Ку-клукс-клан и его история.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

Происхождение названия

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Никогда не собираться в одном месте. За огласку секретов - смерть. Сложнейшая система явок и паролей. Обязательно каждый имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

Напишите отзыв о статье "Ку-клукс-клан"

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М .: Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. (недоступная ссылка с 26-05-2013 (2120 дней) - история , копия )
  7. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  8. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
  9. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
  10. - текст закона. (англ.)

Литература

  • Кеннеди, Стетсон. Я был в Ку-Клукс-Клане. - Издательство иностранной литературы , 1955. - 317 с.
  • Axelrod Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
  • Barr Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
  • Chalmers David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C.: Duke University Press , 1987. - P. 512. - ISBN 9780822307303 .
  • Chalmers, David M. (2003) Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement . ISBN 0-7425-2310-1
  • Dray Philip. At the Hands of Persons Unknown: The Lynching of Black America. - New York: Random House , 2002.
  • Egerton John. Speak Now Against the Day: The Generation Before the Civil Rights Movement in the South. - Alfred and Knopf Inc., 1994.
  • Feldman Glenn. Politics, Society, and the Klan in Alabama, 1915-1949. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1999.
  • Foner Eric. Reconstruction: America"s Unfinished Revolution, 1863-1877. - Perennial (HarperCollins), 1989.
  • Franklin John Hope. Race and History: Selected Essays 1938-1988. - Louisiana State University Press , 1992.
  • Horn Stanley F. Invisible Empire: The Story of the Ku Klux Klan, 1866-1871. - Montclair, New Jersey: Patterson Smith Publishing Corporation, 1939.
  • Ingalls Robert P. Hoods: The Story of the Ku Klux Klan. - New York: G.P. Putnam"s Sons, 1979.
  • Jackson Kenneth T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. - Oxford University Press , 1967; 1992 edition.
  • Kennedy Stetson. The Klan Unmasked. - University Press of Florida , 1990.
  • McVeigh, Rory. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics, (2009), on 1920s
  • Lender Mark E. Drinking in America. - New York: Free Press, 1982.
  • Levitt Stephen D. Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything. - New York: William Morrow, 2005.
  • McWhorter Diane. Carry Me Home: Birmingham, Alabama, The Climactic Battle of the Civil Rights Revolution. - New York: Simon & Schuster , 2001.
  • Moore Leonard J. Citizen Klansmen: The Ku Klux Klan in Indiana, 1921-1928. - Chapel Hill: University of North Carolina Press , 1991.
  • Newton Michael. The Ku Klux Klan: An Encyclopedia. - New York & London: Garland Publishing, 1991.
  • Parsons, Elaine Frantz (2005). «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan». The Journal of American History 92 (3): 811–836. DOI :10.2307/3659969 .
  • Prendergast Michael L. A History of Alcohol Problem Prevention Efforts in the United States // Control Issues in Alcohol Abuse Prevention: Strategies for States and Communities. - JAI Press, 1987.
  • Rhodes James Ford. History of the United States from the Compromise of 1850 to the McKinley-Bryan Campaign of 1896. - 1920. - Vol. 7. Winner of the 1918 Pulitzer Prize for .
  • Rogers William. Alabama: The History of a Deep South State. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1994.
  • Steinberg Alfred. The man from Missouri; the life and times of Harry S. Truman. - New York: Putnam, 1962.
  • Taylor Joe G. Louisiana Reconstructed, 1863-1877. - Baton Rouge, 1974.
  • Thompson Jerry. My Life in the Klan. - New York: Putnam, 1982. - ISBN 0399126953 .
  • Trelease Allen W. White Terror: The Ku Klux Klan Conspiracy and Southern Reconstruction. - Louisiana State University Press , 1995.
  • Wade Wyn Craig. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. - New York: Simon and Schuster , 1987.

Дополнительная литература

  • Blee Kathleen M. Women of the Klan. - University of California Press , 1992. - ISBN 0-520-07876-4 .
  • .
  • Nelson Jack. Terror in the Night: The Klan"s Campaign Against the Jews. - New York: Simon & Schuster , 1993. - ISBN 0-671-69223-2 .
  • Chalmers David M. . - Rowman & Littlefield, 2003. - ISBN 0742523101 .

Ссылки

  • - слайдшоу журнала Life .
  • со Станли Хорном, автором книги «Невидимая империя: История ККК, 1866-1871»
  • Павел Борисов . «Meduza », 25.11.2014

Отрывок, характеризующий Ку-клукс-клан

– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]
Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.
Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут. Еще менее других знал это гений Наполеона, так как никто ему не приказывал. Но все таки он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки: писались приказы, письма, рапорты, ordre du jour [распорядок дня]; называли друг друга:
«Sire, Mon Cousin, Prince d"Ekmuhl, roi de Naples» [Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский.] и т.д. Но приказы и рапорты были только на бумаге, ничто по ним не исполнялось, потому что не могло исполняться, и, несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись.

