Кто такие бакалавр, специалист и магистр. Бакалавриат или специалитет: что лучше

Тесное сотрудничество стран сказывается на культуре, традициях и даже словарном запасе отдельных народов. Так, в русском языке в последнее время появилось очень много слов иностранного происхождения, значение многих из них непонятны для простого человека. Недавние реформы в системе образования привели к путанице со степенями и квалификацией выпускников. Поэтому многих абитуриентов и их родителей интересует, что такое бакалавр, специалист и магистр и чем они отличаются.

Такая система пришла к нам из Европы, и она облегчает устройство на работу наших выпускников за границей. В американских и европейских вузах знают лишь о том, что такое бакалавр и магистр, специалистов там нет, а у нас они считаются чем-то средним между первой и второй степенью. Присоединение к Болонской конвенции подразумевает изменение прежних стандартов образования и переход к системе обучения развитых стран.

Отучившись четыре года, студент получает что говорит о его полноценном образовании в высшем учебном заведении с третьей или четвертой степенью аккредитации. С таким документом уже можно идти и спокойно устраиваться на работу, другое дело, что работодатели неохотно берут таких специалистов, а вся проблема кроется в непонимании уровня квалификации. Многие приравнивают бакалавра к младшему специалисту, сравнивают с получением образования, но это не так.

Чем отличается бакалавр от специалиста? Да лишь тем, что при получении второго диплома студентами рассматривается больше предметов, некоторые из них изучаются более детально. Отличия начинаются с 3 курса, поэтому если захочется перейти с бакалавра на специалиста, то придется погашать академическую задолженность, состоящую из неизученных ранее дисциплин. Диплом специалиста предполагает возможность занимать руководящие должности, а вот с дипломом бакалавра можно получить обычную должность бухгалтера, инженера, маркетолога, менеджера, юриста и т.д.

Что такое бакалавр - более-менее понятно, но многим абитуриентам не ясно, чем отличается специалист от магистра. В первом случае нужно учиться 5 лет, а во втором 6 лет, так есть ли смысл тратить свое время и просиживать в университете дольше? Это уже каждый должен решать самостоятельно, но не стоит пытаться получить лишь потому, что это престижно. В обучении на специалиста основной упор делается на практическое применение полученных знаний, то есть из таких студентов получатся отличные профессионалы определенной отрасли. А вот магистры в основном занимаются научной деятельностью, поэтому их и готовят как будущих ученых.

Нужно учитывать, что не во всех странах существует единое понятие о том, что такое бакалавр. Если у нас и в большинстве европейских странах это понятие обозначает молодых людей, окончивших 4 курса вуза и получивших полное высшее образование, то во Франции так именуют абитуриентов. То есть в этой стране бакалаврами называют выпускников средних школ, получивших аттестат. Не все так однозначно и в США. Конечно, что такое бакалавр, там знают, потому что учатся по но выпускнику присваивается квалификация с уточнением, например, Бакалавр математики, Бакалавр права, Бакалавр философии и т.д.


Бакалавр, магистр, специалист, аспирант
… Определения, которые кажутся абитуриенту очень далекими и малозначимыми сейчас, при выборе ВУЗа и поступлении. Тем не менее, как показывает практика, задуматься о типе специальности еще до начала учебы, ведь от этого зависит, какой диплом получит выпускник. А для того чтобы сделать правильный выбор, важно разобраться, чем отличается бакалавр от специалиста, а специалист – от магистра. Понимая разницу, намного проще принимать правильные решения и планировать на несколько лет вперед.


Отечественное высшее: бакалавр, специалист, магистр в Болонской системе

Масштабные изменения в образовательной системе России начались в 2003 году, когда РФ присоединилась к Болонскому процессу . Нововведения коснулись очень многих вопросов высшего образования, но, пожалуй, самые заметные инновации связаны с типом специальности и, соответственно, дипломам, которые получат выпускники ВУЗов. Так, на смену традиционной трехуровневой системе дипломов бакалавр-специалист-магистр приходит принятая в большинстве стран мира 2-уровневая система, в которой не нашлось места специалитету. Таким образом, уже с 2010 года российские ВУЗы не получают лицензии на использование программ подготовки специалистов, а с 2015 этот уровень и вовсе выпадет из образовательного процесса. Проще говоря, готовить студентов с дипломом специалиста больше не будут.

