Львовская трагедия на авиашоу. Скниловская трагедия, произошедшая во время авиашоу

Четырнадцать лет тому назад произошло одно из самых страшных происшествий в истории современной Украины - Скниловская трагедия. 27 июля 2002 года на аэродроме "Скнилов", который находится недалеко от Львова, проходило авиашоу, устроенное в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Тогда в толпу зрителей врезался истребитель "Су-27УБ" и взорвался. До сих пор ведутся споры, кто же действительно виноват в гибели 77 человек.

Истребитель

"Су-27" разработали к концу 70-х годов, и уже с середины 80-х он активно эксплуатировался в авиационных частях Данный самолет отличается великолепной маневренностью. Используя "Су-27", лётчик-испытатель Евгений Пугачёв в Ле-Бурже продемонстрировал новую - кобру Пугачёва. Она заключается в следующем: самолет вверх, не меняя направления полета, летит некоторое время хвостом вперед, а затем возвращается в исходное положение. Конечно, для переподготовки летчиков была разработана учебно-боевая модификация "Су-27УБ". Данный самолет является двухместным, и летчики в нем сидят друг за другом. Именно "Су-27УБ" взлетел около полудня с аэродрома "Озерное", который находится под Житомиром, и направился в сторону аэродрома "Скнилов", где должен был стать одним из элементов программы авиашоу.

Командующим экипажа являлся полковник Владимир Анатольевич Топонарь, а вторым пилотом - полковник Юрий Михайлович Егоров. Оба имели солидный налет: у Топонаря - около 1900 часов, а у Егорова - 2000. К тому же командир экипажа с 1996 года представлял пилотажную группу "Украинские Соколы", и сомнений в профессиональности летчиков ни у кого не возникает.

Авиашоу

По замыслу организаторов авиашоу, помимо выставки авиационной техники, в тот день четыре самолета должны были совершить демонстрационные полеты. Первыми выступали два спортивно-тренировочных "Як-52", которые после имитации боя эффектно пролетели над трибуной, где находились почетные гости. Тогдашний командующий Виктор Стрельников приказал запретить пролеты над людьми. Но было уже поздно что-то менять. Третьим должен был выступать истребитель "МиГ-29", но его вылет отменили, и к аэродрому "Скнилов" уже подлетал "Су-27УБ" Топонаря и Егорова.

Приблизительно в 12:41 заместитель командующего 14-м авиационным корпусом Анатолий Третьяков дал команду "старт". "Су-27УБ" начал снижение и совершил проход над зрительскими трибунами. Затем он начал выполнять первую фигуру высшего пилотажа - "косую петлю". Но высота оказывается опасной, о чем летчиков извещает сигнал бортового компьютера. Согласно записи после этого экипаж не мог определить, где находятся зрители.

Затем Егоров решает выполнить "бочку", которая и станет роковой: истребитель резко потерял высоту. Юрий Яцюк, который являлся заместителем руководителя полетами, командует с земли поворачивать, но из-за этого самолет ещё и теряет скорость. Дальше следует команда "форсаж", но и это уже не помогает: истребитель проседает и сваливается. Зацепив крылом дерево, "С-27УБ" сминает кабину топливозаправщика, крыльями режет стоящие на аэродроме самолеты. В этот момент Топонарь и Егоров катапультируются. Совершенно неуправляемый истребитель врезается в толпу зрителей и взрывается, начинается страшный пожар. Стрелки часов показывали 12:52.

Последствия

К месту катастрофы немедленно выехали машины пожарных и скорой помощи. Но многих лишила жизни Скниловская трагедия. Список погибших насчитывает 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признали 543 человека. Вскоре после катастрофы начала расследование комиссия Министерства обороны Украины, которая определила, что главной причиной является отклонение экипажа от намеченного полетного задания и ошибки в пилотировании самолета.

Президентом был освобожден от занимаемой должности командующий ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников, которого чуть позже арестовала Генеральная прокуратура. Суд над выжившими летчиками и их руководителями затянулся до 2005 года. Согласно приговору, следующие 14 лет своей жизни Топонарь должен был провести в тюрьме и выплатить штраф в размере 7,2 миллиона гривен, который позже уменьшили до 150 000. Егорова также приговорили к тюремному заключению на 8 лет и штрафу в 2,5 миллиона гривен. На данный момент оба уже находятся на свободе. Третьякову и Яцюку дали по 6 лет заключения и штраф 700 000 гривен.

Анатолий Лукиных, который руководил службой безопасности полетов, был осужден на 4 года условного лишения свободы. Едиственным из подсудимых, кто был оправдан, стал Олег Дзюбецкий, отвечавший за подготовку экипажа. Никто из них своей вины так и не признал. Под суд попали также четыре бывших генерала, среди которых был и Виктор Стрельников, но в 2008 их оправдали. Скниловская трагедия 2002 года также стала причиной расформирования "Украинских соколов", членом которой был Топонарь. На данный момент на Украине показательные авиашоу не проводятся вообще. Скниловская трагедия продемонстрировала, чем могут обернуться зрелищные выступления самолетов из-за халатности людей.

