Морские мины – испытанное оружие сдерживания. Донные мины: самое опасное морское оружие Глубинная мина

Мировые СМИ уже несколько недель обсуждают вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование американского флота уверяет общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех стран подсчитывают количественное и качественное соотношение кораблей и самолетов вероятных противников. При этом почти ничего не говорится о минном оружии, а ведь именно оно может стать персидской козырной картой.

Минный фактор истории войн

31 марта 1904 года на японской мине взорвался броненосец «Петропавловск». Вместе с броненосцем погиб адмирал Степан Осипович Макаров. С гибелью командующего активные действия Порт-Артурской эскадры прекратились.

В августе 1941 года при эвакуации Таллина на вражеских минах Балтийский флот потерял 12 боевых кораблей и около 30 транспортов.

В 1944–1945 годах из-за наличия мин в Финском заливе надводные корабли Балтийского флота фактически не принимали участия в боевых действиях.

В октябре 1950 года американский флот утратил господство в корейских водах, так как янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок.
Оценка дестабилизирующей роли противоракетной обороны в Европе

В 1972 году американцы решили заминировать вьетнамские воды в районе порта Хайфон. Минными постановками север Вьетнама был полностью блокирован с моря почти на девять месяцев.

Как правило, страны третьего мира не могут самостоятельно разминировать мины, наставленные ими самими же в ходе локальных конфликтов, и обращаются с просьбами к сверхдержавам.

Так, с марта 1972-го по июнь 1974-го группа советских кораблей под командованием контр-адмирала Сергея Зуенко проводила разминирование в районе порта Читтагон, воды которого были заминированы в ходе индо-пакистанской войны 1971 года.

В октябре – ноябре 1973 года ВМФ Египта в проливах Губаль и Инкер-Чаннел Суэцкого залива выставили минные заграждения в пять линий. Тралить их пришлось отрядом кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов. Траление выполнялось в период с июля по ноябрь 1974 года. На средиземноморском побережье Египта аналогичные работы выполняли тральщики западных стран.

В 1984 году в ходе ирано-иракской войны кто-то установил мины в Красном море и Суэцком заливе. За июль – сентябрь 1984 года на минах подорвались 19 транспортных судов. Это вызвало существенное уменьшение потока судов через Суэцкий канал. Обычно ежедневно через канал проходило около 60 торговых судов, но в августе их число сократилось до 42.

Срочно в Красное море были направлены 18 кораблей из четырех стран НАТО: США, Англии, Франции и Италии. Туда же направилась группа советских кораблей во главе с вертолетоносцем «Ленинград». Французы вытралили десять донных мин, англичане – одну, а итальянцы – ни одной.

В ходе войны в Персидском заливе в январе – феврале 1991 года («Буря в пустыне») американцы и их союзники не сумели высадить морской десант на юге Ирака из-за минной опасности. Ирак произвел минирование северной части Персидского залива, особенно на подступах к десантоопасным участкам побережья Кувейта. На иракских минах подорвались американский вертолетоносец «Триполи» и крейсер УРО «Принстон», а эсминец «Пол Фоснер» налетел на старую японскую мину, которая не взорвалась.

В тралении этих мин приняли участи морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Англии, Бельгии и ФРГ. Всего за январь – февраль 1991-гo ими было вытралено 112 мин, в основном советского производства, типа АМД, КМД «Краб». Тем не менее, до конца боевых действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на берег.

Перспективы минирования Ормузского пролива

Ну, а какова перспектива применения минного оружия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180-320 км, средняя глубина менее 50 м, максимальная – 102 м. Весь северо-восточный берег залива, то есть около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что облегчает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. Самым уязвимым местом является Ормузский пролив. Длина пролива 195 км. Пролив сравнительно мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.

В настоящее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый. Танкеры, идущие в залив, идут по коридору ближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Между коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона создана, чтобы исключить столкновение встречных судов. Как видим, Персидский залив в целом и Ормузский пролив в частности – идеальный полигон для применения всех типов морских мин.

В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, атаковали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в ходе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большинство из них подверглись нападению катеров и авиации, а в некоторых случаях были обстреляны береговыми ракетными или артиллерийскими установками. Минные постановки велись крайне ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, поскольку обе стороны утверждали, что атакуют лишь суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины осуществлять подобную селекцию пока не в состоянии.

16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.

14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старой якорной мине образца 1908 года подорвался американский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В ходе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось оставить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся американским налогоплательщикам в 135 млн. долл.

Сейчас мало кто сомневается, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, разумеется, и Ормузский пролив.

Грозное оружие иранских моряков

Какими образцами минного оружия обладают ВМС Ирана? Не уверен, что его перечень есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих стран. Есть основания полагать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с завода «Дастан» в Кыргызстане. Кроме того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других стран.

Что же представляют из себя современные мины?

Одной из наиболее совершенных классических мин, созданных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она предназначена для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может производиться с кораблей, а также с военных и транспортных самолетов. При этом постановка с самолета производится без парашютной системы, что обеспечивает большую скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу или мелководье мина самоликвидируется.

Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности.

Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Минимальная глубина места постановки 15/8 м, а максимальная – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, впрочем, и у остальных отечественных мин.

В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ. Мина спроектирована в НИИ-400 под руководством Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматически удерживающуюся на заданном углублении пневматическим прибором плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.

Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из четырех гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее верхней части. Прибор плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на заданном углублении с точностью?1 м. Запас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для применения в районах с глубинами более 15 м. Минимальная скорость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.

Более совершенная плавающая мина МНП-2 была создана в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под руководством Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» исчезло из названия, так как плавучие мины были запрещены международным соглашением.

МНП-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях или стоящих на якоре вблизи берега, а также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особого назначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого применения сверхмалыми или обычными подводными лодками.

Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Диапазон глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.

Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года включалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению руководства в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К. Ляминым.

В ходе работ по этой теме Ляминым была создана первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая название КРМ. Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.

В качестве отделителя в мине КРМ использована пассивно-активная акустическая система, которая обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.

Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.

Однако ширина зоны реагирования КРМ была признана руководством ВМФ недостаточной. В дальнейшем на базе мины КРМ была создана якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1. На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.

В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2. Мина создана в НИИ-400. Диаметр ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.

Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой отечественной широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Первоначально она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была создана в 1970 году в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева.

Постановка мины производится из торпедных аппаратов подводных лодок или сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных между собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, а также якоря.

Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой размещаются заряд взрывчатого вещества и электронная аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении размещены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на заданное углубление, барабан с тросом и другое.

После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной прибор. После отработки заданного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, затем отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.

При входе подводной лодки противника в опасную зону мины включается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электронная акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а затем выдает команды на запуск реактивного двигателя. Взрыв заряда производится с помощью неконтактного или контактного взрывателя.

Высокая скорость движения ракеты и малое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия или маневра уклонения.

Полная длина мины 7800 мм, диаметр 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.

В конце 1960-х годов в НИИ-400 было создано несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.

Из американских мин наиболее интересна самозарывающаяся мина «Хантер». Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него с помощью специальных устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до двух лет. Но в любой момент может быть активизирована специальным сигналом. Корпус мины сделан из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает вражеский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 или «Стигрей».

Замечу, что проектирование и массовое производство упрощенной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам любой стране, тем более Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что облегчает зарывание торпед. Визуально ее невозможно обнаружить ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.амолеты, вертолеты, различные катера и суда. При взаимодействии минного оружия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, а также авиацией Иран имеет все шансы полностью блокировать судоходство в Персидском заливе. Технически это вполне достижимо, необходима лишь политическая воля.

