Осознание и сознание. Осознанность, осознавать, осознанный: что это такое

Любой из нас может жить, чувствуя каждое мгновение, глубоко понимая каждое произнесенное слово и осознавая каждый свой поступок и действия других людей. Любой из нас может жить, получая от жизни то самое удовольствие, о котором так часто говорят мудрецы, философы, духовные учителя и даже психологи. Но похвастаться этим умением могут далеко не все, ведь большинство, даже задумываясь о таких вещах, все равно продолжает жить «на автомате», по инерции. Это сродни тому, как маленький кораблик мотают из стороны в сторону волны бушующего океана и порывы шквального ветра.

Однако это далеко не злой рок и не неизбежный удел, уготованный человеку. При желании и определенном упорстве он может изменить ситуацию – избавиться от ограничений, предрассудков и страхов, научиться смело и адекватно оценивать себя, других и происходящее вокруг, делать из всего этого выводы и улучшать свою жизнь. Возможно это благодаря осознанности.

Что такое осознанность?

Прежде чем мы расскажем о том, для чего и как обрести осознанность, стоит прояснить, что это такое. С психологической точки зрения осознанность является состоянием, в котором человек отслеживает свои текущие переживания, фокусируясь на настоящем моменте и не отвлекаясь на мысли о прошлом или будущем. Она представляет собой способность сознания к интроспекции (внутреннему наблюдению) своей деятельности. Это означает, что индивидуальные переживания воспринимаются человеком непосредственно и такими, какие они есть. В большинстве случаев осознанность направлена на внутренние состояния, например, на интуицию или чувственное восприятие событий, происходящих во внешнем мире.

Немало интересного говорит об осознанности и философия. Например, Рене Декарт, ставший одним из первых изучать сознание с научной точки зрения, сформулировал знаменитую формулу «мыслю, следовательно, существую». И под мышлением он понимал все, что человек совершает осознанно – через самонаблюдение. Отсюда можно сделать нехитрый вывод: человек существует, т.е. живет только тогда, когда осознает себя и все происходящее вокруг.

Кроме того, об осознанности говорят также и религии (например, буддизм) и множество . Развитию этой способности в той или иной форме посвящены работы таких известных людей как Ошо, Карлос Кастанеда, Джидду Кришнамурти, Виктор Пелевин, Шри Ауробиндо, Порфирий Иванов, Петр Успенский. На эту тему написано множество потрясающих книг от авторов с мировым именем (Марк Уильямс, Дэнни Пенман, Майкл Часкалсон, Лоранс Левассер, Ричард Мосс, Экхарт Толле и другие).

Таким образом, тема осознанности волнует огромное количество людей, и вовсе не только тех, кто посвятил себя духовным исканиям, но и тех, кто просто хочет развиваться и улучшать свою жизнь, достигать целей и личностно расти, глубже понимать себя и людей, с которыми общается. Но давайте более детально поговорим о том, нужно ли вообще ее развивать и что она дает. Начать можно с этого видео.

Нужно ли быть осознанным и зачем?

Состояние осознанности выглядит очень привлекательным, но прежде чем начать его развивать, каждый должен для самого себя решить, хватит ли ему смелости вести осознанную жизнь. Это предполагает трезвый взгляд на вещи, полный отказ от самообмана, четкое понимание своих действий и поступков и ответственность за все их последствия.

Чтобы стать человеком, которому присущи все эти качества, нужно быть по-настоящему смелым. И только если человек готов снять «розовые очки» и увидеть истинный мир и истинного себя в нем, можно говорить о развитии осознанности. В противном случае из этого просто ничего не выйдет, и он вернется к таким приятным иллюзиям и самообману.

Готовы ли вы заплатить такую цену? Если да, читайте дальше.

Что же даст вам осознанность?

Итак, осознанный человек становится более ответственным, и не только в отношении себя любимого, но и в отношении окружающих. Он начинает обдумывать свои слова, поступки и реакции, и делать их такими, чтобы они не вредили абсолютно никому, тем самым превращая хаотичное существование в гармоничную жизнь.

Будучи осознанным, человек намного эффективнее решает многие жизненные вопросы и справляется с проблемами и трудностями, адекватно и беспристрастно анализируя все их аспекты. К тому же осознанность наделяет способностью и неприятностей, но радоваться жизни, обращая внимание на, казалось бы, самые незначительные ее проявления, такие как дуновение ветра, первый снег, летний дождь или восход солнца.

Конечно же, и отношения с близкими становятся чем-то очень важным и ценным. Привычные люди оказываются дорогими сердцу, а чувства, потерявшие былую страсть, разгораются с новой силой, открывая множество новых граней. Но не будем погружаться в лирику.

Развитие осознанности – это ключ к пониманию того, что происходит вокруг и внутри нас, путь к распознаванию ложных стратегий и убеждений, инструмент для выявления бессознательных психических реакций, возможность делать более трезвые и не искаженные внутренними состояниями умозаключения, эффективно планировать свои действия.

Большинство людей либо не подозревают, либо не придают значения тому, что их поведение обусловлено психическими реакциями, основанными на взглядах, концепциях, убеждениях и установках, сформировавшихся в процессе жизни. Они становятся призмой или даже искривленным зеркалом, через которое мы смотрим на жизнь, мир и других людей. Но, к сожалению, видим мы не то, что есть на самом деле, а проекцию, искаженную нашим восприятием.

К примеру, человек, неосознанно повинуясь своим привычкам и убеждениям, инстинктивно воспринимает людей недоверчиво и агрессивно. За его спиной может быть отрицательный опыт или вообще кто-то ему внушил, что людям нельзя доверять. Это и есть то искаженное зеркало, через которое он видит и оценивает даже хороших людей. Подобные и видоизмененные ситуации можно наблюдать и в других сферах жизни: кто-то злится, когда его перебивают, когда над ним подшучивают, кто-то проклинает жизнь, когда на его пути встречаются помехи и т.д.

Здесь работает известная бихевиористская формула «стимул-реакция», когда психика человека механистично отвечает на внешние раздражители. И такие эмоциональные порывы, автоматические реакции и реактивные действия составляют нашу жизнь. Не мудрено, что то и дело встречаются «негативщики», «нытики», «злюки» и недоверчивые люди, уставшие от жизни и не верящие ни во что хорошее и светлое.

Ставя себя в позицию зависимости от сиюминутных эмоций и реакций, мы начинаем жить, будто роботы или бессознательные организмы. Мы теряем способность адекватно воспринимать явления и события, руководствуемся неэффективными поведенческими стратегиями и шаблонами, неспособны анализировать даже свои собственные действия и реакции, становимся рабами эмоций и привычек.

Более того, с сожалением можно сказать, что человек, живущий неосознанно, будет постоянно повторяться в своих мыслях и поступках, будучи лишенным способности изменять себя, ситуации и жизнь вообще. Поступая стереотипно – как привык, он может прийти к выводу, что жизнь – боль, и изменить ничего нельзя. И даже если он захочет все поменять и начнет предпринимать кардинальные меры для этих перемен, поведенческий автоматизм все равно будет действовать раз за разом, приводя к тому же самому результату.

