Кто такой эгоист? Кто такой эгоист, как правильно себя вести и общаться с ним.

негативная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭГОИЗМ

от лат ego - я), ценностная ориентация личности, проявляющаяся в сознательном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам др. людей, крайняя форма индивидуализма

Ощущение своей индивидуальности, своего «Я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердиться в нем необходимы ребенку для становления его личности Эти процессы начинаются в возрасте ок 2 лет Ребенок начинает стремиться к признанию со стороны окружающих, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви и гарантий благополучия В своих притязаниях он может быть навязчив, упрям и капризен От взрослых, к-рые рядом с ним, зависит, каким сформируется взаимоотношение между самосознанием ребенка и миром окружающих его людей научится ли он понимать чужие потребности и чувства, сопереживать им, оказывать бескорыстную помощь, либо он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний

Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности - следствие дефектов воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при к-рой принимаются в расчет лишь его собств интересы, переживания и др. В зрелом возрасте подобная концентрация на своем «Я», равнодушие к внутр миру др. человека, к обществ.интересам могут привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.

В нек-рых этич. и психол. концепциях Э. рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря к-рому якобы обеспечиваются защита и наиб. полное соблюдение его интересов. Однако пренебрежение интересами др. людей приносит лишь кратковременную выгоду, а в целом обусловливает изоляцию человека, негативное отношение к нему окружающих и, как следствие, - неизбежные эмоциональные и материальные потери. Поэтому предотвращение развития Э выступает важной задачей в формировании зрелой личности.

Эгоистич. направленность дет самосознания укрепляется прежде всего там, где родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Наиб. распространенная ошибка родителей - задаривание ребенка. Это способствует развитию прихотей и капризов, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п. Ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физич. усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Так формируется иждивенч. жизненная позиция. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собств интерес.

Предотвращение развития Э в решающей степени зависит от учета родителями и воспитателями индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные социальные отношения со взрослыми и сверстниками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Добавить в избранное

Эгоизм — это качество характера и стремление человека к явному или завуалированному превосходству над другими и личной власти, исключительно для реализации своих корыстных желаний или личной выгоде. Нежелание отдавать частичку себя или своего. Это отсутствие Любви к другому.

Проявления и свойства Эгоизма

Эгоизм, как качество личности проявляется в чувствах, сознании, подсознании, действиях и поступках человека. Наиболее ярко Эгоизм проявляется через , Соперничество, жажду Власти, .

Эгоизм — это полное отсутствие Любви к другому человеку. Исключение составляют собственные дети. Эгоизм – это ощущение себя как личности. Это чувство работает сугубо в двух направлениях: или жить ради кого-то или только ради себя .

Очень часто Эгоизм переходит в глубокое разочарование жизнью, и одиночество.

В отличие от внутреннего мира сознания человека, в материальном мире, человеку приходится адаптироваться к условиям, когда большинство людей живет ради себя и материальных благ.
Инструментом адаптации служит ложное Эго, пропитывающее сознание и чувства человека. Ложное Эго захватывает все свойства характера человека, подчиняя мысли, поступки чувственные наслаждения только ради себя. Существует две крайности и два разных полюса Эгоизма, которые называются — Эгоизм и Альтруизм.

Истинное Эго — Альтруизм

Альтруист – человек, который бескорыстно помогает другим, основываясь на действии так называемого — истинного Эго.

Если быть последовательным, то Альтруист проявляет здоровые формы Эгоизма, живя ради других. Здесь есть свои недостатки, к которым относится остановка в собственном пути развития и совершенствования как личности. Альтруизм, нельзя отнести к идеалу и сказать, что это очень хорошо. Человек на своем жизненном пути всегда находится в какой-то определенной точке на шкале Эгоизм — Альтруизм и это более правильно.

В случае с Альтруизмом, сознание и душа человека, даже теоретически не может вообразить, как можно найти Счастье, живя только ради удовлетворения своих желаний.

Человек с такими установками как Альтруизм, всегда представляет, что настоящее Счастье достигается, когда он принес радость другим людям, сделал им что-то приятное и полезное. Какая радость, если рад только ты один?
Основной, ежедневный, принцип жизни такого человека начинается с вопроса самому себе — «Что ты сегодня сделал полезного для других людей?»

Волонтер — как очень яркий пример Альтруизма и поведения таких людей. Настоящий Волонтер, это человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью.

