Науки связанные с психологией. Связи психологии развития с другими науками

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

по Введению в профессию

на тему "Взаимосвязь психологии с другими науками"

Выполнила студентка

группы СО 1.2

Москалева Людмила Евгеньевна

Научный руководитель

профессор

Крушельницкая Ольга Борисовна

Москва, 2011г.

  • Введение
  • Заключение
  • Библиография

Введение

В современном мире психология занимает особое место среди наук. Проблемы, которые изучают различные отрасли психологии, являются актуальными и по сей день. В последние годы психология стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово "психология" все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но побаиваются, полагая, что они "насквозь видят человека". Для более ясного понимания этой сложной науки, человек должен изучить историю психологии и истоки ее знаний. Надо сказать, что психология - очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук, поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести, возможно ей должно быть отведено совершенно особое место.

В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего исследования.

Итак, цель данной работы заключается в том, чтобы обобщить и сравнить существующие взгляды на положение психологии в системе наук, а именно идеи двух учёных, которые занимались этой проблемой - отечественного философа Б.М. Кедрова и крупнейшего психолога XX века - швейцарца Жана Пиаже.

Исходя из цели работы мы сформулировали следующие задачи:

· Дать общее представление о связях психологии с другими науками на основе существующих материалов;

· Сравнить различные подходы к решению проблемы;

· Описать основные понятия исследования.

Связь психологии с другими науками

Психология (от греч. Psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.1

Рассмотрим положение психологии в системе наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, патопсихология, нейропсихология). Этой проблемой специально занимались в свое время отечественный философ Б .М. Кедров и швейцарец Жан Пиаже . В нелинейной классификации наук, разработанной Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки.

Технические и математические науки помещены ученым на стыке естественных наук с социальными, с одной стороны, и с философскими - с другой. Первые изучают практическое использование человеком законов неорганической природы в общественном производстве (сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, которые используют в практических целях законы органической природы). Вся эта группа практических наук помещена между естествознанием и социальными науками, ближе к последним.

Между естественными и философскими науками в той же схеме поставлены математические науки, которые изучают определенные формы и стороны реальных процессов и предметов, их реальных отношений и закономерностей (главным образом механических и физических), отражая эти формы и стороны, связи и отношения в присущем этим наукам абстрактном виде. Они имеют дело непосредственно лишь с отвлеченными понятиями (величина, число, множество, функция и т.д.). Абстрактный характер предмета математики, исключительно большого значения логического метода исследования, обработки и доказательства истинности достигнутых результатов отчасти сближают математику с логикой как частью философии.

В качестве более частной, промежуточной науки, дающей связи, так сказать, третьего порядка, выступает математическая логика, стоящая между логикой (частью философии) и математикой, ближе к последней, поскольку она является по преимуществу математической дисциплиной.

Особое место между всеми тремя разделами наук занимает психология . Она изучает психическую деятельность человека с естественно-исторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук).

Швейцарский психолог Жан Пиаже критиковал теорию Кедрова за то, что в ней, по его мнению, психология поставлена не во главу угла всей классификации наук, а где-то в промежутке между двумя основными группами наук. Современная психология, как считал Пиаже, развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 г. на Международном психологическом конгрессе в Москве он выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующих мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

психология наука естественный технический

Психология и естественные науки

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология , которая решает психофизиологические проблемы (вопрос об активном взаимодействии тела и психики) о соотношении мозга и психики. Также с биологией тесно связаны такие отрасли психологии как патопсихология и нейропсихология .

Патопсихология занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже - при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Существуют патопсихологические методики, с помощью которых можно установить какие-либо нарушения тех или иных психических процессов. Патопсихолог в клинике помогает врачу поставить более точный диагноз и принимает участие в работе по коррекции психических и личностных нарушений у разных групп больных. Таким образом, решая практические задачи, патопсихология вносит вклад и в разработку фундаментальных проблем психологии, поскольку изучение патологии помогает лучше понять норму: механизмы психических процессов, которые бывает очень трудно выявить при нормальном их протекании, "обнажаются" при их нарушении.

Нейропсихология изучает специфические "вклады", которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.д.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы "психика и мозг"), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Тесно связана с биологическими науками и зоопсихология , изучающая особенности поведения и психического отражения животными их мира на разных ступенях эволюции. Поскольку человек - не что иное, как высшее животное, то стремление исследовать психику и поведение животных тесно связано с попытками человека понять самого себя. В "классической" зоопсихологии изучаются (в отрыве друг от друга) три аспекта психики и поведения животных:

1. наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях - этология ;

2. способы формирования желательного поведения животных - бихевиоризм ;

3. физиологические основы психической деятельности - нейрофизиология .