Память

Потерпевшим и родственникам погибших была выплачена единоразовая компенсация в размере около 55 тысяч гривен. Но после этого о людях попросту забыли. Как утверждает Стефан Козак, глава общественной организации "Скниловская трагедия", пострадавшим не оказывается никакой социальной опеки или реабилитации. По его словам, некоторые чиновники отвечали, что, мол, люди сами виноваты, что пошли на авиашоу. Вспоминают о них лишь когда наступает очередная годовшина трагедии. На аэродроме была возведена небольшая часовня на пожертвования со всего мира и средства организации "Скниловская трагедия". Фото погибших находятся в ней на плакате с названием "77 ангелов". Сюда часто приходят их родственники и близкие. Не осталась без внимания и в медийном пространстве Скниловская трагедия. Документальный фильм "Прощення" телеканала СТБ рассказывает как раз о ней.

Вместо эпилога

Как уже было упомянуто выше, никто из высокопоставленных чиновников Министерства обороны не понес наказания. Скниловская трагедия 2002 года разве что отправила некоторых из них в запас. Иски родственников погибших и пострадавших суд оставил без рассмотрения.

15 лет назад под Львовом Су-27 врезался в толпу зрителей, что стало крупнейшей катастрофой в истории мировых авиашоу. Пять крупнейших подобных трагедий - в подборке «Газеты.Ru».

27 июля 2002 года на аэродроме «Скнилов» неподалеку от Львова проходило авиашоу в честь 60-й годовщины 14 авиационного корпуса ВВС Украины. Около полудня истребитель Су-27УБ ВСУ взлетел с аэродрома «Озерное» под Житомиром и направился с Скнилов для участия в авиашоу. Командиром экипажа был полковник Владимир Топонарь, второй пилот - полковник Юрий Егоров . Топонарь с 1996 года входил в пилотажную группу «Украинские соколы».

По задумке организаторов шоу, кроме выставки авиационной техники в тот день планировались демонстрационные полеты. Сначала над трибуной прошли два спортивно-тренировочных Як-52, третьим должен был выступать МиГ-29, но его полет отменили, в небе над аэродромом появился Су-27 Топонаря и Егорова.

Самолет начал снижение, прошел над зрительскими трибунами и приступил к выполнению первой фигуры высшего пилотажа - «косой петли». Высота трюка оказалась опасной, о чем экипаж был извещен сигналом бортового компьютера. Позднее расшифровка записей самописцев показала, что после этой фигуры экипаж не мог определить, где находятся зрители.

«Где зрители, на х…?» - спросил в определенный момент Егорова Топонарь.

Егоров решил выполнить «бочку», которая стала роковой - самолет резко потерял высоту. После того, как замруководителя полетами потребовал поворачивать, самолет потерял скорость. Задействованный форсаж не помог, истребитель «просел» и вошел в сваливание. Задев дерево крылом, он смял кабину топливозаправщика, начал «резать» крыльями стоявшие на земле самолеты - в этот момент Топонарь и Егоров катапультировались.

Неуправляемый самолет задел стоявший по пути транспортный Ил-76, врезался в толпу зрителей и взорвался, после чего начался сильный пожар.

В результате катастрофы на земле погибли 77 человек, среди них - 28 детей.

Всего пострадавшими были признаны 543 человека. В тот день происходившее в небе снималось многими владельцами видеокамер, потому крушение оказалось на кадрах с разных ракурсов. Комиссия Минобороны установила, что основной причиной стало отклонение экипажа от имевшегося полетного задания, а также ошибки в пилотировании истребителя.

Президент страны Леонид Кучма возложил вину на военных, сняв с должности главкома ВВС Виктора Стрельникова. Суд над выжившими летчиками шел до 2005 года. По приговору суда Топонарь получил 14 лет лишения свободы, Егоров 8 лет, сроки также получили замкомандующего 14-м авиакорпусом и замруководителя полетами. Ни один из обвиняемых своей вины не признал.

После скниловской трагедии было принято решение о расформировании пилотажной группы «Украинские соколы», и о прекращении авиашоу на территории страны.

Скниловская катастрофа стала крупнейшей в истории авиашоу по числу жертв, но далеко не первой и не последней.

Рамштайн

До львовской трагедии самым крупным инцидентом на авиашоу было крушение самолетов на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Три самолета Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori. При этом один из самолетов упал прямо на зрителей. Тогда в катастрофе погибли 70 человек, в том числе трое летчиков, порядка четырех сотен получили ранения.

Причиной была названа потеря пространственной ориентации одним из летчиков, совершившего незапланированный маневр. Кроме того вина была возложена на организаторах шоу, слишком близко расположивших зрительскую зону к летному полю.

