Миротворцы кто они. Миротворческие операции: Министерство обороны Российской Федерации

Изнасилования и растление несовершеннолетних, распространение смертельных болезней, неспособность предотвратить убийства мирных жителей - вот неполный перечень обвинений, ежегодно предъявляемых миротворцам ООН. Каждый такой случай сразу же оказывается в центре внимания СМИ: особенно возмущает мировую общественность, что преступления совершают те, чья обязанность - защищать и спасать людей, причем за неплохие деньги. Сколько правды в этих обвинениях и почему ООН не может справиться со своими «голубыми касками», выясняла «Лента.ру».

У ООН нет своей армии, - в случае необходимости вооруженные силы в распоряжение Организации предоставляют страны-участники. В 1948 году «голубые каски» были впервые введены в зону ближневосточного конфликта. С тех пор они провели 69 операций по поддержанию мира. Постепенно сложилось разделение на страны, предоставляющие миротворцев, и страны, их спонсирующие, и с каждым годом разница между ними становится все более очевидной. В первой тройке государств, отправляющих своих солдат для участия в миссиях ООН, - Бангладеш, Пакистан и Индия. В десятку входят также Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет. Топ-пять стран-доноров - США, которые вносят 27 процентов средств на миротворческие операции, Япония, Великобритания, Германия и Франция. Своих военнослужащих страны-доноры посылают в основном туда, где затронуты их политические интересы. В остальных горячих точках, которые располагаются преимущественно к югу от Сахары, службу под голубым знаменем ООН несут главным образом солдаты из бедных стран, причем, по мнению стран-доноров, делают это неудовлетворительно. И все чаще с высоких трибун в Нью-Йорке звучит вопрос: на что идут миллиарды долларов, выделяемые для миротворческих миссий?

Бессмысленные и бесполезные

Основная претензия к миротворцам ООН - они не справляются со своими обязанностями. Притчей во языцех стала история Сребреницы: в июле 1995 года, после того, как ООН объявила о создании «зоны безопасности» в этом городе, боснийские сербы устроили там резню, жертвами которой стали более восьми тысяч мусульманских мужчин и подростков. 400 голландских миротворцев, которые должны были обеспечивать периметр «зоны безопасности», в происходящее не вмешивались.

Страшным провалом миссии миротворцев стал геноцид в Руанде 1994 года. Несмотря на то что в стране были дислоцированы 2,5 тысячи «голубых касок», они не смогли воспрепятствовать началу межэтнической бойни, в результате которой погибли около 800 тысяч человек. Более того, боевики-хуту зверски убили десятерых безоружных бельгийских миротворцев (по словам очевидцев, их сперва кастрировали, а потом замучили до смерти). После этого Брюссель быстро и решительно отозвал свой контингент, его примеру последовали и другие страны.

За последние пять лет зафиксировано более 15 случаев массовых убийств в зоне ответственности миротворцев, включая Южный Судан и Дарфур, где жертвами нападений стали около 1200 человек, и Демократическую республику Конго (ДРК), где погибли более 150 человек. По сообщению Human’s Right Watch, ооновские миротворцы находились всего в пяти милях от места расправы и заранее знали о нападении, но никаких мер не предприняли.

Секс в обмен на продовольствие

Хуже того: все чаще «голубые каски» обвиняются в преступлениях против тех людей, которых они должны защищать. Согласно данным доклада Управления служб внутреннего надзора ООН, с 2008-й по 2013 годы зафиксировано 480 случаев сексуальной эксплуатации и принуждения с участием миротворцев, в 2014 году - 79. Реальные цифры гораздо выше, многие пострадавшие просто не обращаются в полицию. Большинство эпизодов приходится на Либерию, Гаити, ДРК и Южный Судан. В каждом третьем случае жертвой является ребенок. Миротворцы покупают секс за наличные, расплачиваются дешевыми ювелирными изделиями, духами и бижутерией, мобильными телефонами и продуктами питания. Иногда к сексуальным контактам женщин принуждают под угрозой применения оружия. По данным правозащитников, гражданский персонал миссий зачастую ведет себя еще хуже.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Миротворцы находятся под защитой Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 1946 года, согласно которой все сотрудники организации, включая «голубые каски», ограждаются от любых преследований и подсудны только органам государства, чьими гражданами они являются. Изначально предполагалось, что конвенция должна удержать страны-члены ООН от соблазна использовать ложные обвинения в качестве политического оружия. На практике же получается, что государства неохотно возбуждают дела против своих граждан за преступления, которые те предположительно совершили, воюя в другой стране под флагом ООН, и предпочитают спускать все обвинения на тормозах, в крайнем случае назначая смешные сроки. Постоянные заявления руководства Организации о «нулевой терпимости» к преступлениям миротворцев влекут за собой ничтожные последствия.