Минное оружие было первым, примененным на заре появления подводных лодок. Со временем оно уступило пальму первенства торпедам и ракетам, однако не потеряло свой актуальности по сей день. На современных ПЛ на вооружение приняты мины следующих видов:
- якорные
- донные
- всплывающие
- мины-торпеды
- мины-ракеты

Якорная мина ПМ-1 предназначена для поражения подводных лодок. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов (по 2 шт.) на глубинах до 400 м, углубление мины 10−25 м. Вес взрывчатого вещества - 230 кг, радиус реагирования акустического взрывателя 15−20 м. Условия постановки якорной антенной мины ПМ-2, принятой на вооружение в 1965 г., такие же, однако она может поражать подводные лодки и надводные корабли на глубинах до 900 м.
Морская донная мина МДМ-6 предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Оснащена 3-х канальным неконтактным взрывателем, имеющим акустический, электромагнитный и гидродинамический каналы и приборы срочности, кратности, ликвидации. Калибр - 533 мм. Глубина постановки до 120 м.

Самотранспортирующаяся донная мина МДС также предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Постановка на позицию происходит путем выстреливания мины из 533-мм торпедного аппарата ПЛ, после чего она продолжает самостоятельное движение к месту покладки с помощью торпеды-носителя. Подрыв мины происходит после подхода цели на расстояние, достаточное для срабатывания неконтактного взрывателя. Опасная зона - до 50 м. Может ставиться в океанских, морских и прибрежных районах, минимальная глубина постановки - 8 м.

Якорная неконтактная реактивно-всплывающая мина РМ-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Применяется из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Мина состоит из корпуса и якоря. К корпусу крепится реактивный твердотопливный двигатель. Движение в направлении цели начинается после срабатывания неконтактного взрывателя от воздействия физических полей корабля-цели. Имеется также и контактный взрыватель.

Противолодочная мина-торпеда ПМТ-1 принята на вооружение в 1972 г. Представляет собой комбинацию якорной мины и малогабаритной торпеды типа МГТ-1 калибра 406 мм. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Якорная противолодочная мина-ракета ПМР-2 является комбинацией якорной мины с подводной ракетой. Состоит из стартового контейнера, ракеты и якоря. Движение ракеты к цели начинается после срабатывания системы обнаружения, вызванного воздействием физических полей ПЛ. Поражение цели происходит подрывом заряда ракеты контактным или неконтактным взрывателем.

Морская шельфовая мина МШМ предназначена для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в прибрежных районах. Представляет собой комбинацию донной мины с подводной ракетой. Устанавливается на грунт в вертикальном положении. Акустическая аппаратура мины обеспечивает обнаружение цели. Подводная ракета, стартующая из корпуса МШМ, оснащена неконтактной акустической аппаратурой, позволяющей эффективно поражать цель. Калибр - 533 мм.

Вторая мировая война предопределила дальнейшие пути развития донных мин. Основными носителями донных мин становятся авиация и подводные лодки. т.к. из-за сильного развития систем береговой обороны и обороны прибрежных коммуникаций надводные корабли стали легкими целями и не могли обеспечить скрытные постановки в операционной зоне противника.

Поражающая способность минного оружия определяется избирательностью, выбором момента нанесения удара и мощностью. Избирательность мины зависит от степени совершенства ее НВ. определяемой числом каналов, дающих информацию о цели, а также их чувствительностью и помехозащищенностью.

В донных минах применяются НВ следующих типов: магнитный, работающий по статическому (амплитудному) или динамическому (градиентному) принципу; акустический (пассивный низко либо среднечастотный ненаправленного действия), магнитоакустический и гидродинамический.

В логических устройствах первых послевоенных мин использовались только особенности топологии физических полей цепи, а в дальнейшем - законы изменения этих полей. В современных образцах применяются процессорные устройства, позволяющие не только сопоставлять полученную информацию с заданной программой (что особенно важно с точки зрения противотральной защиты), но и выбирать оптимальные моменты срабатывания НВ.

Радиус поражения донной мины определяется массой заряда ВВ, тротиловым эквивалентом ВВ. отстоянием мины от цели и характером грунта.

Большинство современных донных мин начинено ВВ с тротиловым эквивалентом (Т.Э. - отношение мощности взрыва заряда ВВ в мине к мощности взрыва равного по массе тротила) 1,4. ..1.7. При прочих равных условиях радиус поражения донной мины в 1,4. ..2 раза больше, чем якорной.

Противотральная стойкость мины определяется возможностью, ее уничтожения неконтактными тралами и взрывными средствами, а также обнаружением искателем мины.

В современных донных минах используются Э вида противотральной защиты: внешняя (входная) в виде приборов срочности, кратности, системы телеуправления (на некоторых образцах); схемная, созданная с учетом законов изменения ФПК (амплитудных, фазовых, градиентных) в пространстве и во времени; признаковая, фиксирующая различия в сигналах, излучаемых кораблем и неконтактными тралами.

Работы по совершенствованию перечисленных видов защиты мин ведутся постоянно. В настоящее время дальность телеуправления донными минами ни глубинах до 50 м составляет 12... 15 миль(24.. .30 км).

Для обеспечения противотральной стойкости мин большое значение имеет также сохранение в тайне их технических характеристик. Возможность заниматься скрытной разработкой и испытаниями этого вида оружия ввиду относительно малых размеров дает ему явное преимущество перед другими боевыми средствами.

Устойчивость донных мин при воздействии на них взрывных средств, а также возможность их использования авиацией, зависят от ударостойкости определяемой, прежде всего прочностью приборной части, которая с переходом на твердотельную элементную базу заметно возросла. Если у мин периода второй мировой войны она составляла 26. ..32 кг/см 2 , у первых послевоенных образцов -28.. .32 кг/см 2 , то у современных мин прочность корпуса доведена до 70.. .90 кг/см 2 , что значительно повышает их живучесть при воздействии взрывных средств.

С целью защиты мин от поисковых средств производятся работы по двум направлениям: создание корпусов из неметаллических материалов с повышенной звукопоглощающей способностью и имеющих нетрадиционные формы.

Корпуса большинства современных мин изготавливаются из алюминиевых сплавов, что снижает вероятность обнаружения магнитометрами. Однако подобные мины сравнительно легко обнаруживаются гидроакустическими станциями миноискания, а также оптической и электронной аппаратурой. Проводились работы по разработке дешевых корпусов из стеклопластика, это позволило снизишь заметность мин при их обнаружении и классификации по типу отражаемого сигнала. Однако использование принципа наблюдения гидроакустической тени должного эффекта не дает.

Корпуса большинства современных донных мин цилиндрической формы и, как правило, приспособлены для подвески на летательные аппараты и постановки через торпедные аппараты подводных лодок. У авиационных мин есть отсек для размещения парашюта, смягчающего удар при приводнении, у беспарашютных - стабилизатор, обтекатель и противоударное устройство аппаратуры взрывателя. Носовая часть обычно имеет срез, что обеспечивает разворот их в горизонтальное положение после входа в воду и резко уменьшает глубину места постановки.

Важное значение для современных мин имеет также продолжительность работы источников питания и стабильность функционирования приемных устройств. С середины 80-х гг. в качестве источников питания в минах стали использовать литиевые трионилхпоридные батареи, удельная энергия которых почти к? порядок выи», чем у химических источников тока периода второй мировой войны (до 700 Вт-ч/кг вместо 70... 80).

В настоящее время наиболее длительной и устойчивой является работа магнитных приемников, наименее - гидродинамических. Большинство мин имеют срок службы от 1 до 2 лет и рассчитаны на хранение в течение 20... 30 лет (с проверкой каждые 5...6 пет).

Стоимость любого образца военной техники складывается из затрат на его разработку, изготовление и эксплуатацию. Расходы ни изготовление снижаются за счёт крупносерийных заказов. Стоимость эксплуатации выставленной мины практически равна нулю, а хранение на складах требует минимальных затрат.

Одним из путей снижения стоимости изготовления и эксплуатации боевых средств является использование модульной конструкции. Все новые и модернизированные мины имеют таковую, в том числе заменяемый блок НВ - основного элемента, определяющего эффективность.

