Марк Захаров: биография и личная жизнь режиссера. Марк захаров - биография, информация, личная жизнь Марк захаров биография личная жизнь

Марк Захаров – известный режиссёр СССР и России кино и театра, преподаватель, писатель, автор сценариев, актёр. Марка Анатольевича по праву называют деятелем отечественной культуры, символом целой театральной эпохи. На его постановках и мюзиклах выросло несколько поколений, а его фильмы разбирались на цитаты.

Однако за славой и успехом Марка Анатольевича стоит большой труд и десятки лет стараний. Некоторые главы в биографии Марка Захарова, в том числе, личная жизнь, дети, особенно интересуют общественность. Сайт Starandstar.ru расскажет о самых ярких моментах из жизни знаменитого режиссёра.

Биография Марка Захарова берет своё начало в 1933 году в октябре 13 числа. Родился режиссёр в Москве. Отец Марка – Ширинкин Анатолий Борисович – решил связать свою жизнь со службой в Красной Армии.

После этого его арестовали за контрреволюционную деятельность и сослали на 3 года в Рязань. После отбывания наказания занимал должность учителя физической культуры.

В 1949 году Анатолия Борисовича снова сослали на Север. Причина – ранняя судимость. Скончался отец Захарова будучи в пожилом возрасте. Мать Марка Анатольевича - Галина Сергеевна Бардина - всю жизнь мечтала выступать на сценах театров. Она окончила студию под руководством Ю. Завадского. Преподавала детям в драматических кружках. К театральной деятельности приобщила и Марка. Умерла в 54 года. Причина – разрыв сердца.

Интересно: Лидия Козлова: биография, семья

Учёба

Во время второй ссылки мужа Галине Сергеевне пришлось много трудиться, чтобы прокормить семью. Марк в это время учился в школе и занимался в Доме пионеров, где постигал азы актёрского мастерства. После окончания школы Захаров ещё не знал, кем хочет стать в будущем. Для начала он поступил в Военную академию.

Однако его не приняли из-за плохой репутации отца. Затем Марк попробовал свои силы на вступительных экзаменах в Архитектурный институт. Но и тут неудача.

Тогда Захаров решил пойти на прослушивание в МХАТ. Чтение произведения «Вересковый мёд» не произвёл на комиссию впечатления. Но Марк не отчаивался и продолжал искать свой путь. Последней и удачной попыткой оказалось поступление в ГИТИС. Театральному искусству его обучал Конский, Лэсли и Раевский.

Карьера

После окончания института начинающего артиста отправили в Пермь по распределению в один из местных драматургических театров. Здесь Марк Захаров сразу проявил себя в лучшую сторону. Позже талантливого паренька пригласили на должность постановщика спектаклей в университет.В столицу режиссёр вернулся в конце 50-х. Там он пробовал свои силы в различных театрах. Но задержался только в столичном Театре сатиры. Там он поставил такие пьесы:

  • «Доходное место»;
  • «Мамаша Кураж и её дети»;
  • «Банкет» и т. д.

В 40-летнем возрасте Марк возглавил Ленком. Ему пришлось приложить массу усилий, чтобы снова поставить театр на ноги. Одной из первых и успешных постановок Захарова является «Тиль». Восторг у зрителей вызвали и такие пьесы:

  • «Королевские игры;
  • «Парень из нашего города»;
  • «Юнона и Авось» и т. п.

Последними работами стали постановки: «Вальпургиева ночь» и «День опричника».

Марк Захаров внёс свою лепту и в кинематограф. Такие фильмы как «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона» - его заслуга. Эти картины остались в памяти миллионов зрителей. А вырванными из контекста крылатыми фразами многие пользуются до сих пор.

Марк Захаров также занимался написанием сценариев. На его счету 14 фильмов, в число которых входят:

  • «Узник замка ИФ»;
  • «Честь имею»;
  • «Обыкновенное чудо»
  • «Убить дракона»;
  • «Двенадцать стульев» и т. д.
  • Личная жизнь

    Биография Марка Захарова, личная жизнь режиссёра и его дети всегда интересовали общественность. Однако спешим вас уверить, никакими интрижками и изменами режиссёр не грешил. Дело в том, что Марк Анатольевич на протяжении 58 лет жил с одной женщиной, имя которой Нина Лапшинова (на фото пара очень счастлива).

    Также читайте: Биография Светланы Сталиной: мужья и американская семья

    Познакомились они во время учёбы в ГИТИС. Со свадьбой временить не стали. Сыграли её сразу после окончания института.

