Не глаза видят, а мозг. "прямое видение"

Опыты, проведенные специалистами Институтами мозга человека РАН, подтвердили существование у homo sapiens альтернативного зрения.

Три года назад московский ученый Вячеслав Бронников начал учить слепых видеть. Он разработал оригинальную методику, позволяющую резко активизировать деятельность правого полушария мозга. В результате за десять дней занятий Бронников развивал у своих подопечных навыки так называемого прямого видения - слепые и слабовидящие люди оказывались способны получать информацию об окружающем мире без использования глаз. Невероятно? Действительно, поверить в этот феномен было трудно, и многие сочли Бронникова ловким шарлатаном. Однако не все серьезные ученые с порога отвергли идею "прямого видения", или альтернативного зрения. Научный руководитель Института мозга человека РАН Наталья Бехтерева заинтересовалась опытами Бронникова. Особенно, после того, как встретилась в своем кабинете с одной из его учениц, 26-летней Ларисой. лишившийся зрения в 8-летнем возрасте. На Бехтеревой было подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - спросила Бехтерева. "красная, - спокойно ответила та. А потом добавила: - А может быть, синяя"? Под пончо у Бехтеревой было надето темно-синее платье. "Я не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться", - заметила Лариса...

И вот в самом конце прошлого года в Институте мозга человека был проведен уникальный эксперимент. К исследованиям привлекли семерых подростков с нормальным зрением, предварительно прошедших подготовку по методу Вячеслава Бронникова. Участие в задуманном эксперименте зрячих людей позволяло сравнить работу мозга при нормальном зрении и альтернативном. Эксперимент проходил в комнате при обычном, естественном освещении. Лица испытуемых были закрыты черными масками из непрозрачной материи. Участникам требовалось прочесть текст из предложенной книги, брошюры, объявление. Все семь участников эксперимента легко читали в маске любой предъявленный текст, лишь иногда делая паузы на незнакомых словах. После этого испытуемым сообщили, что на экране компьютера будут появляться буквы, цифры или знаки, которые нужно назвать. Кроме этого, на экран выводились изображения различных предметов, о которых "незрячим" подросткам не было известно заранее. Однако испытуемые справились и с этим заданием. Участники эксперимента могли свободно передвигаться по комнате, обходя препятствия.

В ходе исследований ученые измеряли различные физиологические параметры, электрическую активность мозга и пытались зафиксировать изменения в мозговых процессах, происходящие в ходе "прямого видения". С помощью электроэнцефалографа регистрация параметров мозга осуществлялась при "включенном" и "выключенном" альтернативном видении, при мысленном воспроизведении зрительных образов, при закрытых глазах, при открывании глаз. "Мозг человека. - рассказывает Наталья Бехтерева, - отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками. Но мы научились регистрировать то. что происходит в мозге за всеми этими оболочками. А происходит вот что: при "прямом видении" информация совершенно явно поступает в мозг, минуя органы чувств. Возможно, что формирование альтернативного зрения достигается за счет прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Как это происходит - до сих пор не ясно".

"Когда мы снимали параметры при альтернативном видении и при обычном зрении. - продолжает Наталья Бехтерева, - то уловили следующую картину: сигнал, характерный для работы исследуемого явления, сохранялся у нескольких участников и при нормальном зрении. То есть человек смотрел так, как ему было удобнее". Кроме того. данные электроэнцефалограммы показали. что при "включении" "прямого видения" у испытуемых изменилась биоэлектрическая активность мозга, появлялся так называемый бета-ритм, который в норме едва просматривается. Бета-ритм традиционно считается показателем возбудительных процессов. Иными словами, мозг работал если не на пределе, то в усиленном режиме. В результате ученые сделали вывод, что сегодня уже уместно говорить не столько о феномене, сколько о методе альтернативного видения. Данные электроэнцефалограммы подтвердили перестройку мозга на иной режим работы. Мозг испытуемых использовал так называемые условно-патологические возбуждения. В ходе обычной работы зрения импульс от рецепторов глаза поступает в задние отделы полушарий мозга, а при "включении" альтернативного видения сигнал проходил нетрадиционным путем и приходил в центральную часть мозга, где и распылялся. Наталья Бехтерева полагает, что навыками "прямого видения" могут обладать люди. которые когда-либо были зрячими, а потом потеряли зрение. По ее мнению, в полушариях мозга сохраняются когда-либо увиденные образы. и импульс, поступающий извне, может их извлекать из многочисленных ячеек и восстанавливать - таким способом осуществляется сличение импульса и образа.