Ложное Эго — Эгоизм

Эгоист — как принято называть в социуме, это человек который живет ради себя внутреннего и своих корыстных интересов материальных. Это так называемое Ложное Эго. Это путь для достижения материального ложного Счастья.

Ложное Эго заявляет: «Это моя рука, мой ум, мои чувства, мой разум, мой муж, моя машина, мой дом, моя страна и, наконец, моя Земля». Ложное Эго охватывает все стороны материальной жизни человека. Это как раз тот стиль жизни и способ поведения в обществе которое называется Эгоизм материальный.

Однако если человек живет только под влиянием ложного Эго, он не способен достигнуть истинного Счастья, так как его следует искать в сфере взаимодействия двух Эго.

Людей, ищущих счастья в бескорыстной любви, помощи людям, можно встретить повсюду, следует лишь внимательно приглядеться к окружающему миру, выйдя за рамки эгоистичного мирка своих знакомых.

Короткое понятие — Благость

Борьба Истинного и Ложного Эго называется Страсть и там, где истинное Эго берет вес над Ложным Эго, возникает Благость.

Другие описания и проявления Эгоизма

Эгоизм - желание жить за счёт других и получать что-либо в этой жизни не заслуженно, то есть получать даром или применяя для этого методы — обман, манипуляция, насилие и другие..
Более сильные формы эгоизма это Гипертрофированный или махровый эгоизм - иждивенчество и тунеядство.

Эгоизм - оправданная потребность и желание использовать других и весь мир, его ресурсы, для реализации своих эгоистичных желаний и в любых корыстных интересах. Эгоизм - оправданная готовность и привычка плевать на других и их мнение.

У эгоиста все мысли, только о себе, либо о своих не реализованных желаниях. И это всегда делает эгоиста глубоко несчастным.
Эгоизм - когда человек готов делать только то, что нравиться лично ему, когда для него это самое главное.

А если это не нравиться другим - его это не интересует, или интересует в десятую очередь.

Влияние Эгоизма на Счастье

Вот наконец через понимание Эгоизма и его форм, я постепенно подвел Вас к понятию Счастье.
Счастье – это бескорыстный путь к какой-то высокой цели ради других людей.

Например, настоящая любовь может быть только бескорыстной. Мать любит свое новорожденное дитя бескорыстно без всяких мыслей и не ожидая от ребенка благодарности.

Когда один из супругов понимает, что его используют, он очень обижается на корыстолюбие своей половинки. Влюбленный в себя человек не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм – это страшный порок, полностью отравляющий любовь и семейные отношения.

Природа человека так устроена, что у него есть постоянная потребность получать счастье, отдавая свою любовь другим людям. Если человек живет в невежестве, потворствует своим желаниям и страстям, он, тем самым, разрушает себя как личность.

Проявлением эгоизма является отрицание всего правдивого в свой адрес. Человека настолько переполняет Эгоизм, что ему больно слушать слова другого. Он бросается в спор, перебивает, доказывает, возмущается и оправдывается.

Эгоизм вызывает естественный антагонизм и сопротивление. Если человек идет во внешний мир с единственным желанием урвать не дав ничего взамен с лозунгом — «Это все для меня!», мир, по понятным причинам, сопротивляется.

Поначалу в семейных отношениях, стороны терпят проявления Эгоизма, затем начинают спорить, переругиваться и конфликтовать в различных формах. Иными словами, любая форма корысти вызывает антагонизм, сопротивление и столкновение ложных Эго.

Разрушительная деятельность Эгоизма, лишает человека возможности достичь счастья

Эгоизм и любовь к Себе не стоит путать

Эгоизм - это ложная любовь к себе. Это любовь не к своей божественной Душе, а к своей Гордыне и Тщеславию, любовь к своему самомнению и ложному величию.

Эгоизм это ублажение своих низменных желаний и пороков, оправдание своих грехов и ошибок, потакание тому Злу, которое живет в самом человеке и разрушает его. Это оправдание и подпитка своей лени, глупости, необразованности, своих обид, эмоций злости и ненависти, зависти и ревности, своих вредных привычек и пороков, др.

Истинная любовь к Себе

Любить себя конечно нужно, только эта любовь не должна принижать достоинство и интересы других людей, и не должна обесценивать как других людей, так и весь мир вокруг вас.