Очевидно, что индивидуальное поведение животного сочетает в себе все перечисленные аспекты, но не исчерпывается даже самой изощренной их комбинацией. За пределами возможностей "классической" зоопсихологии остаются такие проблемы, как оценка животным конкретной ситуации, определение эффективности той или иной стратегии поведения и способов ее реализации (с точки зрения вероятности достижения цели и затрат), роль партнера, активно или пассивно влияющего на принятие решений, и многие другие аспекты наблюдаемого поведения животных. Очевидно, что именно эти вопросы во многом определяют собой успех использования животных человеком.

Психология и общественные науки

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX в. научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии и в современной психологии существует много философско-психологических проблем (происхождение человеческого сознания ит.п.).

Психология также взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. Так, социальная психология изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В последнее время чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология , которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и т.д.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей . Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Предмет исторической психологии - конкретно исторические особенности потребностно - мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох. Одна из основных проблем этой отрасли - проблема методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и современников.1

Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения. Из всех прикладных отраслей ближе всего к техническим наукам психология труда и инженерная психология . Первая отрасль изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая - соответствующие особенности деятельности человека-оператора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе "человек-машина").

В группу отраслей психологии, связанных с техническими науками, можно (с определенной долей условности) поместить и педагогическую психологию , изучающую закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая также опосредствована особыми орудиями (техникой) учения. Она решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания). При решении этих задач педагогическая психология может сотрудничать с психологией искусства , которая также имеет дело с "техникой" определенного рода. По мнению специалистов в области психологии искусства, эта отрасль психологии должна изучать процессы создания и восприятия произведений искусства. Одной из ее задач является изучение того, как именно воплощаются в структуре произведения искусства значимые для автора смыслы, которые он предполагает передать зрителю.

С техническими науками также взаимодействует такая отрасль психологии, как психолингвистика , занимающаяся, в частности, проблемами психологии восприятия и порождения речевых высказываний и другими аспектами использования языка как важнейшего "психологического орудия" человека.

Заключение

Психология своими корнями уходит в биологию и философию разных стран мира. В результате развития она стала наукой, цель которой - описание и объяснение того, как мы мыслим, чувствуем и действуем. Некоторые психологические вопросы затрагивались уже в самых ранних из дошедших до нас памятников письменности. Как мы уже знаем, психология, а точнее первые психологические знания, зародились в странах Древнего Востока, Древней Греции и в Древнем Риме.

Как и у любой другой науки, в психологии есть объект и предмет изучения, различные методы и теоретические подходы, а также множество отраслей знания.

Главной и основной задачей данной работы являлось определение, на основе существующих классификаций и взглядов, места психологии в науке, а также ее связи с другими науками. Этой проблемой в свое время занимались двое ученых: Кедров Б.М. и Жан Пиаже. Сейчас предпочтение отдают взглядам Пиаже, который считал, что психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию 11 Эпистемология - теория познания. всех, перечисленных в нелинейной классификации Кедрова, наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности.

Итак, на основе всего изложенного в этой работе, мы можем сделать следующие выводы:

§ Психологию нельзя целиком отнести ни к социальным, ни к естественным, ни к философским наукам, и вместе с тем она связана теснейшим образом и с теми, и с другими, и с третьими. Но все же теснее всего ее связи с наукой о законах мышления, следовательно, с философией. Поэтому она и поставлена Кедровым в схеме не в центре треугольника наук, а ближе к философии;

§ Имея разнообразные теоретические подходы - от биологического до социального - и широкое поле деятельности - от клиники до лаборатории, - психология действует на пересечении многих наук. Все теснее становятся ее связи с другими науками, начиная от математики и биологии и кончая социологией и философией. И все чаще ее методы исследования и открытия помогают другим наукам;

§ Психология становится массовой профессией, и, возможно, вскоре мы встретим психологов во всех сферах деятельности человека, выступающей главным объектом исследования психологической науки.

В современном мире актуальность проблемы, рассмотренной в данной работе, очевидна. Эта проблема положения психологии в системе наук. До сих пор ученые разных стран мира проводят дискуссии по этому вопросу и каждый высказывает свое мнение. Возможно, психологии отведено определенное место среди других наук, время покажет…

Библиография

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: "ЧеРо", 1988. - 336 с.

2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. - М.: "Академия", 2008. - 512 с.

3. Психология. Словарь/Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: "Политиздат", 1990. - 494 с.

4. Психология/ Д. Майерс; пер. с англ. Н.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - Минск: "Попури", 2008. - 848 с.