Использование модульной конструкции позволяет применять для донных авиационных мин стандартные авиабомбы, в которых часть ВВ заменяется аппаратурой НВ.

Наибольший интерес из иностранных мин - бомб представляет мина МК-65 семейства "Квикстрайк". В ее НВ есть блок распознавания целей (с микропроцессорным устройством). Мина имеет устройство дистанционного управления, усиленный заряд ВВ (430 кг с тротиловым эквивалентом 1.7) и стеклопластиковый корпус.

Первые отечественные серийные авиационные донные мины, оснащенные неконтактными взрывателями (малые АМД-500 и большие АМД-1000), появились на вооружении ВМФ в 1942 г. При этом позже они были признаны одними из лучших среди мин аналогичного боевого назначения, которыми располагали другие флоты мира. К концу же войны появились их улучшенные образцы, полнившие в отличие от своих предшественниц - мин первой модификации (АМД-1 -500 и АМД-2-500)- шифры АМД-2-500 и АМД-2-1000.

Общим для всех четырех образцов мин было их боевое предназначение: как для поражения надводных кораблей и судов, так и для борьбы с подводными лодками. Постановку таких мин могла осуществлять не только авиация, используя для их подвески штатные крепления самолетов (малые мины АМЛ были сконструированы в массогабаритах серийных авиабомб типа ФАБ-500. а большие - в габаритах ФАБ-1500). Надо подчеркнуть, что данные мины (кроме АМД-1500) были приспособлены к постановке с надводных кораблей, а обе модификации больших мин и к постановке с ПЛ, т.к. они имели штатный для лодочных ТА диаметр 533 мм. Малые мины создавались в корпусе 450 мм. Главным же отличием между минами АМД-1 и АМД-2 Было оснащение первых одноканальным двух импульсным НВ индукционного типа, а вторых двухканальный НВ акустико-индукционного типа.

Использование все указанных образцов мин с авиационных постелей предусматривало конструктивные возможности для их оснащения парашютной системой стабилизации (ПСС), которая применялась при сбрасывании мин с самолетов и отсоединялась при падении их в воду. И хотя последующие, послевоенные образцы авиационных мин, проектировались как с ПСС. так и "беспарашютными" (с так называемой жесткой системой стабилизации и торможения - ЖСТ), они вобрали в себя много технических решений, реализованных в наших первых авиационных морских минах "семейств" АМД-1 и АМД-2.

Первой советской морской миной, принятой на вооружение после окончания войны (1951), стала авиационная донная мина. АМД-4, развивающая данные "семейства" больших и малых мин АМД-2 в целях повышения их боевых и эксплуатационных качеств. В ней впервые применили ВВ более мощного состава марки ТАГ-5; в целом АМД-4 повторяла конструктивные решения, присущие ее предшественницам.

В 1955 г. на вооружение ВМФ поступила модернизированная мина АМД-2М. Это был качественно новый образец неконтактной донной мины, к тому же явившейся основой для создания принципиальноновой системы дистанционного телеуправления (СТМ), которая позже вошла в боевую комплектацию донной мины КМД-2-1000 и первой отечественной авиационной реактивно-всплывающей мины РМ-1.

При создании первых телеуправляемых мин советские специалисты проделали огромную работу, которая завершилась принятием на вооружение донной неконтактной мины ТУМ (1954). И хотя она, как и большие мины АМД-1 и АМД-2 была разработана в штатных массогаборитах авиабомбы ФАБ-1500. На вооружение был принят лишь её корабельный вариант.

Параллельно шло создание качественно новых образцов минного оружия с более высокими боевыми и эксплуатационными свойствами. Разрабатывались их более совершенные конструкции, применялись различные типы систем обнаружения цели, неконтактной аппаратуры подрыва, увеличилась глубина постановки и т.п. В том же 1954 г. на флот поступила первая послевоенная авиационная индукционно-гидродинамическя мина ИГДМ, а спустя четыре года малая – ИГМД-500. В 1957 г. ВМФ получил на вооружение большую донную мину того же класса "Серпей", а, начиная с 1961 г. - универсальные донные мины "семейства" УДМ большую мину УДМ (1961) и малую мину УДМ-500 (1965),несколько позже появились их модификации - мины УДМ-М и УДМ-500-М, а также второго технического поколения в этом "семействе "" мине УДМ-2 (1979).

Все упомянутые ранее мины, а также ряд других их модификаций кроме авиации могут применять и надводные сипы. При этом по габариту и зарядам мины можно разделить на сверхбольшие (УДМ-2), большие (ИГДМ, "Серпей", УДМ, УДМ-М) и малые (ИГДМ-500.УДМ-500). По системе стабилизации в воздуху они подразделялись на парашютные (с ПСС) - ИГДМ, ИГДМ-500,"Серпей",УДМ-500 и беспарашютные (с ЖСТ) - УДМ, УДМ-М, УДМ-М.

Парашютные мины, например ИГДМ-500 и "Серпей", оснащались двухступенчатой ПСС. состоявшей из двух парашютов - стабилизирующего и тормозного. Первый парашют вытягивался при отделении мины от самолета и обеспечивал стабилизацию мины на траектории снижения до определенной высоты (для ИГДМ 500... 750 м, для мины "Серпей"-1500 м), после чего вступал я действие второй парашют, гасивший скорость снижения мины во избежание повреждений ее аппаратуры НВ в момент приводнения. При вхождении в воду оба парашюта отрывались, мина шла на грунт, а парашюты тонули.

Мины приходили в боевое положение после отработки установленных на них предохранительных устройств. В частности, мина ИГДМ была снабжена прибором уничтожения авиационных мин (ПУАМ), который взрывал ее при падении на сушу или на грунт при глубине менее 4 - 6 м. Кроме того, она имела приборы срочности и кратности, а также долгосрочный часовой механизм-ликвидатор. Мина "Серпей" были снабжены дополнительным индукционным каналом, который обеспечивал их подрыв под кораблем, а также противотральным устройством и защитным каналом для предохранения мины от вытраливания при комбинированном воздействии различных неконтактных тралов, одиночных и многократных взрывах глубинных бомб и подрывных зарядов,

Особое внимание при рассмотрении вопроса устройства и перспектив развития современных донных мин надо обратить на создание так называемых самодвижущихся (самотранспортирующихся) мин.

Идея создания самодвижущихся мин родилась в 70-х гг. По мнению специалистов-разработчиков, наличие в арсенале флота подобного оружия позволяет создать минную угрозу для противника даже в тех районах, которые отличаются сильной противолодочной обороной. Первая отечественная мина такого типа МДС (морская донная самодвижущаяся) создавалась на основе одной в серийных торпед. Конструктивно мина включала в себя боевое зарядное отделение (БЗО), приборный отсек и носитель (собственно торпеду). Мина была неконтактной: опасная зона взрывателя определялась его чувствительностью к воздействию ФПК и составляла порядка 50 м Взрывчатое вещество размещалось в БЗО, функциональные и предохранительные приборы - в приборном отсеке наряду с источниками питания, а также неконтактной аппаратурой взрывателя. Подрыв мины осуществлялся после того, как цели (НК или ПЛ) подходили на расстояние, при достижении которого интенсивность создаваемых ими ФПК была достаточной для активирования неконтактной аппаратуры МДС. Созданная на основе такой мины самодвижущаяся морская донная мина (СМДМ) представляет собой комбинацию донной мины с дальноходной кислородной самонаводящейся торпедой 53-65K. Торпеда 53-65K имеет следующие ТТХ: калибр 533 м, длину корпуса 8000 мм, общую массу 2070 кг, массу ВВ 300 кг, скорость хода до 45 уз. дальность хода до 19000 м.

