категорий номеров:

  • трёхместный номер
  • бюджетный одноместный номер
  • двухместный номер с 1 кроватью или 2 отдельными кроватями
  • четырехместный номер

Разрешено проживание с домашними животными, при этом дополнительная плата за это не взимается. Поблизости есть магазины известных брендов, кафе и рестораны.

Augusta Lucilla Palace

В 50 метрах от великолепного римского Пантеона

Пантеон (Pantheon) - это одна из главных достопримечательностей Рима, на сегодняшний день это самое древнее сооружение полностью сохранившее свой облик еще со времен Римской Империи. Пантеон по праву называют архитектурным чудом света, и не посетить его во время поездки в Рим просто невозможно.

Название "Pantheon" означает «Храм всех Богов». С греческого "пан" переводится как "все", а "теон" - "божественный".

История римского Пантеона

История Пантеона начинается в 27-25 гг. до н.э. Возводили самый первый храм в честь основных древнеримских богов.

Храм строился под руководством консула Марка Агриппы. Именно он решил Пантеон отделать мрамором, статуями, а фасадом указать на южное направление. До наших дней сохранилась бронзовая надпись на портике Пантеона «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», которую можно перевести как "Марк Агриппа, консул в третий раз, возвел это здание".

Изначальный вид Пантеона был сильно поврежден во время пожара 80 года нашей эры. Благодаря императору Домициану, Храм, как и многие другие сооружения, были отстроены заново. Но и этот облик был утрачен в результате попадания молнии.

Во времена правления императора Андриана (117-138 гг.) Пантеон Агриппы был заново отстроен и приобрел новый вид, так как император хотел видеть храм в виде земного шара и небесной сферы. Задумку Андриана воплотил в жизнь известный архитектор тех времен Аполлодоро Дамасский.

По задумке Апполодора здание обратили фасадом на север, увеличили по площади, а в качестве фундамента установили подиум со ступенями. Но из-за неустойчивой почвы здание постепенно проседает.

Любопытные факты

Основание Пантеона является сферическим и поэтому верхняя часть сооружения имеет куполообразную форму. В центре этого купола находится так называемый Глаз Пантеона. Единственное «окно», расположенное в высшей части купола. Именно через него раз в год в самый длинный день лета (21 июня) солнечные лучи освещают главный вход.

При строительстве очень хорошо была продумана конструкция здания. Так, например, пол выполнен слегка возвышенным по центру, для эффективного стока дождевых вод в сложнейшую подземную канализацию. Стены предназначены в большей степени для поддержания мощного купола. Поэтому в зависимости от высоты имеют разную толщину и структуру.

Вход в Пантеон сооружен в виде величественного портика и двойным рядом массивных колонн в греческом стиле. Все это отделано мрамором различных оттенков, привезенных не только из окрестностей Рима, но и из Египта. По всему периметру здания видны отверстия в стенах, предположительно от элементов бронзовой отделки, которую по распоряжению папы Урбана VIII сняли для отделки Базилики Святого Петра.

Внутри Пантеон состоит из двух залов - передний зал (проходной) и круглый зал. При отсутствии окон здание обладает хорошей вентиляцией и акустикой, а во внутреннем зале могут находиться одновременно до двух тысяч людей. В переднем зале расположены колонны из серого и красного гранита. Когда-то здесь находились статуи Августа Октавиана и Марка Агриппы.

Вход в круглый зал отгорожен массивными бронзовыми дверями, сохранившимися еще с античных времен. Стены и пол также отделаны мраморной облицовкой и плитами. В стенах большого зала расположены восемь ниш - вход и ниши, в которых изначально располагались статуи семи основных богов древних римлян. Теперь же в этих нишах расположены статуи христианских святых.

В средневековые времена существование Пантеона было под угрозой. Так как Римская Империя пала, все, что напоминала о ней в раннем христианстве, считалось языческим. Но, благодаря папе Бонифацию IV, храм был облюбован верующими и освящен в церковь.
Христианская вера оставила свои следы на стенах и в интерьере Пантеона. На стенах появились фрески и иконы, алтарь и скульптуры святых стали частью современного храма, а захоронения великих людей той эпохи придают памятнику еще большую ценность. В различные времена здесь были похоронены не только выдающиеся деятели искусств (дель Вага, Карраччии, Рафаель Санти со своей невестой, Арканджелло Корелли и т.д.), но и представители королевской династии Савойской.

Пантеон Агриппы - это действительно ценный памятник античной архитектуры, который смог, спустя века, донести до нас свой исторический облик.

Пантеон открыт ежедневно с 9 до 19.00, вход бесплатный (ведь это действующая церковь), лучше всего посещать с утра в 9-10 - в это время меньше всего туристов.

