Как называется морская мина с шипами. Самые грозные отечественные морские мины

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Полноценную морскую мину изобрел американец Бушнель. Использовали ее против Британии в войне за независимость народов. Боеприпас был герметичной бочкой с порохом. Мина дрейфовала в сторону врага, разрываясь при контакте с кораблем.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Разновидности морских мин

Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.

По виду монтажа боеприпаса отличают:

  • Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
  • Донные опускаются на морское дно;
  • Плавающие дрейфуют по поверхности;
  • Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
  • Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.

По способу взрыва разделяют:

  • Контактные активируются при контакте с корпусом;
  • Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
  • Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
  • Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
  • Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
  • Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
  • Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
  • Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
  • Комбинированные сочетают в себе разные типы.

Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.

Носители

Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.

Морские мины время Второй Мировой войны

В определенные годы среди морских сил мины являлись «оружием слабого» и не имели популярности. Такому виду вооружения не уделяли особого внимания крупные морские державы, такие как Англия, Япония и США. В Первую Мировую отношение к оружию кардинально изменилось, тогда по подсчетам было поставлено приблизительно 310 000 мин.

В годы Второй Мировой морские «взрывчатки» получили широкую практику. Фашистская Германия использовала мины активно, только в Финский залив было доставлено около 20 тысяч единиц.

Во время войны оружие постоянно совершенствовалось. Каждый старался повысить его эффективность в бою. Именно тогда появились на свет магнитные, акустические и комбинированные морские мины. Использование этого вида вооружения не только с воды, но и с авиации расширило их потенциал. Под угрозой оказались порты, военные морские базы, судоходные реки и другие водные объекты.

От морских мин был понесен сильный ущерб во всех направлениях. Примерно десятая часть транспортных единиц были уничтожены с применением этого вида вооружения.

В нейтральных частях Балтийского моря на момент начала военных действий было установлено около 1120 мин. А характерные особенности области только способствовали эффективному применения боеприпаса.

Одной из самых известных немецких мин стала Luftwaffe Mine B, доставляемая до места назначения самолетами. LMB являлась популярной из всех собранных в Германии морских донных неконтактных мин. Ее успех стал настолько значимым, что ее приняли на вооружение и при установке с кораблей. Мина получила название Рогатая смерть или Магнитная смерть.

Современные морские мины

Самой мощной из отечественных мин, созданных в до военном времени, признана M-26. Ее заряд составляет 250 кг. Это якорная «взрывчатка» с ударно-механическим типом активации. Из-за значительного объема заряда форма боеприпаса была изменена с шаровой на сфероцилиндрическу. Ее плюсом являлось то, что на якоре она располагалась горизонтально и транспортировать ее было проще.

Еще одним достижением наших соотечественников в сфере военного вооружения кораблей стала гальваноударная мина КБ, используемая как противолодочное оружие. В ней были впервые использованы чугунные колпаки-предохранители, покидавшие свое место автоматически при погружении в воду. В 1941 году к мине добавили клапан потопления, позволяющей ей самостоятельно погружаться на дно при отрыве от якоря.

В послевоенное время отечественные ученые возобновили гонку за лидерство. В 1957 году была выпущена единственная самоходная подводная ракета. Ею стала реактивная всплывающая мина КРМ. Это стало толчком к разработке кардинально нового типа оружия. Устройство КРМ произвело полную революцию в производстве отечественного морского вооружения.

В 1960 году СССР приступило к воплощению передовых минных комплексов, состоящих из мин-ракет и торпед. Через 10 лет ВМФ стал активно использовать противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие аналогов за границей.

Очередным прорывом можно назвать мину-торпеду МПТ-1, имеющую двухканальную систему поиска и распознавания цели. Ее разработка длилась девять лет.

Все имеющиеся данные и испытания стали хорошей платформой для формирования более передовых форм оружия. В 81 году была закончена первая российская универсальная противолодочная мина-торпеда. Она незначительно отставала по своим параметрам американской конструкции Captor, при этом опережая ее в глубинах установки.

УДМ-2, вошедшая на снабжение в 78 году, применялась для повреждения надводных и подводных кораблей всех типов. Мина являлась универсальной со всех сторон, начиная от установки и заканчивая самоликвидацией на суше и в мелководье.

На суше мины не приобрели особого тактического значения, так и оставшись дополнительным типом вооружения. Морские мины получили совершенную роль. Только появившись, они стали стратегическим оружием, нередко смещающим остальные виды на второй план. Это связано с ценой для боя каждого отдельного судна. Численность кораблей в морском флоте определена и потеря даже одного галеона может сменить ситуацию в пользу противника. Каждое судно имеет сильную боевую мощь и значительный экипаж. Взрыв одной морской мины под судном может сыграть огромную роль в ходе всей войны, что несравнимо с множеством взрывов на суше.

Почему морское минное оружие вновь становится популярным в XXI веке

Борец с минной опасностью – рейдовый тральщик. Фото из книги "Оружие России"


Казалось, что в век высоких технологий морское минное оружие навсегда ушло в тень своих более высокоточных коллег – торпед и ракет. Однако, как показывает опыт последних лет, морские мины все еще остаются грозной силой в борьбе на море и даже получили дополнительный импульс к развитию за счет внедрения новейших высокотехнологичных разработок.

Особой популярностью морское минное оружие (мы здесь будем понимать под этим термином только морские мины и минные комплексы различных типов) пользуется сегодня у стран, которые не обладают мощными военными флотами, но имеют достаточно протяженное побережье, а также у так называемых стран третьего мира или же террористических (преступных) сообществ, не имеющих по тем или иным причинам возможности закупать современные высокоточные средства поражения для своих военно-морских сил (такие как противокорабельные и крылатые ракеты, самолеты-ракетоносцы, боевые корабли основных классов).

Главные причины этого – чрезвычайная простота конструкции морских мин и легкость их эксплуатации по сравнению с другими видами морского подводного оружия, а также весьма умеренная цена, в разы отличающаяся от тех же противокорабельных ракет.

«Дешево, но сердито» – такой девиз можно без всяких оговорок применить к современному морскому минному оружию.

СТАРАЯ НОВАЯ УГРОЗА

Командование военно-морских сил стран Запада вплотную столкнулось с «асимметричной», как часто ее называют за рубежом, минной угрозой в ходе недавних контртеррористических и миротворческих операций, в рамках которых привлекались достаточно крупные силы флота. Оказалось, что мины – даже устаревших типов – представляют собой весьма серьезную угрозу для современных боевых кораблей. Под ударом оказалась и концепция литоральной войны, на которую в последнее время делают ставку ВМС США.