5. Соколова Е.Е. Общая психология. Т1. Введение в психологию. - М.: "Академия", 2005. - 352 с.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Актуальность этнопсихологических знаний. Предмет и основные понятия этнической психологии. Место этнопсихологии среди других наук, ее роль в развитии социальной психологии как отрасли научного знания. Основные ветви, разделы этнической психологии.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2011

    Сравнение существующих взглядов на положение психологии в системе наук. Прикладное значение и функции, задачи патопсихологии. Связи психологии с общественными, техническими науками, ее специальные отрасли, имеющие отношение к обучению и воспитанию.

    реферат , добавлен 06.02.2014

    Области психологического знания: научная и житейская (обыденная) психология. Взаимосвязь психологии и научно-технического прогресса. Теснейшее взаимоотношение психологии с педагогикой. Структура и отрасли современной психологии, ее в системе наук.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Задача и роль философских теорий в психологии. Основные цели медицинской психологии как прикладной науки. Тесная взаимосвязь между психологией и правоведением. Переплетение менеджмента и психологии. Связь психологии с обучением и воспитанием ребенка.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.

Кафедра «Социальные технологии»

РЕФЕРАТ

«Психология и её связь с другими науками»

Тольятти 2008г.

Введение

1 Связь психологии с философией

2 Связь психологии с медициной

3 Связь психологии с правом

4 Связь психологии с менеджментом

5 Связь психологии с педагогикой

6 Связь психологии с финансами и кредитом

Введение

Психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к "явлению природы".

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.

Связь психологии с науками естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование неких общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики.

Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют "психологические школы" в рамках истории, социологии и языкознания.

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

1. Связь психологии с философией

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

«Философия – искусство понимания», - писал Н.А. Бердяев. Действительно, философия, не будучи прикладной наукой, сама по себе воспитывает мыслью и словом и является в человеческих отношениях зеркалом социального устройства жизни, а также служит основой для других наук, в частности, психологии и педагогики. Образно говоря, она сама является психологией и педагогикой – их средством и методом понимания и воспитания человека.

Философская задача психологии и педагогики в том, чтобы лечить исковерканные души и утверждать целостные. Образование имеет корень «образ», который должен соответствовать человеческому образу.

Философия, в отличие от других наук, образовывает душу в целом. Еще Платон мечтал о таком идеальном государстве, в котором будут править философы, так как сознавал великую воспитательную силу философии, которая одна только и способна научить людей самостоятельно, свободно, т.е. творчески мыслить.

Философия есть воспитание, педагогика, так как она формирует мышление человека, тем самым воспитывая его личность в творческой свободе. Об этой главной, характерообразующей, психолого-педагогической функции философии, о ее педагогико-практическом назначении сказал еще Эпикур: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Еще четче эту мысль выразил Протагор: «Главная задача философии – воспитывать людей». В этих словах выражена идея, в которой заключается главная практическая ценность философии: она формирует посредством мышления личность нового человека. В этом проявляется ее тесная взаимосвязь с психологией и педагогикой.

В психологии все теории и конкретные вопросы возводятся, как отмечали С. Гессен и Л. Выготский, к философским проблемам. Философия составляет основу всех древних и современных психологических и педагогических теорий и исследований. Фразу Д. Локка «В разуме нет ничего, чего не было бы сначала в чувстве» можно перефразировать так: «В психологии и педагогике нет ничего, чего не было бы сначала в философии». В психологии, как и в педагогике, проявляется философское воззрение человека на окружающий мир. Понять и переосмыслить связь философии с психологией и педагогикой необходимо не только для решения психологических и педагогических проблем, как считал Л. Выготский, но и для самой философии.

Роль любых философских теорий сугубо практическая: преобразовывать мир – в этом проявляется ее психолого-педагогический характер. Психолого-педагогическая задача философии – сформировать самостоятельное мышление, раскрыть философско-психологические закономерности воздействия социального опыта на человека, которое носит педагогический, воспитывающий характер.

Философия и психология имеют общую основу: опыт человека. Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего. Ибо философствование – не пустое теоретизирование, а такое осмысление своего опыта с помощью чужого философского опыта, выраженного в философских понятиях, когда пережитые человеком страдания приобретают особое значение, словно открывая ему мир заново. Через этот душевный опыт, который Д. Локк называл внутренним, и формируется личность, способная думать самостоятельно.

Философствование, будучи занятием глубоко личным, тем не менее, не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже в самом личном переживании подспудно содержится глобальный, всеобщий мировой опыт, связующий человека с другими людьми.

2. Связь психологии с медициной

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

Изучение влияния тех или иных болезней на психику;

Изучение различных проявлений психики в их динамике;

Изучение нарушений развития психики;

Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Связь психологии с другими науками

Введение

психология наука педагогика

Психология в современном мире занимает особое место среди наук. Она изучает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук. Поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести.

Связи психологии с другими отраслями знания обусловлены, прежде всего, с основным предметом изучения этой науки - человеком. Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи со многими науками: социальными, биологическими, техническими -- со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.