Однако единого мнения о природе "прямого видения" пока нет. Существует гипотеза, согласно которой оно осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть косвенные. При развитии организма кожа формируется из одной клетки с нервной системой. В обучении альтернативному видению важным этапом является формирование навыка по сопоставлению ощущений кожи с цветом и другими свойствами предметов. В природе известны случаи, когда живые существа (некоторые морские беспозвоночные, бабочки) "видят" всей поверхностью тела.

Ученые считают, что в процессе освоения альтернативного видения происходит переобучение мозга. "Мозг человека заранее готов ко всему, он живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя, - говорит Наталья Бехтерева. - Что мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? Ответ простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Сверхвозможности бывают исходные - талант, гений, при определенных условиях оптимального, эмоционального режима или в экстремальных ситуациях они могут проявляться в форме озарения с изменением скорости времени. Но что самое важное, сверхвозможности могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи".

"Можно, по-видимому, допустить, - продолжает Наталья Бехтерева, - что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир? Типа "радиолокаций"? А может быть, всему этому есть другое объяснение? Надо думать! И изучать"!

Дмитрий Серков

Недавно проведённые исследования кандидатом в доктора наук Джеем Сангвинетти (Jay Sanguinetti) показали, что мозг человека видит входящую визуальную информацию, которая может не осознаваться. Проще говоря, мозг человека видит больше, чем сам человек или чем он осознает.

Как это было обнаружено?

Джей показывал участникам серию нарисованных черных фигур, за границами которых на белом фоне были спрятаны реально существующие белые, как и цвет фона, объекты. В то же время, Джей вместе со своей коллегой, профессором Мэри Питерсон, фиксировали показания ЭЭГ.

«Вопрос который мы ставили — это видит или обрабатывает как-то мозг человека, ту информацию, те объекты, которые были спрятаны за границами черных фигур. То есть, видит ли ум те спрятанные объекты, когда сам человек сознательно их не видит. Более того, пытается ли ум как-то интерпретировать, то что он видит».

Ответ, который они получили, был — да.

Существует паттерн активности мозга для процессов связанных с пониманием и интерпретацией. Пик мозговой активности в 400 миллисекунд (называется N400), говорит о том, что мозг распознал объект и дал ему определение. Например, что мозг увидел белый объект на белом фоне и определил, что это цветок.

«Участники нашего исследования сознательно не видели объекты, спрятанные за границами фигур, которые мы им показывали. Тем не менее, наши данные свидетельствуют о том, что мозг увидел эти объекты и распознал», — сказала доктор Питерсон. «Однако мозг человека отверг эту информацию, и если мозг отвергает какую-то информацию для осознания, то и сам человек не будет ничего знать о том, что увидел его мозг».

Исследователи также показывали участникам просто черные фигуры без каких-либо спрятанных предметов за границами этих фигур. Когда участники видели просто черные фигуры, без каких-то реально существующих объектов за пределами этих фигур, на ЭЭГ не было паттернов N400.

Источник: http://tetahealing.org

ThetaHealing ® уникален тем, что позволяет найти причину той или иной проблемной ситуации, позволяет осознать всё, что происходит в жизни у человека. Понять, почему его жизнь складывается так или иначе, найти ответы на вопросы. В ThetaHealing ® мы верим, что нет проблем, которые бы не мог разрешить человек, если он действительно этого хочет. Тета Исцеление открывает все границы перед человеком. Мы говорим, что всё, что есть в нашей жизни, вся наша жизнь — это наше произведение. Мы сами художники своей картины жизни и мы ответственны за всё, что в ней есть и чего нет. И принятие этой ответственности убирает все иллюзорные ограничения и мотивирует человека к действию. Человек уже не может сказать: «Я не могу себе этого позволить, потому что у меня маленькая зарплата». Потому что этот человек сам выбрал свою работу и то, сколько он будет зарабатывать. И самое главное, человек начинает понимать, что может это изменить, если захочет. Можно сказать, что жизнь начинается с того момента, когда человек решает, что это его жизнь, и только от него зависит, как она будет выглядеть. С этого момента человек начинает по-настоящему проявлять своё «Я».

На этом этапе кто-то может сказать: как это так, что человек сам выбрал быть больным или без денег, без дома, без любящих людей вокруг? Кто сознательно на такое согласиться? Дело в том, что важно также понимать, что человек — это не только его сознание. Знаете ли Вы, что человек сознательно понимает лишь 10% всего, что он делает, и что происходит вокруг него? 90% — это его подсознание, которое как банк данных записывает всю информацию, с которой он сталкивается, и регулирует огромное множество процессов в его организме. Вы, например, не задумываетесь, как должно работать ваше сердце, сокращаться его мышцы, как Вам дышать и так далее. В подсознании хранятся все воспоминания, переживания, а также программы или убеждения.