Виной всему этому – наша злосчастная призма, искажающая взгляд на мир. Но это не повод опускать руки и голову, ведь эту призму можно изменить – через развитие осознанности в каждой мысли, в каждом слове, в каждой реакции, в каждом поступке. Тогда негатив и серость сменятся позитивом и яркими красками, автоматизм сменится отслеживанием, механистичные действия – продуманными шагами, эмоциональное и бессознательное восприятие – уравновешенным и сознательным. И мы предлагаем вам начать осуществлять эти перемены вместе с нами.

Небольшой опыт осознанности

Для начала почувствуйте осознанность прямо в этот момент. Посмотрите на свою правую руку и постарайтесь почувствовать все, что вы ощущаете в кончиках пальцев, в области фаланг, в ладонях. Почувствуйте, как пульсирует кровь в руке; если получится, попытайтесь ощутить еле заметные вибрации, как бы слегка надавливающие на пальцы и ладонь. Уделите этому занятию 3-5 минут, и только потом продолжайте чтение.

Предыдущие несколько минут вы занимались осознаванием своей руки. Вспомните, как до этого вы просто читали, а на руку не обращали никакого внимания – вы не замечали ее, словно ее не было. Зато сейчас вы в полной мере ощутили ее. И подобный прием можно применять, где угодно и когда угодно: когда прогуливаетесь по парку, едете на работу, моете посуду, печатаете на компьютере. Предметом же осознавания может быть ветер и шуршание листьев, капли дождя на стекле, движения рук, звук стукающих клавиш и т.д.

Собственно, точно так же нужно осознавать свои мысли и действия, реакции и эмоции, желания и позывы что-то сделать, причем, как наедине с собой, так и при общении с другими людьми. Нужно просто максимально внимательно смотреть, слушать, чувствовать, осязать. При этом не нужно ничего анализировать, потому что как только вы начнете это делать, в вашей голове моментально станут роиться мысли. Это и называется внутренним диалогом, и он служит помехой и осознанности.

Такая практика предполагает должное отношение к самому факту внимания и присутствию в пресловутом моменте «здесь и сейчас». Осознанность можно сравнить с фонариком, который есть у каждого, но который никто не включает. Но когда мы нажимаем кнопку и начинаем осознавать происходящее, свет этого фонарика освещает отдельные участки темноты и показывает направление для движения.

Хотим предупредить, что когда вы только начнете пользоваться своим «фонариком», светить он будет, как говорится, еле-еле, и вам нужно будет приложить немало усилий, чтобы он не погас. Но по мере практики «заряд» будет становиться все мощнее, и ваша осознанность начнет распространяться на все, что вас окружает. Думаем, что в этом с нами согласятся и мудрые наставники, такие как Кришнамурти, Гурджиев или Ошо – осознанность и ее развитие занимает почетное место в их многочисленных работах.

Теперь же самое время перейти от короткой практики осознанности, которую мы дали, чтобы вы получили небольшой опыт, к практике основательной. Представленные ниже упражнения и техники помогут лучше понять, как обрести осознанность, и развить в себе это качество. А если вы будете заниматься хотя бы раз в день, уже совсем скоро она станет естественной частью вашей жизни, и вы начнете замечать в ней поразительные перемены и видеть то, чего не видели раньше.

Практика осознанности

Не станем спорить, что вот так просто взять и встать вдруг осознанным человеком под силу далеко не всем (если такие люди вообще есть). Однако с помощью небольших шагов у вас получится подняться на такую ступень, откуда вы в чистом виде сможете наблюдать все, что вам захочется.

Предельная внимательность

Уже этих рекомендаций хватит, чтобы понять, как начать развивать и обрести осознанность. Но мы хотим предложить вам еще несколько упражнений по развитию осознанности, каждое из которых направлено на особую область: интуитивную, ментальную и эмоциональную.

Развитие осознанности в интуитивной сфере

Первое упражнение выполняется очень просто, хотя, исходя из тенденций современности, несколько необычно. Все, что вам нужно, это сутки не пользоваться телефоном, планшетом, телевизором и компьютером. Также на этот день лучше ничего не планировать.

Все ваши действия должны происходить из интуиции. Нужно обращать внимание на то, что подсказывает внутренний голос, как можно чаще и дольше оставаться сфокусированным на внутреннем состоянии, пытаться делать все с максимальной концентрацией, чтобы осознать влияние привычных реакций и шаблонов.

Основная задача – научиться доверять интуитивным ощущениям. Совсем не обязательно сидеть взаперти в четырех стенах. Можете гулять, ходить по магазинам, с кем-то общаться, но влияние внешних факторов должно быть сведено к минимуму. Упражнение можно проделывать раз в неделю.

Развитие осознанности в ментальной сфере

Второе упражнение поможет вам перед любыми начинаниями, научиться видеть разные пути достижения целей и варианты самореализации, а также избавиться от перфекционизма. Смысл в том, что вы планируете свое будущее (даже поход за хлебом), опираясь не на прошлый опыт, а на актуальные сейчас для вас цели и желания. Перед началом любого дела, говорите себе, что беретесь за увлекательный эксперимент.

Не нужно воспринимать новое дело, как нечто, что нужно выполнить любой ценой. Повторяйте по нескольку раз, что вас просто ждет новый интересный опыт, и нет никакой необходимости выполнять это дело сразу самым лучшим образом. С помощью такого подхода вы станете проще относиться к своим делам и обязанностям и научитесь не придавать им чрезмерной важности. Соответственно, при выполнении дел вам станет легче концентрироваться и быть осознанным.

Развитие осознанности в эмоциональной сфере

Третье упражнение направлено на изменение ваших отношений со своим Я и окружающей реальностью. Также оно развивает способность принимать и понимать, видеть суть, а не второстепенные детали.

Задание такое: примите решение, что в течение последующей недели в ответ на любые обиды и раздражение вы будете мысленно посылать их «инициатору» не менее десяти искренних добрых слов. Фиксируйте все свои мысли типа: «Снова он со своими дурацкими шутками», «Что за нелепая шляпа», «Она достала уже опаздывать» или «Ведут себя, как бараны» и т.п.

Как только заметили такую мысль, сразу же вспоминайте о своей практике осознанности, и мысленно реагируйте в позитивной форме: выражайте комплименты, ищите положительные стороны, находите доказательства собственной неправоты. Сформировав позитивную мысль, отправляйте ее человеку, вызвавшему негатив. В дополнение к этому можно использовать еще один прием – подарить в своем воображении этому человеку букет цветов, чтобы ему стало приятно.

Это лишь несколько способов, как обрести осознанность в жизни. Не обязательно применять сразу все. Лучше идти к цели понемногу, но постоянно, наблюдая за своими особенностями и происходящими переменами.