Причем высокий потенциал морского минного оружия обеспечивается не только благодаря их высоким тактико-техническим характеристикам, но и за счет высокой гибкости и разнообразия тактики его применения. Так, например, противник может выполнять минные постановки в своих территориальных или даже внутренних водах, под прикрытием средств береговой обороны и в наиболее удобное для него время, что существенно повышает фактор внезапности его применения и ограничивает возможности противостоящей стороны по своевременному выявлению минной угрозы и ее устранению. Особенно велика опасность, исходящая от донных мин с неконтактными взрывателями разных типов, устанавливаемых в мелководных районах прибрежных морей: системы обнаружения мин в этом случае функционируют более эффективно, а плохая видимость, сильные прибрежные и приливно-отливные течения, наличие большого количества миноподобных объектов (ложных целей) и близость военно-морских баз или объектов береговой обороны противника затрудняет работу минно-тральных сил и групп водолазов-минеров потенциального агрессора.

По оценкам военно-морских экспертов, морские мины – это «квинтэссенция асимметричной войны современности». Они легко устанавливаются и могут оставаться на боевой позиции в течение многих месяцев и даже лет, не требуя дополнительного обслуживания или выдачи каких-то команд. На них никоим образом не влияют ни изменение концептуальных положений ведения войны на море, ни смена политического курса страны. Они просто лежат там, на дне, и ждут свою жертву.

Для наилучшего понимания того, насколько высокий потенциал имеют современные мины и минные комплексы, рассмотрим несколько образцов российского морского минного оружия, которые разрешены на экспорт.

Например, донная мина МДМ-1 Мод. 1, выставляемая как с подводных лодок с торпедными аппаратами калибра 534 мм, так и с надводных кораблей, предназначена для уничтожения надводных кораблей противника и его подводных лодок, находящихся в подводном положении. Имея боевую массу 960 кг (лодочная версия) или 1070 кг (ставится с надводных кораблей) и боевую часть, эквивалентную заряду тротила массой 1120 кг, она способна находиться на позиции во «взведенном состоянии» не менее одного года, и после истечения назначенного ей времени боевой службы она просто самоликвидируется (что избавляет от необходимости заниматься ее поиском и уничтожением). Мина имеет достаточно широкий диапазон по глубине применения – от 8 до 120 м, оснащена трехканальным неконтактным взрывателем, реагирующим на акустическое, электромагнитное и гидродинамическое поля корабля-цели, приборами срочности и кратности, а также имеет эффективные средства противодействия современным минно-тральным комплексам различных типов (контактные, неконтактные тралы и пр.). Кроме того, обнаружение мины при помощи акустических и оптических средств затруднено примененными маскировочной окраской и особым материалом корпуса. Впервые мину, принятую на вооружение в 1979 году, продемонстрировали широкой публике на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби (IDEX) в феврале 1993 года. Заметим – это мина, принятая в отечественном флоте на вооружение почти 30 лет назад, но ведь после нее были и другие донные мины…

Другой образец отечественного минного оружия – противолодочный минный комплекс ПМК-2 (экспортное обозначение противолодочной мины-торпеды ПМТ-1, принятой на вооружение ВМФ СССР в 1972 году и прошедшей в 1983 году модернизацию по варианту МТПК-1), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника различных классов и типов на глубинах от 100 до 1000 м. Постановка ПМК-2 может выполняться из 534-мм торпедных аппаратов подводных лодок на глубинах до 300 метров и скорости хода до восьми узлов, либо с надводных кораблей на скорости до 18 узлов, либо же с самолетов противолодочной авиации с высот не более 500 м и на скорости полета до 1000 км/час.

Отличительной особенностью данного минного комплекса является использование в качестве боевой части малогабаритной противолодочной торпеды (последняя, в свою очередь, имеет БЧ массой 130 кг в тротиловом эквиваленте и оснащена комбинированным взрывателем). Общая масса ПМК-2 в зависимости от модификации (типа постановщика) составляет от 1400 до 1800 кг. После постановки ПМК-2 может находиться на позиции в боеспособном состоянии не менее одного года. Гидроакустическая система комплекса постоянно ведет наблюдение в своем секторе, обнаруживает цель, классифицирует ее и выдает данные в счетно-решающее устройство для определения элементов движения цели и выработки данных для пуска торпеды. После выхода торпеды в зону цели на назначенную глубину она начинает движение по спирали, а ее ГСН осуществляет поиск цели и последующий ее захват. Аналогом ПМК-2 является американский противолодочный минный комплекс Mk60 Mod0/Mod1 CAPTOR (enCAPsulated TORpedo), поступавший в ВМС Соединенных Штатов с 1979 года, но уже снятый и с вооружения, и с производства.

ИНОСТРАННЫЕ ОБРАЗЦЫ

Впрочем, за рубежом о «рогатой смерти» стремятся не забывать. Такие страны, как США, Финляндия, Швеция и целый ряд других, ведут сегодня активную работу по модернизации старых и разработке новых типов мин и минных комплексов. Едва ли не единственной морской державой, которая почти полностью отказалась от использования боевых морских мин, стала Великобритания. Так, например, в 2002 году в официальном ответе на парламентский запрос командующий Королевскими ВМС отмечал, что они «не располагают никакими запасами морских мин с 1992 года. В то же время Соединенное Королевство сохраняет возможности по использованию данного типа вооружения и продолжает осуществлять НИОКР в данной области. Но флот использует только практические (учебные) мины – в ходе учений для отработки навыков личного состава».

Однако на британские компании такой «самозапрет» не распространяется, и, например, BAE Systems производит на экспорт мину типа «Стоунфиш». В частности, эта мина, оснащенная комбинированным взрывателем, реагирующим на акустическое, магнитное и гидродинамическое поля корабля, состоит на вооружении в Австралии. Мина имеет рабочий диапазон глубин 30–200 м и может выставляться с самолетов, вертолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

Из зарубежных образцов морского минного оружия следует отметить американскую самотранспортирующуюся донную мину Mk67 SLMM (Submarine-Launched Mobile Mine), которая предназначена для скрытого минирования мелководных (фактически – прибрежных) районов морей, а также фарватеров, акваторий военно-морских баз и портов, подход к которым подводной лодки, выполняющей минную постановку, слишком опасен по причине сильной противолодочной обороны противника или затруднен вследствие особенностей рельефа дна, малых глубин и пр. В таких случаях субмарина-носитель может осуществлять минную постановку с расстояния, равного дальности хода самой мины, которая после выхода из торпедного аппарата ПЛ за счет своей электрической энергоустановки выдвигается в заданный район и ложится на грунт, превращаясь в обычную донную мину, способную обнаруживать и атаковать надводные корабли и подводные лодки. Принимая во внимание тот факт, что дальность хода мины составляет около 8,6 миль (16 км), а ширина территориальных вод равна 12 милям, можно без труда заметить, что подводные лодки, оснащенные такими минами, могут в мирное время или накануне начала боевых действий без особого труда выполнять минирование прибрежных районов потенциального противника.

