Музей ржд на павелецкой. Музеи железнодорожной техники в россии

Уважаемые посетители! Музей не работает 14 августа, 4, 13 и 20 ноября. Также 31 июля, 31 августа, 29 сентября, 31 октября и 30 ноября в музее санитарный день.

По техническим причинам касса в музейно-производственном комплексе "Паровозное депо" на станции "Подмосковная" не работает с 18 по 31 июля. Приобрести билеты на экспозицию можно по адресу ул. Кожевническая, д. 2 или пл. Рижского вокзала, д. 1.

Подразделение по сохранению исторического наследия Московского центра научно-технической информации и библиотек расположено на двух территориях и представлен историческим и техническим разделами.

Экспозиция открыта с 5 августа 2011 года занимает площадь около 1800 м², располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га. Центральным экспонатом является паровоз серии У127. Установленный в здании музея, паровоз построен в 1910 году. Экспонат является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.

23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом.

В 1999 году паровоз У127 получил сертификат "Памятник науки и техники Российской Федерации" за № 350.

Экспонаты наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах.

В витринах можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Представлены макеты рельсового автобуса РА-2, скоростной электрички "Спутник". Историю создания интермодальных линий, связывающих вокзалы Белорусский, Павелецкий, Киевский с аэропортами Шереметьево, Домодедово, Внуково соответственно, можно увидеть в действующих макетах. Развитие скоростного движения представлено действующим макетом скоростного поезда "Сапсан", связавшего города Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород.

Художественное решение экспозиции построено с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций, статичных моделей и действующих макетов. В залах представлены: инсталляция купе 1 класса николаевских времен, кабинета начальника станции, развитие пригородного движения во времени, где каждый пассажирский отсек соответствует стилю своей неповторимой эпохи.

В окнах вагонов мелькают кинозарисовки, а в витринах установлены экраны с фрагментами архивной хроники. Это помогает ориентироваться не только на зрительное восприятие, но и предполагает вдумчивое изучение представленных подлинных исторических документов.

Замысел показа экспонатов позволяет сделать экскурсию по экспозиции более живой, интересной и доступной для всех возрастных групп посетителей. В экспозиции проходят научно-практические конференции, круглые столы, деловые встречи.

115114, Россия, Москва,

Кожевническая, д. 2

Справки и заказ экскурсий

Центральный музей железнодорожного транспорта — один из старейших в мире технических музеев. Он был основан в 1813 году как «особый зал» для хранения моделей при Институте корпуса инженеров путей сообщения. Активное пополнение коллекции началось вместе с развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке. В 1859 году был издан специальный указ, согласно которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений: транспортных объектов, мостов, административных зданий, памятников и соборов. В 1862 году музей открылся для публики. В 1901-1902 годах для него было построено новое здание в Юсуповском саду. Музей пережил революцию, но чуть не погиб от бесхозяйственности в начале 1930-х годов. Во время войны его коллекции эвакуировались в Новосибирск.

В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения: альбомы, чертежи, фотографии, книги, более 300 моделей локомотивов и вагонов. 11 залов залов насыщены статическими и динамическими моделями и макетами. Несмотря на это, музей остаётся малоизвестным, лишь немногие приезжающие в Петербург туристы знают о его существовании.

// Часть 41


1. На парадной лестнице посетителей встречает огромная карта железных дорог СССР.

2. Под ней находятся компактные диорамы, показывающие эволюцию пассажирских и грузовых станций.

3.

4.

5.

6. Первый зал посвящён зарождению железных дорог в мире и в Российской империи. В центре — бюст Франца Герстнера, построившего Царскосельскую железную дорогу.

7. В зале представлены макеты первых паровозов Царскосельской железной дороги.

8. Первые отечественные железнодорожные билеты.

9. Телеграфная линия Николаевской железной дороги.

10. Второй зал посвящён мостостроению.

11. Здесь представлены макеты самых различных мостовых сооружений.

12. Действующая модель подъёмного Волховского моста.

13. Модель Краснолужского моста на МОЖД.

14. Сейчас этот мост перенесён на новое место и превращён в пешеходный.

15. Срез лиственницы, спиленной при прокладке Транссиба.

16. В третьем зале можно увидеть макеты вагонов и паровозов царских времён, а также подлинные образцы первых в России аппаратов связи.

