Открывается храм для самых страшных грешников. Ад и рай

21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин возглавил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка обратился к верующим с пастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, всех вас я поздравляю с воскресным днем. Сегодня во время Литургии мы слушали евангельское повествование о мытаре Закхее, который покаялся перед Господом. Спаситель пришел в Иерихон. Конечно, там собралось огромное количество людей, чтобы посмотреть, как выглядит Мессия и о чем Он говорит. Сборщик налогов Закхей тоже захотел увидеть Христа, но был маленького роста и не смог бы пробраться сквозь толпу. Тогда он решил залезть на дерево. Закхей ложится на ветку, которая висела прямо над дорогой. Он рисковал сорваться только ради того, чтобы увидеть Сына Божия. И вот Господь, проходя по этой дороге, останавливается и поднимает глаза кверху. «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5) , - говорит Спаситель мытарю. Закхей удивился, что Христос его назвал по имени и желает прийти к нему в гости. С большой радостью Закхей ведет Христа с апостолами к себе в дом, устраивая им трапезу. И наступает самый главный момент в этой евангельской истории - сборщик налогов, которого ненавидел народ за то, что он служил римлянам - поработителям Иудеи, совершает покаяние перед Спасителем: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8) . Спаситель, услышав слова покаяния от грешника, ответил: «Пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 9-10) . Так заслужил прощение грехов мытарь Закхей. Он не только спас свою душу, но и еще спас весь свой род от погибели. Данный факт указывает на то, что каждый из нас несет ответственность перед Богом за своих родных и близких.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский об этом так говорит: «Страсти переходят с рождением и к детям и сообщаются им, так что дети делаются жалкими наследниками страстей своих родителей, как и их болезней». Мытарь Закхей покаялся перед Господом, начал жить по заповедям Христа и поэтому заслужил спасение своего рода. И мы тоже, дорогие мои, мало чем отличаемся от Закхея. Разве каждый из нас не желает испытать всю полноту радости от веры Христовой? Но ведь Господь одаривает покаявшихся грешников. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Закхей увидел Господа, и воспламенялся любовью еще больше; она коснулась его сердца, и он сделался другим: вместо мытаря – ревнителем, вместо неверного – верным, и вместо волка – овцой запечатленной». Так и мы должны воспламениться любовью к Спасителю, чтобы превратиться из грешников в детей Господа нашего Иисуса Христа. А это можно сделать только через покаяние и принятие Святых Христовых Таин, когда многим открывается откровение о спасении. Поэтому я поздравляю тех, кто сподобился сегодня принять Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Еще раз я поздравляю с воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».

В сборнике проповедей греческого архимандрита Варнавы (Ягу) затрагиваются темы смысла жизни и смерти, поиска истины, любви и свободы во Христе, раскрываются перед читателями цель христианской жизни и пути ее осуществления. Отталкиваясь от отрывков из евангельских чтений, автор говорит о том, как впустить Бога в свою жизнь и как довериться Ему.

Отмечая важность исполнения библейских заповедей и церковных установлений, постов и молитв, отец Варнава повторяет, что всё это — не сущность христианской жизни, а лишь путь к ней, не цель, а средства, помогающие нам приблизиться к Богу. Главная же задача христианина — это личная встреча с Христом, выстраивание живой, непосредственной связи и личных отношений с Богом.

Архимандрит Варнава (Ягу) родился на Кипре в 1965 году. В 1973-м переехал жить в Фессалоники, где получил общее образование и окончил философский и богословский факультеты Университета им. Аристотеля. В 1988 году в храме Святого Мины был рукоположен в диакона, а затем в священника и возведен в сан архимандрита. До 1999 года служил в храме Святой Екатерины. В настоящее время о. Варнава служит в храме Пресвятой Богородицы Лаодигитрии, где ведет миссионерскую и просветительскую работу среди молодежи и студентов. С 2012 года возглавляет Молодежный отдел священной митрополии Фессалоник. С 2014 года является игуменом монастыря Святой Феодоры Мироточивой.