Сакраменто

24 сентября 1972 года на авиапразднике в Сакраменто (Калифорния) истребитель F-86 при взлете вышел из-под контроля и протаранил находившееся за торцом ВПП кафе-мороженое. В результате крушения погибли 22 посетителя шоу, 27 человек получили ранения. Среди погибших были члены футбольной команды. Оказалось, что в целях экономии топлива летчик принял решение взлетать с более короткой полосы. Жертвам трагедии было выплачено $5 млн во внесудебном порядке.

Как коса

Двадцать человек, в том числе 13 детей и летчик погибли в результате столкновения одномоторного самолета с толпой зрителей на фестивале в Колорадо 15 сентября 1951 года. Еще 50 человек пострадали. Согласно сообщению в газете Denver Post, пилот опоздал на фестиваль и не прошел инструктаж по безопасности, который запрещал полеты ниже 152 метров. По сообщениям СМИ, его самолет прошел сквозь толпу, как коса.

Катастрофа в Фарнборо

6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 во время показательного выступления разрушился в воздухе и рухнул на трибуну зрителей на авиашоу Фарнборо. Жертвами крушения стали 30 человек, в том числе летчики. В то время не существовало запрета на пролет над трибунами, после крушения правительство Великобритании ужесточило правила проведения авиашоу.

В тот день во Львове и его окрестностях стояла отличная летняя погода. Около десяти тысяч человек в этот день отправились на авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса ВВС Украины, проходившее в аэропорту Львова в Скнилове.

Зрители с восхищением рассматривали авиатехнику и овациями встречали полеты пилотов-асов. Около часа по местному времени в воздух поднялся Су-27 под управлением Владимира Топонаря и Юрия Егорова .

Пилоты начали выполнение показательной программы, но спустя примерно четыре минуты что-то пошло не так. Су-27 опустился до очень малой высоты, задел дерево, ударился крылом о полосу, задел стоящий Ил-76 и врезался в толпу зрителей. В баках оставалось большое количество топлива, что вызвало взрыв и сильнейший пожар.

Все произошло за считанные мгновения. Те, кто стоял в отдалении, поначалу даже не поняли, что случилось. Но для 77 человек эти мгновения стали последними в жизни. Среди погибших оказалось 28 детей. Число пострадавших измерялись сотнями.

Кто виноват?

Скниловская катастрофа остается самым кровавым авиапроисшествием за все время проведения авиационных шоу. С этого момента на проведение таких мероприятий на Украине был наложен категорический запрет.

За прошедшие 15 лет на Украине случилось много такого, что по масштабам горя и ужаса затмило катастрофу под Львовом. Но людям, потерявшим близких, тем, кто лишился здоровья, от этого не легче.

Полтора десятилетия идут споры — а кто, собственно, виновен в том, что произошло?

Суд главными виновниками назначил пилотов Су-27, которые выжили в катастрофе и практически не пострадали. В момент, когда боевая машина начала свою смертельную пляску в толпе зрителей, они успели катапультироваться.

Летчиков возненавидели — тот факт, что они не погибли, в отличие от тех, кто пришел посмотреть на их мастерство, в глазах многих тоже стал преступлением.

Официальный вывод комиссия Минобороны гласил — главная причина катастрофы заключается в «отклонении экипажа от полетного задания и ошибки в пилотировании Су-27».

Выживший «козел отпущения»

Также указывалось на недочеты организаторов — слишком близкое размещение зоны полетов к месту нахождения зрителей, недостаточный контроль за выполнение программы полетов.

Запись переговоров летчиков свидетельствует — в какой-то момент они потеряли ориентацию в пространстве и не видели, где находятся зрители. Однако ни сами пилоты, ни руководитель полетов не стали прекращать программу.

Накануне участники шоу должны были провести тренировочные полеты, чтобы зафиксировать ориентиры местности. Но из-за экономии топлива тренировки были отменены.

Главным «козлом отпущения» стал командир Су-27 Владимир Топонарь. На суде, который завершился в 2015 году, он получил 14 лет лишения свободы. Не на руку ему сыграли довольно странные показания, данные на процессе — например о том, что в зоне выполнения полетов появился...НЛО. Второму пилоту Юрию Егорову, который оправдывался меньше, дали 8 лет, а на свободу он вышел уже через два с половиной года. В отличие от Топонаря, который в заключении провел 11 лет.

«До последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять»

В 2013 году в интервью изданию «Факты» Владимир Топонарь так рассказывал о причинах случившегося: «В том, что случилось, вина организаторов. Самолеты не должны летать над зрителями. Во время шоу мне нужно было выполнить несколько элементов высшего пилотажа, на них отводились считанные минуты. На «полубочке» я заметил, что тяга обоих двигателей уменьшилась, скорость упала. Но причина неисправности так и осталась невыясненной! Между тем на земле уверенно приказывали продолжать полет. Во время исполнения последней фигуры — косой петли с поворотом — самолет стал неуправляемым. На суде говорили, что летчик ошибся по неопытности. Да у меня 27 лет авиастажа, более двух тысяч часов налета, я был в составе группы «Украинские соколы». Такие элементы исполнял десятки раз. В момент, когда Су-27 чиркнул крылом об землю, я понял, что через несколько секунд погибну. Однако до последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять, вернуть в небо — и прилагал к этому все усилия».