Если вы научитесь не просто «убивать» рукой будильник утром, а замечать, как красиво на улице в такую рань и благодарить жизнь за новый день; если вы будете не просто отвечать на звонки, а прислушиваться к голосу и внимательно слушать, что говорите вы и что говорят вам; если вы станете не просто закрывать глаза перед сном, а вспоминать свой день во всех деталях и анализировать, что и как можно было сделать лучше, вы уже отбросите в сторону автоматизм, многие страхи и неуверенность, хотя можете даже не осознавать этого.

Осознанность начинается с малого уголка, освещенного светом старенького фонарика, но подпитываясь вашим желанием и намеренной практикой, вы сами станете светиться изнутри невидимым светом, который будет притягивать к вам других людей, успех, удачу и хорошие события. А чтобы обрести осознанность вам было легче, мы сделали маленькую подборку книг по этой теме:

  • Дэнни Пенман, Марк Уильямс «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»;
  • Чарльз Тарт «Практика внимательности в повседневной жизни»;
  • Ошо «Осознанность сегодня. Как сделать медитацию. Частью своей повседневной жизни?»;
  • Экхарт Толле «Сила настоящего»;
  • Лоранс Левассер «50 упражнений для развития способности жить настоящим».

И в заключение еще одно замечательное упражнение на развитие осознанности от культуролога, философа и известного лектора Ильи Куриленко. Практикуйте осознанность, друзья, будьте внимательны к себе и окружающему миру, учитесь видеть волшебство в обычных вещах. Мы желаем вам счастья и поразительных открытий на своем пути!

Субъективное состояние, пребывая в котором, мы осознаем что-либо. Термин имеет разные значения - от осознания стимулов в физическом мире, до осознания своего внутреннего «Я» и его воздействия на наше поведение.

ОСОЗНАНИЕ

Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. О. в более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин "О." характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, т. е. О. способствует становлению адекватного самопонимания, "образа "Я"", представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала. О. играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе, фокусировка (историческая или интерперсональная, "здесь и теперь" или "там и тогда" и пр.) представления о собственно материале О., методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения О., полностью определяются базовой теоретической ориентацией.

Основная цель психоанализа выражена Фрейдом (Freud S.): "Где было Ид, там будет Эго". Психоанализ использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития "Я" как одного из компонентов структуры личности в психоанализе психотерапевт с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к О. защитных психологических механизмов его реакций переноса, в частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента с психотерапевтом. Задача психоанализа и психоаналитической психотерапии состоит также в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса, О. вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов. Наиболее важным умением, которым должен обладать психоаналитик, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с их бессознательными предшественниками (Greenson R. R., 1994). Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической психотерапии (Luborsky L., 1984). О. сопряжено с неизбежным сопротивлением больного, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому О. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается О. механизмов дезадаптивной психологической защиты.

О. иррациональных установок "неадаптивных когниций" ("автоматических мыслей") или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает и как он оценивает воспринятое, - главная задача когнитивной психотерапии. Основной смысл когнитивной психотерапии сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятие события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к врачу, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с последним пациент по ходу психотерапии учится изменять восприятие (видение) его. И наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что проблемы, приводящие к психотерапевту, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях (иерархических, параллельных, артикуляционных). О. характера этих связей - основная задача психотерапевта и пациента. Вопрос о том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов когнитивной психотерапии, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистическими. Задача психотерапевта - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом О. и умелым использованием его механизмов психотерапевтом.

В гуманистической психотерапии значение процесса О. и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности, описанной, например, Роджерсом (Rogers С. R.), некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в О. бытия, О. своего функционирования. Это то, что Роджерс называет Я-опыт. По мере взаимодействия со средой, в частности со значимым окружением, Я-опыт в О. постепенно развивается в Я-концепцию (реальное "Я", т.е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное "Я" - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное "Я" в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным "Я". По мере О. "Я" у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность, по мнению автора, носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки со стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализирующейся личности, и формируется невротическое поведение.

Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я-структуре. В случае, если процесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в О., а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруэнтности, правильно символизированным в О. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений ее функционирования соответствуют и разработанные Роджерсом основные принципы клиент-центрированной психотерапии.

Следует выделить личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как вариант отечественной психотерапии, разработанный в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. О. в рамках этого метода принято рассматривать в 3 сферах: интеллектуальной (когнитивный аспект), эмоциональной и поведенческой. В целом задачи интеллектуального О. сводятся к следующим направлениям: О. взаимосвязей "личность- ситуация-болезнь"; О. интерперсонального плана собственной личности; О. генетического (исторического) плана. О. взаимосвязей "личность-ситуация-болезнь" не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно скорее создает устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в процессе О. пациент начинает понимать и вербализовать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции и формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств - основное следствие процесса О. в поведенческой сфере. При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только О., но главным образом формирование более адекватного самосознания и расширение его границ.

Процессу О. практически во всех психотерапевтических системах придается важное значение. С внедрением видеотехники в психотерапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса О. в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым к повышению эффективности психотерапии.

В этой статье мы поговорим о том, что такое осознанность. Важно не только понимать, что такое осознанность, но и жить осознанно.

Осознанность – это ключ от всех дверей

Начиная с великих учителей прошлого, таких как Иисус, Кабир, Нанак, Будда, Мухаммад, и заканчивая современными учителями, такими как Карл Ренц, Этхарт Толле, Далай Лама, Ошо, - можно сказать, что все эти учителя учили только одному - осознанности.

Каждый учитель осознанность называл по-своему. Иисус называл это пробуждением, поэтому он не раз говорил: бодрствуйте, будьте бдительными, но люди не понимали его, они думали, бодрствовать – это значит не спать в постели, но они не понимали, что если даже они не находятся в постели – это не значит, что они бодрствуют. Можно спать и на ходу.

Этхарт Толле называл осознанность присутствием, или силой момента сейчас.
Ошо называл осознанность свидетельствованием. Как ни называй, суть не меняется.


Осознанность – это способность человека быть здесь и сейчас, больше чувствовать мир, а не думать его, умение не вестись на иллюзии ума. Понимать, что мысли – это всего лишь мысли и ничего общего с настоящей реальностью мысли в голове не имеют.

Осознанность – это понимание того, что мысли иллюзорны и они несут лишь тень прошлого или будущего, а настоящая реальность находится там, где находится тело человека, то есть настоящая реальность окружает тело здесь и сейчас.

Осознанность помогает увидеть свой внутренний мир

Благодаря осознанности человек начинает знакомиться со своим внутренним миром, до этого для него существовал только внешний мир, сейчас же открывается внутреннее измерение.

Человек, который , всё меньше и меньше становится реактивным. Им тяжелее управлять, он уже не реагирует на одни и те же раздражители одинаково, у него появляется возможность свободно выбирать, как реагировать на тот или иной раздражитель. Такой человек становится всё более и более спонтанным и непредсказуемым.