Итак, после того как человек принял ответственность за свою жизнь на себя и решил стать Творцом своей жизни, следующим шагом будет найти то, как или, вернее, ЧТО в этом человеке спровоцировало ту или иную проблемную ситуацию. Под «ЧТО» я как раз и подразумеваю подсознательную программу, которая привела к тому, что человек решил создать в своей жизни определенную проблемную ситуацию. На этом этапе давайте поясним сказанное примером неэффективной программы: как она могла сформироваться и к чему привести.

Допустим, человек (пусть его зовут Игорь) когда-то попробовал начать свой бизнес. Однако у него ничего не получилось и бизнес «прогорел». А не получилось, потому что Игоря подставил его друг и партнер, который не выполнил крупный заказ, забрал выручку, и в итоге, у Игоря теперь огромные долги и бизнес его закончился, не успев начаться. На этом этапе у Игоря могут сформироваться следующие подсознательные установки — «Нельзя доверять друзьям», «Друзья предают/кидают», «Бизнес вести опасно — можно не только ничего не заработать, но и заработать долги». Это всё примеры неэффективных убеждений. И в это все человек будет подсознательно верить. Подсознание человека сформировало эти убеждения с целью защитить его. Это с одной стороны. А с другой стороны, так как человек теперь действительно верит в это, это будет воплощаться в реальность. И если Игорь снова решит начать свой бизнес, то высока вероятность, что история повторится, возможно, с некоторыми изменениями. Также по поводу «Друзья кидают/предают»: с одной стороны, Игорь теперь будет осторожен с друзьями, но так как он верит, что «Друзья предают», то возможно, именно таких друзей он и будет привлекать в свою жизнь. И конечно же, изначально тот факт, что у Игоря бизнес провалился, говорит о том, что уже была какая-то негативная установка, которая спровоцировала эту ситуацию. Тут могли быть разные причины: неудачный опыт родителей/друзей в предпринимательстве, возможно, сами родители говорили Игорю, что вести бизнес опасно или доверять людям опасно, и он принял это на веру.

На самом деле, родители играют очень важную роль в формировании системы убеждений человека. До 6 лет мозг человека функционирует на волнах Тета и на этой частоте доступ к подсознанию открыт, и ребенок может принимать на веру буквально всё, что говорят его родители. Так, если родители говорят ребенку «Вон посмотри, какой Ваня хороший, всегда чистенький приходит с улицы, а ты разгильдяй, хлопот с тобой не оберешься», то ребенок с раннего детства может начать верить, что он какой-то плохой, приносит одни проблемы и т.д. Конечно же, это будет не очень позитивно сказываться на его жизни и развитии в целом.

Убеждения могут перениматься не только от родителей, но также по генетической линии и из коллективного сознания. Так если в роду человека были предки, которых раскулачили, то могло передаться такое убеждение, что «Сколько бы я ни заработал, всё равно всё отнимут». И это будет останавливать человека на его пути к финансовому изобилию.

Коллективное сознание — это то, во что верит одновременно много людей, и человек может присоединяться к этому верованию. Пример убеждения из коллективного сознания России — «Хорошо там, где нас нет». Многие люди его разделяют, не осознавая, что тем самым они творят реальность, в которой, где бы они ни были, они всегда будут недовольны тем местом, куда они приехали.

В Тета Хилинг мы учимся находить подобные неэффективные установки в подсознании человека, и через Создателя обучать человека эффективным, которые будут служить наивысшему благу этого человека. Человек учится видеть жизнь по-другому, видеть ее с позиции Творца своей реальности, а не ее заложника. Человек осознает, что его вера и его выбор — это и есть ключ к его жизни и его судьбе. И это бесценно!

Как вызвать сон наяву?

Ложитесь на спину (лучше всего, когда сильно устали), руки по швам, глаза закрыты. Остаетесь абсолютно неподвижным и стараетесь не спать. Мозг начнет посылать сигналы, а тело - погружаться в сон. Если возникнет желание почесаться, повернуться на бок или моргнуть - ИГНОРИРУЙТЕ это все и через полчаса примерно почувствуете тяжесть на груди, может быть даже начнете слышать странные звуки. Так наступает сонный паралич. Если в это время открыть глаза, можно видеть галлюцинации (сон с открутыми глазами), но шевелиться нельзя будет, так как тело уже спит. Можно закрыть глаза и заснуть всерьез, при этом появится возможность контролировать свой сон - осознанное сновидение.

0 0 0

Как вызвать сон наяву?

Ложитесь на спину (лучше всего, когда сильно устали), руки по швам, глаза закрыты. Остаетесь абсолютно неподвижным и стараетесь не спать. Мозг начнет посылать сигналы, а тело - погружаться в сон. Если возникнет желание почесаться, повернуться на бок или моргнуть - ИГНОРИРУЙТЕ это все и через полчаса примерно почувствуете тяжесть на груди, может быть даже начнете слышать странные звуки. Так наступает сонный паралич. Если в это время открыть глаза, можно видеть галлюцинации (сон с открутыми глазами), но шевелиться нельзя будет, так как тело уже спит. Можно закрыть глаза и заснуть всерьез, при этом появится возможность контролировать свой сон - осознанное сновидение.