17. Макет водонапорной башни на гиперболоидном основании.

18. Первая, механическая автоматизация стрелок и семафоров.

19. Модели выполнены в разных масштабах и их разных материалов.

20. Паровоз типа 1-2-0, строившийся на Коломенском заводе в конце XIX века.

21. Макет паровоза «С» выпуска 1911 года.

22. Товарный паровоз типа 0-3-0+0-3-0 марки Ф Н (Ферли). Они строились в 1879 году заводом Зигля в Вене.

23. Разрез товарного паровоза, выполненный в московских мастерских Московско-Брестской железной дороги.

24. Уникальная, полностью деревянная модель.

25. Это пассажирский паровоз типа 1-2-0.

26. Модель сделана великолепно!

27. Макеты пассажирских вагонов Транссибирского экспресса.

28. Купейный вагон.

29. Вагон-ресторан (точнее, вагон-салон).

30. Пригородный поезд. В таких вагонах не было системы отопления. Пассажирам либо выдавали покрывала, либо под сиденье клали горячие кирпичи, которые после остывания можно было заменить, но уже за дополнительную плату.

31. Вагон третьего класса, с деревянными полками. Интересно, что верхние полки раскладывались и соединялись в одну. На них переселенцы забирались втроём-вчетвером и лежали вместе с перевозимой домашней скотиной. Так было теплее.

32. Что-то похожее было и в вагоне 3-го класса Северо-Кавказских железных дорог в 1890-1900 годы.

33. Двухосный вагон для перевозки живой рыбы.

34. Несколько аппаратов связи и автоматики.

35. Буквопечатающий телеграфный аппарат Юза с гиревым приводом фирмы «Сименс и Гальске», Петербург, 1870-1880-е годы.

36. Несколько экспонатов родом из XX века.

37.

38. Небольшой зал № 5 посвящён войне.

39. Немецкий путеразрушитель системы «крюк». За время войны было разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, более 13 тысяч искусственных сооружений, более 4 тысяч станций. Новые линии прокладывали со скоростью 16 км за день. Восстановлено было 115 тысяч километров железных дорог (некоторые дороги восстанавливались по два-три раза).

40. Шестой зал посвящён строительству железных дорог и путевым строительным машинам.

41. Типы железнодорожных насыпей и выемок.

42. Фрагменты полотна, демонстрирующие крепёж рельсов и конструкцию стыков.

43. Меня всегда завораживал вид таких пересечений. Как будто пути собраны в букет.

44. Старинные приспособления, которыми путейцы проверяли рельсы. Профилограф.

45. Катучий шаблон для измерения ширины колеи и возвышения рельса.

46. Виды столбиков и указателей.

47. Экспозиция зала в основном создавалась в 1960-1970-е годы, поэтому одну из стен занимает плакат с изображением БАМа.

48. Модель путеукладочного крана УК25/21 системы В.И. Платонова.

49. Сколько труда вложено в создание этих макетов!

50. Многое из этого сделано руками студентов-инженеров.

51.

52.

53. Макет балластировочной машины Б-5.

54. Машина была отмечена 1-й премией Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

55. Она создана в 1938 году конструкторами В.А. Алёшиным, Ф.Д. Барыкиным и П.Г. Белогорцевым.

56.

57.

58. Модель путевой самоходной рельсосварочной машины ПРСМ-3.

59. Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3 (БРС).

60. В зале № 8 представлена обширная коллекция моделей вагонов.

61. Восьмиосная цистерна модели 15-880 для перевозки светлых нефтепродуктов (бензина и пр.).

62. Вагон-ледник.

63. Рефрижератор.

64. Двадцатиосный (!) транспортёр.

65. На стенах залов висят тематические картины.

66. Модель, демонстрирующая принцип работы движителя паровоза Л.

67. Гордость музея — коллекция локомотивов в зале № 7.

68. Здесь представлены модели наиболее распространенных и интересных локомотивов.

69. Двухсекционный грузовой тепловоз серии 2ТЭ10Л.

70. Внутри кабины.

71. Маневровый тепловоз ТГМ3-012.

72.

73. Маневровый тепловоз ТЭМ2-003.

74. Один из первых в мире магистральных тепловозов — Г Э 1 инженера Я.М. Гаккеля.