Действия русского и французского войск во время обратной кампании от Москвы и до Немана подобны игре в жмурки, когда двум играющим завязывают глаза и один изредка звонит колокольчиком, чтобы уведомить о себе ловящего. Сначала тот, кого ловят, звонит, не боясь неприятеля, но когда ему приходится плохо, он, стараясь неслышно идти, убегает от своего врага и часто, думая убежать, идет прямо к нему в руки.
Сначала наполеоновские войска еще давали о себе знать – это было в первый период движения по Калужской дороге, но потом, выбравшись на Смоленскую дорогу, они побежали, прижимая рукой язычок колокольчика, и часто, думая, что они уходят, набегали прямо на русских.
При быстроте бега французов и за ними русских и вследствие того изнурения лошадей, главное средство приблизительного узнавания положения, в котором находится неприятель, – разъезды кавалерии, – не существовало. Кроме того, вследствие частых и быстрых перемен положений обеих армий, сведения, какие и были, не могли поспевать вовремя. Если второго числа приходило известие о том, что армия неприятеля была там то первого числа, то третьего числа, когда можно было предпринять что нибудь, уже армия эта сделала два перехода и находилась совсем в другом положении.
Одна армия бежала, другая догоняла. От Смоленска французам предстояло много различных дорог; и, казалось бы, тут, простояв четыре дня, французы могли бы узнать, где неприятель, сообразить что нибудь выгодное и предпринять что нибудь новое. Но после четырехдневной остановки толпы их опять побежали не вправо, не влево, но, без всяких маневров и соображений, по старой, худшей дороге, на Красное и Оршу – по пробитому следу.
Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали, растянувшись и разделившись друг от друга на двадцать четыре часа расстояния. Впереди всех бежал император, потом короли, потом герцоги. Русская армия, думая, что Наполеон возьмет вправо за Днепр, что было одно разумно, подалась тоже вправо и вышла на большую дорогу к Красному. И тут, как в игре в жмурки, французы наткнулись на наш авангард. Неожиданно увидав врага, французы смешались, приостановились от неожиданности испуга, но потом опять побежали, бросая своих сзади следовавших товарищей. Тут, как сквозь строй русских войск, проходили три дня, одна за одной, отдельные части французов, сначала вице короля, потом Даву, потом Нея. Все они побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали, только по ночам справа полукругами обходя русских.
Ней, шедший последним (потому что, несмотря на несчастное их положение или именно вследствие его, им хотелось побить тот пол, который ушиб их, он занялся нзрыванием никому не мешавших стен Смоленска), – шедший последним, Ней, с своим десятитысячным корпусом, прибежал в Оршу к Наполеону только с тысячью человеками, побросав и всех людей, и все пушки и ночью, украдучись, пробравшись лесом через Днепр.
От Орши побежали дальше по дороге к Вильно, точно так же играя в жмурки с преследующей армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог – уехал тоже, кто не мог – сдался или умер.

Казалось бы, в этой то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, – казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы – маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.
Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит:
– J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le general, [Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом.] – и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади.
Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу.
И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого – нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
– «C"est grand!» [Это величественно!] – говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand – хорошо, не grand – дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна.
«Du sublime (он что то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», – говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoleon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». [величественное… От величественного до смешного только один шаг… Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг.]
И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Кто из русских людей, читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.
Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели? Неужели такое громадное преимущество перед нами имеют французы, что мы, с превосходными силами окружив, не могли побить их? Каким образом это могло случиться?
История (та, которая называется этим словом), отвечая на эти вопросы, говорит, что это случилось оттого, что Кутузов, и Тормасов, и Чичагов, и тот то, и тот то не сделали таких то и таких то маневров.
Но отчего они не сделали всех этих маневров? Отчего, ежели они были виноваты в том, что не достигнута была предназначавшаяся цель, – отчего их не судили и не казнили? Но, даже ежели и допустить, что виною неудачи русских были Кутузов и Чичагов и т. п., нельзя понять все таки, почему и в тех условиях, в которых находились русские войска под Красным и под Березиной (в обоих случаях русские были в превосходных силах), почему не взято в плен французское войско с маршалами, королями и императорами, когда в этом состояла цель русских?
Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным.
Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов?
Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным.
Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова.
Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества.
Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.
В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.
В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.
И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.

, белый национализм . В середине XX века ку-клукс-клан выступал также против коммунизма . С этой организацией связывают появление понятия Суд Линча .

Это тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ 5 самых КРОВОЖАДНЫХ организаций в мире!

    ✪ История Ку-клукс-клана (рассказывает историк Сергей Карамаев)

Субтитры

Происхождение названия

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

  • Капитан Джон С. Лестер (1834-1901), христианин, деноминация неизвестна;
  • Майор Джеймс Р. Кроу (1838-1911), пресвитерианин;
  • Адъютант Кэлвин Э. Джонс (1839-1872), сын судьи Томаса М. Джонса, член Епископальной церкви;
  • Капитан Джон Б. Кеннеди (1841-1913), религиозная принадлежность неизвестна;
  • Рядовой Фрэнк О. Маккорд (1839-1895), методист;
  • Ричард Р. Рид, ветеран армии Юга, воинское звание и годы жизни неизвестны, пресвитерианин.

Именно Рид предложил название «Рыцари Киклос» («кюклос, или киклос (κύκλος) » с греч. - круг, окружность), но до этого существовало общество «Рыцари золотого кольца » (англ. Knights of the Golden Circle ), тогда шотландец Кеннеди предложил слово «клан», что значило род, семью, связь близких людей.

Начальный этап

Первое время они только пугали людей, убийства начались не сразу. Например, они скакали по улицам города, закутавшись в белые простыни, что приводило в изумление и ужас жителей города, а их - развлекало.

Из-за своих суеверий первое время негроидное население принимало клановцев за души погибших конфедератов (то есть южан). Страх прошёл только в 1866 году , когда появились раненые и убитые среди членов Ку-клукс-клана.

Очень популярно общество было среди воевавших на стороне Юга людей, также среди расистов и бывших членов тайных обществ. Они организовывали отделения под названием «берлоги». С 1865 по 1867 последних насчитывали больше сотни. А к 1868 году вокруг них объединились все террористические организации южан.

1867 год знаменателен тем, что в апреле представители нескольких штатов собрались на своеобразный нелегальный конгресс, где ККК был реорганизован. Во-первых, название поменяли: Ku Klux Klan вместо Kuklux Klan, во-вторых, лидером движения стал Натаниэль Бэдфорд Форрест , бывший генерал армии Юга. Ему дали титул «Великого Магистра». Тогда же разработали конституцию, названную «Предписанием», где говорилось о целях организации: спасти страну от нашествия негров, белую расу от унижений и дать неграм права, удобные только белым. Туда включалась клятва не допустить равенства белых и чёрных.