Внешне Mk67 SLMM выглядит как стандартная торпеда. Впрочем, в ее состав торпеда как раз и входит – сама мина построена на базе торпеды Mk37 Mod2, в конструкцию которой было внесено около 500 изменений и усовершенствований. В том числе изменениям подверглась боевая часть – вместо типовой БЧ установлена мина (в ней применено ВВ типа PBXM-103). Модернизации подверглась бортовая аппаратура системы наведения, а также были применены комбинированные неконтактные взрыватели Mk58 и Mk70, аналогичные устанавливаемым на американских донных минах семейства «Квикстрайк». Рабочая глубина применения мины колеблется от 10 до 300 м, а минный интервал (расстояние между двумя соседними минами) составляет 60 м.

Недостатком Mk67 SLMM является ее «аналоговый» характер, вследствие чего при использовании мины на субмаринах с «цифровой» БИУС необходимо выполнение дополнительных действий по «адаптации» к носителю.

Разработка Mk67 SLMM была начата в 1977–1978 годах и первоначальными планами предусматривалось к 1982 году поставить ВМС Соединенных Штатов 2421 мину нового типа. Однако работы по ряду причин, в том числе из-за завершения холодной войны, затянулись, и состояния начальной оперативной готовности комплекс достиг только в 1992 году (что равнозначно постановке ее на вооружение). В конечном итоге Пентагон приобрел у производителя – компании «Рейтеон Нэйвал энд Мэритайм Интегрейтед Системс Компании» (г. Портсмут, бывшая «Дивей Электроникс») – только 889 мин, из которых наиболее старые уже снимаются с вооружения и утилизируются вследствие истечения сроков хранения. Аналогом данной мины являются российские самотранспортирующиеся донные мины семейства СМДМ, созданные на базе 533-мм торпеды 53-65КЭ и 650-мм торпеды 65-73 (65-76).

В последнее время в США ведутся работы по модернизации минного комплекса Mk67 SLMM, которые осуществляются по нескольким направлениям: во-первых, увеличивается дальность самостоятельного хода мины (за счет усовершенствования энергоустановки) и повышается ее чувствительность (за счет установки более нового программируемого неконтактного взрывателя типа TDD Mk71); во-вторых, компания «Ханиуэлл Марин Системс» предлагает свой вариант мины – на базе торпеды NT-37E, а в-третьих, еще в 1993 году начаты работы по созданию новой модификации самотранспортирующейся мины на базе торпеды Mk48 Mod4 (изюминкой мины должно стать наличие двух БЧ, имеющих возможность разделяться и детонировать независимо друг от друга, подрывая, таким образом, две раздельные цели).

Американские военные также продолжают совершенствовать донные мины семейства «Квикстрайк», созданные на базе авиационных бомб серии Mk80 различных калибров. Причем эти мины постоянно применяются в различных учениях ВМС и ВВС Соединенных Штатов и их союзников.

Отдельного упоминания заслуживают работы в области морского минного оружия, проводимые финскими специалистами. Это особенно интересно в связи с тем, что военно-политическое руководство Финляндии на официальном уровне объявило о том, что оборонительная стратегия государства на морском направлении будет основываться на широком использовании морских мин. При этом минные поля, призванные превратить прибрежные районы в «суп с клецками», будут прикрываться береговыми артиллерийскими батареями и ракетными дивизионами береговой обороны.

Новейшей разработкой финских оружейников является минный комплекс М2004, серийный выпуск которого начат в 2005 году – первый контракт на морские мины под обозначением «Морская мина 2000» компания «Патрия» (главный подрядчик по программе) получила в сентябре 2004 года, обязавшись поставить неназванное их количество в 2004–2008 годах и осуществлять затем техническое обслуживание изделий в местах хранения и эксплуатации.

ПЕЧАЛЬНЫЕ УРОКИ

Морское минное оружие – это «тайна за семью печатями» наравне с торпедным оружием составляющее предмет особой гордости тех держав, которые могут его самостоятельно разрабатывать и производить. Сегодня морские мины различных типов состоят на вооружении военно-морских сил 51 страны мира, причем из них 32 способны сами заниматься их серийным выпуском, а 13 – экспортируют их в другие страны. При этом только в ВМС США после войны в Корее из 18 потерянных и сильно поврежденных боевых кораблей 14 стали жертвами именно морского минного оружия.

Если же оценивать объем усилий, затрачиваемых даже самыми передовыми странами мира на ликвидацию минной угрозы, то достаточно привести такой пример. Накануне Первой войны в Заливе, в январе–феврале 1991 года, иракские ВМС выставили в прибрежных районах Кувейта, на десантоопасных направлениях, более 1300 морских мин 16 различных типов, что в том числе стало причиной срыва «блестяще продуманной» морской десантной операции американцев. После изгнания иракских войск с территории Кувейта силам многонациональной коалиции понадобилось несколько месяцев для того, чтобы полностью очистить указанные районы от мин. По обнародованным данным, противоминным силам военно-морских сил США, Германии, Великобритании и Бельгии удалось найти и уничтожить 112 мин – преимущественно старые советские авиационные донные мины АМД и корабельные мины КМД с неконтактными взрывателями «Краб».


Вертолетоносец "Триполи": пробоина в результате взрыва иракской мины. Фото с сайта www.wikipedia.org


Памятна всем и «минная война», устроенная в Персидском заливе в конце 1980-х годов. Интересно, что тогда командиры американских боевых кораблей, выделенных для эскортирования коммерческих судов в зоне «пылающего огнем» залива, быстро сообразили: нефтеналивные танкеры благодаря особенностям конструкции (двойной корпус и пр.) оказались относительно малоуязвимы перед угрозой со стороны морских мин. И тогда американцы стали ставить танкеры, особенно идущие порожняком, в голове конвоя – даже впереди эскортных боевых кораблей.

В целом в период с 1988 по 1991 год именно мины послужили причиной серьезных повреждений, полученных американскими боевыми кораблями, действовавшими в водах Персидского залива:

– 1988 год – на иранской мине типа М-08 подорвался фрегат УРО «Сэмюэль Б. Робертс», получивший пробоину размером 6,5 м (были сорваны с фундаментов механизмы, поломан киль) и выдержавший затем ремонт стоимостью 135 млн. долл.;

– февраль 1991 года – десантный вертолетоносец «Триполи» подорвался предположительно на иракской мине типа LUGM-145, а крейсер УРО «Принстон» – также на иракской донной мине типа «Манта» итальянской разработки (взрыв повредил аппаратуру системы «Иджис», УВП ЗРК, валопровод гребного винта, руль и часть надстроек и палуб). Следует при этом отметить, что оба этих корабля входили в состав крупного амфибийного соединения с 20 тыс. морских пехотинцев на борту, которому была поставлена задача провести морскую десантную операцию (в ходе освобождения Кувейта американцы так и не смогли провести ни одной морской десантной операции).

Кроме того, эсминец УРО «Пол Ф. Фостер» наскочил на якорную контактную, «рогатую», мину и только по счастливой случайности остался невредим – она оказалась слишком старой и просто не сработала. Кстати, в том же конфликте американский тральщик «Авенджер» стал первым противоминным кораблем в истории, который в боевых условиях обнаружил и обезвредил мину типа «Манта» – одну из лучших «мелководных» донных мин в мире.