Истинная любовь и доброе отношение к самому себе - всегда дает Вам такое же доброе отношение и к другим людям, усиливая их ценность в вашей жизни. Такая любовь рождает в Душе светлое стремление делать Добро для других людей бескорыстно, без неистовой жажды обязательно получить личную выгоды от любых отношений. Когда в душе раскрывается настоящая Любовь к себе и к другим людям - эгоизм быстро тает, теряет силу, уменьшается.

Отсутствие у человека Эгоизма, совсем не предполагает, что человек не должен думать о самом себе и своей жизни, или, что он всегда должен делать все в ущерб себе и в угоду другим. Альтруизм — не означает нищету материальную .

Если человек честным трудом, заработал красивую и богатую жизнь - он должен с достоинством принять это и гордиться собой. Богатство, роскошь, достойная личная жизнь не делает человека Эгоистом.

Эгоистом человек становится, если при всей этой роскоши он начинает плевать на остальных людей, полностью игнорируя их интересы и чувства, и ничего полезного и доброго не делает для общества и этого мира. Если принцип этого человека — все хорошее только для себя - это Эгоист.

Последствия Эгоизма

Именно поэтому Эгоисты в глубине души это самые несчастные люди. Эгоизм, если вы отдаёте ему власть над собой, всегда ведёт Вас к бесконечным страданиям и душевным мукам одиночества, даже если страдать вы будете в собственном дворце, сидя на золотом унитазе.
В конце статьи вопрос:

http://сайт/chto-takoe-depressivnost/

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Манипулирование шантаж Вымирание людей Добро и Зло Поступки Одиночество Настоящая женщина Животные инстинкты человека Матриархат Опять бабы! Дети и последствия Феминизм Чудовищный обман мужчин Разрушение семьи в России Уничтожение семьи Учебник для мужчин Сортировать Название Похожие

Эгоизм - важная часть полноценного существования и развития индивида. Каждый человек волнуется о собственном благополучии независимо от возраста и пола. Эгоизм является тем самым бессознательным беспокойством за свою жизнь и важные события. Если это состояние не выходит за рамки разумного, то окружающие не считают человека эгоистичным, а эгоизм не наносит вреда человеку, являясь разумным. Иначе наблюдается иррациональный эгоизм, который разрушающе воздействует на индивида.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что такое эгоизм?

Эгоизм – это поведение, определяемое мыслью о собственной выгоде и постановке своих интересов выше интересов других. Исходя из этого, можно дать определение понятию эгоист – это человек, который беспокоится только о своих интересах и не думает о других людях. Противоположностью эгоизму является альтруизм, хотя современная психология считает это противопоставление неверным.

Рациональный здоровый эгоизм является нормальным поведением. Он отличается от иррационального следующими особенностями:

  • Совершение поступков себе на пользу, учитывая интересы других.
  • Прогнозирование развития последующих событий, которые повлекут предпринятые действия.
  • Умение оценить ситуацию глазами другого человека и сделать так, чтобы ему захотелось предпринять что-либо на пользу другому человеку.
  • Забота вначале о себе, чтобы в дальнейшем помогать остальным людям и любить прежде всего себя, чтобы дать любовь остальным.

Если человек думает только о себе, при этом совершает необдуманные поступки в надежде получить сомнительную выгоду и удовлетворить сиюминутные потребности, то это поведение не является нормальным и приводит к негативным последствиям. Разумный эгоист никогда так себя не ведет – он нацелен на долговременную выгоду.

Разрушительная сила иррационального эгоизма проводит к тому, что человек со временем не будет доверять сам себе, начнет испытывать сильную зависимость от чужого мнения. Он не может адекватно оценивать свои силы и возможности, что влечет за собой ряд неудач. Несмотря на сильное желание получить выгоду любым путем, в таком случае надеяться на успех и помощь других людей будет бесполезно.