Структура ККК

Была разработана довольно сложная структура организации. Само общество получило название «Невидимая империя Юга» (англ. Invisible Empire of the South ), глава - «Великий Мудрец» (англ. Grand Wizard ), при котором был совет из 10 «Гениев». Каждый штат - это «Королевство», которым управляет «Великий дракон» и штаб из 8 «Гидр». В каждом «королевстве» есть «домены», во главе «доменов» - «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены» состоят из «провинций», главенство в которых у «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Были и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. У каждого были свои обязанности. Рядовые члены - «Вампиры». Ещё был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя», то есть регалии.

Несмотря на эту сложную систему, клан всё равно был плохо организован, хотя между локальными «пещерами» и «доменами» имелась координация, всё равно глобальной политики общество не вело. Существенных разногласий между «пещерами» и «доменами» не наблюдалось.

Территория распространения

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Члены никогда открыто не собирались в одном месте. За огласку секретов полагалась смерть. Существовала сложнейшая система явок и паролей. Каждый член организации обязательно имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности членов организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М. : Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. Словарь исторических терминов , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. ONLINE ETYMOLOGY DICTIONARY - © November 2001 Douglas Harper (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия )
  7. "Authentic history, Ku Klux Klan, 1865-1877".
  8. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  9. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
  10. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
  11. , 1955. - 317 с.
  12. Axelrod, Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
  13. Barr, Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
  14. Chalmers, David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C. : Duke University Press, 1987. - P. 512. - ISBN 9780822307303 .
  15. Chalmers, David M. (2003) Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement . ISBN 0-7425-2310-1
  16. Dray, Philip. At the Hands of Persons Unknown: The Lynching of Black America. - New York: Random House, 2002.
  17. Egerton, John. Speak Now Against the Day: The Generation Before the Civil Rights Movement in the South. - Alfred and Knopf Inc., 1994.
  18. Feldman, Glenn. Politics, Society, and the Klan in Alabama, 1915-1949. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press, 1999.
  19. Foner, Eric. Reconstruction: America"s Unfinished Revolution, 1863-1877. - Perennial (HarperCollins), 1989.
  20. Franklin, John Hope. Race and History: Selected Essays 1938-1988. - Louisiana State University Press, 1992.
  21. Horn, Stanley F. Invisible Empire: The Story of the Ku Klux Klan, 1866-1871. - Montclair, New Jersey: Patterson Smith Publishing Corporation, 1939.
  22. Ingalls, Robert P. Hoods: The Story of the Ku Klux Klan. - New York: G.P. Putnam"s Sons, 1979.
  23. Jackson, Kenneth T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. - Oxford University Press , 1967; 1992 edition.
  24. Kennedy, Stetson. The Klan Unmasked. - University Press of Florida, 1990.
  25. McVeigh, Rory. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics, (2009), on 1920s
  26. Lender, Mark E. Drinking in America. - New York: Free Press, 1982.
  27. Levitt, Stephen D. Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything. - New York: William Morrow, 2005.
  28. McWhorter, Diane. Carry Me Home: Birmingham, Alabama, The Climactic Battle of the Civil Rights Revolution. - New York: Simon & Schuster , 2001.
  29. Moore, Leonard J. Citizen Klansmen: The Ku Klux Klan in Indiana, 1921-1928. - Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1991.
  30. Newton, Michael. The Ku Klux Klan: An Encyclopedia. - New York & London: Garland Publishing, 1991.
  31. Parsons, Elaine Frantz (2005). “Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan”. The Journal of American History . 92 (3): 811-836. DOI :10.2307/3659969 .
  32. Prendergast, Michael L. A History of Alcohol Problem Prevention Efforts in the United States // Control Issues in Alcohol Abuse Prevention: Strategies for States and Communities. - JAI Press, 1987.
  33. Rhodes, James Ford. History of the United States from the Compromise of 1850 to the McKinley-Bryan Campaign of 1896. - 1920. - Vol. 7. Winner of the 1918 Pulitzer Prize for history .
  34. Rogers, William. Alabama: The History of a Deep South State. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press, 1994.
  35. Steinberg, Alfred. The man from Missouri; the life and times of Harry S. Truman. - New York: Putnam, 1962.
  36. Taylor, Joe G. Louisiana Reconstructed, 1863-1877. - Baton Rouge, 1974.
  37. Thompson, Jerry. My Life in the Klan. - New York: Putnam, 1982. - ISBN 0399126953 .
  38. Trelease, Allen W. White Terror: The Ku Klux Klan Conspiracy and Southern Reconstruction. - Louisiana State University Press, 1995.
  39. Wade, Wyn Craig. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. - New York: Simon and Schuster , 1987.
  40. Это тайное общество, имевшее схожие черты с масонами, было организовано уроженцами южных территорий США после Гражданской войны 1861−1865 годов, а именно судьей Томасом Л. Джонсом и шестью ветеранами армии Юга: Маккордом, Лестером, Кеннеди, Кроу, Джоунсом и Ридом. Все семеро жили в городе Пьюласки, штат Теннеси.

    Члены Ку-клукс-клана, 1871 год

    По одной из версий, название организации происходит от греческого κύκλος - «круг», «колесо». По другой версии, Ку-клукс-клан получил свое название от характерного звука при передергивании затвора винтовки. Согласно третьей версии, название образовано от латинского cucullus — «капюшон».

    ККК был основан бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны

    Изначально название общества звучало как «Рыцари Киклос», однако впоследствии его решили видоизменить по причине существования в те годы организации с похожим названием — «Рыцари золотого кольца».