Когда же настало время операции «Свобода Ираку», союзным силам пришлось поволноваться более серьезно. В районах действия сил и средств объединенной группировки военно-морских сил, только по официально обнародованным Пентагоном данным, были обнаружены и уничтожены 68 мин и миноподобных объектов. Хотя такие данные вызывают обоснованные сомнения: например, одних только мин типа «Манта» было обнаружено, по данным американских военных, несколько десятков, да плюс к тому 86 «мант» нашли австралийцы на складах и минных заградителях иракцев. Кроме того, подразделениям американских сил специальных операций удалось обнаружить и перехватить грузовое судно, буквально «забитое» иракскими якорными и донными минами, которые предполагалось выставить на линиях коммуникаций в Персидском заливе и предположительно в Ормузском проливе. Причем каждая мина была замаскирована в специальном «коконе», изготовленном из пустой бочки из-под нефти. И уже после завершения активной фазы боевых действий американские оперативно-поисковые группы наткнулись еще на несколько маломерных судов, переоборудованных в минные заградители.

Особо следует отметить, что в ходе Второй войны в Заливе в районе боевых действий и на территории военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США и их союзников в зоне Персидского залива активно использовались американские подразделения, имевшие дельфинов и калифорнийских львов, специально обученных для борьбы с морскими минами и миноподобными объектами. В частности, «животные в погонах» привлекались для охраны военно-морской базы в Бахрейне. Точные данные о результатах использования таких подразделений официально не обнародовались, но американское военное командование признало факт гибели одного дельфина-сапера.

Дополнительное напряжение в ходе операции создавало то, что военнослужащих минно-тральных сил и подразделения водолазов-минеров часто привлекали не только к поиску и уничтожению мин и миноподобных объектов всех типов – плавучих, якорных, донных, «самозакапывающихся» и пр., но и к уничтожению противодесантных минно-взрывных и иных заграждений (например, противотанковые минные поля на берегу).

В отечественном флоте операции по разминированию тоже оставили свой неизгладимый отпечаток. Особенно памятно разминирование Суэцкого канала, проводившееся советским ВМФ по просьбе правительства Египта с 15 июля 1974 года. Со стороны СССР участвовали 10 тральщиков, 2 шнуроукладчика и еще 15 кораблей охранения и вспомогательных судов; принимали участие в тралении канала и залива также французские, итальянские, американские и британские ВМС. Причем «янки» и «томми» тралили районы с выставленными минами советского образца – что немало помогло им в отработке действий по борьбе с минным оружием вероятного противника. Кстати, разрешение американо-британским союзникам на траление данных районов было выдано военно-политическим руководством Египта в нарушение Соглашения о военных поставках от 10 сентября 1965 года, подписанным СССР и АРЕ.

Впрочем, это нисколько не умаляет значения того бесценного опыта, который получен советскими моряками в Суэцком канале. Именно тогда в реальных условиях, на боевых минах, были отработаны действия по уничтожению донных мин при помощи вертолетов-тральщиков, укладывавших шнуровые заряды или буксировавших неконтактные тралы. Были также отработаны применение всех видов тралов и искателей мин в тропических условиях, использование трала «ВКТ» для пробивки первого галса и «БШЗ» (боевой шнуровой заряд) для разрежения минного поля боевых мин вертолетами. Исходя из полученного опыта, советскими специалистами-минерами были откорректированы наставления по тралению, существовавшие в ВМФ СССР. Было также подготовлено большое количество офицеров, старшин и матросов, приобретших бесценный опыт боевого траления.

НОВЫЕ УГРОЗЫ – НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Вследствие изменившегося характера минной войны на море и расширения круга задач противоминных сил их подразделения должны быть готовы равно эффективно действовать как в глубоководных и мелководных районах океанов и морей, так и в чрезвычайно мелководных районах прибрежных зон, рек и озер, а также в приливно-отливной зоне (полосе прибоя) и даже на «пляже». Особо хотелось бы отметить, что в последнее десятилетие прошлого века наметилась явная тенденция использования военными стран третьего мира достаточно интересного способа минных постановок – старые контактные якорные и более современные неконтактные донные мины стали использоваться в рамках одного минного поля, что затрудняло сам процесс проведения траления, поскольку требовало от противоминных сил применения разных видов тралов (а для поиска донных мин – еще и подводных необитаемых противоминных аппаратов).

Все это требует от военнослужащих минно-тральных сил не только соответствующей разносторонней подготовки, но и наличия необходимых вооружений и технических средств обнаружения мин и миноподобных объектов, их обследования и последующего уничтожения.

Особая опасность современного морского минного оружия и его стремительного распространения по миру заключается в том, что на акватории, благоприятные для выполнения постановок морских мин, приходится сегодня до 98% мирового торгового судоходства. Немаловажно и следующее обстоятельство: современные концепции применения военно-морских сил ведущих стран мира особое внимание уделяют возможности корабельных группировок выполнять различные маневры – в том числе в прибрежной, или «литоральной», зоне. Морские же мины ограничивают действия боевых кораблей и вспомогательных судов, становясь, таким образом, существенным препятствием для решения ими назначенных тактических задач. Итог – для ведущих стран мира, располагающих крупными военно-морскими силами, теперь стало более предпочтительным создавать эффективные противоминные силы, чем заниматься разработкой мин и минных заградителей.

В связи со всем вышесказанным в военно-морских силах ведущих стран мира развитию противоминных сил и средств в последнее время уделяется повышенное внимание. При этом упор делается на применение современных технологий и использование необитаемой дистанционно-управляемой подводной техники. В следующем материале мы рассмотрим современные тенденции в области разработки противоминных средств и совершенствования тактики действия противоминных сил ведущих стран мира.

Морские боеприпасы включали в себя такое оружие: торпеды, морские мины и глубинные бомбы. Отличительной чертой этих боеприпасов есть среда их применения, т.е. поражение целей на воде или под водой. Как и большинство других боеприпасов, морские подразделяются на основные (для поражения целей), специальные (для освещения, задымления и т.д.) и вспомогательные (учебные, холостые, для специальных испытаний).

Торпеда — самодвижущееся подводное оружие, состоящее из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами. В боевой части торпеды заключён заряд взрывчатого вещества, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления. Наиболее распространённый калибр торпед (диаметр корпуса в наиболее широкой его части) - 533 мм, известны образцы от 254 до 660 мм. Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг. Состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, сторожевиков, эсминцев и пр.) и подводных лодок и самолётов-торпедоносцев.

Торпеды классифицировались следующим образом:

— по виду двигателя: парогазовые (жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель); пороховые (газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину); электрические.

— по способу наведения: неуправляемые; прямоидущие (с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом); маневрирующие по заданной программе (циркулирующие); самонаводящиеся пассивные (по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе).