Сексуальными преступлениями и неэффективностью список проблем не исчерпывается. Миротворцев обвиняют в коррупции при распределении помощи, воровстве, вождении в нетрезвом виде, регулярных убийствах гражданских лиц. Как утверждают гаитянские власти, именно солдаты ООН из Непала в 2010 году занесли на остров холеру, жертвами которой стали около 10 тысяч человек. Американский суд подтвердил, что штамм имеет южноазиатское происхождение. Число заболевших исчисляется сотнями тысяч, вспышки холеры зарегистрировали в Доминиканской республике, на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Невиноватые они

Разумеется, эти инвективы не остаются без ответа. Страны, предоставляющие миротворцев, жалуются на низкую оплату: в месяц на солдата выделяется около тысячи долларов; страны-доноры отказались платить больше, указывая, что бюджет миротворческих миссий и без того достиг рекордного значения в 8,5 миллиардов долларов. В ответ им напомнили, что эта сумма значительно меньше военного бюджета большинства стран первого мира. Дошло до того, что позиции сторонам пришлось согласовывать через посредника, - прямая дискуссия сразу же выливалась в конфликт.

Страны-доноры, заседающие в Совбезе и определяющие рамки применения силы, упрекают в том, что они не дают миротворцам достаточных полномочий: выдаваемый мандат накладывает на военнослужащих массу ограничений. Многие проблемы объясняются тем, что у миротворцев по сути связаны руки: чаще всего в качестве задачи им ставится защита гражданских лиц, а открывать огонь позволяют лишь в целях самообороны. Так, незадолго до начала конфликта в Руанде «голубые каски» получили информацию о крупных партиях оружия, которые завозятся в страну и тайно передаются боевикам хуту. Руководство миссии запросило у Нью-Йорка разрешение на перехват, но получило категорический отказ, поскольку эти действия выходили за рамки мандата.

Иногда проблемы возникают просто из-за неверной оценки масштаба ситуации. В начале конфликта в Южном Судане миссия ООН насчитывала 7,5 тысяч человек, которые физически не могли предотвратить всплеск насилия: максимум, на что они были способны, - предоставить убежище на своих базах какой-то части мирных жителей. После многочисленных жалоб размер миссии увеличили до 14 с лишним тысяч, но к этому моменту и масштабы насилия пропорционально возросли. Миротворцев применяют слишком поздно, в ограниченном объеме и ставят перед ними невыполнимые задачи - неудивительно, что результат оказывается далек от ожидаемого. Когда «голубым каскам» не суют палки в колеса, им сопутствует успех: так, развертывание в 2013 году в ДРК бригады оперативного реагирования с широким мандатом способствовало быстрой и решительной победе над движением М23.

Кроме того, страны, отправляющие миротворцев, недовольны тем, что другие державы распоряжаются их солдатами, при том что сами они почти не влияют на принимаемые решения. В числе прочих этот аргумент выдвигает Индия, претендующая на место постоянного члена Совбеза. Лучше всего это мнение выразил посол Бразилии в ООН Антонио Патриота: «Реформированный Совет Безопасности, который более полно представляет расстановку сил в современном мире, будет иметь больше легитимности, необходимой для разработки мандатов для миротворческих операций».

Деньги, обучение, престиж

Невзирая на все свое недовольство, бедные страны, тем не менее, не собираются отказываться отправлять своих миротворцев в горячие точки.

Во-первых, это дает возможность хотя бы временно перевести часть военнослужащих на баланс ООН. Для тех стран, где армия наемная - к примеру, для Индии, - это немаловажное соображение. Во-вторых, миротворческие операции - это бесплатная и высокоэффективная тренировка личного состава, хоть и сопряженная с риском потерь. По словам бывшего заместителя генсека ООН по миротворческим операциям Алена Ле Роя, «предложение значительно превышает спрос, и мы можем выбирать: существует определенная конкуренция между странами, которые хотят участвовать в миротворческой деятельности». Ник Бернбэк, чиновник департамента по поддержанию мира, указал, что «военные части, которые поступают в распоряжение ООН, доводятся до международных стандартов - таким образом, страны получают обратно более качественные подразделения». Ну и, наконец, участие в миссиях ООН - это возможность продемонстрировать флаг и набрать какой-никакой политический капитал.

Но главное - миротворцам ООН пока нет альтернативы. Попытки заменить их региональными «голубыми касками» провалились. В Африке, где проходит львиная доля миротворческих операций, военнослужащие Африканского союза выступают пока на вторых ролях. Они хорошо себя показали в боях в Сомали против движения «Аль-Шабаб», однако в Мали и Центрально-Африканской республике (ЦАР) действовали крайне неудачно. Дошло до того, что миротворцев Африканского союза из Чада обвинили в тайной поддержке мятежников-мусульман. Претензий к африканским «голубым каскам» набралось не меньше, чем к ооновским, не говоря уже о том, что они хуже обучены, снаряжены и укомплектованы. Чтобы стабилизировать ситуацию, пришлось перебросить сотни солдат из бывшей метрополии - Франции, которые смогли навести относительный порядок. Но не успела операция завершиться, как в прессе появились выдержки из доклада одного из высокопоставленных чиновников ООН, в котором французы обвинялись в массовом сексуальном насилии в отношении местных детей. В итоге все опять закончилось развертыванием в Мали ооновских «голубых касок».