Справка: Болонский процесс

– план сближения, стандартизации и гармонизации систем высшего образования в странах Европы . Основные задачи Болонского процесса:

  • обеспечение более широкого доступа к высшему образованию;
  • возможность трудоустройства в других государствах с иностранным дипломом;
  • увеличение мобильности студентов при выборе ВУЗов;
  • ускорение модернизации и совершенствования высшего образования в разных странах Европы и Азии.

Чем отличается бакалавр от специалиста?

Как мы уже выяснили, специалист как понятие будет упразднен в России уже с 2015 года . Дипломы такого образца будут котироваться наравне с любыми другими, но выдавать их больше не будут. Таким образом, поступить в ВУЗ с намерением получить такой диплом уже вряд ли удастся (за исключение некоторых типов государственных ВУЗов), а вот понять отличие бакалавра от специалиста все-таки придется тем, кто сейчас как раз должен принять решение: продолжать учиться или нет. Об этом стоит задуматься и абитуриентам военных ВУЗов, большинство из которых продолжают придерживаться 3-уровневой системы образования. Конечно, можно действовать по принципу «жизнь покажет», но всегда лучше ставить перед собой вполне конкретную цель.

Итак, какая разница между бакалавром и специалистом? Вопреки распространенному заблуждению, бакалавриат – это законченное образование , но лишь его первая ступень. Многие работодатели наверняка не воспримут такой диплом как подтверждение высшего образования со всеми вытекающими последствиями. Но есть и плюсы. Во-первых, учиться придется всего 4 года, что позволит раньше обрести финансовую независимость, начать профессиональное развитие на практике и вообще поскорее распрощаться с ВУЗом. Бакалавра и специалиста разница состоит еще и в том, что диплом бакалавра принимается в большинстве европейских стран, что позволит удобно продолжить образование там. Диплом же специалиста будет бесполезен: такого типа специальности за границей просто нет, и его «счастливый» обладатель окажется снова на одном уровне с бакалаврами.

Что касается нашей страны, то тут ответ на вопрос «Что выше: специалист или бакалавр?» однозначен. Диплом специалиста, как и раньше, воспринимается как полноценное подтверждение высшего образования . И хоть для его получение придется провести в стенах ВУЗа еще 1-2 года, большинство студентов решаются на этот шаг. Единственное, что смущает, - это неопределенный статут специалитета после 2015 года и бесполезность такого диплома в Европе.

Чем специалист отличается от магистра?

О преимуществах и недостатках специалитета мы уже поговорили выше, но теперь стоит разобраться в том, что лучше: специалист или магистр? Некоторые неопытные абитуриенты ставят вопрос еще шире: что выше, магистр или специалист? Ответ на оба вопроса один. Конечно, магистратура – это лучше и престижнее . Основная сложность заключается в том, что для поступления на этот уровень высшего образования придется проходить конкурс, а стоимость дополнительных двух лет (или даже больше!) может оказаться неприятным сюрпризом для студентов и их родителей.

Существенная разница между магистром и специалистом заключается еще и в том, что второй тип диплома может быть принят работодателями и учебными заведениями за границей . Факт этот далеко не гарантированный, но уже то, что квалификация магистра котируется и идентифицируется в Европе, дает определенную надежду. Особенно если студенту посчастливилось получать образование в авторитетном, крупном ВУЗе. Это отличие специалиста от магистра – важный стимул для всех, кто рассчитывает продолжить образование/научную деятельность за рубежом или получить престижную работу в Европе.

Надеемся, после прочтения нашего обзора о том, чем отличаются специалист, магистр, бакалавр, разница стала для вас более очевидной. В любом случае, мы желаем вам принять правильное решение и не прекращать свое самосовершенствование в любых обстоятельствах!