75. Двухсекционный газотурбовоз ГТ101-001.

76.

77. Тепловоз ТЭ10.

78. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ80-001.

79. Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ85-005.

80. Электропоезд ЭР10-001.

81.

82.

83. Также в зале сохранился автоматический стенд, рассказывающий о детских железных дорогах в СССР.

84. В зале «вагоностроение» кроме уже упомянутых вагонов представлены макеты так и не реализованных проектов. Например, аэропоезд инженера С.С. Вальднера и шаропоезд инженера Н.Г. Ярмольчука

85. Также в зале представлен макет секции мягкого 16-местного вагона 15сб Егоровского завода. Он экспонировался на Всесоюзной промышленной выставке и получил диплом 1-ой степени.

86. Макет служил для отработки конструкции купе повышенной комфортности и был сделан в начале 1950-х годов, перед серийным выпуском этих вагонов. За дверью слева имеется туалет и душ.

87. Макет опытного двухэтажного вагона с куполом для обозрения местности. Построен Ленинградским заводом имени Егорова в 1965 году.

88.

89.

90. Такой могла бы стать новая, скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург, но у нас пошли по самому простому пути, использовав старую Николаевскую трассу.

91. Наконец, самые интересные экспонаты музея. Действующий макет сортировочной горки создан в 1935 году, одновременно с первой в СССР горкой.

92. Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой ж.д. с первой механизированной горкой в стране, введённая в эксплуатацию в 1934 году.

93. Работой горки управляет экскурсовод.

94.

Как это работает в живую, можно посмотреть на видео:

95. Рядом с макетом можно увидеть подлинный маршрутный горочный накопитель, работавший на сортировочной горке с 1940-х по 1960-е годы.

96. А вот модель устройств, затормаживающих вагоны при сходе с горки.

97.

98. Один из немногих современных экспонатов музея — эта огромная карта, подаренная РЖД.

99. Весь последний зал занимает один экспонат — макет электрифицированного участка железной дороги. Он демонстрирует работу автоматики, регулирующей движение поездов.

100. Макет управляется подлинными пультами.

101. Здесь представлены пульты ДЦ (диспетчерской централизации), МРЦ (маршрутно-релейной централизации), ЭЦ (электрической централизации) и МКУ (маршрутно-ключевого управления).

102. По макету, следуя указаниям автоматики, может ездить трёхвагонная электричка ЭР2 в масштабе 1:50.

103. Длина пути макета — 43 метра.

104. На нём расположено четыре станции.

105. Макет создан в 1930-е годы, но до сих пор работает и демонстрируется на каждой экскурсии.

107. Напоследок стоит упомянуть о том, что во дворе имеется небольшая открытая экспозиция, но сюда посетители обычно не доходят.

Обычно сюда приходят посмотреть на паровозы, выставленные в тупике на рельсах. Локомотив и вагон первого класса XIX века, паровозы 1920-х - 1950-х годов, советская зеленая электричка с дверями, еще открывавшимися вручную, а также функционирующий переезд, - все это привлекает мальчиков, девочек, их пап и мам. На все экспонаты можно забраться, и никто не будет вас за это ругать. Правда, в вагоны зайти нельзя, а вот кабина машиниста (тогда это называлось «будка») часто бывает открыта для желающих сделать кочегарское селфи. Официально это райское место для любителей паровозов называется «Площадка натурных образцов Музея истории Московской железной дороги». Открыто со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00.

В том же здании Рижского вокзала, только с противоположной его стороны (Рижская площадь, дом 3) располагается мечта важной касты любителей железных дорог - ж/д моделистов. Огромный макет российских железных дорог находится в Выставочном комплексе ОАО «РЖД». Можно часами смотреть, как скорый поезд едет из Москвы на Дальний Восток. Или как работает сортировочная станция. Тут и Сочи, и Красная Поляна, и Ладожский вокзал Санкт-Петербурга, и самый длинный 15-километровый ж/д тоннель в России, и мост через Амур в Хабаровске, и морской порт, и аэропорт. И отовсюду едут поезда с грузами и пассажирами. А если позволят смотрители, то можно нажимать кнопки управления макетом и чувствовать себя креатором этой масштабированной вселенной. Открыто со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00.