— по назначению: противокорабельные; универсальные; противолодочные.

Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) были применены англичанами в 1877 г. А уже во время Первой мировой войны парогазовые торпеды использовались воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но также и на реках. Калибр и габариты торпед по мере своего развития имели тенденцию к неуклонному росту. В годы первой мировой войны стандартными были торпеды калибра 450 мм и 533 мм. Уже в 1924 г. во Франции была создана 550-мм парогазовая торпеда «1924V», ставшая первенцем нового поколения этого вида вооружения. Еще дальше пошли англичане и японцы, спроектировав для крупных кораблей 609-мм кислородные торпеды. Из них наиболее известна японская типа «93». Было разработано несколько моделей этой торпеды, причем на модификации «93» модель 2 массу заряда в ущерб дальности и скорости хода увеличили до 780 кг.

Основная «боевая» характеристика торпеды — заряд взрывчатых веществ — обычно не только увеличивалась количественно, но и совершенствовалась качественно. Уже в 1908 г. вместо пироксилина начал распространяться более мощный тротил (тринитротолуол, ТНТ). В 1943 г. в США специально для торпед было создано новое ВВ «торпекс», вдвое сильнее тротила. Аналогичные работы проводились и в СССР. В целом только за годы второй мировой войны мощность торпедного оружия по тротиловому коэффициенту увеличилась в два раза.

Одним из недостатков парогазовых торпед являлось наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих. Для устранения этого предполагалось оснастить торпеду электромотором. Однако до начала Второй мировой войны это удалось лишь Германии. В 1939 г на вооружение Кригсмарине была принята электрическая торпеда «G7e». В 1942 г. ее скопировала Великобритания, но смогла наладить производство лишь после окончания войны. В 1943 г. электрическая торпеда «ЭТ-80» была принята на вооружение и в СССР. При этом до конца войны было использовано лишь 16 торпед.

Для обеспечения взрыва торпеды под днищем корабля, что в 2-3 раза наносило больше повреждений, нежели взрыв у его борта, Германией, СССР и США были разработаны магнитные взрыватели вместо контактных. Наибольшей эффективности достигли немецкие взрыватели «TZ-2», которые были приняты на вооружение во второй половине войны.

В период войны Германией были разработаны приборы маневрирования и наведения торпед. Так торпеды оснащенные системой «FaT» в период поиска цели могли двигаться «змейкой» поперек курса движения корабля, что значительно увеличивало шансы на поражение цели. Наиболее часто они применялись навстречу преследующему эскортному кораблю. Торпеды с прибором «LuT», производимые с весны 1944 г., позволяли атаковать корабль противника с любой позиции. Такие торпеды могли не только двигаться змейкой, но и разворачиваться для продолжения поиска цели. В ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед, оснащенных «LuT».

В 1943 г. в Германии была создана торпеда «T-IV» с акустическим самонаведением (АСН). Головка самонаведения торпеды, состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300-450 м. Торпеда создавалась в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступала и на вооружение торпедных катеров. В 1944 г. выпущена модификация «T-V», а затем «T-Va» для «шнелльботов» с дальностью хода 8000 м при скорости 23 узла. Вместе с тем эффективность акустических торпед оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов) была крайне ненадежной — из 640 торпед выпущенных за годы войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.

Однако, самой мощной, самой быстрой и наибольшей дальностью хода обладали японские кислородные торпеды. Ни союзники, ни противники не смогли достигнуть даже близких результатов.

Поскольку торпед, оснащенных вышеописанными приборами маневрирования и наведения, в других странах не было, а в Германии было только 50 подводных лодок, способных их запускать, для пуска торпед применялось сочетание специальных маневров корабля или самолета для поражения цели. Их совокупность определялась понятием торпедная атака.

Торпедная атака может осуществляться: с подводной лодки по подводным лодкам, надводным кораблям и судам противника; надводными кораблями по надводным и подводным целям, а также береговыми торпедными установками. Элементами торпедной атаки являются: оценка позиции относительно обнаруженного противника, выявление главной цели и её охранения, определение возможности и способа торпедной атаки, сближение с целью и определение элементов её движения, выбор и занятие позиции для стрельбы, стрельба торпедами. Завершением торпедной атаки является торпедная стрельба. Она заключается в следующем: производится вычисление данных стрельбы, далее они вводятся в торпеду; выполняющий торпедную стрельбу корабль занимает расчётную позицию и производит залп.

Торпедные стрельбы бывают боевыми и практическими (учебными). По способу выполнения они делятся на залповые, прицельные, одиночной торпедой, по площади, последовательными выстрелами.

Залповая стрельба состоит из одновременного выпуска из торпедных аппаратов двух и более торпед для обеспечения повышенной вероятности попадания в цель.

Прицельную стрельбу производят при наличии точного знания элементов движения цели и дистанции до неё. Она может выполняться одиночными выстрелами торпед или залповой стрельбой.

При торпедной стрельбе по площади торпедами перекрывается вероятная площадь нахождения цели. Этот вид стрельбы применяется для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции. Различают стрельбу сектором и с параллельным ходом торпед. Торпедная стрельба по площади производится залпом или с временными интервалами.

Под торпедной стрельбой последовательными выстрелами подразумевают стрельбу, при которой торпеды выстреливаются последовательно одна за другой через заданные интервалы времени для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции до неё.

При стрельбе по неподвижной цели торпеда выстреливается в направлении на цель, при стрельбе по движущейся цели — под углом к направлению на цель в сторону её движения (с упреждением). Угол упреждения определяется с учётом курсового угла цели, скорости движения и пути корабля и торпеды до их встречи в упреждённой точке. Дистанцию стрельбы ограничивает предельная дальность хода торпеды.

Во Второй мировой войне подводными лодками, авиацией и надводными кораблями было использовано около 40 тыс. торпед. В СССР из 17,9 тысяч торпед было использовано 4,9 тысяч, которыми потопили или повредили 1004 корабля. Из 70 тысяч выпущенных торпед в Германии, подводные лодки израсходовали около 10 тыс. торпед. Подводные лодки США использовал 14,7 тыс. торпед, а торпедоносная авиация 4,9 тыс. Около 33% из выпущенных торпед попали в цель. Из всех потопленных кораблей и судов в период Второй мировой войны — 67% приходится на торпеды.

Морские мины — боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Основные свойства морской мины: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могли устанавливаться в водах противника и у своего побережья. Морская мина представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первое успешное применение морской мины состоялось в 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На гальваноударных минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Эти мины устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Позже стали применяться ударные мины с механическими взрывателями. Морские мины широко применялись во время русско-японской войны. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров. Во Второй мировой войне появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства.

Морские мины устанавливались, как надводными кораблями (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасывались авиацией (как правило, в воды в противника). Противодесантные мины могли устанавливаться с берега на небольшой глубине.