Виды эгоизма

Иррациональный эгоизм делится на несколько видов. К нему относятся типы, указанные в таблице:

Описание

Нарциссизм

Эгоист любит только себя. Его действия всегда правильные, а недостатков у него просто нет. Самовлюбленный эгоист может часами любоваться на себя в зеркале, убеждаясь, что он самый лучший. Он может быть не идеален, но ему присуще высокомерие. Нарциссы удовлетворяют только свои желания и никогда бескорыстно не помогают другим. Они не умеют любить и сопереживать. Они любят играть на чувствах других и гордятся этим

Завышенный эгоизм

Для него характерны частые манипуляции и собственничество. Такой эгоист не считается с мнением и желаниями других людей. Все должны делать именно то, что нужно ему. Завышенный эгоист иногда смягчается и бывает добрым, но только для получения собственной выгоды. Он способен нанести вред только тем, кто сам рад обманываться

Эгоцентризм

В психологии эгоцентризм является наивысшей степенью эгоизма. Этот термин характеризует сосредоточенность всех жизненных позиций на своей личности. В некоторой степени эгоцентризм является чертой характера, а не недостатком. Такие люди обладают высокой самокритичностью и мнительностью и видят везде обман, но они умеют признавать свои ошибки. Они не нуждаются в чужом одобрении и похвале

При здоровом рациональном эгоизме человек требовательный и добрый, он не позволяет им манипулировать и вытягивать из него энергию. Он живет для себя, но не мешает остальным. В обществе его уважают за его независимость и самодостаточность. При себялюбии или нарциссизме построить продуктивные отношения с окружающими людьми невозможно, так как человек изначально считает себя выше остальных, но нуждается в похвале и одобрении.

Если нарциссизм или себялюбие – это моральный аспект личности, то эгоцентризм – это особая черта характера. Так, эгоист пренебрегает мнением других не потому, что он их не слышит и не знает. Он ставит свои интересы выше остальных, так как считает себя лучше.

Значение слова эгоцентризм отличается от себялюбия. Эгоцентрик искренне не осознает, что существует другая точка зрения, а интересы окружающих его людей могут быть иными. Он привык жить, ставя свои интересы превыше всего, и просто не знает, что его поведение иногда ранит окружающих и наносит вред. Эгоцентризм часто свойственен детям и подросткам.

Признаки у мужчин и женщин

При здоровом эгоизме мужчина или женщина стараются удовлетворять свои потребности и интересы без вреда остальным людям. Они прогнозируют дальнейший исход предпринятых действий и нацелены на получение выгоды, что является нормальным состоянием. При ненормальном эгоизме человек старается получить как можно больше благ, не отдавая ничего и используя для достижения цели других людей.

В отношениях эгоисты руководствуются только своими интересами и живут для себя. Их партнеры должны выполнять их пожелания и прихоти взамен на «любовь». Такие потребительские отношения похожи на сделку «ты - мне, я - тебе». Например, женщина просит новые туфли, после приобретения которых мужчина сможет поехать на рыбалку. Жизнь таких людей подобна схеме: если эгоист не получает нужного, его партнер взамен ничего не получит. Другими признаками эгоизма являются:

  • Неумение слушать собеседника.
  • Непризнание и игнорирование замечаний окружающих.
  • Поиск «виновных» в любых неудачах.
  • Уверенность в собственной постоянной правоте.
  • Хвастовство.
  • Чувство собственной исключительности.
  • Частые манипуляции людьми.
  • Выставление напоказ достатка.
  • Постоянное желание привлечь к себе внимание.
  • Разделение людей на иерархические уровни.

Парень или девушка-эгоисты строят отношения только из выгоды. Они способны построить длительные отношения только с теми партнерами, которые будут удовлетворять их требования, которые необязательно носят материальный характер, хотя взамен ничего дать не могут. Если эгоист не получает требуемого, появляются скандалы, в любой момент отношения могут закончиться.

Эгоист не оценивает партнера как человека, равного себе. Он изначально считает себя выше и делает так, чтобы ему «прислуживали». При иррациональном эгоизме человек не думает о чувствах и переживаниях людей, которым он наносит сильные душевные травмы. Это человек, который любит только себя и не умеет заботиться о других.

Причины

Основная причина эгоизма – неправильное воспитание в детстве. Так, на поведение взрослого человека могут повлиять следующие ошибки родителей:

  1. 1. Родители не понимают, что их ребенок является отдельной личностью, которой предстоит прожить интересную жизнь. Их задача – помочь ему вырасти ответственным, самостоятельным и мудрым, а родители воспринимают его как свою собственность.
  2. 2. Ребенка начинают боготворить и слепо любить. Родители не позволяют ребенку стать самостоятельным и готовы надевать ему штаны или кормить с ложечки почти до школы. Любые требования малыша очень быстро выполняются взрослыми, так как родители стараются обеспечить ему счастливое детство. В результате ребенок вырастает жестоким эгоистом и зависимым человеком.
  3. 3. Родители эгоистично относятся к ребенку. Они совершенно не интересуются его жизнью, что в дальнейшем провоцирует такое же отношение к ним. Некоторые родители думают только о себе и зациклены на своих проблемах. В таких семьях можно услышать осуждения и критику в адрес других людей, частые ссоры. В результате у ребенка нарушается чувство надежности мира, он не может гармонично развиваться.
  4. 4. Ребенок предоставлен сам себе и черпает негативное информационное наполнение через гаджеты и компьютерные игры.