Предисловие к греческому изданию
Церковь грешников (Мф. 9:12-13)
«Прекрасное неверие» (Ин. 20:19-31)
Те, кто безумно любил Христа (Мк. 15:43 - 16:8)
В поисках нашего потерянного «я» (Мк. 15:43 - 16:8)
Крушение мирской этики (Мф. 19:16-26)
Бог отходит в сторону (Мф. 15:21-28)
Путь страдания (Лк. 7:11-17)
«Живой» и «мертвый» христианин (Лк. 8:4-15)
От одиночества к общению (Лк. 8:26-39; 2 Кор. 11:31 - 12:9)
Гостеприимная Церковь (Лк. 10:30-37)
Превратить свою жизнь в литургию (Лк. 12:13-21).
Благословенная «нищета» (Лк. 12:13-21)
Спасение человека — превыше закона (Лк. 13:10-17)
В поисках Христа (Лк. 14:16-24; Мф. 22:1-14)
Живая связь, связь жизни (Лк. 14:16-24; Мф. 22:1-14)
Грех самодостаточности (Лк. 14:16-24; Мф. 22:1-14).
Благословение слабости (Лк. 17:12-19)
Сделать Бога ближе (Лк. 16:19-31)
Тяжкий труд любви (Лк. 16:19-31)
Сила молитвы (Лк. 18:35-43)
Смирение и любовь (Лк. 18:10-14)
Бог отцовской любви (Лк. 15:11-32)
Любовь — это жизнь (Мф. 25:31-46)
Христос должен стать видимым в нашей жизни
Крест — наше спасение (Мк. 8:34 - 9:1)
Вера, пост и молитва (Мк. 9:17-31)
Отчаяние и бессердечие (Ин. 12:1-18)
Сокровище девства (Мф. 1:1-25)
Уверенность в любви (Мф. 1:18-25)
Тьма как благо (Мф. 4:12-17)
Мера нашего духовного преуспеяния (Ин. 5:1-15)
Грех и одиночество (Ин. 5:1-15)
Мы достойны рая (Ин. 4:5-42)
Снисходительность Христа
(Деян. 26:12-20; Ин. 4:5-42)
Преодоление логики (Ин. 9:1-38)
Тот, кто хочет верить (Ин. 9:1-38)
Жаждать Христа
Полное оптимизма отчаяние (Мф. 10:32-33, 37-38; 19:27-30)
Христос открывает путь (Мф. 4:18-22)
Тот, кто уверен в себе, не спасется (Мф. 8:5-13)
Вопреки всем нашим грехам — надежда! (Мф. 9:27-35)
Поклонение людям оскорбляет Бога (1 Кор. 1:10-18)
Трудности приводят нас в смятение (Мф. 14:22-33)
Бог любит и прощает нас (Мф. 18:23-35)

За кого здесь молиться

Эта часовня построена на территории храма Воздвижения Креста Господня у пересечения Алтуфьевского шоссе и МКАД. Сейчас там заканчивают последние отделочные работы.

Есть грешники, кому для покаяния и прощения Господнего нужно особое место, - подтвердил настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве отец Анатолий. - И это не только отпетые бандитыѕ

Здесь можно молиться за некрещеных. А в России, где долгое время царил атеизм, умершие некрещеными родственники есть в каждой семье. Святой мученик Уар, покровитель этой часовни, просит Бога и за них.

Здесь можно помолиться и за младенцев, во чреве убиенных, - ведь количество абортов в нашей стране не уменьшается.

Можно просить святого мученика Уара за сына-наркомана, дочку-проститутку...

Если ваша мольба будет услышана, Уар попросит за них перед Господом Богом. Но оставлять записки за упокой и здравие в новом храме не принято. Надо молиться самому Уару.

Почему Уар?

В христианстве судьба каждого святого индивидуальна. За исцеление алкоголиков молят святого Вонифатия, о благополучии скотины - Флора. За преступников перед Создателем заступается Уар.

Мученик Уар - святой, принявший смерть за Христа в 307 году. Служил императору Максимиану в столице Египта Александрии легионером. Считался трусом, грешником. В его биографии много парадоксального. Считал себя христианином, но показывать свою веру боялся. По ночам заходил в темницы к мученикам, которые страдали за веру. Поддерживал их как мог, просил молиться за него, но признавался: ?Хотел бы пострадать за Христа, но не имею для сего такой твердости, боюсь тех мучений, которые испытываете вы?. А когда пришел час, Уар оказался смелым и все же нашел силы стать в ряды мучеников. Парадокс: граница между трусом и героем, грешным и святым очень зыбкая. Перешагнуть ее доступно каждому. Тело Уара, растерзанное римскими псами, Клеопатра тайно вывезла в Палестину. К ней Уар стал являться в видениях. Однажды святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в православную веру.
Как просить за грешника
О святый мученице Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити Оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

МНЕНИЕ ПАТРИАРХИИ

Можно ли здесь отпевать самоубийц?