Мина СМДМ в качества обычной донной мины функционирует уже после того, как будучи выпущенной из торпедного аппарата ПЛ, пройдёт по заданной программной траектории и ляжет на грунт. Программная траектория движения осуществляется с помощью стандартных приборов системы автономного управления движением торпеды. В соответствии с этим вариантом к модулю силовой установки торпеды-носителя присоединяется меньший модуль БЗО для размещения ВВ и отсек для трехканального НВ (акустико-индукционно-гидродинамического) с функциональными приборами и источниками питания.

Важным достоинством мин "семейства" МДС-СМДМ специалисты считают возможность постановки активных минных заграждений с ПЛ, находящихся вне досягаемости противолодочных средств противника, чем достигается скрытность минных постановок.

В США к разработке подобных мин также приступили в 70 - 80-х гг. Было ^изготовлено и испытано несколько опытных партий такого оружия. Но трудности, возникшие при обеспечении телеуправления и надёжности работы НВ, а также чрезмерно большая стоимость стали причиной того, что разработка мины дважды приостанавливалась. Только в 1982 г., после получения положительных результатов в создании новых НВ, было пришло решение о производстве такой мины, которая получила название МК 67.

В начале 90-х гг. в США на инициативной основе был разработан оригинальный проект морской самозарывающейся мины "Хантер",боевой частью которой является самонаводящаяся торпеда. Эта мина имеет следующие особенности:

Отличается высокой противотральной стойкостью, поскольку после сбрасывания с корабля или летательного аппарата она погружается на дно, зарывается в грунт на заданное углубление и в этом положении мажет находиться более двух лет, ведя наблюдение за целями в пассивном режиме;

Обладает информационно-логическими, так называемыми "интеллектуальными" возможностями в связи с тем, что система управления, установленная на мине, включает ЭВМ, обеспечивающую анализ, классификацию, распознание принадлежности и типа цели,сбор и выдачу информации о целях, проходящих через район постановим, получение с пунктов управления запросов, выдачу ответов и выполнение команд на пуск торпеды:

Может осуществлять поиск цели благодаря использованию в качестве f>4 самонаводящейся торпеды.

Для заглубления в грунт мина оснащена работающей от аккумуляторной батареи крылаткой с бандажом, которая размывает грунт и откачивает пульпу вверх черва "кольцевой канал корпусе мины, выполненной из немагнитных материалов, что практически исключает возможность ее обнаружения.

Боевой частью (длина 3,6 м, диаметр 53 см) служит легкая торпеда типа МК-46, или "Стингрей". Мина оснащена средствами противодействия тралению, активными и пассивными датчиками, средствами связи. После постановки и заглубления в грунт из нее выдвигается зонд с датчиками наблюдения и антенной связи. Мина приводится в боевое положение по команде с берега. Для передачи ей данных по радиогидроакустическому каналу разработана четырехсигнатурная система кодирования, обеспечивающая высокую степень достоверности информации. Радиус действия мины составляет около 1000 м. После обнаружения цепи и выработки команды на ее поражение торпеда выстреливается из контейнера и наводится на цель с помощью собственной ССН.

Мина морская является самодостаточным размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях. В международном праве правила ведения минной войны установлены 8-й Гаагской конвенцией 1907 года.

Классификация

Морские мины классифицируются по следующим признакам:

  • Типу заряда - обычные, специальные (ядерные).
  • Степени избирательности - обычные (для любых целей), избирательные (распознают характеристики судна).
  • Управляемости - управляемые (по проводам, акустически, по радио), неуправляемые.
  • Кратности - кратные (заданное количество целей), некратные.
  • Типу взрывателя - неконтактные (индукционные, гидродинамические, акустические, магнитные), контактные (антенные, гальваноударные), комбинированные.
  • Типу установки - самонаводящиеся (торпедные), всплывающие, плавающие, донные, якорные.

Мины обычно имеют округлую либо овальную форму (за исключением мин-торпед), размеры от полуметра до 6 м (и более) в диаметре. Якорные характеризуются зарядом до 350 кг, донные - до тонны.

Историческая справка

Впервые морские мины стали использоваться китайцами в 14-м веке. Конструкция их была довольно простой: под водой находилась просмоленная бочка с порохом, к которой вел фитиль, поддерживаемый на поверхности поплавком. Для использования требовалось в нужный момент поджечь фитиль. Применение подобных конструкций встречается уже в трактатах 16-го века в том же Китае, но в качестве взрывателя использовался более технологичный кремневый механизм. Усовершенствованные мины применяли против японских пиратов.

В Европе первая мина морская была разработана в 1574 году англичанином Ральфом Раббардсом. Спустя столетие голландец Корнелиус Дреббель, служивший в артиллерийском управлении Англии, предложил свою конструкцию малоэффективных «плавающих хлопушек».

Американские разработки

По-настоящему грозная конструкция была разработана в США в период войны за независимость Давидом Бушнелем (1777 г.). Это была все та же пороховая бочка, но оснащенная механизмом, детонировавшим при столкновении с корпусом судна.

В разгар гражданской войны (1861 г.) в США Альфредом Ваудом придумана двухкорпусная плавающая морская мина. Название для нее подобрали подходящее - «адская машина». Взрывчатое вещество располагалось в металлическом цилиндре, находившемся под водой, который удерживала плавающая по поверхности деревянная бочка, одновременно служившая поплавком и детонатором.

Отечественные разработки

Впервые электрический взрыватель для «адских машин» изобрел российский инженер Павел Шиллинг в 1812 году. Во время неудачной осады Кронштадта англо-французским флотом (1854 г.) в Крымскую войну отлично себя зарекомендовала мина морская конструкции Якоби и Нобеля. Полторы тысячи выставленных «адских машин» не только сковали перемещение неприятельского флота, но ими были также повреждены три крупных британских парохода.

Мина Якоби-Нобеля обладала собственной плавучестью (благодаря воздушным камерам) и не нуждалась в поплавках. Это позволяло устанавливать ее скрытно, в толще воды, подвешивая на цепях, или пускать по течению.

Позже активно применялась сфероконическая плавающая мина, удерживаемая на требуемой глубине небольшим и малозаметным буйком или якорем. Впервые была применена в русско-турецкую войну (1877-1878 гг.) и стояла на вооружении флота с последующими улучшениями до 1960-х годов.

Якорная мина

Она удерживалась на необходимой глубине якорным концом - тросом. Притапливание первых образцов обеспечивалось ручной настройкой длины троса, что требовало много времени. Лейтенант Азаров предложил конструкцию, позволявшую автоматически устанавливать морские мины.

Устройство оснащалось системой из свинцового груза и подвешенного над грузом якоря. Якорный конец наматывался на барабан. Под действием груза и якоря барабан высвобождался от тормоза, и конец сматывался из барабана. Когда груз достигал дна, сила вытягивания конца уменьшалась и барабан стопорился, за счет чего «адская машина» погружалась на глубину, соответствующую расстоянию от груза до якоря.

Начало XX века

Массово морские мины стали применяться в веке двадцатом. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы при помощи тральщиков.

Данный опыт был перенят в Первую мировую. Немецкие морские мины препятствовали высадке британского десанта и сковывали действия Подводные лодки минировали торговые пути, заливы и проливы. Союзники не остались в долгу, практически перекрыв для Германии выходы из Северного моря (для этого понадобилось 70 000 мин). Общая численность используемых «адских машин» экспертами оценивается в 235 000 штук.

Морские мины Второй мировой войны

В годы войны на морских театрах боевых действий было поставлено около миллиона мин, в том числе в водах СССР - более 160 000. Германией были установлены орудия смерти в морях, озерах, реках, в ледовом и в низовье реки Оби. Отступая, противник минировал портовые причалы, рейды, гавани. Особенно жестокой была минная война на Балтике, где немцами только в Финском заливе поставлено было более 70 000 шт.

В результате подрыва на минах затонуло примерно 8000 кораблей и судов. Кроме того, тысячи кораблей получили тяжелые повреждения. В европейских водах уже в послевоенное время на морских минах подорвались 558 судов, 290 из которых затонули. В первый же день начала войны на Балтике подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький».