Все, что нужно знать о миротворческих миссиях ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности

Президент Украины Петр Порошенко 18 февраля предложил Совету национальной безопасности и обороны , с чем СНБО согласился. Украинские власти обратятся к ООН и Евросоюзу и попросят о развертывании на территории Украины миротворческих миссий по поддержанию мира и безопасности. Это значит, что Украина официально признает, что не в состоянии самостоятельно справиться с конфликтом на Донбассе.

Боевики против

Боевики и Россия сразу же выступили с . "Это является фактическим нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений. Соответственно, мы крайне отрицательно к этому относимся, более того, намерены обратиться к главам государств, которые выступили гарантами выполнения взятых обязательств на себя Украиной", - сказал представитель боевиков "ДНР" на переговорах контактной группы Денис Пушилин.

Сергей Нарышкин назвал возможное введение миротворцев на восток Украины "элементом эрозии минских договоренностей". "Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры, и, на мой взгляд, это может быть элементом эрозии минских соглашений", - отметил спикер Госдумы РФ. также заявил, что заявления Украины о приглашении на восток страны миротворцев якобы ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять минские договоренности.

Почему же боевики, которые буквально несколько недель назад поддерживали идею размещения миротворцев на Донбассе, сейчас столь резко изменили точку зрения? Все дело в подходе. В администрации Порошенко уточнили - имеется в виду приглашение миротворцев как на линию столкновений, так и на российско-украинскую границу на донбасском участке, а не только на линию разграничения, как того хотели боевики. Кроме того, Киев не видит там миротворцев России и Белоруссии, о чем "мечтали" самопровозглашенные республики. Обращение властей Украины будет в первую очередь к западным странам.

Новости по теме

Ввод "голубых касок" на границу между Донбассом и Россией будет означать перекрытие этой самой границы и невозможность поставок вооружений и живой силы из России на Донбасс. Без этого "республики" не смогут "выжить" и без поставок боеприпасов просто прекратят сопротивление. Ни в "ДНР"/"ЛНР", ни в России на это не пойдут. Поэтому в реальности стоит рассматривать вопрос возможного участия миротворцев ООН в урегулировании конфликта на Донбассе в обход позиции РФ. Но возможно ли это?

Миротворцы в деле

Что значит ввод миротворцев в зону конфликта? В первую очередь – его заморозку на неопределенное время. Если посмотреть на список миротворческих миссий ООН за последние 15 лет – самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня. Это больше 10 лет. К примеру, в Косово операция длится с 1999 года.

Во-вторых, миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это уже упомянутый контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. До этого были миссии в других странах Балкан – Хорватии, Македонии, Югославии, Боснии. Если посмотреть на 2000-2015 годы – это Афганистан, Либерия, Кот-Д"Ивуар, Гаити, Бурунди, Судан, Чад, ЦАР, ДР Конго, Ливия, Мали и другие подобные страны. И если Украина попадет в этот список, авторитета стране это не добавит.

В-третьих, существуют два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Если говорить о первом – в Украине уже действует наблюдательная миссия ОБСЕ, эффективность которой в урегулировании конфликта весьма сомнительна. Если же речь идет о военнослужащих миротворческих сил ООН – возникнут серьезные проблемы с выдачей мандата на ввод "голубых касок".

Право Совбеза ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя возложенную на него функцию, Совет может учреждать операцию ООН по поддержанию мира. Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.

Новости по теме

Глава VI Устава рассматривает вопросы "мирного разрешения споров". Операции ООН по поддержанию мира традиционно опирались на Устав. Однако Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН, и он никогда не делал ссылку на главу VI Устава.

Глава VII содержит положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". В последние годы Совет стал делать ссылки на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок. В этом контексте ссылка на главу VII Устава может рассматриваться не только как правовое основание для действий Совета Безопасности, но и как заявление о твердой политической воле и напоминание сторонам конфликта и другим членам ООН об их обязанности выполнять решения Совета Безопасности.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето. Это значит, что Россия может ветировать любое решение СБ ООН, ведь она официально не признана участником конфликта. К примеру, в 2014 году Россия наложила вето в Совете Безопасности ООН на предложенный западными странами проект резолюции о нелегитимности референдума в Крыму. При этом Китай воздержался от голосования. Впоследствии Крым был присоединен к Российской Федерации.

Новости по теме

Если бы Россию официально признали участником конфликта, решение о конкретных мерах могла бы принять Генассамблея ООН, где не существует право вето, а решения принимаются 2/3 голосов членов. Генеральная Ассамблея играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, хотя непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира. Но осуществляет контроль над миротворческой деятельностью ООН через посредство Специального комитета по операциям по поддержанию мира.


Однако в определенных ситуациях Генеральная Ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной Ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет Безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной Ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Как принимаются решения о вводе миротворцев в зону конфликта

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

Новости по теме

Все заинтересованные стороны ООН;

Правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

Государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

Региональные и другие межправительственные организации;

Другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Новости по теме

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах. Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии. Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира.