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот не знает что он сплошной жир. Это знает ваш мозг. Убедив себя в том, что вы можете все, вы сможете действительно все.

Страус. Самая большая птица из живущих в наше время. Страус очень хорошо видит и слышит. А вот думает - не очень... мозг малюсенький. Кстати, не такой уж страус и пугливый, как нам в мультиках показывают. А очень даже злобная птица. Особенно самцы. Могут заклевать, затоптать до смерти. И то, что они голову суют в песок - это тоже миф.

0 0 0

Игры разума
Метод безориентирного зрительного пространства

Вначале это может показаться плохой грубой шуткой. Начните с того, что найдите радиостанцию, которая ловится с помехами. Затем лягте на диван и прикрепите к глазам по части разрезанного напополам мячика для настольного тенниса. В течение нескольких минут вы должны начать испытывать ужасные сенсорные расстройства.
Кто-то видит лошадей, гарцующих в облаках, кто-то слышит голоса умерших родственников. Получается, что когда мозг получает образы, в которых мало смысла (созданные при помощи теннисного мячика и звуковых помех), он создаёт свои собственные образы.

призрак в доспехах 2: невинность Красивый японский мультик про будущие. Вторую часть я не видела, но сама идея, показать мир, где грань между человеком и роботом почти полностью стерта весьма интересна. Полностью заменяемые части тела, один мозг живой. Думаю стоит посмотреть.

Если честно, то мне иногда кажется, что театр Сатирикон - это и не искусство вовсе. Это скорее некий способ выразить то, что наболело в воспаленном мозгу у режиссера-постановщика. Действительно, так трудно иной раз понять все, что на сцене видишь.

ПРИТЧА «ВИДЕТЬ МЫСЛИ»

Доктор сказал космонавту перед операцией:
- Операция будет очень сложная, давайте помолимся.
Космонавт:
- Я столько раз летал в космос, и никогда не видел Бога…
Доктор:
- А я столько раз делал операции на мозге, и ни разу не видел ни одной мысли…

Если мы что-то не видим, то это не значит, что этого не существует.

0 0 0

У человека девять чувств, а не пять...

Пять - те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак.
По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства.

1. Термоцепция - чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.

2. Эквибриоцепция - чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.

3. Ноцицепция - восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли - независимо от того, что нам кажется, - исходят не изнутри мозга.

4. Проприоцепция - или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

0 0 0

Десять простых и действенных способов для улучшения памяти.
1. Тренировка
Кроссворды, счет в уме, решение логических задач, заучивание стихов наизусть, изучение иностранных языков – вот то, что является отличным способом задавать мозгу работу. Это самые простые и действенные приемы для улучшения памяти!

3. Физическая активность
Ходьба, бег трусцой, танцы – все то, что тренирует тело, улучшает память. Такая активность способствует поступлению кислорода в мозг, способствует запоминанию (образуются новые клетки).

Кстати, я недавно узнала, что Франклин Рузвельт обладал хорошей способностью запоминать имена. Знаете, как он это делал? Не поверите! Он мысленно писал имя человека у него на лбу. Эта техника, его «ноу – хау», не раз ему приходила на помощь.

4. Проговаривание
Когда мы вслух проговариваем, например, номер телефона, адрес или имя, то наш мозг фиксирует эту информацию быстрее, нежели мы просто запишем.

5. Сон
Хороший сон – залог здоровья. Люди, которые высыпаются и живут дольше. Во сне наш организм расслаблен. Во сне резко усиливается выработка омолаживающих гормонов. Выспавшийся организм запоминает информации в 2 раза больше, чем тот, кто страдает бессонницей.

6. Релаксация
Медитация, йога, массаж и т. п. помогут в концентрации внимания.

7. Гимнастика для глаз
Если каждое утро перемещать глаза из стороны в сторону в течение 30 секунд, то память улучшится на 10%. Это признанный факт. Это достигается тем, что оба полушария мозга будут работать в гармонии друг с другом.

Лучше всего заучивать важную информацию с 7 - 10 часов утра и с 17 -20 часов вечера. Трудоспособность мозга в эти промежутки времени наиболее активна (до 30%).

8. Ассоциации
Самым плодотворным запоминанием является ассоциативный ряд. Это должны быть яркие, запоминающиеся образы. Это работает! Здесь придут на помощь и запахи.