Если в детском возрасте ребенку постоянно приходилось бороться за все жизненные блага и внимание, они давались ему с трудом, то и во взрослом возрасте индивид продолжит эту трудную борьбу. У него формируется позиция – от этого бездушного и холодного общества нужно только брать, ничего не давая взамен. Вечная обида на окружающий мир не дает возможности человеку избавиться от негативных проявлений эгоизма.

Неуверенность в себе, вызванная отсутствием внимания со стороны родителей или других людей, нередко становится причиной эгоизма. Взрослый человек просто отказывается прислушиваться ко мнению других, так как ранее ему было нанесено немало душевных травм. Он больше не может никому верить. Нередко это состояние сопровождается чувством никчемности и ложной гордости, когда человек пытается достигнуть цели любым путем и хвалится своими успехами.

Эгоистами могут стать люди и во взрослом возрасте, но такое происходит редко, после открытия для себя благ, ранее недоступных. Такие эгоисты не испытывают ненависти к другим и не игнорируют общество, а просто обладают высокой жаждой наживы, а ради достижения цели идут по головам. Проявление такого эгоизма часто наблюдается у людей среднего класса, которые внезапно разбогатели.

Как жить с эгоистом?

Жить с эгоистом – тяжелая задача, особенно если он является мужем или женой. Многие из их партнеров делали необдуманные поступки под эмоциями, которые негативно отразились на их дальнейшей жизни. Если человек желает найти выход из такой ситуации, то предварительно необходимо все хорошо обдумать. Советы психологов, указанные в списке, помогут разобраться и принять верное решение:

  • Если партнер хочет уйти от эгоиста, то это ничего не изменит. Эгоист не поймет причину этого поступка, а затем начнет обвинять мужа или жену, что его бросили одного. Решение расстаться должно быть обдуманным и окончательным.
  • Не стоит даже пытаться кардинально перевоспитать эгоиста. Обычно это не приносит должного результата, а только негативно отражается на нервной системе. Если человек привык, что ему все подают на тарелочке, а всю осознанную жизнь его проблемы решали другие люди, то исправить его будет невозможно. Ему будет проще уйти от проблем и выждать, пока все решится само собой. Все, что можно сделать в этом случае, – изменить отношение к партнеру или измениться самому.
  • Менять нужно не характер эгоиста, а его отношение к близким людям. Если длительная борьба не дает плодотворного результата, следует ненадолго стать таким же эгоистом, чтобы человек смог посмотреть на себя со стороны. Надо показать его худшую сторону, тогда со временем он сам начнет менять свое отношение.

Бороться с партнерами-эгоистами нужно их же методами. Ни один человек не любит, когда показывают его худшую сторону. Нужно относиться к эгоистам так же равнодушно, как и они. Не стоит брать на себя лишние обязанности и выполнять всю домашнюю работу, которую должен делать партнер. Если же эгоист отказывается от любых перемен и дарит свою любовь через силу, то лучшим вариантом будет расставание. Ни один человек не заслуживает, чтобы об него вытирали ноги и унижали.

Люди, которые вынуждены жить с эгоистами, должны научиться любить и уважать себя. Ни в коем случае нельзя отказываться от собственных интересов и принципов. Домашние обязанности необходимо разделить, а проблемы – решать вместе. Нужно научиться говорить о том, что не устраивает, но стоит избегать обвинений и претенциозного тона. Не следует соглашаться с каждым словом эгоиста, если его выводы ошибочны.

Эгоисты нуждаются во внимании, поэтому нужно научиться их слушать. Они ждут слов благодарности и признания. Для этого достаточно периодически поддерживать партнера словами, но не делать это постоянно. Не стоит показывать эгоистам свою слабость – так они только потеряют уважение к партнеру, а их отношение станет только хуже. В любой ситуации необходимо помнить о собственной значимости и любить себя, не реагируя на манипуляции эгоиста.

ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

ЭГОИЗМ

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Эгоизм

Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

ЭГОИЗМ

В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Эгоизм

лат. ego - я] - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова

ЭГОИЗМ

проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.

Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.

В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».

Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.

Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.

Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.

По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.

ЭГОИЗМ

от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Эгоизм

от лат. ego - я] - преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма - «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими - мне неважно», в случае альтруизма - «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже - это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».

Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.

Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья - от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят - щепки летят...»2.

Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии - патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина - это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд - это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти - родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.

В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».

Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания - лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе - по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.

Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм - эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой - создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.

Что такое эгоизм. Виды эгоизма и его проявление.
ЭГОИЗМ (от лат. ego – я) – поведение, точка зрения и позиция человека практически полностью вращающиеся вокруг своего «Я» и основывающиеся на собственном благе и удовольствии, неся своему обладателю желаемую выгоду, счастье и успех.

Высшим благом с точки зрения эгоиста является удовлетворение личных интересов. Полной противоположностью эгоизма является альтруизм. Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм.
Эгоизм легко проявляется в ситуациях, вынуждающих человека принять решение - удовлетворять личный интерес или действовать в ущерб ему, на пользу другому человеку. Эгоизм следует отличать от нормального себялюбия, то есть чувства благоволения к самому себе и естественного самосохранения.

Себялюбие включает в себя возможную заботу не только о собственном благе, но и не противоречит благу других людей, сочетаясь с их стремлением, таким образом являя целью общее благо, в соответствии с девизом: «благополучие каждого зависит от единства в целом».

Также следует разделять эгоизм и индивидуализм (лат. individum – индивидуум, особь), то есть такую позицию или принцип человека, которая является приоритетной относительно коллективного интереса, а его личное благо, свобода и развитие являются высшей целью, для достижения которой используются социальные группы и институты, как средство или условие её достижения.

Во всём спектре человеческих взаимоотношений эгоизм может по-разному проявляться:

1. Диктаторский эгоизм.

Этот вид эгоизма выражается в глубоком убеждении индивидуума в том, что все вокруг должны служить его интересам.

2. Эгоизм собственной исключительности и неповторимости.

Этот вид за основу принимает правило, гласящее:» все вокруг должны следовать моральным нормам и принципам, кроме меня любимого, если это не несёт мне никакой выгоды.»

3. Анархический эгоизм.

Согласно этому виду:» все имеют право преследовать собственные интересы, в соответствии со своими моральными принципами», то есть правил нет.

При этом первые два вида противоречат основным требованиям нравственности, в которых без всякого сомнения нарушаются принципы взаимности и равенства. Отношении к себе как к единственной ценности, а к другим людям как к средству достижения собственных целей, представляет собой ту самую крайнюю степень эгоизма, называемую эгоцентризмом, и является частым качеством людей- манипуляторов.

Что касается третьей формулы, то она вполне может быть принята с точки зрения морали, с небольшими поправками: «…если собственные интересы не нарушают интересы других.» Каким бы ни было в этом случае поведение индивидуума, главное, чтобы оно соответствовало золотому правилу медиков:» Не навреди».

Роль эгоизма как качества присущего человеку в частности, так и социуму в целом, не раз притягивала к себе внимание философов и писателей, будучи рассмотрена ими в своих трудах вплоть до противоречивых взглядов, к примеру когда альтруистическое поведение человека входит в его личный интерес. Это явление получило название «альтруистический эгоизм».

Так как эгоизм угрожает общим и общественным интересам, то человечество выработало различные социальные и культурные ограничители служащими противовесом эгоизму, вроде этикета и морали. Также фактором ограничивающим индивидуальный эгоизм является и норма внутригруппового поведения. Однако забота об интересах группы может привести к такому явлению как «групповой эгоизм.»

Однако, кроме моральных ценностей и норм, для ограничения эгоизма никаких средств не существует, особенно в современном обществе, где принцип милосердия давно уже является атрофировавшимся органом социума. Особенно это правило действительно для верхних эшелонов власти, где индивидуум с его ничтожными интересами представляет собой только средство для достижения целей группы власть имущих.