    Члены ККК на фоне знаменитого символа — горящего креста, 1915 год

    У Ку-клукс-клана была необычная и довольно сложная структура. Возглавлял организацию «Великий Мудрец», который имел в своем распоряжении 10 «Гениев», являвшихся советчиками. Штаты назывались «Королевствами», а управляли ими «Великие драконы» и штабы, состоящие из 8 «Гидр». В каждом «Королевстве» были свои «Домены», во главе которых стояли «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»). В свою очередь, «Домены» состояли из «Провинций» под руководством «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Также в иерархии клана имелись и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. Рядовые члены назывались «Вампирами». Еще был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» — регалии клана.

    «God, Race, Nation (Бог, раса, нация)» — девиз ККК

    Изначально «ку-клукс-клановцы» не ставили перед собой каких-либо крайне радикальных целей: например, они облачались в белые простыни и пугали людей, разъезжая на лошадях. Однако уже в апреле 1867 года Ку-клукс-клан преобразовался во вполне реальную организацию под названием «Невидимая империя Юга». Во многом это произошло потому, что вокруг южан сплотилось большое число карликовых расистских организаций и союзов ветеранов-конфедератов. Лидером ККК стал Натаниэль Бедфорд Форрест, получивший звание «Великого Магистра». Тогда же было разработано «Предписание» (конституция для членов клана), в котором были выделены главные цели Ку-клукс-клана: спасти страну от нашествия негров, а белую расу — от унижений, дать неграм права, удобные только белым, и не допускать равенства белых и черных.


    Натаниэль Бедфорд Форрест

    Трижды Ку-клукс-клан переживал перерождение. С 1865 года по 1871 год, когда о роспуске организации объявил ее тогдашний руководитель генерал Форрест, — первый этап. Спустя несколько десятков лет, в 1915 году, состоялось учредительное собрание нового Ку-клукс-клана. (Примерно в это же время на экраны вышел фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», повествующий о первом рождении ККК). Официально новая организация просуществовала до 1944 года, когда была распущенна и расколота на несколько группировок.

    Третье возрождение клана произошло в 1970-е годы. Впервые за долгое время численность организации выросла до 10 тысяч человек. Впрочем, полиция арестовала главных идеологов обновленного Ку-клукс-клана, что привело к очередному развалу. Стоит отметить, что и по сей день различные «потомки» ККК то и дело создаются, но не пользуются популярностью.

    В середине XX века Ку-клукс-клан выступал против коммунизма

    С первых дней основания общества главными врагами для «ку-клукс-клановцев» были представители черной расы. Схема убийств неугодных организации лиц была четко спланирована, в каждом таком преступлении участвовало от 10 до 500 человек. Перед каждым убийством жертва получала причудливый знак, например, ветку дуба, семена дыни или зернышки апельсина. После такого предупреждения человек должен был либо отречься от своих взглядов, либо покинуть пределы США. Ослушавшихся ждала смерть.


    Суд Линча, 1919 год

    Сами убийства также отличались своей изощренностью и жестокостью: жертв топили, вешали, обливали кислотой и калечили. В 1920-е годы к списку «потенциально нежелательных лиц» прибавились евреи, католики, коммунисты, лидеры профсоюзных и забастовочных комитетов, новые иммигранты. Позже в него попали и гомосексуалисты.


    Символом жестоких преступлений ККК стал знаменитый «суд Линча"

    Символом жестоких преступлений Ку-клукс-клана стал знаменитый «суд Линча», совершаемый обычно через повешение жертвы на дереве. В период с 1881 по 1941 годы жертвами подобной расправы стали 3800 чернокожих американцев. Они пытались принять участие в голосовании, стать членами профсоюза или познакомиться с белой девушкой. Многие афроамериканцы пострадали также за «неуважительное» отношение к белому мужчине.

    Соединенных Штатов Америки, довольно молодого государства, содержит большое количество драматичных и тайных страниц. Одним из наиболее критичных моментов в истории страны была гражданская война, которая разгорелась между свободным Севером и рабовладельцами Юга. Началась она в 1860 году, когда отношения между двумя сторонами накалились до предела. На Севере появилось много влиятельных партий, которые поддерживали проведение радикальных демократических реформ, одной из которых была отмена рабства. Возглавлял движение А.Линкольн, который и был избран президентом. Но консервативно настроенные силы Юга не подержали его и объявили демократам войну. Кровопролитное противостояние длилось 4 года и, унеся более полумиллиона жизней, завершилось формальной капитуляцией и подписанием мира в 1865 году. Таким образом, рабство было отменено, чернокожее население получило свободу и конституционные права. Однако расовое противостояние на этом не закончилось. На Юге существовало значительное количество тайных организаций, которые занимались организацией и проведением террористических акций против военнослужащих, защищавших права чернокожего населения. Среди этих организаций, в частности, были «Голубые ложи», «Социальный союз», «Сыны Юга». Однако наибольшее распространение получили «Рыцари золотого круга», численность которых достигала 115 тысяч человек. Но во время войны большинство этих организаций в силу определенных причин исчезли.


    После окончания войны начался процесс Реконструкции Юга. Конечно, там оставалось много людей различного социального положения, которые были недовольны освобождением рабов. Именно это, по сути, и стало причиной появления новой антинегритянской организации.

    Это была организация с непонятным и магическим названием Ку-клукс-клан, которая была сформирована 24 декабря 1865 года.

    В небольшом городке Пьюласки, расположенном в штате Теннеси, собралось шестеро бывших офицеров: Кальвин Джонс, Джеймс Р.Кроу, Джон Д.Кеннеди, Джон С.Лестер, Ричард Рид и Франк О.Маккорд. Ими было принято решение о создании тайного общества, которое должно было защищать «утраченную справедливость», то есть патриархальные порядки, существовавшие на Юге. Немаловажным было и придумать особое название для организации, которое подчеркивало бы связь общества и традициями тайных обществ прошлого. Так и получился «Куклос-клан» (первое слово в переводе с греческого означает «круг» - любимый символ заговорщиков, а второе – английское слово клан, то есть, родовая община).