9. Питание
Здоровое и правильное питание способствует отличному запоминанию. Конечно, это продукты – антиоксиданты. Черника, брокколи, шпинат, орехи, цитрусовые, свекла, чернослив, изюм.
Не забываем, естественно, про омега – 3 жирные кислоты!

10. Витамины
Конечно же, лидер здесь – витамин В. Недостаток витамина В12 может привести к потере памяти (рыба, мясо, яйца, птица и др.). Это верный помощник в работе нашего мозга. А также витамины С и Е.
Чтобы не было атеросклероза, следует сократить потребление жиров, маргарина, сливочного масла. Суточная норма жиров не должна превышать 90 г в сутки.

Как улучшить память теперь понятно, правда? Друзья, как видите, ничего сложного. Надо просто давать мозгу постоянную нагрузку.

0 0 0


http://world.menu.ru/interesting/

Это интересно → Женщины видят себя толще, чем на самом деле

Согласно последним исследованиям, (

Продолжаем рассматривать как работает наше зрение.

Как он это делает?

Несмотря на наши героические достижения, мы этого практически не знаем. Но все же у нас есть определенная информация о том, как происходит визуальная обработка, в противном случае эта лекция была бы совсем короткой. У нас есть определенные основы, и эти основы довольно хорошо исследованы. Описать их можно в три шага.

Я (доктор Медина) несколько раз был в Лувре и всегда меня удивляло, насколько мала "Мона Лиза".

Размер картины на самом деле составляет около 75х50 сантиметров. Представьте себе, что вы вместе со мной оказались в Лувре, смотрите на небольшой шедевр Леонардо, заключенный в пуленепробиваемое стекло с климат-контролем, пытаясь протиснуться сквозь толпу, чтобы взглянуть хотя бы мельком.

Что поступает в ваши глаза, когда вы воспринимаете картину?

Шаг номер один: свет от "Моны" поступает в ваши глаза. Как вы, возможно, знаете, на самом деле вы никогда не видите предметов. То, что вы видите - это часть света, отраженного от объекта. Только те фотоны, которым повезет попасть в ваши глаза, будут выполнять задачу обеспечения вашего видения. Их путешествие начинается, когда эти прыгающие фотоны находят путь через зрачок и попадают на заднюю стенку глаза.

Они стимулируют сетчатку - тонкий слой нервной ткани, которым выстлана обратная сторона глаза. Эта стимуляция позволяет вам получать от картины визуальную информацию.

Вы обнаруживаете различные уровни яркости. Вы обнаруживаете различные цвета - или длину волн. Вы обнаруживаете свет, который отскакивает от плексигласа, защищающего картину, и людей на своем пути, когда вы пытаетесь на нее взглянуть.

В сетчатке есть специальные клетки, которые отвечают на эту информацию, превращая этот отраженный свет в схему электрических импульсов.

Как вы помните, это называется трансдукцией.

Шаг номер два: сигнал посылается в заднюю часть мозга.

После превращения эти импульсы, кодирующие визуальную информацию "Моны",ьчерез оптический нерв направляются в более глубокие структуры мозга.

У сигналов будет пит-стоп в таламусе - яйцеобразной структуре в середине мозга. Но там они не остаются надолго.

Вместо этого сигналы быстро переходят в заднюю часть головы, в область, которая известна как затылочная доля - если вам хочется быть более точными, это зона V1 визуального кортекса.

Если вы положите руку на затылок, она будет находиться очень близко от той зоны мозга, которая позволяет вам видеть, как я говорю. Вы будете как раз около вашей затылочной доли мозга.

В этой доле есть детекторы, предназначенные для обработки определенных аспектов поля зрения. Есть клетки, которые отвечают лишь за вертикальные линии, вроде этой рамки вокруг картины.

Другие клетки отвечают только за округлые формы, к примеру, глаза Моны.

Некоторые отвечают только на длину волны определенный длины, к примеру, коричневый цвет ее одежды.

Эта информация извлекается из первоначального образа и передается в отдельные области мозга, которые могут находиться далеко друг от друга, разбросанными в разрушительном неистовстве Пикассо.

Если безнадежно смешать метафоры, то это во многом похоже на процесс приготовления хлопьев, который вы помните из прошлой лекции. И, как и в прошлой лекции, вам нужно будет реконструировать эти разбросанные кусочки обратно в связное целое, если вы хотите, чтобы ваше путешествие в Лувр имело смысл. Именно это и происходит в третьем шаге.

Шаг номер три: разделение путей.

Восстановление начинается, когда этим разрозненным электрическим сигналам дается приказ собраться в два больших нейронных пути. Эти пути имеют свое название. Формально они называются "вентральный путь" и "дорсальный путь". Неформально они носят название пути "что?" и "где?", так как они обрабатывают различные аспекты визуальной информации,

Которые восстанавливаются из задней части головы.