Рижский вокзал

100 рублей для взрослых, 50 - для детей

Когда-то этот «Музей железнодорожного транспорта МЖД» назывался «Траурный поезд В. И. Ленина» и сюда в обязательном порядке водили на экскурсии советских школьников. И действительно, главный экспонат музея - это паровоз, который доставил в свое время в Москву тело почившего вождя революции для прощания с народом. Через несколько лет после того, как Ильича поместили в мавзолей, такой же почести решили удостоить и паровоз. Локомотив загнали в тупик на Павелецком вокзале и соорудили над ним что-то вроде саркофага. По внутренней отделке красным мрамором он очень напоминает мавзолей на Красной площади.

В 1990-е музей перестал пользоваться популярностью, но несколько лет назад экспозицию обновили, сделав акцент на истории Московской железной дороги от создания до наших дней. Здесь и дореволюционное купе первого класса, и кабинет начальника станции, и советские рабочие, укладывающие шпалы. Но красавец-паровоз так и остался в центре зала, надраенный и начищенный до блеска. В основном здесь тихо, экскурсии проходят только по предварительному заказу. Только когда в это здание перебирается игротека «Паровозия», музей наполняется детьми и изумленными родителями, которые в свои школьные годы уже не застали обязательных экскурсий в «Последний поезд Ильича».

Павелецкий вокзал

150 рублей - взрослый, 100 рублей - детский

За город ехать не надо. Станция «Подмосковная», она же - «Красный Балтиец», совсем не в Подмосковье и не на Балтии, а почти в центре Москвы - добраться можно от станций метро «Сокол» или «Динамо». Или электричкой с Рижского вокзала, до открытия которого станция «Подмосковная» была главной пассажирской и товарной станцией на пути в Балтийский регион. Поэтому здесь сохранилось большое паровозное депо, водонапорная башня и здание вокзала. Все это было отреставрировано, и получился очень атмосферный музейный комплекс. Здесь можно представить себя пассажиром XIX века: зайти в дом начальника станции (тогда чиновнику предписывалось жить непосредственно на рабочем месте), посетить вокзальное кафе, зал ожидания или сдать вещи в камеру хранения. На территории музея стоят паровозы от самой первой модели, едва достигающей человеку до пояса, до гигантских локомотивов 1950-х годов, на которых приходится почтительно смотреть снизу вверх. Ретропоезда на ходу здесь можно было посмотреть в прошлом году на параде паровозов в честь Дня Железнодорожника.

Территория депо не только музейная. Здесь постоянно идет работа по ремонту и реставрации паровозов. Поэтому если повезёт, можно увидеть, как живет и работает настоящая локомотивная бригада. Например, как настоящий кочегар может приготовить яичницу прямо на лопате в топке паровоза. А еще можно узнать, что для настоящего паровозных дел мастера «Закрой сифон и поддувало» это не просто ругательство, а железнодорожный знак и важное предупреждение по технике безопасности для машинистов. В позапрошлом веке не одна станция сгорела от того, что на деревянный настил попала зола из топки паровоза.

Станция «Подмосковная»

со среды по воскресенье, с 10:00 до 17:00

Детские железные дороги появились в СССР в 1930-е годы и с тех пор не теряют популярности. Возле Москвы такая дорога появилась в поселке Кратово. И наши бабушки-дедушки, и родители, и мы в детстве ездили покататься на железной дороге с маленькими путями, мини-вагонами и локомотивами, управляемыми детьми. И наши дети тоже могут этим наслаждаться. А заодно посмотреть, как выглядели электрички в недавнем прошлом: вагоны внутри напоминают экспрессы до дальних станций образца 1980-х годов - со столиками и занавесками на окнах.

Но детская железная дорога - это не просто аттракцион, не игровая профориентация вроде Кидзании или Мастерславля и не летний пионерский лагерь. Это самая настоящая подготовка к будущей профессии, с дипломами и аттестацией. А развлекательная возможность для посетителей - это так сказать побочный эффект производственной практики. Обучение длится с осени до лета, принимаются ученики 5-х - 11-х классов. Так что относиться к пассажирам будущие машинисты, путейские рабочие, кондукторы и проводники будут по-деловому и без сюсюкания.

Какого-то музея при Детской Железной дороге нет, но в часы ее работы можно зайти в учебный комплекс, где добрые вахтерши покажут несколько макетов поездов.