Морские мины подразделялись по типу установки, по принципу действия взрывателя, по кратности, по управляемости, по избирательности; по типу носителя,

По типу установки выделяют:

— якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;

— донные — устанавливаются на дне моря;

— плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине;

— всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя;

— самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.

По принципу действия взрывателя различают:

— контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;

— гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента;

— антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок);

— неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др. В том числе неконтактные подразделяются на: магнитные (реагируют на магнитные поля цели), акустические (реагируют на акустические поля), гидродинамические (реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели), индукционные (реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход), комбинированные (сочетающие взрыватели разных типов). Для затруднения борьбы с неконтактными минами в схему взрывателей включались приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

По кратности мины бывают: некратные (срабатывают при первом обнаружении цели), кратные (срабатывают после заданного числа обнаружений).

По управляемости различают: неуправляемые и управляемые с берега по проводам или с проходящего корабля (как правило, акустически).

По избирательности мины подразделялись: обычные (поражают любые обнаруженные цели) и избирательные (способны распознавать и поражать цели заданных характеристик).

В зависимости от их носителей мины делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта).

При постановке морских мин существовали специальные способы их установки. Так под минной банкой подразумевался элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно. Определяется координатами (точкой) постановки. Типичны 2-х, 3-х и 4-минные банки. Банки большего размера применяются редко. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная линия — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных линейно. Определяется координатами (точкой) начала и направлением. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная полоса — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных случайным образом с движущегося носителя. В отличие от минных банок и линий, характеризуется не координатами, а шириной и направлением. Характерна для постановки самолётами, где предсказать точку падения мины невозможно. Сочетание минных банок, минных линий, минных полос и отдельных мин создает минное поле в районе.

Морские мины во время Второй мировой войны являлись одним из наиболее эффективных видов оружия. Стоимость производства и установки мины составляли от 0,5 до 10 процентов стоимости ее обезвреживания или удаления. Мины могли использоваться и как наступательное (минирование фарватеров противника), и как оборонительное оружие (минирование своих фарватеров и установка противодесантное минирование). Использовались они и как психологическое оружие – сам факт наличия мин в районе судоходства уже наносил урон противнику, заставляя обходить район или проводить долговременные дорогостоящее разминирование.

В период Второй мировой войны было установлено более 600 тыс. мин. Из них Великобританией во вражеских водах авиацией было сброшено – 48 тысяч, а 20 тысяч – уснановлено с корабей и подводных лодок. 170 тысяч мин Британией было установлено для защиты своих вод. Авиацией Японии было сброшено 25 тысяч мин в чужих водах. США из установленных 49 тысяч мин, только у берегов Японии сбросили 12 тысяч авиационных мин. Германия в Балтийском море выставила 28,1 тысяч мин, СССР и Финляндия – по 11,8 тысяч мин., Швеция – 4,5 тысячи. В годы войны Италия выпустила 54,5 тыс. мин.

Наиболее плотно в период войны был заминирован Финский залив, в котором противоборствующие стороны установили более 60 тыс. мин. На их обезвреживание понадобилось почти 4 года.

Глубинная бомба — один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками. Она представляла собой снаряд с сильным взрывчатым веществом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Глубинные бомбы подразделялись на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота. Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй.

Принцип действия глубинной бомбы основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен. Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью — для уничтожения подводной лодки иногда требовалось около сотни бомб.

Парогазовая торпеда «G-7a» использовалась эсминцами и подводными лодками. Она выпускалась в трех модификациях: «T-I» (с 1938 г. прямоходная), «T-I Fat-I» (с 1942 г. г. с прибором маневрирования) и «T-I Lut-I/II» (с 1944 г. с модернизированным прибором маневрирования и наведения). Торпеда приводилась в движение собственным двигателем и удерживала заданный курс следования с помощью системы автономного наведения. Серводвигатели реагировали на команды гироскопа и датчика глубины, удерживая торпеду на запрограммированных режимах. Она имела стальной корпус, два винта, вращавшихся в противофазе. Контактный детонатор становился в боевое положение на удалении от лодки не менее 30 м. Так как, торпеда имела пузырьковый след, ее чаще использовали в ночное время. ТТХ торпеды: калибр – 533 мм; длина 7186 мм; масса – 1538 кг; масса ВВ – 280 кг; дальность хода – 5500/7500/12500 м; скорость – 30/40/44 узла.

Торпеда состояла на вооружении подводных лодок. Она выпускалась в пяти модификациях: «T-II» (с 1939 г. прямоходная), «T-III» (с 1942 г. прямоходная), «T-III-Fat» (с 1943 г. с прибором маневрирования), «T-IIIa Fat-II» (с 1943 г. с прибором маневрирования и наведения), «T-IIIa Lut-I/II» (с 1944 г. с модернизированным прибором маневрирования и наведения). Торпеда имела контактный взрыватель, два гребных винта. Всего было выпущено около 7 тысяч торпед. ТТХ торпеды: калибр – 533 мм; длина – 7186 мм; масса – 1603-1760 кг; масса – ВВ – 280 кг; масса аккумуляторной батареи – 665 кг; скорость – 24-30 узлов; дальность хода – 3000/5000/5700/7500 м; мощность двигателя – 100 л.с.

Самонаводящаяся акустическая (на шум корабля) торпеда «T-IV Falke» была принята на вооружение в 1943 г. Она имела биротативный (без редуктора) электродвигатель, два гребных двухлопастных винта, горизонтальные и вертикальные рули управления, работала от батареи свинцово-кислотных аккумуляторов. Пройдя после пуска 400 метров, включалась аппаратура самонаведения и два гидрофоны расположенные в плоской носовой части прослушивали акустические шумы судов, идущих в конвое. Из-за невысокой скорости она использовалась для уничтожения торговых судов движущихся со скоростью до 13 узлов. Всего было выпущено 560 торпед. ТТХ торпеды «T-IV»: калибр — 533 мм; длина — 7186 м; масса – 1937 кг; масса ВВ – 274 кг; скорость – 20 узлов; дальность хода — 7000 м; дальность пуска – 2-3 км; напряжение батареи — 104 В, ток — 700 А; время работы двигателя – 17 м. К концу года торпеда была модернизирована и выпускалась в 1944 г. под обозначением «Т-V Zaunkonig». Она применялась для поражения эскортных кораблей, охраняющих конвои и двигающихся со скоростью 10-18 узлов. У торпеды был существенный недостаток — она могла принять за цель и саму лодку. Хотя прибор самонаведения включался после прохождения 400 м, стандартной практикой после пуска торпеды являлось немедленное погружение подводной лодки на глубину не менее 60 м. Всего было выпущено 80 торпед. ТТХ торпеды «Т-V»: калибр — 533 мм; длина — 7200 м; масса – 1600 кг; масса ВВ – 274 кг; скорость – 24,5 узла; напряжение батареи — 106 В, ток — 720 А; мощность – 75 — 56 кВт.