Немецкие мины

Инженеры Германии в начале войны удивили союзников новыми высокоэффективными типами мин с магнитным взрывателем. Мина морская взрывалась не от контакта. Кораблю достаточно было подплыть достаточно близко к смертоносному заряду. Его ударной волны хватало, чтобы разворотить борт. Поврежденным судам приходилось прерывать миссию и возвращаться для ремонта.

Больше других страдал английский флот. Черчилль лично поставил наивысшим приоритетом разработать похожую конструкцию и найти эффективное средство для обезвреживания мин, но британские специалисты не могли раскрыть секрет технологии. Помог случай. Одна из сброшенных немецким самолетом мин увязла в прибрежном иле. Оказалось, что взрывной механизм был довольно сложным и базировался на Земли. Исследования помогли создать эффективные

Советские морские мины были не столь технологичными, но не менее эффективными. В основном использовались модели КБ «Краб» и АГ. «Краб» представлял собой якорную мину. КБ-1 на вооружение принята в 1931 году, в 1940-м - модернизированная КБ-3. Предназначены для массовых минных постановок, всего в распоряжении флота к началу войны было около 8000 единиц. При длине 2 метра и массе свыше тонны устройство вмещало 230 кг взрывчатки.

Мина антенная глубоководная (АГ) применялась для затопления подлодок и судов, а также для затруднения судоходства неприятельского флота. По сути это была модификация КБ с антенными устройствами. При боевой постановке в морской воде между двумя медными антеннами выравнивался электрический потенциал. При касании антенной корпуса подлодки либо судна баланс потенциалов нарушался, что вызывало замыкание электроцепи запала. Одна мина «контролировала» 60 м пространства. Общие характеристики соответствуют модели КБ. Позже медные антенны (требовавшие 30 кг ценного металла) заменили стальными, изделие получило обозначение АГСБ. Немногие знают, как называется морская мина модели АГСБ: антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок.

Обезвреживание мин

Спустя 70 лет морские мины Второй мировой до сих пор представляют опасность для мирного пароходства. Большое их количество до сих пор остается где-то в глубинах Балтики. До 1945 года лишь 7 % мин были обезврежены, остальные потребовали десятилетий опасной работы по разминированию.

Основная тяжесть борьбы с минной опасностью легла на личный состав кораблей-тральщиков в послевоенные годы. Только в СССР было задействовано около 2000 тральщиков и до 100 000 человек личного состава. Степень риска была исключительно высокой из-за постоянно противодействующих факторов:

  • неизвестности границ минных полей;
  • разных глубин установки мин;
  • различных типов мин (якорных, антенных, с ловушками, донных неконтактных с приборами срочности и кратности);
  • возможности поражения осколками разорвавшихся мин.

Технология траления

Способ траления был далеко не совершенен и опасен. Рискуя подорваться на минах, корабли шли по минному полю и тянули за собой трал. Отсюда постоянное стрессовое состояние людей от ожидания смертельного взрыва.

Подрезанную тралом и всплывшую мину (если она не взорвалась под кораблем или в трале) надо уничтожить. При волнении моря закрепить на ней подрывной патрон. Подрыв мины надежнее ее расстрела из так как зачастую снаряд пробивал оболочку мины, не задев взрыватель. Невзорвавшаяся боевая мина ложилась на грунт, представляя новую, уже не поддающуюся ликвидации опасность.

Вывод

Морская мина, фото которой внушают страх одним только видом, до сих пор является грозным, смертоносным, при этом дешевым оружием. Устройства стали еще более «умными» и более мощными. Существуют разработки с установленным ядерным зарядом. Помимо перечисленных видов, существуют буксируемые, шестовые, метательные, самодвижущиеся и прочие «адские машины».

Что такое морские мины и торпеды? Как они устроены и каковы принципы их действия? Являются ли в настоящее время мины и торпеды таким же грозным оружием как и во времена прошедших войн?

Обо всем этом рассказывается в брошюре.

Она написана по материалам открытой отечественной и зарубежной печати, а вопросы использования и развития минно-торпедного оружия изложены по взглядам иностранных специалистов.

Адресуется книга широкому кругу читателей, особенно молодежи, готовящейся к службе в Военно-Морском Флоте СССР.

Разделы этой страницы:

Современные мины и их устройство

Современная морская мина - это сложное конструктивное устройство, автоматически действующее под водой.

Мины могут выставляться с надводных кораблей, подводных лодок и самолетов на путях движения кораблей, у портов и баз противника. "Некоторые мины ставятся на дне моря (рек, озер) и могут быть приведены в действие кодовым сигналом.

Наиболее сложными считаются самодвижущиеся мины, в которых используются положительные свойства якорной мины и торпеды. Они имеют устройства для обнаружения цели, отделения торпеды от якоря, наведения на цель и подрыва заряда неконтактным взрывателем.

Различают три класса мин: якорные, донные и плавающие.

Якорные и донные мины служат для создания неподвижных минных заграждений.

Плавающие мины обычно применяются на речных театрах для поражения расположенных вниз по течению реки мостов и переправ противника, а также его кораблей и плавучих средств. Они могут применяться и на море, но при условии, что поверхностное течение направлено в район базирования противника. Существуют и плавающие самодвижущиеся мины.

Мины всех классов и типов имеют заряд обычного взрывчатого вещества (тротил) весом от 20 до нескольких сот килограммов. Они могут оснащаться и ядерными зарядами.

В зарубежной печати, например, сообщалось, что ядерный заряд с тротиловым эквивалентом в 20 кт способен на расстоянии до 700 м наносить сильные разрушения, топить или выводить из строя авианосцы и крейсеры, а на расстоянии до 1400 м наносить повреждения, значительно снижающие боеспособность этих кораблей.

Взрыв мин вызывается взрывателями, которые бывают двух типов - контактные и неконтактные.

Контактные взрыватели срабатывают от непосредственного соприкосновения корпуса корабля с миной (ударные мины) или с ее антенной (взрыватель электроконтактного действия). Ими, как правило, оснащаются якорные мины.

Неконтактные взрыватели срабатывают от воздействия на них магнитного или акустического поля корабля или от комбинированного воздействия этих двух полей. Они чаще служат для подрыва донных мин.

Тип мины обычно определяется типом взрывателя. Отсюда мины подразделяются на контактные и неконтактные.

Контактные мины бывают ударные и антенные, а неконтактные -"акустические, магнитно-гидродинамические, акустико-гидродинамические и др.

Якорные мины

Якорная мина (рис. 2) состоит из водонепроницаемого корпуса диаметром от 0,5 до 1,5 м, минрепа, якоря, взрывающих приспособлений, предохранительных устройств, обеспечивающих безопасность обращения с миной при приготовлении ее на палубе корабля к постановке и при сбрасывании в воду, а также из механизмов, устанавливающих мину на заданное углубление.

Корпус мины может быть шаровидной, цилиндрической, грушевидной или другой обтекаемой формы. Он делается из стальных листов, стеклопластиков и других материалов.

Внутри корпуса имеется три отделения. Одно из них представляет собой воздушную полость, которая обеспечивает положительную плавучесть мины, необходимую для удержания мины на заданном углублении от поверхности моря. В другом отделении помещаются заряд и детонаторы, а в третьем - различные приборы.

Минреп представляет собой стальной трос (цепь), который, наматывается на вьюшку (барабан), установленную на якоре мины. Верхний конец минрепа крепится к корпусу мины.

В собранном и приготовленном к постановке виде мина лежит на якоре.

Якоря мин металлические. Их делают в виде чашки или тележки с роликами, благодаря которым мины могут легко передвигаться по рельсам или по гладкой стальной палубе корабля.

Якорные мины приводятся в действие посредством различных контактных и неконтактных взрывателей. Контактные взрыватели чаще всего бывают гальваноударные, ударно-электрические и ударно-механические.