    Возлюбленная Захарова скончалась в 2014 году. Нина умерла от онкологического заболевания, с которым боролась на протяжении нескольких лет. Марк Анатольевич в это время находился на лечении в Германии.

    Дети

    Спустя 6 лет после свадьбы в чете Захаровых родилась долгожданная дочь. Нина продолжительное время пыталась забеременеть, но у неё не получалось из-за проблем со здоровьем. Назвали девочку Сашей. Поскольку она была очень болезненной, матери пришлось бросить театр и посвятить себя дочери.
    Александра пошла по стопам матери.

    Она поступила в театральное училище, а после его окончания стала работать в отцовском театре. Поначалу Марк Захаров не давал дочери главных ролей. Александра довольствовалась второстепенными ролями. Со временем девушка смогла проявить свой талант.

    Она неоднократно снялась в кино и сыграла множество ролей в театре. Сейчас Александру Захарову называют «Принцессой Ленкома». А вот в личной жизни женщине повезло меньше. До сих пор Александра так и не нашла любимого мужчину, детей у неё тоже нет.

    Марк Захаров сейчас

    Марк Анатольевич по-прежнему востребован среди поклонников театра. Он руководит Ленкомом, пишет статьи, заведует кафедрой режиссуры в ГИТИС, преподаёт студентам.

    В этом году 13 октября великий режиссёр отметил своё 85-летие. Со знаменательной датой Марка Анатольевича поздравил Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

    Отметил день рождения Захаров на сцене театра Ленком 14 октября. Юбилейный вечер посетило множество знаменитых людей, в том числе, Константин Райкин, Александр Ширвиндт, Михаил Жванецкий, артисты театра Олега Табакова. Марк Анатольевич был потрясен таким вниманием к своей персоне и поблагодарил всех, кто участвовал в торжестве.

    Этому знаменательному событию были посвящены несколько программ на центральных российских телеканалах. «Первый канал» выпустил в эфир документальный фильм под названием «Марк Захаров: я оптимист, но не настолько». Также Марк Анатольевич появился в передаче на «ТВ-Центр» «Мой герой», которую ведёт Татьяна Устинова».

    По материалам starandstar.ru

    О биографии, личной жизни и детях которого в канун его юбилея стали писать активно все ведущие СМИ. Это человек-эпоха, создавший свой уникальный театр, собравший в труппу ведущих народных артистов и вложивший в развитие российской культуры огромный вклад.

    Его фильмы разошлись на цитаты, зрители все время пересматривают его культовые ленты, а легендарная рок-опера «Юнона и Авось» ставится с неизменным успехом вот уже более 20 лет.

    Биография

    Марк Анатольевич Ширинкин (именно такую фамилию он получил при рождении) появился на свет 13 октября 1933 года в семье Галины Сергеевны Бардиной и Анатолия Ширинкина. Оба его родителя имеют дворянское происхождение. Дед матери воевал за белых у Колчака и эмигрировал после Гражданской войны в Австралию .

    Читайте также: Кокорин и Мамаев: решение суда

    В 1941 году он уходит добровольцем на фронт, после войны продолжает служить в гарнизоне столицы. В 1949 г. его снова отправляют в ссылку из-за его дворянского происхождения и наличия судимости.

    Любовь к театру маленькому Марку привила его мать Галина Сергеевна, которая сама училась в театральной школе знаменитого Юрия Завадского и потом преподавала в детских театральных кружках. Она ушла из жизни - в 54 года, скоропостижно скончавшись от разрыва сердца. Она водила маленького сына в театральную студию при Москворецком доме пионеров, в которой вместе с Марком занимался будущий знаменитый кинорежиссер и сценарист Андрей Тарковский .

    В своих воспоминаниях о детстве Марк Анатольевич говорит о том, что в школе ему было неинтересно, и учился он плохо. Смог подтянуть оценки только в старших классах, чтобы получить хороший аттестат.

    Ему больше всего нравилось общаться с отцом во время общих прогулок и занятий, когда он рассказывал о Москве и о разных местных легендах тех городов, где семья жила во время двух ссылок.

    include_poll2214

    Несмотря на увлечение театром, после школы юноша попытался приобрести более земную профессию, подав документы в инженерно-строительный институт им. Куйбышева. Но он не набрал необходимого количества баллов и по настоянию своей мамы поступил в 1951 году в ГИТИС на актерский факультет. Он закончил обучение в 1955 г. и был направлен в Пермский драмтеатр.

    Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера

    Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены - актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.

    yandex_ad_2 Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков .

    Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.

    В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.

    Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы.

    Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом - «Доходное место» А. Н. Островского.

    Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».

    Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.

    Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху - главный режиссер театра Маяковского - Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.

    В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.

    Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:

    «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;

    спектакле «В списках не значился»;

    «Жестоких играх»;

    «Юноне и Авось»;

    «Поминальной молитве».

    Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:

    Николая Караченцева;

    Евгения Леонова;

    Александра Абдулова;

    Александра Ракина.

    Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.

    Работа в кино и на телевиденье

    Захаров смог создать не только театральные шедевры, но также ставшие культовыми кинематографические и телевизионные ленты. Уже несколько поколений зрителей восхищаются такими фильмами как:

    «12 стульев»

    «Обыкновенные чудо»;

    «Формула любви»;

    «Тот самый Мюнхгаузен».

    Ко многим фильмам Захаров сам написал сценарий - не только к своим работам, но и к лентам, снятым другими режиссерами.

    В личной жизни мастер оказался очень счастливым. Свою будущую супругу он встретил еще в период учебы в ГИТИСе во время работы над студенческой стенгазетой. Сначала отношения не выходили за пределы дружбы.

    Но после того как Марк увидел Нину с другим молодым человеком, он сразу же сделал ей предложение.

    Молодые супруги долго ждали детей, единственная их дочь Александра родилась только на пятом году совместной жизни.

    Жена Марка Захарова всегда во всем поддерживала мужа и была его музой. Именно поэтому тяжелой утратой для самого Марка Анатольевича и его дочери Александры стала смерть Нины Тихоновны в 2014 г. в результате тяжелой и продолжительной болезни на 83 году жизни.

    На публичных фото Марк Анатольевич Захаров нечасто был запечатлен со своей женой Ниной Тихоновной, так как она была театральной актрисой, которую практически не снимали. Зрители могут увидеть ее только в одном фильме ее мужа - «12 стульев», где она талантливо сыграла эпизодическую роль жены отца Федора.

    У дочери Александры детей нет, так как брак оказался не очень удачным. Супруги разошлись, не заведя ребенка. Александра полностью посвящает себя сцене. Она уже имеет звание Народной актрисы России и работает в театре своего отца.

    Марк Захаров – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей во языцех, а киноленты разбирали на цитаты. Но начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения.

    Детство и юность

    Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.

    В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

    View this post on Instagram

    Марк Анатольевич Захаров (настоящая фамилия - Ширинкин). Родился 13 октября 1933 года в Москве - умер 28 сентября 2019 года в Москве. Советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991).

    Мать - Галина Сергеевна Бардина - окончила театральную студию Юрия Завадского, преподавала в детских драмкружках. Умерла от разрыва сердца в 54 года. Дед по материнской линии был белым офицером, воевал в армии Колчака, затем эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина решила остаться в России, работала заведующей детского дома.

    Отец - Анатолий Ширинкин - обучался в Воронежском кадетском корпусе, с началом революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками. В 1934 году был арестован по 58-й статье на три года с последующей высылкой. Участник Великой Отечественной войны, по окончании служил в Московском гарнизоне. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый. Умер в преклонном возрасте. Дед по отцу был русским дворянином, революционером, занимался журналистикой, погиб на фронте во время Первой мировой войны.

    Его родители познакомились в 1931 году.

    "Отец рассказал, что мой дед был женат на еврейке-караимке, стало быть, заключил я, мой отец наполовину еврей, я - на четверть", - рассказывал Марк Анатольевич. При этом он отмечает, что, будучи на четверть евреем, "всегда считал себя русским, хотя отец потом признался, что в роду изначально, с XIII века, присутствовала ещё и татарская кровь".

    С детства Захаров увлекся театром, занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров. Кстати, вместе с ним занимался будущий кинорежиссер .

    После школы он подавал документы в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, однако на экзаменах не набрал необходимое количество баллов.

    По настоянию матери, увидевшей, по словам Захарова "вещий сон", он решил поступать в театральный вуз. Летом 1951 года Захаров стал студентом Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС, с 1991 года преобразован в РАТИ - Российскую академию театрального искусства).

    В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли).

    Еще на втором курсе он начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени В.В. Маяковского и имени М.Н. Ермоловой.

    С осени 1955 года - актёр Пермского областного драматического театра.

    Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, некоторые из его учеников получили известность. Именно там, по его словам, почувствовал, что студентам с ним интересно, и он продолжительное время может "держать внимание большого коллектива людей" и руководить постановочным процессом.

    Перебравшись в Москву, Захаров продолжил заниматься и режиссурой: благодаря жене, актрисе Нине Лапшиновой, он устроился руководителем драмкружка в Станкостроительном институте.

    В 1959 году Захаров устроился на работу в Московский театр имени Гоголя, а в 1960 году перешел в Московский театр миниатюр. Коллективом в тот период руководил писатель Владимир Поляков, под чьим непосредственным воздействием Захаров "приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык".

    В 1964 году Захаров ушел из Театра миниатюр, где работал вместе с женой. В тот период Лапшинова поддержала его решение начать работать режиссером в Студенческом театре МГУ. Этот театр стал той "стартовой площадкой", с которой Захаров "вошел в профессиональную режиссуру".

    В 1965 году Захаров был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Поставленный им в 1967 году спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому стал первым его режиссерским успехом на профессиональной сцене.

    В 1969 году Захаров стал режиссером комедии и Григория Горина «Банкет» (он стал первой совместной работой режиссера с Гориным, в будущем - соавтором многих спектаклей Захарова). Оба спектакля, несмотря на успех у публики, были запрещены по идеологическим соображениям. Захаров отмечал, что в то время его режиссерская профессия "повисла на волоске", и лишь помощь Гончарова, который предложил режиссеру поставить на сцене возглавляемого им театра имени Маяковского «Разгром» Александра Фадеева, помогла ему остаться в профессии.

    В 1973 году Захаров был назначен главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года - Московский театр Ленком). Его постановки на сцене театра: «Автоград XXI» (Юрий Визбор, Захаров, 1973), «Тиль» (Горин, музыка Геннадия Гладкова, 1974), «В списках не значился» (Визбор по мотивам произведения Бориса Васильева, 1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (Павел Грушко по произведениям Пабло Неруды, музыка Алексея Рыбникова, 1976), «Жестокие игры» (Алексей Арбузов, музыка Гладкова 1979), «Юнона и Авось» ( , музыка Рыбникова, 1981), «Оптимистическая трагедия» (Всеволод Вишневский, 1983), «Три девушки в голубом» (Людмила Петрушевская, 1985), «Диктатура совести» (Михаил Шатров, 1986), – стали событиями в культурной жизни страны. Многие из этих спектаклей называли украшением репертуара Ленкома на долгие годы.

    Отвечавшая духу времени художественная идеология Захарова окончательно оформилась в конце 1980-х годов. Среди театральных работ этого времени следует выделить спектакли «Мудрец» (по Островскому, 1989), «Поминальная молитва» (Горин по Шолом-Алейхему, 1989), «Школа для эмигрантов» (Дмитрий Липскеров, 1990) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Пьер Огюстен Бомарше, 1993), «Чайка» (Антон Чехов, 1994), «Королевские игры» (Горин - Шандор Каллош по мотивам пьесы Максвелла Андерсона, 1995), «Варвар и еретик» (по роману Федора Достоевского, 1997), «Мистификация» (Нина Садур, 1999), «Шут Балакирев» (Г.Горин, 2001), «Плач палача» (на темы Фридриха Дюрренматта и Жана Ануя, 2003), «Ва-банк» (по Николаю Островскому, 2004), «Женитьба» (по Николаю Гоголю, 2007).

    Успех постановок Ленкома, по мнению самого Захарова, заключался в том, что театр "стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже все понимают, что происходит и, главное, что должно произойти". С ним соглашались и критики, отмечавшие, что спектакли Захарова "существуют не по законам драматического театра, а по законам Зрелища: все, что происходит (или просто находится) на сцене, должно быть эффектным - и декорация, и костюмы, и шутки, и песни".

    Захаров не раз говорил, что главное в его жизни достояние и гордость - звездная плеяда актеров Ленкома. На сцене театра в разные годы играли такие талантливые мастера сцены, как , , Виктор Раков, Сергей Степанченко и другие.

    Марк Захаров много и успешно работал в кино и на телевидении, в частности, экранизировал ряд пьес Евгения Шварца и Григория Горина в жанре фантастической притчи.

    Среди его кинофильмов - любимые кинозрителями «Двенадцать стульев» (1976), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Выступал Захаров и как сценарист, автор и соавтор сценариев таких фильмов, как «Белое солнце пустыни» (1969; ему принадлежит авторство писем главного героя красноармейца Сухова), «Земля Санникова» (1972), «Звезда пленительного счастья» (1975) и другие.