К примеру, путь "что?" обрабатывает информацию, которая дает предмету его узнаваемую форму. Вы видите овал лица Моны Лизы и понимаете, что оно не квадратное - и это не ягуар, - благодаря этому вентральному пути. Другие формы проходят такую же обработку.

Если вы повредите этот путь, вы больше не сможете визуально распознавать отдельные предметы.

Есть люди, которые потеряли способность узнавать животных, когда были повреждены определенные части этого пути. Они могут видеть животных, но если вы покажете такому человеку пластиковую фигурку носорога, они не смогут сказать, что это за животное.

Если вы попросите их закрыть глаза и просто ощупать игрушку, они немедленно ее узнают.

Они говорят: "Я ощущаю носорога". Теперь вы понимаете, почему этот путь называется "что?".

Второй путь, дорсальный, иногда называют "где?".

Как подразумевает его название, он не обрабатывает информацию о том, что это за объект.

Он обрабатывает информацию о том, где находится объект, что означает его местоположение.

Эта обработка касается не только стационарных, но и движущихся объектов.

Когда человек видит, как носорог идет по саванне, то это происходит благодаря дорсальному пути - пути "где?". Этот путь дополнительно отвечает за то, чтобы помочь вам контролировать движения, следите ли вы за чем-то взглядом или хотите указать на предмет рукой.

Комбинация информации от этих двух путей плюс исходящие потоки из многих других областей в конечном итоге и дают нам опыт сознательного зрительного восприятия.

Это подобно тому, как Амазонка формируется из речек, которые собирают бесчисленные горные ручейки.

И это конец шага три.

Однако это еще не конец истории.


Вердикт вынесен:
Мозг - это процессор с последовательной обработкой изображения
18.11.1999. www.eetimes.com
Со времени появления машинного видения в 60-е годы, ведутся дебаты о том, какая организация процессорной обработки лучше: параллельная или последовательная? Исследователи, моделируя визуальные процессы в мозге, наблюдали параллелизм обработки в нейронных структурах, однако оставалось неясным, каким образом представлялась визуальная информация. Группа исследователей University of Iowa сделала смелое заявление, что они окончательно решили вопрос о том, как видит мозг. Теоретически и экспериментально впервые было показано, что мозг человека обрабатывает изображение последовательно, переключая внимание очень быстро от объекта к объекту .
Однако согласно новой теории, многие задачи мозг выполняет параллельно, например координация мышц при беге в парке с одновременным слушанием щебетания птиц. То есть мозг работает как процессор с параллельной обработкой при восприятии информации разного рода. Но когда поступают на обработку задачи, включающие однородную информацию, например восприятие изображения, мозг, очевидно, работает в режиме временного разделения, что означает фокусировку внимания на одном объекте и переключение внимания на другой объект так быстро (за 1/10 сек), что человек не успевает осознать это и ему кажется, что объекты сравниваются одновременно .
Это напоминает компьютер: при одновременной работе миллионов транзисторов которого на функциональном уровне осуществляется последовательный режим, т.е. выполняется одна команда в единицу времени. Таким же образом работает и мозг на функциональном уровне: визуальная информация обрабатывается последовательно при параллельной работе нейронов .

Зрение показывает только то, что мы уже видели?
10.01.2003. Извести
Зрение не снабжает человека объективной информацией об окружающем мире - оно показывает нам то, что мы не раз уже видели. Визуальная информация, обрабатываемая мозгом , - условный рефлекс, постепенно вырабатываемый в течение жизни, считают ученые Дэйл Первз из Университета Дьюка (США) и Бью Лотто из Института офтальмологии Лондонского университетского колледжа.
Исследователи в середине 90-х годов занялись решением давней проблемы неизбежной необъективности получаемых мозгом зрительных стимулов. Можно подобрать много примеров полной иллюзии глубины, яркости, цвета и движения, которые отнюдь не подтверждаются измерением тех же самых объектов с помощью линейки и других физических инструментов. Наш глаз не может, например, отличить светоотражающую, но слабо освещенную поверхность от тусклой, но освещенной ярко.
Основная идея книги, написанной этими двумя учеными, в том, что единственный способ обойти принципиальную неполноту визуальной информации - статистический подход, обобщение предыдущего опыта. То есть мозг обрабатывает полученное на сетчатке изображение, основываясь на том, что раньше значили подобные картинки. Так, методом проб и ошибок составляется примерная статистическая таблица: что могло бы значить то или иное изображение и с какой вероятностью. Все, что мы в настоящий момент видим, определено полученным ранее мозгом распределением вероятностей того, чем именно вызвано появляющееся на сетчатке изображение. Значит, и ошибки, и иллюзии зрительного восприятия имеет смысл обсуждать с тех же статистических позиций.