Допустим, если на неосознанного человека кричат, то, в зависимости от привычки, он может либо кричать в ответ, либо, боясь криков, избегать конфликтов. Неосознанный человек всегда реагирует, допустим, на крики одинаково, а осознанный может выбрать, кричать ему, то есть идти на конфликт, или же избежать конфликта, и это зависит от ситуации. У осознанного человека повышается эффективность общения с людьми и устойчивость к стрессам.

Важно понимать, что существует три основных аспекта внутреннего мира для осознания:

  • тело;
  • душа.

Осознания тела

Самый начальный этап осознания начинается с тела. На этом этапе человек учится чувствовать своё тело, уметь направлять своё сознание в тело, чувствовать, как энергия течёт в теле. Появляется навык слушания внутренних органов, стука сердца и т. д.

Человек лучше начинает заботиться и любить себя, то есть своё тело. Первое время человеку трудно медитировать на тело, мысли часто уносят, человек постоянно прыгает от осознанности к неосознанности, часто во время медитации засыпает.

Со временем появляется новый уровень, когда человек осознаёт, что он не засыпает, мысли всё так же приходят в голову, но не уносят его, а сознание остаётся в теле всё чаще и дольше. Потом человек начинает направлять сознание в тело уже на улице, где бы он не находился, при общении с людьми.
Самое тяжелое, пожалуй, это осознавать своё тело, двигаться и разговаривать одновременно.

Осознание мыслей

Осознание мыслей или наблюдение за ними, это, пожалуй, второй уровень осознания – это когда человек уже видит свои мысли и понимает, что мысли это мысли и ничего общего с реальностью они не имеют.

Человек даже может посмеяться над теми мыслями, которые приходят ему голову, так как у него есть понимание, что он не есть мысли и что мысли часто приходят извне, а не всегда рождаются в его голове.

Жизнь не так серьёзна, как её рисует ум!!!

Человек, который осознаёт свои мысли, живёт этим принципом. Такой человек не теряется в своих мыслях, не следует за ними, этот человек уже является хозяином своего ума и не позволяет мыслям увести его в иллюзии, а осознанно направляет своё внимание в момент сейчас, который окружает его тело.

Осознание души

Осознание души – это третий уровень, и с ним справиться можно только после того, как будут пройдены первые два этапа осознания.

На самом деле все три этапа осознания трёх аспектов человека - тела, ума, и души - очень взаимосвязаны и дополняют друг друга, а разделены они были для лучшего понимания и усвоения материала.

Осознание души происходит за счёт осознания эмоций и чувств, настроений, на этом этапе человек может чётко отличить эмоции от чувств и осознавать своё настроение и управлять им.
Эмоции приходят вслед за мыслями, неважно, какие это мысли, позитивные или негативные.
А чувства приходят от души, а не от мыслей. Мысли могут приходить в голову после чувств, то есть эмоции - следствие мыслей, а чувства - всегда их источник.

Чувства – это более глубокий уровень, чаще всего исходят из груди. А эмоции ощущаются в области живота, но не стоит это принимать за истину, всё это индивидуально.
Важно понимать, что эта статья об осознанности не есть осознанность – это всего лишь направление к ней, но если вы её читаете, то вы близки к осознанности или к пробуждению как никогда раньше.
Осознание направляется на осознание или на восприятие

Это четвертый этап, который уже случается с человеком сам по себе, после того, когда он уже прошёл три предыдущих этапа. На этом этапе осознание направляется на восприятие, человек уже задаёт вопрос себе, кто это всё воспринимает, кто я такой, на этом этапе человек вспоминает, Кто Он Есть в Действительности.

Выводы по теме, что такое осознанность:

  • осознанность помогает человеку наконец-то открыть для себя внутреннее измерение помимо внешнего мира;
  • осознанность даёт человеку свободу выбора, возможность реагировать так, как человек выберет, на тот или иной раздражитель;
  • осознание происходит в три этапа: осознание тела, ума и души, все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга;
  • осознанность в разные времена разными людьми называлась по-разному: пробуждение, свидетельствование, присутствие, быть здесь и сейчас, бодрствование, бдительность и так далее; все эти слова имеют одну и ту же суть - человек поднимается на новый этап эволюционного духовного роста.

Следствие осознанного образа жизни - это безусловная любовь, радость, более полноценная и яркая жизнь.

Самовоспоминание - сознание - вот скрытый смысл Луча Творения, и смысл нашего существования. Сознательные существа должны быть созданы для того, чтобы Луч Творения рос: Абсолюту нужна помощь.

30.06.10
Ключевые слова (суть): самовоспоминание, пробуждение, Высшие центры, высшее Я
Сознание. Осознание себя - Р. Бертон. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Можно ясно понимать нечто сегодня - и не понимать это завтра, так как сознание имеет разные уровни. Хотя вы можете быть неудовлетворены результатами ваших усилий в течение нескольких дней, вы должны помнить, что работу нужно рассматривать с точки зрения лет, и даже жизней. Школа успешна: она создаёт сознание у её участников.

Чем более полно вы понимаете, что вы пребываете во сне, тем больше вас это будет отталкивать, и тем больше вы будете желать пробудиться. Один из самых полезных катализаторов пробуждения - это понимание того, как отвратителен сон.

Интересно подумать о том, куда вы деваетесь, когда не помните себя.

Вы тихо исчезаете, обкрадываемые вором воображения. Существует тонкая грань между первым и вторым состояниями сознания, и такая же тонкая линия существует между вторым и третьим состоянием. Вот почему простые шоки часто вызывают у нас высокие состояния сознания. Нам повезло, что наши машины сбалансированы настолько тонко, что мы можем с лёгкостью войти в сферы бессмертного.

Природа не поощряет нашу цель пробудиться, она приготовила для нас множество заманчивых, но пустых отвлечений.

Пробуждение - это простая вещь.

Разделенное внимание - это одновременное осознавание себя и того, на что вы смотрите.

Это то состояние, которого мы ищем день за днем. Путь к бытию извилистый, не прямой. Мишель Монтень говорил, что мы подобны пьяному, который бредет, шатаясь, к своей цели.

Есть много светильников, ведущих нас по нашему мучительному пути, но лишь немногие желают, чтобы свет проник в их тьму.

Мы - те, кто посвятил себя пробуждению. Поэтому сегодня мы здесь, а не где-то ещё.

Вы не можете иметь совесть, не имея сознания. У машины не может быть совести в полном смысле этой идеи. Несмотря на это вы должны работать с тем, что у вас есть. Для того, чтобы понимать идеи Системы, необходимо пребывать в состоянии относительности.

Усилия делать необходимо, и попытки присутствовать приближают нас к третьему состоянию сознания. Иногда попытки присутствовать выталкивают нас в настоящее. Влияние "С" держит волшебную палочку в одной руке и дубину в другой, и мы чувствуем и то, и другое, в течение всего периода нашего созревания. Им приходится бить человека номер четыре дубиной, потому что слабые шоки не приносят результата.