Всем известно выражение «Святая Церковь». Откуда же там берутся грешники? Интересно, что упреки в недостатке святости Церкви и ее отдельных членов нередко можно услышать со стороны людей невоцерковленных, но ищущих, присматривающих подходящую для себя хорошую Церковь.
Действительно, могут ли в Святой Церкви быть недостатки?

Сборище грешников
-- Я ему: «Хочу с Богом соединиться!» А этот обрядовер: «Вы акафист не вычитали».
-- У нас рядом с дачей церковь, там поп -- горький пьяница! И служит так гугниво на вашем древнеславянском!
-- Вместо Поместного собора в вашей Церкви собирается какой-то архиерейский!!!
-- По Типикону, тут надо петь десять стихир, а у вас поют четыре!
-- А моей подруге батюшка сказал, что на дом придет ребенка крестить только за три тысячи. А она одинокая мать!

Со всех сторон наша Церковь нехороша. Постящиеся и непостящиеся, воздержницы и ленивые -- все имеют к ней серьезные и часто весьма обоснованные претензии.

И как, спрашивается, в этих условиях заниматься каким-то миссионерством? Искушение одно! Ты человеку объясняешь: про благодать, про преемство, про Вселенские соборы. Человек слушает, конечно, но потом говорит: «Это все хорошо! Но вот у католиков священство неженатое. Настоящие святые отцы. А у вас? По семеро детей у иереев! Где уж им о духовном думать? Прокормить бы… Я хочу креститься в Святой Церкви! А у вас… Ну, не знаю, но какая-то уж точно не святая. Убогая какая-то…»

Все это, соратники, наполняет мою лично душу невыразимым блаженством! Как же мне повезло! Что бы я стал делать в Церкви Святых? Умер бы со страху, наверное… А так -- хорошо! Ты грешишь -- и батюшки грешат! Ты в праздник на грудь принимаешь quantum satis -- а в церкви по полпсалма вместо целой кафизмы читают. В такой церкви и каяться как-то не так страшно: батюшка -- сам не святой, должен же войти в положение!

Собственно, Церковь свою убогость вполне даже сознает. Чего бы в ней иначе на 1-й неделе Великого поста пели: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом…»? Или, может, это так -- от скромности, от смирения? Нет, думаю, все-таки не от «смирения». Потому как правда ведь согрешихом -- чего уж юлить-то! Канон в субботу, понимаешь, был на восемь тропарей, а его на три прочитали…
В общем, сборище грешников в качестве Церкви -- прекрасная компания! Присоединяйтесь!

Одна беда: по-прежнему непонятно, что отвечать человеку, у которого грехов мало и Церковь он себе хочет найти хорошую. Не нарочно же его грешить заставлять, право слово! Наверное, подождать ему надо. Может, и сами появятся грехи-то. Бывает ведь такое…

Но вот зачем ему в нашу убогую компанию -- ответ есть! Во-первых, мы тебя тут пожалеем, а может быть, даже полюбим. Кому ты такой еще нужен?
И потом -- у нас есть парадоксальная история: у нас в Церкви действительно есть святые! Откуда они заводятся в сборище грешников -- совершенно непонятно. Но такой вот невероятный факт. Чудо просто!

Ведь даже представители собраний гораздо более достойных, чем наша Церковь, обычно не спорят со святостью, к примеру, Серафима Саровского… Или Великой Княгини Елизаветы Федоровны, которая, недобитая, в смертной яме апостольником раненых перевязывала… Или вот святой лауреат Сталинской премии Лука Войно-Ясенецкий. Будете спорить?
Вот то-то же.

«Чтобы научиться принимать Божию милость, нужно время»
-- Люди ожидают идеала в Церкви по двум причинам. Во-первых, людям свойственно (и это хорошо) искать святость. Не просто доброго человека, а именно совершенство, про которое говорит Христос. Поэтому от всего Божьего люди ждут совершенства, которое заложено в каждом из нас как образ и подобие Бога. Мы сравниваем заложенный в нас образ Божий с тем, что происходит в нашей душе, видим несовпадение, осознаем свою неполноту. И, чтобы исцелиться, приходим в Церковь.

