Односоставные определенно личные предложения примеры из литературы. Односоставные определенно-личные предложения с примерами

Урок — закрепление по теме

«Определенно-личные предложения»

Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению среди односоставных предложений определенно-личные.

— Учить детей активно пользоваться определенно – личными предложениями, учиться управлять своей речью, сознательно ее совершенствуя, сопоставляя данное и полученное предложение по оттенкам значений.

— Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.

Оборудование: компьютер, стихотворения поэтов, карточки, раздаточный материал, тесты, опорные таблицы

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

I. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению определенно-личных предложений

Сегодня перед нами стоит задача – увидеть использование определенно-личных предложений в художественных текстах, в речи, показать своеобразие этих односоставных предложений, а поможет нам в этом творчество великих русских поэтов Сергея Есенина, А.Пушкина, а также ваше творческое использование определенно-личных предложений в своей речи.

II. ПРОВЕРКА домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

Какие предложения называются определенно-личными?

Чем выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?

Можно ли определенно-личные предложения считать неполными, так как в них отсутствует подлежащее? (Нет, глагол-сказуемое не нуждается в наличие подлежащего)

В каких стилях речи используются определенно — личные предложения?

Как вы думаете, на каких уроках часто используются определенно- личные предложения? (На математике, так как операции, производимые в ходе математических доказательств относятся ко всем лицам вообще -«рассмотрим, предположим, построим, обозначим…»

Каков алгоритм нахождения этих предложений? 1)Алгоритм нахождения. (ответ ребенка) слайд 2

Чтобы правильно и быстро найти в тексте определенно-личные

предложения, создан алгоритм их нахождения.

С чего нужно начать?

Грамматическая основа предложения

1 главный член (односоставный) 2 главных членов (двусоставных)

Сказуемое

1,2 лица настоящее, будущее

время, изъявительное

наклонение, повелительное

наклонение

Определенно-личные предложения.

Итак, подведем итоги сказанному. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

III. Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа.

— Пользуясь алгоритмом, определите определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемое. Слайд 3-4

Спишите предложения. Подчеркните главный член. Укажите, какой частью речи он выражен. Назовите тип предложения.

Расставьте недостающие знаки препинания

1. Брошу в море сети частые белый парус подыму.

2. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой-радугой.

3. О чудесном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку-правду мудрую.

4. Милый крот слепой рабочий! Выбирай темнее ночи бер..гись сверканий дня! (В.Брюсов)

1. Люблю дымок спале(н,нн) жнивы

2. От маршировки меня избавь.

3. Сам узна..шь будет время бра(н,нн)ое житье.

4. Молча сижу под окошком темницы.

5. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

6. (Не) смейся над моей пророч..ской тоской.

7. Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной.

8. (Не)грусти дорогая соседка.

9. Возьму винтовку длинную пойду я из ворот.

М.Ю.Лермонтов

2. Выборочный диктант. Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сейчас мы постараемся найти определенно-личные предложения в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.

Выпишите определенно – личные предложения Работа с поэтическими текстами С.А.Есенина, А.С.Пушкина. Слайд 5-7

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

С. Есенин

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

3. Работа по вариантам. Предлагается исследовать текст:

Выписать из текста определенно-личные предложения;

Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1вариант:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» — сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

— Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину — не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2 вариант

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла¬сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А.Г

4. Творческий диктант. Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определенно-личные? Запишите их в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования? Слайд 8-9

1. Мы любовались чудесной картиной осенней природы.

2. Мы идем по тенистой лесной тропинке.

3. Лодка чуть покачивалась у причала.

4. Ты не забудь положить в портфель завтрак.

5. Ты выполнил работу отлично.

6. Пианист исполняет этот этюд виртуозно.

1. Ты постарайся выполнить работу аккуратно.

2. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.

3. Он учится в техникуме и работает на заводе токарем.

4. Мы ощупью входим в коридор, стараясь ничего не опрокинуть.

5. Мы выполним задание с честью.

6. Мы пришли домой поздним вечером.

7. Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.

8. Ты пишешь неаккуратно и делаешь много ошибок.

9. Ветер воет и свистит за окном.