    Марк Захаров на съемках фильма "Двенадцать стульев"

    Общественно-политическая позиция Марка Захарова

    В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС. В прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.

    В октябре 1996 года он стал членом Совета по культуре и искусству при президенте РФ Борисе Ельцине, однако в ноябре 2001 года, когда новый президент России Владимир Путин издал указ о признании недействительным указа Ельцина о создании Совета по культуре, был создан новый орган с прежним названием, Захаров в его состав включен не был.

    В марте 2014 года значился в числе тех, кто подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по отношению к Украине. Однако позже заявил, что не ставил своей подписи под «фальшивкой провокационного характера» и добавил, что с предложением подписать письмо в поддержку Путина к нему никто не обращался.

    Являлся доверенным лицом Всероссийской партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.

    Педагогическая деятельность Марка Захарова

    Работу в театре Марк Захаров много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В.В. Маяковского А.А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.

    Марк Захаров - профессор кафедры режиссуры РИТИ. Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член СП Москвы (1999).

    Умер 28 сентября 2019 года в Москве от воспаления легких. Марк Захаров 1 октября рядом с могилами Станислава Говорухина, Олега Табакова и Леонида Броневого.

    Марк Захаров в программе "Сегодня вечером"

    Рост Марка Захарова: 175 сантиметров.

    Личная жизнь Марка Захарова:

    Супруга - (10.05.1932 - 10.09.2014), актриса.

    Они поженились в 1956 году. В 1962-м у пары родилась дочь Александра. В кино самой известной работой Лапшиновой стала роль жены отца Федора в картине Марка Захарова «12 стульев».

    Дочь - - актриса «Ленкома», Народная артистка Российской Федерации.

    Фильмография Марка Захарова (режиссер):

    1969 - Швейк во Второй мировой войне (телеспектакль, совместно с Алиной Казьминой)
    1972 - Стоянка поезда - две минуты (с А. С. Орловым)
    1975 - «Пир во время чумы»
    1976 - Двенадцать стульев
    1978 - Обыкновенное чудо
    1979 - Тот самый Мюнхгаузен
    1982 - Дом, который построил Свифт
    1984 - Формула любви
    1988 - Убить дракона

    Фильмография Александра Митты (сценарист):

    1969 - Белое солнце пустыни (принимал участие - письма красноармейца Сухова)
    1972 - Стоянка поезда - две минуты
    1973 - Земля Санникова
    1975 - Звезда пленительного счастья
    1978 - Обыкновенное чудо
    1987 - Честь имею
    1988 - Убить дракона
    1989 - Узник замка Иф

    Фильмография Александра Митты (продюсер):

    1970 - Умеете ли вы жить? - эпизод


    В этом году Президент В.В. Путин лично поздравил с 85-летием Марка Захарова, о биографии, личной жизни и детях которого в канун его юбилея стали писать активно все ведущие СМИ. Это человек-эпоха, создавший свой уникальный театр, собравший в труппу ведущих народных артистов и вложивший в развитие российской культуры огромный вклад.

    Его фильмы разошлись на цитаты, зрители все время пересматривают его культовые ленты, а легендарная рок-опера «Юнона и Авось» ставится с неизменным успехом вот уже более 20 лет.

    Биография

    Марк Анатольевич Ширинкин (именно такую фамилию он получил при рождении) появился на свет 13 октября 1933 года в семье Галины Сергеевны Бардиной и Анатолия Ширинкина. Оба его родителя имеют дворянское происхождение. Дед матери воевал за белых у Колчака и эмигрировал после Гражданской войны в Австралию.

    В советской России осталась его жена Софья Николаевна, бабушка Марка Захарова со стороны мамы, которая в советское время стала директором детского дома.

    Не менее удивительная биография и у родственников по отцовской линии. Дед был дворянином, женившимся на караимке еврейского происхождения. Он участвовал в революционном движении в царское время, активно занимался журналистикой и погиб на Первой мировой войне. Отец обучался в Кадетском корпусе, потом поступил на службу в Красную армию.

    С Галиной он знакомится в 1931 году, через два года у молодой пары появился сын, еще через год Анатолия судили по ст. 58 и выслали из Москвы.

    В 1941 году он уходит добровольцем на фронт, после войны продолжает служить в гарнизоне столицы. В 1949 г. его снова отправляют в ссылку из-за его дворянского происхождения и наличия судимости.