Численность военного и полицейского персонала - 103 тыс. 798 человек по состоянию на 31 декабря 2014 года:

Военнослужащие - 89 607;

Полиция - 12 436;

Военные наблюдатели - 1755.

Международный персонал - 5325;

Местный персонал - 11 762.

Общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира, - 122 тыс. 729 человек.

Страны, предоставившие военный и полицейский персонал -128.

Общее число погибших (текущие операции) - 1543.

Общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года - 3315.

Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года: приблизительно 7,06 млрд долл. США. Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 31 декабря 2014 года): приблизительно 1,28 млрд долл. США.

P. S. Помимо ООН, миротворческий мандат может выдать ОБСЕ. Но здесь может возникнуть множество вопросов в свете эффективности работы миссии ОБСЕ. Еще один вариант, обсуждавшийся и ранее – полицейская миссия Евросоюза.

Когда конфликт между двумя странами медленно, но верно начинает переходить в стадию «невозврата», когда гуманитарный кризис заставляет бежать людей прочь – в дело вступают бравые миротворцы ООН.

История создания

Миротворческая деятельность ООН берёт своё начало с 1948 года, где берёт своё начало первая миссия, получившая название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия». Суть её заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами.

Миротворческая миссия доволно хорошо себя зарекомендовала в отнюдь не лёгкой операции. Тем самым дав будущее дальнейшей дейтельности миротворцев.

Безусловным плюсом затеи с миротворцами является тот факт, что у Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента - ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами, в том числе и Россией.

С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Боевой опыт

Боевой опыт миротворцев весьма солиден. Вспомним самые известные миротворческие миссии ООН.

В июле 1960 года правительство Республики Конго попросило ООН помочь сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии. Как итог для стабилизации ситуации было введено порядка 20 тысяч миротворцев, которые за 4 года смогли не только заставить отступить агрессора назад, но и подавить сеппаратисткое сопротивление.

В связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами в 1974 году остров Кипр фактически оказался разделен на две части. Благодаря миротворческим силам ООН войну между Грецией и Турцией удалось избежать. А военный контингент ООН и по ныне охраняет линию разделения сторон.

Стоит отметить, что самой продолжительной миротворческой миссией остается «Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия», действующий на Синайском полуострове с 1948 год и по сей день.

Голубые каски

Так почему же миротворцы ООН экипированы именно в голубые каски? Давайте разберёмся.

Когда в 1956 году на Ближнем Востоке случился Суэцкий конфликт, перед миссией ООН была поставлена сложная задача - вывести из Египта войска Великобритании, Франции и Израиля. Учитывая тот факт, что в миротворческие силы входили профессионалы своего дела, операция всё равно оказалась под угрозой срыва.

Суть в том, что форма миротворцев довольно сильно смахивала на ту, в которой были облачены участники конфликта. «Брендовые» нарукавные нашивки с эмблемой ООН в тот момент, когда лютовала песчаная буря были практически незаметны. И как итог миротворцы попадали чуть ли не под каждый обстрел египтян. Вот тогда то миссия Объединённых Наций решила покрасить свои каски в ярко-голубой цвет - официальный цвет ООН, что в свою очередь позволило миротворцам завершить операцию успешно.

Суэцкий конфликт стал хорошим уроком для ООН. С тех пор миротворцы носят головные уборы исключительно ярко-голубого цвета, который хорошо заметен издалека. А на каски белой краской наносятся буквы «UN», что обозначает United Nations - ООН.

За все время существования миротворческих сил ООН в их рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников, более 3,4 тыс. миротворцев погибли, в том числе 129 человек в 2015 г. В настоящее время миротворческий контингент насчитывает около 125 тыс. человек из 123 государств-членов ООН. Они участвуют в 16-ти текущих миссиях по поддержанию мира в Европе, Азии и Африке.

Иванов Ерёма

Миротворцы ООН то и дело мелькают на экране телевизора — то в связи с очередным кризисом, то в связи с очередным скандалом (см. стр. 78). А сколько всего в мире миротворцев ООН? "Власть" предлагает обзор действующих миссий.
Во всех статьях в скобках в начале приводится общепринятое сокращение официального названия операции; потери контингента ООН указаны за все время его существования; бюджет — на 2004-2005 годы; численность — на февраль 2005 года.

Бурунди
Операция ООН в Бурунди (ONUB). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 5378 военнослужащих, 82 полицейских, 306 международных гражданских сотрудников, 218 местных гражданских сотрудников. В ONUB служат военные и полицейские из 50 стран.
Потери: 6 военнослужащих.
Бюджет: $329,71 млн.
Формальной задачей ONUB при ее создании было "оказание помощи и поддержка усилий граждан Бурунди" в установлении прочного и длительного мира в стране. Фактически же служащие миссии стараются предотвратить переправку оружия и боевиков из Бурунди в Демократическую Республику Конго. По мнению экспертов, миротворческие усилия ООН малоэффективны — жители Бурунди не забыли, что жестокая гражданская война в соседней Руанде, перешедшая в геноцид одной из основных народностей страны, начиналась, когда там находились миротворцы ООН.