Управляемый человеком транспортер для скрытной доставки и пуска торпед был принят на вооружение в 1944 г. Фактически «Marder» являлся миниподлодкой и без торпеды мог пройти до 50 миль. Конструкция представляла собой две 533-мм торпеды — удлиненную торпеду-носитель и подвешенную под ней на бугелях стандартную боевую. Носитель имел защищенную колпаком кабину водителя в головной части. В носовой части транспортной торпеды была установлена 30-литровую балластная ёмкость. Для пуска торпеды необходимо было всплыть, сориентировать на цель носовую часть аппарата через визирное устройство. Всего было выпущено 300 единиц. ТТХ торпеды: надводное водоизмещение – 3,5 т; длина – 8,3 м; ширина – 0,5 м; осадка – 1,3 м; скорость надводная – 4,2 узла, скорость подводная – 3,3 узла; глубина погружения – 10 м; дальность хода – 35 миль; мощность электродвигателя – 12 л.с. (8,8 кВт); экипаж — 1 человек.

Серия авиационных торпед типа «Lufttorpedo» выпускалась в 10 основных модификациях. Они различались размерами, массой системами наведения и типами взрывателей. Все они, кроме LT.350, имели парагазовые двигатели мощностью 140-170 л.с., которые развивали скорость 24-43 узла и могли поразить цель на дистанции 2,8-7,5 км. Сброс производился на скорости до 340 км/ч в беспарашютном виде. В 1942 г. под маркой «LT.350» на вооружение была принята итальянскую 500 мм парашютная электрическая циркулирующая торпеда, предназначенная для поражения судов на рейдах и якорных стоянках. Торпеда имела возможность пройти до 15000 м со скоростью от 13,5 до 3,9 узлов. Торпеда LT.1500 оснащалась ракетным двигателем. ТТХ торпед изложены в таблице.

ТТХ и вид торпеды Длина (мм) Диаметр (мм) Масса (кг) Масса ВВ (кг)
LT.F-5/ LT-5a 4 960 450 685 200
F5B/LT I 5 150 450 750 200
F5В* 5 155 450 812 200
F5W 5 200 450 860 170
F5W* 5 460 450 869-905 200
LT.F-5u 5 160 450 752 200
LT.F-5i 5 250 450 885 175
LT.350 2 600 500 350 120
LT.850 5 275 450 935 150
LT.1500 7 050 533 1520 682

Торпеда выпускалась с 1943 г. фирмой «Blohm und Voss». Она представляла собой планер с укрепленной на нем торпедой «LT-950-C». Носителем торпеды ялялся самлет «He.111». При приближении торпеды на расстояние 10 метров к поверхности воды срабатывал датчик, дававший команду к отделению планера при помощи небольших взрывпакетов. После погружения торпеда следовала под водой к выбранной цели. Всего было выпущено 270 торпед. ТТХ торпеды: длина – 5150 мм; диаметр – 450 мм; масса – 970 кг;масса ВВ – 200 кг; высота сброса – 2500 м, макисальная дальность применения – 9000 м.

Серия авиационных торпед типа «Bombentorpedo» выпускалась с 1943 г. и состояла из семи модификаций: ВТ-200, ВТ-400, ВТ-700А, ВТ-700В, ВТ-1000, ВТ-1400 и ВТ-1850 .ТТХ торпед изложено в таблице.

ТТХ и вид торпеды Длина (мм) Диаметр (мм) Масса (кг) Масса ВВ (кг)
ВТ-200 2 395 300 220 100
ВТ-400 2 946 378 435 200
ВТ-700А 3 500 426 780 330
ВТ-700В 3 358 456 755 320
ВТ-1000 4 240 480 1 180 710
ВТ-1400 4 560 620 1 510 920
ВТ-1850 4 690 620 1 923 1 050

Германия выпускала четыре вида магнитных мин типа RM: RMA (выпускалась с 1939 г., масса 800 кг), RMB (выпускалась с 1939 г., масса заряда 460 кг.), RMD (выпускалась с 1944 г, упрощенной конструкции, масса заряда 460 кг.), RMH (выпускалась с 1944 г., с деревянным корпусом, масса 770 кг.).

Мина с алюминиевым корпусом была принята на вооружение в 1942 г. Она оснащалась макнитоакустическим взрывателем. Она могла устанавливаться только с надводных кораблей. ТТХ мины: длина – 2150 мм, диаметр – 1333 мм; масса – 1600 кг; масса ВВ – 350 кг; глубина установки – 400-600 м.

В серия торпедомин типа ТМ входили следующие мины: ТМА (выпускалась с 1935 г., длина – 3380 мм, диаметр 533 мм, масса ВВ – 215 кг), ТМВ (выпускалась с 1939 г., длина – 2300 мм, диаметр — 533 мм; масса – 740 кг; масса ВВ – 420-580 кг.), TMB/S (выпускалась с 1940 г., масса ВВ – 420-560 кг.), ТМС (выпускалась с 1940 г.. длина – 3390 мм; диаметр – 533 мм; масса – 1896 кг; масса ВВ – 860-930 кг.). Особенностью этих мин, являлась возмоность их выставления через торпедные аппараты подводных лодок. Как правило, в торпедном аппарате, в зависимости от размеров, размещалось две-три мины. Мины выставлялись на глубине от 22 до 270 м. Они оснащались магнитными или акустическими взрывателями.

Авиационные морские мины серии ВМ (Bombenminen) выпускались в пяти модификациях: «BM 1000-I», «BM 1000-II», «BM 1000-H», «BM 1000-M» и «Wasserballoon».Они были построены по принцыпу фугасной авиабомбы. В основном, все серии ВМ мины имели одинаковое устройство за исключением незначительных отличий типа размеров узлов, размера бугеля подвески, размеров лючков. В минах использовались три основных типа взрывных устройствах: магнитные (реагируют на искажение магнитного поля Земли в данной точке, создаваемое проходящим кораблем), акустические (реагируют на шум винтов корабля), гидродинамические (реагируют на незначительное снижение давления воды). Мины могли снаряжаться одним из трех основных устройств или в комбинации с другими. Мины комплектовались и бомбовым взрывателем, предназначенного для включения главного взрывателя в случае штатной ситуации, а при падении на землю – взорвать мину. ТТХ мины: длина – 1626 мм; диаметр – 661 мм; масса – 871 кг; масса ВВ – 680 кг; высота сбрасывания – 100-2000 м без прашюта, с паршютом – до 7000 м; скорость сбрасывания – до 460 км/ч. ТТХ мины «Wasserballoon»: длина – 1011 мм; диаметр – 381 мм; масса ВВ – 40 кг.