Через мистические и через титанические моменты жизни мы проверяем и, что более важно, становимся работой.

Третье состояние - наша истинная индивидуальность.

Высшие центры всегда рядом.

Каковы характеристики третьего состояния сознания?

Одна из его характеристик - простота. Третье состояние сознания - не холодное и отстраненное, хотя это и бессловесная реальность. Некоторые бессмысленные, праздные состояния пытаются овладеть вашим бытием, но они - не ваше Истинное "Я". Инстинктивный ум - противник самовоспоминания; он будет подрывать вашу работу, пытаясь найти изъян в самой редкой на Земле драгоценности: в вашем Истинном "Я". О Высших центрах в Библии говорится как о детях, что символизирует их невинное состояние.

Третье состояние некомфортабельно, но оно приносит удовлетворение. Когда третье состояние начинает проявляться, примите его. Нет ничего более изящного и благородного, что вы могли бы принять, чем ваше Истинное "Я".

Третье состояние - это не ваши “я”, это ваша душа. Даже лучшие рабочие “я” - не душа, ибо сознание - это не функции.

Необходимо найти способы ухватить и удерживать настоящее.

Используйте упражнения на смотрение и слушание, и, превыше всего, трансформируйте страдание.

Невозможно пребывать в негативности и быть.

Рабочие “я”, советующие вам помнить себя, всё ещё не ваше Истинное “Я”, которое помнит себя. Бесценное рабочее “я” - “Будь здесь и сейчас” - ещё не состояние присутствия, хотя оно определенно ближе к вашему Истинному “Я”, чем многие форматорные утверждения типа: “Привет, как дела?” Можно быть ближе к берегам третьего состояния или дальше от них, и рабочие “я” находятся близко к этим берегам. Механические “я” ближе к первому состоянию, и в них мало ценности.

Когда я впервые вошел в собор Святого Петра, мой Король Червей начал испытывать экстатические, религиозные чувства - механическую эмоцию, наиболее близкую к переживанию своего Истинного “Я”. Мне пришлось немедленно сделать выбор в пользу самовоспоминания, а не самопотакания. И в результате я испытал третье состояние.

Мы всё время пытаемся сфокусироваться на самовоспоминании, пытаемся прорваться сквозь завесу воображения. Один из положительных аспектов больших шоков состоит в том, что они приподнимают завесу воображения, и третье состояние возникает и не проходит. Ангелы - мастера своего дела, они умеют давать блестящие шоки. Вы либо используете эти шоки, либо они используют вас. Сильный шок не исчезает, он оставляет третье состояние звучащим внутри вас.

Унижение создает третье состояние - вашу кроткую душу. Для того, чтобы создать свое астральное тело, вам придётся часто испытывать унижение в течение всей вашей жизни.

Без самовоспоминания, без третьего состояния сознания во всём царит путаница. Поэтому не забывайте пользоваться здравым смыслом.

Попытки создать объективное состояние трудны, так как второе состояние сознания кажется вполне реальным по сравнению с относительно безжизненным первым состоянием. Эта иллюзия может помешать вам почувствовать вкус сознания.

Пробуждение значительно больше, чем вы можете себе вообразить, потому что это не воображение, это реальность.

Важно принимать Влияние “С” на их условиях. Старайтесь ровно принимать всё, что они дают вам. Если вы хотите пробудиться, ничто не станет на вашем пути; если вы не хотите пробудиться, вы сами станете у себя на пути.

В наших интересах жить как можно дольше, чтобы служить Влиянию “С”. В природе ковчега - выстоять, когда человечество уничтожает себя.

Можно ли говорить о сознательной надежде?

Данте сказал, что врата ада гласят: “Оставь надежду всяк сюда входящий”. Когда-нибудь на воротах Аполлона напишут: “Питай надежду всяк сюда входящий”. Пробуждение переносит вас за пределы надежды, и вы учитесь принимать то, что есть, по мере того как вы убеждаетесь в своей неспособности изменять внешние обстоятельства. К тому же, чем более вы сознательны, тем меньше у вас желания изменить это жалкое измерение Луча творения, называемое Землей. Последним, что осталось в ящике Пандоры, была надежда. Это означает, что, развиваясь, вы сделаете много неприятных наблюдений за время вашего восхождения от соблазнов влияний "А" к боли влияний "В". На этой стадии всё, что у вас есть - это надежда, так как пробуждение невозможно без помощи извне, приходящей от Влияния “С”. И помните: мы искали и нашли чудесное.

Если вы пробуждены - вы можете любить; если вы пребываете во сне, вы любить не способны.

Как сделать сильнее ту малую часть в нас, которая заинтересована в пробуждении?

Прикладывайте к своей жизни положительную третью силу, балансируйте три линии работы, или проводите больше времени со студентами.

Мы получаем шоки, потому что спим;
другого назначения у них нет.

Мы всегда в беде, вопрос только в том, сознаем ли мы это. Самовоспоминание должно быть более настойчивым, чем сон.

Сон - враг богов, и, увы, вы - спящие.

Как увеличить наше желание пробудиться?

Через понимание того, что пробуждение - осуществимая идея. И помните: сон делает всё хуже, самовоспоминание делает всё лучше.

Наша школа в основном сконцентрирована на том, как пробудиться, а не на том, почему, так как это очевидно: вы спите.

Вы должны помнить, что сознание - это не умственная деятельность.

Нам выпала удача создавать души и вместе, и порознь. Наше первое рождение - механическое, второе - сознательное.

Мы - дважды рожденные, благодаря разделенному вниманию.

Человек номер один, два и три ведет биологическое существование; одно поколение бесконечно сменяет другое.

Мы потревожили покой наших семей, открыв самовоспоминание, и всё же, наша роль - дар нашему семейному наследию, хотя мы и не можем рассчитывать, что они это оценят.

Интенсивность и продолжительность вашей работы определяет уровень вашего развития. Когда вы пытаетесь вспоминать себя, и через час пробуждаетесь и обнаруживаете, что были во власти ваших механических "я" - у вас есть наблюдающее "я".

Когда внутри вас идет гражданская война - у вас есть Управляющий. Полностью развитый Управляющий потребовал бы полностью развитого Мастера. В таком случае контроль исходил бы из вашего Истинного "Я" через вашего Управляющего.

Пробуждение требует гораздо больше терпения, чем вы можете себе представить. Но у нас нет выбора - разве у узника есть выбор?

Пробуждение сводит наивный энтузиазм на нет, потому что от вас требуется стойкость и последовательность. Вы можете иметь эмоциональное понимание, но чтобы понимать идею постоянно, вы должны быть сознательны. Иногда эмоциональный центр - это единственный центр, способный к пониманию, и все же для истинного понимания, которое придёт позже, нам нужны все четыре центра. Чтобы пробудиться, вы должны выйти за пределы спектра эмоционального центра, ибо нельзя доверять ни одной эмоциональной цели, не связанной с пробуждением.