В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего реферата.

Цель работы заключается в том, чтобы описать существующие связи психологии в системе наук.

Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

· обобщить сведения учебников о связях психологии с естественными, общественными и техническими науками;

· выявить характер связей психологии с различными науками.

Материалом для нашего реферата послужили учебники В.А. Крутецкого «Психология», одноименный учебник Р.С. Немова, «Общая психология» А.В. Петровского, а также учебник, созданный в соавторстве И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, A.M. Прихожан. Наиболее полное представление о связях психологии с другими науками дано в учебнике Р.С. Немова. В нашей работе в большей части мы следуем за этим автором, так как он представляет современный взгляд на интересующую нас проблему. При этом учитываем и материалы более ранних учебников В.А. Крутецкого и А.В. Петровского, отражающие взгляд на психологию науки советского времени.

§ 1. Психология и естественные науки

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, является вместе с тем разделами естествознания и медицины.

Сближение психологии с естествознанием в XX веке обогатило психологию экспериментальным методом (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". В ней было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова составила естественнонаучную основу психологических знаний.

Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология, которая решает психофизиологические проблемы (вопрос об активном взаимодействии тела и психики) о соотношении мозга и психики. Также с биологией тесно связаны такие отрасли психологии как патопсихология и нейропсихология.

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, С. С. Корсаков, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в разработке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), а с другой - само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединение усилий врача и психолога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Нейропсихология изучает специфические "вклады", которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.д.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы "психика и мозг"), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Некоторые ученые (в частности А.В. Петровский) в своих работах говорят также о тесной связи психологии и зоопсихологии, изучающей особенности поведения и психического отражения животными их мира на разных ступенях эволюции. Это направление является развитием теории Ч. Дарвина, представляющей человека не чем иным, как высшим животным. Последователи этой точки зрения стремление исследовать психику и поведение животных тесно связывают с попытками человека понять самого себя. На наш взгляд, такое сотрудничество психологии и зоологии дает интересные, но достаточно спорные результаты.

§ 2. Психология и общественные науки

2.1 Психология и философия

Связи психологии с философией традиционны. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.

Долгое время существовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическую и идеалистическую (и соответственно научно не оправданное разделение психологии на «советскую» и «буржуазную»). Так называемая марксистско-ленинская философия выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. Такой искусственно созданный философско-психологический союз привел к застою во многих областях психологии, особенно психологии личности и социальной психологии -- там, где затрагивались проблемы взаимодействия общества и личности. Современное положение делает возможными постановку и решение многих сложных проблем совместными усилиями психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления. Благодаря этому в последние годы чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека -- ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии -- науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

Многое понять в области взаимодействия общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. К этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К. Роджерс, В. Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (М. Аргайл, В. Франкл).

2.2 Психология и социология

Психология также взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. Так, социальная психология изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.

Разработанная преимущественно социологами концепция социального научения принята в социальной и возрастной психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этими проблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.

В последнее время чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология, которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и т.д.

2.3. Психология и история

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания -- семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. -- также выступает как итог длительной истории.

Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.

Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.

Есть примеры еще более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.

Другим не менее известным примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.

Главной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества.

2.4 Психология и педагогика

Тесная взаимосвязь психологии и педагогики сформировалась очень давно. Практически все великие педагоги осознавали, что обучение не построить без понимания человеческой природы, сущности человека, его потребностей и возможностей. Психологические знания о ребенке служат основой для педагогического процесса. Прежде чем начать воспитывать человека, педагог должен узнать его психологические особенности. Без знания о психических процессах, об основных этапах становления личности невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием.

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии говорят их общие базовые понятия. Главное среди них - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Общими являются показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Межнаучные связи двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, анкетирование, психологические тесты и др.).

На основе взаимосвязи психологии и педагогики возникла такая наука как педагогическая психология или психология образования. Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.

В последнее время все большее значение как фундамент для педагогической психологии приобретает возрастная психология. Возрастная психология - это теория развития психики в онтогенезе. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с другими людьми Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями.

Рассматривая взаимопроникновение психологии и педагогики, авторы учебников особо выделяют психолого-педагогическое направление - педологию. Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П.Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В 30-е гг. XX в. началась критика многих положений педологии (проблем предмета педологии, био - и социогенеза, тестов и др.), результатом чего явились два постановления ЦК ВКП (б). Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы. Но с образованием психологических лабораторий, начиная с середины 80-х гг., эксперимент стал входить в жизнь, возникло активное стремление связать с ним педагогический процесс, т.е. создать качественно новую науку о воспитании и обучении.

Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков, и с другой стороны, у философов и психологов, ранее не занимавшихся вопросами образования.