Действительно, квалификация Владимира Топонаря не вызвала сомнений — только в составе пилотажной группы «Украинские соколы» он к моменту трагедии летал уже шесть лет.

Генералов отстранили, но оправдали

О проблемах с тягой двигателей говорили и некоторые эксперты. В 2016 году подполковник запаса Геннадий Жуков , входивший в группу следователей, заявил, что в воздушную систему СУ-27 попала вода и испортила приборы, выдававшие летчикам неверные данные. «Последнюю фигуру они начинали на скорости 430 — они видели, это тестер зафиксировал, комиссия это видела. А в действительности в них скорость была 360, а может, и меньше», — приводил в 2016 году слова Жукова украинский портал ТСН.

Но официальной версией катастрофы 2002 года по-прежнему остается «человеческий фактор».

Помимо пилотов, за трагедию в Скнилове были осуждены еще трое военных -заместитель командующего 14-м авиакорпусом Анатолий Третьяков и заместитель руководителя полетами Юрий Яцюк получили по 6 лет лишения свободы, начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных — 4 года условно.

Главком ВВС Украины Виктор Стрельников был отправлен в отставку. Он и еще четыре генерала также были отданы под суд, но признаны невиновными.

Пострадавшие до сих судятся за компенсацию

Освободившийся Владимир Топонарь до сих пор выплачивает из скромной военной пенсии 150 000 гривен штрафа, назначенные судом. А пострадавшие в катастрофе обивают пороги судов, пытаясь добиться от украинских властей компенсации. Того, что было выплачено, многим не хватило даже для прохождения первичного лечения, в то время как десятки пострадавших нуждались в длительной реабилитации. В Европейском суде сейчас более 30 исков от украинцев, пострадавших в Скнилове. Однако рассмотрение этих дел идет со скрипом — ЕСПЧ отдает приоритет политическим делам и проблемам ЛГБТ, до жертв катастрофы у судей попросту не доходят руки.

Уровень пилотов украинских ВВС за прошедшие 15 лет значительно упал. Сегодня его хватает лишь на то, чтобы бомбить безоружных в Донбассе. Впрочем, и там, как только ополченцы стали давать авиации отпор, активность ВВС была свернута.

Кстати, по утверждению украинских СМИ, сын Владимира Топонаря служит в так называемой «зоне АТО» вертолетчиком.

27 июля 2002 года в крупнейшем аэропорту Украины Скнилов, расположенном недалеко от Львова, во время авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины потерпел крушение истребитель Су-27.

Тысячи зрителей собрались на военном аэродроме, чтобы увидеть чудеса пилотирования. Открыл авиашоу кукурузник Ан-2. Далее фигуры высшего пилотажа продемонстрировали два спортивных самолёта Як-52, за ними в небе появился боевой истребитель Су-27.

Самолётом управляли опытные пилоты — лётчики-испытатели первого класса Владимир Топонарь и Юрий Егоров. В 12:52 по киевскому времени во время выполнения фигуры высшего пилотажа «полупетля» боевой истребитель начал стремительно терять высоту. Вывести самолёт из пике пилоты не смогли. Воздушное судно, задев стабилизатором дерево, ударилось крылом о бетонное покрытие рулёжной дорожки, правым крылом задело стоящий на аэродроме Ил-76, несколько раз перевернулось и упало на толпу зрителей. Истребитель загорелся и взорвался.

В результате катастрофы на Скниловском аэродроме погибли 77 человек, в том числе 28 детей. Кроме того, около 300 человек получили травмы различной степени тяжести. По числу погибших трагедия под Львовом считается крупнейшей катастрофой в мировой истории авиашоу.

Несмотря на разрушительные последствия трагедии, пилотам удалось выжить. Они успели катапультироваться после первого контакта с землёй до момента взрыва.

  • REUTERS/InterTV

Сразу после катастрофы президент Украины Леонид Кучма обвинил в случившемся военных, сняв с должностей главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом Сергея Онищенко.

В сентябре после расследования комиссии Министерства обороны Украины были выдвинуты основные версии причин трагедии под Львовом: техническая неисправность самолёта, неправильное планирование полётов, недочёты, допущенные при организации авиашоу и размещении зрителей, а также отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27.

Егоров и Топонарь свою вину не признали, обвинив организаторов шоу в несоответствии выданных полётных карт местности, где проводились манёвры. Также пилоты отметили, что организаторы не предусмотрели безопасное расстояние между истребителем, выполнявшим манёвр, и зрителями.