    Однако заговорщики на этом не остановились и, желая придать названию еще больше таинственности, немного видоизменили написание слов. Так и получился «Ку-клукс-клан».

    После того, как с формальностями было покончено, офицеры решили отпраздновать создание общества, устроив скачки в ночное время. А чтобы это было необычно и запомнилось надолго, и офицеров, и лошадей нарядили привидениями. Так появились официальные одежды организации – белые простыни и белые мешки с прорезями для глаз на головах.

    Несмотря на то, что члены организации вели себя вполне мирно и ничего плохого не делали, все, кому приходилось встречаться с этой странной процессией, были ужасно напуганы. Больше всего страх испытывали именно чернокожие. Дело в том, что они были крайне суеверными, поэтому верили, что видят перед собой души убитых южан. Такая реакция негров очень обрадовала офицеров. Поэтому они на протяжении нескольких недель каждую ночь устраивали подобные шествия, прекрасно осознавая, что подобная невинная шутка может быть использована и в более серьезных целях.

    Ночные скачки принесли определенные результаты, и очень скоро в тех местах, где они проводились, уровень преступности значительно сократился. Поэтому в то время не было никакой необходимости применять . Члены организации были уверены в том, что будет вполне достаточно, чтобы чернокожие преступники видели его. Однако в скором времени их уверенность заметно пошатнулась, когда однажды ночью по ним был открыт огонь группой негров. Куклуксклановцы решили, что в следующий раз также поедут на ночную прогулку с оружием. Это привело к тому, что маленький провинциальный городок в ночное время превращался в настоящее поле битвы, и негров уже не просто пугали, а убивали. При этом белые одежды помогали белым оставаться неузнанными. В начале 1866 года было заживо сожжено 22 негра, которые находились в тюрьме в городке Кингстри. При этом один из «призраков» получил ранение. Больше мифа о внеземном существовании всадников не существовало. А члены общества начали одеваться в красное и черное.

    К весне 1866 года слухи о существовании Клана распространились практически по всем южным штатам. Популярность его среди населения возросла. Многие представители как аристократов, так и бедняков объединялись в группы, одевали белые балахоны и шли «наводить порядок». И в скором времени большинство этих небольших групп объединились вокруг Ку-клукс-клана. Тогда возникла проблема руководства организацией. Одним из первых, кого члены общества хотели видеть руководителем, был генерал Роберт Ли, но он отказался, мотивировав свой отказ неважным здоровьем и обещанием не выступать против северян. Тогда клановцы обратились с таким же предложением к генералу Натану Форресту, который с большим удовольствием согласился стать во главе организации.

    Он получил звание «Великого мага» и был официально назначен на должность в апреле 1867 года. Тогда же состоялся первый конгресс организации, на котором приняли устав и конституцию клана. Сам орден был назван «Невидимой империей», а его участники – «рыцарями».

    В уставе утверждалось, что основная задача клана состоит в оказании поддержки белого населения. Основным врагом организации были признаны лояльные лиги, которые оказывали помощь чернокожему населению, которое недавно получило свободу, и защищали их права. Кроме того, среди врагов были названы чернокожие, служившие в полиции, коррумпированные чиновники, а также так называемые «саквояжники», жители Юга, которые поддерживали республиканскую партию.

    В ходе проведения конгресса была определена и структура организации. Возглавлял ее «Великий маг» и совет из десяти «гениев». Страна была разделена на «царства», во главе каждого из которых находились «великие драконы» и по восемь «гидр». Каждое «царство» делилось на «домены», которыми руководили «великие титаны» и «фурии». «Домены» делились на «логова» с «великим циклопом» и «ночными ястребами». В составе каждого «логова» находились «пещеры» с «упырями». Тогда же была принята и униформа – белые, красные, черные или полосатые балахоны и колпаки с прорезями для глаз. Иногда колпаки могли быть украшены рогами.

    Таким образом, существовавшие до этого момента организации объединились в мощную структуру с четко определенными политическими целями и строгой дисциплиной.

    Благодаря тому, что Форрест был широко известен среди населения, численность организации очень быстро увеличивалась. Члены клана все чаще избивали и калечили тех людей, которые, по их мнению, преступили установленные ими законы. Однако в первое время они старались не прибегать к убийствам.

    Члены организации действовали в составе небольших мобильных групп, в которые входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек. В большинстве случаев они ограничивались предупреждением, но иногда устраивали и скорые суды – линчевание, которое заканчивалось повешением. Несмотря на то, что жертвами клановцев иногда становились ни в чем не повинные люди, а также то, что очень часто их действия были незаконными, они старались дистанцировать себя и свою организацию от обычных бандитов, которые действовали лишь для того, чтобы обогатиться. Цель клана была более благородной и, по мнению его членов, могла бы принести много пользы обществу. Поэтому на бандитов была начата настоящая охота. Впрочем, официальное правительство это не интересовало. Для них все нарушения правопорядка были связаны с Кланом, поэтому организация была определена вне закона. Начались вооруженные столкновения между правительственными войсками и членами общества.

    К 1869 году ситуация еще больше осложнилась. Ее уже не могли контролировать ни правительство, ни руководство клана. В такой ситуации Форрест даже отдал приказ арестовывать и даже казнить тех участников его организации, которые нарушали установленные уставом ордена правила. Но это распоряжение было проигнорировано, поэтому Форрест принял решение покинуть организацию. Масштабы террора, учиненного участниками клана, поражали, ведь, если верить утверждениям члена Палаты представителей Вильсона, от момента своего создания до начала 1870-х годов, было убито порядка 130 тысяч человек… И только в 1871 году, когда правительство начало прибегать к массовым арестам клановцев, ситуацию удалось немного стабилизировать.