§ 3. Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения. Чаще всего выделяют в этой связи две отрасли. Первая - психология труда - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая - инженерная психология - исследует соответствующие особенности деятельности человека-о?ератора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе «человек -- машина»).

Известны случаи, когда введение изменений в производственный процесс не учитывало психологии участвующих в нем людей, и в связи с этим эффект от новшеств был минимален или даже отрицателен.

Психология труда занимается также проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии, предъявляющие особые требования к психофизиологическим особенностям человека - и в связи с этим требующие специального профессионального отбора. Это, например, работа авиадиспетчера крупного аэропорта в условиях повышенной стрессогенной обстановки, требующая возможно более быстрого и при этом не алгоритмизированного поведения в аварийных ситуациях. Другие профессии не предъявляют столь жестких требований к людям, овладевающим ими. Тем не менее, индивидуально-физиологические и индивидуально-психологические особенности людей должны быть обязательно учтены при выработке на их основе индивидуального стиля деятельности. В решении этой задачи также может помочь специалист в области психологии труда.

Некоторые ученые, отмечая связи психологии с техническими науками, говорят о педагогической психологии. Объясняется это тем, что в педагогической психологии очень важны особые орудия (техника) учения. В пример приводится теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Галь?ерина. Нам ближе точка зрения, изложенная в пункте 2.4, так как техника учения - только часть педагогики.

Заключение

Рассмотрев связи психологии и других наук, можно сделать вывод о том, что наиболее обширны связи с общественными науками, поэтому психологию можно назвать общественной наукой. Этот вывод отражает представление большого количества людей, имеющих лишь самое общее представление о психологии. Но этот вывод верен лишь частично, так как особенность психологии том, что она связана также и с техническими, и естественными науками.

Связь психологической и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Поэтому психология рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

Тесная связь психологии с биологическими и медицинскими науками объясняется двойственной природой человека, как биосоциального существа. Абсолютное большинство психических процессов и явлений физически обусловлены, следовательно, знания, полученные физиологами и биологами, необходимы психологии для понимания тех или иных психических явлений. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния.

Также можно сделать вывод о характере связей психологии с другими науками. С одной стороны, психология для решения своих проблем заимствует методы, подходы, понятия других наук. С другой стороны, психология переносит свои методы и понятия в другие науки (психологизация). Это может происходить как на только теоретическом уровне (психология и философия), так и на практическом (например, психология и медицина).

Об очень тесном характере связей психологии с различными науками говорит наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них. При этом психология не теряет самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

Список использованной литературы

1. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М., 1980.

2. Немов Р. С. Психология. 4-е изд. М., 2003. Кн. 1.

3. Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского. М., 2005.

4. Петровский А.В. Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1976.

5. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. М., 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Задача и роль философских теорий в психологии. Основные цели медицинской психологии как прикладной науки. Тесная взаимосвязь между психологией и правоведением. Переплетение менеджмента и психологии. Связь психологии с обучением и воспитанием ребенка.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Предмет и методы психологии, ее взаимосвязь с другими науками. Исторические этапы развития психологических знаний. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии. Представители русской психосоциологической мысли: Потебня, Юркевич, Ушинский.

    книга , добавлен 29.01.2011

    Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Ранняя история юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в ХХ столетии. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).

    реферат , добавлен 07.01.2004

    Сравнение существующих взглядов на положение психологии в системе наук. Прикладное значение и функции, задачи патопсихологии. Связи психологии с общественными, техническими науками, ее специальные отрасли, имеющие отношение к обучению и воспитанию.

    реферат , добавлен 06.02.2014

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Появление музыкальной психологии и ее обособление от других психологических областей. Взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики. Характеристика этапов развития музыкальной психологии как самостоятельной дисциплины.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Предмет и структура педагогической психологии. Выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Кафедра «Социальные технологии»


РЕФЕРАТ

«Психология и её связь с другими науками»


Тольятти 2008г.


Введение

1 Связь психологии с философией

2 Связь психологии с медициной

3 Связь психологии с правом

4 Связь психологии с менеджментом

5 Связь психологии с педагогикой

6 Связь психологии с финансами и кредитом



Введение

Психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к "явлению природы".

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.

Связь психологии с науками естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование неких общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики.

Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют "психологические школы" в рамках истории, социологии и языкознания.

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.


1. Связь психологии с философией

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

«Философия – искусство понимания», - писал Н.А. Бердяев. Действительно, философия, не будучи прикладной наукой, сама по себе воспитывает мыслью и словом и является в человеческих отношениях зеркалом социального устройства жизни, а также служит основой для других наук, в частности, психологии и педагогики. Образно говоря, она сама является психологией и педагогикой – их средством и методом понимания и воспитания человека.