Заказать интересную Обзорную экскурсию по Риму с посещением Пантеона можно написав на почту [email protected] или по телефону +39 3275381738 (также viber, whats"app)

Путеводители утверждают, что Пантеон – единственное здание Древнего Рима, не превратившееся в руины и сохранившееся в целости до наших дней. Путеводители слегка лукавят: стоит разобраться, что именно сохранилось, потому что даже неискушенному глазу видно, что нынешний Пантеон не похож на древнеримский храм.
Как ни странно, самой древней частью пантеона является надпись на фронтоне: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это», но эта надпись не совсем соответствует действительности. Марк Випсаний Агриппа, друг императора Октавиана Августа, муж его дочери, а главное – самый талантливый полководец Октавиана, действительно построил на этом месте храм, посвященный Марсу и Венере, покровителям древнего рода Юлиев, к которому номинально принадлежали Октавиан и Агриппа; первый - по праву усыновления; второй – по факту женитьбы на дочери первого.

Вот ведь как забавно: первые лица государства были людьми не слишком благородного происхождения, грубо говоря – выскочки, и не вредно им было лишний раз подчеркнуть свою, даже номинальную принадлежность к одному из лучших родов Рима. Кстати, Пантеон был воздвигнут в 27 году до н.э. в ознаменование победы в битве при мысе Акций, то есть разгрома Марка Антония и Клеопатры.


На фронтоне здания и была сделана эта надпись: «Марк Агриппа, сын Луция…», а внутри храма. около входа, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. Но… Этот храм простоял очень недолго и сгорел в 80 году. Великолепное некогда здание пытались восстановить последовательно несколько римских императоров, но удалось это сделать только Адриану. Люди, поверхностно знакомые с историей Древнего Рима, об императоре Адриане знают только то, что он «был нетрадиционной сексуальной ориентации и весьма благосклонен к своему красавцу-рабу Антиною». Однако, помимо этого, Адриан был хорошим воином, хорошим администратором, страстным путешественником и – главное – тонким интеллектуалом. Из длинного ряда римских императоров, бывших до него и после, Адриан выделяется подлинной и неподдельной страстью к искусству(были конечно, и у него недостатки, но сейчас – не о них речь).


Здание, построенное при Адриане(125г.) – Пантеон Всех Богов – намного превзошло первоначальную постройку по грандиозности замысла и исполнения; однако император проявил скромность и, нигде не упомянув своего имени, приказал на фронтоне здания снова высечь надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это».

Сейчас путеводители часто указывают, что внешний вид Пантеона не оправдывает ожиданий людей, которые его видят в первый раз: слишком скромен и неприметен. Якобы, Пантеон – это «вещь в себе», которую оценить можно только изнутри. Это не соответствует действительности: построенный во времена Адриана храм был великолепен и снаружи. Он гордо возвышался на открытом месте, к его входу поднималась широкая величественная лестница, и весь он сиял бронзовыми позолоченными деталями украшений.
За прошедшие века поднялся уровень земли, и храм оказался на одном уровне с окружающими его домами, коих настроили столько, что Пантеон оказался зажат между ними так плотно, что, выйдя на площадь, буквально упираешься в него носом. Какое уж тут величие!

Кроме того, позолоченная бронза украшений Пантеона обладала большой ценностью и постепенно была разграблена. Первым приложил руку к разграблению Пантеона византийский император Констант II: по его приказу с храма была снята позолоченная бронзовая черепица. Неизвестно, кто и когда снял украшавшую фронтон бронзовую квадригу; был снят барельеф, изображавший битву богов с титанами; пропал гигантский бронзовый орел в короне; и, наконец, уже в 17 веке по приказу папы римского Урбана VIII были сняты бронзовые стропила и бронзовый декоративный потолок.
Интересно, что следы награбленной в Пантеоне бронзы всегда теряются: корабли Константа II были захвачены сарацинскими пиратами; бронза, снятая Урбаном VIII, неизвестно, то ли была использована на колоссальный бронзовый киворий в Соборе Святого Петра, то ли перелита на пушки для форта Святого Ангела; квадрига вдруг выплывала из мусора и снова пропадала…


Не только внешний вид Пантеона – интерьер его также изменился за прошедшие два тысячелетия. С одной стороны, Пантеону повезло: его не разграбили полностью, потому что он всегда был действующим храмом – сначала римским, затем христианским. Но с другой стороны… В 609 г. византийский император Фока передал Пантеон папе римскому Бонифацию IV; папа освятил храм, и стех пор он стал католической церковью»Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Но звание христианской церкви обязывает: из Пантеона выбросили статуи языческих божеств и все, что напоминало о поклонении им; вместо этого появились росписи на евангельские сюжеты и статуи христианских святых.