А вторая причина поиска идеала в Церкви -- плод нашего лицемерия и лукавства. Человек забыл, что сам давно предал свое совершенство, стал горд, эгоистичен. Убийцей стал! Мы понимаем убийство только как лишение жизни другого человека или себя (самоубийство -- тоже убийство). Но с позиции Божьего совершенства убийство -- гораздо более широкое понятие. Ты не помог человеку, умыл руки -- убийство. Невнимание, равнодушие, обиды, раздражение… Человек искони убийца, и отец наш диавол. Мы привыкли все время убивать себя и других, не умеем жить иначе, так возлюбили эту подлую и хитрую жизнь. Поэтому и в себе, и в других не видим проявлений Бога, а значит, нам все можно, и мы можем жить, как жили раньше. То есть уходим от главной Истины, Которая свидетельствовала: «…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12-13).

Но никому не хочется быть грешником. И мы не только сами не идем к покаянию, но и придумываем разные поводы для недовольства, когда к нему идут другие. Храм часто называют врачебницей. Представьте, я приду в больницу, увижу там здоровых людей и скажу: «Прекрасная больница!» Меня назовут сумасшедшим. Некоторые хронические болезни вылечить невозможно, но можно смягчить. Снять боль, утешить человека, продлить ему жизнь на день-час-минуту -- много это или мало? Очень много. Почему же мы возмущаемся, когда видим в храме людей, всю жизнь убивавших, лгавших и притворявшихся при этом добрыми? Посмотрите на наши духовные болезни открытыми глазами! Для меня как раз удивительно, что к убийцам и подлецам пришел Бог, не отверг их, а даровал спасение. Бог любит нас грешными и грешников зовет к святости. Вот подлинное чудо! Но мы ничего не умеем и пользуемся Божией милостью как возможностью повторять старые грехи. Чтобы научиться принимать эту милость, нужно время. Если у нас перелом, мы не требуем от врача, чтобы он мгновенно срастил нам кость. Тем более не можем мы требовать от Бога мгновенного исцеления нашей души. Церковные таинства -- необходимые средства исцеления, но они не действуют магически, нам надо активизировать свою волю, остатки добродетелей. А мы часто хотим, чтобы Бог не просто помогал нам, но жил за нас. То я жил без Бога, рассчитывая только на себя, теперь хочу, чтобы Бог сделал меня счастливым без моего участия. Если человек не поймет, что должен сам потрудиться, он уйдет из Церкви. Надо в себе найти остатки святости. Если я чувствую, что чужд Богу, то я в других тоже не увижу святости. Если я пришел к Господу исцелиться, мне никто не помешает, никакие больные рядом со мной. Если же я пришел утвердиться в своей праведности, меня все смутит.

И священник помогает не потому, что он хороший, а потому, что ему в таинстве рукоположения дана благодать совершать остальные церковные таинства, в которых Святым Духом исцеляется человеческая душа. За свои грехи священник, как и любой христианин, ответит перед Богом, но совершаемые им таинства действительны. И если рядом есть хотя бы один священник, это для нас великое благо независимо от его личных качеств -- мы можем причаститься Тела и Крови Христовых, Христос отпустит нам грехи, в которых мы не умеем исповедоваться до конца. Церковь всегда была, есть и будет свята. Христа осуждали за то, что Он ел и пил с грешниками, и это «дало право» лукавому народу сначала не слушать Христа, а потом и распять Его (не грешники распинали Спасителя, а молитвенники, постники, хранители предания). Изменилась форма, но суть претензии к Церкви та же: Господи, Ты что, не знаешь, с кем ешь и пьешь? А то, что в человеке уже совершилась перемена, не видят. Порой кажется, что человек, придя в Церковь, стал еще хуже, чем был. Это поверхностное впечатление. Он не хочет жить по-старому, а по-новому не умеет, вот все и валится из рук. А на самом деле душа уже облагорожена. Но увидеть это можно только верой, любовью.