Кроме того, перед тем как выполнять фигуры высшего пилотажа, у лётчиков не было возможности потренироваться на этом самолёте. Дело в том, что МиГ-29, на котором должны были выступать пилоты, не смог вылететь во Львов, и его заменили на Су-27.

Ответственность за катастрофу понесли десять человек. Топонаря лишили свободы на 14 лет, Егорова — на восемь лет. Позже сроки их тюремного заключения были сокращены.

Чёрные страницы истории

К сожалению, в истории авиашоу немало чёрных страниц.

До Скниловской трагедии крупнейшей катастрофой считалось столкновение самолётов над авиабазой Рамштайн в Германии в 1988 году. Тогда во время выступления итальянской эскадрильи Frecce Tricolori («Трёхцветные стрелы») в рамках ежегодного авиашоу Flugtag"88 в воздухе столкнулись три из десяти лёгких штурмовиков Aermacchi MB-339. В результате один из самолётов упал прямо в толпу зрителей. Погибли 70 человек, в том числе 16 детей, около 300 человек получили ранения.

17 сентября 2011 года десять человек погибли и более 50 были ранены в результате падения истребителя P-51 времён Второй мировой войны на трибуну со зрителями в американском штате Невада. Пилот не справился с управлением.

Однако в некоторых случаях пилотам удавалось увести машину от зрителей, иногда ценой собственной жизни.

В 2003 году на авиасалоне в Айдахо истребитель Thunderbird во время выступления упал и взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. Пилот Крис Стриклин увёл самолет в сторону и катапультировался за несколько секунд до удара истребителя о землю. В авиакатастрофе никто не пострадал.

В 2009 году на авиашоу в польском городе Радоме белорусские пилоты истребителя Су-27 ценой своей жизни предотвратили гибель людей. Самолёт стал падать во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Су-27 перевернулся в воздухе и рухнул на землю в 100 м от жилых домов. Очевидцы трагедии рассказали, что если бы пилоты решили катапультироваться, то самолёт упал бы на населённый пункт и жертв было бы не избежать. Точная причина катастрофы до сих пор неизвестна. По версии следствия, крушение истребителя могло произойти из-за неправильной работы авиационного бортового оборудования.

В том же году похожая авиакатастрофа произошла и в России. В небе над подмосковным Жуковским при проведении тренировочных полётов к открытию международного авиасалона МАКС-2009 столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Одна из машин упала на дачный дом в садовом товариществе. В результате катастрофы погиб командир группы полковник Игорь Ткаченко, ещё два лётчика с травмами были доставлены в больницу. Также были госпитализированы три жителя дачных домов, одна женщина позже скончалась.

За шесть лет, с 2009 по 2015 год, в мире произошло около 26 катастроф во время показательных выступлений на различных авиационных шоу.

  • Авиашоу в Мадриде
  • Кадр: видео YouTube

Техника безопасности

После трагедий в небе во время авиашоу во многих странах были введены жёсткие правила безопасности, запрещающие выполнять манёвры над зрителями. Все показательные выступления выполняются вдали от трибун над специальной зоной.

  • Авиашоу, Мальта

Дистанция от зрительских трибун до места, над которым выполняются авиатрюки, в разных странах колеблется от 200 до 400 м.

Как рассказал RT заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный лётчик России Владимир Попов, в России около пяти лет назад организаторы авиашоу тоже начали давать лётчикам методические указания.

«Согласно этим указаниям лётчикам на авиационных шоу запрещено выполнять элементы над людьми. Также больше не производится десантирование грузов, людей. Методические указания разрабатываются каждым аэродромом индивидуально. В них прописано, как выполнять полёт на показательных выступлениях, на какое минимальное расстояние можно подлетать к трибунам», — констатировал эксперт.

Важную роль в системе безопасности авиационных шоу играет тот факт, что трюки в воздухе в день выступления должны выполняться на том летательном аппарате, на котором производилась тренировка.

«Лётчик должен привыкнуть к машине, знать её нюансы, выработать навык взаимоотношения с ней. Для нас, лётчиков, самолёты живые, они продолжение нашего тела и души. Им доверяется слишком много, в том числе и жизнь», — резюмировал Попов.

Он также отметил, что в мире не существует единого документа, содержащего требования безопасности при проведении авиашоу.

Не место мальчишеству

Особое внимание при подготовке авиационных мероприятий уделяется подбору пилотов.

«Лётчики проходят строгий отбор. Не каждого лётчика-испытателя могут пригласить на показательные полёты, потому что это верх мастерства. На авиашоу пилотам приходится выполнять трюки в небе не только двойками или четвёрками, но и целыми эскадрильями. Подготовка может занимать от одного года до нескольких лет. Группы должны слетаться, научится понимать друг друга не только с полуслова, но и с полудвижения самолёта», — пояснил Попов.