    Любовь к театру маленькому Марку привила его мать Галина Сергеевна, которая сама училась в театральной школе знаменитого Юрия Завадского и потом преподавала в детских театральных кружках. Она ушла из жизни - в 54 года, скоропостижно скончавшись от разрыва сердца. Она водила маленького сына в театральную студию при Москворецком доме пионеров, в которой вместе с Марком занимался будущий знаменитый кинорежиссер и сценарист Андрей Тарковский.

    В своих воспоминаниях о детстве Марк Анатольевич говорит о том, что в школе ему было неинтересно, и учился он плохо. Смог подтянуть оценки только в старших классах, чтобы получить хороший аттестат.

    Ему больше всего нравилось общаться с отцом во время общих прогулок и занятий, когда он рассказывал о Москве и о разных местных легендах тех городов, где семья жила во время двух ссылок.

      А вам нравится творчество Марка Захарова?
      Проголосовать

    Несмотря на увлечение театром, после школы юноша попытался приобрести более земную профессию, подав документы в инженерно-строительный институт им. Куйбышева. Но он не набрал необходимого количества баллов и по настоянию своей мамы поступил в 1951 году в ГИТИС на актерский факультет. Он закончил обучение в 1955 г. и был направлен в Пермский драмтеатр.

    Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера

    Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены - актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.

    Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков.

    Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.

    В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.

    Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы.

    Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом - «Доходное место» А. Н. Островского.

    Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».

    Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.

    Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху - главный режиссер театра Маяковского - Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.

    В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.

    Здесь были поставлены в 70-х, 80-х и 90-х гг. знаменитые аншлаговые спектакли Захарова.

    Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:

    • «Тиле»;
    • «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;
    • спектакле «В списках не значился»;
    • пьесе «Автоград ХХI», поставленной с участием Юрия Визбора;
    • «Жестоких играх»;
    • «Юноне и Авось»;
    • «Поминальной молитве».

    Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:

    • Инну Чурикову;
    • Николая Караченцева;
    • Евгения Леонова;
    • Олега Янковского;
    • Елену Шанину;
    • Ирину Алферову;
    • Дмитрия Певцова;
    • Александра Ракина.

    Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.

    Работа в кино и на телевиденье

    Захаров смог создать не только театральные шедевры, но также ставшие культовыми кинематографические и телевизионные ленты. Уже несколько поколений зрителей восхищаются такими фильмами как:

    • «12 стульев»
    • «Обыкновенные чудо»;
    • «Формула любви»;
    • «Тот самый Мюнхгаузен».

    Ко многим фильмам Захаров сам написал сценарий - не только к своим работам, но и к лентам, снятым другими режиссерами.

    Педагогическая и общественная работа

    Захаров не только активно занимается режиссерской работой. Он преподает студентам в ГИТИСе мастерство режиссуры, являясь профессором этого вуза.

    В 1989 г. Захаров был избран государственным депутатом. В 1996 г. стал членом Совета по культуре при Президенте Б.Н. Ельцине.

    Несмотря на то что он не вошел в состав нового аналогичного органа, созданного во времена президентства В. В. Путина, он согласился быть доверенным лицом партии «Единая Россия» на последних выборах в ГосДуму.

    Семья и личная жизнь

    В личной жизни мастер оказался очень счастливым. Свою будущую супругу он встретил еще в период учебы в ГИТИСе во время работы над студенческой стенгазетой. Сначала отношения не выходили за пределы дружбы.

    Но после того как Марк увидел Нину с другим молодым человеком, он сразу же сделал ей предложение.

    Молодые супруги долго ждали детей, единственная их дочь Александра родилась только на пятом году совместной жизни.

    Всегда во всем поддерживала мужа и была его музой. Именно поэтому тяжелой утратой для самого Марка Анатольевича и его дочери Александры стала смерть Нины Тихоновны в 2014 г. в результате тяжелой и продолжительной болезни на 83 году жизни.

    На публичных фото Марк Анатольевич Захаров нечасто был запечатлен со своей женой Ниной Тихоновной, так как она была театральной актрисой, которую практически не снимали. Зрители могут увидеть ее только в одном фильме ее мужа - «12 стульев», где она талантливо сыграла эпизодическую роль жены отца Федора.

    У дочери Александры детей нет, так как брак оказался не очень удачным. Супруги разошлись, не заведя ребенка. Александра полностью посвящает себя сцене. Она уже имеет звание Народной актрисы России и работает в театре своего отца.