Физкультминутка

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

ПОДНИМУСЬ И

РАССКАЖУ.

5. Корректирование текста

— А сейчас каждый из вас поработает корректором Развитие учебно- языковых умений, работа по стилистике (1 ученик у доски, другие работают в тетрадях).

1) На доске записан текст, прочитайте его. Можно ли его оставить в таком виде или вам что- то хочется изменить в нем.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

6. Работа по развитию речи (дифференцированно)

1) Написать небольшой текст, в котором использовались бы определенно-личные предложения. Сейчас за окном зима. Перед вами картины о зиме,которые помогут вам в написании сочинения-миниатюры о зиме.

2) Карточка

ТЕКСТ №1.

Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий. С особенным чувством вспоминаю первое путешествие.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.

7. Тестирование.

Задание. Укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья берегите природу!

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8. Игра. РАССЫПАЛОСЬ предложение.

а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай.

б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

9. Работа по заполнению таблицы. На доске вам необходимо заполнить графу Способы выражения сказуемого

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого 1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. 5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Подведение итогов.

Над каким видом односоставных предложений мы работали на уроке?

По каким признакам можно узнать эти предложения?

IV. Домашнее задание: выписать из художественной литературы 6 определенно-личных предложений.

Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания; написать письмо другу о своем рабочем дне, используя определенно-личные предложения;

No related posts.

♦ Рубрика: .

Неопределённо-личным предложением

Является один из видов односоставного предложения, в котором единственный главный член – сказуемое.

Напомним, что таких видов четыре:

  • неопределённо-личные;
  • обобщённо-личные.

Обобщенно-личные

Выделение обобщённо-личных условно, чаще говорят об определённо-личных или неопределённо-личных со значением обобщения, но мы будем рассматривать их как отдельный тип односоставных предложений.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Само название объясняет их основную особенность: они имеют обобщённое значение. Другими словами, действие, выраженное сказуемым в этом предложении, относится к каждому или любому человеку, является общим.

Как видим, действие, обозначаемое глаголом в данном предложении, может относиться к любому лицу и не зависит от времени его совершения, то есть мыслится обобщённо.

Отличием обобщённо-личных предложений от всех остальных односоставных предложений является именно это значение обобщённости, по форме же они могут быть сходными с определённо-личными или неопределённо-личными предложениями.

Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено:

  1. Глаголом 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

    Например:

    Спасибо в карман не положишь. Что написано пером, не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнёшь.

  2. Глаголом повелительного наклонения.

    Например:

    Береги честь смолоду. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не спеши языком, торопись делом.

  3. Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени.

    Например:

    Цыплят по осени считают. От добра добра не ищут. После драки кулаками не машут.

Многие из примеров таких предложений являются пословицами, так как именно в пословицах даются широкие обобщения, образно выражаются общие суждения.

Неопределенно-личные

Отличием неопределённо-личных предложений от остальных является то, в какой форме сказуемое выражено в предложении:

  1. Оно может быть выражено глаголом третьего лица, множественного числа настоящего или будущего времени.
  2. Это может быть глагол третьего лица, множественного числа, повелительного наклонения.

    Пусть говорят! Пускай принесут горячую воду.

  3. Это может быть глагол множественного числа прошедшего времени.

    Мне предложили поехать на олимпиаду. Нашу команду включили в состав участников соревнований. Тебя записали в дисциплинарную тетрадь.

  4. Либо глагол множественного числа условного наклонения.

    Сказали бы сразу. Отнесли бы обед вовремя. Утром перенесли бы встречу на завтра.

В таких предложениях действующее лицо не определено. Вернее, действующие лица. Еще одна отличительная особенность – это множественное число сказуемого. В предложении акцент делается на сказуемом, то есть на действии, о котором идет речь. Если дополнить предложение по смыслу отсутствующем подлежащим, то оно будет выражено местоимением «они» или «все».

На зимних каникулах нас повезут на ёлку. (На зимних каникулах они нас повезут на ёлку).

На кухне обсуждают новости. (Все на кухне обсуждают новости).

При дополнении неопределённо-личного предложения местоимением – подлежащим, мы получим двусоставное предложение.