Он также рассказал, как отработал программу на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском.

  • МАКС-2017 в Жуковском
  • Агентство городских новостей «Москва»

«На показ выбирается боевая техника, пожалуй, самая хорошая и надёжная в мире. Управляют ею одни из лучших лётчиков-испытателей — именно те, кто сможет вовремя среагировать, остановиться и предотвратить любые нештатные ситуации. На МАКСе показывали выполнение очень сложных фигур, которые рядовым лётчикам не под силу», — рассказал эксперт.

«Лейтенанта эту задачу выполнять не пошлют. Фигуры высшего пилотажа делают майоры, подполковники, полковники. Они с чувством ответственности выполняют полёт, люди понимают, на что они идут и что следует делать в нештатной ситуации», — подчеркнул Попов.

27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су-27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.

Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов, под Львовом, многолюдно. Все с нетерпением ожидают начала праздника, посвященного 60-летию 14-го воздушного корпуса, дислоцированного в западных областях Украины. Особенно радуются дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах.

Первым в небе появился Ан-2. Кружа над взлетно-посадочной полосой аэропорта, он сбрасывал парашютистов.

Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як-52. Но все ожидали появления настоящих боевых машин - полеты заявлены в программе.

И вот диктор сообщает, что истребитель-бомбардировщик Су-27, вылетевший с места дислокации в поселке Озерном Житомирской области, уже на подходе к аэродрому.

Все ждали именно этого истребителя. Взоры более семи тысяч львовян и приезжих обратились к кромке ВПП, откуда должен появиться самолет. Рокотом мощных турбин заглушается голос диктора, рассказывающего о технических характеристиках «сухаря» (так пилоты и техники называют машины конструкции КБ имени Сухого). Размах крыла 14, 7 метра, длина 21, 9 м, высота 5, 9 м. Взлетная масса 22, 5-23 т. Максимальная скорость на высоте 11 км составляет 2500 км/ч. Динамический потолок полета 24 км. Силовая установка - два двигателя ТРДД АЛ-31Ф, развивающий тягу при форсаже более 12 т каждый.

Сверкая фюзеляжем и крыльями, Су-27 на малой высоте проносится над ВПП перед трибуной, вызывая взрыв всеобщего восторга.

Тем временем шум двигателей превращается в громовой рокот, истребитель Су-27УБ, пилотируемый летчиком-испытателем 1-го класса Владимиром Топонарем и летчиком 1-го класса Юрием Егоровым, задирает нос кверху, стремительно набирая высоту, затем заваливается набок, выполняя фигуру высшего пилотажа - «бочку». После этого разворачивается и переходит в крутое пике, снова приближаясь к летному полю.

По словам очевидцев, в какой-то момент истребитель вдруг резко снизился; почти у самой земли экипаж попытался поднять его на безопасную высоту, но при этом Су-27 задел крылом стоявший на поле Ил-76. Машина, потеряв управление, «нырнула», пилоты катапультировались, и через мгновение 20-тонный истребитель рухнул на землю, превратившись в огненный шар и сметая все на своем пути. К небу рванулся столб пламени и черного дыма. Зрителей, среди которых было много детей, калечило и убивало обломками металла, давило взрывной волной, жгло огненным смерчем вспыхнувшего авиационного керосина.

Рассказывает свидетель катастрофы, корреспондент «Комсомольской правды» Ярослав Коляса:

«Асы летчики!» - мелькает мысль у меня. В паре метров над корпусами Львовского авиаремонтного завода пролетели! Зрители залихватски захлопали.

Но что это? Самолет продолжает снижаться. Я не летчик, но и то понимаю, что пора выводить машину из пике.

Самолет, всколыхнув или чиркнув - я не понял! - кроны высоких тополей, растущих по краю территории авиаремонтного завода, несся уже над рулежными бетонными дорожками, ведущими к проходной предприятия, и продолжал терять высоту! Зрители - да и я тоже - все еще думали, что так и надо, что это такой трюк.

А истребитель чиркнул крылом по Ил-76, стоявшему на площадке для осмотра и открытому для всех желающих. Звука удара я не услышал, но вокруг брызнули осколки. Позже мне сказали, что в этот момент в кабине «Ила» находились несколько зрителей с детьми - трудно даже представить, что они пережили.

Я вижу, как над разваливающимся уже на куски самолетом вспыхнули купола двух парашютов.

А истребитель, «пропахав» бетонную дорожку, выскочил на травяное поле, все разваливаясь и разваливаясь…

Потом - пламя, черный дым. На нас пыхнуло жаром, как из доменной печи.

Началась паника - и толпа швырнула меня в сторону от огня.

Крики над полем. Кажется, первыми оценили ситуацию пожарные: красные машины мгновенно появились возле огня, в пламя ударили струи воды.