КАРТА
Восточный Тимор
Миссия ООН по поддержке Восточного Тимора (UNMISET). Создана в 2002 году.
Численность контингента: 472 военнослужащих, 147 полицейских, 270 иностранных гражданских сотрудников, 542 местных гражданских сотрудника. В UNMISET служат военные и полицейские из 28 стран, в том числе из России.
Потери: 13 человек (из них 9 военнослужащих).
Бюджет: $85,15 млн.
UNMISET считается "визитной карточкой" миротворческих сил ООН. Она появилась в 2002 году, когда после многолетней индонезийской оккупации Восточный Тимор обрел независимость. Миссия должна поддерживать стабильность, демократию и законность в стране. Фактически же UNMISET выполняет функции армии и полиции нового государства, причем весьма успешно.

Гаити
Стабилизационная миссия ООН в Гаити (MINUSTAH). Создана в 2004 году. Единственная текущая миротворческая операция ООН в Америке.
Численность контингента: 5994 военнослужащих, 1398 полицейских, 316 иностранных гражданских сотрудников, 800 местных гражданских сотрудников. В составе MINUSTAH служат военные и полицейские из 41 страны.
Потери: нет данных.
Бюджет: $379,05 млн.
Миссии в Гаити были переданы полномочия Межнациональных временных сил по поддержанию порядка, созданных по инициативе США и Канады. Временные силы должны были помогать переходному правительству Гаити, которое возникло после того, как в 2004 году США и их союзники из стран Карибского бассейна свергли прежний гаитянский режим.

Грузия
Миссия наблюдателей ООН в Грузии (UNOMIG). Создана в 1993 году.
Численность контингента: 122 военнослужащих, 11 полицейских, 99 иностранных гражданских сотрудников, 180 местных гражданских сотрудников. В UNOMIG служат военные и полицейские из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 7 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $33,59 млн.
Миссия была создана в августе 1993 года, чтобы обеспечить соблюдение соглашения о прекращении огня между грузинской армией и абхазскими вооруженными формированиями. В сентябре 1993 года присутствие миротворцев не помешало возобновлению боевых действий. После перемирия 1994 года миссия стала контролировать деятельность миротворческого контингента стран СНГ и вывод грузинских войск из Кодорского ущелья, а также регулярно патрулировать ущелье. С 1996 года в миссии функционирует отдел по правам человека, а с 2003 года в мандат сил ООН включен пункт о том, что они должны способствовать созданию условий для достойного возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Западная Сахара
Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Создана в 1991 году. Старейшая из текущих миротворческих операций ООН в Африке.
Численность контингента: 225 военнослужащих, 4 полицейских, 125 иностранных гражданских сотрудников, 111 местных гражданских сотрудников. В MINURSO служат военные из 25 стран, в том числе из России.
Потери: 10 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $44 млн.
MINURSO обеспечивает соблюдение перемирия, которое было заключено между правительством Марокко и боевиками сепаратистского фронта "Полисарио", выступающего за независимость Западной Сахары. Миссия также должна способствовать проведению референдума в стране. С обеими задачами MINURSO пока не справляется. Крупномасштабные боевые действия не ведутся, однако это скорее следствие влияния соседей — Мавритании и Ливии. Что же до референдума, то единственным напоминанием о нем в Западной Сахаре остается название миссии ООН.

Израиль (оккупированные территории)
Организация объединенных наций по контролю за перемирием (UNTSO). Создана в 1948 году. Первая миротворческая миссия ООН.
Численность контингента: 152 военнослужащих, 94 иностранных гражданских сотрудника, 122 местных гражданских сотрудника. В UNTSO служат военные из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 40 человек (из них 31 военнослужащий).
Бюджет: $27,69 млн.
Первоначальный мандат UNTSO предполагал контроль за соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Присутствие миротворцев ООН не предотвратило ни одной из арабо-израильских войн. После каждой войны мандат менялся в соответствии с новыми реалиями. В настоящее время четкого мандата UNTSO не имеет. В задачи миссии входит контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня (когда они подписываются), а также оказание помощи другим операциям ооновских миротворцев в регионе.

Израиль и Сирия (Голанские высоты)
Силы ООН по контролю за разъединением (UNDOF). Образованы в 1974 году.
Численность контингента: 1023 военнослужащих, 35 иностранных гражданских сотрудников, 108 местных гражданских сотрудников. В UNDOF служат военные из 6 стран.
Потери: 40 человек (из них 38 военных).
Бюджет: $43,03 млн.
Силы UNDOF созданы решением ООН в 1974 году, когда Израиль и Сирия договорились о разводе своих войск в районе Голанских высот. С тех пор военнослужащие UNDOF продолжают следить за соблюдением договоренности о прекращении огня и создании зон разъединения и буферных зон. Пожалуй, UNDOF — единственный миротворческий контингент ООН, к которому никто никогда не выдвигал никаких претензий. Его работой в равной степени удовлетворены и Израиль, и Сирия, и сама ООН.