Хотя Управляющий формируется исключительно редко, такой уровень развития доступен человеку номер четыре. Управляющий не только фотографирует ложную личность, он также относительно успешно её контролирует. Тем не менее, мы не хотим, чтобы Управляющий постоянно контролировал нашу машину, ибо в таком случае не было бы нужды в нашем Истинном "Я", в Мастере. Управляющий представляет собой механизм, который был преднамеренно встроен в нашу машину с определёнными ограничениями. Он не создан для того, чтобы контролировать действительно сложные ситуации, так как для создания Высших центров нужна известная интенсивность; наше Истинное "Я", а не Управляющий должно стать сознательным.

Ворон - существо, задуманное служить человеку зеркалом, так как он собирает безделушки и считает их ценными. Подобным же образом ложная личность преследует несущественные цели, и ставит их выше усилий самовоспоминания. Как писал Джон Мильтон: "Человек придаёт слишком большую ценность вещам, гораздо менее восхитительным, чем он сам. Куда ведёт вас то, чему вы поклоняетесь?" Невыражение негативных эмоций является главным ключом к пробуждению. Трудно преодолеть такую негативную эмоцию, как отождествление со своей неспособностью помнить себя, однако правильно развитый Управляющий не даст этой тонкой форме негативности помешать дальнейшим усилиям пробуждения.

Сознание не механично; следовательно, оно должно быть заработано. Заплатив за возможность пробуждения трансформацией страдания, вы поймёте, почему плата необходима. Желать чего-либо ни за что - какая жалкая идея!

Мы все наивны в отношении того, что требуется для пробуждения: оно означает быть распятым бессчётное количество раз.

Хотя молодёжь и любит делать усилия пробудиться через тело, Высшие центры пробуждаются через трансформацию эмоционального страдания. Тем не менее, мы стараемся сделать пробуждение настолько позитивным, насколько это возможно. Не принимайте ничего всерьез, кроме вашей цели пробудиться; не полагайтесь ни на что, кроме настоящего.

Можно быть в первом состоянии сознания, находясь при этом во втором. Вы могли наблюдать людей в этом состоянии - они просто отсутствуют, они не шевелятся, и их головы неподвижны. П. Д. Успенский завершил первую главу своей книги "Психология возможной эволюции человека" утверждением, что сознание возможно без функций. Также возможны и функции без сознания - человек номер один, два или три, а также любой из нас, когда мы спим. Наши машины функционируют без сознания, если мы не помним себя. Третье и второе состояния сознания также могут сосуществовать. Высшие центры могут, и на деле действительно проявляются в вас, в то время как машина всё еще управляет сама собой. К примеру, вы можете просто подбросить полено в камин и получить третье состояние.

Я благодарен за многие диаграммы в рабочих книгах, но я не занимаюсь ими активно, потому что сознание - это не функции, а для того, чтобы активно ими заниматься, необходимо было бы активно вовлечь интеллектуальный центр, который является функцией. Конечно, и для него есть свое место. Вы можете работать и с этими диаграммами, и без них; это главным образом зависит от того, какая у вас сущность. Успенский и Коллин работали с ними, и весьма успешно.

Есть времена, когда нужно стараться избегать всех "я", даже рабочих. Инстинктивный центр может манипулировать рабочими "я", заставляя вас анализировать, а не переживать настоящее.

Упражнения на смотрение и слушание - лучшие способы помочь вашему пробуждению.

Как научиться расслабляться?

Мы здесь не обязательно для того, чтобы расслабляться.

Христос сказал: "Сыну человеческому (Мир 6, Высший Ментальный центр) негде преклонить головы". Помните, что не нужно принимать неправильные вещи всерьез, и это позволит вам испытать правильную работу центров.

Пробуждение должно стать для вас видом искусства, ибо искусство есть в каждом моменте. Очень часто это простые формы искусства: по достоинству оценить дерево, концерт или минуты, проведённые с друзьями. Мы должны работать над тем, чтобы присутствовать во время наших встреч. Те "я", которые говорят "проснись", приближают нас к третьему состоянию сознания. Когда выпадает день, в котором нам удаётся получить невероятную порцию третьего состояния, мы начинаем понимать, что можно извлечь из нашего существования. Третье состояние не является естественным для человека: оно метафизично.

На волнах эзотерического знания мы приближаемся к сознанию, и всё же, нет никакой возможности охватить всю имеющуюся мудрость, даже приблизится к ней. Сознание - это не функции, но также и не знание, которое мы навязываем нашим центрам.

Школа превосходит наши мечты, так как вводит нас в реальность. Настоящее - это единственный опыт в нашей жизни, который невозможно переоценить.

Школы не предназначены для относительного пробуждения, они предназначены для пробуждения полного. Влияние “В” и есть относительное пробуждение, оно опирается скорее на символы подлинности, чем на саму подлинность. Окончательное пробуждение предназначено для человека номер семь. В человеке номер шесть уже зажжен вечный огонь, но он гаснет.

Требуются годы, чтобы поддерживать его в полную силу.

Александр фон Гумбольдт, друг Гете, сказал; "Из того, что природа может дать Богу, нет ничего более высокого, чем законченный человек". Высшие силы не вручат дар пробуждения тем, кто постоянно ставит себя на первое место. Вы должны быть способны на вторую и третью линии работы в добавление к первой.

Эзотерически, фраза: "последние станут первыми", означает, что те, кто могут служить, достигнут единства; те же, кто эгоистично ставят себя на первое место, будут последними в Луче Творения, и будут пребывать на Луне. Нет никакого преимущества в той или иной алхимии, центре тяжести, поле, весе, возрасте, расе или типе тела. Речь идёт о машинах, способных производить самовоспоминание. Что же мешает вам думать таким образом?

Интересно, что некоторые пробуждаются, потому что воображают, что это возможно, в то время как другие - не пробуждаются, так как воображают, что это невозможно.

Мне не было бы нужды оставаться здесь, если бы люди не пытались пробудиться. Перед обедом я разговаривал с одной старой студенткой. Она отметила, что она уже тринадцать лет в школе, но ещё не стала сознательной. Я ответил, что, поскольку она знает об этом, она впереди всего человечества.

Видите ли, мы очень близки к вечной жизни, и мы готовимся уйти. Я глубоко уважаю моих студентов за то, что они так упорно работают во тьме. Я не стал бы начинать учить, если бы не знал, что в конце тоннеля есть свет.

Вы должны полностью посвятить себя пробуждению. Трудно жить с этой решимостью, но без нее - невозможно. Подумайте о всех невообразимых пьесах имевших место на протяжении всей человеческой истории, а затем подумайте о вашей собственной божественной пьесе, в которой вы становитесь сознательным.

Самовоспоминание - сознание - вот скрытый смысл
Луча Творения, и смысл нашего существования.

Человечество, другие планеты, солнце и галактики - всё служит фоном для самовоспоминания и создания астральных тел. Сознательные существа должны быть созданы для того, чтобы Луч Творения рос: Абсолюту нужна помощь.