Поскольку христианской церкви положена колокольня, то ее пристроили когда-то к Пантеону; а когда она обветшала, по заказу того же папы римского Урбана VIII Бернини пристроил Пантеону две небольших колоколенки.

Сейчас принято имя Бернини произносить не иначе, как с придыханием; в тихом восторге восклицать: «Великий гений барокко!» Но римляне 17 века оценили его произведение иначе: в народе за колокольнями закрепилось стойкое прозвище «ослиные уши». «Уши» эти существовали до конца 19 века, пока их, наконец, не убрали, вернув Пантеону прежний строгий римский облик.


Что же осталось от древнеримского Пантеона? Стены, колонны и купол. И даже это не сохранилось полностью: мраморная облицовка стен частично была переделана, частично затем реставрирована; пара колонн куда-то пропала… Бронзовые позолоченные входные двери тоже затерялись в веках; нынешние, тоже достаточно древние, существуют с 15 века.


Единственная часть Пантеона, на которую не замахнулась ничья кощунственная рука, которая неизменно существует с начала 2 века нашей эры – это купол. Диаметр купола – 43,3 метра; это чудо инженерного гения древних смогли повторить строители Европы только через 13 столетий. Купол Пантеона – единственный в своем роде еще и потому, что это – самое большое в мире сооружение из НЕАРМИРОВАННОГО бетона. Армированных, то есть с металлическим каркасом внутри, который и держит на себе вес сооружения – таких сколько угодно, а вот неармированных, да еще такого размера, больше в мире нет.


Нетронутым осталось и «око» Пантеона – девятиметровое отверстие в куполе, единственный источник освещения храма(в Пантеоне не темно: для человеческого глаза освещения вполне достаточно; но фотоаппарат уже начинает капризничать и выдает снимки не очень хорошего качества). Через это отверстие в Пантеон проникает солнечный свет, дождь, а также потоки космических энергий, которые, как говорят, связывают Пантеон с ноосферой Земли и всем космосом.
У купола Пантеона есть еще одна интересная особенность: если полусферу купола мысленно продолжить, создав полную сферу, то нижняя точка этой сферы будет расположена на полу точно в центре Пантеона. Представьте, что вы стоите: на полу, но полностью внутри этой сферы, и льются на вас потоки космической энергии, божественное благоволение… и вы слышите песнопения ангелов… или музыку сфер – кому что по вкусу. Примерно так...

Не помню точно, знала ли я об этой особенности во время посещения Пантеона, но вдруг у меня появилось желание найти центр здания и постоять там. Найти нелегко: здание огромно, внимание рассеивается обилием ниш, скульптур… Может быть, это – центр?

Нет, еще немного пройти вперед… Вот это, наконец - центр.

Постояла. Ничего не ощутила. Или время неподходящее, или центр неправильно вычислила.
А сейчас – то, с чего, может быть, следовало начинать. Пантеон – само это слово в нашем современном понимании обозначает место захоронения известнейших людей, цвета нации. И больше, пожалуй, известен этим Парижский Пантеон; построен он был, в подражание Римскому Пантеону, значительно позже, но французы за 3 столетия захоронили там множество выдающихся личностей. Римскому Пантеону повезло меньше: из сколько-нибудь знакомых нам, неитальянцам, знаменитостей, похороненных в Пантеоне, можно назвать только Рафаэля Санти и смутно знакомое имя Перуцци.

В конце 19 века казалось, что это положение изменится: там был захоронен первый король объединенной Италии Витторио Эммануэле II ,

Его сын, тоже король, Умберто I ,

жена Умберто Маргарита Савойская. На этом традиция захоронения в Пантеоне августейших особ прервалась. Секрет этого прост: Виктор-Эммануил II был неплохим человеком и неплохим королем; Умберто I уже сумел ввязаться в колониальные войны в Эфиопии и Сомали, не послужившие славе Италии и сделавшие его непопулярным. А Витторио Эммануэль III после захвата Муссолини власти в Италии, не возражая, принял положение «карманного короля» и «друга дома» дуче; подарки, которые ему Муссолини щедро дарил, принимал: титул Императора Эфиопии; титул Короля Албании; звание Первого Маршала Империи; и молчал… молчал… молчал… К концу Второй мировой войны оказался в Эфиопии и там умер в 1947 году, не возвращаясь в Италию. Его сын, Умберто II, прозванный «майским королем», вообще царствовал один месяц, а затем итальянский народ на референдуме отменил монархию и провозгласил Италию республикой. Ясно, что двух последних королей в Пантеоне уже не хоронили – не заслужили.