0 Каждый год, словно по расписанию, из школы появляются очередные выпускники, и как у прежних поколений перед ними встаёт вопрос, куда поступать, устраиваться ли на работу, а может отдохнуть пару лет? Если с последними двумя вариантами всё понятно, то первый таит под собой некоторые сюрпризы. Ведь после 2011 года высшее образование, благодаря нашим мудрым вождям разделили на "магистратуру" и "бакалавриат "..
Однако, перед тем, как продолжить, я бы хотел посоветовать вам прочесть ещё парочку любопытных статей по рандомной тематике . Например, Как понять слово Импонирует , что значит Кошерная еда , что означает Ни с того ни с сего ; что такое Сентиментальность и т. п.
Итак, продолжим, что значит Бакалавр ? Это слово происходит из западноевропейских языков, например во французском обозначает человека, который сдал экзамены на курс средней школы, а в английском так называют первую учёную степень.

Бакалавр - это молодой специалист, который стремиться к самореализации и построению великолепной карьеры, увы не у всех это получается без связи и денег родителей


Бакалавр - это 4 года учёбы, как итог неоконченное высшее образование, и требуется отработать ещё 2 года в магистратуре


Бакалавр - это квалификация или академическая степень присуждаемая лицам, которые освоили необходимые для этого программы высшего образования


На западе "бакалавриат ", как система образования появился в 1999 году, его приняли на конференции в Болонье. В этой декларации были прописаны особые стандарты, к которым Россия присоединилась в 2003 году.

Значение слова "Бакалавр"

Первая версия . Если мы откроем словарь Фасмера, то там обнаруживается его связь со словом "лауреат", то есть отмеченный лавровыми листками, что издавна были символом победы и успеха. Однако, в нашем случае, оно произошло от "bacca и laureatas", первое слово можно перевести, как "ягода", а второе "лавровая".

Вторая версия . Другие лингвисты считают, что этот термин произошёл из английского языка "knight bachelor", что можно перевести, как "рыцарь бакалавр". Этим выражением обозначали рыцарей, которые были подчинены своему сеньору, и должны были нести военную службу. Люди, которые относились к "knight bachelor" принадлежали к самой низшей ступени в иерархии рыцарей. Это обычно были молодые землевладельцы, которые хотели стать настоящими рыцарями.

Третья версия . Юный землевладелец, о котором мы говорили во второй версии, обучался бою на палках, что по латински "baculum". Мечи в то время были оружием очень дорогим, и не каждый мог их себе позволить. Кроме того, поскольку этот юноша, только вступал во взрослую жизнь, и был полон планов и желаний, то в те тёмные века оно стало синонимом слову "холостяк".

Выпускник бакалавр получает в свои руки диплом о высшем образовании, и если он захочет пойти в магистратуру, то после завершения обучения получит ещё один диплом, об её окончании. Для тех, кто привык учиться, и пока не спешит устраиваться на работу, можно поступить в аспирантуру, и защитить кандидатскую и докторскую степень.

Об истории бакалавриата в России

Сейчас почти никто не знает, что подобная система образования существовала в Российской Империи начиная с 18 века. В то время было чёткое разделение на кандидатов и магистров. Что касается "кандидатов ", то это студиозусы, окончившие высшее учебное заведение, причём с отличием. Если молодые люди изъявляли желание продолжить своё образование, то им нужно было поступать в магистратуру. Подготовка к экзаменам в магистратуру занимала ни много не мало, а почти 4 года. Уровень знаний, необходимый для поступления в магистратуру соответствовал европейскому доктору философии. Если провести равенство, то в современной образовательной системе магистр соответствовал кандидату наук. Подобная система просуществовала довольно долго, и была отменена лишь в начале 20-го века, как и остальные учёные степени. Почему это было сделано, тема довольно интересная, и годится для очередной статьи. Впрочем, в 1934 году иерархия среди учёных снова была остановлена, что привело к здоровой конкуренции среди яйцеголовых.