Индия и Пакистан
Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP). Создана в 1949 году.
Численность контингента: 44 военнослужащих, 23 иностранных гражданских сотрудника, 45 местных гражданских сотрудников. В группе служат военные из 9 стран.
Потери: 9 военнослужащих.
Бюджет: $7,25 млн.
UNMOGIP была создана для соблюдения перемирия между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире. Ооновские миротворцы не смогли предотвратить вооруженный конфликт в 1972 году, после чего Индия решила, что деятельность UNMOGIP потеряла всякий смысл. Группа была сохранена благодаря Пакистану, который, разумеется, стал придерживаться противоположного мнения. До сих пор миротворцы продолжают находиться в зоне конфликта, практически не влияя на ситуацию.

Кипр
Силы ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Образованы в 1964 году.
Численность контингента: 916 военнослужащих, 43 полицейских, 44 иностранных гражданских сотрудника, 109 местных гражданских сотрудников. В UNFICYP служат военные и полицейские из 18 стран.
Потери: 173 человека (из них 167 военнослужащих).
Бюджет: $51,99 млн.
Силы ООН были созданы для предотвращения столкновений между греческой и турецкой общинами Кипра. В 1974 году они никак не противодействовали высадке на остров турецких и греческих войск и оккупации турками северной части Кипра. В дальнейшем UNFICYP служили лишь буфером между турецкой и греческой общинами. Реальной силой, предотвращавшей крупные столкновения, долгое время была Британия, которая имеет на острове две военные базы. Однако уже довольно давно на острове идут переговоры об объединении, инициированные самими греками и турками, так что сохранение UNFICYP и вовсе теряет всякий смысл.

Конго
Миссия ООН в Демократической Республике Конго (MONUC). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 13 775 военнослужащих, 175 полицейских, 735 иностранных гражданских сотрудников, 1140 местных гражданских сотрудников. В MONUC служат военные и полицейские из 53 стран, в том числе из России.
Потери: 70 человек (из них 49 военнослужащих).
Бюджет: $746,1 млн.
Войска ООН, как предполагалось, должны были обеспечивать соблюдение соглашений о прекращении гражданской войны в Конго, которые были подписаны в 1999 году. Однако вряд ли миссию можно считать успешной. Сейчас силы MONUC в основном пытаются не допустить проникновения вооруженных формирований повстанцев на территории, которые контролируют официальные власти страны.

Пока Индия и Пакистан выясняют отношения, контингенту ООН в Кашмире остается в основном бумажная работа

Косово
Миссия ООН по временному управлению Косово (UNMIK). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 37 военнослужащих, 3509 полицейских, 738 иностранных гражданских сотрудников, 2699 местных гражданских сотрудников. В UNMIK служат полицейские и военные из 51 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек.
Бюджет: $278,41 млн.
В задачи UNMIK входит организация управления, обеспечение безопасности и порядка в автономном крае Косово. Деятельность миротворцев неоднократно подвергалась критике: представители сербского меньшинства обвиняли ооновские силы в нежелании обеспечивать безопасность сербов и в очевидной пристрастности руководства UNMIK.

Кот-д`Ивуар
Операция ООН в Кот-д`Ивуаре (UNOCI). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 6009 военнослужащих, 215 полицейских, 259 иностранных гражданских сотрудников, 155 местных гражданских сотрудников. В UNOCI служат военные и полицейские из 49 стран, в том числе из России.
Потери: 2 военнослужащих.
Бюджет: $378,48 млн.
UNOCI была создана в 2004 году для замены существовавшей в то время гражданской миссии ООН. Основой военного контингента стали африканские страны. В задачи миссии входит контроль за соблюдением перемирия между правительством страны и повстанцами, а также поддержание связи и предотвращение конфликтов между властями и находящимся в Кот-д`Ивуаре крупным французским контингентом, не входящим в состав UNOCI. Дело в том, что в начале прошлого года военные самолеты Кот-д`Ивуара напали на позиции французских войск, после чего французская авиация полностью уничтожила ВВС Кот-д`Ивуара.

Либерия
Миссия ООН в Либерии (UNMIL). Создана в 2003 году. Крупнейшая текущая миротворческая операция ООН.
Численность контингента: 14 677 военнослужащих, 1098 полицейских, 489 иностранных гражданских сотрудников, 651 местный гражданский сотрудник. В UNMIL служат военные и полицейские из 61 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек (из них 26 военнослужащих).
Бюджет: $846,82 млн.
Деятельность UNMIL началась после подписания соглашения о прекращении гражданской войны в Либерии в 2003 году. В задачи миссии входит исполнение этого соглашения. Войска ООН играют ключевую роль в разоружении противоборствующих фракций и в настоящее время фактически являются единственной законной вооруженной силой в стране. Успех операции во многом обусловлен тем, что основные воинские контингенты в Либерию послали соседние с нею африканские страны, которые не раз предупреждали, что останутся в Либерии, даже если ООН объявит о выводе "голубых касок" (такое случалось не раз, когда миротворцы несли серьезные потери).