Когда в вас функционируют Высшие центры, вы пробуждены. В последствии, ваше состояние будет снижаться, и во сне вы не сможете вспомнить некоторые подробности происшедшего, так как низшее будет пытаться воссоздать то, что пережило высшее. Мы должны помнить, что человеческая машина исключительно сложна, и что о её функционировании мало что знают. П. Д. Успенский осознавал это, когда утверждал, что анатомия - неполная наука. К примеру, врачи не знают, что существуют интеллектуальный центр, эмоциональный центр, инстинктивный центр и двигательный центр. Кроме того, каждый из четырех этих умов делится в свою очередь ещё на три части: интеллектуальное, эмоциональное и механическое подразделения, представленные в колоде карт соответственно Королем, Дамой и Валетом. Валет, в свою очередь, подразделяется на двигательную и инстинктивную части, которые следует первоначально рассматривать как один мозг, а в дальнейшем - как два мозга. Когда вы пытаетесь вспоминать себя, функционирует Король Червей - интеллектуальная часть эмоционального центра, и это делает его самым благородным инструментом во всей машине, уступающим только вашему Истинному "Я". Ваша священная душа, расположенная между висками в шишковидной железе, не относится к машине, так как она - скорее астральное, чем физическое тело.

В нас есть группы "я", которые совершенно точно проверили существование Влияния "C" - и группы "я", которые даже не знают, какое сегодня число.

Уровень нашего сознания сейчас выше обычного. Сейчас мы можем говорить об определённых идеях, о которых не сможем говорить позже, потому что машина опустится на более низкий уровень сознания. Она даже может сделать попытку стать негативной. Прямо сейчас мы пробиваемся в Миры 12 и 6, но, если мы боремся с негативными эмоциями, это значит, что на нас наседает Мир 96.

В течение дня уровень нашего сознания меняется, и даже в течение одной минуты мы можем испытать большой перепад. Наши машины могут буферировать в один момент - и разделять внимание в следующий.

Одни и те же великие идеи будут повторяться на протяжении истории школы. Какая идея может сравниться с самовоспоминанием? Кроме того, некоторые люди обладают большей способностью собирать знание, чем другие. Если вы хотите собрать больше знания, вы должны изменить ваш уровень бытия. Но дело даже не в том, чтобы иметь больше знания.

Дело в том, чтобы сделать своим то, что вам даётся. Мы не можем сказать особенно много нового, так как борьба остается одной и той же в любом столетии: для того, чтобы создать душу, вы должны трудиться.

Хотя молчаливые паузы могут вызывать неудобство, я допускаю их во время обеда, чтобы напомнить, что сознание - это не функции. Разговоры не выведут нас на свободу. Научиться выносить дискомфорт, вызываемый молчанием - необходимая ступень в вашем развитии.

Нечто глубоко внутри нас хочет, чтобы сознание было функцией, активностью ума; но это не так. Пробуждение - математично. Интеллектуальная часть эмоционального центра работает с водородом 12. Для того, чтобы пробудиться, водород 12 должен циркулировать внутри вашей машины, поскольку он является сознательным материалом и поставляет вещество для сознания, памяти и воли. Это - электронный водород, и его тяжело выносить.

Правда ли, что кристаллизация начинается через самовоспоминание?

Кристаллизация начинается с процессом самовоспоминания, который изменяет нашу внутреннюю химию. Без этой Системы человек обычно пребывает в механических частях центров.

Самовоспоминание активизирует эмоциональную и интеллектуальную части центров, и устанавливает связь между центрами и шишковидной железой. Если вам суждено кристаллизоваться в этой жизни, то это произойдет, по моему опыту, в течение десяти лет. Просто имейте это в виду. Быть учителем - неточная наука.

Интеллектуальный центр не может стать сознательным, потому что сознание - не функция. Наши четыре низших центра пытаются всё это вычислить; они подобны сводным сёстрам в "Золушке". Сознание имеет разные уровни, и один из этих уровней - её постоянство. Если вы действительно вспоминаете себя, вы сознательны, хотя ясность вашего присутствия может быть разной.

Если бы Система не принимала во внимание субъективность человека, все сознательные существа, произведенные ею, были бы одинаковыми, что противоречило бы одной из целей сознательности. Система не существует сама по себе.

Сознательность её последователей - вот её реальное достижение. Какая это тайна - существование! У нас есть много ответов, но это по-прежнему остаётся тайной, потому что сознание - не функции. Сознание - это состояние, а не мнение.

Мы даём описания и определения, тем не менее сознание остается сознанием. Лебедь знает лебедя, когда видит его.

из книги "Осознание себя"
Роберт Бертон

Ключевым понятием в работе с сущностью сознания является осознанность . Для того чтобы осознавать что-либо, не нужно делать никаких усилий, это всегда происходит просто и естественно. Если мы смотрим на чистое небо, нам ничего не нужно для осознания того, что оно голубое, достаточно просто взгляда вверх. Если кто-то говорит, что у Марьи Ивановны родился сын, мы осознаем это так же легко. Способность осознавать - врожденное свойство, изначально присущее сознанию.

Мы, однако, приучены всегда осознавать что-то. Теперь давайте попробуем осознать саму осознанность, попробуем стать ею. Вибрации осознанности выше вибрации мыслей. В силу этого мысль, пришедшая к нам в состоянии осознанности, растворяется. Это растворение происходит само собой, автоматически - так же, как сам собой тает лед на солнце.

Представим себе: каждая приходящая мысль тает в лучистой энергии осознания. Это происходит, если мы сохраняем открытую внимательность, не следуем за приходящими мыслями и не позволяем им унести нас.
- естественное свойство ума. Не нужно бороться с ним, чтобы осознать некую потустороннюю истину. , не причиняя нам никакого вреда. Они теряют свою силу увлечь нас, если мы пребываем в состоянии глубокой спокойной осознанности.

Осознанность эта чистая и ясная, не требующая никаких усилий. Качество осознанности - наше коренное врожденное свойство. Оно не зависит ни от возраста, ни от уровня развития, ни от обстоятельств. Это наша суть, переливающаяся из мгновения в мгновение, подобно алмазной сверкающей на солнце нити.

В начале поддержание непрерывной осознанности требует тонких усилий, которые прекращаются с пониманием того, что осознанность - наша суть и основа. Сознание пронизывает все своим светом, в этом свете рождается, живет и растворяется все существующее. Поэтому, в какую бы сторону мы ни направились, везде мы встретим только сознание в его бесчисленных модификациях. На пути самопознания многие заходят слишком далеко. Они теряют из виду то, что они ищут - свою суть.

Усилия, необходимые в начале, становятся препятствием в дальнейшем. "Каждый , и никто не понимает этого" , - говорит индийский мудрец Аштавакра. Если мы видим только сознание во всем, усилия становятся бессмысленными. Куда и зачем стремиться, если мы уже находимся внутри сказочного сияющего дворца?
Оставаться в основе, сутью которой является открытое внимательное осознавание происходящего, не сложнее, чем смотреть или слышать. Более того, если нам кажется, что мы утеряли основу, это ошибка, поскольку она присутствует во всем.