Еще не соображая, что делаю, я побежал к месту, которое пропахал упавший самолет. Сработала мысль - раз машина распалась на куски и все горит, взрыва не должно быть, баки развалились, топливо вытекло.

То, что увидел, наверное, никогда не удастся забыть.

Вдруг вижу, навстречу мне, шатаясь, идет мужчина в какой-то необычной одежде. Читаю на нашивке: Юрий Егоров. Не сразу соображаю, что это один из летчиков, пилотировавших злополучный истребитель. Его подхватывают под руки, чтобы не упал, уводят в сторону. Позже я узнал, что оба летчика (второй - Владимир Топонарь) из-за аварийного катапультирования получили серьезные травмы позвоночников.

Три «скорые» уже подъехали к месту падения самолета.

Ожил микрофон, стоящий где-то у ведущих шоу или на трибуне, я не понял. Десятки людей вырывают его друг у друга, кричат: «Петя!.. Миша!.. Славик!..» «Мама, папа возле трибуны, ты где? Подойди сюда!..»

…А через минуты военные и милиционеры уже живой цепью оттесняли мечущуюся толпу от места смертельного падения истребителя.

В первые минуты после трагедии на залитом кровью летном поле лежали оторванные головы, руки, ноги. Люди погибали целыми семьями: отец, мать и двое детей, пришедшие посмотреть на авиационный праздник. Один из пострадавших, 40-летний мужчина, стоял, держа за руку жену, которая в свою очередь придерживала двоих детей. Обломки самолета буквально смахнули женщину с детьми, а в руках у отца осталась лишь оторванная рука супруги. Молодой парень рядом догадался лечь и потому остался жив.

«В тот день я со своей девушкой и другом отправился в Скнилов на авиашоу - все-таки разнообразие, не все же на дискотеки или концерты ходить, - рассказывал журналистам двадцатичетырехлетний Александр Савченко. - На аэродроме много народу - тысяч десять. Люди распределены группами примерно по тысяче человек. И надо же такому случиться - самолет упал именно в нашу тысячу. Меня легко поранило, даже не знаю как, - руки и ноги. Небольшие порезы. Моей подруге раздробило тазобедренный сустав, поврежден костный мозг. Сейчас она в реанимации, врачи говорят, проблемы с позвоночником. А другу страшно повезло. Стоящему перед ним мужчине оторвало голову, и Петр об эту голову споткнулся, упал… Это его и спасло. В рубашке родился. Мы все, как водой, были облиты кровью - она из людей била фонтанами. Я ночью не могу сомкнуть глаз - сразу вижу эту картину. А Петр с тех пор вообще не разговаривает…»

Когда у зрителей и участников авиашоу прошел первый шок, они с ужасом поняли, что произошло. Там, где только что располагались трибуны, полыхал ядовитый пожар. Тела погибших разметало далеко вокруг места взрыва. Стоны раненых, крики ужаса, детский плач… В первые минуты никто даже приблизительно не мог представить себе масштабы трагедии. Но уже вскоре стало ясно, что количество жертв исчисляется десятками.

Страшная трагедия обрушилась на семью прапорщика Владимира Сербина из Львова. Он пришел посмотреть шоу вместе с сыновьями - шестилетним Ростиславом и восьмилетним Юрием. Погибли все трое.

Машины «скорой помощи» развезли людей в четыре больницы. У большинства пострадавших сильные ожоги, резаные и рваные раны.

«Я еще не видел такого», - рассказывал врач реанимационного отделения Львовской больницы «Скорой помощи» Василий Иванюшко. - К нам сразу доставили 14 человек в тяжелейшем состоянии - с черепно-мозговыми травмами, израненными конечностями, телами. Их пришлось вытаскивать буквально с того света. Увы, двоих так и не удалось спасти - мальчика-подростка и женщину лет сорока пяти. Кстати, лишь двое из наших пациентов, когда пришли в сознание, смогли вспомнить свои фамилии».

Пожалуй, еще никогда львовская телефонная сеть не переживала такого шквала звонков. Вопрос один: «У вас все живы?» И в воскресенье, и в понедельник во Львове возле больниц, городского морга толпились люди, пытавшиеся узнать, нет ли среди пострадавших и погибших их родных, знакомых. Получить такую информацию было непросто. Ведь самолет при падении изувечил многих погибших до неузнаваемости. Ситуация осложнялась тем, что у большинства погибших и пострадавших не было при себе никаких документов.

Президент Кучма, прервав свой отпуск в Крыму, срочно прибыл во Львов. Проведя экстренное совещание на месте трагедии, он уволил главнокомандующего Военно-воздушными силами Украины Владимира Стрельникова, а министр обороны страны Владимир Шкидченко по поручению президента уволил командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко. Военная прокуратура Западного региона возбудила в связи со случившимся уголовное дело. В чем причина катастрофы, должна была ответить государственная комиссия, которую возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Президент Украины потребовал доложить о результатах расследования и принятых мерах до 7 августа.