Ливан
Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL). Образованы в 1978 году.
Численность контингента: 1994 военнослужащих, 107 иностранных гражданских сотрудников, 297 местных гражданских сотрудников. В UNIFIL служат военные из 7 стран.
Потери: 250 человек (из них 245 военнослужащих).
Бюджет: $97,80 млн.
Силы UNIFIL были созданы для контроля за выводом израильских войск из Ливана и "восстановлением суверенитета ливанского правительства" на освобождаемых Израилем территориях. Наличие сил ООН не мешало Израилю впоследствии создать на юге Ливана буферную зону под контролем союзников из Армии Южного Ливана, а палестинским террористам — нападать на израильскую территорию из зон, находившихся под контролем ООН. UNIFIL, впрочем, как и UNTSO, неоднократно обвинялись Израилем в оказании помощи и предоставлении защиты палестинским террористам.

Сьерра-Леоне
Миссия ООН в Сьерра-Леоне (UNAMSIL). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 4092 военнослужащих, 75 полицейских, 252 иностранных гражданских сотрудника, 515 местных гражданских сотрудников. В UNAMSIL служат военные и полицейские из 40 стран, в том числе из России.
Потери: 159 человек (из них 154 военнослужащих).
Бюджет: $301,87 млн.
Мандат UNAMSIL предполагает контроль за соблюдением мирных договоренностей в стране, где долгие годы бушевала гражданская война. Кроме того, войска ООН обеспечивают безопасность в столице Сьерра-Леоне и крупных аэропортах, а также помогают местным властям "в исполнении их функций". Несмотря на очевидные успехи миротворцев, добиться окончательного прекращения боевых действий им не удалось. Сейчас войска ООН фактически охраняют законное правительство страны от нападений повстанцев, а также проводят безуспешные операции по борьбе с контрабандой алмазов.

Эфиопия и Эритрея
Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (UNMEE). Создана в 2000 году.
Численность контингента: 3364 военнослужащих, 214 иностранных гражданских сотрудников, 254 местных гражданских сотрудника. В UNMEE служат военные из 41 страны, в том числе из России.
Потери: 8 военнослужащих.
Бюджет: $216,03 млн.
UNMEE появилась, когда после двухлетней войны в 2000 году Эфиопия и Эритрея заключили перемирие. В задачи войск ООН входит разъединение сил обеих стран, контроль за соблюдением перемирия и неприкосновенности демилитаризованной зоны на границе, а также координация усилий Эфиопии, Эритреи и Африканского Союза по установлению постоянного мира. UNMEE считается одной из самых успешных миссий ООН: несмотря на то что время от времени случаются перестрелки, в целом перемирие между Эфиопией и Эритреей соблюдается.

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ

Откуда берутся миротворцы
В текущих операциях ООН принимают участие более 65 000 миротворцев из 103 стран мира.
Страна Число миротворцев
Пакистан 8183
Бангладеш 7942
Индия 5154
Непал 3453
Эфиопия 3428
Гана 3335
Иордания 2929
Нигерия 2884
Уругвай 2497
ЮАР 2317
Марокко 1704
Кения 1675
Сенегал 1575
Бразилия 1367
Украина 1204
Китай 1038
Аргентина 1006
Намибия 886
Шри-Ланка 778
Польша 724
Франция 606
Чили 582
Тунис 523
Ирландия 476
Нигер 468
Филиппины 455
Великобритания 431
США 428
Австрия 417
Бенин 411
Россия 363
Того 323
Канада 314
Швеция 303
Словакия 302
Германия 296
Турция 293
Испания 260
Румыния 239
Боливия 231
Перу 226
Индонезия 201
Фиджи 198
Мозамбик 191
Италия 184
Австралия 142
Замбия 131
Камерун 121
Египет 119
Венгрия 106
Малайзия 100
Буркина-Фасо 98
Мали 95
Гватемала 77
Болгария 74
Эквадор 72
Малави 66
Зимбабве 62
Гвинея 61
Гамбия 58
Португалия 57
Дания 54
Норвегия 52
Финляндия 47
Парагвай 46
Босния и 45
Герцеговина
Южная Корея 43
Чад 41
Швейцария 34
Чехия 31
Хорватия 30
Япония 30
Греция 26
Джибути 24
Самоа 24
Сербия и 24
Черногория
Алжир 20
Нидерланды 20
Уганда 20
Танзания 18
Сальвадор 16
Бельгия 16
Словения 16
Новая Зеландия 14
Киргизия 13
Гондурас 12
Йемен 12
Кот-д`Ивуар 10
Ямайка 10
Литва 8
Молдавия 8
Габон 6
Конго 6
Таиланд 6
Монголия 5
Сьерра-Леоне 5
Доминиканская 4
Республика
Маврикий 4
Албания 3
Иран 3
Ливан 2
Эстония 2
Мадагаскар 1
Пытки во имя мира
За время своего существования — с 1948 года — "голубые каски" неоднократно оказывались замешаны в громких скандалах.
Преступное действие
Едва ли не самой скандальной миротворческой миссией ООН оказалась операция в Сомали, которую "голубые каски" проводили с 1992 по 1995 год. Официальной задачей миротворцев была помощь в прекращении гражданской войны и образовании нового правительства страны. С этой задачей они не справились и покинули страну после того, как начали нести серьезные потери. Тем не менее история с пребыванием миротворцев в Сомали запомнилась не только самим сомалийцам.
Канадские миротворцы пытали и убили подростка Шидане Ароне. Об этом стало известно еще в 1992 году. В ходе расследования выяснилось, что история с юношей вовсе не была единичным фактом. Командир канадского контингента полковник Лаббе неоднократно обещал подчиненным "ящик шампанского за каждого убитого черномазого". Широко распространены были мародерство, пытки заключенных, убийства. После окончания внутреннего расследования военные власти Канады решили расформировать подразделение Лаббе. Один из канадских солдат был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы.
Похоже вели себя в Сомали и коллеги канадцев — бельгийские десантники. Двое из них прославились тем, что запечатлели на видеопленку, как кладут на раскаленную металлическую плиту и зажаривают сомалийского подростка. Были отмечены факты похищений, изнасилований и убийств сомалийских девушек, а также психологические издевательства над местными жителями — сомалийцев, исповедующих ислам, под страхом смерти заставляли есть свинину.
Отметились в Сомали и итальянцы. Одной из самых скандальных стала история женщины, проходившей мимо расположения итальянского контингента. Ее силой затащили в лагерь, насиловали несколько часов, после чего угрожали убить, засовывая в рот тротиловую шашку.
В 2005 году история повторилась. Несколько десятков военных, участвующих в операции ООН в Демократической Республике Конго, были отозваны в связи с обвинениями в изнасилованиях и пытках. По крайней мере в двух странах, имеющих свои контингенты в составе миротворческих сил ООН,— в Марокко и во Франции — в отношении военнослужащих ведется следствие.