Эгоизм больной и здоровый.
В связи с тем, что в детстве нас учили, что эгоистом быть плохо, мы научились грамотно манипулировать этим термином, говоря другому человеку, не учитывающему наши интересы: «Ты эгоист! Ты считаешь свои интересы превыше моих!» , тем самым проявляя собственный эгоизм, но не замечая этого.
Однако, эгоизм- это нормальное качество психически здорового и имеющего нормальную самооценку человека. Эгоизм нельзя примитивно делить на «плохую» или «хорошую» черту характера, просто она может быть развита в большей или меньшей степени. Поэтому глупо и нелепо осуждать кого-либо за наличие собственного эго, можно лишь осудить степень проявления эгоизма.

К крайним степеням проявления эгоизма можно отнести сверхэгоизм (все вокруг геи, а я Д’Артаньян), эгоизм- самоуничижения (я-ничто, взгляните на ничтожество), и нормальный, здоровый эгоизм, являющийся средним между крайностями (понимание и восприятие своих и чужих потребностей и их взаимное удовлетворение).

По аналогии с гипервитаминозом, гиповитаминозом, и авитаминозом, давайте разделим эгоизм на гипер-, гипо- и анэгоизм, и рассмотрим нездоровые формы эгоизма.

Гиперэгоизм.
Эту степень проявления эгоизма можно назвать сверхэгоизмом. Эта степень эгоизма в большинстве случаев сочетается с нарциссизмом, затмевая сознание индивидуума собственным кажущимся совершенством настолько, что он не способен осознать то, что планета крутиться не вокруг него и не только для него.

Причины формирования сверхэгоизма могут быть разные- от переизбытка внимания к ребёнку и потакание всем его капризам, до неуверенности в себе, вызванной недостатком любви и внимания. Вот прекрасный пример из анимации о том, к чему может привести чрезмерная опека над ребёнком. Этот мультфильм называется «Про Вову Сидорова».

Можете обратить внимание на тех людей, с которыми Вам приходиться ежедневно иметь дело. Присмотритесь к мотивам их поступков, если они соответствуют следующим критериям:
кроме нужных ему дел ни за что не берётся
рассчитывает на уступки от других, но не готов находить компромисс
любая тема разговора в конце-концов переводится на собственную личность
не признаёт собственные ошибки, но упорно ищет недостатки других людей
соответствует поговорке: «Есть два мнения- моё и неправильное»
ищет выгоду в любых своих действиях, либо требует
выходит из сложных ситуаций на «чужом горбу»
делает только то, что ему принесет пользу в ближайшем будущем
равнодушен ко всему, кроме собственнной драгоценной персоны

Последствия эгоизма
Некоторые люди считают, что эгоистам прекрасно живётся в наше время в современном обществе. Это далеко не так. Законы человеческих отношений не могут положительно отражаться на тех людях, которые пальцем не пошевелят без личной выгоды.

Под этими законами подразумевается принципы:» Твори добро», » Зло порождает ещё большее зло», » Око за око» и тому подобные. Как говорится:» Никто не любит хитромудрых», а гиперэгоизм подпадает под это прозвище.

По крайней мере сверхэгоист рано или поздно почувствует на себе самом обратное действие законов отношений между людьми. Отчуждение окружающих станет платой за злоупотребление собственным «Я».

От поведения сверхэгоиста страдают в первую очередь его близкие люди, так как они чаще других людей имеют с ним дело. И если разочаровавшиеся вторые половины могут собрать вещи и уйти, потратив определённое время своей жизни, на удачно скрывавшегося под личиной внимательного супруга сверхэгоиста, то покалеченная психика детей гиперэгоиста, во взрослом возрасте напомнит о воспитании таким родителем различными комплексами и психологическими травмами.

Как лечить эгоиста?

Воевать с эгоизмом окружающих- занятие недостойное и бесполезное. Проще всего стараться избегать общения с гиперэгоистом стараясь не впускать его в свою жизнь и не позволять ему влиять на Вас. Принудительное лечение здесь использовать не получиться, так как лечение требует признания наличия проблемы, а в случае с гиперэгоизмом, такой человек «в своём глазу бревна не замечает».

Ситуацию может изменить только сильнейший стресс, который заставит человека задуматься над своим поведением и собственными ценностями. Этот процесс подобен болезни химической зависимости, где наркоман может начать лечение только после того, как достигнет самого дна своей жизни, либо испытает сильный страх, в виде угрозы жизни.