Гальваноударные и ударно-электрические взрыватели устанавливаются также в некоторых донных минах, которые ставятся в прибрежной мелководной полосе специально против высадочных средств противника. Такие мины принято называть противодесантными.


1 - предохранительный прибор; 2 - гальваноударный взрыватель; 3-запальный стакан; 4- зарядная камера

Основными деталями гальванических взрывателей являются свинцовые колпаки, внутри которых помещаются стеклянные баллоны с электролитом (рис. 3), и гальванические элементы. Колпаки располагаются на поверхности корпуса мины. От удара о корпус корабля свинцовый колпак сминается, баллон разбивается и электролит попадает на электроды (угольный - положительный, цинковый - отрицательный). В гальванических элементах появляется ток, который от электродов попадает в электрозапал и приводит его в действие.

Свинцовые колпаки закрыты чугунными предохранительными колпаками, которые автоматические сбрасываются пружинами после постановки мины.

Ударно-электрические взрыватели приводятся в действие ударно-электрическим способом. В мине с такими взрывателями выступают несколько металлических стержней, которые от удара о корпус корабля изгибаются или вдвигаются внутрь, подключая запал мины к электрической батарее.

В ударно-механических взрывателях взрывающим приспособлением является ударно-механический прибор, который приводится в действие от удара о корпус корабля. От сотрясения во взрывателе происходит смещение инерционного груза, удерживающего подпружинную рамку с бойком. Освободившийся боек накалывает капсюль запального устройства, которое приводит в действие заряд мины.

Предохранительные устройства, как правило, состоят из сахарных или гидростатических разъединителей, либо тех и других вместе взятых.



1 - чугунный предохранительный колпак; 2 - пружина для сбрасывания предохранительного колпака после постановки мины; 3 - свинцовый колпак с гальваническим элементом; 4 - стеклянный баллон с электролитом; 5 - угольный электрод; 6 - цинковый электрод; 7 - изоляционная шайба; 8 - проводники от угольного и цинкового электродов

Сахарный разъединитель представляет собой кусок сахара, вставляемый между дисками пружинного контакта. При вставленном сахаре цепь взрывателя разомкнута.

В воде сахар через 10-15 мин растворяется, и пружинный контакт, замыкая цепь, делает мину опасной.

Гидростатический разъединитель (гидростат) препятствует соединению дисков пружинного контакта или смещению инерционного грузика (в ударно-механических минах), пока мина находится на корабле. При погружении от давления воды гидростат освобождает пружинный контакт или инерционный грузик.



А - заданное углубление мины; I - минреп; II - якорь мины; 1 - мина сброшена; 2 - мина тонет; 3- мина на грунте; 4-минреп сматывается; 5-мина установилась на заданной глубине

По способу постановки якорные мины делятся на всплывающие со дна [* Этот способ постановки якорных мин был предложен адмиралом Макаровым С О. в 1882 г.] и устанавливаемые с поверхности [** Способ постановки мин с поверхности был предложен лейтенантом Черноморского флота Азаровым Н. Н. в 1882 г.].



h - заданное углубление мины; I-якорь мины; II -штерт; III-груз; IV - минреп; 1-мина сброшена; 2 - мина отделилась от якоря, минреп свободно сматывается с вьюшки; 3. 4- мина на поверхности, минреп продолжает сматываться; 5 - груз дошел до грунта, минреп перестал сматываться; 6 - якорь тянет мину вниз и устанавливает на заданной глубине, равной длине штерта

При постановке мины со дна барабан с минрепом составляет одно целое с корпусом мины (рис. 4).

Мина скреплена с якорем стропами из стального троса, которые не позволяют ей отделиться от якоря. Стропы одним концом закреплены наглухо к якорю, а другим концом пропущены через специальные ушки (обухи) в корпусе мины и затем присоединены к сахарному разъединителю в якоре.

При постановке после падения в воду мина вместе с якорем идет на дно. Через 10-15 мин сахар растворяется, освобождает стропы и мина начинает всплывать.

Когда мина придет на заданное углубление от поверхности воды (h), гидростатический прибор, расположенный около барабана, застопорит минреп.

Вместо сахарного разъединителя может применяться часовой механизм.

Постановка якорных мин с поверхности воды осуществляется следующим образом.

На якоре мины помещается вьюшка (барабан) с намотанным на нее минрепом. К вьюшке прикрепляется специальный стопорящий механизм, соединенный посредством штерта (шнура) с грузом (рис. 5).

Когда мину сбрасывают за борт, она вследствие запаса плавучести держится на поверхности воды, якорь же отделяется от нее и тонет, разматывая минреп с вьюшки.

Перед якорем движется груз, закрепленный на штерте, длина которого равняется Заданному углублению мины (h). Груз первым касается дна и тем"самым дает некоторую слабину штерту. В этот момент срабатывает стопорящий механизм и разматывание минрепа прекращается. Якорь же продолжает движение на дно, увлекая за собой мину, которая погружается на углубление, равное длине штерта.

Данный способ постановки мин еще называют штерто-грузовым. Он получил широкое распространение во многих флотах.

По весу заряда якорные мины подразделяют на малые, средние и большие. Малые мины имеют заряд весом 20-100 кг. Они применяются против небольших кораблей и судов в районах с глубиной до 500 м. Небольшие размеры мин позволяют принимать их на минные заградители по нескольку сотен штук.

Средние мины с зарядами 150-200 кг предназначаются для борьбы с кораблями и судами среднего водоизмещения. Длина их минрепа достигает 1000-1800 м.

Большие мины имеют вес заряда 250 -300 кг и более. Они предназначены для действий против крупных кораблей. Имея большой запас плавучести, эти мины позволяют наматывать на вьюшку длинный минреп. Это дает возможность ставить мины в районах с глубиной моря более 1800 м.

Антенные мины представляют собой обычные якорные ударные мины, имеющие электроконтактные взрыватели. Их принцип работы основан на свойстве неоднородных металлов, например цинка и стали, помещенных в морскую воду, создавать разность потенциалов. Эти мины используются главным образом для борьбы с подводными лодками.

Антенные мины ставятся на углубление около 35 м и снабжаются верхней и нижней металлическими антеннами длиной примерно 30 м каждая (рис. 6).

Верхняя антенна удерживается в вертикальном положении при помощи буйка. Заданное углубление буйка не должно быть больше осадки надводных кораблей противника.

Нижний же конец нижней антенны скрепляется с минрепом мины. Концы антенн, обращенные к мине, соединяются между собой проводом, который проходит внутрь корпуса мины.

Если подводная лодка столкнется непосредственно с миной, то она подорвется на ней так же, как и на якорной ударной мине. Если же подводная лодка коснется антенны (верхней или нижней), то в проводнике возникнет ток, он поступает на чувствительные приборы, подключающие электрозапал к постоянному источнику тока, размещенному в мине и имеющему достаточную мощность, чтобы привести электрозапал в действие.

Из сказанного видно, что антенные мины перекрывают верхний слой воды толщиной около 65 м. Чтобы увеличить толщину этого слоя, ставят вторую линию антенных мин на большее углубление.

На антенной мине может подорваться и надводный корабль (судно), однако взрыв обычной мины на расстоянии 30 м от киля значительных разрушений не приносит.


Зарубежные специалисты считают, что допустимая техническим устройством якорных ударных мин наименьшая глубина постановки составляет не менее 5 м. Чем ближе мина к поверхности моря, тем больше эффект ее взрыва. Поэтому в заграждениях, предназначенных против больших кораблей (крейсеров, авианосцев), эти мины рекомендуется ставить с заданным углублением в 5-7 м. Для борьбы с малыми кораблями углубление мин не превышает 1-2 м. Такие постановки мин опасны даже для катеров.

Но мелко поставленные минные заграждения легко обнаруживаются самолетами и вертолетами и, кроме того, быстро разрежаются (разносятся) под действием сильного волнения, течения и дрейфующего льда.