Пространственный код для цветного зрения
07.02.2003 Новости Науки
Ученые из Техасской медицинской школы в Хьюстоне считают, что они поняли механизм распознавания цветного изображения мозгом . Исследования проводились, правда, на макаках, однако ученые уверены, что ситуация у человека не должна отличаться принципиально.
Исследователи регистрировали интенсивность кровообращения в специфических группах клеток в процессе показа животным различных цветов. Поток крови менялся в зависимости от цветовой гаммы, на которую смотрели макаки. Пик активности для одного и того же цвета всегда приходился на один и тот же участок мозга, т.е. каждому цвету четко соответствовала одна и та же группа клеток .
В результате исследователям удалось получить что-то типа пространственной карты цветовой палитры. Причем группы клеток, отвечающие за определенный цвет, выстраиваются строго в том же порядке, что и спектр видимого света . Например, участок мозга, на который приходился пик интенсивности кровообращения для красного цвета, располагался рядом с пиком оранжевого цвета, а тот в свою очередь - рядом с желтым, и так далее.
Экспериментаторы считают, что мозг использует некую пространственную кодировку для распознавания цветов.
Кстати, известно, что отнюдь не все люди видят цвета одинаково, существуют дальтоники, например, или люди, которым сложно отличить темно синий цвет от черного. По всей видимости, тут речь идет о неком дефекте кодировки или размывании граней соседних пиков.

Мозг подобен радиоприемнику
08.01.2003. solvay-pharma.ru
Мозг в каком-то смысле действует подобно радиоприемнику с частотной модуляцией.
Таков вывод израильских нейрофизиологов из Вейцмановского института в Реховоте. Они изучали специфические клетки в нервной ткани крыс, колеблющиеся с определенными частотами. Как оказалось, мозг использует эти клетки в качестве эталонов частоты и с их помощью интерпретирует поступающие сигналы .

Мозг видит эмоции обеими половинками
16.01.2003. NTR.ru
Бельгийские ученые выяснили, что мозг воспринимает эмоции обеими половинами , хотя доминирующая роль остается за правой. Также стало ясно, что левая половина мозга расшифровывает буквальное значение эмоционального сообщения, а правая половина расшифровывает тон , с которым было сделано сообщение - его просодию.
Открытие это основывается на результатах измерения скорости движения крови в тканях мозга. Увеличение скорости предполагает возрастание активности в данной зоне, потому что в активном состоянии клетки мозга потребляют больше кислорода и глюкозы, переносимых кровью. Чтобы узнать, когда и где возрастает кровоток, ученые измерили скорость потока крови в левой и правой средних мозговых артериях. Они попросили 36 участников, подключенных к ультразвуковым датчикам, определить эмоции, выраженные в нескольких предложениях. Добровольцы должны были либо проанализировать буквальное значение слов, либо эмоцию, с которой эти слова произносятся. Каждое предложение выражало лишь одну эмоцию или же было нейтрально, дикторы произносили эти предложения также либо эмоционально, либо нейтрально. По мере прослушивания предложении участники эксперимента делали пометки в списке, где перечислялись эмоции.
Исследователи обнаружили, что когда испытуемым давалось указание сосредоточиться на значении произнесенных слов, то значительно возрастала скорость потока крови в левом полушарии мозга . Но когда внимание переключалось на то, как эти слова произносятся, скорость кровотока значительно вырастала в правом полушарии , но при этом она не спадала и в левом – что позволяет предположить, что в идентификации эмоций оба полушария играют свои роли.

Взор, затуманенный мозгом
xTerra.Ru по материалам BBC News
Человеческий мозг фильтрует воспринимаемую глазами информацию.
Доказательства основываются на прежде уже известных опытах, построенных на восприятии испытуемыми набора вертикальных и горизонтальных линий. Каждый человек с нормальным зрением способен различать линии до того момента, пока пробел между ними не станет меньше определенной величины. После этого набор линий воспринимается как размытое пятно - из-за ограниченных возможностей глаза, как считалось раньше.
Также ученым была известна любопытная ситуация, возникающая в процессе тестирования - после того, как испытуемым в течение нескольких секунд демонстрируется набор из вертикальных или горизонтальных линий, при последующей демонстрации им значительно легче различать линии, перпендикулярные только что увиденным .
Этому феномену было найдено объяснение: за восприятие вертикальных и горизонтальных линий отвечают разные группы нейронов коры головного мозга. Таким образом, если, например, в первом случае работали нейроны, ответственные за восприятие вертикальных линий, то на следующей демонстрации они уже "устают", а нейроны, отвечающие за горизонтальные линии, напротив, более "свежие".
Однако после того как ученые из Миннесоты продемонстрировали испытуемым набор линий с пробелом, недостаточным для различения, а затем показали ясно различимые линии, направленные параллельно предшествующим, испытуемым было так же сложно различать линии . По словам доктора Шенг Хи, это происходит потому, что мозг настраивается на восприятие первой картинки и не пропускает часть информации , которую глаз воспринимает при созерцании второй.
Мозг, таким образом, ограничивает остроту зрения .
Итак, часть информации, поступающей по зрительным каналам восприятия, удерживается в мозге . Какими "соображениями" при этом он "руководствуется" - это уже следующий вопрос. Ученые говорят, что это открытие вносит вклад в понимание процесса взаимосвязи зрения и сознания , приближая к раскрытию новых тайн сознания.