Некоторые пытливые граждане, а также родители учеников задаются вопросом, может ли бакалавриат считаться полноценным высшим образованием? Ответ здесь будет чёткий и однозначный - может!
Если человек окончил бакалавриат, то на этом этапе процесс является полностью завершённым, а диплом действителен.

Чем отличается бакалавр от магистра?

Как правило различие здесь кроется по уровню узконаправленных и теоретических знаний. В первую очередь бакалавра "затачивают" под конкретные практические умения, которые должны применяться в конкретной профессии. В отличие от бакалавриата, магистратура более глубже погружает студентов в научные аспекты и теоретические гипотезы.

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что значит Бакалавр , и чем он отличается от магистра.

Бакалавриат - Bachelor"s degree - первая ступень высшего образования в странах с Болонской системой. Когда говорят о высшем образовании, чаще всего под ним подразумевают именно бакалавриат. Магистратуру и докторантуру принято называть послевузовским или постдипломным (postgraduate ) образованием.
Бакалавриат рассчитан на выпускников школ, желающих получить высшее образование по определенной специальности. Степень бакалавра определяется количеством учебных часов. Их принято измерять в образовательных кредитах (ECTS), где 1 кредит равен 25-30 учебным часам в зависимости от страны. Чтобы получить диплом бакалавра, необходимо набрать 180-240 ECTS за весь учебный период. Само обучение на бакалавриате займет 3-4 года, за исключением медицинских и юридических специальностей, где учеба длится 5-6 лет.

Виды бакалаврской степени

Существует несколько разновидностей бакалаврской степени. На сайтах университетов рядом с наименованием образовательной программы могут стоять такие аббревиатуры как BA, BSc, BAS, BFA и другие. Они обозначают тип бакалавриата.
  • Бакалавр искусств - Bachelor of Arts (ВA) . Степень BA выдается в области гуманитарных наук. Исключение составляет Великобритания : в этой стране степень BA присуждается во всех дисциплинах. Обучение по программе бакалавра искусств длится 3 или 4 года. В большинстве европейских стран для получения степени BA потребуется 3 года, тогда как в США и Канаде придется учиться 4 года. Основная черта образовательных программ BA - это акцент на получении теоретических знаний.
  • Бакалавр наук - Bachelor of Science (ВSc) . В отличие от BA , образование по программе бакалавра наук предполагает не только освоение теоретического материала, но и исследовательскую практику. В основном степень BSc присуждается в естественнонаучных областях, информатике и математике. Но также ее можно встретить в социальных науках и психологии - в этом случае теоретическое содержание гуманитарных наук будет подкрепляться сильной естественнонаучной базой. Например, степень бакалавра наук в области психологии, кроме знакомства с основными теориями, будет предполагать изучение биологии, химии и даже информатики. Обучение на BSc также, как и на программах BA, длится 3-4 года.
  • Бакалавр технических наук - Bachelor of engineering (BEng) . Степень BEng присуждается в технических дисциплинах . Обучение по программе BEng займет 3-5 лет. В некоторых странах данная степень эквивалента BSс. Основное отличие диплома бакалавра в области технических наук - это сильный акцент на практической деятельности и последующем трудоустройстве в соответствующей сфере. Большинство выпускников технических факультетов быстро находят работу по специальности, и если продолжают обучение в магистратуре, то занимаются этим одновременно с профессиональной деятельностью.
  • Бакалавр изящных искусств - Bachelor of Fine Arts (BFA) . BFA выдается в области визуальных и исполнительских искусств. Основной упор в процессе обучения делается на освоение художественных умений, научные дисциплины преподаются в гораздо меньшем объеме. Программа обучения рассчитана на 4 года. Данная степень в зависимости от страны может иметь другое наименование: BFA распространен в США и Канаде, во многих странах эта степень называется Bachelor of Creative Arts (BCA).