Срок боевой службы контактной якорной мины ограничен в основном сроком службы минрепа, который ржавеет в воде и теряет свою прочность. При волнении он может оборваться, так как сила рывков на минреп у малых и средних мин достигает сотен килограммов, а у больших мин - нескольких тонн. На живучесть минрепов и особенно на места их крепления с миной влияют также и приливно-отливные течения.

Зарубежные специалисты считают, что в незамерзающих морях и в районах моря, которые прикрываются островами или конфигурацией берега от волнения, вызываемого господствующими ветрами, даже мелко поставленное минное заграждение может простоять без особого разрежения 10-12 месяцев.

Медленнее всего разрежаются глубоко поставленные минные заграждения, предназначенные для борьбы с подводными лодками, идущими в подводном положении.

Контактные якорные мины отличаются простотой конструкции и дешевизной изготовления. Однако они имеют два существенных недостатка. Во-первых, мины должны иметь запас положительной плавучести, что ограничивает вес размещенного в корпусе заряда, а следовательно, и эффективность применения мин против больших кораблей. Во-вторых, такие мины легко могут быть подняты на поверхность воды любыми механическими тралами.

Опыт боевого применения контактных якорных мин в первую мировую войну показал, что они не полностью удовлетворяли требованиям борьбы с кораблями противника: из-за малой вероятности встречи корабля с контактной миной.

Кроме того, корабли, сталкиваясь с якорной миной, уходили обычно с ограниченными повреждениями носовой или бортовой части корабля: взрыв локализировался прочными переборками, водонепроницаемыми отсеками или броневым поясом.

Это привело к мысли создать новые взрыватели, которые могли бы чувствовать приближение корабля на значительном расстоянии и взрывать мину в тот момент, когда корабль будет находиться в опасной зоне от нее.

Создание таких взрывателей стало возможным лишь после того, как были открыты и изучены физические поля корабля: акустическое, магнитное, гидродинамическое и др. Поля как бы увеличивали осадку и ширину подводной части корпуса и при наличии на мине специальных приборов позволяли получать сигнал о приближении корабля.

Взрыватели, срабатывающие от воздействия того или иного физического поля корабля, назвали неконтактными. Они позволили создать донные мины нового типа и обеспечили возможность использования якорных мин для постановки в морях с большими приливами и отливами, а также в районах с сильным течением.

В этих случаях якорные мины с неконтактными взрывателями допускают постановку на таком углублении, что при отливах их корпуса не всплывают на поверхность, а при приливах мины остаются опасными для проходящих над ними кораблей.

Действия же сильных течений и приливов только несколько приглубляют корпус мины, но ее взрыватель все равно чувствует приближение корабля и взрывает мину в нужный момент.

По устройству якорные неконтактные мины сходны с якорными контактными минами. Отличие их состоит только в конструкции взрывателей.

Вес заряда неконтактных мин составляет 300- 350 кг, а постановка их, по мнению иностранных специалистов, возможна в районах с глубиной 40 м и более.

Неконтактный взрыватель срабатывает на некотором расстоянии от корабля. Это расстояние называют радиусом чувствительности взрывателя или неконтактной мины.

Настраивают неконтактный взрыватель так, чтобы радиус его чувствительности не превышал радиуса разрушительного действия взрыва мины на подводную часть корпуса корабля.

Неконтактный взрыватель устроен таким образом, что при подходе корабля к мине на расстояние, соответствующее радиусу ее чувствительности, происходит механическое замыкание контакта в боевой цепи, в которую подключен запал. В результате происходит взрыв мины.

Что же представляют собой физические поля корабля?

Магнитное поле, например, имеется у каждого стального корабля. Напряженность этого поля зависит главным образом от количества и состава металла, из которого построен корабль.

Появление же магнитных свойств у корабля обусловлено наличием магнитного поля Земли. Поскольку магнитное поле Земли неодинаково и меняется по величине с изменением широты места и курса корабля, то и магнитное поле корабля при плавании изменяется. Его принято характеризовать напряженностью, которую измеряют в эрстедах.

При приближении корабля, обладающего магнитным полем, к магнитной мине в последней вызывается колебание установленной во взрывателе магнитной стрелки. Отклоняясь от исходного положения, стрелка замыкает контакт в боевой цепи, и мина взрывается.

При движении корабль образует акустическое поле, которое создается главным образом шумом вращающихся винтов и работой многочисленных механизмов, размещенных внутри корпуса корабля.

Акустические колебания механизмов корабля создают суммарное колебание, воспринимаемое в виде шума. Шумы кораблей разных типов имеют свои особенности. У быстроходных кораблей, например, более интенсивно выражены высокие частоты, у тихоходных (транспортов) - низкие частоты.

Шум от корабля распространяется на значительное расстояние и создает вокруг него акустическое поле (рис. 7), которое и является средой, где срабатывают неконтактные акустические взрыватели.

Специальное устройство такого взрывателя, например угольный гидрофон, преобразует воспринимаемые колебания звуковой частоты, создаваемые кораблем, в электрические сигналы.

Когда сигнал достигает определенной величины, это значит, что корабль вошел в зону действия неконтактной мины. Через вспомогательные приборы электробатарея подключается на запал, который и приводит в действие мину.

Но угольные гидрофоны прослушивают шумы только в диапазоне звуковых частот. Поэтому для приема частот ниже и выше звуковой используются специальные акустические приемники.



Акустическое поле распространяется на гораздо большее расстояние, чем магнитное. Следовательно, представляется возможным создавать акустические взрыватели с большой зоной действия. Вот почему во вторую мировую войну большинство неконтактных взрывателей работало на акустическом принципе, а в комбинированных неконтактных взрывателях одним из каналов всегда был акустический.

При движении корабля в водной среде создается так называемое гидродинамическое поле, под которым подразумевается уменьшение гидродинамического давления во всем слое воды от днища корабля до дна моря. Это уменьшение давления является следствием вытеснения массы воды подводной частью корпуса корабля, а также возникает.как результат волнообразования под килем и за кормой быстро движущегося корабля. Так, например, крейсер водоизмещением около 10 000 т, идущий со скоростью 25 уз (1 уз = 1852 м/ч), в районе с глубиной моря 12-15 м создает понижение давления на 5 мм вод. ст. даже на расстоянии до 500 м справа и слева от себя.

Было установлено, что величины гидродинамических полей у различных кораблей различны и зависят в основном от скорости хода и водоизмещения. Кроме того, с уменьшением глубины района, в котором движется корабль, создаваемое им придонное гидродинамическое давление увеличивается.

Для улавливания изменения гидродинамического поля служат специальные приемники, которые реагируют на определенную программу смены повышенного и пониженного давлений, наблюдающихся при прохождении корабля. Эти приемники входят в состав гидродинамических взрывателей.

При изменении гидродинамического поля в определенных пределах смещаются контакты и замыкают электрическую цепь, приводящую в действие взрыватель. В результате происходит взрыв мины.

Считается, что приливно-отливные течения и волны могут создавать значительные изменения гидростатического давления. Поэтому для защиты мин от ложного срабатывания при отсутствии цели гидродинамические приемники обычно применяют в комбинации с неконтактными взрывателями, например, акустическими.

Комбинированные неконтактные взрыватели применяются в минном оружии довольно широко. Это вызвано рядом причин. Известно, например, что чисто магнитные и акустические донные мины сравнительно легко вытраливаются. Применение же комбинированного акустико-гидродинамического взрывателя значительно усложняет процесс траления, так как для этих целей требуются акустические и гидродинамические тралы. Если же на тральщике один из этих тралов выйдет из строя, то мина не будет вытралена и может взорваться при прохождении корабля над ней.

Для затруднения вытраливания неконтактных мин, помимо комбинированных неконтактных взрывателей, применяются специальные приборы срочности и кратности.

Прибор срочности, снабженный часовым механизмом, может быть установлен на срок действия от нескольких часов до нескольких суток.