Преступное бездействие
Так же часто миротворцев ООН обвиняли в преступном бездействии. В 1993 году войска ООН были размещены в Руанде с целью недопущения межэтнических столкновений. Однако своей задачи по охране мирного населения "голубые каски" не выполнили. Они лишь наблюдали за тем, как правительственные войска целенаправленно уничтожали мирное население из народности хуту. В 1996 году миротворцы и вовсе покинули Руанду: продолжение операции было признано слишком опасным для самих "голубых касок".
В 1995 году разразился громкий скандал вокруг контингента ООН, охранявшего мусульманский город Сребреница в Боснии. Незадолго до этого город был объявлен демилитаризованной зоной. Гарантом безопасности местного населения выступила Организация Объединенных Наций. Но когда сербы потребовали вывода "голубых касок" из Сребреницы, командование миротворческого контингента поспешило это сделать. Город оказался совершенно беспомощным перед лицом сербских войск. Последовавшие за выводом ооновских сил события известны сейчас как "резня в Сребренице" (сербы убили около 1200 человек), а действия сербских войск квалифицируются как геноцид.
Подобное же бездействие стало причиной громкого скандала уже в марте 2005 года, когда в Косово, территории, фактически находящейся под управлением ООН, начались сербские погромы при полном попустительстве "голубых касок", которые выполняют в крае полицейские функции. Напомним, что во время погромов, продолжавшихся несколько дней, погибли 28 человек, а потеряли кров 3700. Одним из самых вопиющих проявлений бездействия "голубых касок" стала история, происшедшая в столице края — Приштине. Там несколько десятков сербов, спасаясь от разъяренной албанской толпы, забаррикадировались в многоэтажном доме. Албанцы осадили многоэтажку, пытались прорваться внутрь, а затем просто поджечь ее. Полицейские силы ООН, штаб-квартира которых находилась в нескольких кварталах от осажденного дома, пришли на помощь сербам лишь через шесть часов.
В апреле в Косово произошел еще один скандал, связанный с миротворцами ООН. Правда, речь уже шла о стычках внутри самого контингента. Несколько американских и иорданских полицейских ООН начали дискуссию по поводу событий в Ираке. Спор быстро перешел в драку, драка — в перестрелку. В результате погибли три американских миротворца и один иорданский. Стремясь замять скандал, руководство сил ООН в Косово переквалифицировало действия схваченных на месте преступления иорданцев из "убийства" в "покушение на убийство" и "неоказание помощи раненым", а затем и вовсе закрыло дело за отсутствием состава преступления.

Учредила праздник - Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций .

Миротворческие операции ООН

За первые 40 лет существования Организации Объединённых Наций (1945-1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет была развернута 51 миссия.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Россия в миротворческих операциях

  • 7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 - 40 человек в Бурунди . Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан . В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана .
  • Кроме российских воинских формирований в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры - военные наблюдатели , которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года .

В культуре

См. также

  • Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций

Напишите отзыв о статье "Миротворческие силы ООН"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) (англ.)
  • (рус.) (англ.)

Отрывок, характеризующий Миротворческие силы ООН

Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.