Очень легко спутать неопределённо-личные предложения с неполными двусоставными. Чтобы не допускать ошибок, следует запомнить простое правило:

В неполном двусоставном предложении нам по смыслу понятно о действии конкретных лиц, в неопределённо-личном — действующие лица не определить. Отсюда и название.

В январе строители начали работы по возведению перехода, в сентябре – закончили.

(Вторая часть сложного предложения представляет собой двусоставное неполное с пропущенным подлежащим «строители», которое легко восстанавливается по смыслу; на месте пропуска ставится тире).

Закончили работы по возведению перехода.

(Кто закончил? Неизвестно. Кто-то закончил, они закончили. Односоставное неопределённо-личное).

Также, если сказуемое выражено глаголом в единственном числе и можно добавить подлежащее, то это неполное двусоставное.

Собрался уходить.

(Кто собрался уходить? Я или он – можно определить по соседним предложениям, но даже если их нет, мы видим, что в предложении нет значения неопределённости. Действие совершается каким-то конкретным лицом, наименование которого пропущено: перед нами неполное двусоставное предложение).

Увидела парус.

Рассказал о себе.

Пристально посмотрел на меня.

Конспект урока в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Неопределённо-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей неопределённо-личных предложений;
  • ознакомление с обобщённо-личными предложениями;
  • развитие умений находить неопределённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.

а) Орфографическая разминка (повторение правописания личных окончаний глаголов);

образовать от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа:

бегать, бежать, хотеть, превозносить, охранять, строить, бороться, блистать, приземлиться, победить, рассказать, рассказывать, клеить, дышать, махать.

б) Синтаксический разбор предложений (2 ученика пишут на доске).

Поднимите свой взгляд к небу.
Нам пишут из Франции.

(На основании разбора второго предложения переходим к изучению новой темы)

2. Изучение новой темы.

а) Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока, планирование работы (совместно с учителем).

б) Повторение сведений об односоставных предложениях и их видах (по таблице), самостоятельное объяснение понятия «неопределённо-личное предложение».

(можно организовать работу в парах, затем ответы учащихся).

в) «Проверь себя»: изучение информации по теме в учебнике § 23, уточнение и дополнение ответов (продолжение работы в парах, затем ответы учащихся).

г) Анализ языкового материала (определение вида предложений, обоснование, доказательство).

В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки.

Очень уж шумят у нас в коридоре.

Дело взяли под контроль.

Поля уже вспахали, зерно посеяли.

Работу закончили вовремя.

Молчите и не перебивайте!

(Вывод о различиях между определённо-личными и неопределённо-личными предложениями)

д) Выполнение тренировочных упражнений из учебника (152, 154, 156):

Упражнение 152:

Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»



Упражнение 156:

Запишите фрагмент текста из книги С. Лавровой «Занимательная химия», вставляя пропущенные буквы.

Найдите в тексте фразеологизмы. Как вы их понимаете?

Найдите односоставные неопределённо-личные предложения, подчеркните в них главные члены и укажите, чем они выражены.

Объясните, какую роль в тексте играют неопределённо-личные предложения. Для чего они используются?


3. Знакомство с обобщённо-личными предложениями.

а) Анализ языкового материала:

Шила в мешке не утаишь. После драки кулаками не машут.

Учащиеся определяют эти предложения как определённо-личное (первое) и неопределённо-личное (второе): Ты шила в мешке не утаишь (2 лицо ед. ч.); они после драки кулаками не машут (3 лицо мн. ч.).

б) Обращаем внимание на смысл данных предложений, на то, что они имеют обобщённое значение: все не могут утаить шило в мешке, все после драки кулаками не машут.

в) Обобщающий смысл характерен в первую очередь для пословиц. Приведём примеры пословиц, которые имеют форму односоставных предложений.

Что посеешь, то и пожнёшь. Из песни слов не выкинешь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Снявши голову, по волосам не плачут.

(С объяснением значений, комментированием).

Делаем вывод, что в этих предложениях речь идёт о действиях вообще, любого человека, без отнесённости к конкретному лицу. Это и есть обобщённо-личные предложения.