Философская задача психологии и педагогики в том, чтобы лечить исковерканные души и утверждать целостные. Образование имеет корень «образ», который должен соответствовать человеческому образу.

Философия, в отличие от других наук, образовывает душу в целом. Еще Платон мечтал о таком идеальном государстве, в котором будут править философы, так как сознавал великую воспитательную силу философии, которая одна только и способна научить людей самостоятельно, свободно, т.е. творчески мыслить.

Философия есть воспитание, педагогика, так как она формирует мышление человека, тем самым воспитывая его личность в творческой свободе. Об этой главной, характерообразующей, психолого-педагогической функции философии, о ее педагогико-практическом назначении сказал еще Эпикур: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Еще четче эту мысль выразил Протагор: «Главная задача философии – воспитывать людей». В этих словах выражена идея, в которой заключается главная практическая ценность философии: она формирует посредством мышления личность нового человека. В этом проявляется ее тесная взаимосвязь с психологией и педагогикой.

В психологии все теории и конкретные вопросы возводятся, как отмечали С. Гессен и Л. Выготский, к философским проблемам. Философия составляет основу всех древних и современных психологических и педагогических теорий и исследований. Фразу Д. Локка «В разуме нет ничего, чего не было бы сначала в чувстве» можно перефразировать так: «В психологии и педагогике нет ничего, чего не было бы сначала в философии». В психологии, как и в педагогике, проявляется философское воззрение человека на окружающий мир. Понять и переосмыслить связь философии с психологией и педагогикой необходимо не только для решения психологических и педагогических проблем, как считал Л. Выготский, но и для самой философии.

Роль любых философских теорий сугубо практическая: преобразовывать мир – в этом проявляется ее психолого-педагогический характер. Психолого-педагогическая задача философии – сформировать самостоятельное мышление, раскрыть философско-психологические закономерности воздействия социального опыта на человека, которое носит педагогический, воспитывающий характер.

Философия и психология имеют общую основу: опыт человека. Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего. Ибо философствование – не пустое теоретизирование, а такое осмысление своего опыта с помощью чужого философского опыта, выраженного в философских понятиях, когда пережитые человеком страдания приобретают особое значение, словно открывая ему мир заново. Через этот душевный опыт, который Д. Локк называл внутренним, и формируется личность, способная думать самостоятельно.

Философствование, будучи занятием глубоко личным, тем не менее, не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже в самом личном переживании подспудно содержится глобальный, всеобщий мировой опыт, связующий человека с другими людьми.


2. Связь психологии с медициной


Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

Изучение влияния тех или иных болезней на психику;

Изучение различных проявлений психики в их динамике;

Изучение нарушений развития психики;

Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделю основанную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов). Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии развития. Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.


3. Связь психологии с правом


Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной, - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфично лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особенностей человеческого поведения: юридическая психология рассматривает их применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируется в зависимости от логики правового регулирования, правовых факторов. Предмет юридической психологии - юридическая психология исследует и систематизирует психологические основы правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности.

Правовая психология соотносится с проблемами социализации личности, основами правотворчества, правосознанием, с психологическими основами саморегуляции поведения. Криминальная психология взаимосвязана с формированием девиантного поведения, психическими и генетическими аномалиями, общей теорией мотивации поведения. Криминалистическая психология связана с теорией эвристики, знаковой теорией, психологией познавательно-поисковой деятельности в проблемных ситуациях, психологией межличностного взаимодействия. Аналогичные взаимосвязи характерны и для судебного разбирательства. Пенитенциарная психология связана с теорией ресоциализации, исправления личности, с проблемами раскаяния, ценностной переориентацией личности, с методикой формирования социально положительного поведения. Особенно тесно она связана с пенологией - наукой о наказании.

Уже краткий анализ структурных единиц юридической психологии свидетельствует об их относительной самостоятельности - они связаны со своими научными зонами и, наряду с этим, они структурно взаимосвязаны между собой.

России уже в первой половине XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых позиций психологическими знаниями; в 1806-1812 гг. в Московском университете читался курс «Уголовной психологии ».

Интерес к судебно-психологическим проблемам особенно возрос после судебной реформы 1864 года. В 1874 году в Казани публикуется первая монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии ». Ее автор – психиатр А.А. Фрезе – считал, что предмет судебной психологии – «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». В 1877 году юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.

В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями – «законами сознательной жизни человека».

В начале ХХ века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898-1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Леон Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью. Петражицкий утверждал, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования – их внешние проекции.

Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии. Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в.

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.

Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева). Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований.


4. Связь психологии с менеджментом


Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самых эффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства. Кроме того, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их не хватает.

Эмоциональный интеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, как эмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сфере вопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этих понятий между собой).