Во время пребывания в Пантеоне я обратила внимание, что время от времени кто-то подходит к известному ему месту, достает какую-то книгу – очевидно, книгу посетителей, и делает запись. Вечером спросила об этой книге у гида; она ответила: «И Вы могли сделать запись в этой книге». Я не сожалею, что не отметилась в книге посетителей: мое имя ничего не добавило бы к славе Пантеона. Не знаю, о чем пишут эти люди: о своем преклонении перед инженерным гением древних римлян, построивших Пантеон; о восхищении результатами труда Рафаэля и других мастеров Возрождения, превративших Пантеон в величественный христианский храм; или же, наконец, они выражают свою благодарность королю-объединителю Италии «отцу отечества» Витторио Эммануэле II. Кто знает…

Пантеон, с итальянского Pantheon, является одной из самых древних и посещаемых достопримечательностей Рима. Это также исторический и архитектурный памятник Древнего Рима, наследие эпохи Возрождения.

Дословно Пантеон переводится как Хам всех Богов. Римскому Пантеону уже более двух тысяч лет, он был воздвигнут на месте предыдущего Пантеона, выстроенного Марком Випсанием Агриппой между 27 и 25 годами до нашей эры, как храм, посвященный двенадцати богам и Монарху. Считается, что нынешнее здание, которое мы можем видеть сегодня, является результатом радикальной реконструкции строения, выполненной по заказу императора Адриане между 118 и 125 годами нашей эры.

На фронтоне Пантиона видна латинская надпись: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, воздвиг это».

Первоначально Пантеон был древним языческим храмом. Позже, 13 мая 609 года, когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV, Пантеон был освящен как христианская католическая церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Именно с этих пор, день 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых у католиков. Правда, позже, где-то в середине восемнадцатого века папа Григорий III 1 ноября освятил одну из капелл Собора Святого Петра, что в , в честь всех Святых. И с этого момента, дата празднования Дня всех Святых у католиков и протестантов приходится на 1 ноября.

Пантеон является поистине грандиозным строение, здесь как нигде можно прикоснуться к истории веков, хотя именно в Риме таких мест множество, взять хотя бы наиболее известные , и другие величественные сооружения Рима. К тому же в те времена здание Пантеона представляло собой большое инженерное достижение античности.

В настоящее время помимо исторического и архитектурного наследия Пантеон привлекает к себе множество туристов своей интересной и необычной архитектурой. Дело в том, что в Пантеоне вообще нет окон, и единственным источником света является большое круглое отверстие, диаметров в 9 метров, находящееся в куполе Пантеона. Именно через это отверстие проникает солнечный свет внутрь Пантеон, освещая внутреннее убранство.

В ясную солнечную погоду, луч света, проникающий в это отверстие на потолке, не рассеивается, а исходит прямым потоком от купола к полу, что привлекает внимание. В случае дождя вода, падающая вниз, стекает в 22, почти невидимых отверстия в полу. А когда идет снег, снежинки, попадающие в отверстие купола, благодаря ветру и внутренней атмосфере в Пантеоне, образуют сказочные завихрения, похожие на танцы.

В Пантеоне всего одно отверстие, не потому что римлянам было лень прорубать стены, вовсе нет, сделано это специально, поскольку в Древнем Риме одно отверстие означало единство всех божеств.

Вид Пантеона с тыла здания, с улицы Via della Palombella

В Пантеоне погребены короли Италии: Виктор Эммануил II и Умберто I, королева Маргарита Савойская и великий итальянский живописец и архитектор Рафаэль.

Вход в Пантеон совершенно бесплатный. Храм открыт для посещения с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Закрыт для посещения в некоторые праздники. Расположен в самом центре исторической части Рима, по адресу: Piazza della Rotonda, 00186 Roma, Италия. Добраться можно пешком или на метро, ближайшая станция - Barberini.

Площадь Ротонды в Риме

Пантеон находится на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda) или просто, как её называют в народе Пьяцца дель Пантеон и площадь Ротонды.

Эта небольшая, но вполне уютная площадь располагается у главного входа в Пантеон. И названа она в честь основного своего строения Пантеона.

Вокруг площади можно видеть здания, построенные в нескольких архитектурных стилях. По периметру площади размещены гостиницы и кафешки с открытыми террасами, а в центре её украшает одноименный фонтан - Fontana del Pantheon .

Этот фонтан эпохи Ренессанса, был построен приблизительно в 1575 году по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Изначально фонтан состоял из прямоугольного резервуара серого африканского мрамора, а в бассейне фонтана располагалась порфира и два каменных льва. В 1711 году по воле Папы Клемента XI Альбани Фонтан дел Пантеон был реконструирован, и увенчан высоким Обелиском.

Позже, в 1974 и в 1991-1992 годах фонтан также подвергался реконструкциям.