Усилия по отношению к основе - насилие над своей природой, ведущее в ловушку бесконечной череды мыслей, фантазий, страхов и неизбежного при этом напряжения. Позволим же себе просто осознавать происходящее. Так просто и так сложно.
При этом важно научиться двум вещам: расслабляться в состоянии осознанности и смотреть прямо в ее суть. Это похоже на то, как будто идешь ко дну. Сложность расслабления в состоянии осознанности заключается в том, что расслабление является тонким усилием. Но любое усилие уводит от сути, никогда не изменяющейся и не совершающей усилий.
Самое лучшее - когда расслабление наступает само собой, подобно тому, как падает на подушку смертельно уставший человек. Ему не нужно расслабляться, нужно только добраться до постели и лечь. Чтобы такое автоматическое расслабление в состоянии осознанности наступало само собой, нужно достичь определенного уровня в практике. Нужно поработать.

Осознанность или суть пронизывает все. Она является истоком всего и, одновременно, океаном, куда впадает река бытия. к своему источнику.
У источника нет уровней. Он равно присутствует во всем. Поэтому, в каком бы направлении мы не пошли в нашей медитации или жизни, мы не встретим ничего, кроме проявлений источника, которые не отличны от него самого. Мы можем не видеть источник и не ощущать его свежего дыхания, потерявшись в бесконечных формах и обликах, которые он принимает. Но мы должны твердо помнить: везде разлит только он один - бесконечный океан бессмертного сознания.

Источник находится внизу и наверху, в прошлом, в будущем, в настоящем. Из него состоят наши мысли и чувства, наше тело и воздух, которым мы дышим. Все, что мы видим, слышим, понимаем или не понимаем - это он. То, с помощью чего мы видим и понимаем - он же. И, наконец, тот, кто видит и понимает - это тоже он один. Во вселенной нет ничего, кроме сознания.

Жизнь с таким пониманием не требует ничего специального, даже необходимости расслабления в осознанности - это происходит само собой. Просто приходит ощущение единства вселенной. Для этого нет необходимости что-то делать. Можно делать все, что угодно, или не делать ничего - ни то, ни другое ничего не меняет в происходящем.
Приходит глубокое, подлинное облегчение. Как будто мы долго несли тяжелый мешок с землей и вдруг поняли, что можно просто вывалить его на обочину дороги. Этот мешок - груз наших прежних проблем и забот, включая проблемы садханы.

Смотреть в центр осознанности можно, используя тело и без него. В области сердца, в центре груди свет сознания наиболее интенсивен. Именно отсюда, поднимаясь по особому каналу, идущему в глаза, сознание проецирует наружу голограмму внешнего мира. Экраном для этой голограммы служит пустота. Фантастическая разворачивающаяся перед нами картина настолько правдоподобна, что завораживает нас полностью, заставляя принимать ее за единственную реальность. Но это не так.

Если мы направим луч внимания из области за глазами вниз, в центр груди, то мы окажемся в новом доме. Этот дом - свет сердца, заливающий всю вселенную, подлинный центр сознания.
Интуитивно мы знаем об этом: говоря "я", мы указываем в центр груди. Осознавая источник нашего бытия в сердце, мы возвращаем его домой из временно захватившей власть головы. Это позволяет жить и практиковать, исходя из глубины сердца, а не руководствуясь рассудочным мышлением.

Способ смотреть в центр сознания, не используя тело, иной. Строго говоря, у сознания нет центра. Поэтому использовать область сердца не обязательно. В этой практике мы смотрим в сущность осознанности и направляем луч внимания на источник сознания, не локализуя его в теле или пространстве.
Мы осознаем само осознавание и проникаем в его суть. и осознаваемое становятся одним. Это сознание, смотрящее само в себя и узнающее сначала себя в себе, а затем во всем. Здесь исчезают центр и периферия. В этом состоянии мы можем пережить либо наше "я", распространившееся до бесконечности и включающее в себя все, либо полное его растворение.

Нужно иметь в виду, что описываемая здесь практика работает лишь в том случае, если нам удастся освободиться из-под власти рассудочного мышления и придти к чистому, или, как его называют тибетцы, обнаженному восприятию. Интенсивное лишенное оценочных мыслей восприятие - это просто спокойное осознавание происходящего. При этом восприятие становится ярким за счет того, что энергия сознания не рассеивается. Не покидая центра осознания, она становится сконцентрированной и уравновешенной.

Сознание и тело при этом расслаблены, нет никакого напряжения ни в теле, ни в психике. В этой ясной осознанности мысли растворяются сами собой, а их энергия поглощается полем осознания. Таким образом, осознанность питается приходящими мыслями, поглощая их энергию и, тем самым, усиливая интенсивность своей светимости.
Если мы замечаем, что опять захвачены водоворотом мыслей, нужно спокойно вернуться к базовой технике - ясно осознать ситуацию, которая может быть любой и продолжать оставаться в состоянии расслабленной осознанности. При этом не делается различия между внешним и внутренним - это одна ситуация. Мы просто спокойно осознаем, что происходит как внутри, так и снаружи, работая с этим как с единым полем реальности.

Что бы ни происходило, приучимся напоминать себе, что происходит это с телом и умом, но не с нами. Привыкнем к осознанию того, что наша суть или основа всегда остается неизменной. Научимся быть этой сутью.
При этом, если ситуация требует от нас активности, мы действуем, не позволяя себе забыться и быть захваченным действием. Мы продолжаем спокойно эту активность осознавать. Само действие при этом спонтанно, и исходит из внутреннего импульса, оно не просчитывается и не идет "от головы". Таким образом, само действие и его созерцание являются одним интуитивным процессом, исходящим из единого центра.

Соединяя действие с созерцанием, мы ничего не "делаем", но просто адекватно реагируем на возникающие ситуации. "Адекватно" означает оптимально, наилучшим из всех возможных способов, максимально эффективно. Подобная реакция возникает не в результате просчета вариантов, а вытекает из осознанности, и происходит это само собой.
Фактически, ситуация разрешает себя сама. Каждая из возникающих ситуаций - это вызов, требующий от нас правильной реакции. Если мы действуем верно, проблема уходит и не возвращается. При ошибочной реакции и неверном действии проблема остается неразрешенной. Накапливаясь, нерешенные проблемы создают нашу карму.
Что значит правильно реагировать на ситуации? Это означает не позволять событиям ни эмоционально, ни интеллектуально захватывать нас. Это означает глубоко . Это означает сохранять естественную открытую внимательность. Это означает ни на секунду не покидать центра осознанности. Это означает позволить ситуации развиваться самостоятельно, не стараясь направить ее в наших эгоистических целях. Это означает оставаться спокойным.

продолжение -

по материалам из книги: Илья Беляев - "Пространство сознания".

- главная страница сайта "РОДоСВЕТ".