Лидерские качества проявляются не только в экономических отношениях, но и в любых человеческих взаимоотношениях. Универсальная концепция, позволяющая объяснить механизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшие возможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместе с тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным набором лидерских качеств.

Современный управленец должен не только знать экономические постулаты, природу управленческих процессов, информационную технологию, уметь планировать деятельность фирмы (или другого экономического или политического субъекта), наиболее рационально разделять свои собственные ресурсы, но и быть специалистом по работе со своими коллегами, подчиненными и противниками, уметь принимать решения в сложных ситуациях, ясно доходчиво излагать свои мысли.

В ситуациях, когда перед человеком возникают сложные межличностные (внутригрупповые) проблемы, ему нужно осмыслить все внутренние механизмы и предпосылки возникновения этих осложнений. Это можно сделать с помощью психологии, которая способна понять всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.

В системе управления любой сотрудник рассматривается как «чёрный ящик», глухо закрытый на все замки. Главная цель любого управленца, если он хочет успешно взаимодействовать с каждой единицей персонала для максимальной эффективности работы, – узнать что внутри этого «чёрного ящика».

Внутренний мир человека очень многогранен. Он имеет свою внутреннюю структуру и некоторые особенные закономерности. Психический мир – это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, и мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это и есть та самая душа человека.

Психология на заре человечества создавалась не просто так, а для того чтобы овладеть мощью человеческого духа, научиться управлять поведением человека и предсказывать его дальнейшие действия.



5. Связь психологии с педагогикой


Эти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить" [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть подлинной наукой, способной помочь учителю.

В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д.

Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин "педагогическая психология " в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку - педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики. Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики, общие задачи педагогики решаются с использованием психологического инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Разумеется, связь психологии с педагогикой существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.


6. Связь психологии с финансами и кредитом


Исследование экономической психологии, или психологических аспектов экономики - перспективное поле научных изысканий. Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др. Исследования проводят социальные психологи, когнитивные психологи (концентрируясь на принятии решений), психологи развития (концентрируясь на развитии детских представлений об экономическом процессе) Хотя экономическая психология развивается динамично, она не может претендовать на то, что находится в центре внимания науки. В современной академической психологии доминируют когнитивный, вычислительный и нейрологический подходы. В распределении фондов на исследования, профессорских должностей, редактирования журналов и прочих индикаторов институциональной власти социальная психология находится на периферии. Но даже и внутри нее экономическая психология - лишь нарождающаяся область.

В экономической психологии легко выделить два подхода: первый в значительном степени отвлекается от культуральных аспектов потребления и рассматривает в основном взаимоотношения между экономикой и психологией. Второй ориентирован на взаимодействие с культуральными подходами и видит социальную психологию массового потребления в пределах более широкой междисциплинарной области.

Экономика- наука об отношениях людей по поводу хозяйствования, но поскольку она описывает эти отношения прагматично, рационально – упрощенно, на языке вещей и цифр, возникла необходимость в её содружестве с психологией. Как результат интеграции научного знания на стыке политической экономии и частных экономических наук, с одной стороны, и социальной психологии, с другой стороны, возникла новая дисциплина - экономическая психология.

Предметом экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.

Таким образом, экономическая психология - это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии, может быть представлен на разных уровнях- микро -, мезо- и макроэкономическом. Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и чисто экономические методы, например, метод логико-теоретического анализа или метод экономического моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.

Психология может использоваться для объяснения важных аспектов поведения рынка, включая некоторые аспекты обычного технического анализа". Движениям цен присуща некоторая структура, зависящая от типа исследуемой акции или рынка.

Профессиональное инвестирование - это, в основном, вопрос приобретения таких активов и в те моменты, когда рынок явно их недооценивает. Покупка любого из торгуемых на рынке активов с последующей его продажей, позволяет получить прибыль, которая превышает среднерыночную доходность.

Чтобы извлечь доход из спекуляций на биржевых рынках, надо всего лишь только знать, когда это сделать. Основное, что приводит к выгодному инвестированию - это знание и понимание того, как вся та огромная масса, которая занимается инвестированием, воспринимает текущее состояние дел на рынке. Не секрет, что ключ к успеху лежит в знании основ биржевой психологии, которая может привести к полному разорению или к исключительному успеху.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сферы применения психологического знания

Психологические проблемы возникают практически во всех сферах научного знания. При этом решающей роли они не играют (иначе бы интересы данной сферы полностью переориен­тировались на психологию), но качество решения проблем во многом определяет саморазвитие целых научных областей. Пси­хология объединяет результаты ряда областей знания, особенно тех, предметом изучения которых является человек. В этом ее важнейшая научная роль в системе всех наук. Объединение осу­ществляется на уровне конкретнонаучного знания. Более высо­кий уровень обобщения, конечно же, остается за философией.