До истечения срока установки прибора неконтактный взрыватель мины в боевую цепь не включится и мина не взорвется даже при прохождении корабля над ней или действии трала.

В такой обстановке противник, не зная установки приборов срочности (а она может быть различной в каждой мине), не сможет определить, до каких пор необходимо тралить фарватер, чтобы корабли смогли выйти в море.

Прибор кратности начинает срабатывать только по истечении срока установки прибора срочности. Он может быть установлен на одно или несколько прохождений корабля над миной. Чтобы взорвать такую мину, кораблю (тралу) нужно пройти над ней столько раз, какова установка кратности. Всё это значительно усложняет борьбу с минами.

Неконтактные мины могут взрываться не только от рассмотренных физических полей корабля. Так, в зарубежной печати сообщалось о возможности создания неконтактных взрывателей, основу которых могут составлять высокочувствительные приемники, способные реагировать на изменения температуры и состава воды во время прохождения кораблей над миной, на светооптические изменения и т. п.

Считается, что физические поля кораблей содержат еще много неизученных свойств, которые могут быть познаны и применены в минном деле.

Донные мины

Донные мины обычно неконтактные. Они, как правило, имеют форму закругленного с обоих концов водонепроницаемого цилиндра длиной около 3 м и диаметром около 0,5 м.

Внутри корпуса такой мины размещается заряд, взрыватель и другое необходимое оборудование (рис. 8). Вес заряда донной неконтактной мины составляет 100- 900 кг.



/ - заряд; 2 - стабилизатор; 3 - аппаратура взрывателя

Наименьшая глубина постановки донных неконтактных мин зависит от их устройства и составляет несколько метров, а наибольшая, когда эти мины используются против надводных кораблей, не превышает 50 м.

Против подводных лодок, идущих в подводном положении на небольшом расстоянии от грунта, донные неконтактные мины ставятся в районах с глубинами моря более 50 м, но не глубже предела, обусловленного прочностью корпуса мины.

Взрыв донной неконтактной мины происходит под днищем корабля, где обычно не имеется противоминной защиты.

Считается, что такой взрыв наиболее опасен, так как он вызывает как местные повреждения днища, ослабляющие прочность корпуса корабля, так и общий изгиб днища вследствие неравномерной интенсивности воздействия по длине корабля.

Надо сказать, что пробоины в этом случае по размерам оказываются больше, чем при взрыве мины у борта, что приводит к гибели корабля.-

Донные мины в современных условиях нашли очень широкое применение и привели к некоторому вытеснению якорных мин. Однако при постановке на глубинах более 50 м они требуют очень большого заряда взрывчатого вещества.

Поэтому для больших глубин все еще применяются обычные якорные мины, хотя они и не имеют таких тактических преимуществ, которыми обладают донные неконтактные мины.

Плавающие мины

Современные плавающие (самотранспортирующиеся) мины автоматически управляются приборами различного устройства. Так, одна из американских подлодочных автоматически плавающих мин имеет прибор плавания.

Основу этого прибора составляет электродвигатель, вращающий в воде гребной винт, расположенный в нижней части мины (рис. 9).

Работой электродвигателя управляет гидростатический прибор, который действует от; внешнего давления воды и периодически подключает аккумуляторную батарею к электродвигателю.

Если мина опускается на глубину больше той, которая установлена на приборе плавания, то гидростат включает электродвигатель. Последний вращает гребной винт и заставляет мину подвсплывать до заданного углубления. После этого гидростат выключает питание двигателя.


1 - взрыватель; 2 - заряд взрывчатого вещества; 3 - аккумуляторная батарея; 4- гидростат управления электродвигателем; 5 - электродвигатель; 6 - гребной винт прибора плавания

Если же мина будет продолжать всплывать, то гидростат вновь включит электродвигатель, но в этом случае гребной винт будет вращаться в обратную сторону и заставит мину углубиться. Считается, что точность удержания такой мины на заданном углублении может быть достигнута ±1 м.

В послевоенные годы в США на базе одной из электрических торпед была создана самотранспортирующаяся мина, которая после выстреливания движется в заданном направлении, погружается на дно и затем действует как донная мина.

Для борьбы с подводными лодками в США разработаны две самотранспортирующиеся мины. Одна из них, имеющая обозначение "Слим", предназначается для постановки у баз подводных лодок и на путях их предполагаемого движения.

В основу конструкции мины "Слим" положена дальноходная торпеда с различными неконтактными взрывателями.

По другому проекту разработана мина, имеющая название "Кэптор". Она представляет собой комбинацию противолодочной торпеды с минным якорным устройством. Торпеда размещается в специальном герметическом алюминиевом контейнере, который ставится на якорь на глубине до 800 м.

При обнаружении подводной лодки срабатывает прибор мины, откидывается крышка контейнера и запускается двигатель торпеды. Наиболее ответственную часть этой мины составляют приборы обнаружения и классификации целей. Они позволяют отличить подводную лодку от надводного корабля и свою подводную лодку от подводной лодки противника. Приборы реагируют на различные физические поля и дают сигнал на активизацию системы при регистрации не менее двух параметров, например гидродинамического давления и частоты гидроакустического поля.

Считается, что минный интервал (расстояние между соседними минами) для таких мин близок к радиусу реагирования (предельная дальность работы) аппаратуры самонаведения торпеды (~1800 м), что существенно уменьшает их расход в противолодочном заграждении. Предполагаемый срок службы этих мин от двух до пяти лет.

Разработка аналогичных мин производится также военно-морскими силами ФРГ.

Считается, что защита от автоматически плавающих мин весьма затруднительна, так как тралы и охранители кораблей эти мины не вытраливают. Характерной их особенностью является и то, что они снабжаются специальными приборами - ликвидаторами, связанными с часовым механизмом, который устанавливается на заданный срок действия. По истечении этого срока мины тонут или взрываются.

* * *

Говоря об общих направлениях развития современных мин, следует иметь в виду, что последнее десятилетие военно-морские силы стран НАТО особое внимание уделяют созданию мин, служащих для борьбы с подводными лодками.

Отмечается, что мины являются наиболее дешевым и массовым видом оружия, которое с одинаковым успехом может поражать надводные корабли, обычные и атомные подводные лодки.

По типу носителей большинство современных зарубежных мин является универсальными. Они могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и самолетами.

Мины оснащаются контактными, неконтактными (магнитными, акустическими, гидродинамическими) и комбинированными взрывателями. Они рассчитываются на длительный срок службы, снабжаются различными противотральными устройствами, минными ловушками, самоликвидаторами и трудно вытраливаются.

Среди стран НАТО военно-морские силы США располагают наиболее крупными запасами минного оружия. В арсенале минного оружия США имеется большое разнообразие противолодочных мин. Среди них можно отметить корабельную мину Мк.16 с усиленным зарядом и якорную антенную мину Мк.6. Обе мины были разработаны во время второй мировой войны и до настоящего времени находятся на вооружении ВМС США.

К середине 60-х годов в США было принято на вооружение несколько образцов новых неконтактных мин для использования против подводных лодок. К ним относятся авиационные малые и большие донные неконтактные мины (Мк.52, Мк.55 и Мк.56) и якорная неконтактная мина Мк.57, предназначенная для постановки из торпедных аппаратов подводных лодок.

Надо отметить, что в США в основном разрабатываются мины, предназначенные для постановки авиацией и подводными лодками.

Вес заряда авиационных мин - 350-550 кг. При этом вместо тротила их стали снаряжать новыми взрывчатыми веществами, превосходящими мощность тротила в 1,7 раза.

В связи с требованием применения донных мин против подводных лодок глубина места их постановки доведена до 150-200 м.

Серьезным недостатком современного минного оружия зарубежные специалисты считают отсутствие противолодочных мин с большим радиусом действия, глубина постановки которых позволяла бы применять их против современных подводных лодок. При этом отмечается, что одновременно усложнилась конструкция и значительно повысилась стоимость мин.