Серия якорных, контактных мин типа «ЕМ» состояла из модификаций: «ЕМА» (выпускалась с 1930 г., длина – 1600 мм; ширина – 800 мм; масса ВВ – 150 кг; глубина постановки – 100-150 м); «EMB» (выпускалась с 1930 г. масса ВВ – 220 кг; глубина постановки – 100 — 150 м); «ЕМС» (выпускалась с 1938 г., диаметр – 1120 мм; масса ВВ – 300 кг; глубина постановки – 100 — 500 м), «EMC m KA» (выпускалаь с 1939 г., масса ВВ – 250 — 285 кг; глубина постановки – 200-400 м); «EMC m AN Z» (выпускалась с 1939 г., масса ВВ – 285 — 300 кг., глубина постановки – 200 — 350 м), «EMD» (выпускалась с 1938 г., масса ВВ – 150 кг., глубина постановки – 100 — 200 м), «EMF» (выпускалась с 1939 г., масса ВВ – 350 кг., глубина постановки – 200 — 500 м).

Морские, авиационные парашютгые мины серии LM (Luftmine) являлись наиболее распространенными донными минами неконтактного действия. Они были представлены четырьмя типами: LMA (выпускалась с 1939 г., масса – 550 кг; масса ВВ – 300 кг), LMB, LMC и LMF (выпускалась с 1943 г., масса – 1050 кг; масса ВВ – 290 кг). Мины LMA и LMB являлись донными минами, т.е. после сбрасывания ложились на дно. Мины LMC, LMD и LMF были якорными минами, т.е. на дно ложился только якорь мины, а сама мина располагалась на определенной глубине. Мины имели цилиндрическую форму с полусферическим носом. Они оснащались магнитным, акустическим или магнитно-акустическим взрывателем. Мины сбрасывались с самолетов «He-115» и «He-111». Они также могли применяться против наземных целей, для чего оснащались взрывателем с часовым механизмом. При ознащении мин гидродинамическим взрывателем, они могли использоваться в качестве глубинных бомб. Мина LMB была принята на вооружение в 1938 г. и существовала в четырех основных вариантах — LMB-I, LMB-II, LMB-III и LMB-IV. Мины LMB-I, LMB-II, LMB-III внешне между собой были практически неразличимы и очень похожи на мину LMA, отличаясь от нее большей длиной и весом заряда. Внешне мина представляла собой алюминиевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой хвостовой частью. Конструктивно состояла из трех отсеков. Первый — отсек основного заряда, в котором размещался заряд ВВ, бомбовый взрыватель, часы взрывного устройства, гидростатическое устройство самоликвидации, устройство необезвреживаемости. Снаружи отсек имел бугель для подвески к самолету и технологические лючки. Второй — отсек взрывного устройства, в котором размещалось взрывное устройство, с прибором кратности, таймерным самоликвидатором и нейтрализатором, устройство необезвреживаемости и устройство защиты от вскрытия. Третий — парашютный отсек, в котором размещался уложенный парашют. ТТХ мины: диаметр – 660 мм; длина – 2988 мм; масса – 986 кг; масса заряда – 690 кг; тип ВВ – гексонит; глубины применения – от 7 до 35 м; дистанция обнаружения цели – от 5 до 35 м; прибор кратности — от 0 до 15 кораблей; самоликвидаторы — при подъеме мины на глубину менее 5 м, по установленному времени.

Мины морские

боевое средство (вид морских боеприпасов) для поражения кораблей противника и затруднения их действий. Основные свойства М. м.: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. М. м. могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья (см. Минные заграждения). М. м. представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первую, правда неудачную, попытку применения плавучей мины предприняли русcкие инженеры в русско-турецкой войне 1768-1774. В 1807 в России военным инженером И. И. Фитцумом была сконструирована М. м., подрываемая с берега по огнепроводному шлангу. В 1812 русский учёный П. Л. Шиллинг осуществил проект мины, взрываемой с берега с помощью электрического тока. В 40-50-х гг. академик Б. С. Якоби изобрёл гальваноударную мину, которая устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Эти мины впервые были применены во время Крымской войны 1853-56. После войны русские изобретатели А. П. Давыдов и др. создали ударные мины с механическим взрывателем. Адмирал С. О. Макаров, изобретатель Н. Н. Азаров и др. разработали механизмы автоматической установки мин на заданное углубление и усовершенствовали способы постановки мин с надводных кораблей. М. м. получили широкое применение в 1-й мировой войне 1914-18. Во 2-й мировой войне 1939-45 появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства. Для постановки мин в водах противника широко использовались самолёты.

М. м. в зависимости от их носителей делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта). По положению после постановки М. м. делятся на якорные, донные и плавающие (с помощью приборов удерживаются на заданном расстоянии от поверхности воды); по типу взрывателей - на контактные (взрываются при соприкосновении с кораблём), неконтактные (взрываются при прохождении корабля на определённом расстоянии от мины) и инженерные (подрываются с берегового командного пункта). Контактные мины (рис. 1 , 2 , 3 ) бывают гальваноударные, ударно-механические и антенные. Взрыватель контактных мин имеет гальванический элемент, ток которого (во время соприкосновения корабля с миной) замыкает при помощи реле внутри мины электрическую цепь запала, что вызывает взрыв заряда мины. Неконтактные якорные и донные мины (рис. 4 ) снабжаются высокочувствительными взрывателями, реагирующими на физические поля корабля при прохождении им вблизи мин (изменяющееся магнитное поле, звуковые колебания и др.). В зависимости от природы поля, на которое реагируют неконтактные мины, различают магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические или комбинированные мины. Схема неконтактного взрывателя включает элемент, воспринимающий изменения внешнего поля, связанные с прохождением корабля, усилительный тракт и исполнительное устройство (цепь запала). Инженерные мины делятся на управляемые по проводам и по радио. Для затруднения борьбы с неконтактными минами (траления мин) в схему взрывателей включаются приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

Лит.: Белошицкий В. П., Багинский Ю. М., Оружие подводного удара, М., 1960; Скороход Ю. В., Хохлов П. М., Корабли противоминной обороны, М., 1967.

С. Д. Могильный.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Мины морские" в других словарях:

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие … Большой Энциклопедический словарь

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие. * * * МИНЫ МОРСКИЕ МИНЫ МОРСКИЕ,… … Энциклопедический словарь

    Мины морские - МИ́НЫ МОРСКИ́Е. Устанавливались в воде для поражения надвод. кораблей, подводных лодок (ПЛ) и судов противника, а также затруднения их плавания. Имели водонепроницаемый корпус, в котором помещался заряд ВВ, взрыватель и устройство, обеспечивающие … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М., устанавливаемые в акватории, предназначены для поражения судов и подводных лодок; бывают… … Энциклопедия техники

    Тренировка по обезвреживанию учебной морской мины в американском флоте Морские мины боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания.… … Википедия

    Морские мины - один из видов оружия военно морских сил, предназначенный для поражения кораблей, а также для ограничения их действий. М. м. представляет собой заряд бризантного взрывчатого вещества, заключенный в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    мины - Рис. 1. Схема авиационной беспарашютной донной неконтактной мины. мины авиационные — морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М.,… … Энциклопедия «Авиация»