Пилоты разбившегося истребителя при катапультировании получили сильные, но неопасные для жизни травмы позвоночника. Владимир Топонарь и Юрий Егоров сказали президенту, что были бессильны предотвратить трагедию.

Вскоре летчиков перевели из реанимации в военно-медицинский центр в Виннице. То, что их здоровью ничего не угрожает, больше всего возмущало очевидцев происшествия.

«Черный ящик» самолета был найден и направлен на исследование. По первой официальной версии, причиной трагедии стал одновременный отказ двух двигателей самолета. Российские эксперты крайне скептически отнеслись к выдвинутой украинской стороной версии об одновременном отказе сразу двух двигателей истребителя Су-27. Установленные на этом самолете турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-31Ф за десятки лет эксплуатации во многих странах мира, в самых разных климатических условиях зарекомендовали себя как исключительно надежные. К тому же для регулирования режимов работы АЛ-31Ф предусмотрено функционирование двух систем - электронной (основная) и гидравлической (дублирующая). К характерным особенностям АЛ-31Ф относятся модульность конструкции, высокая газодинамическая устойчивость компрессора, малый удельный расход топлива, высокие контролепригодность и эксплуатационная технологичность. По оценкам специалистов ОКБ «Сухого», они не могут припомнить, чтобы на Су-27 в нормальных условиях пилотирования произошел одновременный отказ сразу двух движков.

Тем не менее в авиационном военно-промышленном комплексе «Сухой» не исключали, что причиной трагедии на авиашоу во Львове мог стать отказ двигателей истребителя Су-27, так как, по мнению специалистов, после распада СССР авиатехника на Украине эксплуатировалась с серьезными техническими нарушениями.

И все-таки причиной трагедии во Львове стал пресловутый человеческий фактор. Украинская армия в целом и ВВС в частности после развала СССР находились в критическом состоянии. За годы независимости летчики растеряли былую профессиональную квалификацию. Украинские пилоты имеют минимальный годовой налет. Оставшиеся от Советского Союза вооружения эксплуатировались с грубейшими нарушениями установленных правил. То же можно сказать и об учениях и тренировках с применением техники.

Эксперт по авиабезопасности Валерий Тимошкин, например, сравнил катастрофу под Львовом с трагической гибелью Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе. 17 июля 2001 года на празднике в Острове, под Псковом, разбился Су-33 под его управлением. Причиной катастрофы стала ошибка при пилотировании. Апакидзе, видимо поняв, что виноват, сам погиб, но самолет увел в сторону от зрителей.

Украинская комиссия сделала заключение, что к трагедии привели «серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов в ВВС, и в частности при организации демонстрационных мероприятий во Львове». Об этом говорилось в сообщении пресс-центра Генеральной прокуратуры Украины.

Трагедии можно было избежать, если бы устроители авиашоу выдержали минимально безопасную высоту и удаление от зрительских трибун. Тогда пилот в случае возникновения нештатной ситуации имел возможность увести самолет в сторону. Об этом свидетельствует опыт авиационных происшествий на крупнейших мировых авиасалонах, таких, как Фарнборо и Ле-Бурже, где катастрофы и инциденты с самолетами в последнее время обходятся без человеческих жертв.

Летчик первого класса подполковник Алексей Мельник, просмотрев телесюжеты о трагедии, отметил явные ошибки в организации шоу. Полеты должны демонстрироваться на высоте не менее 400 м, а сама машина не должна пролетать над зрителями.

Согласно общепринятым стандартам, расстояние от места выполнения полета до места расположения зрителей должно составлять от 300 м до 1, 5 километра. Даже если пилот совершает ошибку, организаторы должны это предусмотреть. По мнению Мельника, летчик самостоятельно на виду у начальства так низко к земле не опустится: «Обязательно был сценарий, и кто-то давал на него добро. Был руководитель полетов, который в случае нарушения летчиками режима высоты должен был дать приказ не выполнять задание дальше». Мельник охарактеризовал Юрия Егорова, с которым знаком, как сильного летчика. «Люди должны его простить, так как он сам уже достаточно наказан случившейся трагедией».

А вот мнение эксперта В. Тимошкина:

Второе. Всегда определяется минимальная высота вывода машины из вертикальных фигур - в данном случае не менее 100 м. А у украинских летчиков рассчитано 30-40 м, за что они и поплатились. Тут налицо сначала ошибка организаторов шоу, а потом еще и самих летчиков. В трагедии виноваты организаторы шоу, а не только экипаж».

Не прошло и двух недель, как председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Евгений Марчук заявил, что имело место отступление от полетного задания. Расшифрованы записи «черного ящика». Пилот спрашивал: «А где же наши зрители?» Перед падением экипаж получил предупреждение: «Самолет вошел в сверхкритическую перегрузку». При этом установлено, что все системы и агрегаты машины работали нормально.

  • 71.