4. Вывод по уроку, рефлексия. (Что было самым важным на уроке? Какой материал оказался трудным? Что необходимо проработать дома, к чему надо вернуться ещё раз? Что было самым интересным на уроке? Что получилось хорошо? И т. д.)

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

Предложения, содержащие в себе и подлежащее, и сказуемое, намного привычнее разбирать, так как их смысл абсолютно прозрачен. Однако синтаксис русского языка очень подвижен, поэтому все большую популярность в нем набирают определенно-личные предложения, примеры которых из художественной литературы будут разобраны ниже.

Что это за предложения? Полное представление об этом типе синтаксических конструкций дает наша статья.

Определенно-личные предложения – это вид сказуемостного речевого высказывания с опущенным подлежащим, однако оно все равно подразумевается говорящим. Сказуемое идет в форме 1, 2 лица ед. и мн. ч. и выражается глагольной формой.

По правилам, подобные единицы текста являются отражением беседы или субъективной мысли говорящих.

Акцент делается именно на конкретное действие, а не на того, кто это действие будет совершать.

Данные законченные высказывания очень похожи на двусоставные неполные с опущенным подлежащим, потому что хотя подлежащего и нет, но оно угадывается из контекста.

Обратите внимание! Эти высказывания используются в диалогах с яркими эмоциями и предполагающими энергичность или динамику речевой деятельности.

Изучаются определенно-личные предложения в программе в 8 классе средней школы. Именно тогда преподаватели начинают обращать внимание школьников на определенно-личный вид единицы текста, который уже давно встречался в художественных произведениях, а также в диктантах и изложениях.

Например, фраза учителя: «Открываем тетради!» – это и есть подобное высказывание, где сказуемое имеет форму 1 лица мн. ч. Учитель в разговоре опускает подлежащее «мы», однако из контекста и так понятно, о ком идет речь. И действительно, главное здесь действие, а под подлежащим подразумевается любой класс.

Определенно-личные предложения

Следующий пример: «Запиши задание!». В данном случае сказуемое стоит в форме 2 лица единственного числа, так как кроме местоимения «ты» никакое другое подлежащее здесь поставить нельзя.

1 лицо ед. ч. и мн. ч.:

  • Думаю о покупке мопеда давно.
  • Сделаю эту работу до обеда.
  • Буду смотреть, как одеваться завтра по погоде.
  1. лицо ед. и мн. числа:
  • Помоги открыть дверь!
  • Зайдите ко мне после планерки!

Простые и сложные предложения

Естественно, что все законченные высказывания могут быть либо простыми, либо сложными.

Простое предложение подразумевает наличие в синтаксической конструкции одной основы. Под этим термином понимается присутствие хотя бы одного главного члена. Сложное же совмещает в себе несколько основ.

Например:

Простое определенно-личное – Сможем приехать к вам завтра.

Сложное – Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог (С. Есенин)

Здесь целых три основы – «знаю, выйдешь и сядем». Причем все три сказуемых стоят в форме разного лица и числа:

  1. Знаю – 1 лицо ед. ч.
  2. Выйдешь – 2 лицо ед. ч.
  3. Сядем – 1 лицо мн. ч.

Если в высказывании не одна грамматическая основа, то это называется сложной синтаксической единицей текста. А в ее составе – три простых.

Односоставные распространенные предложения

Кроме числа грамматических основ подобные высказывания бывают распространенными и нераспространенными из-за присутствия второстепенных членов.

Обратите внимание! Второстепенные члены в синтаксических единицах – это определения, обстоятельства и дополнения. Подлежащее и сказуемое – это главные члены.

Распространенными считаются конструкции синтаксиса, где есть эти второстепенные элементы помимо главных.

Примеры определенно-личных предложений

Например:

Смотрю на будущность – с боязнью…(). После проведения синтаксического разбора, то есть раскладывания данной синтаксической единицы текста по члена предложения, можно отметить, что в нем присутствует не только сказуемое «смотрю» в форме 1 л. ед. ч., но и два второстепенных члена – «на будущность», являющееся дополнением и отвечающим на вопрос винительного падежа: «На кого? На что?» и обстоятельство образа действия «с боязнью», отвечающее на вопрос: «Как?».