    Вместе с тем, притеснения чернокожего населения продолжались, но уже официально разрешенными методами. Расисты начали активно заниматься политикой и заняли большинство мест в законодательных органах. В итоге появилось большое количество документов, которые, не противореча американской конституции, ограничивали политические права негров. Сама же организация под названием Ку-клукс-клан в конце 1870-х годов прекратила свое существование.

    Но в 1915 году ее возродили к жизни. Сделал это проповедник Уильямс Симмонс, которого вдохновила картина об эпохе Форреста и белых благородных мужчин, выступавших на защиту традиций Юга - «Рождение нации».

    В начале 1920-х годов численность организации достигла четырех миллионов человек. Но их деятельность была направлена не только против негров, но и против иммигрантов, коммунистов, евреев и даже некоторых католиков. По своей сути, вновь образованная организация была американским вариантом фашизма.

    Кроме того, немаловажной составляющей деятельности клана была борьба за трезвость. Ку-клукс-клан поддержал меры правительства, направленные на борьбу против алкоголя. Они даже самостоятельно находили бутлегеров (проще говоря – самогонщиков) и уничтожали подпольные распивочные, выливали алкоголь, а особо злостных нарушителей обливали смолой и вываливали в перьях.

    Деятельность клана столкнулась с большими препятствиями, когда начался финансовый кризис 1929-1933 годов. Но официально орден был распущен в 1944 году. Попытки возродить клан делались в 1946 году, но спустя три года движение вновь раскололось. Секрет подобного развития событий оказался крайне прост: все дело заключалось во внутренней политике Америки. Когда «красная опасность» была отодвинута от страны, надобность в организации подобного рода на время отпала. Тем более что клановцы увлеклись борьбой против предателей, и выступали уже против представителей белой администрации, а это совершенно не входило в планы правительства.

    Тем не менее, попытки возродить клан делались и в 1960-е годы, когда наиболее радикальные члены организации проводили борьбу против секс-меньшинств, а заодно и уничтожали других борцов за гражданские права. Но тогда клановцы вновь переборщили с активностью, и их вновь запретили.

    Новый всплеск активности организации пришелся на 1970-е годы, когда отдельные небольшие расистские группы при помощи террора попытались вести борьбу против чернокожего населения, которое отстаивало свои права. Но тогда на высоте оказалось ФБР, которое за короткий период времени арестовало наиболее активных клановцев.

    В настоящее время Ку-клукс-клан остается активным членом «гражданского общества». Участники движения уверяют, что не прибегают больше к насилию, а заняты лишь тем, чтобы охранять христианство и свои города от преступников и иммигрантов. Большая часть клановцев – это гражданская милиция. Их насчитывается примерно 250 тысяч человек. Примерно 100-150 тысяч состоит в нелегальных и полулегальных организациях. Время от времени эти организации закрывают, а вожди «белого движения» попадают за решетку на длительные сроки.

    На сегодняшний день официально в различных группировках клана состоит около 5 тысяч человек. Однако реальная цифра тех, кто поддерживает движение и активно участвует в жизни клана, достигает более одного миллиона человек. Официальное число говорит лишь о том, что различные антифашистские и прочие цветные организации и движения предъявляют судебные иски клановцам. Речь идет о миллионах долларов. Для того чтобы эти выплаты уменьшить, официальное общество намерено занижает свою численность, чтобы таким образом вполне законно снизить до минимума судовые выплаты (мотивируя это малочисленностью и бедностью организации).

    Одним из таких исков стало дело Джордана Грувера. В 2006 году четыре участника движения «императорский Ку-клукс-клан» в небольшом городке Бранденбург, расположенном в штате Кентукки, якобы проводили миссионерскую деятельность (но почему-то ночью). По пути они встретили шестнадцатилетнего подростка-индейца. Не очень задумываясь о правильности своих действий, «миссионеры» избили его, затем облив спиртом, попытались сжечь заживо. Но мальчику повезло, мимо проезжала полицейская машина. В результате жизнь Джордана была спасена, а клановцы на три года попали за решетку. В свою защиту они в ходе судебных разбирательств говорили о том, что мальчик сам пытался напасть на них. И это на здоровых мужчин, двое из которых имели под два метра роста и весили более ста килограммов, при этом рост мальчика не дотягивал даже до 160 сантиметров, а вес – 45 килограммов.

    Помимо тюремного заключения, на саму организацию был наложен штраф – «императорский Ку-клукс-клан» должен был выплатить 1,5 миллиона долларов самому Груверу, а кроме того, еще 1 миллионов в казну штата.

    В 2010 году был арестован лидер «императорского клана» пастор Рон Эдвардс и его жена. Его обвинили в хранении и распространении метамфетамина. Клановцы уверяли, что наркотики им были подброшены сотрудниками ФБР. Но тогда пастору удалось отделаться всего лишь домашним арестом.

    Еще один такой случай, но с гораздо более плачевным финалом, произошел в 2011 году, когда в тюрьме Хантсвилла был казнен один из наиболее активных участников клана Лоуренс Брювер. В 1998 году он вместе с двумя своими сообщниками жестоко расправился с чернокожим мужчиной Джеймсом Бердом. Его заманили в автомобиль, на котором вывезли в безлюдное место и подвергли пыткам. Затем пристегнули его наручниками к машине и волочили тело до тех пор, пока мужчина не умер.