Если я увидел свои грехи, у меня два пути: либо в петлю, как Иуда, либо почувствовать милость, пережить, что Бог меня прощает. Я Ему не сделал ничего хорошего, только зло, а Он готов меня поднять, поддержать! Если я увидел свои грехи и живу, значит, я познал Бога, Который меня помиловал. Чего и другим желаю. И если я помилованный, то меня не смущает, что в храме грешники. Разве не хочу я им милости?

Церковь -- это люди. Пусть каждый заглянет глубже в себя -- что есть в нем, то есть и в Церкви. Вопрос только в том, хочет ли человек это изжить в себе? Для меня как для священника преображение человека -- факт, совершающийся повседневно. Только это процесс сокровенный. И тот, кто смотрит поверхностно, не видит, что происходит внутри у другого, не верит в его искренность, подлинность. Вот это неверие есть мерзость.

Расколы и ереси начинаются в человеке. Первым раскольником и еретиком был, на мой взгляд, Адам. Любая гордая мысль -- уже раскол. А сколько расколов внутри каждого из нас! Рассеянность, смущение, раздвоение, конфликт души и тела, ума и чрева... И только во Христе мы можем вновь стать целостными, едиными. Если я хочу этого единства, оно мне будет дано. И меня на благо вдохновляет не человек, который умножает грех, но человек, который нашел иную радость, чем грех, и пытается освободиться от его рабства.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Церковь грешников». Ее автор — афонский архимандрит Варнава (Ягу) — размышляет о том, какие уроки мы можем извлечь из Евангелия.

Одна из проповедей посвящена христианскому пониманию одиночества. В Евангелии есть история о том, как Христос повстречал расслабленного человека в купальне. Купальня считалась целебной и каждый болящий входил в нее, чтобы исцелиться.

Расслабленный, не имея возможности пошевелиться, лишь наблюдал, как исцеляются другие. Никто не хотел ему помочь окунуться.

Христос, узнав о недуге расслабленного, спросил его: «Хочешь ли быть здоров?»

Нам может быть не совсем понятно, зачем спрашивать, хочет ли человек быть здоров? Конечно хочет. Но Иисусу было важно узнать о причине проблемы, о ее корне. Расслабленный ответил:

Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню;

Т.е., вот в чем беда — этому человеку никто не хотел помочь. Этот человек был одинок. А одиночество — это симптом греха.

Как это? — спросит кто-нибудь. — Его все бросили, а он еще и виноват?

Мы привыкли думать, что вина лежит на том, кто оставил человека, а не на том, кто остался одинок. Но очень часто виноват тот, кто остался один. Виноват своим дурным поведением, своим неумением жить рядом с другими.

Когда находишься рядом со смиренным человеком, тебе не хочется его покидать. Но рядом с горделивым, ворчливым, вечно всем недовольным, находиться не хочется.

Горделивые люди не хотят общаться. Они хотят чувствовать себя правыми всегда и во всем. Хотят, чтобы жизни других людей крутились вокруг их собственной.

Таким образом, грех расслабленного заключался в том, что он одинок. Никто не радовался, находясь рядом с ним. Никто не захотел помочь.

Христос исцелил несчастного, но позже, встретив того в храме, сказал: «Больше не греши».

Какой урок мы можем извлечь из этой короткой евангельской истории? Одиночество происходит от греха. И первый шаг к борьбе с одиночеством состоит в том, чтобы признать: если присутствие других людей лишает меня радости, то я живу в аду, мне нужно работать над собой.

С любым человеком можно найти общий язык. Даже с тем, кто не нравится. Да, сложно стать друзьями сразу со всеми, но общий язык можно найти с кем угодно. И тогда не возникнет ситуации, когда никто не придет нам на помощь.

Архимандрит Варнава (Ягу) родился на Кипре в 1965 году. В 1973-м переехал жить в Фессалоники, где получил общее образование и окончил философский и богословский факультеты Университета им. Аристотеля. В 1988 году в храме Святого Мины был рукоположен в диакона, а затем в священника и возведен в сан архимандрита. До 1999 года служил в храме Святой Екатерины.

В настоящее время о. Варнава служит в храме Пресвятой Богородицы Лаодигитрии, где ведет миссионерскую и просветительскую работу среди молодежи и студентов. С 2012 года возглавляет Молодежный отдел священной митрополии Фессалоник. С 2014 года является игуменом монастыря Святой Феодоры Мироточивой.