Видеть мозгом возможно!
03.11.2004. NTR.ru
Скептики, не желающие признавать теорию эволюции Дарвина, обычно апеллируют к человеческому глазу. Даже сам создатель теории отмечал: трудно поверить в то, что столь сложный живой прибор создан в ходе естественного отбора путем проб и ошибок. Однако ученым из Европейской лаборатории молекулярной биологии удалось выстроить стройную системы эволюции человеческого глаза, подтвердив ее строгими научными изысканиями.
Ученые установили, что светочувствительные клетки глаза - "палочки" и "колбочки" - на начальной ступени своей эволюции располагались прямо в головном мозге (конечно, не человека и не его предков, эта стадия была задолго до появления млекопитающих). Однако светочувствительные клетки в мозге человека присутствуют до сих пор - они играют важную роль в суточном цикле человеческой активности.
С течением времени часть этих клеток переместилась и образовала отдельный орган - глаз. По мере его совершенствования глаз научился не просто определять наличие света, но и формировать сложные картины окружающего мира.
В мозге содержатся также два разных вида светочувствительных клеток . У большинства примитивных существ один из видов клеток мигрировал в глаза, а второй остался в составе мозга. У человека все произошло наоборот - в глаза "переселился" второй тип, и именно из них образовались и палочки, и колбочки.
Свои выводы ученые подтвердили на примере "живого ископаемого" - морского червя Platynereis dumerilii, который практически не изменился за 600 миллионов лет своего существования. Проанализировав мозг червя, они нашли в нем клетки второго типа, уже разделившиеся на "палочки" и "колбочки", сходные с человеческими.
-------

Ученые научились читать человеческие визуальные восприятия
25.04.2005 Membrana
Юкиясу Камитани из вычислительной лаборатории неврологии в Киото, Япония, и Френк Тонг из университета Принстона, США, использовали систему магнитно-резонансной съемки и специальную программу, чтобы определить - какие картинки видел испытуемый .
В серии опытов добровольцам показывали одну из восьми картинок, на которых были полосы ориентированные различным образом. В этот момент снималась магнитная томограмма мозга. Оказалось, в ней есть небольшие отличия, зависящие от той или иной картины перед глазами.
Авторы исследования сумели написать программу, которая выявляла такие отличия и в следующих опытах, когда испытуемым давали эти картинки в случайном порядке, машина точно определяла - на что человек смотрел.
В том случае, если показывалось две картинки одновременно, человека просили сосредоточить своё внимание на одной из них. И этот выбор испытуемого также удавалось определить по анализу магнитно-резонансных изображений.
Кроме того, в ряде опытов людям показывали две картинки последовательно, но первую - в течение долей секунды, так, что человек не успевал идентифицировать ее .
Компьютер, однако, четко показывал какие именно картинки видел испытуемый, в том числе - определял реакцию мозга на изображение, которое сам человек не успевал осознать .

Слепая женщина определяет цвета одежды на ощупь
15.10.2005. MEMBRANA

Она слепая с рождения. Левый глаз ничего не видит вообще - он искусственный. В правом глазу у неё осталось лишь 1,5% от нормального зрения. Инвалидность подтверждена документами. А сама женщина демонстрирует невероятную способность – лишь трогая руками ткани, определяет их цвет.
Субботним вечером 7 октября 12 миллионов немецких зрителей наблюдали по телевизору своё любимое и очень популярное в Германии шоу ZDF "Спорим, что..?" ("Wetten, dass..?"). Героиня передачи, 48-летняя Габриеле Симон (Gabriele Simon), в прямом эфире трогала рубашки и футболки руками, после чего безошибочно определяла их окрас. Например, говорила, что вещь красная в белую полоску. В присутствии гостей студии – а это были Антонио Бандерас (Antonio Banderas) и Кэтрин Зета-Джонс (Catherine Zeta-Jones) - Габи правильно назвала цвета всех четырёх предложенных ей ведущим шоу Томасом Готтшальком (Thomas Gottschalk) предметов одежды. И всё это притом, что для большей убедительности на невидящие глаза Симон была надета повязка. Как же так?

1