    Многие задаются вопросом: как так получается, что подобная организация, многими принимаемая исключительно как пережиток эпохи, возрождается снова и снова? А все очень просто – периодически она требуется официальным властям. И под названием «Ку-клукс-клан» скрывается не одна, а сразу несколько законспирированных организаций. Самой крупной из них являются «Рыцари Ку-клукс-клана», которые действуют в Арканзасе. Во главе организации стоит пастор Том Робб. Клановцы имеют серьезную юридическую поддержку, которую им предоставляет Американский союз гражданских свобод. Но в то же время, достигнуть былого размаха организации пока не удается. Впрочем, клановцы не унывают, утверждая, что численность для них – не самое главное. Вполне может быть, что Ку-клукс-клан ожидает долгая жизнь, потому как организации нужна многим…

    Использованы материалы:
    http://www.calend.ru/event/4657/
    http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/1083/
    http://www.velesova-sloboda.org/right/ku-klux-klan.html
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83-%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%BA%D1%81-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BD

    Иллюминатами в разное время называли ордены, братства, организации и секты, исповедовавшие оккультизм и мистическую философию, а также бывшие в оппозиции к правящей власти и религии. Самым известным таким примером является Общество баварских иллюминатов, основанное в 1776 году профессором юриспруденции Ингольдштадского университета Адамом Вейсгауптом. Вейсгаупт был последователем деизма – учения, признающего Бога и сотворение им мира, но отрицающего религиозный догматизм и божественного откровения. Деисты верили, что высшие силы не вмешиваются в ход событий, а познать их замысел можно только путем просвещения разума. Это категорически отрицало учение церкви, что и спровоцировало создание Ордена «просвещенных».

    Общество было закрытым – попасть в него могли не по рекомендациям (как в масонской ложе), а исключительно посредством вербования (хотя одновременно принадлежать и к иллюминатам, и к масонам не запрещалось). В 1784 году Орден уже был под запретом в Баварии, а тремя годами позже привлечение новых последователей объявили преступлением, за которое отсекали голову.

    Почти на 100 лет иллюминаты ушли в подполье, о чем рассказывает в своем исследовании Кевин Хэтэли.

    Официальное возрождение Ордена состоялось в 1896 году в Дрездене. За все время своего существования ему приписывали разные свершения – от разжигания Французской революции до создания США и Октябрьской революции в России. Из-за того, что символ иллюминатов – Всевидящее Око над недостроенной пирамидой – изображен на государственной печати США и однодолларовой купюре, развитие разных «теорий заговора» о теневом участии Ордена в мировой политике и экономике не прекращается.

    Кого только не считают иллюминатом сегодня – от Джастина Бибера, Бейонсе и Леди Гаги до Королевы Елизаветы ІІ. Эксперты-конспирологи же говорят, что пока братство не готово выходить из тени. Соответственно, их фактическое существование – достаточно спорный вопрос.

    Opus Dei

    Организация Opus Dei (лат. – «Дело Божие») основана в 1928 году испанским католическим священником Хосемарией Эскрива де Балагер. Как описывают этот момент исследователи: «Во время духовных упражнений он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий». Цель организации – помогать верующим обретать святость в их повседневной жизни через привнесение божественной осознанности в свою трудовую деятельность.

    За сравнительно недолгую историю существования у Opus Dei было много как поклонников, так и противников, хотя широкую известность ему принесло упоминание в книге «Код да Винчи» Дена Брауна. Несмотря на то, что многие факты в ней (да и в фильме позже) оказались вымышленными, чего писатель и не отрицал, у общества сложилось некоторое негативное впечатление об организации и её начали обвинять в сектантстве. Чем же занимается Opus Dei сегодня?

    Во-первых, её последователи стремятся внушить верующим, что религия – это не только месса, обряды и молитвы, но и каждое мгновение их жизни.

    Так, на официальном сайте организации opusdei.us говорится, что её духовная практика основывается на книге Эскривы «Путь» — сборника из 999 молитв, медитаций и рассуждений. Она предполагает ежедневные молитвы, чтение Библии, участие в мессе, еженедельные «братские беседы» с духовными наставниками. С последними, кстати, обсуждают свои успехи, неудачи и планы на последующую духовную жизнь, которая стоит на трех столпах – самоотречении, привлечении новых членов и воздержании.

    Для того, чтобы стать членом организации желающему понадобится 6 лет – столько длится «испытательный строк» серьезности его намерений. Кроме того, нужно быть готовым к цензуре (многие книги, которые даже изучаются в католических учебных заведениях, в Opus Dei неофициально запрещены) и целибату (для тех, кто желает полностью посвятить жизнь апостольству). Для тех, кто желает подробно разобраться в вопросах, является ли организация элитарной, каково её материальное положение и практикуют ли её последователи «умерщвление плоти» предупредительно была создана FAQ-страница . Из этого выплывает, что общество Opus Dei – не то, чтобы тайное, но весьма закрытое.

    Трехстороняя комиссия

    Трехсторонняя комиссия была основана в 1973 году американским банкиром Дэвидом Рокфеллером и профессором Гарвардского университета Збигневом Бжезинским. Изначально участниками организации было три стороны – Северная Америка, Западная Европа и Япония, а целью их собраний – способствовать сотрудничеству и решению общих проблем у этих регионов. Конспирологи же подозревают комиссию в попытке установления монополии и мировой политической власти в их интересах. Поэтому их деятельность также связывают с так называемым «новым мировым порядком».

    Несмотря на показную открытость организации, долгое время узнать что-либо о её деятельности было весьма проблематично.

    Несмотря на показную открытость организации (у нее тоже есть официальный сайт — trilateral.org ), долгое время узнать что-либо о её деятельности было весьма проблематично. Согласно книге исследователя-конспиролога Джордана Максвелла «Matrix of Power: How the World Has Been Controlled by Powerful People Without Your Knowledge », в 1991 году Дэвид Рокфеллер предположительно произнес речь на встрече в Германии, в которой упомянул: «Мы благодарны The Washington Post, The New York Times, Time Magazine и другим крупным изданиям, чьи директора посещали наши встречи и уважали своё обещание сохранить конфиденциальность на протяжении почти сорока лет». Сегодня же на сайте можно ознакомиться с ежегодными отчетами комиссии и даже почитать книги её участников. Последняя, например, посвящена России (Engaging Russia: A Return to Containment) и политике, которую Трехсторонняя комиссия должна вести в отношении Москвы.