Такая связь с другими фундаментальными науками обес­печивает развитие самой психологии через обогащение ее методами, концепциями и постановку перед ней все новых проблем для решения.

Конечно, сотрудничество психологии с науками не огра­ничивается лишь двусторонними связями. Нередко решение психологической проблемы требует тесного взаимодействия нескольких наук. Так, например, установлено, что в данной стране устремленность людей к успеху (психологический фактор) обусловлена достигнутым уровнем благосостояния (экономи­ческий фактор) и принятой системой воспитания молодого поколения (педагогический фактор).

Взаимосвязь психологии с другими науками ни в коей мере не превращает ее в их «служанку». Самостоятельность психологии обеспечивается собственным предметом и объек­том изучения, а также своим исследовательским аппаратом, тре­бующим в процессе его практического использования строго­го соблюдения морально-этических норм, обеспечения безо­пасности клиента и больших массивов статистических данных.

Взаимодействие психологии с другими науками приво­дит к появлению целого ряда «пограничных» научных дис­циплин. Это неудивительно: научные психологические зна­ния нужны везде, где требуется учет психологических особен­ностей отдельных люден и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психоло­гии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопро­вождать работу следователя, опирающегося в своих действи­ях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появи­лись историческая, юридическая, политическая, социальная, эко­номическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.

Как и всякую другую самостоятельную науку, психологию «мучают» проблемы, находящиеся па всех уровнях исследова­ния – от макро- до микроуровня. Проблема общего мировоззрения. Не будет ошибкой ска­зать, что психологию ждут открытия огромной значимости для человечества. Это обеспечивается возрастающим интере­сом к проблемам психического, расширением фронта психоло­гических исследований, запросами практики. Ведущие ученые связывают будущее психологии (впрочем, как и других наук) с формированием мировоззрения, открытого для сосущество­вания различных научных взглядов. Центральный момент в таком мировоззрении – умение мыслить категориями неве­домого. Ведь в ряде основополагающих разделов естествозна­ния возникли противоречия фундаментального характера.



Большинство лауреатов Нобелевской премии напрямую связывают проблемы раскрытия тайн наблюдаемых (но не объяснимых с позиций методологии современной науки) яв­лений с изучением процесса мироздания. В этом нет ничего удивительного, так как взгляды человечества на мироздание менялись по мере его развития. Без сомнения, такая миссия принадлежит молодому поколению. По словам М. Планка, ве­ликие научные идеи внедряются не столько путем постепен­ного убеждения оппонентов, сколько за счет постепенного вымирания оппонентов и освоения новых идей растущими поколениями. Бывают, конечно, и исключения. Так, Э. Циол­ковский рекомендовал искать следы зарождения Человека не на Земле, а в Космосе. В конце своей жизни А. Эйнштейн признал ограниченность своей теории по причине ее несоот­ветствия истинному, но еще не осознанному человечеством мирозданию и утверждал (хотя и без конкретизации), что законы Вселенной несут в себе отпечаток Высшего Разума. Проблема общей теории психологии. Разрешение этой проблемы естественным образом увязано с формированием мировоззрения, адекватного реальности. Теория, основанная на системе постулатов, уже не в состоянии объяснять многие фе­номены на уровне достоверности, необходимой для практики. Проблема поиска объективных законов, описывающих существенные, функционально необходимые, устойчивые, по­вторяющиеся связи между психическими явлениями. Здесь важно установить области их применения, систему ограниче­ний, накладываемых на их «власть». Проблема механизмов психической деятельности, по­зволяющих раскрыть самые существенные стороны действия психических закономерностей. Проблема выделения категорий и понятий (таких, как «общение», «отражение», «деятельность»), способствующих интеграции психологических знаний, подготовке базы дня со­здания общей теории психологии.

Проблема изучения конкретных процессов, состояний и свойств психики (от простейших ощущений до сложных мо­тивов и измененных состояний сознания). Состояние знаний в данной проблеме характеризуется наличием ряда конкури­рующих позиций, ни одна из которых не в силах доказать свою полную объективность.

Проблема продвижения в практику результатов психо­логических исследований в виде «человеческого фактора». Практика – мощный стимул развития психологии. В послед­нее десятилетие это направление получило значительное раз­витие в отечественной психологии в связи с ростом конку­ренции товаров и услуг на мировом рынке.

Все перечисленные проблемы – это проблемы роста пси­хологии, но не ее загнивания. Вместе с тем, по мнению ряда психологов, назревает разрыв между теоретической и при­кладной сферами психологии. Складывается парадоксальная ситуация: психологи могут управлять многими психически­ми процессами и состояниями, но не в силах объяснить меха­низмы такого влияния. Этот факт подготавливает ученых к мысли о существенном пересмотре мировоззренческих и ме­тодологических основ психологии.