Самые популярные бакалаврские степени

Популярность Наименование Наименование на английском Аббревиатура Продолж .
Лет
10.40 % Бакалавр наук bachelor of science BSc 3-4
8.83 % Бакалавр искусств bachelor of arts BA 3-4
6.37 % Бакалавр бизнес-администрирования bachelor of business administration BBA, B.B.A. 3-4
4.31 % Бакалавр технических наук bachelor of engineering B.Eng. 3-5
2.55 % Бакалавр образования bachelor of education B.Ed 3-4
1.71 % Бакалавр права bachelor of law LL.B. 3-4
1.26 % Бакалавр сестринского дела bachelor of nursing BN, BSN, BScN, BSc Nursing 3-4
1.22 % Бакалавр компьютерных наук bachelor of computer science BCompSc, BCS, BS CS 3-4
1.12 % Бакалавр медицины bachelor of medicine BM, BMed 5-6

Поступление

Минимальный пакет документов, необходимый для поступления на бакалаврскую программу, включает в себя:
  • Аттестат о среднем образовании;
  • Результаты языкового теста;
В зависимости от страны и самого университета могут требовать также:
  • Результаты теста (например, TestAS или SAT), который одновременно проверяет уровень владения иностранным языком и предметные знания абитуриента;
  • Портфолио (для творческих специальностей).
Перед подачей документов в вуз необходимо выяснить, эквивалентен ли аттестат поступающего квалификации о среднем образовании в выбранной им стране для обучения. В таких странах как Германия , Чехия и Япония российский аттестат не позволяет после школы поступать в университет. В таком случае аппликант может прибегнуть к одному из предложенных ниже вариантов:
  • отучиться несколько лет в российском вузе;
  • окончить подготовительные курсы при иностранном университете, в который абитуриент намерен поступать, или же при государственных образовательных центрах (например, Studienkolleg в Германии);
  • успешно сдать нострификационный экзамен, который станет подтверждением соответствия знаний абитуриента школьному образованию зарубежной страны.
Отбор абитуриентов в университете может проходить по среднему баллу (GPA) аттестата или же по результатам вступительных экзаменов. Формат испытаний различный и зависит от страны: экзамен может представлять из себя письменную работу, тест или собеседование.

Процесс обучения

Безусловно, в каждой стране своя особая учебная атмосфера, которая может быть по душе или нет иностранному студенту. Несмотря на это можно обозначить два основных тренда в образовательном процессе. Первый - максимальная свобода для студента. Учащийся сам выбирает предметы (за исключением трех-четырех обязательных), преподавателей и формирует свое расписание. Это можно встретить, например, в учебных заведениях Англии , Норвегии и Италии . Второй тренд представляет собой более классический вариант обучения. Практически все предметы являются обязательными, университет предлагает всего несколько курсов по выбору. Студенты не участвуют в выборе преподавателей и составлении учебного расписания. Такой подход распространен во многих странах, например, Польше , Японии и Южной Кореи .
Многие университеты предоставляют возможность студентам одновременно обучаться на двух бакалаврских специальностях (программы двойных степеней или Joint Degree ), что позволяет им по окончании учебного заведения получить два диплома бакалавра (к примеру, бакалавра технических наук в области образования).

Стоимость обучения

Цены на обучение разнятся. Согласно рейтингу THE 2016 года, самыми дорогими странами для получения диплома являются США , Великобритания , Австралия и Гонконг . Бюджетное образование можно получить в Венгрии , Индии и других странах . В некоторых странах, к примеру, во Франции , Германии и Швеции , высшее образование является абсолютно бесплатным даже для иностранцев (студенты платят только вступительный взнос, который составляет порядка €150).
У абитуриента есть возможность получить стипендию, которая часто покрывает расходы не только на обучение, но и на проживание в стране. Финансовую помощь студенту может оказывать правительство, общественные организации или даже сам университет. Также в некоторых странах, например, в США и Норвегии , можно учиться по государственному займу, который впоследствии необходимо выплатить (как правило, через несколько лет после окончания университета).

Перспективы после бакалавриата

Диплома бакалавра вполне достаточно для начала построения карьеры. Во многих странах на последнем курсе обучения проходит студенческая практика в крупных компаниях, которая может длиться от двух недель до целого семестра, что дает необходимый опыт работы студенту и помогает ему после выпуска трудоустроиться. Однако везде есть исключения. Например, во

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процесса – свобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.