Примеры из литературы

В текстах художественных произведений известных писателей подобные синтаксические конструкции встречаются в диалогах, а также в определенном типе «Я»-повествования (то есть истории героев, рассказанной от первого лица).

Чтобы лучше понять структуру таких единиц текста, нужно проводить синтаксический разбор.

Например:

  1. Приветствую тебя, пустынный уголок! (). В основу входит одно сказуемое в форме 1 л. ед. ч. (то есть подойдет к нему местоимение «я»). Данная конструкция является восклицательной, простой (всего одна основа), односоставной (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определенно-личной (сказуемое в форме 1 л. ед. ч.). Кроме того, оно распространенное (помимо основы есть «тебя» – дополнение, выраженное личным местоимением, и обращение – «уголок», а также его определение «пустынный», выраженное относительным прилагательным). Далее в разборе будут употребляться сокращения.
  2. Плывем пустынной Ладогой, //Под яркой аркой-радугой… (В.Я. Брюсов). В основу включено одно сказуемое в форме 1 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «мы»). Данное законченное речевое высказывание является повеств. (в конце стоит многоточие), невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 1л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть дополнение «Ладогой», выраженное им. сущ. собственным, определение «пустынной», выраженное относительным прил., а также дополнение «аркой-радугой», выраженное сущ., и определение «яркой», выраженное прил.).
  3. Ездили на Воробьевку, за березками? (И.С. Шмелев). Грамматическая основа состоит здесь из одного сказуемого в форме 2 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «вы»). Это речевое высказывание является вопрос., невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 2 л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть обстоятельство места «на Воробьевку», выраженное сущ. собственным, а также уточняющее дополнение «за березками», выраженное сущ.).
  4. Не торопись, не спеши, подождем.//Забудем на миг неотложное дело.//Смотри: ожила трава под дождем, //И старое дерево помолодело.(К. Симонов). Последнее четверостишие Константина Симонова является довольно интересным и самобытным примером введения определенно-личных синтаксических конструкций для усиления атмосферы стихотворения. Ясно, что лирический герой обращается к своей подруге, обращая ее внимание на такие «незначительные вещи», как сияющая росой трава после дождя, на старое дерево, ставшее вдруг молодым после спасительной влаги. Все это замечает первым только лирический герой, и главное здесь не конкретное обращение, а действия – не торопись, не спеши, подождем и т.д.

Рассматривая данное стихотворение, стоит для начала остановиться на самой первой строчке, являющейся законченным высказыванием.

Определение и примеры определенно-личных предложений

На первый взгляд, оно кажется простым, однако, обратившись к синтаксическому разбору, можно понять, что перед читателем: повествовательное (в конце стоит точка), невосклицательное, сложное (первая грамматическая основа – это однородные сказуемые «не торопись, не спеши» в форме 2 л. ед. ч., так как можно подставить местоимение «ты», а вторая – это сказуемое «подождем» в форме 1 л. мн. ч., так как легко «встраивается» «мы»).

Тогда получается, что первое и второе предложения – определенно-личные, нераспространенные (ввиду отсутствия второстепенных членов).

Вторая синтаксическая единица четверостишия по аналогии с предыдущими будет повест., невоскл., прост., односост., определ.-личн., распр.

А третье еще сложнее первого – повествовательное, невосклицательное, сложн.(в нем целых три предл.):

  1. Односоставное,определ.-личн., нераспр.
  2. Двусост., распр.
  3. Двусост., распр.

Важно! Все пословицы, например, «Любишь кататься – люби и саночки возить» не относятся к определенно-личным синтаксическим конструкциям. Это обобщенно-личные речевые высказывания, так как под местоимением «ты» подразумевается не конкретное лицо, участвующее в беседе, а любой человек.

Таблица определенно-личных предложений

Чтобы запоминание данного правила происходило легче, можно сформировать небольшую таблицу-подсказку:

Полезное видео

Подведем итоги

Таким образом, подобные законченные речевые высказывания – это особый вид односоставных конструкций русского языка, где подлежащее опущено, а сказуемое стоит в форме 1, 2 лица ед. и мн. ч.

Начинают изучать данное правило по школьной программе в 8 классе. Пословицы и поговорки к такому виду синтаксических конструкций не относятся.