    В последние годы география организации расширилась: так, Японская группа стала Тихоокеанской Азиатской, присоединив к себе участников из Индии и Китая, Мексика стала частью Североамериканской группы, а Западноевропейская сотрудничает с Евросоюзом.

    Череп и кости

    Орден «Череп и кости» был основан в 1832 году выпускником Йельского университета Вильямом Расселом по примеру вдохновившей его немецкой организации «Клуб Еврологии». Некоторые даже считают «Череп и кости» её американским филиалом. Цель Ордена – подготовка выдающихся студентов университета к управлению во всех сферах общества. Самыми известными его членами на сегодня остаются два Джорджа Буша (старший и младший), а также Джон Керри. Примечательно, что выходцы из Ордена всегда есть в правительственном аппарате, Верховном суде, а многие из них потом стают выдающимися спортсменами или лидерами общественных организаций.

    Ежегодно братство принимает только 15 человек. Раньше ими могли стать только белые мужчины традиционной ориентации, аристократического происхождения и исповедующие протестантизм.

    В последние же годы «Череп и кости» открыл свои двери для людей разных рас, религий, пола и ориентации.

    Вступление же в ряды братства окутано тайнами: согласно одним источникам, претендентов раздевали, избивали, укладывали в гроб и заставляли рассказывать истории о своей сексуальной жизни; согласно другим, «гробница» — это комната братства, где новичков шутливо пинали и заставляли пить вино из пластмассового черепа.

    Каковой бы ни была инициация, в обзоре Washington Post упоминается, что член Ордена – это «среднее арифметическое» между Форестом Гампом и персонажем одноименного фильма Вуди Аллена Зелигом: ему удается «засветиться» во всех важных исторических моментах. Например, участники братства стояли у истоков разработки атомной бомбы и смогли повлиять на то, чтобы её испытали в Японии. Они также помогали формировать политику США времен «холодной войны». Сегодня же представители «Черепа и костей» есть в Совете международных отношений, а также в Трехсторонней комиссии.

    Ку Клукс Клан

    Ку Клукс Клан – печально известная ультраправая американская организация, отстаивавшая идеи превосходства белой расы и белого нацизма. Клан был основан солдатами-южанами после Гражданской войны в 1861 году, но просуществовал недолго. Вторую же волну популярности он пережил после 1915 года – тогда и появились белые костюмы и колпаки, созданные для устрашения чернокожего населения. После Второй мировой войны клан активизировался в сторону борьбы против гражданских прав меньшинств. Организация известна многими террористическими актами на почве расизма, которым подвергалось и белые республиканцы, поддерживающие равенство прав.

    Сегодня клан до сих пор существует – его штаб-квартира находится в городке Харрисон, что в Северном Арканзасе. Его нынешний лидер, 66-летний пастор Том Робб, именует себя национальным директором клана. Пастор говорит, что у движения новый лозунг: «Наследие, а не ненависть». Проповедник и его дочери, ведущие активную просветительскую работу, уверены, что против белого населения спланирован геноцид. Несмотря на «ребрендинг» клана, идеология его остается неизменной, а директор стремится, чтобы к организации относились как к политической партии.

    По оценкам экспертов сегодня в клане состоит около 5 тысяч человек. Те, кто живет поблизости, приезжает на еженедельные встречи-проповеди. Для других же Пастор вместе с дочерью Пендерграфт создал онлайн-шоу White Pride TV (в котором, кстати, с обращением к ровесникам выступает и внук пастора Эндрю). Обычно выступления начинаются фразой «Это клан, и это правда», а заканчиваются – «Будь белым и гордись».

    Билдербергский клуб

    Билдербергский клуб был основан в 1954 году, а название свое получил из-за отеля «Билдерберг» в голландском городе Остербеке, где и состоялось первое заседание клуба. С тех пор конференция проходит ежегодно, собирая около 100 людей из области влиятельной элиты – правительства, СМИ, банковского дела и бизнеса. Клуб приблизительно поровну состоит из американцев, европейцев и азиатов, а вход на его собрания возможен только по личному приглашению.

    Даты созыва совещаний никогда не афишируются, а организацию встречи и безопасность её участников обеспечивает та страна, на территории которой они собираются (последняя, например, прошла в Австрии). Удивляет то, что на встречах отсутствует пресса: отчеты о поднятых вопросах и их решениях нигде не публикуются, а делать заявления для СМИ – категорически запрещено. Да и о самой встрече становится известно только после её завершения, хотя в принимающую страну стекается большое количество самых влиятельных людей мира в сопровождении своей «свиты» — секретарей, телохранителей, прислуги.

    Основателем клуба считается Дэвид Рокфеллер, но в источниках об этом упоминается вскользь, акцентируя внимание на том, что он также является человеком, учредившим Трехстороннюю комиссию.

    Среди участников, посещавших заседания организации, числится Маргарет Тэтчер, Билл Клинтон, король Испании Хуан Карлос І, Роберт Макнамара, Збигнев Бжезинский.

    BBC называет Билдербергский клуб «теневым правительством». Тут же приводится и одно из редчайших интервью , которые иногда дают участники клуба – с бывшим еврокомиссаром, виконтом Этьеном Давиньйоном: «Я не считаю, что мы есть мировым правящим классом, поскольку не верю, что такой класс вообще существует. Мне кажется, что просто одним людям, которым имеют влияние, интересно общаться с другими такими же». И все же выплывает интересная закономерность: на встречах клуба часто появляются люди, которые за весьма короткое время становятся мировыми политическими лидерами. Так случилось с Биллом Клинтоном, который попал в организацию в 1991-м, будучи губернатором Арканзаса, а также с Тони Блэром, посетившим её двумя годами позже, еще состоя в оппозиции. Кроме того, почти все «недавние» президенты и члены Европейской Комиссии были приглашены сюда на встречи перед своим назначением.