Так вот, если нанести удар в виде полного игнорирования интересов эгоиста в важных для него сферах, то он наверняка почувствует угрозу своему безбедному существованию. Если нет желания рвать на корню все отношения с эгоистом, то можно попробовать с ним договориться. При этом выскажите то, что Вас не устраивает, и выдвигаете встречное предложение в виде либо полного разрыва отношений, либо соглашение которое включает в себя соблюдение взаимных прав и обязанностей. Осознание того, что в случае разрыва отношений эгоист может потерять больше, чем приобретёт, может заставить его изменить собственное поведение.

Гипоэгоизм.

Людей ставящих чужие интересы превыше собственных «любят» в больших коллективах. Он ведь всегда поможет, если взвалить на его плечи свои проблемы, выслушает, если понадобится, отодвинув вглубь души собственные интересы. Однако, таких людей, как личность, совершенно не ценят. Он является помойной ямой, куда люди сбрасывают собственные проблемы и неприятности. освобождаясь таким образом от отрицательных эмоций.

Такие люди могут показаться сочувствующими всем добряками, однако часто под маской альтруиста скрывается патологически неуверенный в себе неудачник, целиком и полностью зависящий от мнения окружающих о собственной персоне, старающийся угодить другим для поднятия самооценки. При этом они могут чувствовать неприязнь к окружающим за собственное потраченное на них время и нереализованные желания. Всё зависит от того, в какой коллектив попал такой человек. Если его окружение является благодарным, то о нём смогут позаботиться, рассмотрев непрактичного добряка, а если это коллектив сверхэгоистов, то, простите: «хороший лох, на вес золота».

Последствия гипоэгоизма.

Чувствительного, всем во всём уступающего и не умеющего вовремя отстоять собственное мнение гипоэгоиста жизнь часто разочаровывает. Из-за нереализованных желаний и незаслуженно несправедливого отношения к нему окружающих он может впадать в тяжёлую депрессию. Кстати, у обделённых эгоизмом родителей частенько вырастают дети, которые являют собой их полную противоположность становясь гиперэгоистами. Так природа восстанавливает баланс, но как обычно дети страдают сильнее, испытывая на себе все тяготы сверхэгоизма.

Лечение недостатка эгоизма.

В этом случае нужен «волшебный пендель»- чей-либо толчок извне, который даст возможность человеку понять собственную ценность и значимость. Как только бывшая жертва понимает, что жить в своё удовольствие и ради себя не грешно, то услышит в свой адрес множество недовольных высказываний о том, что:»Ты сильно изменился (-лась) не в лучшую сторону». Так окружение не хочет отпускать жертву собственного мнения и манипулирования им.

В таком случае важно не испугаться отчуждения и забвения окружающими, и не поддаться на их требования «остаться такой, как раньше». Нужно дать понять им, что прошлое не воротишь. Как говорили в древнем Китае:»Наибольшее возможное препятствие на жизненном пути-это пренебрежение собственным «Я».

Полное отсутствие эгоизма

Отсутствие эгоизма (анэгоизм) относится к тяжёлым психическим заболеваниям или области фантастики. Совершенно не заботящихся о себе психически здоровых людей не бывает. Да и такого рода психические заболевания являются компетенцией психиатров куда с самостоятельным лечением соваться не стоит.

Можно сделать вывод из всего вышесказанного, что без здорового эгоизма жить очень трудно. Ведь главным достоинством человека, обладающего здоровым эгоизмом является умение «жить самому и давать возможность жить другим», грамотно выстроив свою систему приоритетов.

Напоследок, Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:
умеете отстаивать собственное мнение, отказываясь от чего-либо, если считаете,что это может принести Вам вред;
уделяете внимание собственным целям в первую очередь, но понимаете, что другие имеют право на собственные интересы;
способны пойти на компромисс, стараясь совершать полезные Вам поступки, стараясь при этом не навредить другим;
имеете собственное мнение и не боитесь его высказать, даже если оно отличается от чужого;
можете прибегнуть к любым способам защиты, если Вам или Вашим близким угрожает опасность;
не боитесь критиковать других, не переходя на грубости;
стараетесь никому не подчиняться, но и не стремитесь контролировать других;
имеете уважение к желаниям партнёра, но не переступаете через свои желания и принципы;
сделав выбор в собственную пользу не мучаетесь чувством вины;

Берегите себя и свой здоровый эгоизм! Удачи Вам в жизни!